Методические разработки
методическая разработка по теме

Веревочкина Татьяна Анатольевна

Предварительный просмотр:

4 класс повторение

  1. В каком слове звуков больше, чем букв?

ТЕНЬ    МЁД    ЮГ     МЕНЯ

  1. В каком столбике слова расположены не по алфавиту?

Билет          пирог      ёжик          хлеб

Народ         салат        индюк      чеснок

Москва       ужин        коза          щавель

Чемодан     фрукт       лиса          яблоко

  1. В каком слове все согласные звуки такие же, как и в слове ВОДА?

водный    гроза    роза   сады

  1. Какое слово имеет приставку В-?

(в)ьюнок    (в)згляд     (в)воздухе      (в)ъехал

  1. Какая пара слов является словосочетанием?

опадает листва

около дома

спелое яблоко

тихие, шуршащие

  1. Какое предложение нераспространённое?

Буря выла, плясала, пела.

Дождь за окном стих.

Прозвенел школьный звонок.

Блеснул луч солнца.

  1. В каком слове звуков больше, чем букв?

Ёжик   ряд   медь   клюв

  1. В каком столбике  слова расположены не по алфавиту?

Ель         рысь           груша      акробат

Ива         тигр           жасмин    жонглёр

Липа       улитка       малина     клоун

Рябина    хорёк        лимон        цирк

  1. В каком слове все гласные звуки такие же , как и в слове КОСА?

Окно    гора    роза    полка

  1. Какое слово имеет приставку ЗА-?

(за)навес    (за)ботиться      (за)тея       (за)рекой

  1. Какая пара слов является словосочетанием?

шумит ветер

поют, играют

перед школой

новое платье

 

  1. Какое предложение нераспространённое?
  1. Ложился на поля туман. 2. Часы громко тикали.3. Снег искрился, сверкал, переливался. 4. Звенела песня жаворонка.

  1. В каком трёхсложном слове ударный слог второй?

малиновка      синица     воробей      курица

  1. В каком слове есть непроверяемая орфограмма?

Заяц     кружка    грустный     лицо

  1. Какое слово не является однокоренным к слову ЛИСА?

Лисёнок   лисья    лисонька     лисой

  1. Какое слово имеет не такой состав, как у других?

Прогулка    подковка    погодка    привычка

  1. Укажи грамматическую основу предложения.

На краю оврага стояла среди кустов молодая верба.

молодая верба

стояла верба

на краю оврага

стояла среди кустов

18.Какое предложение в этом тексте вопросительное?(знаки не расставлены)

1. Летнее солнце освещает сосновый бор  2.   Мягким ковром лежит мох  3.   Что там за красавец с тёмной головкой на крепкой ножке  4.  Это съедобный гриб боровик

  1. В каком трёхсложном слове ударный слог второй?

Медведица  уточка   лисица   соловей

  1. В каком слове есть непроверяемая орфограмма?

поздний   ложка    цветок   песок

20 Какое слово не является однокоренным к слову ПЕТУХ?

Петушиный   петухом    петушок   распетушился

  1. Какое слово имеет не такой состав, как у других?

Музыка   вкусный     площадка     ножка

  1. Укажи грамматическую основу в предложении

Через сосновый бор и берёзовые перелески вьётся лесная тропинка.

Берёзовые перелески

Через бор и перелески

Лесная тропинка

Вьётся трапинка



Предварительный просмотр:

Входная контрольная работа №1

  1.  Найди сумму чисел: 9 и 3.

    Найди разность чисел: 11 и 2.

    Уменьши число 8 на 2.

    Увеличь число 6 на 3.

  1. Сравни (вместо точек поставь знаки >, <, =):

7 + 3 …  9

12 + 5 … 17

   

  1. Вычисли:   10 – 8 + 4 =

                            6 + 4 – 3 =

   

  1. Реши задачу: Сшили 5 платьев и 4 блузки. Сколько всего сшили вещей?

 

  1. Реши задачу: В вазе было 10 яблок. Съели 8 яблок. Сколько яблок осталось?

