Копилка игр и тренингов с использованием элементов ТРИЗ и РТВ для младших школьников
картотека по теме
ТРИЗ - теория решения изобретательских задач. РТВ - развитие творческого воображения
"Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта"
Г.С. Альтшуллер
ТРИЗ – технологии позволяют решать не только исследовательские, но и учебные, и реальные жизненные проблемы.
Младший школьник – активный исследователь. Самостоятельное открытие знаний сопровождается положительными эмоциями. Предлагем Вашему вниманию «Копилку игр и тренингов с использованием элементов ТРИЗ и РТВ», которые зададут направление к развитию творческой личности ребёнка, а так же подарят радость познавательного общения. Для проаедения игр не требуется оборудования, а значит, Вы можете играть в транспорте, на отдыхе и дома.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Крпилка игр и тренингов с элементами ТРИЗ и РТВ | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Копилка игр и тренингов с использованием элементов ТРИЗ и РТВ
- Игра «Называем по очереди»
По такому принципу устроена игра "Города": Вы называете город (например, Москва), второй игрок - город, название которого начинается с буквы, которой заканчивается название "Вашего" города (например, Алма-Ата), затем - снова Вы и т. д.
А ТЕПЕРЬ - ВНИМАНИЕ! Называть по очереди можно все, что угодно. Например, хвойные растения или все, что сделано из камня, или все, что имеет натуральный красный цвет, или все глаголы на букву "Г", или все числа, которые делятся на 3... Главное - называть по очереди, тогда получится игра.
И еще очень важно каждый раз менять признак, по которому Вы называете объекты (сегодня - красный цвет, завтра - все стеклянное, послезавтра - все глаголы на букву "В"...). Что это дает? Как минимум - это поможет ребенку сделать шаг к умению классифицировать, без которого сегодня не может быть учебы. А по пути Вы просто подбросите ему полезную информацию - ведь значение названных Вами слов придется объяснять.
- Игра «Свита короля»
Следующая игра позволит потренировать ребенка в очень важной мыслительной операции - сравнении.
Суть игры заключается в том, чтобы собрать для объекта, выбранного королем, свиту из других объектов. Объект попадает в свиту, если он хоть чем-нибудь похож на "короля".
Договариваемся с ребенком о том, какой объект будет "королем" (это может быть предмет, живое существо или даже музыкальное произведение, например, песенка). Строим такой диалог: один называет объект, который видит,
другой говорит, чем этот объект похож на "короля". Потом "игроки" меняются местами.
Можно вводить ограничения:
1) не повторять одни и те же признаки;
2)сравнивать только по свойствам, только по действиям или только по частям (искать общие части).
Вот вариант такой игры. "Королем" выбрали ежика.
Ребенок: - Балкон.
Взрослый: - Ежик серый, и этот балкон серый. Они похожи по цвету... Машина.
Ребенок: - У машины колеса серые, а у ежика спинка серая.
Взрослый: - Это снова цвет, а мы договорились признаки не повторять.
Ребенок: - Ладно. Машина фыркает, и ежик фыркает. Похожи по звуку.
Взрослый: - По звучанию. Называй предмет.
Ребенок: - Ларек.
Взрослый: - У ларька торчат сосульки, а у ежика торчат иголки. Есть части, похожие по форме.
И т. д.
3. Игра «Наоборотики»
Mожно, придумывать "наоборотные" загадки. "Черный, горячий, летом поднимается в небо" - это наоборотная загадка про снег. Разгадывая такую загадку, нужно сделать в уме, как минимум, два шага: сперва развернуть признаки "задом наперед" (заменить "черный" - на "белый", "горячий" - на "холодный", "летом" - на "зимой"..., а потом найти объект, подходящий под все эти "перевернутые" характеристики.
Играть можно по-разному.
1) Можно просто придумывать и "дарить" друг другу забавные наоборотики (бутылка в лимонаде, часы в стрелках (что-то в чем-то наоборот); заяц охотится на лису, ребенок учит учителей, суп готовит повара (действия, точнее - функции - наоборот); зеленое небо, тяжелый пух, жидкий камень (свойства наоборот). Такие сочетания противоречивых понятий предложила использовать ТРИЗ-педагог Л.И. Шрагина.
2) Можно придумывать "перевернутые" загадки. "Черный и горячий - наоборот" (снег), "черный и горький - наоборот" (сахар); "твердая, пресная - наоборот" (вода в море); "без колес, без руля, останавливает людей и грузы - наоборот" (автомобиль).
3) Можно рассказывать "перевернутые" истории и просить ребенка их расшифровать. "Я стоял в доме" ("Я шел по улице"). "Вдруг от меня неожиданно побежал Чебурашка" ("Мне навстречу вышел крокодил Гена"). И т.д.
4) Наконец, можно перейти от "наоборотиков" к "объяснялкам", т.е. попробовать объяснить, в каком случае "наоборотик" может осуществиться: когда и где встречается черный снег, или тормозящий транспорт, или грустный клоун.
