Программа внеурочной деятельности "Закулисье" 1-4классы
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Филатова Наталья Анатольевна

        Программа реализует общекультурное (художественно-эстетическое) направление во внеурочной деятельности. В основе программы лежит идея  использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.Новизна программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti.docx791.62 КБ

Предварительный просмотр:

                    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                                       средняя   общеобразовательная школа № 5

   

                     

                                         Закулисье

                    Программа внеурочной деятельности

                                      1-4 классы

 

                                                                                Составители:

                                                                              Т. П. Давыденко

                                                                               Е. А. Найдёнова

                                                                               Н. А. Филатова

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАКУЛИСЬЕ»

« Вы никогда не думали, как было бы

хорошо начать создание детского театра

с детского возраста?

Ведь инстинкт игры с перевоплощением

есть у каждого ребёнка.

Эта страсть перевоплощаться

у многих детей звучит ярко, талантливо,

 вызывает подчас недоумение

у профессиональных артистов.»

                                                                                                          К. С. Станиславский.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Программа реализует общекультурное (художественно-эстетическое) направление во внеурочной деятельности в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом  начального  общего образования второго поколения и разработана на основе программы внеурочной деятельности авторы Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. «Любительский театр», Москва «Просвещение», 2011 год.

Отличительной особенностью данной программы  является синтез типовых образовательных программ по всеобщему  и специальному театральному образованию  и современных образовательных технологий.

Актуальность. В основе программы лежит идея  использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.

Новизна программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.

Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей.

Целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников. Воспитание творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.

Целеполагание определило задачи кружковой деятельности:

1.Социализация:

  • развитие и овладение навыками межличностного общения и сотрудничества, развитие самоуважения и взаимоуважения учащихся;
  • активизация познавательных интересов - ученье с увлечением;
  • развитие основных высших физических функций: внимания, памяти, мышления, воображения;
  • воспитание самостоятельности и ответственности, развитие самоконтроля.

2. Эмоционально - личностная сфера:

  • коррекция страхов;
  •  овладение навыками внутреннего раскрепощения;
  • развитие самопознания и овладение навыками саморегуляции;
  • развитие воображения;
  • развитие драматургического мышления.

3.Технические навыки:

  • формирование грамотного звукоизвлечения и звукопроизношения:
  • обучение владению  навыками правильного дыхания;
  • обучение владению навыками верной артикуляции;
  • обучение владению навыками дикционного звукопроизношения.

4. Обучение родителей позитивному общению с собственным ребенком:

  • обучение навыкам игры с собственным ребенком;

  • изменения отношения к собственному ребенку через игру/в сторону понимания и принятия/;
  • развитие  творческих способностей взрослых;
  • вовлечение родителей в тесное взаимодействие в воспитательном процессе.

          Структура программы. В программе выделено два типа задач. Первый тип – это воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллекта, а также коммуникативных особенностей ребенка средствами детского театра.

 Второй тип – это образовательные задачи, которые связаны непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре. Темы разделов программы  повторяются в каждом классе, но при различном количестве часов, отведенных на изучение раздела. Изучение тем происходит на различном уровне сложности, с разным объемом информации, подбором творческих заданий. С каждым годом обучения наблюдается углубление познания. Большая роль в курсе «Закулисье» отводится регулярному тренингу, который проводится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Тренинг широко использует элемент игры. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость.

     Программа предусматривает тематические пересечения с такими дисциплинами как литературное чтение (изготовление декораций для постановок сказок), математика (расчет необходимых размеров, построение геометрических фигур), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира). Углубляются знания детей в области истории возникновения ремесел, материалов и инструментов, в области экономики (работа в группах с распределением обязанностей, реклама изделий собственного производства).

Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на 4 года, 135 часов (1 час в неделю).

1 класс – 33 ч.; 2-4 классы – по 34 часов.

Продолжительность занятия: 35 минут.

          Формы работы:

Формы занятий - групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции,  мезансцены. Основными формами проведения занятий являются:

  • театральные игры,
  • конкурсы,
  • викторины,
  • беседы,
  • экскурсии в театр и музей,
  • спектакли,
  • праздники.

Средства:

- иллюстрации и литература;

- аудио и видеозаписи (использование технических средств).

Формы контроля:

  • -постановки театральных пьесок, пьес, спектаклей;
  • -создание классного мини-театра;
  • -участие в конкурсах чтецов, в конкурсах инсценирования военной песни;
  • -изготовление декораций  к постановкам;
  • -выступления на классных утренниках, школьных, городских мероприятиях, в детских садах;
  • -анкетирование родителей, учащихся;
  • -создание портфолио личных достижений учащихся.

        ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Учащиеся должны знать:

  • правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;
  • виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.);
  •  чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;
  •   наизусть 10 стихотворений русских  авторов.

Учащиеся должны уметь:

  • владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
  • действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;
  • произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;
  • произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
  • произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
  • читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;
  • строить диалог с партнером на заданную тему;
  • подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.