 

  1. Начерти два отрезка. Длина первого 4 см, а длина второго на 2 см больше.

 

  1. Вырази:

        15 см = … дм …см

        1 дм 7 см = … см

Входная контрольная работа №1

  1.  Найди сумму чисел: 9 и 3.

    Найди разность чисел: 11 и 2.

    Уменьши число 8 на 2.

    Увеличь число 6 на 3.

  1. Сравни (вместо точек поставь знаки >, <, =):

7 + 3 …  9

12 + 5 … 17

   

  1. Вычисли:   10 – 8 + 4 =

                            6 + 4 – 3 =

   

  1. Реши задачу: Сшили 5 платьев и 4 блузки. Сколько всего сшили вещей?

 

  1. Реши задачу: В вазе было 10 яблок. Съели 8 яблок. Сколько яблок осталось?

 

  1. Начерти два отрезка. Длина первого 4 см, а длина второго на 2 см больше.

 

  1. Вырази:

        15 см = … дм …см

        1 дм 7 см = … см

Контрольная работа № 2

 по теме «Нумерация чисел от 1 до 100»

Вариант 1.

  1. Реши задачу:

Дедушке 64года, а бабушке 60. На сколько лет дедушка старше бабушки?

  1. Реши примеры:

69 + 1 =                  5 + 30 =                 56 – 50 =

40 – 1 =                   89 – 9 =                 80 – 20 =

  1. Сравни, вставь вместо звёздочек знаки «<», «>» или «=»:

8 м * 7 дм                1 м * 98 см

25 мм * 4 см            53 мм * 5 см

  1. Из чисел 30, 5, 13, 55, 3, 35, 15, 50. 53, 33, 51, 31 выпиши в одну строку все двузначные числа, начиная с наименьшего.

      5*.  Заполни пропуски цифрами так, чтобы записи были верными:

       7 <                    9 > 8              3 < 0

      6* . У нашей кошки 7 котят. Некоторые из них рыжие, 2 черных и 1 белый.

       Сколько рыжих котят у кошки?

Контрольная работа № 2

 по теме «Нумерация чисел от 1 до 100»

Вариант 2.

  1. Реши задачу:

Папе 32 года, а мама на 2 года моложе. Сколько лет маме?

  1. Реши примеры:

6 + 40 =                   49 + 1 =               34 – 4 =

87 – 70 =                  90 – 1 =               60 – 20 =

  1. Сравни, вставь вместо звёздочек знаки «<», «>» или «=»:

6 м * 9 дм                1 м * 92 см

13 мм * 2 см            68 мм * 6 см

  1. Из чисел 79, 17. 7. 91, 70, 9, 97, 99, 19, 71, 90. 77 выпиши все двузначные числа, начиная с наименьшего.

5* . Заполни пропуски цифрами так, чтобы все записи были верными:

5 < 5                 2 > 3                6 < 0

6* . Бабушка положила в тарелку 12 груш. После того, как внуки взяли с тарелки по 1 груше, осталось 8 груш. Сколько у бабушки внуков?

Контрольная работа № 3  за 1 четверть

Вариант 1

  1. Реши задачу:

На стоянке такси стояло 12 автомашин. После того, как несколько машин уехало, осталось 5 автомашин. Сколько автомашин уехало?

Составь и реши задачи, обратные данной.

  1. Найди значения выражений:

6 + 7 – 9 =                           15 – (3 + 5) =

10 + 3 – 4 =                          8 + (12 – 5) =    

18 – 10 + 5 =                        9 + (13 – 7) =

  1. Сравни, вставь вместо звёздочек знаки «<», «>» или «=»:

4 см 2 мм * 24 мм              1 м * 100 см

7 + 4 * 19                             59 мин. * 1 ч.

  1. Начерти ломаную из трёх звеньев, зная, что длина ломаной 10 см.

  1. Из чисел 48, 1, 14. 4, 40. 81, 8, 18, 84, 44, 80, 88 выпиши все двузначные числа в порядке возрастания.

