рабочая программа по внеурочной деятельности "История моего города", 2 класс
рабочая программа (2 класс) на тему
рабочая программа 1-4
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рабочая программа внеурочной деятельности
«История моего города»
1.Пояснительная записка
Необходимость развития подрастающего поколения в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, содержательнее будут знания школьников о родном крае и его лучшим людях, тем более действенным окажутся они в воспитании любви к родной земле, уважении к традициям своего народа, патриотизма, в усвоении и воспроизводстве социального опыта.
Реализация краеведческого компонента на начальной ступени школьного образования ориентирует педагогический процесс на формирование у ребенка социокультурной картины окружающего мира, приобретение знаний и умений социальных отношений в ближайшем окружении. Психолого-педагогические исследования показывают, что младший школьный возраст является сензетивным для процесса социализации. Овладение учебной деятельностью обусловлено потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, желанием занять определенное место в системе доступных общественных отношений. При этом следует учитывать, что формирования отношений у младшего школьника имеет свои особенности. С одной стороны, повышенная эмоциональность, сопровождающая в процессе познания, а также становление эмпатийнорефлексивных качеств предоставляют возможность ребенку осознать своё личностное отношение к тому, что его окружает. С другой - младший школьник воспринимает окружающий мир конкретнообразно, и ему еще сложно самостоятельно выявлять социальную значимость явлений и объектов. Использование в учебновоспитательном процессе социализирующих возможностей краеведческой деятельности способствует разрешению данного противоречия (учение родного края позволяет сформировать у ребенку культурную картину мира, знания и умения социальных отношений в знакомых конкретных их проявлениях. Успешное вхождение ребенка в общественную среду и активное производство системы социальных связей возможно только при развитии у него коммуникативно-речевых способностей, где язык и речь выступают как ступени единого познания языка: от коммуникативно-речевых ситуаций к языку и от языка к речи, от лексики к грамматике. Речь производна от социального контекста, она — своеобразная «карта» территории, которая отображает такие социальные категории, как роли, статусы, ситуации, события через выбор тех или иных языковых средств. Младший школьник усваивает опыт социальных отношений прежде всего через языковой обмен в определенных социальных ситуациях. При этом передача и восприятие социальной информации посредством языка у ребенка имеет непосредственную связь с состоянием его эмоциональной жизни.
Предлагаемая программа называется «История моего города», рассчитана на четыре года обучения и предназначена для работы в 1-4 классах. Программа представляет собой интегрированный курс, имеющий целью ввести учащихся в мир истории и культуры наших предков. Основная задача программы - формировать у школьников общее представление об истории родного края, о культуре, о ее богатстве и разнообразии, воспитывать чувство гордости и патриотизма у юного гражданина. На кружок отводится 1 час в неделю-\34 часа в год\.
В процессе обучения дети знакомятся с историческим прошлым края, с коренными жителями края, их самобытной культурой, традициями, обычаями. Узнают, как шел процесс заселения края. Получат представление о труде, жилище и быте наших предков, о событиях прошлого и их месте в Отечественной истории вообще. Через приобщение к конкретным судьбам выдающихся земляков дети познакомятся со славными страницами родного края, села, деревни.
Программа предполагает сотрудничество детей и их родителей. Особое место отводится экскурсиям по историческим местам нашего города, встречам с ветеранами войны, труда, старожилами.
Содержание курса является многоплановым и охватывает вопросы истории, географии, экологии, культуры и др. дисциплин. В программе учтён возрастной принцип. Для соблюдения возрастного принципа использован линейно-концентрический подход к распределению учебного материала по годам обучения. Согласно возрастному принципу строятся методы и формы, а также отбор содержания. Дети имеют возможность сочетать различные направления деятельности и формы занятий с учетом их интересов и свободного времени. Программа предполагает использование следующих форм занятий: коллективные, индивидуальные, групповые. Сочетание разных видов деятельности (познавательный, творческий) вызывает активность и заинтересованность и даст определенные результаты.
Использование широкого спектра методических приемов создаст условия для самореализации учащихся:
- беседа, экскурсии
- практическая работа
- работа с картой России, Челябинской области, родного города Магнитогорска
- сообщения уч-ся на различные темы
- конкурсы, игры, праздники
-встречи с интересными людьми
-компьютерные презентации и др.
Ведущей идеей программы «История моего города» является формирование ценностных ориентиров учащихся, воспитания любви к своей Родине, уважение к нашим истокам, к родной земле. Воспитывать активную жизненную позицию гражданина с детских лет, готовность к служению Отечеству.
Актуальность и новизна предлагаемой программы:
формирование мировоззренческой, нравственной, социальной, общекультурной личности;
воспитание патриотизма и гражданственности;
содержательным стержнем предлагаемой программы является единство интересов личности и общества в воспитании гражданина России.
