Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»
учебно-методический материал по окружающему миру (2 класс) на тему
Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели.
Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»
Подготовила:
Плетнёва Наталья Владимировна,
учитель начальных классов
МБОУ Дубовская НШ №1
Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»
Цели урока: продолжить знакомство детей с Красной книгой, с некоторыми растениями и животными нашего края, занесёнными в Красную книгу; создание психолого – педагогических условий для развития эмоциональной и познавательной сфер младших школьников.
Тип урока: Урок - проект.
Задачи:
- расширять и углублять знания о животных и растениях нашей местности, занесённых в Красную книгу; рассмотреть причины исчезновения животных и растений;
- создать Красную книгу нашего класса
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
- формировать коммуникативные умения учащихся
Оборудование: проектор, компьютер, экран, слайды, тревожная музыка, названия отделов, результаты теста «Умеешь ли ты охранять природу», карточки с проблемными ситуациями.
Ход урока
I.Организационный момент.
У: - Ребята, закройте глаза и внимательно послушайте музыку.(звучит тревожная музыка)
- Какие картины вы себе представили, слушая эту музыку?
- Какая она?
- А какой цвет нам говорит об опасности?
II. Тема и цель урока.
- Вспомните, о чём мы с вами говорили на прошлом уроке. (О Красной книге)
- Что это за книга?
- О чём говорят разноцветные страницы этой книги?
( - На страницах красного цвета – виды животных, стремительно сокращающиеся и без помощи человека им не спастись.
- На страницах жёлтого цвета - животные и растения, близкие к исчезновению.
- Белые страницы - с очень редкими видами.
- На серых располагаются малоизученные виды.
- На зелёных - восстановленные виды.
- И последние – чёрные страницы - это траур по уже исчезнувшим видам.)
- Когда Красная книга появилась в нашей стране?
- Как вы думаете, чему мы посвятим наш сегодняшний урок?
Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»(1-й слайд)
- Давайте попробуем сформулировать цели нашего урока.
- Что нужно, для того, чтобы быть природе другом?
- Какова же первая цель нашего урока?
- Вспомнить, сформулировать правила поведения в природе
- А название проекта какую цель ставит перед нами?
- Познакомиться с растениями и животными РО, занесёнными в Красную книгу
- Мы сегодня не только познакомимся с растениями и животными РО, занесёнными в Красную книгу, но и создадим Красную книгу нашего класса
- Создать Красную книгу нашего класса
- Как вы думаете, для чего?
III. Работа по теме урока.
- Скажите, а охранять и бережно относиться нужно только к растениям и животным, занесённым в Красную книгу?
- А умеете ли вы охранять природу?
Результаты теста «Умеешь ли ты охранять природу»
Стихотворение С.Смирнова.
Есть просто храм. Есть храм науки.
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
У: Начиная с 1600 года, на нашей планете вымерло около 150 видов животных. Давайте подумаем, в чём же причина?
- Изменение климата, плохая экология. Загрязняется воздух, Животные умирают не находя себе корма.
У: - К сожалению, часто виновниками исчезновения животных и растений является… Человек.
Наша планета Земля очень велика в сравнении с каждым человеком, а он так мал в сравнении с ней! Но тот же человек, идущий по лесу, лугу, полю превращается в огромного великана. Во-первых, потому что везде живут живые существа, которые гораздо меньше человека: жуки и муравьи, гусеницы и бабочки, пчёлы и шмели, пауки и улитки. Во-вторых, потому что даже большие обитатели Земли, например, вековые деревья, не говоря уже о маленьких существах, чаще всего перед человеком беззащитны.
Причём, могущественным великаном на природе может быть не только взрослый, но и ребёнок.
Как хорошо, если этот великан – добрый, заботливый. Он не наступит нарочно на скрытых в траве жучка и червячка, не обидит неповоротливую гусеницу, сидящую на листке, не сорвёт напрасно цветок, не оставит после себя мусора...
И как печально, если великан окажется недобрым, равнодушным, а то и жестоким к тому, что его окружает.
