Программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 3 - 4 классов
материал по теме
Программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 3 - 4 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 110 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 3 - 4 классов
МОУ «Акатьевская ООШ» на 2013 – 2015 учебный год
Клуб «Юный краевед»
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности клуба «Юный краевед» для 3 - 4 классов на 2013 -2015 учебный год разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта и ООП начального общего образования МОУ Акатьевской основной общеобразовательной школы
Отличие программы состоит в разнообразии тем, раскрывающих взаимосвязь нравственных, духовных и культурных ценностей, в основе которых лежат традиции и обычаи народов малой Родины.
Целью программы является научно-познавательное, духовно-нравственное и патриотическое воспитание младших школьников посредством формирования представлений о культурных традициях в контексте прошлого и настоящего нашего края;
- создание условий для формирования и сохранения физического, нравственного, психического здоровья школьников через целостное восприятие мира.
Данная цель направлена на решение следующих задач:
- дать знания об истории родной школы, села, района;
- формировать общие представления о месте культуры, истории, морали и нравственности в прошлом и настоящем традиций своей малой Родины;
- формировать систему отношений и нравственного поведения школьников на примере духовно-нравственных традиций и ценностей отечественной культуры;
- воспитывать уважительное отношение к традициям своего и других народов;
- развивать нравственные чувства (сопереживание, благодарение, уважение к старшим, терпимость, доброжелательность, милосердие) на материале положительных примеров жизни выдающихся людей Кубани;
- развивать эстетическое восприятие и чувства.
Для достижения данных целей формируются следующие
задачи:
-формирование бережного отношения к природе;
- дать знания об истории родной школы, села, района;
- формировать общие представления о месте культуры, истории, морали и нравственности в прошлом и настоящем традиций своей малой Родины;
- формировать систему отношений и нравственного поведения школьников на примере духовно-нравственных традиций и ценностей отечественной культуры;
- воспитывать уважительное отношение к традициям своего и других народов;
- развивать нравственные чувства (сопереживание, благодарение, уважение к старшим, терпимость, доброжелательность, милосердие) на материале положительных примеров жизни выдающихся людей села;
- развивать эстетическое восприятие и чувства.
-развитие у школьников интереса к изучению родного края;
-формирование детского коллектива;
-оздоровление в активной деятельности на природе;
-развитие и совершенствование туристских навыков, необходимых для выживания в экстремальных условиях.
Общая характеристика программы клуба «Юный краевед»
Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение детьми ценностей. При этом воспитание не может быть сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, оно должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность.
Краеведческая работа открывает широкие возможности в воспитании. Изучение прошлого своей семьи, образовательного учреждения, села, даёт возможность пробудить интерес ребёнка к родословной своей семьи, к истории своего края и к общей истории.
Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, принять участие в созидательной деятельности, развить свои способности – в этом и заключается смысл клуба «Юный краевед».
Программа клуба рассчитана на 2 года и разделена на три направления: «Моя родословная», «Мой край родной», «Памятные места нашего края».
Работая по первому направлению, ученики знакомятся с происхождением своих имён и фамилий, узнают у родителей, почему их назвали именно так. Затем они составляют генеалогическое древо своей семьи.
Следующий этап – это поиски свидетельств о вкладе семьи в жизнь родного села и даже государства. На заседаниях клуба обсуждаются рассказы о прадедушках и прабабушках, участниках Великой отечественной войны.
Второе направление, по которому работает клуб – это «Мой край родной». Здесь ученики знакомятся с историей возникновения своей деревни, узнают о старейших жителях, об их хозяйственном и семейном быте, духовной культуре. Знакомятся с обрядами и традициями. Запланировано посещение местного краеведческого музея, в частности, комнаты быта. Не обошли вниманием учащиеся и школьный музей. Они с интересом рассматривали экспонаты этого музея. Было интересно узнать о детских организациях того времени, примерить красный галстук, осудить школьную форму, ну и конечно же узнать историю образования и развития нашей школы.
Программа клуба предполагает большую исследовательскую, проектную деятельность, организацию выставок, изготовление наглядных пособий, тимуровскую работу, посещение библиотеки, работу с различными источниками.
Третье направление, по которому работает клуб – это «Памятные места нашего края».
Туристско-краеведческая деятельность во всех ее формах способствует всестороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению родного края, приобретению навыков самостоятельной деятельности.
Самый массовый и самый доступный вид туризма - пешеходный туризм. Самодеятельный туристский поход сочетает активный здоровый отдых, познание и освоение окружающего мира. Беседы с детьми младшего школьного возраста показывают, что у детей есть интерес к такой деятельности.
