Методическая разработка занятия по развитию творческих способностей с использованием элементов ТРИЗ для учащихся начальной школы «Противоречие. Составление загадок из противоречий»
методическая разработка (2, 3 класс)
Методическая разработка занятия по развитию творческих способностей с использованием элементов ТРИЗ для учащихся начальной школы
«Противоречие. Составление загадок из противоречий»
Цель: знакомство с понятием «противоречие», отработка алгоритма составления загадок из противоречий.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка занятия по развитию творческих способностей с использованием элементов ТРИЗ для учащихся начальной школы
«Противоречие. Составление загадок из противоречий»
Цель: знакомство с понятием «противоречие», отработка алгоритма составления загадок из противоречий.
Модель урока.
- Разминка.
- Вход в занятие
- Новая тема: «Противоречие»
- Составление загадок на основе противоречий.
- Подведение итогов.
- Цепочка ассоциаций.
Назовите первое, что приходит в голову на слово «карабара».
- Игра «хорошо – плохо».
- Назовите хорошие черты характера сказочного персонажа – Колобок? (находчивость, общительность, любознательность).
Назовите плохие черты характера Колобка? (хвастливость, болтливость).
Посмотрите, оказывается, в колобке одновременно есть хорошее и плохое. Как вы думаете, как называются хорошие и плохие качества в одном предмете? (ответы детей).
Хорошие и плохие качества в одном предмете называются противоречием.
- Класс делится на три команды. Одна команда называет «плюсы» объекта (события), другая – «минусы», а третья пытается разрешить противоречие (сделать, чтобы «минус» исчез, а «плюс» остался). Объект «дождь». Хорошо это или плохо?.
3. Задание на выполнение противоречивых требований.
- Как нарисовать собаку, не рисуя её.
- Что может быть сухим и мокрым одновременно? (Ботинки)
- Местами колючее, местами гладкое; то колючее, то гладкое; для кого – то колючее, для кого – то гладкое; по отдельности колючее, вместе гладкое. Что это? (Ёж, кнопка)
- По отдельности - твёрдое, вместе мягкое (песок).
- Что бывает и холодным и горячим? (Утюг).
- Назовите поговорку в которой было бы противоречие.( НЕ было бы счастья, да несчастье помогло».
4 . Составление загадок.
- Составление загадки про конкретный объект.
Выберем предмет загадки и найдём в нём противоположные свойства, разделённые по месту , по времени и т.д. Далее пользуемся опорой:
Где? (Когда? Для кого?) | Свойство (Какой?) | Где? (Когда? Для кого?) | Противоположное свойство (Какой?) |
Заполняем вместе с ребятами.
Где? (Когда? Для кого?) | Свойство (Какой?) | Где? (Когда? Для кого?) | Противоположное свойство (Какой?) |
Вчера | Мягкое | Сегодня | Твёрдое |
Вчера | Светлое | Сегодня | Тёмное |
Прочитав обе строчки слева направо, получим загадку про тесто.
- Загадка из противоречий
- Возьмём любое противоречие. Например, «холодное – горячее».
- Составим три списка. В первый занесём всё холодное ( или ассоциирующееся с холодом), во второй – горячее, в третий – всё, что бывает (воспринимается, кажется) и холодным и горячим.
Эти три списка и образуют нашу опору:
Список 1 «холодное» | Список 2 «горячее» | Список 3 «холодное и горячее» |
Далее заполняем опору вместе с ребятами. Кто больше придумает «холодного и горячего».
Список 1 «холодное» | Список 2 «горячее» | Список 3 «холодное и горячее» |
Лёд | Очаг | Звёзды |
Воздух | Кипяток | Термос |
Космос | Пламя | Сердце |
- С помощью частиц «но не» или «как» составляем загадку. «Холодное как лёд, горячее как очаг». Или « Холодное, но не лёд; горячее, но не пламя». Ответ: сердце.
4. Домашнее задание. Придумать загадку, используя противоречие.
5. Подведение итогов. Получение обратной связи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/27/picture-34989-1503831079.jpg)
Внеурочная деятельность. Конспект занятия по развитию творческих способностей (1 класс). Тема: Точка, прямая, отрезок.
Мною были специально разработаны конспекты занятий по развитию творческих способностей учащихся на уроках математики. Эти занятия повышают интерес к уроку математики и способствуют развитию логическог...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/05/picture-222399-1409935663.jpg)
Занятие с элементами тренинга для учащихся начальной школы тема занятия: «Мамочка моя милая, самая любимая»
Занятие с элементами тренинга для учащихся начальной школы тема занятия: «Мамочка моя милая, самая любимая»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/19/picture-511683-1584602514.jpg)
Методическая работа по теме "Развитие творческих способностей обучающихся начальных классов на уроках литературного чтения"
Развитие творческих способностей обучающихся начальных классов на уроках литературного чтения. ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/19/picture-511683-1584602514.jpg)
МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР ПО ТЕМЕ "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/14/picture-174282-1513260749.jpg)
"Развитие творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения в начальной школе"
В данной статье раскрываются основные виды творческих работ на уроках литературного чтения в начальной школе....
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/15/picture-16372-1673765216.jpg)
Внеурочная деятельность как средство развития творческих способностей младшего школьника (из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Школа №32 им. прп. Серафима Саровского Безик Анны Александровны)
Данный материал может быть использован учителя начальных классов в качестве обобщения опыта по теме. Адрес презентации: https://cloud.mail.ru/public/CeEE/XRSY2ZvXj...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/09/picture-89319-1549729709.jpg)
Доклад на школьном методическом объединении классных руководителей «Развитие творческих способностей младших школьников»
Для развития творческих способностей в рамках современного урока необходимо развивать творческое мышление и воображение. Задача учителя – увидеть определенные задатки, развивать способности кажд...