Ведь природа страдает не только от дыма заводов и фабрик, от грязных отходов, постоянно выливающихся в реки и моря, от вырубки лесов... Природе плохо и оттого, что многие люди, собирая грибы и ягоды, ловя рыбу, просто гуляя и отдыхая, нередко вредят ей, порой и сами того не замечая.
Ведь многих взрослых, когда они были маленькими, почти совсем не учили беречь природу. А многие дети ещё не успели этому научиться.
- И сейчас мы с вами подумаем, как лучше вести себя в природе, что можно в ней делать, а чего нельзя и главное - почему.
Мы с вами обсудим разные ситуации, которые возникают с нами при прогулках на природе, а также пути их решения.
Решение проблемных ситуаций.
- Самое главное - не забывайте, мы – в гостях! Мы в чужом доме, в котором много своих жильцов и правил.
IY. Физ. минутка.
Эй, ребята, с мест вставайте и со мною поиграйте.
Вы словам не доверяйте, то за мной лишь повторяйте,
Что не повредит природе, а не то, что ныне в моде!
Кто там снёс в гнезде яичко? Птичка! Птичка!
Что ж, нагнёмся, поглядим. Мы семейству навредим!
Кто забрался под кусток? Кто свернулся там в клубок?
Нет ни головы, ни ножек… Кто же это? Ёжик!
Забирай его, ребята! Брать домой зверей не надо!
Лес – его родимый дом. Жить ежу полезно в нём!
Шубка рыжая на ней. Кто же скачет меж ветвей?
Иль играет в погорелки? Кто это, ребята? Белка!
А давайте для потехи заберём её орехи!
Вижу впереди поляну. Мимо проходить не стану.
К солнцу, повернув листочки. Распрямивши стебелёчки,
Небывалой красоты распустились здесь…Цветы!
Краше в целом свете нет! Собирай их в букет!
Мы такого не позволим! Лучше им цвести на воле!
Y. Знакомство с животными и растениями Красной книгой нашего края.
У: - Дома вы готовили проекты по животным и растениям Красной книги нашей области.
Сейчас в группах вы представляете свои проекты по плану: 1. Название. 2. Внешний вид. 3. Чем питается. 4. Почему занесён в Красную книгу.
Лучшие - презентуете всему классу.
YI. Создание Красной книги нашего класса.
YII. Презентация Красной книги (стихи)
Чтоб сохранить красу родной Земли,
Чтобы сберечь растенья и цветы,
Все исчезающие виды
В книгу Красную занесены.
Красная книга – книга тревоги.
Знай: все растения в ней – недотроги!
Рвать не нужно их, друзья!
Охраняйте их всегда!
Дерево, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни!
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда!
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живётся с нами рядом!
Никогда не обижай – ни пчелу, ни мошку,
Ни улитку, ни жучка – темненькое брюшко.
Ни кузнечика, в траве, скачущего ловко.
Ни блестящую в листве – божью коровку.
Ни синицу, ни дрозда, ни крота слепого.
Ни за что и никогда не обижай живого!
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо…
БЕРЕГИ СВОЮ ПЛАНЕТУ,-
Ведь другой, похожей, нету.
Любите родную природу – озёра, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились, живём мы с тобою на ней!
Так будем же, люди, все вместе мы к ней относиться добрей!
YIII.Обобщение. Вывод.
У: Как вы думаете охранять нужно только виды, занесённые в Красную книгу?
Д: Нет. Всех животных, чтобы они не попали на её красивые страницы.
У: А что мы с вами можем сделать для охраны природы?
Д: - Не ломать деревья.
-Не рвать цветы.
- Не мусорить в лесу, у реки..
- Не разорять гнёзда.
- Не ловить насекомых.
- Не шуметь в лесу.
- Создавать заповедники.
IX.Домашнее задание
С.94-95, подготовить рассказ от имени кузнечика или иллюстрацию к рассказу.
Тест
Отвечай честно и не старайся специально набрать побольше или поменьше очков, всё равно не угадаешь, да и результат будет неверный.
- Ты нашёл (или нашла) на поляне неизвестный, очень красивый цветок. Как ты поступишь? Выбери один из трёх ответов.