Отличительные особенности программы «История моего города», ее новизна заключается в том, что она интегрированная, разнообразная по содержанию, составлена с учетом интересов и возрастных особенностей, организация целостного воспитательного пространства, организация совместной деятельности.
Данная рабочая программа разработана на основе ФГОС НОО, основной образовательной программы начального общего образования МОУ СОШ№31, методического конструктора “Внеурочная деятельность школьников” (авторы Д. В. Григорьев, П. В. Степанов, Москва “Просвещение”, 2010 г.) и “Примерных программ внеурочной деятельности (начальное и основное образование)” под редакцией В. А. Горского, Москва “Просвещение”, 2011 г. К программе прилагаются разработанные методики оценки творческой и исполнительской активности, система самооценки учащегося, критерии оценки достижений учащихся - портфолио, теоретические основы проектной деятельности и критерии её оценивания, методические рекомендации по исследовательской работе в начальной школе, работы учащихся и методические разработки.
По типу данная рабочая программа внеурочной деятельности является тематической, и направлена на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле; при этом используются возможности различных видов внеурочной деятельности.
В программе реализуются следующие направления внеурочной деятельности: духовно-нравственное, научно-познавательное, военно-патриотическое.
Целью программы является углубление и расширение знаний учащихся по истории родного района, города, края, развитие у них творческих способностей и умений самостоятельно добывать знания, приобщить краеведов кружка к поисковой – исследовательской деятельности.
Решаются следующие задачи:
Образовательные:
Научить ребенка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, т.е. оценить их с точки зрения развития истории и культуры;
обучить активным формам деятельности в обстановке информационно-насыщенной работы;
способствовать активной мотивации в познавательной деятельности и практическом использовании полученных знаний;
обучить самостоятельной работе с библиографическими источниками;
сформировать систему знаний, умений и навыков по основам экскурсионной методики;
сформировать устойчивый интерес в изучении истории и культуры края, района, города.
Развивающие
развивать уверенность в реализации личностных качеств;
содействовать раскрытию творческого потенциала, творческой самореализации;
способствовать активизации собственного опыта, ценностно-ориентированного поведения;
развивать предпосылки для осознанного подхода обучающихся к подготовке и проведению экскурсий;
развивать коммуникативные навыки.
Воспитательные
воспитывать чувство гордости, уважения и сопричастности судьбам жителей воспитывать целеустремленность в овладении экскурсионным методом, самореализации, самосовершенствовании;
воспитывать культуру общения, чувств, творческого взаимодействия
Используемые технологии:
· технологии сотрудничества;
· проектные технологии;
· организация исследовательской деятельности с получением новых знаний.
Формы проведения занятий:
Экскурсия.
Уроки.
Работа с документами.
Исследовательская деятельность.
Механизм реализации программы:
организация экскурсий в районный краеведческий музей, в дом музей имени Б.Ручьева;
пешие экскурсии по городу;
посещение концертов фольклорных коллективов;
организация этнографических экспедиций по деревням Агаповского и Нагайбакского района;
сбор материалов;
оформление материалов экспедиции;
создание и оформление этнографического уголка в школе;
участие в российских и республиканских краеведческих конкурсах.
Возрастная группа учащихся, на которых ориентированы занятия: программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми 7 – 11 лет в течение четырёх лет обучения. Предусмотренные программой занятия проводятся как на базе одного отдельно взятого класса, так и в группах при участии учащихся шефствующего класса, социальных партнёров, родителей учащихся. На изучение курса выделено 135 часов на четыре года обучения, каждый из которых предполагает организацию определённого направления историко – краеведческой работы и преемственность обучения. Программа рассчитана на проведение еженедельных занятий из расчета 1 час в неделю продолжительностью 35–45 минут. При проведении встреч с интересными людьми, экскурсий, слётов несколько занятий объединяются в одно с увеличением количества часов.
Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – партнерами школы: краеведческим музеем , музеем ДКиТ, районными краеведческими музеями, библиотеками города.
Для реализации программы внеурочной деятельности предусмотрены следующие формы работы: рассказ, сообщение, беседа, экскурсия, презентация, практические занятия, продуктивные игры, изготовление объектов демонстрации (газеты, выставки, летописи), мини – представления и концерты, ярмарки, исследовательские проекты, конференции, фотовыставки и фотоотчёты, написание очерков и статей в школьную и городскую газеты, составление и разгадывание кроссвордов, конкурс исторических хроник, “круглые столы”
Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни) – 1 класс.
