Программа внеурочной деятельности "Литературное краеведение"
рабочая программа (2 класс)

Малашенко Маргарита Николаевна

           Родной край и населяющие его люди, неповторимый облик родной природы – всё это, проходя через сознание, становится частью человеческой судьбы. Краеведение вводит человека в мир природы и человеческих отношений, позволяет сопоставлять реальные факты с их отражением в литературном творчестве. Это приближает учащихся к жизненным истокам литературы, к пониманию «первоосновы» литературы, к слову.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_dalyokikh_vremyon_avtosokhranennyy.docx37.08 КБ

Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности:

Литературное краеведение.

                                                           Автор: Титова М.Н.


 Пояснительная записка

           Родной край и населяющие его люди, неповторимый облик родной природы – всё это, проходя через сознание, становится частью человеческой судьбы. Краеведение вводит человека в мир природы и человеческих отношений, позволяет сопоставлять реальные факты с их отражением в литературном творчестве. Это приближает учащихся к жизненным истокам литературы, к пониманию «первоосновы» литературы, к слову.

          Книги писателей – земляков раскрывают красоту окружающей природы, жизнь которой юные краеведы познают непосредственно во время знакомства с произведениями и при организованных встречах с авторами. Любовь к природе у людей, способных понимать её живую красоту, постепенно сливается с чувством Родины, переходит в глубокие патриотические убеждения.

         Через книгу, рассказывающую о родном крае, будет воспитываться жажда познания, интерес к поискам нового, будет развиваться творческая мысль, воспитываться активный читатель – книголюб. Умелое сочетание форм классной и внешкольной работы увлекут учащихся, принесут в их жизнь радость приобщения к культуре «малой» родины.

         Доброе отношение к природе родного края, уважение к человеку – труженику, понимание процессов, происходящих в природе и обществе, - всё это станет итогом работы по предмету.

Цель:  Формировать  эстетическое чувства, художественного вкуса; развивать эстетического отношения к жизни; обогащение мира чувств, эмоций детей через произведение писателей родного края. Привлечь  интерес к литературному творчеству писателей Курского края  и создать потребность в нем. Организовать условия благоприятствующих реализации литературного творчества, самовыражения личности через творчество: сочинение загадок; написание сказок, стихов, иллюстрирование, изготовление поделок, театрализацию, создание собственного сборника.

 Содержание программы соответствует внеурочной деятельности цели и задачам основной образовательной программы, реализуемой в нашем образовательном учреждении. 

Данная программа «Литературное краеведение» рассчитана на преподавание со 2 по 3 классы начальной школы по 68 часов в год (два часа в неделю) Продолжительность проведения занятий 30-35 минут. Занятия по «Литературному краеведению» осуществляются во второй половине дня. 

Задачи:

В области образования:


  • содействовать формированию у обучающих представлений об историческом прошлом и настоящем нашей области, о личностях, оставивших заметный след в истории, о вкладе, который внесли жители Курской области в историко-культурное наследие региона; 

  • расширить и углубить знания учащихся, дополняющие школьную программу по литературному чтению; 

  • привить младшим школьникам умения и навыки творческой деятельности;


В области воспитания:


  • содействовать гармоничному развитию личности школьника; 

  • сформировать самостоятельность и деловые качества; 

  • развивать способности к поисково-исследовательской, творческой деятельности;
  • приобщить учеников к богатой культуре Курской области. 


Форма организации занятии – индивидуально-групповая:


  • Беседы (с презентацией);

  • Встречи с Курчатовскими писателями;

  • Викторины (в основном проводятся для подведения итогов деятельности по разделу);

  • Творческая работа: сочинение сказок и стихотворений с применении ем особых приёмов (кляксография, сочинение сказки по точкам, по запахам, цветные сказки и т.д.), театрализация произведений, иллюстрирование, создание поделок.

  • Создание собственных сборников
     сборника «От маленького писателя к большому читателю» и затем коллективных.


Требования к уровню подготовки учащихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами

Данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения.

В основе реализации программы «Литературное краеведение» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края.

В результате обучения по программе «Литературное краеведение» у младших школьников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Предполагается, что в результате формирования личностных УУД к окончанию начальной школы у ребенка будут сформированы: 


Личностные действия: 

Выпускник научится и приобретет:


  • научится ориентироваться впроизведениях писателей и поэтов Курской области;

  • приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; 

  • научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей на примере литературных произведений родного края; 

  • приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения с помощью литературных произведений родного края. 