- 1 очко – полюбуюсь на него и пойду дальше.
- 3 очка – засушу его для школьного кабинета биологии.
- 5 очков – осторожно срежу и поставлю в красивую вазу.
- Ты нашёл гнездо с птенцами. Что ты сделаешь?
- 3 очка – покормлю птенцов.
- 5 очков – позову ребят, чтобы они тоже посмотрели.
- 1 очко – буду наблюдать издали.
- Ребята вобрались в рощу за березовым соком. Пойдёшь ли ты с ними?
- 5 очков – пойду, но буду собирать очень осторожно.
- 3 очка – не пойду и других не пущу.
- Сначала расспрошу об этом учительницу биологии.
- После привала в походе у нас осталось много пустых бутылок и банок. Как бы ты поступил с ними перед тем, как продолжить поход?
- 3 очка – взял бы с собой, чтобы сдать или выбросить в мусор в городе.
- 5 очков – отнёс бы в кусты, чтобы никто не поранился.
- 1 очко - закопал бы в землю.
- Как ты сам оцениваешь свои знания по охране природы?
- 3 очка – почти всё знаю и всегда её охраняю.
- 1 очко – кое - что знаю, но хотел бы знать больше.
- 2 очка – я люблю природу, но мы ещё этого не проходили.
Итак, у тебя получилось 5 ответов. Сложи их вместе. Теперь по сумме определи, к какой из трёх групп юных друзей природы ты относишься. Не обижайся, если что-нибудь тебе не понравится в результате. Лучше задумайся.
Группа 1 – те, кто набрал от 5 до11 очков.
Если бы все были такими, как ты, то не страдали бы наши леса и реки от неумелого вмешательства. Ты не только знаешь, многое о природе, но и умеешь её охранять. Но главное – не останавливайся, стремись узнать побольше.
Группа 2 – те, кто набрал от 12 до 18 очков.
Ты, безусловно, кое – что знаешь о природе, и хотел бы ей помочь. Но твои знания неполны, и ты, сам того не желая, можешь причинить ей вред. Больше читай, говори со знающими людьми и ты (с твоей огромной энергией) сможешь принести пользу.
Группа 3 те, кто набрал от 19 до 25 очков.
Ты, наверное, любишь природу. Это хорошо. Но ты так мало о ней знаешь…Тебе больше всех нужно изучать жизнь растений, повадки животных. А пока ты знаешь немного.
Честно говоря, есть ещё одна группа ребят. Они сломали бы неизвестный красивый цветок, разорили бы гнездо, замусорили бы зелёную лесную поляну. И предложенные ответы в нашем тесте не для них. Потому что этот маленький тест для тебя, юный друг природы.
Предварительный просмотр:
Проблемная ситуация №1:
Ты идешь в гости в лес. Стоишь у кромки леса и выбираешь направление, куда идти. Увидел вдали интересное растение. Ты начинаешь свое движение к выбранному уголку природы напрямик бегом, по лесным травам и низким кустарникам.
Обсуждение ситуации:
Заметили ли вы ошибку?
Правильно ли так вести себя в лесу?
Можно ли так передвигаться по лесу, где хочу, куда хочу и как хочу?
Проблемная ситуация №2:
Какой же отдых на природе без шашлыков? Ты нашел удобное место, натаскал много сухих веток и развел костер под деревом в тени.
Обсуждение ситуации:
Заметили ли вы ошибку?
Можно ли разводить в лесу костер?
Чем опасен пожар в лесу?
Проблемная ситуация №3:
Вкусно поел, попил, свой мусор раскидал в разные стороны. А напоследок еще решил оставить «память о себе» ножом на стволе березы надписью: «Здесь был я!»
Обсуждение ситуации:
Заметили ли вы ошибку?
Можно ли ножом делать надрезы на стволах деревьев?
Что грозит дереву?
Проблемная ситуация №4:
Ты долго ходил по лесу и проголодался. Остановился на бивак. У тебя есть бутерброды, напитки в пластиковой бутылке, конфеты. Ты выбрал красивую лесную поляну, где решил перекусить. Вкусно поел, попил, а вот свой мусор раскидал в разные стороны.