Элементарные социальные знания школьники получают уже тогда, когда только начинают осваивать историческую и краеведческую деятельность. Они узнают о достопримечательностях родного города, постигают этику поведения в музее, архиве, читальном зале, расширяют представление о себе как о жителе города. Дети знакомятся с окружающим их социальным миром и с жизнью людей, встречаются с очевидцами исторических событий, представителями музеев, библиотек и других предприятий. Также школьники приобретают знания о принятых в обществе нормах отношения к природе, о памятниках истории и культуры, о традициях памяти событий Великой Отечественной войны; о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе.
Результаты второго уровня (получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества) - 2, 3 класс. Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом осуществляется благодаря активизации межличностных отношений друг с другом. В различных ситуациях у детей появляется возможность проявить себя с лучшей стороны, сохранив веру в себя и уважение к другим членам коллектива. Важным становится развитие ценностных отношений к своей малой Родине, её природе, истории и культуре, населяющим её народам, героическим страницам её прошлого.
Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия) – 4-й класс. Школьники имеют реальную возможность выхода в пространство общественного действия. К этому времени у детей сформирована мотивация к изменению себя и приобретение необходимых внутренних качеств. Учащиеся приобретают опыт исследовательской и проектной деятельности, готовят публичные выступления по проблемным вопросам, участвуют в исследовательских конференциях, осуществляют благотворительную деятельность. Они имеют первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе и опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства.
Достижение всех трех уровней результатов деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:
формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности (приобретение опыта гражданских отношений и поведения в дружественной среде (в классе) и в открытой общественной среде);
формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др.
При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:
Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;
познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;
эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.
При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;
различать способ и результат действия.
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;
оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;
осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
выражать речь в устной и письменной форме;
проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Система оценки результативности внеурочной деятельности является комплексной и предусматривает:
1 уровень (1класс):
оценка достижений обучающихся (портфолио) происходит на каждом уровне реализации программы. В каждый “портфель достижений” обучающего входят дневники наблюдений, исследования, проекты, интервью, творческие работы (Приложение 3);
создание исследовательских мини – проектов совместно с учащимися – шефами (Приложение 14);
2 уровень (2-3 классы):
оценка достижений обучающихся (портфолио);
создание и защита собственных проектов;
создание и защита презентаций – представлений по изученной теме (Приложение 14);
3 уровень:
участие в конкурсах и конференциях исследовательских работ школьного, городского, всероссийского уровня;
представление коллективного результата деятельности обучающихся в форме исследовательских проектов с последующей передачей фото и видеоматериалов в школьный музей;
составление викторин, игр, разгадывание кроссвордов и ребусов;
создание и защита собственного проекта;
создание презентаций - представлений по изученной теме;
организация и проведение конкурсов исследовательских работ-соревнований, имеющих целью выявить лучших из числа всех участников;
участие в конференциях и конкурсах городского, регионального, всероссийского уровней.
Учебно-тематический план 1 класс
№ Урока | Тема | Количество часов | |
1 четверть (9ч) | |||
1. | Что изучает краеведение? | 1 | |
2. | Мой дом. Автобусная экскурсия «Законы улиц и дорог» | 1 | |
3. | Мир твоего дома | 1 | |
4. | Жизнь каждого члена семьи | 1 | |
5. | Отношения в семье | 1 | |
6. | Моя родословная | 1 | |
7. | Я и моя семья | 1 | |
8. | Я и моя семья. | 1 | |
9. | Обобщающий урок | 1 | |
2 четверть (7 ч) | |||
10 | Родная школа | 1 | |
11 | Трудовая жизнь в школе. Автобусная экскурсия «Здесь история живет» | 1 | |
12 | Составление макета «Школа – мой дом» (необходима предварительная подготовка материала) | 1 | |
13 | Народные праздники и обряды | 1 | |
14 | Новый год. Автобусная экскурсия «Вместе с Новым Годом в гости ко всем народам» | 1 | |
15. | Рождественские колядки | 1 | |
16. | Обобщающий урок | 1 | |
3 четверть (10 ч) | |||
17 | Мой город (село) | 1 | |
18. | Заочное путешествие по древнему Магнитогорску | 1 | |
19. | Моя улица. Автобусная экскурсия «по главным улицам города» | 1 | |
20. | Крестьянская изба | 1 | |
21. | Экскурсия в краеведческий музей | 1 | |
22. | История одежды. История вещей (по усмотрению учителя) | 1 | |
23. | Язык народа | 1 | |
24. | Игрушечных дел мастера | 1 | |
25. | Русские народные игры | 1 | |
26 | Художественные промыслы. Экскурсия в картинную галерею | 1 | |
4 четверть (8 ч) | |||
27. | Наш современный город | 1 | |
28 | Экскурсия по городу «Город металлургов» | 1 | |
29. | Занятия населения в древности | 1 | |
30 | Такие разные профессии | ||
31. | Профессии в моей семье | 1 | |
32. | Экскурсия на предприятие (знакомство с работой почты, типографии и т.д.) | 1 | |
33 | Обобщающий урок «Знатоки родного края» | 1 |
Содержание разделов и тем
(1 КЛАСС)
1 четверть (9 ч)
Тема 1. Введение. Что изучает краеведение?
