Программа внеурочной деятельности "Краеведение" 2-4 классы. 102 ч.
рабочая программа (2, 3, 4 класс)

Вислоцкая Елена Александровна

Рабочая программа курса "Краеведение" составлена в соответствии с основными положениями ФГОС начального общего образования и Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Задача курса: воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и истории, любви  и бережного отношения к природе родного края, уважения к культуре народов Республики Бурятия и России. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(начальная школа)

Краеведение

                

Автор-составитель:

Е.А.Вислоцкая ,

учитель начальных классов

МАОУ «СОШ № 31 им.П.Т.Харитонова» г.Улан-Удэ, Республика Бурятия

Содержание

Пояснительная записка……………………………………………………….3-7                

Учебно-тематический план…………………………………………………..8-11                     

Содержание программы     …………………………………………………12-18                                

Список литературы               …………………………………………………19                          

Пояснительная записка

« Любовь к родному краю, знание его истории- основа,

на которой только и может осуществляться

рост духовной культуры всего общества»

Д.С.Лихачёв

Рабочая программа  курса «Краеведение» составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,  Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, соответствует  требованиям  основной образовательной программы МАОУ  СОШ №31.

Курс краеведения направлен на достижение следующих целей:

формирование осознанного отношения к истории  своего  края, к  людям,  живущим  в  нем, к  окружающей  нас  природе;

- совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами исторических  текстов; развитие интереса к истории, краеведению,  чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

-развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при изучении истории родного края; формирование эстетического отношения к слову и  рассказу;

-обогащение нравственного опыта младших школьников средствами исторического познания; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и истории,  культуре народов многонациональной Республики Бурятия, России и других стран.

- приобщение учащихся к богатствам фольклора народов Байкальского региона, к  историческим произведениям  писателей и поэтов Республики Бурятия, изучение устного народного творчества (бурятские и монгольские сказки,староверческие сказания, изучение жизни старожилов , местных  пословиц, поговорок, загадок);

Изучение краеведения помогает решению следующих задач:

- развивать у детей способность разными  способами  получать   информацию,  сопереживать героям, эмоционально откликаться на информацию;

- формировать опыт участия в  краеведческо  - исследовательской  деятельности;

-  расширять представления о малой  Родине ; 

- развивать образное мышление учащихся;

- формировать умение воссоздавать исторические образы, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;

- научить  оформлять  поисковые  работы, накапливать опыт поисково-исследовательской деятельности;

- формировать потребность в постоянном поиске сведений об исторических фактах, о участии своих родных в крупных исторических событиях;

- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире , прошлом и современности;

- расширять кругозор детей, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

- обеспечивать развитие  устной и письменной речи школьников;

- работать с различными видами информации и поисковыми методами;

- обеспечивать связь с учебными курсами русского языка, литературы, окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, регионального компонента разных дисциплин в начальной  школе;

- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении исторических произведений, формировать «краеведческую самостоятельность».

    В духовно-нравственном  воспитании детей  через историческое  краеведение необходимо опираться на единство интеллектуального и эмоционального восприятия  действительности в сочетании с практической деятельностью. Необходимо, чтобы эта работа носила непрерывный характер, чтобы на уроках литературного чтения, окружающего мира звучали факты из краеведения, будился интерес к истории родного края, любовь к Отчизне.

При изучении краеведения применяются следующие принципы работы:

   -  нравственный пример.   Изучение истории родного края, истории предков должно быть наполнено примерами нравственного поведения.

  -принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя  со  значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально привлекательные образы людей . Персонифицированные идеалы  людей, живших в прошлом, являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.

   - принцип коммуникации и диалога. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми.  Диалог строится на основе признания и уважения права учащегося свободно и сознательно выражать собственное мнение.

 - принцип системно-деятельностной организации обучения и воспитания.  Курс краеведения строится на сочетании исследовательской, поисковой, самостоятельной работы и направляющей, оценивающей деятельности учителя.

   Внеурочная деятельность нацелена на обеспечение принятия исторических  закономерности существования человечества, воспитание  чувства  патриотизма , чувства сопричастности к  истории малой Родины,  ответственности за местное наследие, которое перешло к нам от предков, умение  организовывать поисковую деятельность;  позволит подробно изучать историю города и Республики, макрорегиона.  

 Содержание  курса реализуется через посещение  музеев  города  и Республики, экскурсий по историческим местам, поисковую деятельность, вовлечение старших родственников в исследовательскую работу.

