Программа внеурочной деятельности "Литературное краеведение"
рабочая программа (2 класс)
Родной край и населяющие его люди, неповторимый облик родной природы – всё это, проходя через сознание, становится частью человеческой судьбы. Краеведение вводит человека в мир природы и человеческих отношений, позволяет сопоставлять реальные факты с их отражением в литературном творчестве. Это приближает учащихся к жизненным истокам литературы, к пониманию «первоосновы» литературы, к слову.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_dalyokikh_vremyon_avtosokhranennyy.docx | 37.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности:
Литературное краеведение.
Автор: Титова М.Н.
Пояснительная запискаРодной край и населяющие его люди, неповторимый облик родной природы – всё это, проходя через сознание, становится частью человеческой судьбы. Краеведение вводит человека в мир природы и человеческих отношений, позволяет сопоставлять реальные факты с их отражением в литературном творчестве. Это приближает учащихся к жизненным истокам литературы, к пониманию «первоосновы» литературы, к слову.
Книги писателей – земляков раскрывают красоту окружающей природы, жизнь которой юные краеведы познают непосредственно во время знакомства с произведениями и при организованных встречах с авторами. Любовь к природе у людей, способных понимать её живую красоту, постепенно сливается с чувством Родины, переходит в глубокие патриотические убеждения.
Через книгу, рассказывающую о родном крае, будет воспитываться жажда познания, интерес к поискам нового, будет развиваться творческая мысль, воспитываться активный читатель – книголюб. Умелое сочетание форм классной и внешкольной работы увлекут учащихся, принесут в их жизнь радость приобщения к культуре «малой» родины.
Доброе отношение к природе родного края, уважение к человеку – труженику, понимание процессов, происходящих в природе и обществе, - всё это станет итогом работы по предмету.
Цель: Формировать эстетическое чувства, художественного вкуса; развивать эстетического отношения к жизни; обогащение мира чувств, эмоций детей через произведение писателей родного края. Привлечь интерес к литературному творчеству писателей Курского края и создать потребность в нем. Организовать условия благоприятствующих реализации литературного творчества, самовыражения личности через творчество: сочинение загадок; написание сказок, стихов, иллюстрирование, изготовление поделок, театрализацию, создание собственного сборника.
Содержание программы соответствует внеурочной деятельности цели и задачам основной образовательной программы, реализуемой в нашем образовательном учреждении.
Данная программа «Литературное краеведение» рассчитана на преподавание со 2 по 3 классы начальной школы по 68 часов в год (два часа в неделю) Продолжительность проведения занятий 30-35 минут. Занятия по «Литературному краеведению» осуществляются во второй половине дня.
Задачи:
В области образования:
содействовать формированию у обучающих представлений об историческом прошлом и настоящем нашей области, о личностях, оставивших заметный след в истории, о вкладе, который внесли жители Курской области в историко-культурное наследие региона;
расширить и углубить знания учащихся, дополняющие школьную программу по литературному чтению;
привить младшим школьникам умения и навыки творческой деятельности;
В области воспитания:
содействовать гармоничному развитию личности школьника;
сформировать самостоятельность и деловые качества;
развивать способности к поисково-исследовательской, творческой деятельности;- приобщить учеников к богатой культуре Курской области.
Форма организации занятии – индивидуально-групповая:
Беседы (с презентацией);
Встречи с Курчатовскими писателями;
Викторины (в основном проводятся для подведения итогов деятельности по разделу);
Творческая работа: сочинение сказок и стихотворений с применении ем особых приёмов (кляксография, сочинение сказки по точкам, по запахам, цветные сказки и т.д.), театрализация произведений, иллюстрирование, создание поделок.
Создание собственных сборников сборника «От маленького писателя к большому читателю» и затем коллективных.
Требования к уровню подготовки учащихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами
Данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения.
В основе реализации программы «Литературное краеведение» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края.
В результате обучения по программе «Литературное краеведение» у младших школьников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Предполагается, что в результате формирования личностных УУД к окончанию начальной школы у ребенка будут сформированы:
Личностные действия:
Выпускник научится и приобретет:
научится ориентироваться впроизведениях писателей и поэтов Курской области;
приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей на примере литературных произведений родного края;
приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения с помощью литературных произведений родного края.
Выпускник получит возможность для формирования:
основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин Курской области, чувства сопричастности и гордости за свой край.
мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно‐познавательные, внешние и внутренние мотивы;
эстетических чувств на основе знакомства с литературными произведениями Курской области;
чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;
эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.
