Программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 1 - 4 классов МОУ «Акатьевская ООШ» на 2011 – 2015 учебный год Литературно – творческое объединение «Родное слово»
материал по теме
Программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 1 - 4 классов
МОУ «Акатьевская ООШ» на 2011 – 2015 учебный год
Литературно – творческое объединение «Родное слово»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti.doc | 101 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 1 - 4 классов
МОУ «Акатьевская ООШ» на 2011 – 2015 учебный год
Литературно – творческое объединение «Родное слово»
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности литературно- творческого объединения для 1 - 4 классов на 2011 -2015 учебный год разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта и ООП начального общего образования МОУ Акатьевской основной общеобразовательной школы.
Цель:
- формирование воспитанников как квалифицированных читателей, формирование интереса к сказкам и книгам, в которых их можно найти;
- совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов;
- развитие художественно – творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением;
- формирование познавательных способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными способностями и возможностями каждого ребёнка;
- обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности;
- развитие нравственных чувств, уважение к культуре народов России и других стран.
Для достижения данных целей формируются следующие задачи:
Задачи:
- открыть мир народной мысли, народных чувств, народной жизни;
- используя сказки о животных вселять уверенность в свои силы, - оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу добра;
- формировать потребность в постоянном чтении книг
- развитие эмоционально – чувственной сферы;
- обучение чтению – рассматриванию;
- формирование навыка чтения;
-развитие у детей способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни ;
- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно – эстетический и познавательный опыт ребёнка;
- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.
Общая характеристика программы литературно – творческого объединения «Родное слово»
В качестве учебного материала для формирования воспитанников – читателей – школьного объединения выбраны рассказы , стихи для детей, фольклорная (народная) сказка, былина и авторская сказка. Выбор сделан не случайно. Ученик начальной школы – читатель и слушатель особенный. Он больше эмоционален, чем рассудителен, и поэтому поэтические образы сказки для него убедительны и реальны. Сказка – это особое средство постижения жизни, близкий и понятный детям способ познания, изучения, раскрытия действительности. Вводя первоклассника в народный язык, мы открываем ему мир народной мысли, народного чувства, народной жизни. В сказке содержатся мечты народа, общественная мораль, народный характер, история жизни народа. Хорошо рассказанная сказка – это ещё и начало культурного воспитания. Большое значение имеет выбор сказки. По мнению знатоков литературы, лучшими сказками для детей 7 -10 лет являются сказки о животных, которые вселяют в учеников веру в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу. А именно добра, надежды и оптимизма часто не хватает современным детям.
Овладение речью на родном языке – сложный и длительный процесс, основы которого закладываются ещё в дошкольном возрасте, но особое место в этом процессе занимает усвоение речи детьми в 6-10 возрасте, когда у ребёнка появляется интерес к живому слову, когда он хочет говорить и говорит много и охотно, когда у него пробуждается потребность говорить правильно, когда он легко усваивает новые языковые и речевые единицы, особенно если их усвоение вызвано потребностью в общении.
В процессе реализации данной программы появляется возможность игровой, занимательной форме организовать речевую деятельность детей, вооружить их умением точно и образно выражать свои мысли и чувства в устном и письменном слове.
Отличительная особенность данной программы в том, что она направлена на развитие речи именно младших школьников- как раз детей того возрастного периода, когда они ещё обладают особыми способностями к «впитыванию» речи и у них уже сформирована готовность к овладению различными разновидностями связной речи. Система обучения предполагает организацию активной речевой деятельности учащихся. Дети постоянно применяют полученные знания, самостоятельно создавая определённые высказывания и речевые произведения.
В целях нормализации нагрузки учащихся усиления их познавательного интереса и творческой активности применяются занимательные игры типа кроссвордов, шарад, ребусов, широко практикуется постановка задач проблемного характера, используются игровые приёмы и сюжеты, с помощью которых ученики становятся активными участниками определённо речевой ситуации.
Описание места программы в структуре ООП
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе. Программа рассчитана на 135 часов и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (1 ч в неделю). 1 класс – 33 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа.