     Место проведения занятий – учебные кабинеты, краеведческий музей и учреждения дополнительного образования, пришкольный учебно-опытный участок, читальный зал библиотеки,  предприятия города.

    Формы работы-   беседы, краеведческие  игры,  тематические линейки, экскурсии, заочные путешествия, поисковая деятельность, викторины, урочные занятия, групповая и парная работа, краеведческие лото, гусеки, презентативныя и проектная деятельность.

 Программа «Краеведение » относится  к  духовно-нравственному направлению,  рассчитана на 3 года занятий, объемом в 102  часа,  1 час в неделю.

Класс

Кол-во часов

Аудиторные

Внеаудиторные

2 класс

34 часа

14 часов

20 часов

3 класс

34 часов

14 часов

20 часов

4 класс

34 часов

14 часов

20 часов

«Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Краеведение»

Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта.

 Основанием для «планируемых результатов» к уровню подготовки обучающихся выступает основная образовательная программа начального общего образования  МАОУ «СОШ № 31 им.П.Т.Харитонова» г.Улан-Удэ. При выполнении программы внеурочной деятельности должны быть достигнуты следующие результаты

:

Личностные

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки

- ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам экологического воспитания;

- гражданская идентичность в форме осознания  собственного «я» как гражданина России, чувства гордости за свою Родину, народ и историю;

-уважительное отношение к чужому мнению, истории и культуре других народов;

- эстетические потребности, ценности и чувства;

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

- умение планировать свою деятельность и действовать по составленному плану;

-предвосхищать результат самостоятельной  работы;

воспринимать предложения других людей по исправлению допущенных ошибок, изменению результатов поисков;

-концентрация волевых решений  для преодоления затруднений;

Коммуникативные универсальные учебные действия

-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество; 

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

-договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

- формулировать собственное мнение и позицию;

-координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;

- уметь добывать полезную информацию у других людей, не бояться обращаться за помощью к старшему поколению.

Познавательные универсальные учебные действия

- ставить и формулировать проблемы;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

-узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

-запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью  ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст, построение монологической и диалогической развитой речи.

-установление причинно-следственных связей, анализ и обобщение информации .

Результатом  четырех  лет   будет  папка  с  первым  собственным  опытом  по  краеведению.

3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

Тематическое  планирование для 2 класса

п/п

Наименование тем

Количество
часов

Дата проведения

1

Введение

1

Клуб «Поиск» . Что такое проект ?

1

2

Определение тем будущих исследований. Исторические загадки.

1

3

Что такое проблема. Пути решения исторических проблем.

1

4

Источники информации .

Посещение школьного музея. Посещение музея города.

6

5

Исторические науки: лингвистика, этнография, археология, топонимика.

2

6

Символика г.Улан-Удэ и  технология  создания  герба.

Обзорная экскурсия по городу.

4

7

Гимн  РФ и  Республики Бурятия

4

8

Символы  РФ  и  Республики Бурятия,  в  том  числе  архитектурные и природные

6

9

Почему мы любим, встречать Новый год.

Сагаалган- Белый месяц.

2

10

Традиции, обычаи и  игры наших дедушек и бабушек

2

11

Растения  и животные  моей  малой Родины

1

12

Проект « Наш Байкал» ( рисунки, легенды, сказания)

1

13

Что мы узнали и чему научились за год.

1

14

Моя лучшая работа.(выставка работ)

1

Тематическое планирование  для 3 класса

п/п

Наименование тем

Количество
часов

Дата проведения

1

Что такое исследование? Кто такие исследователи?

1

2

Что можно исследовать? (тренировочные занятия, викторина)

2

3

Как выбрать тему исследования. Какими могут быть темы исследования.

1

4

Этнографический музей г.Улан-Удэ как  результат  исследований.

Экскурсия в этнографический музей.

5

5

Игра «Историческая головоломка»

1

6

Экскурсия как средство стимулирования исследовательской активности детей.

Игра «Экскурсия – мой район»

3

7

Наблюдение как способ выявления проблем.

1

8

Люди,  сделавшие  историю  нашего  края . Подготовка проектов.

7

9

Заповедные   места  и  древние  люди в нашей Республике. Экскурсия в с.Санный Мыс. ( стоянка древнего человека)

9

10

Мы помним ваши имена. Проект «От хуннов к бурятам»

2

11

Представление  исторических  очерков

« Мои  близкие  в  истории  края». Выставка  рисунков, фотографий  исторических мест.