      6* . У Тани и Маши вместе 13 орехов. Когда Таня съела 5 орехов и Маша

     ещё  несколько, у девочек осталось 6 орехов. Сколько орехов съела Маша?    

   Контрольная работа № 3  за 1 четверть

Вариант 2.

  1. Реши задачу:

Рыболовы поймали несколько окуней. Из 9 окуней они сварили уху, и у них осталось ещё 7 окуней. Сколько всего окуней поймали рыболовы?

Составь и реши задачи, обратные данной.

  1. Найди значения выражений:

5 + 8 – 9 =                           14 – (2 + 5) =

10 + 5 – 6 =                          4 + (16 – 8) =    

19 – 10 + 7 =                        9 + (18 – 10) =

  1. Сравни, вставь вместо звёздочек знаки «<», «>» или «=»:

3 дм 2 см * 23 см             1 см * 10 мм

8 + 5 * 14                          1 ч. * 30 мин.

  1. Начерти ломаную из трёх звеньев, зная, что длина ломаной 8 см.

  1. Из чисел 62, 12, 6. 66, 20, 26, 2, 21, 16, 22, 60. 61 выпиши все двузначные числа в порядке убывания.

      6* . В коробке 15 конфет. Когда Саша съел 6 конфет и несколько конфет съел его

       брат, в коробке осталось 7 конфет. Сколько конфет съел брат?  

Контрольная работа № 4 по теме

«Числа от 1 до 100. Устные приёмы сложения и вычитания»

Вариант 1.

  1. Реши задачу:

В книге 25 страниц. Серёжа начал читать книгу вчера и прочитал 8 страниц, а сегодня прочитал ещё 7 страниц. Сколько книг осталось прочитать Серёже?

  1. Найдите значения выражений:

40 + 5 =               30 + 20 =

26 + 2 =               70 + 13 =

76 – 70 =              28 – 8 =

60 – 40 =              37 – 6 =

  1. Вычислите, указав порядок действий:

60 – (2 + 3) =                    15 + (19 – 4) =

4* . Красный шнур на 1 м длиннее зелёного и на 2 м длиннее синего. Длина зелёного шнура 5 м. Найдите длину синего шнура.

5*.  Вставь в «окошки» числа так, чтобы:

1). равенство сохранилось;

2). знак равенства изменился на знак «>».

                          52 + □ = 52 + □

       Сделай две записи.

Контрольная работа № 4 по теме

«Числа от 1 до 100. Устные приёмы сложения и вычитания»

Вариант 2.

  1. Реши задачу:

В гараже было 20 машин. Сначала из гаража выехало 2 машины, а потом ещё 8. Сколько машин осталось в гараже?

  1. Найдите значения выражений:

50 + 5 =               70 + 20 =

46 + 3 =               80 + 17 =

36 – 20 =              39 – 9 =

80 – 40 =              56 – 4 =

  1. Вычислите, указав порядок действий:

83 + (5 - 3) =                    70 - (50 + 20) =

4* . На вешалке висят головные уборы: шляп на 1 больше, чем шапок, а шапок на 1 больше, чем беретов. Шляп 8. Сколько шапок и сколько беретов?

5*.  Вставь в «окошки» числа так, чтобы:

1). равенство сохранилось;

2). знак равенства изменился на знак «<».

                                                 41 + □ = 41 + □

       Сделай две записи.

Контрольная работа № 5

за 1 полугодие

Вариант 1.

  1. Реши задачу:

В ёлочной гирлянде 7 красных лампочек, синих на 6 больше, чем красных, а жёлтых – столько, сколько красных и синих вместе. Сколько в гирлянде жёлтых лампочек?

  1. Реши примеры:

75 + 20 =                90 – 3 =               45 – 5 + 7 =

80 + 11 =                60 – 20 =              83 – (40 + 30) =

  1. Реши уравнение:

5 + х = 12

  1. Найди периметр данной фигуры:

  1. Вставь в «окошки» числа так, чтобы записи были верными:

6 дм 3 см =  см                  50 мм =  см

6*. Вместо звёздочек вставь знаки «+» или «- «, а в «окошки» запиши числа так, чтобы записи были верными:

 * 8 < 13 – 8                       25 + 5 = 37 * 

Контрольная работа № 5

за 1 полугодие

Вариант 2.