Регулятивные действия:
Выпускник научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке собственных работ, сборников;
использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
Выпускник получит возможность:
уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над собственным произведением;
вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные действия:
Выпускник научится:
Узнавать произведения и авторов родного края;
- Осуществлять работу над произведениями, создавать собственные;
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
использовать творческие приёмы при работе над произведением ;
работать с книгой, знать, где найти книги писателей Курского края;
устанавливать причинно‐следственные связи;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
устанавливать аналогии.
Выпускник получит возможность:
самостоятельно подбирать литературу по теме;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;
работать в семейных архивах.
Коммуникативные действия:
Выпускник научится:
понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
ориентироваться на позицию партнера в общении;
учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
Выпускник получит возможность:
готовить и выступать с собственными сочинениями;
формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
Программа ориентирована на систематическую творческую деятельность младших школьников. Формы организации занятий по курсу «Литературное краеведение» во внеурочной деятельности могут быть разнообразными. Все это способствует развитию интеллекта и сферы чувств детей.
Отслеживание результатов
Подведение итогов деятельности по каждому разделу рекомендуется организовывать в форме:
викторин, творческих заданий;
создания и защиты собственного проекта (сборника);- Подготовка к встречам с Курчатовскими писателями;
- Подготовка и театрализация произведений писателей родного края.
Тематическое планирование.
2 класс | ||
Из далёких времён… | ||
1 | Роль и место литературы в жизни народа | 1 |
2 | Святые курского края. Серафим Саровский. | 1 |
3 | Святые курского края. Феодосий Печерский. | 1 |
4 | Бобранские сказки. «Гуси – лебеди» | 1 |
5 | Бобранские сказки «Чудусный орешек» | 1 |
6 | Древнерусская литература. «Слово о полку Игореве». | 1 |
7 | Курская литература XVII. Сильвестр Медведев. Карион Истомин. | 1 |
8 | Составляем весёлые рассказы из фрагментов газет. | 1 |
Ими гордится Курская земля Льгов – кузница талантов. | ||
9 | Николай Николаевич Асеев. Жизнь и творчество. | 1 |
10 | Николай Николаевич Асеев «Тех – Тёшка». | 1 |
11 | Мастер-класс: Учимся рисовать кошку. | 1 |
12 | Аркадий Петрович Гайдар. Страницы творческой биографии. | 1 |
13 | Чук и Гек. Знакомство с произведением. | 1 |
14 | Чук и Гек. Знакомство с произведением. | 1 |
15 | Чук и Гек. Анализ произведения. | 1 |
16 | Подготовка к театрализации фрагмента произведения «Чук и Гек». | 1 |
17 | Подготовка к театрализации фрагмента произведения «Чук и Гек». | 1 |
18 | Подготовка к театрализации фрагмента произведения «Чук и Гек». | 1 |
19 | Театрализация фрагмента произведения «Чук и Гек». | 1 |
20 | Тимур и его команда (отрывок). | 1 |
21 | Поход. | 1 |
22 | Литературная викторина по произведениям А.П. Гайдара. | 1 |
Золотухинский район, Воробьёвка. | ||
23 | Афанасий Афанасьевич Фет. Связь с Курским краем. Стихотворения: «Уж верба вся пушистая…», «Весенний дождь», «Ласточки пропали…». | 1 |
24 | Стихотворения: «Чудная картина…», «Печальная берёза…», «Кот поёт глаза прищуря…» | 1 |
25 | Учимся сочинять стихотворения. Создание стихов на заданные рифмы (буриме). | 1 |
Медвенский район, село Нижний Реутец. | ||
26 | Константин Дмитриевич Воробьёв. «Детство – это посох, с которым человек входит в жизнь». Синель (отрывок). | 1 |
27 | Сочинение цветной сказки. | 1 |
28 | «У кого поселяются аисты» (отрывок). | 1 |
Курская область, с. Касторное. | ||
