Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 1 класса
рабочая программа по чтению (1 класс) по теме
Рабочая программа кружка "Художественное слово" (34 часа) 1 класс
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа села Старая Порубёжка»
Рабочая
образовательная программа
внеурочной деятельности (ФГОС)
учащихся 1 класса
МОУ «СОШ села Старая Порубёжка»
на 2012 – 2013 учебный год
ЛИТЕРАТУРНЫЙ КРУЖОК
«Художественное слово»
Учитель: Филиппова Т.В.
2012 – 2013 уч. г.
Литературный кружок «В гостях у сказки» (художественно – эстетическая деятельность)
Цель: обучение выразительному чтению, развитие интеллектуальной и психоэмоциональной сферы личности средствами театрального искусства, развитие творческих способностей.
Задачи:
- комплексное воздействие на фундаментальные сферы психики ребёнка: ум, волю, чувства;
- создание благоприятных условий для коммуникаций «ученик – учитель», «ученик – ученик»;
- обеспечение ситуаций успеха для каждого ребёнка;
- развивитие познавательной сферы и произвольных психических процессов;
- повышение стрессоустойчивости и адаптивных возможностей учащихся.
Пояснительная записка.
В качестве учебного материала для формирования первоклассников – читателей – кружковцев выбрана фольклорная (народная) сказка. Выбор сделан не случайно. Первоклассник – читатель и слушатель особенный. Он больше эмоционален, чем рассудителен, и поэтому поэтические образы сказки для него убедительны и реальны. Сказка – это особое средство постижения жизни, близкий и понятный детям способ познания, изучения, раскрытия действительности. Вводя первоклассника в народный язык, мы открываем ему мир народной мысли, народного чувства, народной жизни. В сказке содержатся мечты народа, общественная мораль, народный характер, история жизни народа. Хорошо рассказанная сказка – это ещё и начало культурного воспитания.
Большое значение имеет выбор сказки. По мнению знатоков литературы, лучшими сказками для детей шести – семи лет являются сказки о животных, которые вселяют в учеников веру в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу. А именно добра, надежды и оптимизма часто не хватает современным детям.
Российская школа актёрского тренинга, сложившаяся за последнее столетие и активно используемая сейчас психологами, предполагает систему упражнений на развитие произвольного внимания, памяти, фантазии, устной речи, пластики, коммуникативных способностей и т. д.
Некоторые области актерского тренинга подвластны только профессионалам, но многие упражнения можно использовать с учащимися начальной школы.
На занятиях школьники знакомятся с видами и жанрами театрального искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского мастерства.
Первый год работы в основном посвящается развивающим играм и упражнениям (на развитие памяти, внимания, постановке дыхания, развитие дикции, творческого воображения, фантазии).
Большинство игр и упражнений являются комбинированными, т. е. развивают и внимание, и память, и речь, и воображение, и пластику. Новые упражнения вводятся постепенно: на каждом занятии к знакомым заданиям добавляются 2 – 3 новых, а новые скороговорки не больше одной за занятие.
Во втором полугодии первого класса развивающие упражнения занимают почти всё занятие, в дальнейшем часть урока посвящается вопросам теории театра, зрительской культуре. Учащиеся знакомятся со спецификой кукольного, драматического, музыкального театра, с профессиями драматурга, режиссёра, гримёров, художника – постановщика и т. д.
Тематическое планирование:
№ | Тема занятия | Содержание занятия | Дата Проведения |
1 | Русская народная сказка «Репка» и белорусская народная сказка «Пых» | Прослушивание и сравнение сказок. Инсценировка сказки «Репка». Работа над выразительностью речи. | |
2 | Украинская народная сказка «Колосок». | Прослушивание и выразительное чтение сказки. Анализ содержания. | |
3 | Русская народная сказка «Заячья избушка». Латвийская народная сказка «Заячий домик». | Прослушивание сказок. Сравнение содержания сказок. Герои сказок. | |
4 | Русская народная сказка «Заяц – хваст». Сравнение с авторской сказкой Д. Н. Мамина – Сибиряка «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». | Чтение сказок читающими детьми. Выявление отличительных признаков народной и авторской сказки. | |
5 | Адыгейская сказка «Кто сильнее» и мансийская сказка «Отчего у зайца длинные уши». | Чтение сказок. Анализ содержания. Действующие лица. | |
6 | Сказки про зайцев. | Подбор сказок про эайцев. Викторина. | |
7 | Украинская народная сказка «Рукавичка». Сказка «Теремок» в разных обработках. | Чтение сказок. Сравнение сюжетов. Инсценировка. | |
8 | Чукотская сказка «Хвост». | Чтение сказки. Анализ содержания. Иллюстрирование. | |
9 | Удмуртская сказка «Как произошли медведи» | Чтение сказки. Составление вопросов по содержанию сказки. | |
10 | Мордовская сказка «Благодарный медведь» Обобщение знаний детей о сказочном герое – медведе. | Чтение сказки. Иллюстрирование. Викторина. | |
11 | Русская народная сказка «Бобовое зёрнышко» | Чтение сказки. Работа над пересказом. | |
12 | Русская народная сказка «У страха глаза велики». | Чтение сказки. Анализ сказки. Сочинение сказки. | |
13 | Русская народная сказка «Бабушка, внучка да курочка». | Чтение сказки. Иллюстрирование. | |