Сроки реализации программы
Реализация программы рассчитана на весь курс начального образования - 4 года
Класс | Количество часов |
1 | 33 |
2 | 34 |
3 | 34 |
4 | 34 |
Занятия проводятся во второй половине дня. Место проведения занятий : классная комната, музей школы, сельская библиотека, актовый зал.
Описание ценностных ориентиров содержания программы по внеурочной деятельности
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию целостно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества. Дети должны:
знать русские народные сказки, стихи;
знать историю своего народа;
знать традиции и обычаи своего народа.
уметь самостоятельно читать книги;
уметь пересказывать и инсценировать прочитанные произведения;
уметь характеризовать героев прочитанных произведений;
уметь читать по ролям;
понимать необходимость работы с толковыми словарями;
уметь иллюстрировать прочитанное.
Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации: формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты; формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей.
Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
Планируемые результаты освоения программы по внеурочной деятельности литературно – творческого объединения «Родное слово»
Личностные результаты –готовность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно – смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие и личностные, социальные компетентности, личностные качества;
- воспитание российской гражданской идентичности : патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему народов России;
- формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости , понимания и сопереживания чувствам других людей;
- осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные);
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи читательской деятельности, поиска средств её осуществления;
- овладения способами решения проблем творческого и поискового характера;
- овладение навыками смыслового чтения те, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной форме;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Предметные результаты – освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу. Пользоваться справочными источниками;
- использование разных видов чтения; умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- осознание значимости чтения для личностного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлениях , понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении.
Содержание программы по внеурочной деятельности
литературно – творческого объединения «Родное слово»
Содержание программы внеурочной деятельности «Родное слово» соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в школе для обучающихся 1 – 4 классов.
Место проведения занятий – учебные кабинеты, игровая комната, школьные и городские музеи, читальные залы библиотек.
Основные разделы программы
№п/п | Название раздела | Общее количество часов | Часы аудиторных занятий | Часы внеаудиторных занятий |
1. | Литературно – творческое объединение «Родное слово» | 34 | ||
1.1 | Народные сказки. Фольклор. | 11 | 7 | 4 |
1.2 | Рассказы для детей. | 12 | 8 | 4 |
1.3 | Стихи детских поэтов | 4 | 2 | 2 |
1.4. | Авторские сказки | 7 | 5 | 2 |
Формы внеурочной воспитательной работы литературно – творческого объединения «Родное слово»
Коллективные и групповые занятия, викторины, олимпиады, экскурсии, походы, утренники, театрализованные представления.
Методы реализации программы
Для реализации программы предлагаются следующие методы:
-наглядный;
-словесный;
- практический;
- частично – поисковый;
- «мозговой штурм»
- литературные игры;
- диалог;
- практическая работа;
- логические упражнения ( ребусы, кроссворды, шарады, головоломки)
Наглядный метод:
-просмотр фильмов, презентаций;
- экскурсии в картинную галерею, библиотеку; наблюдения.
- целевые прогулки.
Словесный метод:
- чтение сказок, стихотворений, рассказов;
- беседы с элементами диалога;
- ответы на вопросы педагога, детей;
-сообщение дополнительного материала;
- загадывание загадок;
- рассматривание наглядного материала;
- рассказы детей по иллюстрациям, плану, моделирования сказок;
- разбор житейских ситуаций;
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
Практический метод:
- проведение игр(дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
- постановка праздничных концертов, конкурсов, викторин;
- проведение экскурсий различной направленности;
- организация вечеров с родителями, для родителей.
Содержание программы внеурочной деятельности «Родное слово» соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в школе для обучающихся 1 – 4 классов.
Место проведения занятий – учебные кабинеты, игровая комната, школьные и городские музеи, читальные залы библиотек.
Требования к знаниям и умениям обучающихся
В результате работы литературно – творческого объединения «Родное слово» дети научатся:
- осознавать значимость чтения для своего развития;
- бегло, выразительно читать текст;
- полноценно воспринимать (при чтении вслух и «про себя», при прослушивании) художественную литературу, получая от этого удовольствие; эмоционально отзываться на прочитанное;
- описывать устно содержание репродукций картин известных художников и сопоставлять их с прочитанными художественными текстами, устно рисовать картины к прочитанным произведениям;
- определять авторскую позицию и выражать своё отношение к герою и его поступкам;
- формированию общеучебных умений и навыков, необходимых для работы с текстом, книгой;
- умению точно и образно выражать свои мысли в устной и письменной речи;
- устанавливать причинно – следственные связи определять жанр, тему и главную мысль произведения; характеризовать героев;
- осознавать основные духовно – нравственные ценности человечества;
Воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;
- испытывать чувство гордости за свою Родину, народ, историю;
- проявлять литературно – творческие и актёрские способности учащихся;
- высказывать и пояснять свою точку зрения;
- расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности;
- уважительному отношению между членами коллектива в процессе совместной творческой деятельности.
