Методическая разработка занятия по развитию творческих способностей с использованием элементов ТРИЗ для учащихся начальной школы «Противоречие. Составление загадок из противоречий»
методическая разработка (2, 3 класс)
Методическая разработка занятия по развитию творческих способностей с использованием элементов ТРИЗ для учащихся начальной школы
«Противоречие. Составление загадок из противоречий»
Цель: знакомство с понятием «противоречие», отработка алгоритма составления загадок из противоречий.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка занятия по развитию творческих способностей с использованием элементов ТРИЗ для учащихся начальной школы
«Противоречие. Составление загадок из противоречий»
Цель: знакомство с понятием «противоречие», отработка алгоритма составления загадок из противоречий.
Модель урока.
- Разминка.
- Вход в занятие
- Новая тема: «Противоречие»
- Составление загадок на основе противоречий.
- Подведение итогов.
- Цепочка ассоциаций.
Назовите первое, что приходит в голову на слово «карабара».
- Игра «хорошо – плохо».
- Назовите хорошие черты характера сказочного персонажа – Колобок? (находчивость, общительность, любознательность).
Назовите плохие черты характера Колобка? (хвастливость, болтливость).
Посмотрите, оказывается, в колобке одновременно есть хорошее и плохое. Как вы думаете, как называются хорошие и плохие качества в одном предмете? (ответы детей).
Хорошие и плохие качества в одном предмете называются противоречием.
- Класс делится на три команды. Одна команда называет «плюсы» объекта (события), другая – «минусы», а третья пытается разрешить противоречие (сделать, чтобы «минус» исчез, а «плюс» остался). Объект «дождь». Хорошо это или плохо?.
3. Задание на выполнение противоречивых требований.
- Как нарисовать собаку, не рисуя её.
- Что может быть сухим и мокрым одновременно? (Ботинки)
- Местами колючее, местами гладкое; то колючее, то гладкое; для кого – то колючее, для кого – то гладкое; по отдельности колючее, вместе гладкое. Что это? (Ёж, кнопка)
- По отдельности - твёрдое, вместе мягкое (песок).
- Что бывает и холодным и горячим? (Утюг).
- Назовите поговорку в которой было бы противоречие.( НЕ было бы счастья, да несчастье помогло».
4 . Составление загадок.
- Составление загадки про конкретный объект.
Выберем предмет загадки и найдём в нём противоположные свойства, разделённые по месту , по времени и т.д. Далее пользуемся опорой:
Где? (Когда? Для кого?) | Свойство (Какой?) | Где? (Когда? Для кого?) | Противоположное свойство (Какой?) |
Заполняем вместе с ребятами.
Где? (Когда? Для кого?) | Свойство (Какой?) | Где? (Когда? Для кого?) | Противоположное свойство (Какой?) |
Вчера | Мягкое | Сегодня | Твёрдое |
Вчера | Светлое | Сегодня | Тёмное |
Прочитав обе строчки слева направо, получим загадку про тесто.
- Загадка из противоречий
- Возьмём любое противоречие. Например, «холодное – горячее».
- Составим три списка. В первый занесём всё холодное ( или ассоциирующееся с холодом), во второй – горячее, в третий – всё, что бывает (воспринимается, кажется) и холодным и горячим.
Эти три списка и образуют нашу опору:
Список 1 «холодное» | Список 2 «горячее» | Список 3 «холодное и горячее» |
Далее заполняем опору вместе с ребятами. Кто больше придумает «холодного и горячего».
Список 1 «холодное» | Список 2 «горячее» | Список 3 «холодное и горячее» |
Лёд | Очаг | Звёзды |
Воздух | Кипяток | Термос |
Космос | Пламя | Сердце |
- С помощью частиц «но не» или «как» составляем загадку. «Холодное как лёд, горячее как очаг». Или « Холодное, но не лёд; горячее, но не пламя». Ответ: сердце.
4. Домашнее задание. Придумать загадку, используя противоречие.
5. Подведение итогов. Получение обратной связи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие с элементами тренинга для учащихся начальной школы тема занятия: «Мамочка моя милая, самая любимая»
Занятие с элементами тренинга для учащихся начальной школы тема занятия: «Мамочка моя милая, самая любимая»...

Методическая работа по теме "Развитие творческих способностей обучающихся начальных классов на уроках литературного чтения"
Развитие творческих способностей обучающихся начальных классов на уроках литературного чтения. ...

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР ПО ТЕМЕ "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

"Развитие творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения в начальной школе"
В данной статье раскрываются основные виды творческих работ на уроках литературного чтения в начальной школе....

Внеурочная деятельность как средство развития творческих способностей младшего школьника (из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Школа №32 им. прп. Серафима Саровского Безик Анны Александровны)
Данный материал может быть использован учителя начальных классов в качестве обобщения опыта по теме. Адрес презентации: https://cloud.mail.ru/public/CeEE/XRSY2ZvXj...

Доклад на школьном методическом объединении классных руководителей «Развитие творческих способностей младших школьников»
Для развития творческих способностей в рамках современного урока необходимо развивать творческое мышление и воображение. Задача учителя – увидеть определенные задатки, развивать способности кажд...

Методические рекомендации по теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности».
Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника.В.А. СухомлинскийВажнейшая задача эстетического воспитания в школе – развитие в учащихся творческого потенциала. Сегодня обществу нужн...