Методическая разработка урока по биологии в 5 классе "Живая и неживая природа"
методическая разработка на тему
Обобщающий урок -путешествие ,игровые технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_po_biologii_v_5_klasse_po_teme.doc | 91.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по биологии в 5 классе по теме : « Живая и неживая природа».
Тип урока: Обобщение и закрепление знаний
Цели: Создать условия для обобщения и закрепления знаний по теме ( царства живой природы , отличие живой и неживой природы , явления в окружающей природе, значение этих явлений в живых организмах), для воспитания бережного отношения к природе .
Оборудование: экран, компьютер, проектор, листы А-4, карточки-жетоны , печатные тетради , карточки с заданиями , синии и красные карточки , 3 подноса и оборудование для опытов : 1. магнит , скрепки , карандаш , бумага; 2. сода , уксусная кислота , стакан
3. расческа , бумажки , пленка
Ход урока
1 часть
Организация урока. Вступление.
Фрагмент фильма о природе , на его фоне стихотворение :
«Посмотри мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает
Поле, речка и трава,
Горы , воздух и листва,,
Птицы , звери и леса ,
Гром , туманы и роса .
Человек и время года-
Это все кругом природа.
Сегодня , ребята , мы с вами совершим виртуальное путешествие на природу.
Мы вспомним 1. Чем отличается живая и неживая природа?
2. Какие существуют Царства живой природы ?
3. Какие явления происходят в окружающей нас природе?
И чем они отличаются друг от друга?
4. Значение этих явлений в живых организмах.
Наше сегодняшнее путешествие - это подведение итогов , что мы знаем и что мы умеем.
В путешествие мы отправимся 3 командами ( 3 колонки).
В пути каждую команду ждут испытания – это разнообразные задания, конкурсы .
Задача каждой команды – успешно выполнить задание и набрать максимальное количество баллов.
Успех команды будет зависеть от каждого из вас. Оценка будет общая у всей команды.
( 1 место -5 , 2 место- 4 )
Кроме этого , каждый , работая индивидуально , будет зарабатывать собственную оценку.
Итак , в путь !!!
2 часть
Обобщение и закрепление
1 испытание БЛИЦ_ОПРОС «Охота за 5»
- Что такое природа?
( все естественное , что нас окружает)
- Природа бывает живая и неживая. А чем живое отличается от неживого?
( питание , дыхание , рост , развитие , размножение , смерть , клеточное строение )
- Приведите примеры живой природы.
- Примеры неживой природы.
- Могут ли тела неживой природы обладать свойствами живого? ( Да. Сосулька растет и т.д.)
- Как называется оболочка Земли , заселенная и преобразованная живыми организмами ? ( биосфера)
- Кто разработал учение о биосфере? ( В.И. Вернадский )
- Какие еще вы знаете оболочки Земли ? (гидросфера , литосфера , атмосфера )
- Факторы , ограничивающие жизнь в литосфере (температура земных недр )
- Факторы , ограничивающие жизнь в гидросфере (давление , проникновение света )
- Факторы , ограничивающие жизнь в атмосфере (озоновый слой )
ПРИВАЛ Работа в печатных тетрадях стр. 5 задание № 2, 3
Продолжим путь.
12. Все живые организмы объединяются в 4 царства .Какие? ( растения , животные , грибы , бактерии )
Давайте узнаем ,какие организмы населяют эти царства .
2 испытание КОНКУРС ЗАГАДОК
Представители команд называют по очереди № и получают загадку.
Царство Животные.
1.Возле елок из иголок
Летним днем построен дом.
За травой не виден он.
А жильцов в нем- миллион! ( муравьи)
2.Всю жизнь ношу я 2 горба ,
Имею 2 желудка!
Но каждый горб – не горб , амбар !
Еды в них на семь суток ! ( верблюд)
3.Маленькая ,легкая , а за хвост не поднимешь. (ящерица)
4. Черен ,да не ворон, рогат , да не бык ;
Шесть ног без копыт;
Летит- воет;
Сядет – землю роет. (жук)
5. Выпуча глаза сидит
По французски говорит ,
По блошачьи прыгает ,
По человечьи плавает. ( лягушка0
6. Не мышь , не птица ,
В лесу резвится ,
На деревьях живет
И орешки грызет. ( белка)
7. Без ног – бежит, все ее боятся,
Рубаху меняет , но не человек .
Яйца несет , но не курица . ( змея)
8. Во фраке зеленом маэстро
Взлетает над лугом в цвету.
Он гордость лесного оркестра
И лучший прыгун в высоту. ( кузнечик )
БЛИЦ_ОПРОС «Охота за 5»
13. Все это представители какого царства ? По каким признакам их выделили в отдельное царство?