Тематическое планирование
3 класс
№п/п | Тема занятия | Основные виды деятельности | Дата проведения |
1 | Введение. Русские народные сказки «Золотой топор» | Прослушивание, пересказ, инсценирование сказки. | |
2 | Русская народная сказка «Летучий корабль» | Прослушивание, пересказ, инсценирование сказки, лепка. | |
3 | Русская народная сказка «Морской царь и Василиса Премудрая» | Прослушивание, пересказ, инсценирование сказки. Чтение по ролям. Анализ прочитанного. | |
4 | Русская народная сказка «Каша из топора» | Прослушивание, пересказ, инсценирование сказки. Характеристика героев. | |
5 | Русская народная сказка «Сказка о золотом петушке» | Прослушивание, пересказ, инсценирование сказки. Иллюстрирование сказки. | |
6 | Русская народная сказка «Баба – Яга и ягоды» | Прослушивание, пересказ, инсценирование сказки, чтение по ролям. Составление вопросов по содержанию. | |
7 | Осень в произведениях поэтов и художников. | Чтение и анализирование стихов. Иллюстрирование. Составление рассказа по картине. Прослушивание композиции П.Чайковского «Времена года» | |
8 | В.Осеева «Синие листья» | Чтение рассказа. Составление вопросов, составление картинного плана, иллюстрирование рассказа. Характеристика героев. | |
9 | Русская народная сказка «Три козлика» | Прослушивание, пересказ, инсценирование сказки, иллюстрирование сказки. | |
10 | А. Ишимова «История России в рассказах для детей» | Чтение рассказа, краткий пересказ, ответы на вопросы., выборочное чтение. | |
11 | В. Астафьев «Бабушка с малиной» | Чтение рассказа, ответы на вопросы, выборочное чтение, иллюстрирование. | |
12 | А.С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде» | Чтение, пересказ, инсценирование сказки. Выявление отличительных признаков народной и авторской сказки. Выявление отличительных признаков народной и авторской сказки. | |
13 | Кир Булычёв «Приключения Алисы» | Чтение, пересказ, инсценирование сказки. Выявление отличительных признаков народной и авторской сказки. Выявление отличительных признаков народной и авторской сказки. | |
14 | М.Москвина «Увеличительное стекло» | Чтение рассказа, ответы на вопросы, выборочное чтение, иллюстрирование. | |
15 | Русская народная сказка «Марья Моревна» | Чтение, пересказ, инсценирование сказки. Выявление отличительных признаков народной и авторской сказки. Выявление отличительных признаков народной и авторской сказки. | |
16 | П.Ершов «Конёк – Горбунок» | Прослушивание, пересказ, инсценирование сказки. Выявление отличительных признаков народной и авторской сказки. Лепка. | |
17 | Зима в произведениях поэтов и художников. | Чтение и анализирование стихов. Иллюстрирование. Составление рассказа по картине. Прослушивание композиции П.Чайковского «Времена года» | |
18 | Г.Х. Андерсен «Ромашка» | Чтение, пересказ, инсценирование сказки. Выявление отличительных признаков народной и авторской сказки. Выявление отличительных признаков народной и авторской сказки. Лепка. | |
19 | Б. Житков «Над водой» | Чтение рассказа, ответы на вопросы, выборочное чтение, иллюстрирование. | |
20 | Я. Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали» | Чтение рассказа, ответы на вопросы, выборочное чтение, иллюстрирование, характеристика героев. | |
21 | Б. Заходер «Серая звёздочка» | Чтение рассказа, ответы на вопросы, выборочное чтение, иллюстрирование. | |
22 | Русская народная сказка «Девочка Снегурочка» | Прослушивание, пересказ, инсценирование сказки. Характеристика героев. | |
23 | М. Пришвин «Синичкин календарь» | Чтение рассказа, ответы на вопросы, выборочное чтение, иллюстрирование | |
24 | Г.Х Андерсен «Стойкий оловянный солдатик» | Чтение, пересказ, инсценирование , иллюстрирование сказки, работа с толковым словарём. Выявление отличительных признаков народной и авторской сказки. Лепка. | |
