Программа тьюторского сопровождения
методическая разработка
Рабочая программа тьюторского сопровождения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_tyutorskogo_soprovozhdeniya.docx | 38.72 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«НИЖНЕВАРТОВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ САНАТОРНАЯ ШКОЛА»
ПРИНЯТО на заседании педагогического совета (протокол от _________) | УТВЕРЖДЕНО приказом КУ «Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа» от ___________________ | |
СОГЛАСОВАНО Родители (законные представители) _____________/ _____________/ «__________________ |
ПРОГРАММА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
Ф.И.О. Обучающегося: ______________________
Дата рождения обучающегося: _____________
Ф.И.О. и контактные данные родителей:
____________________________________________
Класс: « » АООП для обучающихся с РАС (Вариант 8.2)
Ф.И.О. тьютора _____________________________
Заключение и рекомендации ТПМПК (Протокол № ______ от 15.11.2019г.)
- занятия с педагогом-психологом, направленные на коррекцию и развитие компетенций коммуникативной и эмоциональной сферы, развитие произвольной регуляции деятельности и поведения;
- занятия с учителем-дефектологом, направленные на коррекцию и развитие познавательной деятельности, мыслительных операций на основе изучаемого программного материала, восполнение пробелов предшествующего обучения;
- занятия с учителем логопедом, направленные на коррекцию дефектов звукопроизношения, развитие фонематических процессов;
- социальный педагог, координация взаимодействия субъектов образовательного процесса.
2022 – 2023 учебный год
Пояснительная записка
Данная программа составлена в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 03.02.2014). Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 №286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья». Санитарно-эпидемиологические правилами и нормативами СанПиН 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих общеобразовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Для оценки уровня развития навыков ребенка использовалась методика оценки базовых речевых и учебных навыков ABLLS-R.
- Адресат
______________________________, ____.___.2013 года рождения.
Проживает: г. _________________ ул. __________, д.___, кв. ____. По результатам обучения в 1 классе, срок обучения был пролонгирован. Обучается во ___ «__» классе, ресурсном, по АООП, вариант 8.2, рекомендованной ТПМПК. Семья полная. Оба родителя принимают участие в воспитании ребенка. Нарушение коммуникативных функций. Умеренно выраженные нарушения психических функций. Навыки самообслуживания сформированы на достаточном уровне. Знает и выполняет гигиенические нормы. При напоминании убирает свои вещи, складывает форму, убирает посуду в столовой.
- Характеристика механизмов адаптации.
Доходит до класса самостоятельно. Самостоятельно может дойти в столовую, в спортивный или тренажерный зал, к специалистам на занятие. Может находиться в школе без родителей. Ест в столовой, в еде избирателен. Относительно быстро влился в классный коллектив, освоился в школе.
- Общая осведомлённость и социально-бытовая ориентировка.
Сведения о себе и об окружающем мире сформированы на достаточном уровне.
- Развитие познавательной активности, самостоятельности и мотивации.
Уровень познавательной активности, самостоятельности на достаточном уровне. При выполнении заданий требуется контроль и помощь взрослого. Мотивация к учебной деятельности сформирована на достаточном уровне.
- Произвольность деятельность.
В некоторых случаях затруднено вхождение в деятельность, но, когда вход произошел, некоторое время внимание сосредоточено на выполнении задачи. Может отвлечься и «уйти в себя» в любой момент. Инструкцию учителя понимает и выполняет, но иногда требуется повторение инструкции. Правила поведения на уроке знает, старается их соблюдать.
- Темп деятельности.
Средний.
- Особенности устной речи.
Речь развита. Может вести диалог в свободной форме, отвечать на вопросы полными предложениями.
- Особенности когнитивных процессов.
При выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, выделения главного, установления закономерностей, требуется направляющая и стимулирующая помощь, дополнительные разъяснения. Логические упражнения и задания выполняет с помощью взрослого. Классифицирует и обобщает на простом материале.
- Сформированность учебных навыков.
Умеет читать, писать печатными и прописными буквами. Ведущая рука - правая. Самостоятельно по контуру обводит элементы, буквы, слова, списывает с доски, читает, смысл прочитанного понимает. Закрашивает, штрихует.
- Эмоционально-поведенческие особенности.
Мальчик достаточно быстро переключается с игровой деятельности на учебную. Требует к себе повышенного внимания, которое должно выражаться в объятиях, поглаживаниях, вербальных поощрениях.
Цель программы
Цель: Формирование умения ждать. Формирование умения взаимодействия с одноклассниками в урочной и внеурочной деятельности. Коррекция проявления нежелательного поведения.
Задачи:
- Учить быстро реагировать на инструкцию после ее предоставления и приступать к ее выполнению.
- Формировать положительные межличностные отношения в коллективе.
- Рассматривать предметы в задании, перед тем как ответить на вопрос.
- Учить согласовывать свои действия со сверстниками во время игры.