Выпускник получит возможность для формирования:


  • основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин Курской области, чувства сопричастности и гордости за свой край.

  • мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно
    познавательные, внешние и внутренние мотивы; 

  • эстетических чувств на основе знакомства с литературными произведениями Курской области; 

  • чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков; 

  • эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей. 



Регулятивные действия: 

Выпускник научится:


  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации; 

  • выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме; 

  • проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве; 

  • самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке собственных работ,  сборников;

  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности. 


Выпускник получит возможность:


  • уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию; 

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели; 

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над собственным произведением;

  • вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.



Познавательные действия:

Выпускник научится:

Узнавать произведения и авторов родного края;

  • Осуществлять работу над произведениями, создавать собственные; 

  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек; 

  • использовать творческие приёмы при работе над произведением ; 

  • работать с книгой, знать, где найти книги писателей Курского края; 

  • устанавливать причинно
    следственные связи; 

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; 

  • устанавливать аналогии. 

  • Выпускник получит возможность:

  • самостоятельно подбирать литературу по теме; 

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;

  • работать в семейных архивах. 


Коммуникативные действия:

Выпускник научится:


  • понимать различные позиции других людей, отличные от собственной; 

  • ориентироваться на позицию партнера в общении; 

  • учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

  • Выпускник получит возможность: 

  • готовить и выступать с собственными сочинениями; 

  • формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;

  • аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.


Программа ориентирована на систематическую творческую деятельность младших школьников. Формы организации занятий по курсу «Литературное краеведение» во внеурочной деятельности могут быть разнообразными. Все это способствует развитию интеллекта и сферы чувств детей.

 Отслеживание результатов

Подведение итогов деятельности по каждому разделу рекомендуется организовывать в форме: 


  • викторин, творческих заданий;

  • создания и защиты собственного проекта (сборника); 
  • Подготовка к встречам с Курчатовскими писателями; 
  • Подготовка и театрализация произведений писателей родного края.

Тематическое планирование.

2 класс

Из далёких  времён…

1

Роль и место литературы в жизни народа  

1

2

Святые курского края. Серафим Саровский.

1

3

Святые курского края. Феодосий Печерский.

1

4

Бобранские сказки. «Гуси – лебеди»

1

5

Бобранские сказки «Чудусный орешек»

1

6

Древнерусская литература.  «Слово о полку Игореве».

1

7

Курская литература XVII. Сильвестр Медведев. Карион Истомин.

1

8

Составляем весёлые рассказы из фрагментов газет.

1

Ими гордится Курская земля

Льгов – кузница талантов.

9

Николай Николаевич Асеев. Жизнь и творчество.

1

10

Николай Николаевич Асеев «Тех – Тёшка».

1

11

Мастер-класс: Учимся рисовать кошку.

1

12

Аркадий Петрович Гайдар. Страницы творческой биографии.

1

13

Чук и Гек. Знакомство с произведением.

1

14

Чук и Гек. Знакомство с произведением.

1

15

Чук и Гек. Анализ произведения.

1

16

Подготовка к театрализации фрагмента произведения «Чук и Гек».

1

17

Подготовка к театрализации фрагмента произведения «Чук и Гек».

1

18

Подготовка к театрализации фрагмента произведения «Чук и Гек».

1

19

Театрализация фрагмента произведения «Чук и Гек».

1

20

Тимур и его команда (отрывок).

1

21

Поход.

1

22

Литературная викторина по произведениям А.П. Гайдара.

1

Золотухинский район, Воробьёвка.

23

Афанасий Афанасьевич Фет. Связь с Курским краем.  Стихотворения: «Уж верба вся пушистая…», «Весенний дождь», «Ласточки пропали…».

1

24

Стихотворения: «Чудная картина…», «Печальная берёза…», «Кот поёт глаза прищуря…»

1

25

Учимся сочинять стихотворения. Создание стихов на заданные рифмы (буриме).

1

Медвенский район, село Нижний Реутец.

