Программа внеурочной деятельности "Краеведение" 2-4 классы. 102 ч.
рабочая программа (2, 3, 4 класс)
Рабочая программа курса "Краеведение" составлена в соответствии с основными положениями ФГОС начального общего образования и Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Задача курса: воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и истории, любви и бережного отношения к природе родного края, уважения к культуре народов Республики Бурятия и России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа курса "Краеведение" Республика Бурятия . начальная школа. | 59.6 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(начальная школа)
Краеведение
Автор-составитель:
Е.А.Вислоцкая ,
учитель начальных классов
МАОУ «СОШ № 31 им.П.Т.Харитонова» г.Улан-Удэ, Республика Бурятия
Содержание
Пояснительная записка……………………………………………………….3-7
Учебно-тематический план…………………………………………………..8-11
Содержание программы …………………………………………………12-18
Список литературы …………………………………………………19
Пояснительная записка
« Любовь к родному краю, знание его истории- основа,
на которой только и может осуществляться
рост духовной культуры всего общества»
Д.С.Лихачёв
Рабочая программа курса «Краеведение» составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, соответствует требованиям основной образовательной программы МАОУ СОШ №31.
Курс краеведения направлен на достижение следующих целей:
- формирование осознанного отношения к истории своего края, к людям, живущим в нем, к окружающей нас природе;
- совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами исторических текстов; развитие интереса к истории, краеведению, чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
-развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при изучении истории родного края; формирование эстетического отношения к слову и рассказу;
-обогащение нравственного опыта младших школьников средствами исторического познания; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и истории, культуре народов многонациональной Республики Бурятия, России и других стран.
- приобщение учащихся к богатствам фольклора народов Байкальского региона, к историческим произведениям писателей и поэтов Республики Бурятия, изучение устного народного творчества (бурятские и монгольские сказки,староверческие сказания, изучение жизни старожилов , местных пословиц, поговорок, загадок);
Изучение краеведения помогает решению следующих задач:
- развивать у детей способность разными способами получать информацию, сопереживать героям, эмоционально откликаться на информацию;
- формировать опыт участия в краеведческо - исследовательской деятельности;
- расширять представления о малой Родине ;
- развивать образное мышление учащихся;
- формировать умение воссоздавать исторические образы, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
- научить оформлять поисковые работы, накапливать опыт поисково-исследовательской деятельности;
- формировать потребность в постоянном поиске сведений об исторических фактах, о участии своих родных в крупных исторических событиях;
- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире , прошлом и современности;
- расширять кругозор детей, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
- обеспечивать развитие устной и письменной речи школьников;
- работать с различными видами информации и поисковыми методами;
- обеспечивать связь с учебными курсами русского языка, литературы, окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, регионального компонента разных дисциплин в начальной школе;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении исторических произведений, формировать «краеведческую самостоятельность».
В духовно-нравственном воспитании детей через историческое краеведение необходимо опираться на единство интеллектуального и эмоционального восприятия действительности в сочетании с практической деятельностью. Необходимо, чтобы эта работа носила непрерывный характер, чтобы на уроках литературного чтения, окружающего мира звучали факты из краеведения, будился интерес к истории родного края, любовь к Отчизне.
При изучении краеведения применяются следующие принципы работы:
- нравственный пример. Изучение истории родного края, истории предков должно быть наполнено примерами нравственного поведения.
-принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально привлекательные образы людей . Персонифицированные идеалы людей, живших в прошлом, являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.
- принцип коммуникации и диалога. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Диалог строится на основе признания и уважения права учащегося свободно и сознательно выражать собственное мнение.
- принцип системно-деятельностной организации обучения и воспитания. Курс краеведения строится на сочетании исследовательской, поисковой, самостоятельной работы и направляющей, оценивающей деятельности учителя.
Внеурочная деятельность нацелена на обеспечение принятия исторических закономерности существования человечества, воспитание чувства патриотизма , чувства сопричастности к истории малой Родины, ответственности за местное наследие, которое перешло к нам от предков, умение организовывать поисковую деятельность; позволит подробно изучать историю города и Республики, макрорегиона.
Содержание курса реализуется через посещение музеев города и Республики, экскурсий по историческим местам, поисковую деятельность, вовлечение старших родственников в исследовательскую работу.
Место проведения занятий – учебные кабинеты, краеведческий музей и учреждения дополнительного образования, пришкольный учебно-опытный участок, читальный зал библиотеки, предприятия города.