Тема 2. Мой дом. Понятие «дом»: дом - жилище, дом - семья, дом - это место жизни человека.
Практическая работа. Изображение своего дома. Устный рассказ.
Тема 3. Мир твоего дома. Обряды и обычаи, связанные со строительством дома и новосельем (из истории), обряды с домашними животными. Интерьер дома. Праздничное убранство. Домашние животные.
Практическая работа. Лепка интерьера (можно своего рабочего места или лепка по выбору).
Тема 4. Жизнь каждого члена семьи. Состав семьи. Знакомство с терминами родства. «Вся семья вместе, так и душа на месте». Семейные вечера и праздники. «На что и клад, коли в семье лад».
Практическая работа. Составление рассказа о домашних делах (устно). Использование семейных фотографий.
Тема 5. Отношения в семье. Этика и психология семейных взаимоотношений в русских волшебных, социально-бытовых сказках, притчах. «Корми деда на печи, сам там будешь». Нравственные обязанности младших перед старшими.
Практическая работа. Изображение на рисунке членов семьи.
Тема 6. Моя родословная. Знакомство с понятиями: поколение, потомки, предки. События, которые отразились в истории семьи.
Практическая работа. Составление родословного древа (работа вместе с родителями).
Тема 7. Я и мое имя. Что означают наши имена? Что такое фамилия и отчество? Как родители выбирают имя ребенку? Имя и ангел-хранитель. Именины.
Практическая работа. Игры с использованием имен.
2 четверть(7 ч)
Тема 8. Родная школа. История школы. Возведение здания, его назначение, реконструкция в разные годы. Директор школы. Первая учительница.
Практическая работа. Схематическое изображение здания школы и прилегающей территории.
Тема 9. Трудовая жизнь в школе. Знакомство с режимом школы, общими правилами поведения.
Практическая работа. Экскурсия в школьный музей (15-20 мин.).
Тема 10. Составление макета «Школа - мой дом» (необходима предварительная подготовка материала).
Тема 11. Народные праздники и обряды. Как в старину отмечали праздники, обрядовая культура.
Практическая работа. Разучивание песен, стихов, поговорок, пословиц.
Тема 12. Новый год. Как к нам пришел праздник? Как отмечают Новый год в других странах.
Практическая работа. Подготовка к Новому году.
Тема 13. Рождественские колядки. Праздник Рождество Христово.
Практическая работа. Заучивание колядок, инсценирование.
Тема 14. Обобщающий урок (вид, структура урока, содержание по усмотрению учителя).
3 четверть (10 ч)
Тема 15. Мой город (село). Понятие малой родины. Первоначальные исторические сведения о названии города (села), застройках, занятиях людей.
Практическая работа. Подготовка выставки «Магнитогорск сегодня»
Тема 16. Заочное путешествие по древнему Магнитогорску.
Практическая работа. Рисование древнего города. Работа с аппликацией.
Тема 17. Моя улица. Названия улиц города по месту жительства детей. Название улиц, прилегающих к школе. История названия улиц, их роль в жизни современного человека.
Практическая работа. Схематическое изображение улиц, прилегающих к школе. Дети рисуют свой путь к школе.
Тема 18. Крестьянская изба. Как выбирали место для постройки дома? Кто принимал участие в строительстве? Кому доверяли постройку дома? Какие магические знаки защищали постройку?
Практическая работа. Построение (конструирование) крестьянской избы (из бумажных трубочек, глины, спичек, пластилина).
Тема 19. Экскурсия в краеведческий музей. Назначение предметов крестьянского быта.
Тема 20. История одежды. История вещей (по усмотрению учителя). Традиционный народный костюм: праздничный и будничный. Особенности в костюме Уральского края.
Практическая работа. Составление загадок о предметах быта. Пословицы и поговорки.
Тема 21. Язык народа.