Занимаясь в кружке, ребенок освоит все премудрости пешеходного туризма, сможет овладеть определёнными навыками и умениями. Программа кружка направлена на развитие в ребёнке стремления к познанию, к совершенствованию волевых качеств: целеустремлённости, настойчивости, ответственности, взаимовыручки.
Описание места программы в структуре ООП
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников клуба «Юный краевед» и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе. Программа рассчитана на 68 часов и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа.
Сроки реализации программы
Реализация программы рассчитана на весь курс начального образования - 4 года
Класс | Количество часов |
3 | 34 |
4 | 34 |
Занятия проводятся во второй половине дня.
Место проведения занятий: классная комната, село и его объекты, музеи школы, г.Коломны и и г. Москвы, Школа Ремёсел, библиотека.
Описание ценностных ориентиров содержания программы по внеурочной деятельности
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию целостно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.
Дети должны:
- знать народный фольклор, народные игры;
- знать историю своего народа;
- знать традиции и обычаи своего народа.
- у детей появится интерес к изучению родного края ;
- они научатся элементам исследовательской деятельности;
- учащиеся приобретут опыт природоохранной деятельности, начальные туристические навыки;
- у детей разовьётся умение работать в коллективе, чувство ответственности.
Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации: формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты; формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей.
Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
Планируемые результаты освоения программы по внеурочной деятельности литературно – творческого объединения «Родное слово»
Личностные результаты –готовность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно – смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие и личностные, социальные компетентности, личностные качества;
- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
- развитие морально-этического сознания;
- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым
ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные);
- овладение начальными формами исследовательской деятельности;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- формирование коммуникативных навыков.
Предметные результаты – освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Содержание программы по внеурочной деятельности
клуба «Юный краевед»
Содержание программы внеурочной деятельности «Клуба «Юный краевед» соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в школе для обучающихся 1 – 4 классов.
Место проведения занятий – учебные кабинеты, школьные и городские музеи, читальные залы библиотек.
Основные разделы программы
№п/п | Название раздела | Общее количество часов | Часы аудиторных занятий | Часы внеаудиторных занятий |
1. | Клуб «Юный краевед» | 34 | ||
1.1 | Моя родословная | 8 | 6 | 2 |
1.2 | Мой родной край | 20 | 10 | 10 |
1.3 | Памятные места нашего края | 6 | 5 | 1 |
Подходы реализации программы
Благодаря деятельностному подходу педагог включает учащихся в разнообразные виды деятельности, использует разнообразные формы воспитательной работы;
учитель успешно организует совместную деятельность детей, родителей.
Аксиологический подход предполагает, что педагог рассматривает задачу сохранения физического и психического здоровья детей как одну из важнейших в организации образовательного процесса (создание благоприятных условий для развития каждого ребенка, для ситуации успеха на уроке и во внеурочной работе).
Отношенческий подход ориентирует на выстраивание между детьми, родителями и учителем отношений взаимопонимания, формирование умений слушать и слышать друг друга, осознавать ценность каждого человека.
Благодаря системному подходу происходит интеграция урочной и внеурочной деятельности и, конечно, постоянный коллективный анализ результатов деятельности.
Формы внеурочной воспитательной работы клуба «Юный краевед»
· лекции;
· экскурсии;
• консультации;
• литературные и исторические гостиные;
• киносеансы;
• встречи с интересными людьми;
• исторические игры, викторины;
• проектная и исследовательская деятельность;
• использование интернет – технологий;
• создание видеопрезентаций;
• посещение музеев села, района и г. Москвы;
• оформление выставок, обновление экспозиций;
• встречи с ветеранами войны.
Методы реализации программы
Для реализации программы предлагаются следующие методы:
-наглядный;
-словесный;
- практический;
- частично – поисковый;
- практическая работа;
Наглядный метод:
-просмотр фильмов, презентаций;
- экскурсии в музеи, библиотеку; наблюдения.
- целевые прогулки.
Словесный метод:
- беседы с элементами диалога;
- ответы на вопросы педагога, детей;
-сообщение дополнительного материала;
- рассматривание наглядного материала;
- разбор житейских ситуаций;
Практический метод:
- проведение игр(дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
- проведение экскурсий различной направленности;
- организация вечеров с ветеранами, интересными людбми.
Содержание программы внеурочной клуба «Юный краевед» соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в школе для обучающихся 1 – 4 классов.