Формы работы- беседы, краеведческие игры, тематические линейки, экскурсии, заочные путешествия, поисковая деятельность, викторины, урочные занятия, групповая и парная работа, краеведческие лото, гусеки, презентативныя и проектная деятельность.
Программа «Краеведение » относится к духовно-нравственному направлению, рассчитана на 3 года занятий, объемом в 102 часа, 1 час в неделю.
Класс | Кол-во часов | Аудиторные | Внеаудиторные |
2 класс | 34 часа | 14 часов | 20 часов |
3 класс | 34 часов | 14 часов | 20 часов |
4 класс | 34 часов | 14 часов | 20 часов |
«Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Краеведение»
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта.
Основанием для «планируемых результатов» к уровню подготовки обучающихся выступает основная образовательная программа начального общего образования МАОУ «СОШ № 31 им.П.Т.Харитонова» г.Улан-Удэ. При выполнении программы внеурочной деятельности должны быть достигнуты следующие результаты
:
Личностные
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки
- ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам экологического воспитания;
- гражданская идентичность в форме осознания собственного «я» как гражданина России, чувства гордости за свою Родину, народ и историю;
-уважительное отношение к чужому мнению, истории и культуре других народов;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
- умение планировать свою деятельность и действовать по составленному плану;
-предвосхищать результат самостоятельной работы;
- воспринимать предложения других людей по исправлению допущенных ошибок, изменению результатов поисков;
-концентрация волевых решений для преодоления затруднений;
Коммуникативные универсальные учебные действия
-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
-договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
- формулировать собственное мнение и позицию;
-координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
- уметь добывать полезную информацию у других людей, не бояться обращаться за помощью к старшему поколению.
Познавательные универсальные учебные действия
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
-узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
-запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст, построение монологической и диалогической развитой речи.
-установление причинно-следственных связей, анализ и обобщение информации .
Результатом четырех лет будет папка с первым собственным опытом по краеведению.
3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тематическое планирование для 2 класса
Тематическое планирование для 3 класса
Тематическое планирование для 4 класса
4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2 класс (34 часа)
Занятие 1.
Тема: Введение.
Знакомство с курсом, преподавателем. Знакомство с основными видами деятельности.
Занятие 2.
Тема: Клуб «Поиск». Что такое проекты.
Цель: создание клуба «Поиск», выбор актива клуба, девиза. Знакомство с понятием «проект», развитие интереса к исследовательской деятельности через знакомство с работами учащихся начальных классов и знакомства детей с интересными историческими фактами о Бурятии.
Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Презентация исследовательских работ учащихся начальных классов.
Понятия: проект, проблема, информация
Занятие 3.
Тема: Что такое проблема.
Цель: ознакомить с понятием проблема, формировать умение видеть проблему, развивать умение вырабатывать собственную точку зрения, исследуя объект с различных сторон.
Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир прошлого».
Понятия: проблема, объект исследования.
Занятие 4.
Тема: Источники информации.
Цель: знакомство со способами познания окружающего мира, в том числе с наблюдениями и экспериментами.
Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт, источник информации, музей, экскурсия, библиотека.
Знакомство с понятием « источник информации» (библиотека, краеведческий музей, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видео фильмы, ресурсы Интернета).Экскурсии в школьный музей, музей города.
Занятие 5.
Тема: Исторические науки
Цель; знакомство с различными историческими науками
Понятия: лингвистика, этнография, народы, топонимика, археология, находки.
Знакомство с различными исследованиями выше названных исторических дисциплин в Байкальском регионе.
Игра «Что значат наши имена?»
Занятие 6.
Тема: Символы РФ и Республики Бурятия
Цель: знакомство с понятием герба, флага.
Понятие о символах Республики и страны, геральдика, герб, флаг.
Принципы создания герба и флага. Практическое занятие по моделированию герба школы, семьи. Обзорная экскурсия по городу.
Занятие 7
Тема: Гимн РФ и Республики Бурятия
Цель: Знакомство с гимнами РФ и Республики Бурятия
История создания гимнов, анализ текстов гимнов, правила прослушивание этих текстов, принцип подбора текста и музыки для такого рода произведений. Поиск наиболее удачных произведений для гимна города, школы из произведений наших поэтов.
Понятия: гимн, музыкальное сопровождение
Занятие 8
Тема: Символы РФ и Республики Бурятия
Цель : Знакомство с архитектурно-историческими, словесными, природными и архитектурными символами
Архитектурные памятники РФ и Республики Бурятия. Проблемы, связанные
с ними, выразить отношение к вандалам, которые разрушают памятники.