Учебно-тематический план 2 класс
«ПАМЯТНИКИ СТАРИНЫ»
№ Урока | Тема | Количество часов | |
1 четверть (9 ч) | |||
1. | Введение. Что такое культурное наследие, что такое культура? | 1 | |
2. | Что такое музей? Экскурсия в музей ДКиТ | 1 | |
3. | Источники изучения жизни народа | 1 | |
4. | Путешествие в страну книг. Экскурсия в городскую библиотеку | 1 | |
5. | Что такое время? | 1 | |
6. | Что такое вещь? Вещь как портрет эпохи; портрет человека | 1 | |
7-8. | Как были придуманы и развивались предметы | 2 | |
9. | В доме старого уральца. | 1 | |
2 четверть (7 ч) | |||
10. | Город. Как он появился и развивался | 1 | |
11-12. | Областные музеи. Автобусная экскурсия в Ильменский заповедник | 2 | |
13-15. | Памятники истории и культуры на территории Уральского края. Автобусная экскурсия в Верхнеуральск | 3 | |
16. | Обобщающий урок | 1 | |
3 четверть (10 ч) | |||
17-18. | Музей в моей школе | 2 | |
19-25. | Каменные ветераны. Автобусная экскурсия «Памятники города рассказывают» | 6 | |
26-27. | Церковные памятники архитектуры. Автобусная экскурсия «О простом и вечном» | 2 | |
4 четверть (6 ч) | |||
28-31. | Путешествие по главным улицам города Магнитогорска. Автобусная экскурсия «По улицам правобережья» | 3 | |
32-33. | Памятники на Уральской земле. Автобусная экскурсия «Все для фронта, все для победы» | 2 | |
34. | Обобщающий урок «Люби и знай свой край» | 1 |
Содержание разделов и тем
(2 КЛАСС)
1 четверть (9 ч)
Тема 1. Введение. Что такое культурное наследие, что такое культура? Содержание понятий «культура», «наследие», «культурное наследие». Равноценность культур всех народов.
Практическая работа. Работа с репродукциями картин.
Тема 2. Что такое музей? Музей - «машина времени». Какие бывают музеи. Музейные профессии.
Практическая работа, Игра «В музее».
Тема 3. Источники изучения жизни народа. Содержание понятия «исторические источники». Классификация источников по группам (картина, фото, вещи, рассказ и записанный рассказ-книга, обычай, ритуал и т.д.).
Практическая работа. Работа в тетрадях творческих заданий: «Нарисуй исторические источники (по выбору детей) и отнеси их к какой-либо группе».
Тема 4. Путешествием страну книг. Посещение библиотеки, знакомство с писателями Липецкого края.
Тема 5. Что такое время? Содержание понятий «время», «дата», «год», «век».
Практическая работа. Работа с «лентой времени».
Тема 6. Что такое вещь? Вещь. Свойства вещи. Вещь как портрет эпохи; портрет человека. Почему вещи попадают в музей? Копия, подлинник.
Практическая работа. Игра «Составь портрет вещи»
Тема 7. Как были придуманы и развивались предметы. Посуда. От глины к пластмассе. Мебель и бытовые приборы, их развитие. Орудия и оружие. Транспорт. От колеса к ракете.
Практическая работа. Творческое задание: нарисовать внешний и внутренний мир дома будущего.
Тема 8. В доме старого уральца. Вещь - семейная реликвия. Поиск семейной реликвии.
Практическая работа. Творческое задание «Нарисуй предмет, который хранят в твоем доме как реликвию».
2 четверть (7 ч)
Тема 9. Город. Как он появился и развивался. Элементы, необходимые каждому городу. Общие тенденции развития городов. План и карта города.
Практическая работа. Рисуем карту родного города.
Тема 10. Областные музеи.
Практическая работа.
Тема 11. Памятники истории и культуры на территории Уральского края.
Практическая работа. Работа с фотографиями памятных -мест.
Тема 12. Обобщающий урок (вид, структура урока, содержание - по усмотрению учителя).
3 четверть (10 ч)
Тема 13. Музей в моей школе. Работа с экспозицией музея. Практическая работа. Устный рассказ.
Тема 14. Каменные ветераны.
Практическая работа. «Нарисуй, как ты представляешь себе обитателей этих домов».
Тема 15. Церковные архитектурные памятники
Практическая работа. «Найди на рисунке русскую церковь и дорисуй недостающие детали» (предварительная подготовка рисунков учителем).
4 четверть (8 ч)
Тема 16. Путешествие по главным улицам г. Магнитогорска.
(по выбору учителя).
Практическая работа. «Нарисуй современную улицу».
Тема 17. Памятники на уральской земле. Экскурсии к памятникам (по выбору учителя).
Тема 18.Обобщающий урок «Люби и знай свой край». Место и значение музеев, памятников в истории развития города Магнитогорска и области.
