Авторская рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 1класса «Умники и умницы» Автор программы: учитель начальных классов Зыбанова Татьяна Павловна МКОУ «СОШ №23» п. Айхал, Мирнинский район.
рабочая программа по математике (1 класс) по теме

 

          Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. 

  Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

   Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

   Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskaya_rabochaya_programma.docx29.12 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                  Авторская рабочая программа

                                        (внеурочная деятельность, научно-познавательное направление)

                                               По факультативному  курсу  «Умники и умницы»                                             

Класс          1 «В»

Количество часов     33 ч.

                                                                                 

                                                                                 

                                                                                                                                                                                      Учитель начальных классов

                                                                                                                                                                                       МКОУ «СОШ№23» п. Айхал  

                                                                                                                                                                                      Мирнинский район  Саха  (Якутия)                        

                                                                                                                                                                                      Зыбанова Татьяна Павловна

       

 2012 2013 учебный год

Пояснительная записка

Математику называют царицей наук, потому что нет такой профессии, где бы не применялись знания математики. Но это же  ещё точная и «нудная» наука. Как же увлечь детей цифрами, отрезками, задачами, геометрическими фигурами и т.д. А мы их будем оживлять и превращать, как в сказке, и надеюсь всё у нас получится. 

          Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.  

  Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

   Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

   Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.

   Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия  математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

   Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.  Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

   Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка  желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

Кружок создается при  участии  всего  класса.

Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.

Продолжительность каждого занятия не должна превышать 30 – 40 минут.

                                                     

                                                         

Цели и задачи:

  1. Научить использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки пространственных отношений.        
  2.  Учить владеть основами логического мышления, пространственного воображения и математической речи, развить необходимые вычислительные навыки.
  3. Учить применять математические знания и представления для решения учебных задач, развивать опыт применять математические знания в повседневных ситуациях.
  4. Учить составлять числовое выражение и находить его значение.
  5. Учить распознавать, называть и изображать геометрические фигуры.
  6. Развивать логическое мышление, зрительную память, умение ориентироваться в пространстве, умение отстаивать свою точку зрения.        

Тематическое планирование занятий в кружке разработано на 4 года (142ч)  начальной школы. Занятия сопровождаются выполнением практических заданий по теме, решение занимательных и логических задач, упражнений на смекалку, проведение игр. Занятия сгруппированы по возрасту детей и прохождением учебного материала, с учётом 1час в неделю. Таким образом, создаётся возможность систематически сочетать изучаемый материал по математике с внеклассной работой, углублять знания учащихся.

 Предполагаемые результаты:

Занятия в  кружке должны помочь учащимся:

  1. усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
  2. помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
  3. формировать творческое мышление;
  4. способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах

Основные виды деятельности учащихся:

  1. решение занимательных задач;
  2. оформление математических газет;
  3. участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
  4. знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
  5. проектная деятельность, творческие работы
  6. самостоятельная работа; работа в парах, в группах.

Дата

Тема

Характеристика деятельности

Математика – это интересно.

1

Вводное занятие

2

 Как люди научились считать.

выполнение заданий презентации «Как люди научились считать»

3

Интересные приемы устного счёта.

устный счёт

4

Пифагор и его школа. Упражнения, игры, задачи.

Выполнение заданий тренажёра

 « Занимательная математика»

5

Логические загадки. Задачи в стихотворной форме.

Использовать представленную информацию для получения новых знаний

6

Математические ребусы

Выполнять задания творческого и поискового  характера.

7

Учимся отгадывать ребусы.

составление математических ребусов

Конкурс на лучший математический ребус

8

Практикум «Подумай и реши».

Тестовые задания

9

Решение нестандартных задач.

Игра « Муха» ( Муха перемещается по командам «вверх» , «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3х3 клетки)

Математические горки

10

Путешествие точки. Построение рисунка(на листе в клетку) по алгоритму. Рисуем по клеточкам узор.

работа с алгоритмом

11

Рисуем по клеточкам ракету.

Выполнять задания творческого и поискового  характера

12

Рисуем по клеточкам рыбку

Выполнять задания творческого характера, применять знания  и способы действий.

13

Построение собственного рисунка и описание его шагов.

Выполнять задания творческого и поискового  характера, применять знания  и способы действий.

Волшебная линейка.

14

Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки.

Использовать представленную информацию для получения новых знаний.

15

Построение математических цепочек. Сложение и вычитание в пределах 10.

Выполнять задания творческого и поискового  характера

16

Праздник числа10. Игры « Задумай число», «Отгадай задуманное число».

Выполнять задания творческого и поискового  характера, применять знания  и способы действий.

17

 Игра «Весёлый счёт».

Разноуровневые игры. Найти ,показать и назвать числа по порядку (от1 до 20).Числа от 1 до 20 расположены в таблице не по порядку, а разбросаны по всей таблице.

18

Конструирование  предметов по точкам с использованием числовой последовательности. Проверка работы.

Моделировать разнообразное расположение объектов.

Лего - конструкторы.

19

Знакомство с деталями конструктора, схемам- инструкциями и алгоритма построения конструкций. Выполнение постройки по собственному замыслу.

Учиться работать со схемами - инструкциями;

Понятие слова алгоритм

20

Групповая работа. Построение конструкции по заданному образцу.