4. Учимся сочинять загадки
"Тонкая, а не березка, тает, а не снег, капает, а не дождь, греет, а не солнце" (Свечка).
Опыт показывает, что научить детей делать такие загадки легко, к обоюдному удовольствию и с большой пользой для развития ребенка.
КАКОЕ? (ЧТО ДЕЛАЕТ?)... | ЧТО ТАКОЕ ЖЕ? | |
ТОНКАЯ | А НЕ | БЕРЕЗКА |
ТАЕТ | А НЕ | СНЕГ |
КАПАЕТ | А НЕ | ДОЖДЬ |
ГРЕЕТ | А НЕ | СОЛНЦЕ |
Между делом можно научить ребенка загадывать загадки с помощью двух вопросов: КАКОЕ? (ЧТО ТАКОЕ ЖЕ?)
Логика составления такой загадки проста. Важно научить ребенка строить точные сравнения, сравнивать по существенным признакам. Это тоже несложно сделать. Допустим, глядя на конкретную свечку, он предлагает: "Свечка желтая, а не цыпленок". В этом случае задаем вопрос: "А разве любая свечка желтая? Разве не бывает свечек другого цвета?" А ведь мы делаем загадку, которая подходила бы для любой свечки, поэтому цвет в данном случае не очень уместен.
Играть в загадки просто. Можно загадывать их друг другу по очереди. А можно записывать самые интересные загадки и потом оформить книжку.
5. Игра «Хорошо – плохо»
Называют по – очереди положительные и отрицательные качества объекта. Пример: “Книга”. ( Хорошо, что из книг узнаешь много интересного. Плохо – они быстро рвутся и т.д.)
Если усложнить правила игры, то можно научить внимательно выслушивать ответы друг друга: отвечать можно, после того как повторите ответ предыдущего игрока. (Хорошо, что из книг узнаешь много интересного, но плохо – они быстро рвутся. Плохо, что книги быстро рвутся, но хорошо, что в них есть красивые картинки и т.д.)
Можно разбирать в качестве объектов: «Конфета», “Гусеница”, “Волк”, “Цветок”, “Стульчик”, “Таблетка”, “Конфетка”, “Мама”, “Птичка”, “Укол”, “Драка”, “Наказание” и т.д.
6. Игра «Теремок»
Каждый игрок задумывает слово - предмет. Один из игроков назначается хозяином условного теремка (коврик или кресло), а другие (или другой) подходят к теремку и просятся к нему в домик (на примере сказки):
- Тук, тук, кто в теремочке живет?
- Я, Гитара. А ты кто?
- А я - удочка. Пусти меня в теремок?
- Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.
7. Игра «Маша-Растеряша»
Один из игроков назначается Машей-Растеряшей. Ведется диалог Маши с другими участниками игры:
- Ой!
- Что с тобой?
- Я потеряла Нож (называется любой предмет либо изображение на детской карточке). Чем я теперь буду хлеб резать (здесь обозначается функция предмета)?
Другой игрок или игроки должны предложить альтернативные варианты нарезки хлеба, например: пилой, леской, линейкой; можно рукой отломать. Маша-Растеряша выбирает лучший ответ и выдает за него награду (фишку).
8. Игра «Логический поезд»
Дети составляют логическую цепочку из слов, объясняя, чем они связаны.
Пример: книга – дерево – липа – чай – стакан – вода – река – камень – башня – принцесса и т.д.
9. Игра «Веревочка»
Называем три предмета, не связанные между собой (например: озеро, карандаш, медведь)
Задание: составить как можно больше предложений, обязательно используя все названные слова.
10. Игра «Да – Нет»
Суть игры сводится к разгадке некоторой тайны, заданной ведущим (роль ведущего могут играть и один или несколько учащихся). Для этого участники игры могут задавать ведущему вопросы. Единственное ограничение: вопрос должен быть поставлен в такой форме, чтобы ведущий мог ответить "Да" или "Нет". Отсюда и название игры.
На первых порах игрокам (независимо от возраста) бывает трудно ставить вопросы в таком виде, но само это уже часть упражнения на умение задавать «умные вопросы», с тем, чтобы «отсечь» большинство вариантов вопросов для получения нужной для решения информации. Можно определять победителя по минимуму заданных вопросов.
Ведущему разрешается давать следующие ответы на поставленные вопросы:
- "Да"
- "Нет"
- "И да, и нет" ответы такого рода - благо, потому, что они выявляют противоречие, а это эффективный ключ к решению задачи.
- "Это не существенно". Этот вариант ответа преподаватель может использовать для управления процессом решения задачи. Иногда он может дать несущественную информацию и тем самым затруднить решение задачи. В других случаях он может сократить слушателям работу, указав этим вопросом на бесполезность продолжения анализа в данном направлении.
