Программа тьюторского сопровождения
рабочая программа (4 класс)
Программа тьюторского сопровождения для детей с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_tyutorskogo_soprovozhdeniya.docx | 37.21 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«НИЖНЕВАРТОВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ САНАТОРНАЯ ШКОЛА»
ПРОГРАММА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
Ф.И.О. обучающегося: ______________________________
Дата рождения обучающегося: _______________________
Ф.И.О. и контактные данные родителей:
____________________________________________________
_____________________________________________________
Класс: ___4____ Вариант программы ФГОС обучающихся с ОВЗ 8.2.
Ф.И.О. тьютора _____________________________________
Заключение и рекомендации ПМПК (Протокол № _________от ___________.)
Занятие с педагогом – психологом, направленные на развитие высших психических функций, развитие пространственно-временных представлений с формированием группы простых и сложных предлогов; гармонизацию эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных навыков, формирование разнообразных моделей социального взаимодействия: развитие произвольной регуляции деятельности.
Занятие с учителем – дефектологом, направленные на общее познавательное развитие и помощь в освоении АООП с отработкой программы действий при выполнении задания; на расширение представлений о предметах и явлениях окружающей действительности.
Занятие с учителем – логопедом, направленные на понимание и выполнение инструкции с пониманием понятийной стороны речи, вопросительной интонации, местоимений, глаголов; развитие фонематического слуха и звукобуквенного анализа; коррекция лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи.
Нуждается в помощи социального педагога, направленной на координацию взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Пояснительная записка
Данная программа составлена в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 03.02.2014). Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья». Санитарно-эпидемиологические правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих общеобразовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Адресат
- Общие сведения.
Обучается во 4 классе по программе 8.2, рекомендованной ТПМПК, полная инклюзия. Группа здоровья III.До школы посещал детский садик с 5 до 7 лет. Имеет статус «ребенок-инвалид».
- Сведения о семье.
Семья полная. Оба родителя заинтересованы в развитии ребенка. Принимают активное участие в сопровождении процесса обучения.
- Общая осведомленность и социально-бытовая ориентировка.
Сведения о себе и об окружающем мире сформированы на достаточном уровне. Знает домашний адрес. Ездит в школу на школьном автобусе. Социально-бытовые навыки соответствуют возрасту. Навыки самообслуживания сформированы. Проявляет полную самостоятельность. Знает и выполняет гигиенические нормы, но иногда требуется напоминание или контроль со стороны взрослого. Старается поддерживать своё рабочее место в порядке. Трудовые навыки сформированы на среднем уровне. Не любит убирать за собой, стремится переложить работу на других.
- Посещаемость.
Уроки не пропускает, занимается не всегда с настроением. Отмечаются негативные формы поведения: плаксивость, агрессия при нежелании выполнять задания. Часто отказывается выполнять задания учителя, тьютора.
- Характеристика обучаемости.
Усваивает учебную программу частично, интеллектуальное развитие ниже среднего уровня, уровень познавательной активности ниже среднего уровня, уровень самостоятельности снижен; при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, контроль и помощь. Простые доступные задания выполняет самостоятельно. Мотивация к учебной деятельности сформирована слабо. На уроках музыки в деятельности участия не принимает. Сидит на стуле, наблюдая, как занимаются остальные. К занятиям физкультурой относится положительно и с интересом. Нравятся уроки технологии и рисования, на которых работает с удовольствием.
- Соответствие объёма школьных знаний, умений и навыков требованиям программы с оценкой динамики обученности:
Развитие устной речи: в речи наблюдаются частичные нарушение согласования. Говорит о себе в первом лице. Предложения простые и короткие. Речь сформирована на бытовом уровне.
Чтение: читать умеет, но без удовольствия. Темп чтения средний, смысл прочитанного понимает. Соотносит простой текст с картинкой. Осуществляет простой пересказ. Отвечает на вопросы по сюжету. Любит читать стихотворения наизусть.
