Конспект урока по русскому языку с использованием элементов ТРИЗ. Тема "Род имен существительных". 3 класс.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

На данном уроке происходит знакомство учащихся с родом имени существительного .Учащиеся учатся определять род существительных, согласовывать их с именами прилагательными. На этапе закрепления материала используются элементы ТРИЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_s_ispolzovaniem_elementov_triz.docx19.6 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка с использованием элементов ТРИЗ. 3 класс.

Тема:  Род имен существительных.

Цель: Формировать умение определять род имен существительных.

УУД:

Личностные: проявление позитивного  отношения к учебному процессу, осознание алгоритма своего действия, перевод внешней речи во внутренний план.

Регулятивные:   освоение правил написания слов. 

Познавательные: освоение умения определять род имен существительных. 

Коммуникативные: умение объяснять свои действия, умение работать в парах.                       Оборудование:  учебники "Русский язык" С.В.Иванов, А.О.Евдокимова и др., тетради.

                                   

                                       Х О Д   У Р О К А:

  1. Мотивация к деятельности.

- На доске слова. Найдите лишнее слово. Объясните свой выбор.

( Лишнее слово «костер», т.к. это существительное, а остальные и мена прилагательные)

                  Г.рячий, к.стер, .нт.ресный, .громный, пр.красный, .бычный                 

         Учитель:   Вставьте пропущенные гласные и запишите в тетрадь.

Выполнение учениками задания и взаимопроверка.

  1. Работа над предложением.  

Придумайте предложение со словом «костер». (Более удачное для разбора предложение записывается на доске и в тетради).

            Вариант предложения для разбора: " У костра ночью грелись злые разбойники."  а) Разбор по членам предложения.

  Ученики: - О ком или о чем говорится в предложении? О разбойниках. Это подлежащее

 подчеркиваем одной чертой.

 - Разбойники ( что делали?) грелись. Это сказуемое, подчеркивает двумя чертами.

 - Грелись ( когда?) ночью. Это обстоятельство, подчеркиваем линией "точка- тире".

 - Грелись ( где?) у костра. Это обстоятельство, подчеркиваем линией "точка- тире".

- Разбойники ( какие?) злые. Это определение, подчеркиваем "волнистой линией.

б) Разбор предложения по частям речи.

Проверка.

  Ученики:- "У" - это предлог

                    - "костра"- имя существительное

                    - "ночью"- имя существительное

                    - "грелись"- глагол

                    - "злые"- имя прилагательное

                    - "разбойники"- имя существительное

в) Синтаксический разбор предложения. ( Устно)

 Учитель: - Что вы можете сказать об этом предложении?

 Ученики: - Это предложение по цели высказывания  -  повествовательное, по интонации -

 -  невосклицательное. Распространенное. Грамматическая основа " разбойники грелись".

3.  Введение в тему:

- На какие группы можно разделить данные слова?

Береза, мороженое,  роза, тюльпан, дуб, варенье, ива, печенье, клен, гладиолус.

Ученики высказывают предположения ( деревья, цветы, угощение).

Мы еще вернемся к этому заданию в конце урока и вы распределите эти слова по другому. Хотите узнать как?

4. Учебно – познавательная деятельность.

а) Учитель:- Сегодня мы продолжим изучать имя существительное и узнаем, что такое род

  имени существительного.

б) Чтение учениками правила в учебнике на стр.131

в) Запись в тетради слов- помощников.

                                    М.Р.                Ж.Р.               СР.Р.

                                    он, мой           она, моя         оно, мое

г) Устный подбор примеров учениками (" цепочкой")

д) Упражнение " Елочка ассоциаций" (метод ТРИЗ)

Учитель: -  Назовите какие ассоциации возникают у вас к данным словам.

( На доске запись ключевых слов: ( КОСТЕР, ПОХОД, ПРИРОДА )

Учитель записывает под каждым словом ассоциации детей.

Запись на доске и в тетрадь:                                                                                                          КОСТЕР                          ПОХОД                             ПРИРОДА                                                           воздух                            огонь                                отдых

жара                               привал                             лес

 поход                            рюкзак                             цветы

 песня                             природа                          звери                                                                   Учитель:- Над словами укажите род имен существительных. Слова "цветы" и "звери"

 стоят во мн.числе- над ними род указывать не надо.

 Ученики: - Костер (м.р.), жара (ж.р.), поход (м. р.), песня (ж.р.), огонь (м. р- Отдых (м. р.), привал (м. р.), рюкзак ( м. р.), природа (ж. р ).- Воздух ( м. р.), лес (м.р.).

е) Согласование прилагательных с существительными.

Учитель:- Ребята, какое свойство объединяет вместе слова "елка, кактус, шило"?

Ученики:- Все эти предметы колются.

Учитель:- Верно. Запишем это свойство к каждому из них.

Запись на доске и в тетради.

Колючая елка ( ж.р.)

Колючий кактус ( м.р.)

Колючее шило ( ср.р.)

Учитель: - Что менялось у имен прилагательных?

Ученики: - У них менялись окончания.

Учитель: - Верно, прилагательное как бы подстраивается под существительное, согласуется с ним, при этом меняются окончания.

 ж) Чтение правила в учебнике стр.132

5. Работа в парах.  

Каждой паре предлагается карточка с заданием.

Ребята, выберите себе по два предложения и подставьте пропущенные существительные.                                                                                                                                                                       

                                     

                                     Длинная, гладкая, ядовитая ... .

                                     Белое, мягкое, пушистое ... .

                                     Верный, надежный, добрый ... .

                                     Сладкая, сочная, нежная … .

                     Слова для справок: товарищ, змея, облако, груша.

Проверка. А почему вы предложили эти существительные? ( нам подсказали окончания)

 6. Интеллектуально – преобразовательная деятельность. Подведение итогов урока.                                                            Учитель: - Ребята, а теперь мы вернемся к началу урока. Как бы вы теперь разделили слова на группы? ( по родам ).

М.р. -   тюльпан, дуб, клен, гладиолус.

Ж.р. -   береза, роза, ива.

Ср.р. -  мороженое, печенье, варенье.                  

7. Домашнее задание.

Выполнить упражнение из учебника на усмотрение учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку: "Что такое склонение? Три склонения имен существительных".

На данном уроке рассмотрены признаки, по которым существительное относят к одному из трёх основных типов склонения, вводится  термин склонение....

Конспект урока по русскому языку "Написание мягкого знака на конце имен существительных после шипящих".3 класс

Конспект данного урока может быть использован для работы по различным УМК. К конспекту прилагается презентация для индивидуальной  работы учеников. ...

Конспект урока по русскому языку на тему "Общее понятие об имени существительном". 2 класс.

Конспект урока разработан по программе Школа России для учащихся 2 класса....

Конспект урока по русскому языку по теме: "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном" (4 класс)

План-конспект урока по русскому языку, проведённого в 4 классе. Тема урока: "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном"....

Конспект урока по русскому языку на тему: "Проверочная работа по имени существительному".

Коспект урока на тему: "Проверочная работа по имени существительному"...

Конспект урока по русскому языку на тему: «Обобщение знаний об имени существительном»

На уроке учащиеся повторят, обобщат, систематизируют знания об имени существительном.  Сформируется  представление об основных грамматических признаках существительных;  будем разв...