  1. Реши задачу:

На новогоднюю ёлку повесили 11 шаров, сосулек на 4 меньше, чем шаров, а шишек – столько, сколько шаров и сосулек вместе. Сколько шишек повесили на ёлку?

  1. Реши примеры:

54 + 30 =                80 – 4 =               34 – 4 + 6 =

70 + 12 =                40 – 10 =             95 – (60 + 20) =

  1. Реши уравнение:

Х + 7 = 16

  1. Найди периметр данной фигуры:

  1. Вставь в «окошки» числа так, чтобы записи были верными:

5м 8 дм =  дм                  60 мм =  см

6*. Вместо звёздочек вставь знаки «+» или «-«, а в «окошки» запиши числа так, чтобы записи были верными:

11 - 7 <  * 7                     68 *  = 57 + 3

Контрольная работа №6 по теме

«Письменные приёмы сложения и вычитания чисел от 1 до 100»

Вариант 1

  1. Вычисли столбиком:

53 + 37 =                      86 – 35 =

36 + 23 =                      80 – 56 =

65 + 17 =                      88 – 81 =

  1. Реши уравнения:

64 – х = 41                      30 + х = 67

  1. Начерти один отрезок длиной 1 дм, а другой на 3 см короче.

4. Реши задачу:

К празднику купили 17 кг груш, а яблок – на 7 кг больше. Сколько всего

килограммов фруктов купили к празднику?

5*. Сумма трёх чисел равна 16. Сумма первого и третьего – 11, сумма третьего и

 второго – 8 . Найдите эти числа.

Контрольная работа №6 по теме

«Письменные приёмы сложения и вычитания чисел от 1 до 100»

Вариант 2

  1. Вычисли столбиком:

26 + 47 =                           87 – 25 =

44 + 36 =                           70 – 27 =

69 + 17 =                           44 – 41 =

  1. Реши уравнения:

х + 40 = 62                        х – 17 = 33

  1. Начерти один отрезок длиной 1 дм, а другой на 1 см длиннее.

  1. Реши задачу:

      Школьники посадили 14 кустов, а деревьев на 6 меньше. Сколько всего

      саженцев  посадили школьники?

      5 *. Сумма трёх чисел равна 11. сумма первого и второго -6. а сумма второго

      и   третьего – 9. Найди эти числа.

 

Контрольная работа № 7

за 3 четверть

Вариант 1.

  1. Реши задачу:

Сколько колёс у 8 велосипедов, если у каждого велосипеда по 2 колеса?

  1. Замени умножение сложением и вычисли значение выражений:

31 ∙ 2 =            8 ∙ 5 =            18 ∙ 4 =

10 ∙ 4 =            3 ∙ 3 =           9 ∙ 1 =

  1. Сравни выражения:

15 – 4 * 15 + 15 + 15 + 15             71 ∙ 5 * 5 ∙ 72

7 ∙ 0 * 0 ∙ 16                                   (24 – 21) ∙ 9 * 2 ∙ 9

23 ∙ 4 * 23 ∙ 2 + 23                         84  ∙ 8 – 84 * 84 ∙ 9

4. Реши уравнения:

14 + х = 52                          х – 28 = 34

5. Начерти квадрат со стороной 3 см и вычисли сумму длин его сторон.

      6 *. Составь и запиши пять двузначных чисел, составленных из цифр 1, 2. 3, 4,

      цифры, которых стоят в возрастающем порядке.

Контрольная работа № 7

за 3 четверть

Вариант 2.

  1. Реши задачу:

Сколько чашек на 3 столах, если на каждом стоит по 8 чашек?