Владение письменной речью: графические навыки сформированы на низком уровне, сравнительно с детьми его возраста. Скорость письма не отвечает требованиям. Самостоятельно может грамотно списать текст. Выполнение грамматических заданий требует направляющей и обучающей помощи педагога. При написании диктантов допускает много орфографических ошибок на изученные правила (безударные гласные, парные согласные и т.п.). При постановке ударения в слове и делении слов на слоги и для переноса допускает ошибки. Орфограмм 3 класса усвоил на допустимом уровне. Правило знает, но не применяет.
Сформированность учебных навыков по математике: знает цифры однозначные и двузначные, называет, пишет. Счётные операции выполняет на предметном материале со стимулирующей помощью. Сравнение предметов проводит на простом, доступном материале, место числа в числовом ряду определяет, навыки устного счета не сформированы. Способность к решению задач в процессе формирования. Составные задачи на нахождение остатка, суммы и т. п. решать затрудняется – не может определить план решения задачи и выбрать способ решения.
Математической терминологией не владеет. Решает математические выражения на сложение и вычитание, внетабличное умножение и деление усвоил на не достаточном уровне. Задачи решает с опорой на схемы. Таблицу умножения не усвоил.
Знает и различает геометрические фигуры. Работа с чертежными инструментами вызывает затруднения. В чертеже допускает ошибки – не соблюдает заданную длину сторон. Затрудняется назвать свойства прямоугольника и квадрата. Периметр многоугольника находить не может, понятие «периметр» не сформировано. Не может найти и исправить самостоятельно ошибку в своей работе, не всегда понимает учебную задачу; испытывает трудности при осмыслении учебного материала по математике. Требуется обучающая помощь учителя на всех этапах урока.
7. Усвоение образовательной программы (динамика).
Наблюдается положительная динамика усвоения образовательной программы.
8. Поведение и общение в учебной ситуации
Школьные правила знает, но не всегда соблюдает. Если что-то не нравится плачет и убегает, хлопает дверью. Взаимоотношения в коллективе на недостаточном уровне. С одноклассниками идёт на контакт, друзей не имеет; отношения с учителями и родителями хорошие, в отношении с незнакомыми людьми стесняется, вежливый. На переменах спокойный, любит отдыхать, с детьми играет редко. Во время игры случайные и несильные толчки воспринимаются неадекватно – плачет громко. Если оставить его одного на некоторое время, успокаивается, ждет, когда его пригласят к деятельности и просит прощения.
9. Эмоциональное-волевое состояние в учебной ситуации
Затруднено вхождение в учебную деятельность. Познавательного интереса к учебной деятельности нет. Необходимы мотиваторы и «договоры». Воспринимает инструкцию. Результат деятельности не всегда проверяет. С большим удовольствием работает, если взрослый берет на себя роль помощника. При выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, выделения главного, установления закономерностей, требуется стимулирующая помощь, изредка – дополнительные разъяснения. Наблюдается тревожность в ситуации возможного неуспеха – плаксивость, отказ от выполнения задачи.
Цель и задачи программы
Цель заключается в формировании и развитии речевых и учебных навыков ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
1. Формировать и развивать речевые навыки для обучения в естественной среде.
2. Формировать и развивать специфические навыки ребенка в различных областях: академические навыки, навыки самообслуживания.
3. Формировать положительные межличностные отношения в коллективе.
4. Учить следовать ежедневному расписанию, самостоятельно заниматься деятельностью, не связанными академическими заданиями.
5. Формировать адекватную реакцию и поведение.
Основные этапы индивидуального сопровождения:
- Совместная работа с другими специалистами выработка рекомендаций;
- Решение поставленных задач.
- Формирование адекватного учебного поведения в условиях работы в классе;
- Подача учебного материала с учетом особенностей усвоения информации, специфики овладения учебными навыками.