Практическая работа. Музейный спектакль или инсценировка на тему «Как люди жили в древности»
Учебно-тематический план 3 класс
«ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»
Тема I. Край ты мой, родимый край! (4 часа) | ||
1. | Родной край – малая родина. | |
2. | Есть такая земля — Челябинская область. Автобусная экскурсия «Райский уголок (Лимонарий)» | |
3. | Карта Челябинской области. | |
4. | Удивительное рядом (выполнение творческой работы по теме) | |
Тема II. Как хорошо, что есть семья (5 часов). | ||
5 | Моя семья. | |
6. | Мама и папа идут на работу. Автобусная экскурсия «Про завод и про то, как он живет» | |
7. | Праздники в семье. | |
8. | Выдающиеся люди родного края об отчем доме. | |
8. | Дом, в котором мы живем (выполнение творческой работы по теме). | |
Тема Ш. Маленькие открытия родного края (11 часов). | ||
10, 11. | Пейзажи природы Челябинской области. | |
12,13. | Разнообразие животного мира Челябинской области (выполнение творческой работы по теме). Автобусная экскурсия «Ребятам о зверятах» | |
14. | Заповедные места родного края. Автобусная экскурсия «Аркаим» | |
15,16. | Времена года. | |
17. | Погода на территории родного края. | |
18. | Народные приметы о погоде. | |
19. | Природа каждому нужна. | |
20. | Обобщающее повторение по теме «Маленькие открытия родного края». | |
Тема IV. Народное творчество в родном крае (4 часа). | ||
21. | Устное народное творчество Челябинской области. | |
22. | Игры и забавы прошлого и настоящего в родном крае. | |
23, 24. | Путешествие в город мастеров. | |
Тема V. Добрые дела жителей родного края (6 часов). | ||
25. | Труженики родного края. | |
26. | Наши земляки - защитники Отечества. | |
27. | Добрые дела красят человека (выполнение творческой работы по теме). | |
28 | Герои Великой Отечественной войны — сыны и дочери земли Уральской. | |
29,30. | Замечательные люди Уральского края (устный журнал). Автобусная экскурсия в музей Б. Ручьева | |
VI. Повторение и обобщение. Люби и знай свой край родной (4 часа). | ||
31. | Урок-викторина «Кто лучше знает о крае родном? Кто больше расскажет о нем?» | |
32. | Урок-конкурс «Я живу на Уральской земле». | |
33. | Я познаю мир. Всей семьей на природу. | |
34. | Нет земли краше, чем Родина наша. |
3 класс
(34 часа, 1 раз в неделю)
Тема I. Край ты мой, родимый край! (4 часа)
Родной край - малая родина. Родина — место, где родился человек не живут его родные люди. Происхождение слова «родина». Поэтические строки о родине.
Карта Челябинской области. Имена существительные, имена прилагательные на карте нашей области. Заглавная буква в названиях городов деревень, рек, озер нашей области.
Практикум по речевому развитию:
1. Повторение и закрепление знаний об однокоренных словах. Два признака однокоренных слов - общая часть и общее значение на и пример слов «родина», «родной».
2. Повторение и закрепление знаний о роли имен существительных и прилагательных, глаголов. Написание заглавной буквы в собственных именах существительных.
3. Работа со словарём:
а) слова с непроверяемым написанием (улицам город, деревня, народ, приветливо, Родина);
б) топонимический словарь Уральского края
в) Уральский Энциклопедический Словарь.
Тематика чтения: И. Бунин «О счастье мы всегда лишь вспоминаем», «Родине»; Л. Толстой «Шат и Дон»; Б. Шанев «Есть такая земля»; Б. Александров «Береза - символ России»; Н. Михалков «Родина» (по усмотрению учителя).
Творческая работа: составление связного текста из деформированных предложений («Зеленая Стража», «Помогите птицам»).
Требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать: суть понятия «малая родина»; шесть названий населенных пунктов Липецкой области (название населенного пункта, где школьник проживает, название областного центра, название двух городов и двух сел Челябинской области); название главной реки области - реки Урал
Учащиеся должны уметь: составлять небольшое описание того, что находится в ближайшем окружении (см. творческую работу).
Тема II. Как хорошо, что есть семья (5 часов).
Разговор о маме и папе, бабушках и дедушках, о сестрах и братьях. Мама и папа идут на работу. Праздники в семье. Родительский дом - основа всей жизни, начало понимания любви, гармонии и красоты. Выдающиеся люди родного края о своих родителях, отчет доме.
Практикум по речевому развитию:
- Работа со словарем настроений по Картине В.Я. Соболева «Портрет матери», 1960 г. (какими слоями можно передать настроение, которое вызывает у вас эта картина; какие чувства хотел выразить художник в этой картине?). Виды предложений по цели высказывания и по интонации.
- Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании.
3. Состав слова {бабушка, дедушка, сестричка, братик, родителъский).
4. Работа со словарем: адрес, квартира, комната, отец, ужин коллектив, обед, совет, праздник.
Тематика чтения: М. Пришвин «Родина»,Л. Толстой «Косточка», «Отец и сыновья», А. Пушкин «Няне», 3. Восскресенская «Мама», Н. Саконская «Разговор о маме», Б. Емельянсов «Мамины руки А. Барто «Разлука», Е. Благинина «Вот такая мама», Л. Воронков «Что сказала бы мама» (по усмотрению учителя).