Понятия: Символ, архитектура.
Занятие 9
Тема: Почему мы любим встречать новый год. Сагаалган- Белый месяц.
Цель: прививать любовь к традициям русского и бурятского народов, формировать умение работать в группе и оценивать результат своего труда.
История праздника Новый год. Как встречают Новый год в разный странах. Новогодние подарки. Мастерская Деда Мороза и Снегурочки Подарки друзьям и близким. Новый год по Восточному календарю. Традиция дарить белую пищу. Дружба народов в новогодние праздники.
Понятия: традиция, сувенир, самооценка, национальные традиции
Занятия 10
Тема: «Игры наших дедушек и бабушек».Игры нашей семьи. Зимние забавы.
Цель: знакомство с традиционными играми народов России, привитие любви к традициям своей семьи и народа, развитие толерантности, воспитание привычки к здоровому образу жизни.
Игра. Правила игры. Традиционные игры народов, населяющих Республику. Игры прошлого. Встреча со старшими родственниками, мастер-класс.
Понятия: игра, товарищ, друг
Занятие 11
Тема: Растения моей Родины как часть символов.
Цель: обобщение знаний о символах, о роли растений в жизни человека и животных, воспитание бережного отношения к родной природе, формирование умения применять в практической деятельности полученные знания.
Дикорастущие и культурные растения. Растения родного края. Организация выставки « Природа и фантазия». Комнатные растения нашего класса. Проблемы, связанные с охраной растений. Проект рисунка заповедных территорий .Баргузинский заповедник- история создания. Рисование багульника, как символа Забайкалья.
Понятия: виды растений, редкие и исчезающие растения, эндемики, условия жизни растений, заповедник, национальный парк, заказник.
Занятие 12
Тема: Проект «Наш Байкал»
Цель: познакомить с географическим и геологическим описанием Байкала, уникальностью природного региона.
Понятия: источник питьевой воды, притоки, водораздел, восточная и западная сторона Байкала.
Сказания , легенды о Байкале. Белый старец. Почему нужно беречь Байкал. Выставка рисунков. Любимые места на Байкале, самое запоминающееся путешествие.
Занятие 13
Тема: Что мы узнали и чему научились за год.
Цель: систематизировать и обобщить знания детей по курсу «Клуб Поиск»
Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ.
Занятие 14
Тема: Моя лучшая работа.
Цель: подведение итогов года, поощрение лучших исследователей, активных ребят.
Оформление выставки. Презентация работ учащихся.
Содержание программы
3 класс
Занятия 1-3
Тема: Что такое исследование? Кого можно называть исследователями? Что можно исследовать? Как выбрать тему исследования?
Цель: дать общее представление об исследовании и об исследователях Бурятии и Забайкалья. Как добывают знания историки, географы, биологи. Почему важны знания.
Признаки исследования. По основным признакам определять, кто из представленных людей является исследователем, а кто просто сыграл большую роль в жизни региона.. Выбор тем « исследования-открытия» родного края.
Понятия: исследование, исследователь, объект исследования, методы исследования.
Занятие 4-6
Тема: Этнографический музей г.Улан-Удэ музей как результат исследования. Экскурсия в этнографический музей. Экскурсия- средство стимуляции юных исследователей.
Цель: познакомить ребят с одним из способов представления своего исследования.
Посещение этнографического музея, знакомство с историей Республики на наглядном материале музея. Активная игра «Экскурсия- мой район» . Дети готовят и проводят экскурсию по памятным местам своего района, улицы, школы.
Понятия: музей, экспонат, панорама, выставка.
Занятие 7
Тема: Наблюдение как способ выявления проблем.
Цель: Учить наблюдать и видеть необычное в обычном.
Экскурсия в ближайший парк, лесную зону, где можно проследить изменения в неживой и живой природе по временам года. Наблюдать за поведением птиц и животных. Дома наблюдение продолжить за домашними животными. Дневник наблюдений представить на занятии, выявив проблемы содержания животных.
Занятия 8
Тема: Люди, сделавшие историю нашего края.
Цель: познакомить ребят с наиболее значимыми личностями в истории Бурятии и города г.Улан-Удэ.
Просмотр фильмов по личностям наиболее значимым в истории малой Родины. Организация выставки-галереи портретов знаменитых личностей в Республике и городе по различным направлениям. Составление кроссвордов с изученными именами и их коллективное разгадывание. Посещение библиотеки, знакомство с земляками-писателями.
Занятия 9
Тема: Заповедные места и древние люди на территории Забайкалья.
