Методическая разработка урока "Живая и неживая природа" 2 класс
материал (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Аннотация
Данный урок проводился» во 2 классе по УМК «Школа России». На данном уроке были использованы следующие технологии: здоровьесбережения и ИКТ технологии.
Содержание
Содержание данной работы:
1. Аннотация.
2. Содержание.
3. Введение.
4. Основная часть.
5. Заключение.
6. Список использованных источников.
7. Приложения.
Введение
Сегодня всем известно, что использование техники негативно влияет на здоровье, но её применение значительно облегчает жизнь многим, а также помогает более результативно обучаться и понимать то, что легче один раз увидеть, чем что раз услышать. Так как же можно применять ИКТ так, что бы и здоровье сберечь, и облегчить себе понимание материала?
Так, на уроке использовались как информационные технологии (работа на компьютере, просмотр презентации), так и здоровьесберегающая технология. Это проявлялось в соблюдении допустимого времени применения ИКТ (до 15 мин.). Например, презентация не работала все время, т.е. когда она была не нужна, экран выключался.
Актуальность данной работы состоит преимущественно в применении информационных технологий, а также чередовании различных видов деятельности на уроке. На данном уроке применялись такие виды деятельности:
- выполнение тестовых заданий;
- взаимопроверка;
- фронтальный опрос;
- создание игровых ситуаций;
- работа с книгой;
- беседа;
- работа на компьютере (практические задания).
Такое количество разной деятельности на уроке содействовало сохранению психического здоровья, т.к. чередование помогало не уставать ребятам и активно работать на уроке.
Основная часть:
Класс: 2
Тип урока: открытие новых знаний
Цель урока: создать условия для формирования знаний о неживой и живой природе.
Задачи:
- Познакомить с целью и задачами раздела.
- Познакомить учащихся с признаками живой и неживой природы.
- Раскрыть признаки живых существ в отличие от неживой природы.
- Научиться различать объекты неживой и живой природой.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Знание цели и задач раздела.
- Знание учащихся признаков живой и неживой природы.
- Знание признаков живых существ в отличие от неживой природы.
- Умение различать объекты неживой и живой природой.
Личностные:
- Формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии.
Метапредметные:
Познавательные:
- Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
- Осмысленно читать.
- Искать и выделять необходимую информацию.
Коммуникативные:
- Формировать навыки речевых действий.
- Выражать свои мысли с достаточной полнотой в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные:
- Составить учебную задачу.
- Осознавать границы собственных знаний и умений.
- Определять цели и задачи усвоения новых знаний.
Технология: здоровьесбережения, информационные технологии.
Оборудование:
Для учителя: учебник, тетрадь на печатной основе, компьютер, экран, Кимы, презентация.
Для учеников: учебник, тетрадь на печатной основе, Кимы.
Образовательные ресурсы: Окружающий мир. 2 класс. 1 ч. /А. А. Плешаков, изд. – М.: Просвещение, 2013
План урока:
1.Организация начала урока. (2 мин)
1.1. Приветствие
1.2. Проверка готовности
1.3. Эмоциональный заряд
2.Актуализация знаний. (5 мин)
2.1. Проверка остаточных знаний.
2.2.Взаимопроверка.
3.Целеполагание. (3 мин)
4. Вхождение в новое знание. (20 мин)
4.1. Знакомство с разделом.
4.1.1.Работа с учебником.
4.2.Неживая и живая природа.
4.2.1.Вводная беседа.
ФИЗМИНУТКА
4.2.2.Рассмотриматривание фотографий.
4.3.Признаки живых существ в отличие от неживой природы.
4.3.2. Игра «Топай – Хлопай!».
4.4.Связь между живой природой и неживой.
4.4.1.Работа над стр.27 в учебнике.
4.5.Работа с выводом учебника стр.27
5.Введение знаний в опыт. (10 мин)
5.1. Задания в компьютере.
5.1.1. Группировка слов на две колонки.
5.1.2.Соединение стрелками объекты живой и неживой природы.
5.2. Работа в тетрадях.
