"Использование элементов ТРИЗ и РТВ в развитие речи детей"
статья по теме

В данной статье я предлагаю нестандартные методы работы по развыитие связной речи детей, обогащению словаря , развиттию творческих речевых способностей детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование элементов ТРИЗ и РТВ в развитии речи детей

Необходимым условием развития личности ребенка, его сознания и самосознания является общение со взрослыми и сверстниками,  которое связано именно с коммуникативной стороной речи, поэтому данное направление воспитательно-образовательного процесса является приоритетным. Коммуникативная сторона общения реализуется в умении составлять связный рассказ. Полноценное развитие речи ребёнка  возможно только при использовании разнообразных видов диалогической и монологической речи. Чтобы беседа получилось интересной и насыщенной,  ребенок должен обладать  обширным кругозором, богатым словарным запасом, речевым этикетом.  Связная речь как бы  вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя. Практика показывает: большинство детей  не могут выразить свои мысли, дать объяснение образными выражениями, которые взрослые употребляют в речи, упрощают свои мысли, а впоследствии замыкаются.
Другие воспитанники, имея относительно сформированную связную речь, не могут отразить в своей речи разнообразные предметные отношения из-за бедности языковых средств.    
Задача воспитателя заключается в том, чтобы  научить ребёнка  правильно и красиво говорить, обогатить его речь речевыми оборотами, образными выражениями и не только пополнить словарный запас, но и активизировать пассивный словарь. Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в школе. Вот почему в педагогике основное внимание уделяется таким  направлениям как ОТСМ-ТРИЗ-РТВ, которые направлены развитие речи, мышления и воображения ребёнка. Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его мышления.
Дошкольник в силу своей возрастной специфики – искатель. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно. А интерес сопровождается положительными эмоциями. Поэтому стремление к повышению качества подготовки детей к школе привело к созданию увлекательных для детей  средств и форм обучения. Я, как воспитатель, стараюсь  использовать среди современных инноваций в дошкольном образовании именно те методики и технологии, которые не только результативны, но и увлекательны. Этим и объясняется возросший интерес к ТРИЗ - технологии в дошкольной системе обучения. Используя в своей работе с детьми элементы ТРИЗ, я стараюсь реализовывать главное кредо тризовцев: "Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта" (Г.С.Альтшуллер). Поэтому основной задачей я ставлю не

сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через организованное коллективное рассуждение, и через игры и тренинги. Работая с детьми по технологии ТРИЗ, самое главное для меня, вызвать у детей интерес к игре, как основному виду деятельности в познании окружающей среды и получению новых теоретических знаний  и практических навыков, пробудить мотив к творческой деятельности. Придумать сюжет непросто для ребенка, поэтому многие сюжеты нам подсказывают сказки, мультфильмы и устное народное творчество. Важно, чтобы они были близки и понятны детям, пробуждали в них творческую активность, воспитывали положительные качества личности и помогали ориентироваться в мире информации. Например, мы часто играем с ребятами в путешествия:
- путешествия по разным сказкам: «Царевна -лягушка», «Гуси - лебеди», «Красная  шапочка», «В гостях у солнышка».
- путешествия на сказочном транспорте: на воздушном шаре, на ковре- самолете, сапогах скороходах, летающем корабле.
- путешествия в сказочный лес, где дети могут превратиться в лесных зверят и повстречаться с лесными жителями, волшебниками, феями, гномами и троллями.
Главный итог этих путешествий – не только попасть в страну знаний, но и в умении их применять в экстренных жизненных ситуациях, а так же понять, что знания - это и есть главное богатство. Для развития у детей творческого мышления и воображения в своей работе я использую следующие приемы и методы: мозговой штурм, метод каталога, морфологический анализ, метод фокальных объектов, типовые приёмы фантазирования.
 Работа  построена таким образом, что постепенно подводит детей к самостоятельному оформлению связной речи.
Для составления любого рассказа необходимо подготовить запас слов. С этой целью я использую игры: «Подзорная труба», «Охота за подробностями» и др. В ходе игры рассматриваются выделяемые объекты, изображенные на картине. Чтобы  рассказ был осмысленным,  дети учатся устанавливать взаимосвязи между ними, для чего проводятся такие игры как «Объединялки», «Ищу друзей», которые формируют у детей умения кратко рассуждать.  Данные технологии позволяют сохранить интерес к картине  в течении всего  занятия, активизировать всех детей, развивают мыслительные операции. В совместной деятельности педагога и ребенка  посредством системы игровых упражнений  развивается способность  создавать речевые зарисовки, диалоги и разнообразные рассказы.