Цель: познакомить с заповедными местами края и людьми, которые могу называть себя коренными жителями.
Заповедники, национальные парки области. Посещение стоянки древнего человека в с.Санный Мыс, открытой ленинградским профессором А.Я.Окладниковым.. Эпоха палеолита. Знакомство с творчеством древних людей.
Занятия 10
Тема: Мы помним ваши имена. От хуннов к бурятам.
Цель: познакомит учащихся с историей коренных народов Забайкалья.
Понятие : коренные и пришлые народы. Скотоводство. Завоевания. Родственные народы.
Занятие 11
Тема: Исторические очерки , рисунки и фотографии памятных мест.
Цель: Учить презентовать свои работы.
Рассказы о близких людях, которые сыграли какую-либо роль в истории малой Родины. Издание альманаха клуба «Поиск», брошюрование печатного материала, оформление обложки для совместного сборника. Создание папки электронных материалов .
Понятия: брошюра, переплет, ламинат, гребешок, обложка и титульный лист. Выставка рисунков и фотографий. Определение способов хранения информации для будущих поколений.
Содержание программы
4 класс
Занятие 1-2
Тема: Времена года и народные приметы. Скотоводы и землепашцы нашей Родины. Старообрядцы в истории Бурятии.
Цель: Определение основных черт, характерных для разных времен года во время экскурсии на природу .
Систематизация знаний о временах года и поиск информации по народным приметам. Различие календаря скотоводов и землепашцев. Создание брошюры по народным приметам. Экскурсия в старообрядческое село Десятниково.
Занятия 3-4
Тема: Геология родного края
Цель: Познакомить с историей формирования земных недр нашего края и основными закономерностями размещения горных пород на примере Байкальского региона. Собрать образцы, подтверждающие органическое происхождение некоторых полезных ископаемых. Экскурсия на берег Байкала, с Горячинск.Экскурсия на гор. Омулевку и Спящий Лев. Физическая карта Республики. режим реки, водораздел, водный бассейн, вершина, измерение высот, малые реки, плодородие, гумус, эрозия почв.
Занятия 5-8
Тема: Водные ресурсы .Почвы и природные зоны. Растительный и животный мир.
Цель: Дать понятие о водный ресурсах, почвах, природных зонах, способах их образования. Познакомить с понятием эндемик. Использование их человеком.
Заочное путешествие по районам Республики. Многообразие природных зон. Знакомство с легендами о р.Селенге. Экологическое равновесие. Режим реки, водораздел, водный бассейн, вершина, измерение высот, малые реки, плодородие, гумус, эрозия почв.
Занятие 9
Тема: Герои Великой Отечественной Войны, их судьбы и награды. Война и моя семья.
Цель: Познакомить с понятиями начало войны, повод к войне, причины войн, итоги войны.
Подготовка и презентация проектов. «Герои войны в моей семье», «Их именами названы улицы», «Герой СССР П.Т.Харитонов».
Занятие 10
Тема: Краеведческая игра – гусек «Знаешь ли ты свой край?»
Цель: Подвести итоги за год
Форма подведения итогов может быть разной. (Краеведческая игра или презентация созданных «брошюр» по природе края)
Список литературы для учителя:
- Г.А.Кулагина «100 игр по истории» , М., Просвещение, 2007 г.
- Н.Я.Чутко, Л.Е.Родионова « Твоя Россия», Обнинск, Духовное возрождение, 2016
- А.О.Ишимова « История России в рассказах для детей», М, ТКО АСТ, 1996
- Т.П.Карелина «Забайкалье в 19 веке», Чита, 2004
- Г.Граубин « На берегах таинственной Силькари», Иркутск, 2008 г.
- Г.Граубин «Наша малая Родина: учебное пособие по краеведению» , Чита, 2004
- Народы внутренне Азии. Материалы международной научно-практической конференции «Егуновские чтения», Улан-Удэ, 2006
- Научный потенциал Байкальского региона глазами молодежи. Материалы научной Конференции, Улан-Удэ, БГУ, 2004
- Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук, Улан-Удэ, БГСХА, 2005
- Стефани Н. «Герои Бурятии», Улан-Удэ, 2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 1класса «Умники и умницы» Автор программы: учитель начальных классов Зыбанова Татьяна Павловна МКОУ «СОШ №23» п. Айхал, Мирнинский район.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интелл...
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...
Рабочие программы для 2 и 4 класса программы внеурочной деятельности у рок русского языка 4 класс
Содержатся программы с прописанными УУД...
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...
Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»
Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...