Программа внеурочной деятельности "Краеведение"
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему
Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Россиянам были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kraevedenie.doc | 120 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 23 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
На заседании МО Зам. директора по УВР Директор ГБОУ СОШ № 23
Протокол № ___ _________ Н. В. Башканова _____________ А. М. Мерс
«___»_______2012г. «___»__________2012г. Приказ № ______________
«____»___________ 2012г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Краеведение»
(Программа разработана на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования)
Программу разработала
Грищенко Светлана Вячеславовна
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №23
Сызрань, 2012
Краеведение
Пояснительная записка
Актуальность программы.
В последнее время в стране активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию подрастающего поколения. Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, значит, можно быть уверенным в развитии и становлении стабильного общества. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.
Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен эволюционным путем обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина и патриота.
Мною был проведён опрос учащихся, который показал, что дети плохо знают события героического прошлого нашей Родины, не интересуются жизнью своего города и его историей. Однако, реализация патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата можно достигнуть успехов в этом направлении.
Возникла необходимость создания такой модели патриотического воспитания школьников, которая включала бы ребенка в активную деятельность, учила бы взаимодействию и сотрудничеству и давала бы возможность для проявления патриотических чувств и отношений. Младший школьный возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Поэтому программа, направленная на формирование патриотического сознания младших школьников, является актуальной в настоящее время. Моё мнение подтвердили и результаты анкетирования родителей, которые выбрали из банка программ по внеурочной деятельности программу «Краеведение».
Цель программы: формирование патриотического сознания младших школьников.
Задачи программы
Воспитывать уважение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
Сформировать представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
ориентировать детей на получение знаний об истории своей семьи, школы, города для формирования патриотических чувств и гражданского сознания;
формирование дружеских отношений, объединяющих детей и взрослых через взаимодействие образовательного учреждения с семьями учащихся;
Количество часов:
1 класс 33 учебных недели - 66 часов.
Формы организации
беседы, чтение и обсуждение книг;
просмотр видеофильмов, передач, презентаций;
проведение экскурсий по школе, улице, району, городу;
посещение выставочного зала и краеведческого музея;
встречи с интересными людьми;
утренники, викторины на историко-краеведческие темы;
проектная деятельность
Формы контроля
индивидуальная беседа
наблюдение
анкетирование
тестирование
диагностика
учебное исследование
защита проектов
Ожидаемые результаты
сформированные конкретные пространственно-временные представления учащихся;
знание учащимися фактов прошлого своей семьи, родного города в тесной связи с историей своей области, края;
умение различать понятия страны в целом, ее части, отдельного населенного пункта.
Участники программы
учащиеся 1 класса.
Особенности набора детей:
свободный.
Время существования программы:
программа рассчитана на 1 год обучения.
Основные направления содержания деятельности.
Для решения поставленных в программе задач используются следующие
технологии:
- информационно-коммуникативные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- технология развивающего обучения.
12. Условия реализации программы.
кабинет;
медиатека;
библиотека;
школьный кабинет военно-патриотического воспитания;
учебно-методические материалы
( Жиренко О.Е. «Я — гражданин России!» М. «ВАКО». 2008 г.;
Касимова Т.А. «Патриотическое воспитание школьников» М. «АЙРИС ПРЕСС». 2006 г.;
Вырщиков А.Н. «Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников» М. «Глобус». 2007 г.;
Пашкович И.А. «Патриотическое воспитание». Волгоград. «Учитель». 2006 г.;
14. Диагностика.
2 раза в год;
творческий проект «Город моей мечты»;
урок гражданственности и мира «Будущее России – твоё будущее».