  1. Замени умножение сложением и вычисли значение выражений:

15 ∙ 4 =            8 ∙ 3 =            28 ∙ 2 =

10 ∙ 6 =            2 ∙ 2=           8 ∙ 1 =

  1. Сравни выражения:

16 ∙ 3 * 16 + 16 + 16                     68 ∙ 6 * 6 ∙ 68

8 ∙ 0 * 0 ∙ 11                                  (39 – 36) ∙ 9 * 9 ∙ 2

39 ∙ 4 * 39 ∙ 2 + 39                        48  ∙ 7 – 48 * 48 ∙ 8

4. Реши уравнения:

12 + х = 71                          х – 42 = 17

5. Начерти квадрат со стороной 4 см и вычисли сумму длин его сторон.

      6 *. Составь и запиши пять двузначных чисел, составленных из цифр 5, 6, 7, 8,

      цифры, которых стоят в возрастающем порядке.

Контрольная работа № 8  по теме

«Умножение и деление на 2 и 3»

Вариант 1.

  1. Сделай к задаче рисунок и реши её.

В детский сад купили 15 рыбок и поместили в 3 аквариума поровну. Сколько рыбок поместили в каждый аквариум?

  1. Реши примеры:

7 ∙ 2 =               9 ∙ 3 =             27 : 3 =

3 ∙ 6 =               2 ∙ 8 =             16 : 2 =

  1. Реши уравнения:

6 ∙ х = 12                    х : 3 = 8

  1. Начерти прямоугольник, у которого ширина 2 см, а длина на 3 см больше. Найди периметр этого прямоугольника.

      5 *. Какие знаки действий нужно вставить в «окошки», чтобы получились верные

      равенства?

                                              9  7 = 9  6  9

                                              5  8 = 5  7  5

Контрольная работа № 8  по теме

«Умножение и деление на 2 и 3»

Вариант 2.

1.  Сделай к задаче рисунок и реши её.

Бабушка испекла 12 пирожков и разложила на 3 тарелки. По сколько пирожков было на тарелке?

  1. Реши примеры:

9 ∙ 2 =               7 ∙ 3 =             21 : 3 =

3 ∙ 8 =               2 ∙ 6 =             12 : 2 =

  1. Реши уравнения:

9 ∙ х = 18                    х : 4 = 3

  1. Начерти прямоугольник, у которого длина 6 см, а ширина на 3 см короче. Найди периметр этого прямоугольника.

      5 *. Какие знаки действий нужно вставить в «окошки», чтобы получились верные

      равенства?

                                              8  4 = 8  5  8

                                              6  7 = 6  8  6

Контрольная работа № 9 по теме

«Решение задач»

Вариант 1.

  1. Реши задачу:

На строительстве одного дома было занято 29 человек, а на строительстве другого – на 15 человек больше. Сколько всего рабочих занято на строительстве двух домов?

  1. Реши задачу:

В 3 пакета разложили поровну 12 кг картофеля. Сколько килограммов картофеля в каждом пакете?

  1. Реши задачу:

Ученики полили в школьном саду 20 деревьев. После этого им осталось полить 25 яблонь и 10 слив. Сколько всего деревьев в саду?

4 *. Если Вася съест 3 конфеты, то у него их станет на 5 меньше, чем у Юры. Сколько конфет у Васи, если у Юры 10 конфет?

Контрольная работа № 9 по теме

«Решение задач»

Вариант 2.

  1. Реши задачу:

В школьном саду дети собрали за первый день 38 кг яблок, за второй – на 14 кг больше. Сколько килограммов яблок собрали дети за третий день?

  1. Реши задачу:

В 2 ящика разложили поровну 14 кг винограда. Сколько килограммов винограда в каждом ящике?

  1. Реши задачу:

Из 20 деталей конструктора мальчик собрал машину. После этого у него осталось 35 красных деталей и 10 синих. Сколько всего деталей конструктора у мальчика?

4 *. Если Настя потратит 20 рублей, то у неё останется на 30 рублей меньше, чем у Риты. Сколько рублей у Насти, если у Риты 50 рублей?

Итоговая контрольная работа № 10

за учебный год

Вариант 1.