29 | Владимир Григорьевич Гордейчев. Стихотворение «Ах и Ох». | 1 |
30 | Сочиняем сказку по стихотворению. | 1 |
Курская область, имение Покровское. | ||
31 | Нина Михайловна Артюхова. Стихотворения: «Скворец», «Спокойной ночи!», «Серёжки». | 1 |
32 | Ритмический рисунок стихотворного текста. | 1 |
33 | Сочинение рифмовок. | 1 |
34 | Поэтический прием в создании художественного образа – сравнение. | 1 |
35 | Проба пера. | 1 |
36 | Нина Михайловна Артюхова. Загадки. | 1 |
37 | Ритмический строй загадок. Сочинение загадок. | 1 |
38 | Сочинение сказки от загадки. | 1 |
39 | Нина Михайловна Артюхова. Рассказы: «Маринка». | 1 |
40 | Нина Михайловна Артюхова. Рассказы: «Подружки». | 1 |
41 | Нина Михайловна Артюхова. Рассказы: «Совсем одинаковые». | 1 |
42 | Нина Михайловна Артюхова. Рассказы: «Саша - дразнилка». | 1 |
Фатеж | ||
43 | Михаил Макарович Колосов. Рассказы: «Луна на верёвочке». | 1 |
44 | Михаил Макарович Колосов. Рассказы: «Ежиха». | 1 |
45 | Сочинение экологических сказок. | 1 |
Город Курск. | ||
46 | Евгений Иванович Носов. Биографические сведенья. | 1 |
47 | «Как патефон петуха от смерти спас» | 1 |
48 | «Картошка с малосольными огурцами» (в сокращении) | 1 |
49 | «Аз-буки». | 1 |
50 | «Хитрюга». | 1 |
51 | «Тридцать зёрен». Просмотр мультфильма. | 1 |
52 | «Белый гусь». | 1 |
53 | «Белый гусь». Создание памятника белому гусю. | 1 |
54 | Вадим Николаевич Корнеев «С кем я рос», «Весна», «Минута тишины». | 1 |
55 | Михаил Максимович Горбовцев. Повесть «Мишкино детство»: «Заячий хлеб». | 1 |
56 | Повесть «Мишкино детство»: «Титла». | 1 |
57 | Елена Александровна Благинина. Стихотворения: «Где она?», «Шанежки», «Забота», «Букварик». | 1 |
58 | Елена Александровна Благинина. Стихотворения: «Наш дедушка», «Осень», «Мороз», «Снегурка». | 1 |
59 | Елена Александровна Благинина. Стихотворения: «Верба», «Звенеть сосульки перестали», «Белые грибы», «Малина». | 1 |
60 | Превращаем стишки в сказки. | 1 |
61 | Елена Александровна Благинина. Сказка «Чудесные часы». | 1 |
62 | Словесное рисование и иллюстрирование любимых сказок. | 1 |
63 | Работа над собственным сборником. | 1 |
64 | Работа над собственным сборником. | 1 |
65 | Отбор произведений создание коллективного сборника. | 1 |
66 | Отбор произведений создание коллективного сборника. | 1 |
67 | Издание сборника «От маленького писателя к большому читателю» | 1 |
68 | Итоговое занятие | 1 |
3 класс | ||
Курчатовские самоцветы | ||
1 | Леонид Багаев. Знакомство с жизнью и творчеством. | 1 |
2 | Евгений Латаев. Знакомство с жизнью и творчеством. | 1 |
3 | Виктор Фесенко. Знакомство с жизнью и творчеством. | 1 |
4 | Олег Романов. Знакомство с жизнью и творчеством. | 1 |
5 | Валентин Герасименко. Знакомство с жизнью и творчеством. | 1 |
6 | Иван Фёдорович Зиборов . Рассказ: «Ложные лисички». | 1 |
7 | Иван Фёдорович Зиборов . «У кого усы длиннее?». | 1 |
8 | Подготовка к театрализации произведения: «У кого усы длиннее?». | 1 |
9 | Подготовка к театрализации произведения: «У кого усы длиннее?». | 1 |
10 | Театрализация произведения: «У кого усы длиннее?». | 1 |
11 | Иван Фёдорович Зиборов . Стихи . | 1 |
12 | Иван Фёдорович Зиборов . Стихи . | 1 |
13 | Елена Пашкова. «Два берега»: «Слепой дождик», «Вечерняя песня». | 1 |
14 | Елена Пашкова. «Два берега»: «Россыпь звёзд на небе тёмном», «Полоса рассвета». | 1 |
15 | Природа родного края в стихотворениях писателей родного края. | 1 |
16 | Просмотр фильмов, презентаций о Курском крае. | 1 |
17 | Марина Малец. Сведения об авторе. Сборник стихотворений: «Чудеса» | 1 |
18 | Марина Малец «Чудеса» | 1 |
19 | Марина Малец «Чудеса» | 1 |
20 | Марина Малец «Чудеса» | 1 |
21 | Сочинение рифмовок. | 1 |
22 | Проба пера. | 1 |
23 | Марина Малец «Сказочная карусель» | 1 |
24 | Марина Малец «Сказочная карусель» | 1 |
25 | Марина Малец «Сказочная карусель» | 1 |
26 | Марина Малец «Сказочная карусель» | 1 |