2

Тематическое  планирование  для 4 класса

п/п

Наименование тем

Количество
часов

Дата проведения

1.

Времена года и народные приметы, скотоводы и землепашцы нашей Республики

2

2

Старообрядцы в истории малой Родины. Экскурсия в с.Десятниково

6

3

Кое-что из истории геологии. Что такое Байкальский разлом. Экскурсия в с.Горячинск

10

4

Горы и равнины Республики.

Экскурсия к горе Спящий Лев, Омулевка

4

5

Селенга- жена Байкала. Предания и легенды.

1

6

Почвы и природные зоны Республики. Заочное путешествие

1

7

Эндемики Байкальского региона. Проекты.

2

8

Животный мир родного края. Выпуск журнала.

2

9

Герои Великой Отечественной войны , их судьбы и награды. Война и моя семья.

5

10

Итоговая  краеведческая  игра «Знаешь ли ты историю своей Республики?»

1

4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2 класс (34 часа)

Занятие 1.

Тема: Введение.

Знакомство с курсом, преподавателем. Знакомство с основными видами деятельности.

Занятие 2.

Тема: Клуб «Поиск». Что такое проекты.

Цель:  создание клуба «Поиск», выбор актива клуба, девиза. Знакомство с понятием «проект», развитие интереса к исследовательской деятельности через знакомство с работами учащихся начальных классов и знакомства детей с интересными историческими фактами о Бурятии.

Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Презентация исследовательских работ учащихся начальных классов.

Понятия: проект, проблема, информация

Занятие 3.

Тема: Что такое проблема.

Цель: ознакомить с понятием проблема, формировать умение видеть проблему, развивать умение вырабатывать собственную точку зрения, исследуя объект с различных сторон.

Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир прошлого».

Понятия: проблема, объект исследования.

Занятие 4.

Тема: Источники  информации.

Цель: знакомство со способами познания окружающего мира, в том  числе с наблюдениями и  экспериментами.

Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт, источник информации, музей, экскурсия, библиотека.

Знакомство с понятием « источник информации» (библиотека, краеведческий  музей, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видео фильмы, ресурсы Интернета).Экскурсии в школьный музей, музей города.

Занятие 5.

Тема: Исторические науки

Цель; знакомство с различными историческими науками

Понятия: лингвистика, этнография, народы, топонимика, археология, находки.

Знакомство с различными исследованиями выше названных исторических дисциплин в Байкальском регионе.

Игра «Что значат наши имена?»

Занятие 6.

Тема: Символы РФ и   Республики Бурятия

Цель: знакомство с понятием герба, флага.

Понятие о символах Республики и страны, геральдика, герб, флаг.

Принципы  создания  герба  и флага. Практическое занятие  по  моделированию  герба  школы,  семьи. Обзорная экскурсия по городу.

Занятие  7

Тема:  Гимн  РФ  и Республики Бурятия

Цель: Знакомство  с  гимнами  РФ  и  Республики Бурятия

История создания гимнов, анализ  текстов гимнов, правила  прослушивание  этих  текстов, принцип  подбора   текста и  музыки  для  такого рода  произведений. Поиск  наиболее  удачных произведений  для  гимна  города, школы  из произведений  наших поэтов.

Понятия: гимн, музыкальное сопровождение

Занятие 8

Тема: Символы  РФ  и Республики Бурятия

Цель : Знакомство с  архитектурно-историческими, словесными, природными и архитектурными  символами

Архитектурные  памятники  РФ  и Республики Бурятия. Проблемы, связанные  

с ними, выразить  отношение   к   вандалам,  которые разрушают памятники.

Понятия: Символ, архитектура.

Занятие 9

Тема:  Почему  мы  любим  встречать  новый  год. Сагаалган- Белый месяц.

Цель: прививать любовь к традициям русского и  бурятского народов, формировать умение работать в группе и оценивать результат своего труда.

История праздника Новый год. Как встречают Новый год в разный странах. Новогодние подарки. Мастерская Деда Мороза и Снегурочки Подарки  друзьям  и близким. Новый год по Восточному календарю. Традиция дарить белую пищу. Дружба народов в новогодние праздники.

Понятия: традиция, сувенир, самооценка, национальные традиции

Занятия 10

Тема:  «Игры наших дедушек и бабушек».Игры нашей семьи. Зимние забавы.