6.Подведение итогов урока. Рефлексия. (4 мин)
7. Домашнее задание. (1 мин)
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность уч-ся | Средства, методы и приёмы обучения | Формируемые УУД |
1. Организация начала урока | 1.1. Приветствие -Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ольга Евгеньевна, и сегодня я у вас проведу урок окружающего мира. Садитесь. 1.2. Проверка готовности -Проверьте, что у вас должно лежать на столе: учебник, рабочая тетрадь, дневник и пенал. 1.3. Эмоциональный заряд Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему? - Да, все, что вы сказали, верно: и на улице стало совсем тепло, и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке. | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Эмоционально настраиваются на предстоящую работу. Высказывают свои предположения. | Эмоциональный заряд. | |
2. Актуализация знаний. | 2.1. Проверка остаточных знаний. -Посмотрите, кто у нас сегодня снова в гостях?! (Мудрая Черепаха и Муравьишка Вопросик) -На какой вопрос Муравьишки мы отвечали на прошлом уроке? (Что такое природа и что такое рукотворный мир?) -Мудрая Черепаха предлагает ответить на несколько вопросов по теме «Природа и рукотворный мир». -Откройте тесты на с. 9. -Здесь даны вопросы и несколько вариантов ответов. -Послушайте задание. Каждый ответит на все вопросы, а потом мы проверим, что у вас получилось. -Согласны? -Приступаем к работе. 2.2.Взаимопроверка. -Обменяйтесь тетрадями. -Проверим. Посмотрите на слайд и исправьте ошибки соседа. -Кто не допустил ошибок? -Молодцы! -У кого одна ошибка? Две? -Остальным нужно будет постараться. | Выполняют тестовые задания. Взаимопроверка тестов | Слайд 1 Занимательный материал с элементами рассказа. Создание игровой ситуации. Слайд 2 | Р-3 П-3, Л Р-2 К-1 Р-2 |
3. Целеполагание | -Ребята, я заметила, что вы любите разгадывать загадки и попросила наших героев придумать вам загадки. Разгадайте загадки, чтобы понять какая тема сегодняшнего урока. 1. Не по рыбам, а сети расставляет. (Паук.) -Как вы догадались? Что помогло? 2. У родителей и деток вся одежда из монеток. (Рыбья чешуя). -Как вы догадались? Что помогло? 3. Ходит, спесь надуваючи. (Индюк.) 4. Без языка, а говорит, без ног, а бежит. (Ручей). -Как вы догадались? Что помогло? 5. По синему морю белые гуси плывут. (Облака.) -Как вы догадались? Что помогло? 6. И тонок, и долог, а сядет – в траве не видать. (Дождь) -Как вы догадались? Что помогло? 7. Сам алый, сахарный, а кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз.) -Как вы догадались? Что помогло? -Прочитайте первые буквы отгадок, какое слово у нас получилось? (Природа) -Так называется наш следующий раздел. -Кто назовет тему? -Давайте сравним ваши предположения на стр.23. учебника. -Что привлекло ваше внимание? Что захотелось изучить? (ответы детей) -Вернёмся к нашим отгадкам. На какие две группы можно их разделить? (Живое – паук, рыба, индюк; неживое – ручей, облако, дождь, арбуз) -Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (О живой и неживой природе) -Прочитайте тему урока на стр.24 и сравните со своим предположением. (Неживая и живая природа) -Какие учебные задачи мы подставим перед собой? (Ответы детей) -Прочитайте, что об этом говорит муравьишка.
| Пишу на доске первые буквы отгаданных слов. Мыслительные операции Находят и принимают задачи урока | Занимательный материал (загадки). Фронтальный опрос. Создание игровой ситуации. Работа с книгой. Работа с книгой. Слайд 3 | П-3 К-1 К-1, П-2,3 К-2,Р-2 К-2, Р-1, П-1, П-3 Р-3, К-1,2 П-2 |
4. Вхождение в новое знание. | 4.1. Знакомство с разделом. 4.1.1.Работа с учебником. -Прочитайте, каковы же у нас задачи раздела? -Просмотрите содержание учебника, что же вы узнаете по этому разделу? 4.2.Неживая и живая природа. 4.2.1.Вводная беседа. -Давайте вспомним, что относится к природе. (Это то, что нас окружает и не создано руками человека) -Приведите примеры. -Что необходимо растениям и животным для жизни? (Солнце, воздух, вода.) ФИЗМИНУТКА А теперь все дружно встали Руки дружно вверх подняли Руки в стороны, вперед А теперь наоборот Влево-вправо повернулись И друг другу улыбнулись Тихо сели и опять будем дело продолжать. 4.2.2.Рассмотриматривание фотографий. -Рассмотрите фотографии на с.24-25. На какие группы можно разделить изображенные на них предметы? (Ответы детей.) -Какой вывод можно сделать? 4.3.Признаки живых существ в отличие от неживой природы. -Как их можно разделить по признакам «живое» и «неживое»? -Какие картинки ты отнесешь к живой природе? А какие к неживой? -По каким признакам вы это определили? -Сравните свой вывод на страничках самопроверки. 4.3.2. Игра «Топай – Хлопай!». -Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в игру «Топай – Хлопай!». Заключается она в том, что когда я буду называть живое существо вы должны топать, а если неживое – хлопать. -Муравей, водопад, медведь, облака, комар, камень, собака, ромашка, ручей, кактус, лебедь, одуванчик. 