10. Игра «Красная Шапочка»
Цель: развитие творческого воображения.
Реквизит: бумага и фломастеры.
Ввод в игру: напомнить сказку "Красная Шапочка", в частности эпизод, где Красная Шапочка удивляется переодетому в бабушку волку. Предложение сыграть эпизод в измененном виде: бабушка, узнав о коварстве волка, превращается в какой-либо предмет, чтобы избежать печальной участи.
Ход игры:
Ведущий предлагает детям предмет, в который превратилась бабушка (например: часы, стакан, душ, окно, сапог, гитара, свечка и др.) и просит назвать свойства этого предмета (например, стакан: прозрачный, пустой). Затем ведущий рисует бабушку, связывая ее части тела с предметом превращения и используя названные свойства (например, бабушка-стакан: вместо туловища стакан, над ним голова в косынке, внизу и по бокам - руки и ноги). Кого-то из девочек ведущий назначает Красной Шапочкой. Она подходит к "бабушке" и спрашивает:
- Бабушка, бабушка, почему ты такая (называет одно из свойств, например, прозрачная)? Остальные дети должны ответить от имени бабушки (например, чтобы видеть, сколько я съела). И так, пока будут обоснованы все странности бабушки. Потом можно обсудить, как бабушка может защититься от волка (например, выплеснуть на него содержимое своего живота или втянуть руки, ноги, голову в стакан, обвязать его косынкой и спрятаться).
11. Тренинг «Тренажер ума»
Тренажер 1.
1. Повтори слова в том же порядке (не больше 6 слов)
Окно, корабль, ручка, пальто, часы.
2. Вспомни, как выглядит твоя кухня. Не заходя туда, перечисли 10-15 предметов, которые находятся на виду (при этом можно уточнить детали: цвет, размер, форму, особые приметы).
3. Одно из этих слов лишнее. Какое? - Хлеб, кофе, утюг, мясо. Почему?
Тренажер 2. (Упражнения с числами)
1. Как получить числа: 0, 2, 5 ..., пользуясь числами и математическими знаками.
2.Продолжи последовательность 2, 4, 6, ...
Тренажер 3. (Упражнения со словами)
1. Составь рекламное объявление для газеты так, чтобы слова начинались на одну букву.
Пример: продается певчий пушистый попугай Паинька, пятилетний, полузеленый. Предпочитает питаться печеньем, пить пепси-колу. Пожалуйста, приходите посмотреть.
2. Составь текст телеграммы с тем же условием: Срочное сообщение: “Сбежала собака Сушка, светло-коричневая, среднерослая. Срочно сообщите. Скучаю”
Тренажер 4.
Задания на проверку инерции мышления
Требуется быстро отвечать на вопросы заданий. Подумать при этом можно, но не долго.
1. Сколько пальцев на 2-х руках, а на 4-х?
2. На болоте сидит по-французски говорит. Кто это? (объясни с каких пор лягушки стали говорить, да еще и по-французски).
3. К реке подошли два человека. Как им переправиться на противоположный берег. Если имеется одна одноместная лодка. На улице довольно холодно, но еще не совсем зима — речка не замерзла (подошли с противоположных берегов).
4. Как глухонемой в хозяйственном магазине объяснит продавцу, что ему
нужен молоток? А как слепому попросить ножницы? (слепой умеет говорить).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование элементов ТРИЗ и РТВ в развитие речи детей"
В данной статье я предлагаю нестандартные методы работы по развыитие связной речи детей, обогащению словаря , развиттию творческих речевых способностей детей....
Конспект урока по русскому языку с использованием элементов ТРИЗ. Тема "Род имен существительных". 3 класс.
На данном уроке происходит знакомство учащихся с родом имени существительного .Учащиеся учатся определять род существительных, согласовывать их с именами прилагательными. На этапе закрепления материал...
"Использование элементов ТРИЗ на занятиях по истории Санкт-Петербурга в младшей школе"
Занятия по истории Санкт-Петербурга, как показало время, более всего расположены к нетрадиционным формам учебной деятельности: уроки (занятия) - экскурсии, конкурсы и викторины, уроки (занятия) - твор...
Использование элементов ТРИЗ в начальных классах
Пояснительная записка.Принципы построения курса. Целью программы является формирование исследовательских навыков и развитие творческих способностей детей, позволяющих решать проблемные задачи и с...
Использование элементов ТРИЗ - педагогики на уроках родного языка
Одним из средств формирования универсальных учебных действий у младших школьников может стать использование приемов технологии ТРИЗ. ТРИЗ — теория решения изобретательских задач, разработанная Ге...
Использование элементов ТРИЗ на уроке математики в начальной школе
Чтобы у школьника развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании, удовлетворил с аппетитом возникшие потребности в за...
Конспект урока по окружающему миру с использованием элементов ТРИЗ
Урок на тему "Свойства воды и воздуха"...
- Мне нравится (1)