ЦарствоРастения
- В белом сарафане стала на поляне
Летели синицы ,сели на косицы . ( береза )
- Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила ,
А о чем она грустит –
Никому не говорит. ( ива )
3. За тонкий запах легких лепестков
Зовут меня царицею цветов. ( роза)
- Злая , как волчица ,
Жжется , как горчица,.
Ай . не трогайте меня !
Обожгу и без огня . ( крапива )
- Есть один такой цветок ,
Не вместить его в венок ,
На него подуй слегка –
Был цветок и нет цветка. ( одуванчик )
- Тонкий стебель у дорожки ,
На конце его – сережки.
Нам он – как хороший друг,
Лечит раны ног и рук. ( подорожник )
- На шнурочке – стебелечке
Сладких ягод- груда
На большое блюдо. ( виноград )
Видеофрагмент « Росянка»
БЛИЦ_ОПРОС «Охота за 5»
14.Все это представители какого царства ? Признаки этого царства .
Царство Грибы
- Из-под травки прошлогодней
Вылезают на свободу
Неразлучные сестрички –
Рыжеватые …… ( лисички)
- Будто смазанные маслом ,
Мы блестим на солнце красном
Как лесные дошколята ,
Под сосной растут …. ( опята )
БЛИЦ_ОПРОС «Охота за 5»
15. Все это представители какого царства ? Признаки этого царства.
16. Почему бактерии выделили в отдельное царство ?
ПРИВАЛ Работа в печатных тетрадях стр. 5 задание № 4
Продолжим путь.
РЕЛАКСАЦИОННАЯ ПАУЗА ( под музыку ЗВУКИ ПРИРОДЫ )
- Давайте все встанем. Представим себе , что мы в лесу .
Поют птички , журчит ручеек , а рядом с нами различные деревья .
Давайте их изобразим.
- Встанем на носочки и поднимем руки вверх.
Это тополь тянет свои веточки к солнцу.
- Опустим ручки , голову набок и вниз.
Это плакучая ива.
- Двигаемся из стороны в сторону .
Березка качается на ветру.
- А теперь представим , что подул сильный ветер .
Что будет с нашими деревьями?
Покажите мне , как они будут двигаться на ветру .
- Выходим на лесную опушку. Садимся .
А происходят ли в окружающей нас среде изменения ? Назовите 3 группы
явлений , происходящих в окружающей среде. ( физические , химические и биологические )
3 испытание ИГРА «ОБЪЯСНЯЛКИ»
1 человек от команды тянет карточку , про себя читает термин и пытается объяснить его своей команде ( 1 балл за правильное объяснение , 1 балл , если команда угадала о чем идет речь )
- БИОФИЗИКА (наука , изучающая физические явления в живых организмах )
- ИСПАРЕНИЕ ( переход воды из жидкого состояния в пар )
- МЕХАНИЧЕСКИЕ явления ( Явления , связанные с перемещением тел или их частей относительно друг друга в пространстве )
- МОЛНИЯ ( Электрический искровой разряд между облаками или облаками и землей )
- ТЕПЛОВЫЕ явления ( явления ,связанные с нагреванием и охлаждением воздуха )
- ИСТОЧНИК СВЕТА ( тела , которые сами светятся , испускают свет )
- МАГНИТНЫЕ явления ( явления , связанные с действием магнита на другие тела )
- СВЕТОВЫЕ явления (явления , связанные со светом )
- СОЛНЦЕ ( природный источник света )
В это время по 1 человеку от каждой команды подходят к столу , получают карточку с заданием , находят на столе все необходимое для проведения опыта ,демонстрирующего доставшееся им явление . Готовят опыты , демонстрируют их классу и делают выводы .
4 испытание КОНКУРС ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ
ОПЫТ № 1 Физическое явление . ( магнит + скрепки , магнит + карандаш )
Вывод : К магниту притягиваются железные предметы .
ОПЫТ № 2 Химическое явление . ( в стакан – воду + сода + уксусная кислота = газ )
Вывод: Это химическая реакция . Признак – выделение газа .
ОПЫТ № 3 Электрические явления ( расческа , кусочки бумаги , пленка )
Вывод: электростатическое напряжение .
БЛИЦ_ОПРОС «Охота за 5»
17. Отличие физических и химических явлений . ( при химических явлениях образуются новые вещества )
18.Признаки химических реакций ( осадок , газ , изменение цвета , световые явления , тепловые явления , изменение вкуса )
19. Перечислите группы физических явлений ( магнитные , световые , тепловые , механические , Электрические , звуковые )
Вывод: Физические и химические явления происходят и в живой и в неживой природе .
ИГРА С КАРТОЧКАМИ .
Учитель называет явления , учащиеся поднимают синюю карточку , если это физическое явление и красную , если это химическое явление .