Очень интересен на занятиях метод мозгового штурма. Он необходим тогда, когда обсуждается ситуация, из которой, на первый взгляд, нет реального выхода. Например, мы с ребятами решали такие проблемы:
-Как спасти царевну-лягушку, как  пройти Красной шапочке через лес, не повстречав серого волка.
-Из чего могла испечь пирожки сестрица Алёнушка,  какие берега могли бы быть у речке,  кто ёще мог помочь  сестрице Аленушке.
-На чем могли добраться лесные жители к домику солнца..
Благодаря мозговому штурму дети поняли,  что из любой, казалось бы, безвыходной ситуации всегда можно найти выход. Таким образом. у них формируются основы рационального мышления.
Одним из методов, позволяющих решить проблему творческого сочинительства, является метод каталога. Его цель – составить сказку из слов, выбранных наугад. Для этого беру любую книгу, обычно хрестоматию, и задаю вопросы, на основе которых и будет строиться сюжет, а ответ дети ищут в книге, произвольно указывая место в тексте. Предлагаемый ход сказки:
- Жил- был…
-И был он какой…
-Умел делать что…
-Делал он это потому, что…и т.д.
Дети очень любят составленные таким образом сказки, так как сюжеты получаются интересными, благодаря неожиданным характеристикам и сравнениям.
Альтернативой метода каталога является метод фокальных объектов. Этот метод помогает детям в снятии психологической инерции. Цель его – установить ассоциативные связи с различными, случайными объектами. Суть метода заключается в следующем: предлагаю детям назвать три любых объекта. Затем ребята называют как можно больше выбранных свойств предметов. Дальше выбираем объект, который будем модифицировать, и поочередно приписываем ему выбранные свойства, а дети объясняют, как это выглядит и когда это бывает. Предметы получаются необычные и интересные, поэтому предлагаю детям зарисовать то, что у них получилось. Например, дети составляют образ волшебного цветка.(см. в приложении)

Очень любят дети играть в игру «Данетка». Этот метод помогает детям находить существенный признак в предмете, слушать и слышать ответы других, точно формулировать свои мысли, т.к. для того чтобы угадать, какой предмет находится у ведущего, можно на поставленный детьми вопрос отвечать только «да» или «нет». (см. в приложении)

Говоря о методах ТРИЗ-технологии, нельзя умолчать  о методе создания нового образа в окружающих нас предметов. Решить эту задачу мне помогает игра « Чудесные вещи», по условиям которой дети самостоятельно придумывают необычную посуду, удивительные автомобили, чудесных животных и т. д. Это хорошо развивает не только речевое творчество и креативность маленького человека, но и способствует его психологическому раскрепощению, устраняет боязнь неправильного высказывания, вырабатывает смелость в фантазии.

В моей педагогической практике  наиболее интересным и продуктивным оказался типовой приём фантазирования. Он учит детей использовать фантастические преобразования при создании продуктивных работ. А так же составлять творческие рассказы по картине с помощью фантастических приёмов.

Волшебник «Увеличение- Уменьшение» умеет не только сам объект или его  части увеличивать или уменьшать, но и его свойства и качества. ( углы были острыми- стали сверх острыми, был светлый предмет – стал чуть ли не прозрачным)

Волшебник  «Времени»  способен заглянуть вперед, вернуться в прошлое, остановить процесс старения, ускорить рост и т.д.  Например: жила-была лягушка  в болоте, и она никогда не росла, и не старела. Дети должны представить, что произойдет с окружающим миром?