Основные направления работы с родителями:
- Объяснение родителям задач, составление плана совместной работы;
- Формирование у родителей адекватного отношения к своему ребёнку, установки на сотрудничество и умения принять ответственность в процессе анализа проблем ребёнка, реализации стратегии помощи;
- Оказание родителям эмоциональной поддержки;
- Содействие родителям в получении информации об особенностях развития ребенка, прогноза развития;
- Формирование интереса к получению теоретических и практических умений в процессе обучения и социализации ребёнка;
- Проведение совместного анализа промежуточных результатов, разработка дальнейших этапов работы.
Процесс реализации психологической поддержки родителей является длительным и требует комплексного подхода, что предусматривает участие психолога, педагога-дефектолога, логопеда, и др. От успешного вовлечения родителей в процесс выигрывают и дети, и родители.
Решение задач происходит при тесном взаимодействии тьютора, учителя, родителей с ребенком, через приемы, используемые тьютором.
Приемы, используемые тьютором:
Тьютор использует дополнительную визуализацию: наглядных схем, алгоритмов, карточек; систему альтернативной коммуникации РECS и систему поощрений альтернативного поведения.
Проводит беседы о правилах и нормах поведения со сверстниками, в классе, в школе. Обучает навыкам бесконфликтного поведения (как реагировать при возможном возникновении конфликтных ситуаций, спорных моментов), помогает учащимся найти выход из сложившейся ситуации с помощью наглядных пособий, мини – игр, бесед.
Упрощает инструкции к заданию; использует дополнительную визуализацию; минимизирует двойные требования; упрощение содержания задания.
Тьютор подбирает интересные для учащегося игры. На начальном этапе дает односложные инструкции, постепенно переходя к многоступенчатым. Сокращение объема заданий при сохранении уровня их сложности. Во время игр, на занятиях, при построении напоминать ребенку, что без него дети не начнут работать, что он им нужен и они его ждут. Тьютор помогает вжиться в роль, репетирует вместе с ребенком, первое время произнося текст вместе с ним.
Использует иллюстрации, рисунки на доске, презентационные слайды.
Перерабатывает информацию (упрощение, сокращение и т.д.) и находит различные мотиваторы.
Приемы релаксации – элементы пальчиковой гимнастики, просто полежать или походить, смена деятельности.
Содержание программы
I четверть | |
Области | Задачи |
Учебные навыки | |
Сотрудничество и эффективность подкрепляющих стимулов | Быстро реагирует на инструкцию в течение 5 секунд после предоставления инструкции. |
Навыки самообслуживания | |
Переодевание | При завязывании шнурков выполняет хотя бы один шаг в цепочке. |
Прием пищи | Режет пищу ножом. |
Уход за собой | Сморкается при помощи подсказок. |
Туалет | Ходит в туалет без помощи взрослого. |
Социализация | |
Поведение в группе | Спокойно и адекватно сидит в группе с 6 другими детьми на протяжении 15 мин. |
Распорядок дня в классе | Самостоятельно занимается академической деятельностью на протяжении 10 мин |
Игры и проведение досуга | Игры со сверстниками, следует прямым инструкциям без дополнительных подсказок во время 1 игры. |
Просьба | Просит 1 отсутствующий предмет, который необходим для выполнения задачи |
II четверть | |
Области | Задачи |
Учебные навыки | |
Сотрудничество и эффективность подкрепляющих стимулов | Быстро реагирует на инструкцию в течение 3 секунд после предоставления инструкции. |
Навыки самообслуживания | |
Переодевание | Завязывает шнурки самостоятельно. |
Прием пищи | Режет пищу ножом самостоятельно. |
Уход за собой | Сморкается самостоятельно. |
Туалет | Ходит в туалет без помощи взрослого. |
Социализация | |
Социальное взаимодействие | Спокойно реагирует на физический контакт и физическую помощь взрослых и детей. |
Поведение в группе | Спокойно и адекватно сидит в группе с 8 другими детьми на протяжении 15 мин. |
Распорядок дня в классе | Самостоятельно занимается академической деятельностью на протяжении 15 мин |
Игры и проведение досуга | Игры со сверстниками, следует инструкциям или правилам игры в течение как минимум одной игры. |