- кипит чайник ( синяя )
- молния ( синяя )
- почернело серебро ( красная )
- светит Солнце ( синяя )
- поржавело железо ( красная )
- фотосинтез ( красная )
- распространение запаха духов в воздухе ( синяя )
- выделение газа из открытой бутылки лимонада (синяя )
- пищеварение в желудке ( красная )
- плавление металла (синяя )
- испарение пота (синяя )
- скисание молока ( красная )
- растворение сахара в чае (синяя )
- выделение газа при взаимодействии картофеля с перекисью водорода ( красная )
ПРИВАЛ Работа в печатных тетрадях стр. 15 задание № 2
5 испытание БИОЛОГИЧЕСКАЯ ЭСТАФЕТА .
В нашей теме мы встречали много сложных терминов . Их надо не только знать , но и уметь грамотно писать. Каждая команда получает лист с терминами , в терминах пропущены буквы . Каждая пара в команде вставляет пропущенные буквы в один термин и быстро передает лист следующей паре . ( 1 балл за каждый правильно записанный термин + 1 балл за 1 место , если нет ошибок )
- ПР.ДУЦ.НТЫ
- К.НСУМЕНТЫ
- Р.ДУЦ.НТЫ
- БИОФИЗ.КА
- ИСП.РЕН.Е
- М.ГНИТНЫЕ
- Х.МИЧ.СКАЯ
- Ф.ЗИЧ.СКОЕ
- М.Х.НИЧЕСКОЕ
- В.Щ.СТВО
Взаимопроверка ( 1 колонка – 2 колонка, 2 колонка- 3 колонка , 3 колонка – 1 колонка)
3 часть
Подведение итогов урока
1.Учащиеся делают выводы , опираясь на предложенную схему
- Окружающая нас природа делится на живую и неживую .
Тела живой и неживой природы характеризуются по одинаковым признакам.
- Живая природа объединяется в 4 Царства : Растения , Животные , Грибы , Бактерии .
- В живой и неживой природе происходят физические и химические явления.
- Живые организмы регулируют происходящие в них химические и физические процессы , приспосабливаясь к изменяющимся условиям среды .
- Физические и химические явления , происходящие в живых организмах , обеспечивают нормальную жизнедеятельность живых систем .
- Живая и неживая природа – единое целое .
Данную схему учащиеся вклеивают в тетрадь.
2. Подсчитываем баллы , выставляем оценки за урок командам и отдельным участникам.( за демонстрацию и объяснение опытов , за блиц-опрос , за самостоятельную работу в печатных тетрадях – учащиеся их сдают )
3. Заключение
Давайте вспомним слова астронавта Уильяма Андерса , который увидев нашу планету из космоса сказал: «Мы ,может быть , не сознавая этого считаем Землю плоской и бесконечно большой . Уверяю Вас , что Земля не массивный гигант , а скорее хрупкий елочный шарик , с которым нужно обращаться очень бережно…»
Кроме того надо помнить , что человек –это тоже часть природы и его существование зависит напрямую от существования нашей планеты .
4 часть
Домашнее задание
1.Печатная тетрадь : Параграф 13 ( все задания ) Параграф 20 ( зад. 2 , 3 )
2. доп. задание - биологическая задача
(В храмах Древнего Египта жрецы демонстрировали «прижевление» головы гуся .
Вначале в полутьме храма гусю отрубали голову , лилась кровь ….
После пассов , заклинаний жреца гусь , радостно гогоча , поднимался с прижевлен-
ной головой , и никаких швов видно не было …. Как делали этот трюк? )
3. Памятка «Правила поведения на природе» или плакат «Последствия отрицательного влияя ния человека на природу».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "Живая и неживая природа"
Нет человека, который не слышал или не произносил такую фразу: «Какая природа, красота» или « Я был на природе». А что такое природа? Сегодня на уроке мы и будем искать ответ на этот вопро...
разработка урока по окружающему миру 2 класс. Неживая природа весной.
Выявить признаки весны в неживой природе. Помогать будут стихи известных авторов, которые читали на уроках чтения, внеклассного чтения и русского языка. Через красоту стихов будем учиться ...
Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»
Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»...
Учебно-методический комплект по теме "Как связаны живая и неживая природа?" (конспект+презентация)
Тема: «Как связаны живая и неживая природа?»Цели деятельности учителя: дать представление о взаимосвязи живой и неживой природыПланируемые результаты:Предметные: осознание целостности окружающег...
Методическая разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы православной культуры», урок № 26. Тема урока: «Отношение христианина к природе»
Еще совсем недавно в наших школах появился предмет «Основы религиозных культур и светской этики», а в рамках этого предмета – модуль «Основы православной культуры». Несмо...
Методическая разработка урока "Живая и неживая природа" 2 класс
Методическая разработка урока...
Методическая разработка урока по окружающему миру 3 класс "Школа России" по теме: "Природа. Разнообразие природы"
Цуканова Е.А.учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» г. ВалуйкиБелгородской областиКак устроен мирТема: Природа. Разнообразие природы.Значение природы для людейЦели:Образовательные: создать ...