Цель: знакомство с традиционными играми народов России, привитие любви к традициям своей семьи и народа, развитие толерантности, воспитание привычки к здоровому образу жизни.

Игра. Правила игры. Традиционные игры народов, населяющих Республику. Игры прошлого. Встреча со старшими родственниками, мастер-класс.

Понятия: игра, товарищ, друг

Занятие  11

Тема: Растения  моей  Родины  как часть  символов.

Цель: обобщение знаний о  символах, о роли растений в жизни человека и животных, воспитание бережного отношения к родной природе, формирование умения применять в практической деятельности полученные знания.

Дикорастущие и культурные растения. Растения родного края. Организация выставки « Природа и фантазия». Комнатные растения нашего класса.  Проблемы, связанные  с охраной  растений.  Проект  рисунка заповедных  территорий .Баргузинский заповедник- история создания.  Рисование  багульника, как символа Забайкалья.

Понятия: виды растений, редкие и исчезающие растения, эндемики,  условия жизни растений, заповедник,  национальный  парк, заказник.

Занятие 12

Тема: Проект «Наш Байкал»

Цель: познакомить с географическим и геологическим описанием Байкала, уникальностью природного региона.

Понятия: источник питьевой воды, притоки, водораздел, восточная и западная сторона Байкала.

Сказания , легенды о Байкале. Белый старец. Почему нужно беречь Байкал. Выставка рисунков. Любимые места на Байкале, самое запоминающееся путешествие.

Занятие 13

Тема: Что мы узнали и чему научились за год.

Цель: систематизировать и обобщить знания детей по курсу «Клуб Поиск»

Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ.

Занятие 14

Тема: Моя лучшая работа.

Цель: подведение итогов года, поощрение лучших исследователей, активных ребят.

 Оформление выставки. Презентация работ учащихся.

Содержание  программы

3 класс

Занятия 1-3

Тема: Что  такое  исследование?  Кого  можно  называть  исследователями? Что  можно  исследовать? Как выбрать тему исследования?

Цель: дать  общее  представление  об  исследовании и  об исследователях  Бурятии и Забайкалья. Как добывают знания историки, географы, биологи. Почему важны знания.

Признаки  исследования. По  основным признакам  определять, кто из  представленных  людей  является  исследователем, а  кто просто  сыграл  большую роль  в  жизни  региона.. Выбор  тем « исследования-открытия»  родного  края.

Понятия: исследование,  исследователь, объект  исследования, методы исследования.

Занятие  4-6

Тема: Этнографический музей г.Улан-Удэ   музей  как  результат  исследования. Экскурсия в этнографический музей. Экскурсия- средство стимуляции юных исследователей.

Цель: познакомить  ребят  с  одним  из способов  представления  своего  исследования.

Посещение  этнографического  музея, знакомство  с  историей      Республики  на  наглядном материале  музея. Активная игра «Экскурсия- мой район» . Дети готовят и проводят экскурсию по памятным местам своего района, улицы, школы.

Понятия: музей, экспонат, панорама, выставка.

Занятие 7

Тема:  Наблюдение как  способ выявления  проблем.

Цель: Учить  наблюдать  и  видеть  необычное  в  обычном.

Экскурсия  в  ближайший  парк, лесную  зону, где  можно проследить  изменения  в  неживой  и  живой  природе по  временам  года. Наблюдать  за поведением  птиц  и животных. Дома  наблюдение  продолжить  за  домашними животными. Дневник  наблюдений  представить   на  занятии, выявив  проблемы  содержания  животных.

Занятия 8

Тема: Люди, сделавшие  историю нашего   края.

Цель: познакомить  ребят  с  наиболее  значимыми  личностями   в  истории  Бурятии   и  города г.Улан-Удэ.

Просмотр  фильмов  по  личностям  наиболее  значимым  в истории малой  Родины. Организация  выставки-галереи  портретов знаменитых  личностей в  Республике  и городе  по  различным  направлениям. Составление  кроссвордов  с изученными  именами   и  их  коллективное  разгадывание. Посещение библиотеки, знакомство с земляками-писателями.

Занятия 9

Тема: Заповедные  места и  древние  люди на территории Забайкалья.

Цель: познакомить  с  заповедными  местами  края и  людьми, которые  могу  называть  себя  коренными жителями.

Заповедники, национальные  парки области. Посещение  стоянки древнего человека в с.Санный Мыс, открытой ленинградским профессором  А.Я.Окладниковым..  Эпоха палеолита. Знакомство  с  творчеством  древних  людей.

