Программа внеурочной деятельности "Закулисье" 1-4классы
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Программа реализует общекультурное (художественно-эстетическое) направление во внеурочной деятельности. В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.Новизна программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti.docx | 791.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5
Закулисье
Программа внеурочной деятельности
1-4 классы
Составители:
Т. П. Давыденко
Е. А. Найдёнова
Н. А. Филатова
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАКУЛИСЬЕ»
« Вы никогда не думали, как было бы
хорошо начать создание детского театра
с детского возраста?
Ведь инстинкт игры с перевоплощением
есть у каждого ребёнка.
Эта страсть перевоплощаться
у многих детей звучит ярко, талантливо,
вызывает подчас недоумение
у профессиональных артистов.»
К. С. Станиславский.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа реализует общекультурное (художественно-эстетическое) направление во внеурочной деятельности в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения и разработана на основе программы внеурочной деятельности авторы Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. «Любительский театр», Москва «Просвещение», 2011 год.
Отличительной особенностью данной программы является синтез типовых образовательных программ по всеобщему и специальному театральному образованию и современных образовательных технологий.
Актуальность. В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.
Новизна программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.
Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей.
Целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников. Воспитание творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.
Целеполагание определило задачи кружковой деятельности:
1.Социализация:
- развитие и овладение навыками межличностного общения и сотрудничества, развитие самоуважения и взаимоуважения учащихся;
- активизация познавательных интересов - ученье с увлечением;
- развитие основных высших физических функций: внимания, памяти, мышления, воображения;
- воспитание самостоятельности и ответственности, развитие самоконтроля.
2. Эмоционально - личностная сфера:
- коррекция страхов;
- овладение навыками внутреннего раскрепощения;
- развитие самопознания и овладение навыками саморегуляции;
- развитие воображения;
- развитие драматургического мышления.
3.Технические навыки:
- формирование грамотного звукоизвлечения и звукопроизношения:
- обучение владению навыками правильного дыхания;
- обучение владению навыками верной артикуляции;
- обучение владению навыками дикционного звукопроизношения.
4. Обучение родителей позитивному общению с собственным ребенком:
- обучение навыкам игры с собственным ребенком;
- изменения отношения к собственному ребенку через игру/в сторону понимания и принятия/;
- развитие творческих способностей взрослых;
- вовлечение родителей в тесное взаимодействие в воспитательном процессе.
Структура программы. В программе выделено два типа задач. Первый тип – это воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллекта, а также коммуникативных особенностей ребенка средствами детского театра.
Второй тип – это образовательные задачи, которые связаны непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре. Темы разделов программы повторяются в каждом классе, но при различном количестве часов, отведенных на изучение раздела. Изучение тем происходит на различном уровне сложности, с разным объемом информации, подбором творческих заданий. С каждым годом обучения наблюдается углубление познания. Большая роль в курсе «Закулисье» отводится регулярному тренингу, который проводится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Тренинг широко использует элемент игры. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость.
Программа предусматривает тематические пересечения с такими дисциплинами как литературное чтение (изготовление декораций для постановок сказок), математика (расчет необходимых размеров, построение геометрических фигур), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира). Углубляются знания детей в области истории возникновения ремесел, материалов и инструментов, в области экономики (работа в группах с распределением обязанностей, реклама изделий собственного производства).
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на 4 года, 135 часов (1 час в неделю).
1 класс – 33 ч.; 2-4 классы – по 34 часов.
Продолжительность занятия: 35 минут.
Формы работы:
Формы занятий - групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции, мезансцены. Основными формами проведения занятий являются:
- театральные игры,
- конкурсы,
- викторины,
- беседы,
- экскурсии в театр и музей,
- спектакли,
- праздники.
Средства:
- иллюстрации и литература;
- аудио и видеозаписи (использование технических средств).
Формы контроля:
- -постановки театральных пьесок, пьес, спектаклей;
- -создание классного мини-театра;
- -участие в конкурсах чтецов, в конкурсах инсценирования военной песни;
- -изготовление декораций к постановкам;
- -выступления на классных утренниках, школьных, городских мероприятиях, в детских садах;
- -анкетирование родителей, учащихся;
- -создание портфолио личных достижений учащихся.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Учащиеся должны знать:
- правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;
- виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.);
- чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;
- наизусть 10 стихотворений русских авторов.
Учащиеся должны уметь:
- владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
- действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;
- произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;
- произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
- произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
- читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;
- строить диалог с партнером на заданную тему;
- подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.
Предполагаемые результаты реализации программы
В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний): овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.
Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности ):
получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура).
Результаты третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного общественного действия):
приобретение опыта общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.