4.4.Связь между живой природой и неживой. 4.4.1.Работа над стр.27 в учебнике. -Как живая природа связана с неживой? Докажите. (Ответы детей.) -Рассмотрите схему на с.27. Объясните её. (Заслушиваются ответы 2-3 учеников) 4.5.Работа с выводом учебника стр.27 -Что главного вы узнали на уроке? -Давайте сравним ваш ответ с выводом учебника на с.27. -Кто нам прочитает вывод? | Мыслительные операции Понимать учебную задачу и урока и стремиться её выполнить. Мыслительные операции Определяют живые и неживые предметы. Мыслительные операции Выполняют тестовые задания. Читают вывод в учебнике. | Работа с книгой. Фронтальная беседа. Работа с книгой. Фронтальная беседа. Фронтальная беседа. . Создание игровой ситуации Работа с книгой. Работа с книгой | Пр-1, П-2 П-3 Пр-2 Л П-3 Пр-3, Л, П-3, К-1,2 Пр-3 |
Введение новых знаний в опыт. | 5.1. Задания в компьютере. 5.1.1. Группировка слов на две колонки. -Ребята, послушайте задание, нужно сгруппировать объекты, изображенные в компьютере в две колонки – неживая природа и живая природа. Если вы делаете не правильно, услышите соответствующий сигнал. -Кто выйдет первый? 5.1.2.Соединение стрелками объекты живой и неживой природы. -Ребята, послушайте, а теперь задание соединить стрелками объекты живой и неживой природы. -Кто выйдет ответить первый? 5.2. Работа в тетрадях. -Откройте рабочую тетрадь на с.17 и найдите задание №1. -Попробуйте самостоятельно его решить. Какие ответы получились? -Теперь найдите задание №3. -Попробуйте самостоятельно его решить. Какие ответы получились? | Работа на компьютере Работа на компьютере Мыслительные операции | Работа с компьютером. Практическое задание. Работа с компьютером. Практическое задание. Работа в тетрадях | П-3 Пр-2,3,4 Р-2 П-3 Пр-2,3,4 Р-2
П-3 |
Подведение итогов урока. Рефлексия. | -Ребята вспомните, какая тема урока у нас была, какие задачи мы ставили перед собой? -Что мы делали для достижения 1-й задачи? 2-й? 3-й? -Какая была проблема? - Как вы решали проблему? -Что вы нового узнали на уроке? - Что ты усвоил хорошо? - Над каким вопросом тебе надо работать? -Где можно применить полученные знания? -Поднимите руку, кто очень хорошо работал на уроке? - Молодцы, ребята. -Кто не доволен своей работой? –Почему? -Урок окончен. | Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Фронтальная беседа. |
К-2 Л Р-2 |
Домашнее задание | Окр.мир – с.24-27, Т. | Пишу на доске. | Работа с доской. |
Заключение
На уроке использовалась информационная технология. С помощью ноутбука, проектора и презентации на слайд выводилась нужная в данный момент информация. Это было результативно за счет эффектов, которые привлекали внимание детей (правильные ответы «выплывали»), а также сокращало затраченные время и средства. Также дети работали на стационарном компьютере. Данная работа требовала выйти ребенка к компьютеру и выделить правильный ответ, остальные дети в это время следили за большим экраном, и если ребенок ошибался или нет, был слышан соответствующий звук. Данная работа на стационарном компьютере ребятам была очень интересна, ребята очень активно работали и все хотели ответить.
На уроке использовалась здоровьесберегающая технология. Т.е. использовались промежутки между презентацией и ПК, которые позволяли отдохнуть глазам детей. Данная технология использовалась с соблюдением требований СанПина, и время потраченное на технику было ограничено временем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема:«Состав слова».
Урок разработан по теме "Состав слова" по учебнику С.В. Иванова по программе "Начальная школа ХХI век"...
Методическая разработка урока русского языка 2 класс"Парные звонкие и глухие согласные"
Урок с элементами игры и разнообразным дополнительным материалом....
Методическая разработка урока русского языка 2 класс"Парные звонкие и глухие согласные"
Урок с игровыми элементами ....
Методическая разработка внеклассного мероприятия в 4 классе "Прощай, начальная школа!"
Внеклассное мероприятие "Прощай начальная школа!" проводится в 4 классе в виде выпускного вечера с целью обесечения психологического контакта и сотрудничества педагога, детей и их родителей; с целью ф...
Методическая разработка урока ИЗО для 1 класса "Ожившая клякса"
Методическая разработка урока по изобразительному искусству для 1 класса общеобразовательной школы по модифицированной программе.Автор разработки: Микоян Анастасия СергеевнаМесто работы: НОУ СОШ...
Методическая разработка урока ритмики для 4 класса.
Данная разработка предназначена для проведения итогового урока по теме "Элементы русского лирического танца" в 4 классе....
методическая разработка урока окружающий мир; 3 класс
Тема урока: Экологическая безопасность.Аннотация к Уроку-Окружающий мирУровень образования школьников: 3 класс общеобразовательной школы.Форма учебной работы: классно-урочная.Оганизация работы: группо...