  1. Реши задачу:

В магазине было 100 кг красных и жёлтых яблок. За день продали 12 кг желтых и 18 кг красных яблок. Сколько килограммов яблок осталось?

  1. Вычисли, записывая решение столбиком,  и сделай проверку:

54 + 38 =                        62 – 39 =

  1. Вычисли:

6 ∙ 2 =                 16 : 8 =              92 – 78 + 17 =

20 : 2 =                2 ∙ 4 =               60 – (7 + 36) =

4. Сравни и поставь вместо звёздочки  знак «<», «>» или «=»:

4 дес. * 4 ед.               5 дм * 9 см        90 – 43 *  82 - 20

7 ед. * 1 дес.               4 дм 7 см * 7 дм 4 см                     67 + 20 * 50 + 34

5. Начерти прямоугольник со сторонами 6 и 2 см. Найди его периметр.

       6 *. У Марины было 50 рублей. Папа дал ей 3 монеты. Всего у неё стало 70 рублей.

       Какие монеты дал папа Марине?

Итоговая контрольная работа № 10

за учебный год

Вариант 2.

  1. Реши задачу:

В куске было 100 м ткани. На пошив блузок израсходовали 24 м, а платьев – 36 м. Сколько метров ткани осталось?

  1. Вычисли, записывая решение столбиком,  и сделай проверку:

47 + 29 =                        83 – 27 =

  1. Вычисли:

7 ∙ 2 =                 18 : 2 =              70 – 8 + 37 =

10 : 5 =                2 ∙ 8 =               84 – (56 + 25) =

4. Сравни и поставь вместо звёздочки  знак «<», «>» или «=»:

6 дес. * 6 ед.               8 см * 6 дм        60 – 38 *  54 - 30

5 ед. * 2 дес.               3 дм 4 см * 4 дм 3 см                     48 + 50 * 60 + 39

5. Начерти квадрат со стороной 5 см. Найди его  периметр.

 

       6 *. Если каждый из трёх мальчиков возьмёт из вазы по 4 абрикоса, в вазе останется

       ещё один абрикос. Сколько абрикосов было в вазе?

     

Контрольная работа

 Вариант – 1.

1.Реши задачу.

Карандаш стоит 2 рубля. Сколько стоят  4 таких карандаша?

2.Используя произведение,  найди частное.

5*10=50               7*9=63           6*4=24

50:10=                  63:7=               24:6=

50:5=                     63:9=              24:4=

3.Реши уравнение.

Х*2=6

4.Сравни.

0*4       1*4                               15*4    4*15

13-0     13+0                              3*8      8*2

5.Найди периметр квадрата со стороной 6 см.

Контрольная работа

Вариант -2.

1.Реши задачу.

Цена пирожного 9 рублей. Сколько стоят 4 таких пирожных?

2.Используя произведение,  найди частное.

7*10=70                           8*9=72                          5*6=30

70:7=                                72:8=                              30:5=

70:10=                              72:9=                              30:6=

3.Реши уравнение.

5*Х=50

4.Сравни.

0*7     1*7                            20*3       3*20

19+0    19-0                           5*4    3*5

5.Найди периметр прямоугольника со сторонами 3см  и  5см.



Предварительный просмотр:

Литературный турнир по сказкам А.С.Пушкина

Тема.  А.С. Пушкин. «Что за прелесть эти сказки!»

Цель: обобщить и закрепить знания учащихся по сказкам А.С.Пушкина.

Задачи:

1.Рассмотреть взаимосвязи литературной сказки Пушкина с волшебной народной сказкой. 

2. Совершенствовать умение читать и анализировать произведения поэта

 3.Формировать положительный, устойчивый интерес к чтению сказок.

Оборудование: выставка книг поэта; портрет А.С. Пушкина; выставка рисунков на доске; кроссворд; иллюстрации к сказкам.  

                                      Ход занятия

1.Организационный момент

Учитель: Сегодня мы с вами отправимся в волшебную страну сказок.