Это далеко не все методы и приемы технологии ТРИЗ. Но даже на описанных мной методах видно, насколько они интересны, необычны и помогают развить у ребенка речь, творческое мышление и воображение. Я заметила, что дети стали более общительными, не боятся высказать свое мнение, применяют полученные знания в повседневной жизни. Дети вместе со мной учатся нестандартно мыслить, создают собственные творения, развивают свою фантазию.
Дети, играя в ТРИЗ, видят мир во всем его многообразии. ТРИЗ учит находить позитивные решения возникающих проблем, что очень пригодится ребенку и в школе, и во взрослой жизни.

 Анализируя результаты  инновационных технологий, которые я использовала  в обучении детей, пришла к выводу, что применение инновационных технологий,  позволит достичь наиболее высоких результатов в работе по развитию речи детей, потому что данная методика направлены на развитие мышления, воображения, творческих способностей детей и, конечно, речи дошкольников.
Мною было  изготовлены дидактические пособия: кольца Луллия, морфологические дорожки, волшебный кубик, необычный поясок, говорящее солнышко и т.д. ». (см. в приложении)

В работе с детьми, по данной технологии, я пришла к выводу, что необходимо придерживаются следующего:
1.Выслушивать каждого желающего.
2.Давать только положительные оценки, они раскрепощают!
3.Говорить: интересно, необычно, хорошо, любопытно!
4.Импровизировать в беседах на занятиях и идти за логикой ребёнка, подчиняясь ей, не навязывая своего мнения.
5.Учить детей возражать взрослым и друг другу, но возражать аргументировано, предлагая что–то взамен или доказывая.
6.Начинать игровую деятельность с детьми с постановки проблемы, поиска, цепочки вопросов: Как? Откуда? Зачем? Для чего? Чем можно заменить…?

В результате игровой деятельности с применением технологии ТРИЗ у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных способностей, что помогает детям освободиться от инерции мышления. ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр направленных  не заменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.

Пути решения возникающих проблем

                                                                                                     

                                                                                                                                       

                             

ГБС(К)ОУ школа-интернат № 2

Статья на тему:

«Использование элементов ТРИЗ и РТВ в развитии речи детей».

Подготовила:  Майданкина Инна Викторовна

                                                                          (учитель начальных классов)

2013-2014 уч.г.

г.о. Жигулёвск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку с использованием элементов ТРИЗ. Тема "Род имен существительных". 3 класс.

На данном уроке происходит знакомство учащихся с родом имени существительного .Учащиеся учатся определять род существительных, согласовывать их с именами прилагательными. На этапе закрепления материал...

"Использование элементов ТРИЗ на занятиях по истории Санкт-Петербурга в младшей школе"

Занятия по истории Санкт-Петербурга, как показало время, более всего расположены к нетрадиционным формам учебной деятельности: уроки (занятия) - экскурсии, конкурсы и викторины, уроки (занятия) - твор...

Копилка игр и тренингов с использованием элементов ТРИЗ и РТВ для младших школьников

ТРИЗ - теория решения изобретательских задач. РТВ - развитие творческого воображения"Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, ...

Использование элементов ТРИЗ в начальных классах

Пояснительная записка.Принципы построения курса. Целью программы является формирование исследовательских навыков и развитие творческих способностей детей, позволяющих решать проблемные задачи и с...

Использование элементов ТРИЗ - педагогики на уроках родного языка

Одним из средств формирования универсальных учебных действий у младших школьников может стать использование приемов технологии ТРИЗ. ТРИЗ — теория решения изобретательских задач, разработанная Ге...

Методическая разработка занятия по развитию творческих способностей с использованием элементов ТРИЗ для учащихся начальной школы «Противоречие. Составление загадок из противоречий»

Методическая разработка занятия по развитию творческих способностей с использованием элементов ТРИЗ для учащихся начальной школы«Противоречие. Составление загадок из противоречий» Цел...