Основные этапы индивидуального сопровождения
Для оценки уровня развития навыков ребенка использовалась методика оценки базовых речевых и учебных навыков ABLLS-R (A, F, N, (L, M, W, U, V, X, Z- на основе данных специалистов и родителей).
- Совместная работа с другими специалистами (педагогом - психологом, учителем - логопедом, учителем – дефектологом), выработка рекомендаций;
- Адаптация учебного материала с учетом особенностей усвоения информации, специфики овладения учебными навыками (по мере необходимости).
- Решение поставленных задач.
Основные направления работы с родителями:
- Оказание родителям эмоциональной поддержки;
- Содействие родителям в получении информации об особенностях развития ребенка (ведения еженедельного дневника наблюдений за ребёнком);
- Проведение совместного со специалистами анализа промежуточных результатов, разработка дальнейших этапов работы.
Приемы, используемые тьютором:
- Систематическое соблюдение режимных моментов, снижение тревоги и страхов.
- Напоминания, что необходимо следовать инструкции учителя, расписанию уроков, достать или убрать на место свои учебные принадлежности, сдать тетради или материалы, которыми он пользовался.
- Тьютор, находясь рядом с учеником, шепотом говорит: «Слушай внимательно, что говорит учитель», «Смотри на учителя», «Сейчас отдаем тетрадь учителю на проверку».
- Проводит беседы о правилах и нормах поведения со сверстниками, в классе, в школе. Обучает навыкам бесконфликтного поведения (как реагировать при возможном возникновении конфликтных ситуаций, спорных моментов), помогает учащимся найти выход из сложившейся ситуации с помощью социальных историй и др.
- Обращать внимание Никиты на игры сверстников, комментировать игры, подражать действиям сверстников в игре, постепенно включать в игру с одноклассниками.
I четверть | |||
Области | Задачи | Методы и приемы | Выполнение (-/+) |
Учебные навыки | |||
Сотрудничество и эффективность подкрепляющих стимулов (A9) | Смотрит на взрослого, чтобы получить задание. | Визуальные подсказки, инструкции, поддержка. | |
Просьбы (F) | Навык по данной шкале сформирован. | ||
Распорядок дня в классе (N5) | Ждет своей очереди, чтобы выполнить действие. | Система подкрепления (запись в дневник). Визуальные подсказки, инструкции, поддержка. | |
Навыки самообслуживания | |||
Переодевание (U) | Навык по данной шкале сформирован. | ||
Прием пищи (V) | Навык по данной шкале сформирован. | ||
Уход за собой (W) | Навык по данной шкале сформирован. | ||
Туалет (X) | Навык по данной шкале сформирован. | ||
Социализация | |||
Социальное взаимодействие (L24) | Изменяет свое поведение в соответствии с реакцией сверстников на его поведение. | Социальные истории (Как играть с другими детьми) Система подкрепления (запись в дневнике). Визуальные подсказки, инструкции, поддержка. | |
Поведение в группе (М 11) | Соблюдает очередь во время занятий в группе. | Система подкрепления (запись в дневнике). Визуальные подсказки, инструкции, поддержка. | |
Игра и проведение досуга (К 15) | Играет в настольные игры со сверстниками. | Настольная игра – Ходилка. Подвижная игра «Ловишки», «Найди пару» | |
Мелкая моторика (Z20) | Приблизительное копирование фигур. | Аппликация | |
II четверть | |||
Области | Задачи | Методы и приемы | Выполнение (-/+) |
Учебные навыки | |||
Сотрудничество и эффективность подкрепляющих стимулов (А11) | Быстро реагирует на инструкцию после ее предоставления | Визуальные подсказки, инструкции, поддержка. | |
Просьбы (F) | Навык по данной шкале сформирован. | ||
Распорядок дня в классе (N6) | По инструкции может встать в строй или строится по линии с другими детьми | Система подкрепления (запись в дневник). Визуальные подсказки, инструкции, поддержка. | |
Навыки самообслуживания | |||
Переодевание (U) | Навык по данной шкале сформирован. | ||
Прием пищи (V) | Навык по данной шкале сформирован. | ||
Уход за собой (W) | Навык по данной шкале сформирован. | ||
Туалет (X) | Навык по данной шкале сформирован. | ||
Социализация | |||
Социальное взаимодействие (L25) | Изменяет свое поведение, наблюдая за поведением сверстников. | Визуальные подсказки, инструкции, поддержка. | |
Поведение в группе (М11) | Соблюдает очередь во время занятий в группе. | Устранение факторов, вызывающих нежелательное поведение. Система подкрепления (запись в дневник). Визуальные подсказки, инструкции, поддержка. | |
Игры и проведение досуга (К 15) | Играет в настольные игры со сверстниками. | Настольная игра – «Мышиные бега» Напольная игра «Твистер». | |
Мелкая моторика (Z10) | Умеет раскрашивать, не заходя за контуры | Раскраски с автомобилями. | |
III четверть | |||
Области | Задачи | Методы и приемы | Выполнение (-/+) |