 Ребята! Если спросить вас: «Какие произведения вы любите читать больше всего?», то я думаю, что большая часть из вас ответит: «Сказки!» Конечно, сказки мы любим все. Впервые мы их слышим, когда нам их рассказывают или читают взрослые, а потом с удовольствием читаем их сами.

     Сказки бывают разные: народные, современные, авторские. А среди авторов сказок есть один, которого мы все очень любим. Я вам прочитаю маленький отрывок из одной его сказки, а вы мне подскажите имя автора.

                      У лукоморья дуб зелёный;

                      Златая цепь на дубе том:

                      И днём и ночью кот учёный

                      Всё ходит по цепи кругом.

Ученики: Александр Сергеевич Пушкин. ( Портрет А.С. Пушкина).

           (Сообщения учащихся о жизни и творчестве А.С.Пушкина)

Учитель: Правильно. Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве почти да века тому назад. Его очень любили родители,(Слайд. Портреты родителей) он всегда был окружён заботой и вниманием. Но особенно много внимания ему уделяла няня – Арина Родионовна  Лучше её петь песни и рассказывать сказки не умел никто. Маленький Саша очень любил свою няню и ласково называл её матушкой. Благодаря Арине Родионовне Пушкин полюбил сказки на всё жизнь. А часть его любви к сказкам превратилась в сами сказки, которые мы с удовольствием слушаем в любом возрасте, будучи и маленькими и взрослыми.

       Я вам прочитаю стихотворение, а вы постарайтесь узнать и назвать сказки, о которых идёт речь.

                    Люблю я Пушкина творенья,

                    И это вовсе не секрет.

                    Его поэм, стихотворений

                    Прекрасней не было и нет!

                   С мальства его читаем сказки,

                   В них жар души, природы краски,

                   Добро цветёт в них, злоба чахнет.

                   В них русский дух, в них Русью пахнет!

                   То были чудные мгновенья,

                   Когда стихи его читал.

                   «У лукоморья дуб зелёный»

                  Я с упоеньем повторял.

                  Передо мною кот ученый

                  Ходил усатый и крутой.

                  Русалки на ветвях сидели

                  Одна красивее другой.

                  С Гвидоном вместе плыл я в бочке

                  И дно из бочки выбивал,

                И злого коршуна у моря

                Рукой Гвидона убивал.

                И деда рыбака у моря

                В походах к рыбке узнавал,

                И злую, жадную старуху

                Всем детским сердцем презирал.

(ответы учеников)

Учитель: Какие сказки Пушкина вы знаете?

 (ответы учеников) 

2. Актуализация знаний учащихся. Постановка проблемы и её решение

Учитель: Очень хорошо. Я рада, что вы ответственно подошли к выполнению домашнего задания и хорошо повторили сказки и сможете мне ответить на такие вопросы:

 «В каких сказках идёт троекратное повторение?» (примеры из сказок, пояснения к ответам)

В каких сказках эта цифра(3) ещё присутствует? ( в русских народных сказках)

Кто воспитывал у Пушкина любовь к русским народным сказкам?

Во сколько лет Пушкин написал своё первое стихотворение?

Какое прозвище имел Пушкин, учась в лицее и почему?

  Вот и  подошло время к началу нашего литературного турнира.

           Я буду задавать вам вопросы по сказкам А.С.Пушкина. За правильный ответ вы будете получать сказочный жетон.  В нашем турнире победит тот, кто их получит больше. Победителя ждёт награда – сюрприз.

Выбрать членов жюри из присутствующих гостей.

1 тур.

1.Сколько раз закидывал старик невод в море? (Три раза.)

2.Как звали царя в «Сказке о золотом петушке»?(Дадон.)

3.Под каким деревом грызла орешки белка? (Под елью.)

4.На каком острове в златоглавом городе правил царь Гвидон?(Буян)

5.Какое было последнее желание вредной старухи? (Стать владычицей морскою.)

6.От кого князь Гвидон спас царевну Лебедь? (От Чародея.)

 2 тур.

1.В каких сказках А.С.Пушкина присутствует цифра 33? («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане»)

2.В кого превращался князь Гвидон, когда летал в царство Салтана?