Место проведения занятий – учебные кабинеты, игровая комната, школьные и городские музеи, читальные залы библиотек.
Прогнозируемые результаты:
1) В обучающей сфере – приобретение учащимися глубоких знаний по истории Темрюкского района, Краснодарского края, умений ориентироваться в событиях и фактах, видеть неразрывную связь истории родного края с историей России.
2) В воспитательной сфере – воспитание у учащихся чувства уважения к истории малой Родины, гордости за ее славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость.
3) В развивающей сфере – достижения учащимися высокого уровня умений и навыков в самостоятельной работе по организации и проведению экскурсий к школьным экспозициям, развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по изучению родного края; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления, высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.
Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость
В результате реализации программы клуба «Юный краевед» учащиеся познакомятся:
- с историей, традициями родной школы, района, края;
- будут иметь представление о месте культуры, истории, морали и нравственности в прошлом и настоящем традиций Кубани и своей малой Родины;
- с жизнью героев ВОВ - фронта и тыла;
- будут иметь представление об археологических и архитектурных памятниках района, Кубани;
- посетят театры, музеи, памятники района, края;
- научатся видеть прекрасное в окружающем мире;
- научатся вести себя в общественных и культурных местах, уважительно относиться к культуре и традициям своего и других народов.
Способы проверки ожидаемых результатов:
- педагогическое наблюдение;
- выполнение творческих заданий (составление устных и письменных рассказов, вопросов для проведения викторин, подбор воспитанниками иллюстративного материала по заданию, подготовка рисунков);
- анкетирование родителей;
Формы подведения итогов дополнительной образовательной программы:
- выставки рисунков и просмотры творческих работ воспитанников;
- создание фотоальбомов;
- открытые занятия;
- выступления с докладами и сообщениями по изучаемым темам;
- викторины, кроссворды, игры;
- итоговые концерты для родителей.
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России.
Тематическое планирование
3 класс
№ | Тема занятия | Основные виды деятельности | Дата Проведения |
1 | Будем знакомы. | Рассказ о себе. Рисование автопортрета. |
|
2 | Глупа та птица, которой своё гнездо немило. | Подготовка сведений о семье. Ближайших родственниках. Рисование «Моя семья» |
|
3 | Проект «Тайна моего имени» | Узнают тайну своего имени. Подготовят проект |
|
4 | Лень в дому – бери суму. Ролевая игра «Распределение обязанностей в семье» | Распределение обязанностей в семье. Мини- сочинение, рассказать, почему мы его так любим . | |
5. | Ролевая игра «Расскажи гостю о нашей столице». Презентация. | Расширят знания о Москве. Просмотрят презентацию | |
6 | Проект «Москва –Столица нашей Родины. | Познакомятся с достопримечательностями Москвы. Научатся работать в группах. | |
7 | Если кому – то нужна помощь! | Правила оказание ПМП | |
8 | Беседа «Правила поведения в транспорте и общественных местах». Ролевая игра «Я – пассажир» | Узнают о правилах поведения в транспорте и общественных местах. | |
9. | Поездка в г. Москву .Красная площадь. Мавзолей | Познакомятся с историей возникновения Красной площади. Посетят Мавзолей. Узнают о В.И. Ленине | |
10 | Экскурсия в сельскую библиотеку. «Моё родное село» Конкурс рисунков «Мой любимый уголок» | Познакомятся с историей села, выдающимися людьми. Конкурс рисунков. | |
11 | Загадки с клумбы и грядки. | Подбираем или сочиняем загадки об овощах, фруктах, цветах. Лепка овощей. Создание презентаций. | |
12 | Автобусная экскурсия по Коломенскому кремлю. Беседа о правилах поведения в транспорте и общественных местах. | Узнают о Коломенском Кремле. Повторят правила поведения в транспорте и общественных местах. | |
13 | Беседа «Почему в селе так названы улицы?» | Найдут информацию о происхождении названия улиц. Нарисуют улицу. На которой они живут. | |
14 | Рассказ «Мои родители учились в этой школе» Презентация. | Узнают о школьной жизни своих родителей. Мини – сочинение. | |
15 | «Раз, два, три, четыре, пять, мы собрались поиграть» | Узнают об играх наших предков. | |
16 | Автобусная экскурсия в музей ёлочных игрушек. Мастер – класс по росписи ёлочных игрушек. | Познакомятся с историей елочной игрушки, научатся её расписывать | |
17 | «Повсюду здесь знакомые места». Прогулка по селу. | Пройдутся по знакомым уголкам села. Нарисуют свой любимый уголок. | |