Предполагаемые результаты реализации программы

    В основу изучения кружка  положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются  по трём уровням.

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний):  овладение способами самопознания, рефлексии;  приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.

Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной  реальности ): 

получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура).

      Результаты третьего уровня (получение  школьником опыта самостоятельного общественного  действия):

приобретение опыта общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

    В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.

Личностные результаты

У учеников будут сформированы:

  • потребность сотрудничества со сверстниками,  доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение,  стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
  • целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
  • этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
  • осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.

Метапредметными результатами изучения курса  является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
  • планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
  • анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

  • пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
  • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

  • включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
  • работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты

Учащиеся научатся:

  • читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
  • выразительному чтению;
  • различать произведения по жанру;
  • развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
  • видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
  • сочинять этюды по сказкам;
  • умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение).

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Название разделов

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

1.

 Вводные занятия

1

1

1

1

2.

 Театральная игра

3

3

3

3

3.

 Культура и техника речи

3

3

3

3

4.

 Ритмопластика

3

3

3

3

5.

 Основы театральной культуры

5

5

5

5

6.

 Работа над спектаклем, показ спектакля

17

17

17

17

7.

 Заключительное занятие

1

2

2

2

 Итого:

135

33

34

34

34

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Вводные занятия  

 Знакомство с коллективом проходит в игре «Круговорот». Знакомство ребят с

программой кружка, правилами поведения на кружке, с инструкциями по охране труда.  В

конце занятия – игра - экспромт: «Репка». Беседа о театре. Значение театра, его отличие от

других видов искусств.

Театральная игра 

Ориентировка в пространстве, равномерное размещение на площадке, построение

диалога с партнером на заданную тему; развитие способности произвольно напрягать и

расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развитие

зрительного, слухового внимания, памяти, наблюдательности, образного мышления,

фантазии, воображения, интереса  к сценическому искусству; упражнение в четком

произношении слов, отработка дикции; воспитание нравственно-эстетических качеств.

Ритмопластика 

       Ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие

развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности

телодвижений. Упражнения «Зеркало», «Зонтик», «Пальма». Развитие умения

произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать

согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развитие

координации движений; запоминание  заданной позы; развитие способности искренне

верить в любую воображаемую ситуацию; создание образов животных с помощью

выразительных пластических движений.

Культура и техника речи

      Развитие речевого дыхания и правильной артикуляции, четкой дикции, разнообразной

интонации, логики речи; творческой фантазии; сочинение небольших рассказов и сказок,

подбор простейшей рифмы; произношение скороговорок и стихов; тренировка четкого

произношения согласных в конце слова; пополнение словарного запаса.

Основы театральной культуры

      Знакомство с элементарными понятиями, профессиональной терминологией

театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального

искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя); воспитание культуры

поведения в театре.

Работа над спектаклем (пьесой, сказкой)

      Работа над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля. Сочинение этюдов по

сказкам, басням; развитие навыков действий с воображаемыми предметами; нахождение

ключевых слов в отдельных фразах и предложениях и выделение их голосом; развитие

умения пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные

состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно,

осуждающе, таинственно и т.д.); пополнение словарного запаса, образного строя речи.

Показ спектакля.

Заключительное занятие

Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. Отчёт, показ любимых инсценировок.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения.

1.

Библиотечный фонд (книгопечатная литература) для детей.

  1. Весёлые скороговорки для «непослушных» звуков. Авт.составитель И.Г.Сухин, Ярославль, 2004.
  2. Детские журналы «Мурзилка», «Веселые картинки», газеты «ПДД» и другие печатные издания.
  3. Книги из серии «Сказка за сказкой» Издательство «Самовар», М.:
  • Грибачёв Н.М. Заяц Коська и его друзья.
  • Усачёв А.А. Жили-были ёжики.
  • Бондаренко В.Н. Пять забавных медвежат.
  1. Праздники в начальной школе: сценарии, литературные игры, викторины./ авт-сост. М.М.Малахова – Волгоград: Учитель, 2006.
  2. Рассказы Н. Сладкова о животных.
  3. Русские народные сказки о животных.
  4. Скороговорки, пословицы.
  5. Стихи А.Л. Барто, Э.Успенского, И.Токмаковой.
  6. Хрестоматия для учащихся начальных классов.
  7. Художественные произведения русских и зарубежных писателей.

Библиотечный фонд (книгопечатная литература) для взрослых.