Творческая работа: «Написать свою открытку маме».
Игровая деятельность: пальчиковая игра «Наша семья».
Час общения: «О родных и близких людях с любовью».
Требования к знаниям и умениям.
Учащиеся должны знать: состав своей семьи; место работы родителей.
Учащиеся должны уметь: составлять описание своего дома.
Тема III. Маленькие открытия родного края (11 часов).
Родные пейзажи, леса с торжественным гулом в вершинах де, луга с россыпью цветов (растения, кустарники, ягодные, грибы). Разнообразие животного мира (звери и птицы). Заповедные места Времена года. Погода на территории родного края. Народные приметы о погоде.
Практикум по речевому развитию:
1. Образные слова и выражения в нашей речи.
2. Части речи. Роль прилагательных для точной выразительной. Роль глаголов. Слова близкие и противоположные по значению.
3. Состав слова (лесные, ласточка, полянка, кустик, ягодка).
4. Работа со словарём:
а) слова с непроверяемыми написаниями {аллея, погода, сирень, береза, осина, животное, соловей, земляника, болото);
б) топонимический словарь Уральского края
в) Уральский Энциклопедический Словарь.
Тематика чтения: М. Пришвин «Берестяная трубочка», «Цветущие трапы», «Расцвет шиповника», «Как распускаются разные деревья», «Дятел», «Ежи»; Л. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Деревья дышат», А. Пушкин «Птичка», «Только что на проталинах дороги»; И. Бунин «После половодья», «Пустой зелени ельник у дороги» (но усмотрению учителя).
Творческая работа: составление рассказа из данных предложений («Чем дятел кормится»).
Творческая работа: выставка рисунков «Цветы родного края».
Игровая деятельность:
1. Дидактическая игра «Кто, где живет и чем питается?»
2. Игра-путешествие по лесным тропинкам «Природа каждому нужна»
3. Пальчиковые игры-физминутки: «Цветок», «Жук», «Аист», «Дождь», «Речка».
4. Игра «Поиграем в слова».
Природоведческий диктант (угадай по описанию).
Информационный час «Это интересно знать».
Требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать: десять названий растений, произрастающих на территории Липецкой области (пять деревьев, пять названий травянистых растений - цветы, ягоды); четыре названия съедобных и ядовитых грибов Челябинской области; пять названий животных, обитающих в лесах края.
Учащиеся должны уметь: выявлять особенности состояния природы родного края в зависимости от времени года; составлять описание образа жизни животных, проживающих на территории края.
Тема ГУ. Народное творчество в родном крае (4 часа).
Малые фольклорные жанры «На ярмарке» (пословицы, песни, потешки, скороговорки, загадки, считалки). Игры и забавы. В гости к мастеру. Удивительный мир игрушек.
Практикум по речевому развитию:
- Составление предложений. Распространенные и нераспространенные предложения. Знаки препинания в конце предложения.
- Виды текстов и стиль речи.
- Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог, союз, местоимение.
- Работа со словарем:
а) слова с непроверяемыми написаниями {картина, рисунок, потом, рассказ, чувство, песок);
б) Энциклопедический Словарь.
Тематика чтения:
Народные песни, пословицы, скороговорки, загадки.
М.Ю. Лермонтов «Казачья колыбельная песня».
Творческая, работа: «Путешествие в город мастеров» (урок сказка).
Требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать: три загадки о растениях и животных родного края, две пословицы о труде.
Учащиеся должны уметь: составлять небольшие рассказы изделиях народного промысла области
Тема V. Добрые дела жителей родного края (6 часов).
Труженики родного края. О тех, кто растит хлеб, выплавляй металл, защищает Родину, открывает мир добра и красоты (театра библиотеки, художники (В. Лузанов, О. Малявкин, В. Соболев, В. Сорокин и др.), писатели (И. Бунин, Е. Замятин, А Левитов, М. Пришвин и др.), путешественники (П.П. Семенов-Тян-Шанский). Связь поколений. Герои Великой Отечественной войны - сыны и дочери земли Уральской. Вспомним всех поименно.
- Часть речи - глагол. Изменение глаголов по числам и временим. Многозначность. Глаголы близкие и противоположные по смыслу.
- Состав слова (памятник, народная, доброта, мужество, героический).
- Работа со словарем:
а) слова с непроверяемыми написаниями (герой, памятник, победа, солдат, комбайн, комбайнер);
б)Энциклопедический Словарь.
Тематика чтения: С. Сериков «Река Воронеж»; очерки «Великий русский путешественник (Семенов-Тян-Шанский)», «Электролампа Ладыгина», «Подвиг народа» (Б. Шальнев, В. Шахов «Мир детства: родная культура»).