25 | Г.Хоботов «Заводной мир» | Чтение рассказа, ответы на вопросы, выборочное чтение, иллюстрирование. | |
26 | Э. Фарджон «Маленькая портниха» | Чтение, пересказ, инсценирование сказки. Анализ прочитанного по вопросам. Характеристика героев. Выявление отличительных признаков народной и авторской сказки. | |
27 | Н.Носов «Огурцы» | Чтение рассказа по ролям, составление плана, иллюстрирование. | |
28 | Русская народная сказка «Про лягушку, кота и курочку Рябу» | Прослушивание, чтение, пересказ, иллюстрирование сказки. Характеристика героев. Чтение по ролям | |
29 | Весна в произведениях поэтов и художников. | Чтение и анализирование стихов. Иллюстрирование. Составление рассказа по картине. Прослушивание композиции П.Чайковского «Времена года» | |
30 | Смешные рассказы о школе В.Драгунского. | Чтение рассказа, ответы на вопросы, чтение по ролям, иллюстрирование. | |
31 | Ш.Перро «Хохлик» | Прослушивание, чтение, краткий пересказ, инсценирование сказки. Анализ содержания. Выявление отличительных признаков народной и авторской сказки. | |
32 | В.Астафьев «Белогрудка» | Чтение рассказа, ответы на вопросы, чтение по ролям, иллюстрирование, пересказ. | |
33 | Из сказания о Мамаевом побоище | Чтение рассказа, ответы на вопросы, иллюстрирование, пересказ. | |
34 | Итоговое занятие КВН «Литературная страна» | Разгадывание загадок, ответы на вопросы, тестирование. |
Описание материально – технического обеспечения внеурочной деятельности литературно – творческого объединения «Родное слово»
Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой рабочей программы;
Поэты поэтов и писателей;
Магнитная доска;
Аудиомагнитофон;
Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений в соответствии с рабочей программой;
СД /ДVД – проигрыватель;
СД /ДVД – диски;
Видеофильмы, соответствующие содержанию рабочей программы;
Подставки для книг.
Детские книги разных типов в соответствии с рабочей программой;
Толковые словари.
Сборник русского фольклора в обработке Н.Иваницкого. – Стрекоза – Пресс, 2006
Рассказы В.Ю.Драгунского – М. : Астрель , 2009
Русские народные сказки – М.: Нива,2007
Хрестоматия для начальной школы в 2-х частях – М.: Астрель, 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности ФГОС по окружающему миру для 1 класса
Содержание программы внеурочной деятельности соответствует целям и задачам ООП НОО. Рабочая программа кружка "Планета загадок" разработана на основе факультативного курса А. А. Плешакова с целью расши...
Авторская рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 1класса «Умники и умницы» Автор программы: учитель начальных классов Зыбанова Татьяна Павловна МКОУ «СОШ №23» п. Айхал, Мирнинский район.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интелл...
Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 1 класса
Рабочая программа кружка "Художественное слово" (34 часа) 1 класс...
Программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 3 - 4 классов
Программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 3 - 4 классов...
Программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 1 -4 классов МОУ «Акатьевская ООШ» на 2011 – 2015 учебный год Объединение «Игры нашей местности»
Программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 1 -4 классов МОУ «Акатьевская ООШ» на 2011 – 2015 учебный год Объединение «Игры нашей местности»...
Программа внеурочной деятельности ФГОС НОО (для учащихся с ОВЗ)
Данная программа внеурочной деятельности реализуется для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)...
Рабочая программа внеурочной деятельности (ФГОС НОО ОВЗ) «Подвижные игры» для обучающихся 1 - 4 классов на 2022-2023 учебный год
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Подвижные игры» для обучающихся с задержкой психического развития (далее с ЗПР) для 1-4 классов разработана на основе:- федерального гос...