Просьба | Просит, как минимум 3 отсутствующих предмета, которые необходимы для выполнения задачи |
III четверть | |
Области | Задачи |
Учебные навыки | |
Сотрудничество и эффективность подкрепляющих стимулов | Сотрудничает как минимум за 5 разных предметов или видов деятельности. |
Навыки самообслуживания | |
Переодевание | Застегивает и расстегивает кнопку на предметах (не на одежде) |
Прием пищи | Наливает жидкость без подсказок. |
Уход за собой | Самостоятельно умывается. |
Туалет | Ходит в туалет без помощи взрослого. |
Социализация | |
Социальное взаимодействие | Ведет себя приемлемым образом, находясь рядом со сверстниками в течение15 мин. |
Поведение в группе | Спокойно и адекватно сидит в группе с 12 другими детьми на протяжении 15 мин. |
Распорядок дня в классе | Самостоятельно занимается академической деятельностью на протяжении 20 мин |
Игры и проведение досуга | Игры со сверстниками, следует инструкциям или правилам игры в течение как минимум 3 разных игр. |
Просьба | Просит, как минимум 6 отсутствующих предметов, которые необходимы для выполнения задачи |
IV четверть | |
Области | Задачи |
Учебные навыки | |
Сотрудничество и эффективность подкрепляющих стимулов | Сотрудничает как минимум за 10 разных предметов или видов деятельности. |
Навыки самообслуживания | |
Переодевание | Застегивает и расстегивает кнопку на одежде. |
Прием пищи | Наливает жидкость самостоятельно. |
Уход за собой | Самостоятельно расчесывает волосы. |
Туалет | Ходит в туалет без помощи взрослого. |
Социализация | |
Социальное взаимодействие | Ведет себя приемлемым образом, находясь рядом со сверстниками в течение 30 мин. |
Поведение в группе | Спокойно и адекватно сидит в группе с 16 другими детьми на протяжении 15 мин. |
Распорядок дня в классе | Выполняет и сдает работу учителю или убирает материалы, которые были необходимы во время выполнения задания без подсказки в 50% случаев |
Игры и проведение досуга | Игры со сверстниками, следует инструкциям или правилам игры в течение как минимум 4 разных игр. |
Просьба | Просит 10 и более отсутствующих предметов, которые необходимы для выполнения задачи |
Рекомендации родителям
Сроки | Деятельность тьютора |
I четверть | Индивидуальные беседы с родителями, рекомендации по образовательной деятельности (записи в дневнике) Подобрать материал и разработать консультации для родителей на тему: «Как поднять ребенку настроение?». |
II четверть | Индивидуальные беседы с родителями, рекомендации по образовательной деятельности (записи в дневнике) Подобрать материал и разработать консультации для родителей на тему: «Нетрадиционные техники рисования как способ развития творческих способностей, обучающихся». |
III четверть | Индивидуальные беседы с родителями, рекомендации по образовательной деятельности (записи в дневнике) Консультация для родителей на тему: «Коррекционные методики, которые можно использовать в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра». |
IV четверть | Индивидуальные беседы с родителями, рекомендации по образовательной деятельности (записи в дневнике). Подобрать материал и разработать консультации для родителей на тему «Как помочь ребёнку играть самостоятельно?» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа тьюторского сопровождения
Программа тьюторского сопровождения...
ПРОГРАММА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ.
Программа ориентирована на непосредственное взаимодействие педагога и учащегося. Она разработана с целью определения единых подходов в организации тьюторского сопровождения обучающ...
ПРОГРАММА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
ПРОГРАММА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ (вариант 8.2. ФГОС НОО для ОВЗ)....
Программа тьюторского сопровождения
Программа тьюторского сопровождения...
Программа тьюторского сопровождения
Программа тьюторского сопровождения ребёнка с РАС...
Рабочая программа тьюторского сопровождения для детей с ОВЗ, адаптированная для учащихся с интеллектуальными нарушениями.
Рабочая программа тьюторского сопровождения учащихся 1 класса. Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального о...
Программа тьюторского сопровождения
Рабочая программа тьюторского сопровождения...