  1. Безымянная. О. С., Школьный театр, М., Вако,2011.
  2. Горбачёв И.А. Театральные сезоны в школе. – М., 2003.
  3. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2010.
  4. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.
  5. Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. -. М., Просвещение, 2011.
  6. Ершова А.П. Влияние актерского творчества на всестороннее развитие школьника. // Сб. Нравственно-эстетическое воспитание школьников средствами театрального искусства.
  7. Ершова А.П. Уроки театра в школе.
  8. Кановская М.Б. 1000 загадок, сказок, басен  – М. АСТ; СПб: Сова, 2010.
  9. Караманенко Т.Н. Кукольный театр дошкольникам.
  10. Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции – М., 2003.
  11. Ледяйкина Е.Г. Праздники для современных малышей.- Ярославль, 2002.
  12. Луценко А.В., Никитина А.Б.,  Клубков С.В., Зиновьева М.А.  Основные принципы и направления работы с театральным коллективом.- М., 2006.
  13. Никитин А.Б. Театр, где играют дети: Учеб.-метод.пособие для руководителей детских театральных коллективов–М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2011. – 288 с.: ил..
  14. ФГОС НОО (приложение к приказу Министерства образования и науки от 6октября 2009 г. № 373)
  15. Чурилова Э.Т. Методика и  организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. – М., 2011.
  16. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. – М.,2005.

2.

Технические средства обучения.

  1. Компьютер.
  2. DVD-  плеер.
  3. Интерактивная доска.
  4. Мультимедийный проектор.

3.

Экранно-звуковые пособия.

  1. Диски с детскими песнями.
  2. Презентации с текстами речевых разминок.
  3. Диски с текстами по сказкотерапии.
  4. Интернет ресурсы.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 год

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

Дата

1.

Вводное занятие. Знакомство. Чем будем заниматься на кружке.

1

2.

Путешествие по театру. Знакомство детей с особенностями театра как вида искусства

1

3.

Действительность и образ

1

4.

Мир народных образов

1

5.

Фантазия и образ

1

6.

Ассоциации

1

7.

Художественная мастерская

1

8.

Слово – звук - пятно

1

9.

Линия – мелодия - движение

1

10.

Ритм в жизни и в искусстве

1

11.

Пауза

1

12.

Настроение человека в искусстве

1

13.

Слово – лад - колорит

1

14.

Настроение природы в искусстве

1

15.

Разыграй настроение

1

16.

Играем сказку

1

17.

Зал хороших манер. Встреча.

1

18.

Прощание

1

19.

Беседа

1

20.

Общение

1

21.

Идём в гости

1

22.

Развлечения

1

23.

Зал вздохов. Короткое и длинное

1

24.

Дыхание и звук. Объёмы

1

25.

Дыхание и жест. Прерывность

1

26.

Поющая тишина

1

27.

Театральная импровизация

1

28.

Правда и фантазия

1

29.

Мудрость добра

1

30.

Иносказание

1

31.

Театральная импровизация

2

32.

Итоговое занятие

1

        

        2 год

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

Дата

Вводное занятие. Театральная игра

1

Знакомства. Наблюдения

2

Игры. Эстафеты. Жесты. Мимика

2

Телодвижения. Таинственное превращение

2

Общение. Речевые ситуации

2

Развитие памяти, внимания

2

Твори, придумывай, импровизируй

2

Текст. Виды текстов

2

Басня. Чтение

2

Чтение по ролям

2

Загадки

2

Кукольный театр

2

Что ты слышишь? Игра «Чей голос?»

2

Веселые обезьянки. Тень

2

Запомни фотографию. Кто во что одет?

2

Заключительные занятия

3

Урок-концерт

2

3 год

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

Дата

Вводное занятие. Театральная игра

2

2

Упражнения с предметами

1

Упражнения со стульями. Передай позу

1

Игры. Эстафеты. Жесты. Мимика

2

Телепаты. След в след  

2

Телодвижения. Таинственное превращение

2

Дружные звери. Воробьи-вороны  

2

Приветствия

2

Средства общения. Для чего люди общаются?

2

Вежливая речь. Умей вежливо отказать

2

Загадки. Кроссворды. Чайнворды

1

Диалог. Монолог

2

Рассуждения

1

Поздравления. Сочиняем поздравления

2

История театра

2

Устройство зала

2

Создатели спектакля: художники в театре

2

Запомни фотографию. Внимательные матрешки

2

Тень. Поварята

1

Урок-концерт

1

Мини-спектакль

1

4 год

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

Дата

Вводное занятие

1

Текст

1

Виды текстов

1

Поздравления. Сочиняем поздравления  

2

5

Сочинения. Личное письмо

1

Рассуждения

1

Слова. Басня о ПДД

2

Летает -не летает. Растешь -не растешь

2

Живой телефон. Есть или нет?

2

Учимся говорить красиво

2

Слова, слова, слова …

2

Приветствия

2

Вежливая речь

2

Развитие памяти и внимания

2

Загадки-описания

                                       2    

Сила воображения

2

Кукольный театр

2

Теневой театр

2

Урок-концерт

1

Мини-спектакль

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".

Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им  для усвоения навыков письма и чтения....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тематическая образовательная программа Динамическая пауза Срок реализации программы: 1 год Возраст обучающихся: 7-8 лет Учитель Зуева О.В.

Актуальность программы состоит в том, что динамические паузы проводятся в виде отдельного занятия, во время которого помимо увеличения двигательной функции у детей используются игры на развитие памяти...

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...