26

Константин Дмитриевич Воробьёв. «Детство – это посох, с которым человек входит  в жизнь». Синель (отрывок).

1

27

Сочинение цветной сказки.

1

28

«У кого поселяются аисты» (отрывок).

1

Курская область, с. Касторное.

29

Владимир Григорьевич Гордейчев.  Стихотворение «Ах и Ох».

1

30

Сочиняем сказку по стихотворению.

1

Курская область, имение Покровское.

31

Нина Михайловна Артюхова. Стихотворения: «Скворец»,  «Спокойной ночи!», «Серёжки».

1

32

Ритмический рисунок стихотворного текста.

1

33

Сочинение рифмовок.

1

34

Поэтический прием в создании художественного образа – сравнение.

1

35

Проба пера.

1

36

Нина Михайловна Артюхова. Загадки.

1

37

Ритмический строй загадок. Сочинение загадок.

1

38

Сочинение сказки от загадки.

1

39

Нина Михайловна Артюхова. Рассказы: «Маринка».

1

40

Нина Михайловна Артюхова. Рассказы: «Подружки».

1

41

Нина Михайловна Артюхова. Рассказы: «Совсем одинаковые».

1

42

Нина Михайловна Артюхова. Рассказы: «Саша - дразнилка».

1

Фатеж

43

Михаил Макарович Колосов. Рассказы: «Луна на верёвочке».

1

44

Михаил Макарович Колосов. Рассказы: «Ежиха».

1

45

Сочинение экологических сказок.

1

Город Курск.

46

Евгений Иванович Носов. Биографические сведенья.

1

47

«Как патефон петуха от смерти спас»

1

48

«Картошка с малосольными огурцами» (в сокращении)

1

49

«Аз-буки».

1

50

«Хитрюга».

1

51

«Тридцать зёрен». Просмотр мультфильма.

1

52

«Белый гусь».

1

53

«Белый гусь». Создание памятника белому гусю.

1

54

Вадим Николаевич Корнеев «С кем я рос», «Весна», «Минута тишины».

1

55

Михаил Максимович Горбовцев. Повесть «Мишкино детство»: «Заячий хлеб».

1

56

Повесть «Мишкино детство»: «Титла».

1

57

Елена Александровна Благинина. Стихотворения: «Где она?», «Шанежки», «Забота», «Букварик».

1

58

Елена Александровна Благинина. Стихотворения: «Наш дедушка», «Осень», «Мороз», «Снегурка».

1

59

Елена Александровна Благинина. Стихотворения: «Верба», «Звенеть сосульки перестали», «Белые грибы», «Малина».

1

60

Превращаем стишки в сказки.

1

61

Елена Александровна Благинина. Сказка «Чудесные часы».

1

62

Словесное рисование и иллюстрирование любимых сказок.

1

63

Работа над собственным сборником.

1

64

Работа над собственным сборником.

1

65

Отбор произведений создание коллективного сборника.

1

66

Отбор произведений создание коллективного сборника.

1

67

Издание сборника «От маленького писателя к большому читателю»

1

68

Итоговое занятие

1

3 класс

Курчатовские самоцветы

1

Леонид  Багаев. Знакомство с жизнью и творчеством.

1

2

Евгений Латаев. Знакомство с жизнью и творчеством.

1

3

Виктор Фесенко. Знакомство с жизнью и творчеством.

1

4

Олег Романов. Знакомство с жизнью и творчеством.

1

5

Валентин Герасименко. Знакомство с жизнью и творчеством.

1

6

Иван Фёдорович Зиборов . Рассказ: «Ложные лисички».

1

7

Иван Фёдорович Зиборов . «У кого усы длиннее?».

1

8

Подготовка к театрализации произведения: «У кого усы длиннее?».

1

9

Подготовка к театрализации произведения: «У кого усы длиннее?».

1

10

Театрализация произведения: «У кого усы длиннее?».

1

11

Иван Фёдорович Зиборов . Стихи .

1

12

Иван Фёдорович Зиборов . Стихи .

1

13

Елена Пашкова.  «Два берега»: «Слепой дождик», «Вечерняя песня».

1

14

Елена Пашкова.  «Два берега»: «Россыпь звёзд на небе тёмном», «Полоса рассвета».

1

15

Природа родного края в стихотворениях писателей родного края.