Учебные навыки | |||
Сотрудничество и эффективность подкрепляющих стимулов (А19) | Завершение задания является подкрепляющим стимулом. | Система подкрепления (запись в дневник). Визуальные подсказки, инструкции, поддержка. | |
Просьбы (F) | Навык по данной шкале сформирован. | ||
Распорядок дня в классе (N7) | Самостоятельно занимается академической деятельностью. | Система подкрепления (запись в дневник). Визуальные подсказки, инструкции, поддержка. | |
Навыки самообслуживания | |||
Переодевание (U) | Навык по данной шкале сформирован. | ||
Прием пищи (V) | Навык по данной шкале сформирован. | ||
Уход за собой (W ) | Навык по данной шкале сформирован. | ||
Туалет (X) | Навык по данной шкале сформирован. | ||
Социализация | |||
Игры и проведение досуга (К15) | Играет в настольные игры со сверстниками. | Настольная игра «Полное лукошко» Напольная игра «Твистер». Карточки Домана «Автомобили» | |
Социальное взаимодействие (L31) | Ждет паузы, чтобы вмешаться в диалог других людей. | Система подкрепления (запись в дневник). Визуальные подсказки, инструкции, поддержка. | |
Поведение в группе (М 12) | Приобретает новые навыки, обучаясь в составе группы. | Устранение факторов, вызывающих нежелательное поведение. Система подкрепления (запись в дневник). Визуальные подсказки, инструкции, поддержка. | |
Мелкая моторика (Z10) | Умеет раскрашивать, не выходя за контуры. | Раскраски | |
IV четверть | |||
Области | Задачи | Методы и приемы | Выполнение (-/+) |
Учебные навыки | |||
Сотрудничество и эффективность подкрепляющих стимулов (А6) | Ребенок сотрудничает за подкрепляющий стимул, контролируемый взрослым, с готовностью быстро выполняет разные знакомые действия для получения приза. | Система подкрепления (запись в дневник). Визуальные подсказки, инструкции, поддержка. Алгоритм действий. | |
Просьбы (F) | Навык по данной шкале сформирован. | ||
Распорядок дня в классе (N 7) | Ребенок самостоятельно занимается академической деятельность, которая ему знакома на протяжении 15 минут | Адаптивный материал, при необходимости. Использование легких и простых заданий. Визуальные подсказки, инструкции, поддержка. | |
Навыки самообслуживания | |||
Переодевание (U) | Навык по данной шкале сформирован. | ||
Прием пищи (V) | Навык по данной шкале сформирован. | ||
Уход за собой (W) | Навык по данной шкале сформирован. | ||
Туалет (X) | Навык по данной шкале сформирован. | ||
Социализация | |||
Социальное взаимодействие (L34) | Привлекает и удерживает внимание других людей. | Система подкрепления (запись в дневник). Визуальные подсказки, инструкции, поддержка. | |
Поведение в группе (М 12) | Приобретает новые навыки, обучаясь в составе группы. | Визуальные подсказки, инструкции, поддержка. | |
Игры и проведение досуга (К 15) | Играет в настольные игры со сверстниками. | Настольные игры «Шахматы» Подвижные игры. | |
Мелкая моторика (Z10) | Умеет раскрашивать, не выходя за контуры. | Раскраски с насекомыми. |
Рекомендации родителям
Сроки | Деятельность тьютора |
I четверть | Индивидуальные беседы с родителями, (записи в дневнике) Консультация для родителей: «Психолого-педагогическая поддержка семей детей с ОВЗ. Арт-терапия - лечение творчеством». |
II четверть | Индивидуальные беседы с родителями, (записи в дневнике) Консультация для родителей: «Сенсорное развитие - как основа умственного развития» |
III четверть | Индивидуальные беседы с родителями, (записи в дневнике) Консультация для родителей: «Поощрения ребенка в семье». |
IV четверть | Индивидуальные беседы с родителями, (записи в дневнике) Консультация для родителей: «Коррекционные методики для использования в работе с детьми с РАС» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа тьюторского сопровождения
Программа тьюторского сопровождения...
ПРОГРАММА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ.
Программа ориентирована на непосредственное взаимодействие педагога и учащегося. Она разработана с целью определения единых подходов в организации тьюторского сопровождения обучающ...
ПРОГРАММА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
ПРОГРАММА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ (вариант 8.2. ФГОС НОО для ОВЗ)....
Программа тьюторского сопровождения
Программа тьюторского сопровождения...
Программа тьюторского сопровождения
Программа тьюторского сопровождения ребёнка с РАС...
Рабочая программа тьюторского сопровождения для детей с ОВЗ, адаптированная для учащихся с интеллектуальными нарушениями.
Рабочая программа тьюторского сопровождения учащихся 1 класса. Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального о...
Программа тьюторского сопровождения
Программа тьюторского сопровождения для детей с ОВЗ...