(В комара, муху, шмеля.)

3.Из чего состояли орешки, которые грызла белка?

(Скорлупки золотые, ядра чистый изумруд)

4.Как звали пса, который сторожил терем, в котором жили семь богатырей? (Соколка)

5.Каким фруктом отравилась царевна в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»? (Яблоком.)

6.Кто был верным сторожем царя Дадона? (Петушок.)

 

3 тур.

Из каких сказок А.С.Пушкина эти слова?

1.В синем небе звёзды блещут,

В синем море волны хлещут.

(«Сказка о царе Салтане»)

2.Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч.

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе,

Не боишься никого,

Кроме Бога одного.

(«Сказка о мёртвой царевне …)

3.В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка,

Жемчуги огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красивые сапожки».

(«Сказка о рыбаке….)

4.Сказка ложь, да в ней намёк!

Добрым молодцам урок.

(«Сказка о золотом петушке)

5.Царь с царицею простился,

В путь – дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна.

(«Сказка о мёртвой царевне…»).

6. До света всё у него пляшет.

 Лошадь запряжёт, полосу вспашет.

Печь затопит, все заготовит, закупит.

Яичко испечёт, да и сам облупит.

(«Сказка о попе и работнике его Балде»)

Предварительный подсчёт жетонов (оставить  5 участников) и для них провести ещё два тура для определения победителя.

 4 тур

«Кроссворд» по сказке «Сказка о рыбаке и рыбке».

1.Старик ловил неводом рыбу,                              5. Приплыла к нему рыбка, спросила:

Старуха пряла свою … (пряжу)                             «Чего тебе надобно, … (старче)»    

2. Они жили в ветхой землянке                              6. Воротился старик ко старухе,

Ровно тридцать лет и три … (года)                        У старухе новое … (корыто)

3.Он рыбачил тридцать лет и три года                    7. Впредь тебе, невежа, наука:

И не слыхивал, чтобы рыба … (говорила)              Не садись не в свои … (сани)

4.«Отпусти ты, старче, меня в море!                       8. Не посмел я взять с неё выкуп;

Дорогой за себя дам … (выкуп)                               Так пустил её в синее … (море)

                                                                                   

                                                                                    9. Не хочу быть чёрной крестьянкой,

                                                                                     Хочу быть столбовою … (дворянкой)

(По вертикали получится слово «Жаворонок». Автор этого стихотворения Жуковский. Он был другом и учителем Пушкина в поэтических начинания.

5 тур

«Иллюстратор» Соотнести название сказки с рисунком.

3. Подведение итогов

У.Молодцы! Вы оказались хорошими знатоками  сказок А.С. Пушкина.  

  - Сегодня на нашем литературном турнире победителем стал…….. .Он(а) получает приз – книгу сказок А.С.Пушкина. Благодарю вас всех за участие.

 - Проходят годы. Но время не властно над памятью поэта. В Москве, на Пушкинской площади, стоит бронзовый памятник великому поэту. Этот памятник создан архитектором Опекушиным на средства, собранные народом. Есть музеи  А.С.Пушкина. У каждого возраста свой Пушкин. Его имя навсегда остаётся с нами.

У. До свидания! До следующих  встреч на наших литературных занятиях.

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Формирование орфографической зорокости у первоклассников по учебно-методическому комплекту "Гармония" "К тайнам нашего языка" М.С.Соловейчик

Данные рекомендации предназначены для того, чтобы помочь  в период обучения грамоте подготовить детей к работе над языком и речью по учебнику «К тайнам нашего языка» М.С.Соловейчик....

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

2016 г. Конкурс "Авторские методические разработки" Методическая разработка "Можно жить без ссор"

Детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые (педагоги и родители) будут готовы к правильному руково...

Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс

      Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...

Методическая разработка МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.

Аннотация: Учитель начальных классов, МОБУ СОШ №18г.СОЧИ им. Героя Советского Союза Мачуленко А.С.    Кормянкова Е.В.В настоящее время количество детей с врожденными и наследственными з...