Работать в группах: составлять план работы, распределять виды работ между членами группы, устанавливать сроки выполнения работы по этапам и в целом.

Весёлая геометрия

21

Из истории геометрии.

Презентация по теме. Отгадывание математических кроссвордов

22

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Математические игры

23

Построение « математических» пирамид: « Сложение в пределах 10».

Использовать представленную информацию для получения новых знаний.

24

Построение « математических» пирамид: «Вычитание в пределах 10».

Моделировать изучение арифметической зависимости.

«Спичечный конструктор»

25

Построение конструкции по заданному образцу.

Использовать представленную информацию для получения новых знаний.

26

Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы.

Моделировать разнообразное расположение объектов.

Задачи - смекалки

27

Задачи с некорректными данными.

Выполнять задания творческого и поискового  характера, применять

28

Задачи, допускающие несколько  способов решения.

Числовые головоломки

29

Решение и составление коссвордов, содержащих числа.

30

Заполнение числового кроссворда

( судоку).

Танграм: древняя китайская головоломка.

31

Составление картинки с заданным разбиением на части.

32

Составление картинки с частично заданным разбиением на части.

33

Составление картинки без  заданного разбиения  на части. Проверка выполнения работы.

Описание материально- технического обеспечения программы

№ п\п

Название объектов и средств материально- технического обеспечения

Количество

1

Библиотечный фонд

А.П Тонких Логические игры и задачи на уроках математики

Ярославль « Академия развития» 1997

О.В.Узорова Олимпиадные работы по математике

Э.В. Гордеев«1200 задач и примеров по математике»

                                                         

3

2

Печатные пособия

школьные канцелярские принадлежности, набор цифр, набор геометрических фигур, предметные картинки, демонстрационный счётный материал, фишки и т. д.

30

3

Технические средства обучения

1

Интерактивная доска, проектор

4

Экранно- звуковые пособия

Презентации , видиофрагменты

10

5

Игры и игрушки

Таблица распределения тем по классам: 

№ п\п

Тема занятий

Всего часов

Аудит

Внеаудит

1

Что значит занимательная математика

1

1

_

2

Математика- это интересно

9

1

5

3

Из истории мер длины

3

1

2

4

Из истории мер массы

3

1

2

5

Происхождение метрической системы мер

1

_

1

6

Из развития счёта

7

4

3

7

Задачи на смекалку

11

_

11

8

Возникновение письменной нумерации

1

1

_

9

Римская нумерация

2

_

2

10

Зарождение календаря и пути его совершенствования

1

1

_

11

Единицы времени

3

1

2

12

Задания на смекалку

10

_

10

13

Возникновение денег .  Игра « Магазин»

1

_

1

14

Конструирование узоров из геометрических фигур

9

_

9

15

Конструирование предметов из геометрических фигур

11

_

11

16

Возникновение математических знаков

1

1

_

17

Происхождение дробей

1

1

_

18

Математическая сказка « Гном, дом и учёный мотылёк».

1

1

_

19

Конструирование фигур из счётных палочек

3

-

3

20

Математические задачи в стихах

7

-

7

21

Задания « Вышивка»

2

_

2

22

Математические кроссворды

6

_

6

23

Математическая сказка о нуле

1

1

_

24

Математическая сказка « Король неуч»

1

1

_

25

Математические ребусы

8

-

8

26

Математическая викторина « Узнай меня»

1

1

-

27

Рисование предметов по точкам

12

_

12

28

Задания найди сходства и различия

10

_

10

29

Конструирование предметов по точкам

5

_

5

30

Игра « Весёлый счёт»

2

_

2

31

Таблица сложения и вычитания

2

_

2

32

Таблица умножения

2

_

2

33

Прямая линия. Кривая. Ломанная.

1

_

1

Всего часов

142

17

125


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьная олимпиада "Умники и умницы" по русскому языку.2 класс.

Задания и ключи к заданиям по русскому языку .2 класс....

Школьная олимпиада "Умники и умницы" по окружающему миру.2 класс.

Задания и ответы по окружающему миру.2 класс....

Задания для конкурса "Умники и Умницы" по литературному чтению, 4 класс

Задания можно использовать и при проведении предметной недели....

Умники и умницы - интеллектуальная игра для 3 классов

Интеллектуальная игра, имеющая межпредметную ориентацию. Проводится либо для команд одного класса, либо среди команд параллели учащихся 3 классов...

Психолого-педагогическое сопровождение введения ФГОС в 1-2 классах начальной школы. Из опыта работы учителя начальных классов Щербаковой Татьяны Геннадьевны.

 Так как результаты деятельности учителя предполагают оценку качества образования по ряду обязательных критериев, необходим мониторинг УУД у учащихся начальной школы. В презентации предста...

Рабочая программа начального общего образования кружка «Умники и умницы» (общеинтелектуальное направление) для 4 класса

Цель обучения ребёнка состоит в том,чтобы сделать его способным развиватьсядальше без помощи учителя. П.Хаббард...

Из опыта работы с одаренными детьми в начальной школе учителя начальных классов, Николаевой Татьяны Ивановны, учителя высшей квалификационной категории Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Гимназии №295 Фрунзенского района Санкт-

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Задача школы – поддержать ребенка и развить его способност...