Учебный план
(66 часов)
№ | Название раздела, тема | час | Из них |
Теорети-ческих | Практи-ческих |
1. | Я и моя семья. | 6 ч | 1,5 | 4,5 |
2. | Мой дом, мой двор, мои соседи, мои друзья. | 4 ч | 1,5 | 2,5 |
3. | Наша школа. | 7 ч | 2 | 5 |
4. | Моя улица. | 7 ч | 2 | 5 |
5. | Город, в котором я живу. | 12 ч | 4,5 | 7,5 |
6. | Моя Родина. | 25 ч | 11 | 14 |
7. | Творческий проект «Мой край родной, навек любимый» | 5 ч. | 0 | 5 |
Итого: | 66 | 22,5 | 43,5 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема занятий | Кол-во часов | Теор. | Практ. |
Я и моя семья. |
Моя визитная карточка. | 1 | 0 | 1 |
Моя семья. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Интересные люди в моей семье. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Устный журнал «Семейный альбом». | 1 | 0,5 | 0,5 |
Конкурс рисунков «Моя семья – моё богатство» | 1 | 0 | 1 |
Утренник «Семейные традиции». | 1 | 0 | 1 |
Мой дом, мой двор, мои соседи, мои друзья. |
Дом, в котором я живу. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Мой двор. Конкурс рисунков. | 1 | 0 | 1 |
Я и мои друзья. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Мой лучший друг. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Наша школа. |
Знакомство со школой. Экскурсия по кабинетам. | 1 | 0 | 1 |
Экскурсия по школьному парку. | 1 | 0 | 1 |
Изучение работы школьной теплицы. | 1 | 0 | 1 |
Знакомство с историей школы. | 1 | 1 | 0 |
Традиции родной школы. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Посещение школьной комнаты военнно-патриотического воспитания. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Школа будущего. | 1 | 0 | 1 |
Моя улица. |
Знай правила движения, как таблицу умножения. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Экскурсия-прогулка «Безопасный путь домой». | 1 | 0 | 1 |
Как рождаются улицы. | 1 | 1 | 0 |
История моей улицы. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Экскурсия на почту. | 1 | 0 | 1 |
Экскурсия в аптеку. | 1 | 0 | 1 |
Экскурсия в магазин. | 1 | 0 | 1 |
Город, в котором я живу. |
Сызрань в прошлом. | 1 | 1 | 0 |
Сызрань в настоящем. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Каким я вижу мой город в будущем. | 1 | 0 | 1 |
Творческий проект «Город моей мечты». | 2 | 0 | 2 |
Наш город: годы и люди. | 1 | 1 | 0 |
Гордость Сызрани — почетные граждане города. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Промышленность города. | 2 | 1 | 1 |
Экологические проблемы моего города. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Творческий проект «Сделай свой город чище». | 2 | 0 | 2 |
Моя Родина. |
Наша Родина на глобусе и карте. | 1 | 1 | 0 |
Честь имею. Встреча с ветеранами вооруженного конфликта в Афганистане и членами «Боевого братства». | 1 | 0,5 | 0,5 |
История праздника «День защитника Отечества». | 1 | 0,5 | 0,5 |
Конкурс для мальчиков «Юные защитники Родины». | 1 | 0 | 1 |
История нашей Родины. | 5 | 3 | 2 |
Символика государства российского. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Москва — столица нашей Родины. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Северная столица России. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Игра-путешествие «Россия — Родина моя» | 3 | 1 | 2 |
Заочное путешествие по городам Золотого кольца России. | 1 | 0,5 | 0,5 |
12 апреля — день космонавтики. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Моя малая Родина. | 1 | 0,5 | 0,5 |
История моего края. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Творчество народов нашего края. | 1 | 0 | 1 |
Урок-утренник «Россия - многонациональная» | 1 | 0 | 1 |
Организация и проведение конкурса-выставки «Люблю тебя, мой край родной!» | 2 | 0 | 2 |
Урок гражданственности и мира «Будущее России – твоё будущее». | 1 | 1 | 0 |
Подвигу народа жить в веках. Урок мужества, посвященный Дню Победы. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Творческий проект «Мой край родной, навек любимый» |
Сочинение на тему «Моя семья». | 1 | 0 | 1 |
Конкурс проектов «Любимый город». | 1 | 0 | 1 |
Наши таланты. | 2 | 0 | 2 |
Утренник «Мир глазами детей». | 1 | 0 | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".
Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им для усвоения навыков письма и чтения....
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...
Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»
Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...