Личностные результаты
У учеников будут сформированы:
- потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
- целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
- этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
- осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
- планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
- анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
- пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
- проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
- включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
- работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты
Учащиеся научатся:
- читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
- выразительному чтению;
- различать произведения по жанру;
- развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
- видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
- сочинять этюды по сказкам;
- умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Вводные занятия
Знакомство с коллективом проходит в игре «Круговорот». Знакомство ребят с
программой кружка, правилами поведения на кружке, с инструкциями по охране труда. В
конце занятия – игра - экспромт: «Репка». Беседа о театре. Значение театра, его отличие от
других видов искусств.
Театральная игра
Ориентировка в пространстве, равномерное размещение на площадке, построение
диалога с партнером на заданную тему; развитие способности произвольно напрягать и
расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развитие
зрительного, слухового внимания, памяти, наблюдательности, образного мышления,
фантазии, воображения, интереса к сценическому искусству; упражнение в четком
произношении слов, отработка дикции; воспитание нравственно-эстетических качеств.
Ритмопластика
Ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие
развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности
телодвижений. Упражнения «Зеркало», «Зонтик», «Пальма». Развитие умения
произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать
согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развитие
координации движений; запоминание заданной позы; развитие способности искренне
верить в любую воображаемую ситуацию; создание образов животных с помощью
выразительных пластических движений.
Культура и техника речи
Развитие речевого дыхания и правильной артикуляции, четкой дикции, разнообразной
интонации, логики речи; творческой фантазии; сочинение небольших рассказов и сказок,
подбор простейшей рифмы; произношение скороговорок и стихов; тренировка четкого
произношения согласных в конце слова; пополнение словарного запаса.
Основы театральной культуры
Знакомство с элементарными понятиями, профессиональной терминологией
театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального
искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя); воспитание культуры
поведения в театре.
Работа над спектаклем (пьесой, сказкой)
Работа над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля. Сочинение этюдов по
сказкам, басням; развитие навыков действий с воображаемыми предметами; нахождение
ключевых слов в отдельных фразах и предложениях и выделение их голосом; развитие
умения пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные
состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно,
осуждающе, таинственно и т.д.); пополнение словарного запаса, образного строя речи.
Показ спектакля.
Заключительное занятие
Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. Отчёт, показ любимых инсценировок.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
2. | Технические средства обучения.
|
3. | Экранно-звуковые пособия.
|
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 год
30. | Иносказание | 1 | |
31. | Театральная импровизация | 2 | |
32. | Итоговое занятие | 1 |
2 год
3 год
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Дата |
Вводное занятие. Театральная игра | 2 |
2 | Упражнения с предметами | 1 | |
Упражнения со стульями. Передай позу | 1 | ||
Игры. Эстафеты. Жесты. Мимика | 2 | ||
Телепаты. След в след | 2 | ||
Телодвижения. Таинственное превращение | 2 | ||
Дружные звери. Воробьи-вороны | 2 | ||
Приветствия | 2 | ||
Средства общения. Для чего люди общаются? | 2 | ||
Вежливая речь. Умей вежливо отказать | 2 | ||
Загадки. Кроссворды. Чайнворды | 1 | ||
Диалог. Монолог | 2 | ||
Рассуждения | 1 | ||
Поздравления. Сочиняем поздравления | 2 | ||
История театра | 2 | ||
Устройство зала | 2 | ||
Создатели спектакля: художники в театре | 2 | ||
Запомни фотографию. Внимательные матрешки | 2 | ||
Тень. Поварята | 1 | ||
Урок-концерт | 1 | ||
Мини-спектакль | 1 |
4 год
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Дата |
Вводное занятие | 1 | ||
Текст | 1 | ||
Виды текстов | 1 | ||
Поздравления. Сочиняем поздравления | 2 |
5 | Сочинения. Личное письмо | 1 | |
Рассуждения | 1 | ||
Слова. Басня о ПДД | 2 | ||
Летает -не летает. Растешь -не растешь | 2 | ||
Живой телефон. Есть или нет? | 2 | ||
Учимся говорить красиво | 2 | ||
Слова, слова, слова … | 2 | ||
Приветствия | 2 | ||
Вежливая речь | 2 | ||
Развитие памяти и внимания | 2 | ||
Загадки-описания | 2 | ||
Сила воображения | 2 | ||
Кукольный театр | 2 | ||
Теневой театр | 2 | ||
Урок-концерт | 1 | ||
Мини-спектакль | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".
Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им для усвоения навыков письма и чтения....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тематическая образовательная программа Динамическая пауза Срок реализации программы: 1 год Возраст обучающихся: 7-8 лет Учитель Зуева О.В.
Актуальность программы состоит в том, что динамические паузы проводятся в виде отдельного занятия, во время которого помимо увеличения двигательной функции у детей используются игры на развитие памяти...
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...