14 | Русская народная сказка «Хаврошечка» | Чтение сказки. придумывание вопросов к тексту. | |
15 | Сказки про лису. Русская сказка «Думы». | Беседа. Чтение сказки. Анализ сказки. Рисунки. | |
16 | Сказки про зайца, лису и медведя. | Выставка книг. Чтение сказок. Викторина. | |
17 | Мордовская сказка «Разудалый петушок». | Чтение сказки. Чтение по ролям. Пересказ. | |
18 | Калмыцкая сказка «Петух и павлин». «Весёлый воробей» | Чтение. Сравнение с мордовской сказкой. | |
19 | Удмуртская сказка «Синица и старый воробей» | Чтение сказки. Работа по содержанию сказки. | |
20 | Бурятская сказка «Почему у сороки длинный хвост». | Чтение сказки. Анализ прочитанного. | |
21 | Праздник «В гостях у сказки» | Литературный праздник | |
22 | Ингушская сказка «Сокол и ворона» | Чтение сказки. Работа над текстом. | |
23 | Русская народная сказка «Байка про тетерева» | Чтение сказки. Сравнение с другими сказками про птиц. | |
24 | Русская народная сказка «Курочка, мышка и тетерев». | Чтение и инсценирование сказки. | |
25 | Русская сказка «Лиса и тетерев». | Чтение сказки, чтение в лицах. Анализ сказки. | |
26 | Сказки про птиц. | Выставка книг. Чтение. Сравнение. | |
27 | Моя любимая сказка о животных. | Чтение и пересказ любимых сказок. | |
28 | Итоговое занятие | Литературная викторина | |
29-33 | Проект: Спектакля «Теремок» Показ спектакля. |
Планированные результаты реализации программы:
Результаты первого уровня.
Приобретение школьниками знаний об общественных нормах поведения в различных местах (театре).
У ученика будут сформированы:
-внутренняя позиция ребёнка на основе положительного отношения к школе; включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
-эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им ; -- строить речевое высказывание в устной форме;
Результаты второго уровня.
Получение ребёнком опыта переживания и позитивного отношения к ценностям общества.
У ученика будут сформированы:
- познавательные интересы, учебные мотивы
-уважительное отношение к иному мнению и культуре других народов.
Ученик получит возможность для:
-формирования чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной культурой;
Результаты третьего уровня.
Получение ребёнком опыта самостоятельного общественного действия.
У ученика будут сформированы:
- умения вносить необходимые коррективы;
-умения планировать работу и определять последовательность действий.
Ученик получит возможность для:
-адекватного использования речи для планирования и регуляции своей деятельности;
- активизации сил и энергии к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта
Результаты четвёртого уровня.
Целеустремлённость и настойчивость в достижении целей; готовность к преодолению трудностей.
У ученика будут сформированы:
- умение оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Ученик получит возможность для формирования:
-осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
Литература.
1. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. «Театрализованные игры»/ дошкольное воспитание и обучение, приложение к журналу «Воспитание школьников». Выпуск 12 – Москва, «Школьная пресса», 2000.
2. Волина В.В. «Занимательное азбуковедение». – М.: Просвещение, 1994.
3. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. «Театрализованные игры в школе»/ «Воспитание школьников» библиотека журнала. Выпуск 14 – М.: Школьная пресса, 2000.
4. Строганова Л.Н. Программа Драматического кружка «Сказка» [http://zelina14.ucoz.ru/index/0-10]
5. Стрельцова Л.Е. «Литература и фантазия». – М.: АРКТИ, 1997
6. Игры, обучение, тренинг./Под ред. Петрушинского. – М.: Новая школа,1993
7. Сборник сценариев для театрального кружка Олеси Емельяновой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности в 1 классе в рамках ФГОС «Я - исследователь»
Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС "Я - исследователь" в 1 классе....
Авторская рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 1класса «Умники и умницы» Автор программы: учитель начальных классов Зыбанова Татьяна Павловна МКОУ «СОШ №23» п. Айхал, Мирнинский район.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интелл...
Программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 3 - 4 классов
Программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 3 - 4 классов...
Программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 1 -4 классов МОУ «Акатьевская ООШ» на 2011 – 2015 учебный год Объединение «Игры нашей местности»
Программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 1 -4 классов МОУ «Акатьевская ООШ» на 2011 – 2015 учебный год Объединение «Игры нашей местности»...
Программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 1 - 4 классов МОУ «Акатьевская ООШ» на 2011 – 2015 учебный год Литературно – творческое объединение «Родное слово»
Программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 1 - 4 классов МОУ «Акатьевская ООШ» на 2011 – 2015 учебный год Литературно – творческое объединение «Родное слово»...
Программа внеурочной деятельности ФГОС НОО (для учащихся с ОВЗ)
Данная программа внеурочной деятельности реализуется для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)...
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...