Методическая разработка урока по окружающему миру 3 класс "Школа России" по теме: "Природа. Разнообразие природы"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс)
Цуканова Е.А.
учитель начальных классов
МОУ «СОШ №1» г. Валуйки
Белгородской области
Как устроен мир
Тема: Природа. Разнообразие природы.
Значение природы для людей
Цели:
Образовательные: создать условия для ознакомления учащихся с разнообразием природы и ее классификацией; рассмотреть взаимосвязи в природе и значения природы для человека; расширить представления учащихся о разнообразии животного и растительного мира, о пользе, которую приносит растительный и животный мир человеку, о необходимости охраны окружающей среды; обучения формулированию выводов и обобщений.
Развивающие: развивать любознательность, наблюдательность; совершенствовать речевые умения.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: карточки; объекты живой и неживой природы; картинки с изображениями машины, реки, дождя, солнца, лисы, розы, березы, дома, книги, телевизора.
Сценарий урока
I. Организационный момент.
– Прозвенел звонок на урок. Я вам желаю хорошего настроения и плодотворной работы.
– Скажите, с какой целью вы пришли сегодня на урок?
– Сегодня мы продолжаем путешествие по стране знаний.
II. Сообщение целей урока. Постановка учебной цели.
Учитель читает стихотворение:
Есть просто храм, Он свят в любое время суток,
Есть храм науки. Открыт для нас в жару и стынь,
А есть еще природы храм – Входи сюда, будь сердцем чуток,
С лесами, тянущими руки Не оскверни ее святынь.
Навстречу солнцу и ветрам. (А. Смирнов.)
–какая главная мысль этих строк? Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? (О природе.)
– Сегодня на уроке мы продолжим разговор об окружающей нас природе, о разнообразии и жизни растений и животных, о пользе, которую они приносят человеку и о необходимости их беречь и охранять. будем учиться правильно выражать свои мысли в речи, рассказывать о явлениях и объектах природы. познакомимся с разнообразием природы и ее классификацией. Рассмотрим взаимосвязи в природе и значение природы в жизни человека.
III. Изучение нового материала.
–Что такое природа? (Все, что нас окружает и не сделано руками человека.)
На доске картинки: машина, река, дождь, солнце, лиса, роза, береза, дом, книга, телевизор.
– Подумайте, что из увиденного можно отнести к природе, а что создано руками человека.
Учитель убирает картинки с изображениями рукотворных объектов.
– Прочитайте названия оставшихся объектов природы. (Река, дождь, солнце, роза, лиса).
– На какие две группы их можно разделить? (На объекты живой и неживой природы.)
– По каким признакам мы определяем объекты живой природы? (все, что дышит, питается, размножается, растет.)
– А какие условия необходимы на Земле для жизни? (воздух, свет, тепло, вода.)
Учитель демонстрирует объекты живой и неживой природы: яблоко, камушки, песок, глину, комнатные растения.
– Заполните карточки, записав названия данных объектов в нужную группу, придумайте и запишите еще по три примера:
Живая природа | Неживая природа |
|
|
|
|
|
|
– чем живые существа отличаются от предметов неживой природы? (Живые существа, или ор-ганизмы, живут, дышат, питаются, растут, развиваются, приносят потомство, умирают.)
–Есть особая наука, которая изучает живую природу, и называется она – биология. Это слово произошло от двух греческих слов «биос» – жизнь, «логос» – наука.
– Посмотрите на доску (демонстрирует картинки). Как красива живая природа!
– Как можно разделить живую природу? (на группы.)
– А как называются группы в живой природе? (царства.)
– В природе все живое ученые-биологи разделили на царства. Есть на нашей планете четыре царства, которые никогда не воюют между собой, которые так дружат, что уже давно не могут обойтись друг без друга. Они и живут на одной территории, и всё у них общее: земля, реки, моря. Это царство животных, царство растений, царство грибов и царство бактерий.
– Но все-таки они отличаются друг от друга. Чем же растения отличаются от животных? (у них разный внешний вид, растения не двигаются, а только раскачиваются, а животные ходят.)
– Но есть главное отличие растений от животных – растения вырабатывают кислород, а животные его потребляют. Растения называют «легкие планеты».
Демонстрирует схему:
– Придумайте и назовите объекты данных царств. (Ответы учащихся.)
– Но это еще не все. Как вы думаете, какое царство может еще существовать? (ответы учащихся.)
–Крошечные организмы существуют везде и всюду. Огромнейшее количество их может быть в пище, в воздухе, на предметах. Это бактерии. Их можно разглядеть только с помощью микроскопа – увеличительного прибора, с которым вы будете работать в 5 классе.
IV. Закрепление изученного материала.
«Живое и неживое»
Учитель называет слово; если оно обозначает объект живой природы, то дети прыгают на месте, если называется объект неживой природы, – выполняют приседания.
V. Беседа «Значение природы для людей».
– К живой или неживой природе относится человек? (Человек относится к живой природе.)
– А задумывались ли вы над тем, что человек, срывая красивые цветы, вырубая леса, истребляя животных, делает беднее свою Родину? Ведь леса, луга и их обитатели – красота нашей земли. Почему, входя в лес, мы видим таблички «Берегите лес!»? (Ответы учащихся.)