18 | Своя избушка – родная матушка. Экскурсия в школьный музей. «Предметы быта в избе крестьянина и в моём доме сегодня» | Нарисовать свой дом. Сравнить предметы быта в старинной избе и в современном жилище. | |
19 | В гостях у бабушки Загадушки . Русский народный костюм. | Познакомятся с русским народным костюмом. Научатся создавать его в рисунке. | |
20 | Птицы нашего края. | Познакомятся с разнообразием птиц нашего края. | |
21 | Экскурсия в музей пастилы Г.Коломны. мастер – класс по изготовлению пастилы. | История возникновения музея пастилы. Попробуют освоить технологический процесс изготовления пастилы. | |
22 | Экскурсия в школьный музей «История нашей школы» | Познакомятся с историей нашей школы. Разгадывание загадок. | |
23 | На свет народился, с людьми породнился. Презентация «Традиции и обычаи моей семьи» | Узнают об обычаях и праздниках семьи. | |
24 | Животный и растительный мир Коломенского района. Экскурсия в краеведческий музей г.Коломны. | Посетят краеведческий музей. Узнают о растительном и животном мире Коломенского края. | |
25 | Проведение краеведческой викторины. | Расширить знания учащихся по краеведению. | |
26 | Конференция «История создания кукол» | Научатся выступать на конференции по заданной теме. Лепка кукол. | |
27 | Экскурсия в школу Ремёсел «Народные куклы». Мастер –класс по изготовлению | Познакомятся с историей создания народных кукол. Научатся делать куклы. | |
28 | Водоёмы нашей местности. Экскурсия. Фоторепортаж. | Познакомятся с водоёмами нашей местности. | |
29 | Встреча с ветеранами ВОВ. | Интервьюирование ветеранов ВОВ. Посещение ветеранов на дому. | |
30 | Проект «Наши земляки на защите отечества» | Презентация проекта. | |
31 | Вахта Памяти. Поздравление ветеранов. | Чтение стихов и исполнение песен на тему «День Победы». Возложение цветов к памятнику. | |
32 | Создание альбома «Наш дружный класс». Анкетирование. | Работать над созданием альбома, подбирать необходимую информацию в дополнительных источниках. | |
33 | Проект «Как хорошо быть туристом» | Работать в группе, подбирать самостоятельно материал из дополнительных источников. | |
34 | Автобусная поездка в Московский зоопарк. | Познакомятся с обитателями зоопарка. Повторят правила поведения в транспорте и в зоопарке. | |
Итого:34 часа |
Описание материально – технического обеспечения внеурочной деятельности литературно – творческого объединения «Родное слово»
Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой рабочей программы;
Магнитная доска;
Аудиомагнитофон;
СД /ДVД – проигрыватель;
СД /ДVД – диски;
Видеофильмы, соответствующие содержанию рабочей программы;
Подставки для книг.
Детские книги разных типов в соответствии с рабочей программой;
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011.
Бардин К.В. Азбука туризма. М., Просвещение, 1973.
Вяткин Л.А., Сидорчук Е.В., Немытов Д.Н. «Туризм и спортивное ориентирование» М., 2001г.
Данилюк А.Я., КондаковА.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение , 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 1класса «Умники и умницы» Автор программы: учитель начальных классов Зыбанова Татьяна Павловна МКОУ «СОШ №23» п. Айхал, Мирнинский район.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интелл...
Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 1 класса
Рабочая программа кружка "Художественное слово" (34 часа) 1 класс...
Программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 1 -4 классов МОУ «Акатьевская ООШ» на 2011 – 2015 учебный год Объединение «Игры нашей местности»
Программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 1 -4 классов МОУ «Акатьевская ООШ» на 2011 – 2015 учебный год Объединение «Игры нашей местности»...
Программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 1 - 4 классов МОУ «Акатьевская ООШ» на 2011 – 2015 учебный год Литературно – творческое объединение «Родное слово»
Программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 1 - 4 классов МОУ «Акатьевская ООШ» на 2011 – 2015 учебный год Литературно – творческое объединение «Родное слово»...
Программа внеурочной деятельности ФГОС НОО (для учащихся с ОВЗ)
Данная программа внеурочной деятельности реализуется для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Культура поведения" 4класс
рабочая программа ктп 4 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2012/08/13/picture-99688.jpg)
Программа внеурочной деятельности "Закулисье" 1-4классы
Программа реализует общекультурное (художественно-эстетическое) направление во внеурочной деятельности. В основе программы лежит идея использования потенциала те...