27 | Сочиняем сказку по стихотворению. | 1 |
28 | Марина Малец . Знакомство со сборником «Зори ясные» | 1 |
29 | Марина Малец «Зори ясные» | 1 |
30 | Иллюстрирование стихотворений (по выбору). | 1 |
31 | Подготовка к встрече с автором: создание иллюстраций, поделок к прочитанным произведениям Марины Малец. | 1 |
32 | Встреча с автором. Беседа по прочитанным произведениям. | 1 |
33 | Татьяна Плаксина «Всему своё время». | 1 |
34 | Татьяна Плаксина «Оладушка, или Добрая планета сказок». | 1 |
35 | Татьяна Плаксина «Лисья забота». | 1 |
36 | Сказки от «живых» капель и клякс. | 1 |
37 | Сказки по точкам. | 1 |
38 | Сказки о временах года, запахах, звуках. | 1 |
39 | Сказки к волшебным рисункам. | 1 |
40 | Сказки с новым концом. | 1 |
41 | Сказки от превращений. | 1 |
42 | Сказки от одного слова. | 1 |
43 | Сказка с середины. | 1 |
44 | Сериал в сказке. | 1 |
45 | Изменение ситуации в знакомых сказках. | 1 |
46 | Сказка от задачки. | 1 |
47 | Из сказки - задачку. | 1 |
48 | Сказки от шуточных вопросов. | 1 |
49 | Сказки о любимых игрушках. | 1 |
50 | Сказки про самого себя. | 1 |
51 | Людмила Ефремова. Знакомство с жизнью и творчеством. | 1 |
52 | Полина Булгакова. Знакомство с жизнью и творчеством. | 1 |
53 | Тамара Дорошева. Знакомство с жизнью и творчеством. | 1 |
54 | Альберт Бородавченко. Знакомство с жизнью и творчеством. | 1 |
55 | Марина Цыганова. Знакомство с жизнью и творчеством. | 1 |
56 | Восстановление стихотворений и сравнение их с авторскими. | 1 |
57 | Зоя Фастова. Знакомство с жизнью и творчеством. | 1 |
58 | Связь литературы и музыки. | 1 |
59 | Подборка музыкальных композиций к прочитанным стихотворениям. | 1 |
60 | Литературная викторина. | 1 |
61 | Творчество курчатовских школьников. | 1 |
62 | Работа над сборником собственных произведений. | 1 |
63 | Работа над сборником собственных произведений. | 1 |
64 | Работа над сборником собственных произведений. | 1 |
65 | Представление и защита собственных сборников. | 1 |
66 | Представление и защита собственных сборников. | |
67 | Выпуск газеты «Мы писатели» | |
68 | Подведение итогов. |
Список литературы.
Елена Пашкова «Два берега» г.Курчатов, 2009 г.
Татьяна Плаксина «Добрая планета сказок». Издательский дом «Славянка» 2003г.
Источник света и тепла. Сборник стихотворений. М.-2006г.
Марина Малец «Чудеса»
Марина Малец «Сказочная карусель»
Марина Малец «Зори ясные».-Курчатов, 2010.
Иван Зиборов «Песня о Курской АЭС (стихи, рассказы, очерки). Курск 2003.
«Край родной на век любимый» (произведения курских писателей):хрестоматия. Изд. 2-е, испр. И доп./ сост.: С.Б. Каменецкая, Л.В. Алёхина, О.В. Степыкина, С.В. Грищенко. Курск 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Краеведение"
Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного чело...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Краеведение» во 2 В классе
Рабочая программа....
Рабочая программа внеурочной деятельности «Краеведение» для 2 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности «Краеведение» для 2 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Краеведение"
Программа по краеведению доступна для учащихся 1-4 классов...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Краеведение"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Краеведение" для учащихся 4 класса, УМК любой, направление духовно-нравственное...
Программа внеурочной деятельности "Краеведение" 2-4 классы. 102 ч.
Рабочая программа курса "Краеведение" составлена в соответствии с основными положениями ФГОС начального общего образования и Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности г...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Краеведение"
В авторской программе представлена работа с детьми во внеурочное время по курсу "Краеведение", направленная на реализацию требований ФГОС . Культура русского и бурятского н...