1

16

Просмотр фильмов, презентаций о Курском крае.

1

17

Марина Малец. Сведения об авторе. Сборник стихотворений: «Чудеса»

1

18

Марина Малец «Чудеса»

1

19

Марина Малец «Чудеса»

1

20

Марина Малец «Чудеса»

1

21

Сочинение рифмовок.

1

22

Проба пера.

1

23

Марина Малец «Сказочная карусель»

1

24

Марина Малец «Сказочная карусель»

1

25

Марина Малец «Сказочная карусель»

1

26

Марина Малец «Сказочная карусель»

1

27

Сочиняем сказку по стихотворению.

1

28

Марина Малец . Знакомство со сборником «Зори ясные»

1

29

Марина Малец «Зори ясные»

1

30

Иллюстрирование стихотворений (по выбору).

1

31

Подготовка к встрече с автором: создание иллюстраций, поделок к прочитанным произведениям Марины Малец.

1

32

Встреча с автором. Беседа по прочитанным произведениям.

1

33

Татьяна Плаксина «Всему своё время».

1

34

Татьяна Плаксина «Оладушка, или Добрая планета сказок».

1

35

Татьяна Плаксина «Лисья забота».

1

36

Сказки от «живых» капель и клякс.

1

37

Сказки по точкам.

1

38

Сказки о временах года, запахах, звуках.

1

39

Сказки к волшебным рисункам.

1

40

Сказки с новым концом.

1

41

Сказки от превращений.

1

42

Сказки от одного слова.

1

43

Сказка с середины.

1

44

Сериал в сказке.

1

45

Изменение ситуации в знакомых сказках.

1

46

Сказка от задачки.

1

47

Из сказки - задачку.

1

48

Сказки от шуточных вопросов.

1

49

Сказки о любимых игрушках.

1

50

Сказки про самого себя.

1

51

Людмила Ефремова. Знакомство с жизнью и творчеством.

1

52

Полина Булгакова. Знакомство с жизнью и творчеством.

1

53

Тамара Дорошева. Знакомство с жизнью и творчеством.

1

54

Альберт Бородавченко. Знакомство с жизнью и творчеством.

1

55

Марина Цыганова. Знакомство с жизнью и творчеством.

1

56

Восстановление стихотворений и сравнение их с авторскими.

1

57

Зоя Фастова. Знакомство с жизнью и творчеством.        

1

58

Связь литературы и музыки.

1

59

Подборка музыкальных композиций к прочитанным стихотворениям.

1

60

Литературная викторина.

1

61

Творчество курчатовских школьников.

1

62

Работа над сборником  собственных произведений.

1

63

Работа над сборником  собственных произведений.

1

64

Работа над сборником  собственных произведений.

1

65

Представление и защита собственных сборников.

1

66

Представление и защита собственных сборников.

67

Выпуск газеты «Мы писатели»

68

Подведение итогов.

Список литературы.

Елена Пашкова «Два берега» г.Курчатов, 2009 г.

Татьяна Плаксина «Добрая планета сказок». Издательский дом «Славянка» 2003г.

Источник света и тепла. Сборник стихотворений. М.-2006г.

Марина Малец «Чудеса»

Марина Малец  «Сказочная карусель»

Марина Малец «Зори ясные».-Курчатов, 2010.

Иван Зиборов «Песня о Курской АЭС (стихи, рассказы, очерки). Курск 2003.

«Край родной на век любимый» (произведения курских писателей):хрестоматия. Изд. 2-е, испр. И доп./ сост.: С.Б. Каменецкая, Л.В. Алёхина, О.В. Степыкина, С.В. Грищенко. Курск 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Краеведение"

Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного чело...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Краеведение» для 2 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности «Краеведение» для 2 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Краеведение"

Программа по краеведению доступна для учащихся 1-4 классов...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Краеведение"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Краеведение" для учащихся 4 класса, УМК любой, направление духовно-нравственное...

Программа внеурочной деятельности "Краеведение" 2-4 классы. 102 ч.

Рабочая программа курса "Краеведение" составлена в соответствии с основными положениями ФГОС начального общего образования и Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности г...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Краеведение"

В авторской программе представлена работа с детьми во внеурочное время по курсу "Краеведение", направленная на реализацию требований   ФГОС .  Культура русского и бурятского н...