– Отдыхающие бывают разные: есть хорошие, а есть такие, которые рубят для костра молодые деревья, ломают кусты, оставляют разбитые бутылки, а самое страшное – разводят костры. Запомните! Самый страшный враг леса – пожар! И чем больше мы наносим вред природе, тем хуже становится всем, живущим на нашей планете. Почему? (ответы учащихся.) Сделайте вывод: природа – это источник чего? (Делают вывод.)
На доске схема:
Выводы:
1. Природа – источник воздуха, пищи, воды.
2. Представьте, мы пришли в лес и любуемся его растительным и животным миром. Какие чувства у вас возникают? (Он нам нравится.) Значит, природа – это источник красоты.
3. Отдых, красота, свежий воздух, чистая вода, полезная пища – все это залог здоровья.
4. Придя в лес, вы увидели надломленную ветку дерева. Как поступите? (Подвяжу ветку.) После отдыха в лесу у вас остались пустые коробки из-под сока, банки, пакеты. Что вы сделаете? (Возьму с собой, чтобы выбросить в мусорные баки.) Такое отношение к природе – доброе, отзывчивое. Значит, природа – это источник чего?.. (Доброты.)
5. Изучая природу, мы знаем, как строят свои муравейники муравьи, почему идет снег и светит солнце, почему разрушаются горы. Значит, природа – источник познания.
6. Природа также является источником материалов для хозяйственной деятельности.
– Человек пользуется дарами природы, а они не безграничны. Все больше загрязняется воздух, вода, которые необходимы для жизни растений, животных, человека.
VI. Итог урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_po_okruzhayushchemu_miru_3_klass_kak_ustroen_mir.docx | 38.06 КБ |
Предварительный просмотр:
КАК УСТРОЕН МИР
Тема: ПРИРОДА. РАЗНООБРАЗИЕ ПРИРОДЫ.
ЗНАЧЕНИЕ ПРИРОДЫ ДЛЯ ЛЮДЕЙ
Цели:
Образовательные: создать условия для ознакомления учащихся с разнообразием природы и ее классификацией; рассмотреть взаимосвязи в природе и значения природы для человека; расширить представления учащихся о разнообразии животного и растительного мира, о пользе, которую приносит растительный и животный мир человеку, о необходимости охраны окружающей среды; обучения формулированию выводов и обобщений.
Развивающие: развивать любознательность, наблюдательность; совершенствовать речевые умения.
Воспитательные: воспитываит бережное отношение к природе.
Оборудование: карточки; объекты живой и неживой природы; картинки с изображениями машины, реки, дождя, солнца, лисы, розы, березы, дома, книги, телевизора.
Сценарий урока
I. Организационный момент.
– Прозвенел звонок на урок. Я вам желаю хорошего настроения и плодотворной работы.
– Скажите, с какой целью вы пришли сегодня на урок?
– Сегодня мы продолжаем путешествие по стране Знаний.
II. Сообщение целей урока. Постановка учебной цели.
Учитель читает стихотворение:
Есть просто храм, Он свят в любое время суток,
Есть храм науки. Открыт для нас в жару и стынь,
А есть еще природы храм – Входи сюда, будь сердцем чуток,
С лесами, тянущими руки Не оскверни ее святынь.
Навстречу солнцу и ветрам. (А. Смирнов.)
–Какая главная мысль этих строк? Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? (О природе.)
– Сегодня на уроке мы продолжим разговор об окружающей нас природе, о разнообразии и жизни растений и животных, о пользе, которую они приносят человеку и о необходимости их беречь и охранять. Будем учиться правильно выражать свои мысли в речи, рассказывать о явлениях и объектах природы. Познакомимся с разнообразием природы и ее классификацией. Рассмотрим взаимосвязи в природе и значение природы в жизни человека.
III. Изучение нового материала.
–Что такое природа? (Все, что нас окружает и не сделано руками человека.)
На доске картинки: машина, река, дождь, солнце, лиса, роза, береза, дом, книга, телевизор.
– Подумайте, что из увиденного можно отнести к природе, а что создано руками человека.
Учитель убирает картинки с изображениями рукотворных объектов.
– Прочитайте названия оставшихся объектов природы. (Река, дождь, солнце, роза, лиса).
– На какие две группы их можно разделить? (На объекты живой и неживой природы.)
– По каким признакам мы определяем объекты живой природы? (Все, что дышит, питается, размножается, растет.)
– А какие условия необходимы на Земле для жизни? (Воздух, свет, тепло, вода.)
Учитель демонстрирует объекты живой и неживой природы: яблоко, камушки, песок, глину, комнатные растения.
– Заполните карточки, записав названия данных объектов в нужную группу, придумайте и запишите еще по три примера:
Живая природа | Неживая природа |
– Чем живые существа отличаются от предметов неживой природы? (Живые существа, или ор-ганизмы, живут, дышат, питаются, растут, развиваются, приносят потомство, умирают.)