Занятия 10

Тема: Мы помним ваши имена. От хуннов к бурятам.

Цель: познакомит учащихся с историей коренных народов Забайкалья. 

Понятие : коренные и пришлые народы. Скотоводство. Завоевания. Родственные народы.

Занятие 11

Тема: Исторические  очерки , рисунки и фотографии памятных мест.

Цель: Учить  презентовать свои работы.

Рассказы  о  близких  людях, которые  сыграли какую-либо  роль в  истории  малой  Родины. Издание альманаха клуба «Поиск», брошюрование  печатного  материала, оформление  обложки  для  совместного  сборника. Создание  папки  электронных  материалов .

Понятия: брошюра,  переплет, ламинат,  гребешок, обложка и  титульный  лист. Выставка рисунков и фотографий. Определение  способов  хранения  информации для  будущих  поколений.

Содержание  программы

4 класс

Занятие 1-2

Тема: Времена года и народные приметы. Скотоводы и землепашцы нашей Родины. Старообрядцы в истории Бурятии.

Цель: Определение  основных  черт, характерных  для  разных  времен  года  во  время экскурсии на природу .

Систематизация  знаний  о  временах года  и  поиск  информации  по  народным  приметам. Различие календаря скотоводов и землепашцев. Создание  брошюры по народным  приметам. Экскурсия в старообрядческое село Десятниково.

Занятия 3-4

Тема: Геология  родного  края

Цель: Познакомить с  историей формирования  земных  недр нашего  края и  основными  закономерностями  размещения горных  пород на  примере Байкальского региона. Собрать  образцы, подтверждающие  органическое  происхождение некоторых полезных  ископаемых. Экскурсия на берег Байкала, с Горячинск.Экскурсия на гор. Омулевку и Спящий Лев. Физическая карта Республики. режим реки, водораздел, водный бассейн, вершина, измерение высот, малые реки, плодородие, гумус, эрозия почв.

Занятия 5-8

Тема: Водные ресурсы .Почвы и природные зоны. Растительный и животный мир.

Цель: Дать  понятие  о водный ресурсах, почвах, природных зонах,  способах  их образования. Познакомить с понятием эндемик.  Использование  их  человеком.

Заочное путешествие по районам Республики. Многообразие природных зон. Знакомство с легендами о р.Селенге. Экологическое равновесие. Режим реки, водораздел, водный бассейн, вершина, измерение высот, малые реки, плодородие, гумус, эрозия почв.

Занятие 9

Тема: Герои Великой Отечественной Войны, их судьбы и награды. Война и моя семья.

Цель: Познакомить  с понятиями  начало войны, повод к войне, причины войн, итоги войны.

Подготовка и презентация проектов. «Герои войны  в моей семье», «Их именами названы улицы», «Герой СССР П.Т.Харитонов». 

Занятие 10

Тема: Краеведческая игра – гусек «Знаешь ли ты свой край?»

ЦельПодвести итоги  за  год

Форма  подведения  итогов  может  быть  разной.  (Краеведческая  игра  или презентация  созданных «брошюр» по  природе  края)

Список  литературы  для  учителя:

  1. Г.А.Кулагина «100 игр по истории» , М., Просвещение, 2007 г.
  2. Н.Я.Чутко, Л.Е.Родионова « Твоя Россия», Обнинск, Духовное возрождение, 2016
  3. А.О.Ишимова « История России в рассказах для детей», М, ТКО АСТ, 1996
  4. Т.П.Карелина «Забайкалье в 19 веке», Чита, 2004
  5. Г.Граубин « На берегах таинственной Силькари», Иркутск, 2008 г.
  6. Г.Граубин «Наша малая Родина: учебное пособие по краеведению» , Чита, 2004
  7. Народы внутренне Азии. Материалы международной научно-практической конференции «Егуновские чтения», Улан-Удэ, 2006
  8.  Научный потенциал Байкальского региона глазами молодежи. Материалы научной Конференции, Улан-Удэ, БГУ, 2004
  9. Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук, Улан-Удэ, БГСХА, 2005
  10.  Стефани Н. «Герои Бурятии», Улан-Удэ, 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 1класса «Умники и умницы» Автор программы: учитель начальных классов Зыбанова Татьяна Павловна МКОУ «СОШ №23» п. Айхал, Мирнинский район.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интелл...

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...

Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»

Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...