Обсуждение ситуации:
Заметили ли вы ошибку?
Правильно ли так вести себя во время перекуса?
Нужен ли ваш мусор природе, и как она с ним должна справляться.
Проблемная ситуация №5:
Не пересчитать тех цветов, которыми нас одаривает природа. И все они просятся в букет. Приехав на природу, увидев такое многообразие цветов, начинаете собирать огромные букеты.
Обсуждение ситуации:
Заметили ли вы ошибку?
Можно ли собирать огромные букеты цветов?
Проблемная ситуация №6:
Ты обнаружил в лесу муравейник. Вокруг него и на нем много муравьев. Но тебе стало интересно, что, же там внутри него? Взял палку и стал его ворошить.
Обсуждение ситуации:
Заметили ли вы ошибку?
Можно ли с помощью палки, разоряя муравейник, изучать жизнь муравьев?
Проблемная ситуация №7:
Прогуливаясь по лесу, ты обнаружил гнездо, в котором пищат птенцы. Ради интереса ты полез посмотреть его.
Обсуждение ситуации:
Заметили ли вы ошибку?
Были ли вы в такой ситуации?
Ваши действия?
Проблемная ситуация №8:
Гуляя в лесу, можно увидеть маленьких крохотных бельчат, зайчат, ежат, птенцов. Они такие хорошенькие. Вы взяли и унесли их к себе домой.
Обсуждение ситуации:
Вы так когда – нибудь поступали?
Что грозит диким обитателям в домашних условиях?
Проблемная ситуация №9:
Папа взял тебя с собой на рыбалку. Ты начал ловить рыбу удочкой, а папа пошёл расставлять сети.
Обсуждение ситуации:
Заметили ли вы ошибку?
Можно ли с помощью сетей ловить рыбу? Почему?
Проблемная ситуация №10:
Лес угощает людей щедро. Многие спешат в лес по грибы и ягоды. Увидев поляну ягод, ты начинаешь собирать и спелые и неспелые ягоды, некоторые – вместе с кустом. Собирая грибы, ты выдираешь их целиком из земли. А мухоморы, которые попадаются на пути, ты пинаешь.
Обсуждение ситуации:
Заметили ли вы ошибку?
Можно ли так собирать ягоды и грибы?
Предварительный просмотр:
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ
В ПРИРОДЕ
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Е. Евтушенко.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».
Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн...
Методическая разработка урока окружающего мира для 4 класса на тему «Охрана природы. Заповедники».
Форма проведения: урок- рассуждение. Тип урока: урок изучения и закрепление новых знаний.Цель урока: продолжить знакомство учащихся с правилами охраны природы....
Методическая разработка урока окружающего мира в 1 классе на тему: «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?»
Предмет: окружающий мир 1 классФорма организации урока: урок - исследование по теме «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?»Тип урока: урок усвоения новых знаний...
Методическая разработка урока окружающего мира во 2 классе (развивающая система Л. В. Занкова) на тему: Тела и вещества
Методическая разработка урока окружающего мира во 2 классе (развивающая система Л. В. Занкова) на тему: Тела и вещества...
Научно-практическая конференция "Шаги в науку". Проект "Красная книга Тюменской области, или Возьмём под защиту"
Научно-практическая конференция "Шаги в науку". Проект "Красная книга Тюменской области, или Возьмём под защиту"...
Технологическая карта урока окружающего мира 2 класс УМК "Школа России" Тема: "Будь природе другом. Проект "Красная книга, или Возьмём под защиту"
Обобщение представление о факторах, угрожающих живой природе. Знакомство с важнейшими правилами поведения в природе, направленных на её сбережение. Работа над проектом....
Конспект урока «Будь природе другом. Проект «Красная книга, или Возьмем под защиту»
Обобщение представлений о факторах, угрожающих живой природе; воспитание уважительного отношения к живым организмам; формулирование важнейших правил поведения в природе.Планируемые результаты: учащиес...