–Есть особая наука, которая изучает живую природу, и называется она – биология. Это слово произошло от двух греческих слов «биос» – жизнь, «логос» – наука.
– Посмотрите на доску (демонстрирует картинки). Как красива живая природа!
– Как можно разделить живую природу? (На группы.)
– А как называются группы в живой природе? (Царства.)
– В природе все живое ученые-биологи разделили на царства. Есть на нашей планете четыре царства, которые никогда не воюют между собой, которые так дружат, что уже давно не могут обойтись друг без друга. Они и живут на одной территории, и всё у них общее: земля, реки, моря. Это царство животных, царство растений, царство грибов и царство бактерий.
– Но все-таки они отличаются друг от друга. Чем же растения отличаются от животных? (У них разный внешний вид, растения не двигаются, а только раскачиваются, а животные ходят.)
– Но есть главное отличие растений от животных – растения вырабатывают кислород, а животные его потребляют. Растения называют «легкие планеты».
Демонстрирует схему:
– Придумайте и назовите объекты данных царств. (Ответы учащихся.)
– Но это еще не все. Как вы думаете, какое царство может еще существовать? (Ответы учащихся.)
–Крошечные организмы существуют везде и всюду. Огромнейшее количество их может быть в пище, в воздухе, на предметах. Это бактерии. Их можно разглядеть только с помощью микроскопа – увеличительного прибора, с которым вы будете работать в 5 классе.
IV. Закрепление изученного материала.
«Живое и неживое»
Учитель называет слово; если оно обозначает объект живой природы, то дети прыгают на месте, если называется объект неживой природы, – выполняют приседания.
V. Беседа «Значение природы для людей».
– К живой или неживой природе относится человек? (Человек относится к живой природе.)
– А задумывались ли вы над тем, что человек, срывая красивые цветы, вырубая леса, истребляя животных, делает беднее свою Родину? Ведь леса, луга и их обитатели – красота нашей земли. Почему, входя в лес, мы видим таблички «Берегите лес!»? (Ответы учащихся.)
– Отдыхающие бывают разные: есть хорошие, а есть такие, которые рубят для костра молодые деревья, ломают кусты, оставляют разбитые бутылки, а самое страшное – разводят костры. Запомните! Самый страшный враг леса – пожар! И чем больше мы наносим вред природе, тем хуже становится всем, живущим на нашей планете. Почему? (Ответы учащихся.) Сделайте вывод: природа – это источник чего? (Делают вывод.)
На доске схема:
Выводы:
1. Природа – источник воздуха, пищи, воды.
2. Представьте, мы пришли в лес и любуемся его растительным и животным миром. Какие чувства у вас возникают? (Он нам нравится.) Значит, природа – это источник красоты.
3. Отдых, красота, свежий воздух, чистая вода, полезная пища – все это залог здоровья.
4. Придя в лес, вы увидели надломленную ветку дерева. Как поступите? (Подвяжу ветку.) После отдыха в лесу у вас остались пустые коробки из-под сока, банки, пакеты. Что вы сделаете? (Возьму с собой, чтобы выбросить в мусорные баки.) Такое отношение к природе – доброе, отзывчивое. Значит, природа – это источник чего?.. (Доброты.)
5. Изучая природу, мы знаем, как строят свои муравейники муравьи, почему идет снег и светит солнце, почему разрушаются горы. Значит, природа – источник познания.
6. Природа также является источником материалов для хозяйственной деятельности.
– Человек пользуется дарами природы, а они не безграничны. Все больше загрязняется воздух, вода, которые необходимы для жизни растений, животных, человека.
VI. Итог урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка урока по окружающему миру " Путешествие в космос"
Методическая разработка урока по окружающему миру 2 класс. Можно использовать и как внеклассное мероприятие ко дню космонавтики...
Методическая разработка урока по окружающему миру во 2 классе "Твое тело"
Цели: Образовательные:- ввести понятие «внешнее» и «внутреннее» строение тела человека;- познакомить с частями тела и внутренними органами человека;- дать первоначальное представление о работе внутрен...
Методическая разработка урока по окружающему миру для 2 класса по УМК " Перспективная начальная школа"
Урок окружающего мира по теме " Кто такие звери"...
Методическая разработка урока по окружающему миру в 3 классе на тему "Разнообразие животных"
Данный материал разработан с целью систематизировать и обобщить знания учащихся 3 класса о группах животных, познакомить с некоторыми представителями данных групп, научить классифицировать животных...
Конспект урока по окружающему миру 3 класс тема:"Природа в опасности."
Конспект урока по окружающему миру 3 класс ,тема:"Природа в опасности"...
Методическая разработка урока по окружающему миру "Весна в мире насекомых"
Не только первые цветы радуют глаз человека ранней весной. Не меньший восторг испытывает человек, впервые увидев весной порхающую бабочку, степенного шмеля, торопливого муравья.Сегодня нам предс...
Методическая разработка урока по окружающему миру "Побываем в гостях..." А.А. Плешаков. Окружающий мир. 3 класс.
На уроке третьеклассники знакомятся с видовым разнообразием жилищ, возводимыми народами России в разные времена....