Творческая работа: сочинение на тему «Добрые дела красят человека».
Творческая работа: составление текста поздравительной открытки ветеранам.
Устный журнал «Замечательные люди Уральского края».
Требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать: основное сведения о выдающихся людях родного края (по усмотрению учителя).
Учащиеся должны уметь: составлять описание добрых дел нишей, живущих в Челябинской области (см. творческую работу).
VI. Повторение и обобщение. Люби знай свой край родной (4 часа).
Литературно-музыкальная композиция «Нет земли краше, чем Родина наша».
Учебно-тематический план 4 класс
«ИСТОРИЯ РОДНОГО ГОРОДА»
Введение (2 часа) | ||
1. | Особенности карты Челябинской области. | |
2. | Описание территории родного края. | |
Раздел I. Сокровища земли родной (24 часа) Тема «Мир природы» (14 часов) | ||
3. | Поверхность нашего края. | |
4, 5. | Подземные богатства. Их использование человеком. Автобусная экскурсия «Ильменский заповедник» | |
6. | Плодородие почв области (черноземы). | |
7. | Реки, озера, родники области. Автобусная экскурсия «Озеро Тургояк» | |
8, 9. | Растения нашего края: луговые, лесные, болотные. | |
10 | Съедобные и ядовитые грибы области. | |
11. | Культурные растения на территории родного края. | |
12. | Животные нашего края: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие (звери). | |
13. | Дикие и домашние животные. | |
14, 15. | Урок-экскурсия «Богат и разнообразен мир природы нашего края». В край озёрный и лесной (оз. Банное) | |
16. | Обобщающий урок «Разнообразие мира природы родного края» (по итогам изучения темы). | |
Тема «Мир истории» (10 часов) | ||
17. | Территория края во времена Древней Руси. | |
18, 19 | Петр Великий в истории области. | |
20, 21. | Страницы истории нашего края XIX века. Автобусная экскурсия «Аркаим - древний город земли» | |
23. | Великая война - великая Победа. | |
23. | Страницы истории края на рубеже XX-XXI вв. | |
24, 25. | Урок-экскурсия по местам боевой и исторической славы | |
26. | Обобщающий урок «Ожившие страницы прошлого»( По итогам изучения темы). | |
Раздел III. Сокровища земли родной в жизни человека (6 часов) Тема «Охрана природы Липецкой области» (3 часа) | ||
27 28. | Охраняемые природные территории родного края. Автобусная экскурсия «Край наш Уральский (с. Фершампенуаз)» | |
29. | Красная книга области. | |
Тема «Родной край в жизни человека» (3 часа) | ||
30. | Значение знаний о природе, истории родного края в жизни человека. | |
31,32. | Театры, музеи, библиотеки на территории родного края | |
Повторение и обобщение (2 часа) | ||
33. | Урок-викторина «Люби и знай свой край родной». | |
34. | Урок – проект «Парк будущего» |
4 КЛАСС
(34 часа, 1 раз в недели)
Введение (2 часа).
Карта области среди многообразия географички карт. Ее особенности. Текст как способ описания территории края. Практикум по речевому развитию:
- Текст как единица речи. Тема текста. Составление тексту.
- Работа со словарем:
слова с непроверяемыми написаниями (восток, километр, родина, север, горизонт, Россия, расстояние);
Энциклопедический Словарь.
Практическая работа: характеристика территории края с использованием карты области.
Практикум по речевому развитию: составление текста-описания по заранее намеченному плану.
Требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать: особенности географической карты Липецкой области.
Учащиеся должны уметь: составить связный текст-описание окружающей местности по заранее намеченному плану.
Раздел I. Сокровища земли родной (24 часа)
Тема «Мир природы» (14 часов)
Поверхность нашего края. Особенности рельефа и климата. Структура повествовательного текста в описании поверхности нашего края.
Практикум по речевому развитию:
- Особенности текста-повествования.
- Работа со словарем:
- слова с непроверяемыми написаниями (богатство, календарь, октябрь, погода, медленно, сейчас);
- Энциклопедический Словарь.
Тематика чтения: стихи и рассказы об осени русских, советских писателей (И.А. Бунин «Листопад», «Октябрьский рассвет»; Р. Козловцева «Прошу помедли птичий караван»).
Требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать: особенности рельефа и климата области;
Учащиеся должны уметь: составить текст-повествование на о иную учителем тему о климате и рельефе родного края.
Подземные богатства. Их использование человеком. Полезные ископаемые. Однородные члены предложения как средство составления характеристики полезных ископаемых родного края.
Практикум по речевому развитию:
- Упражнение в составлении предложений с однородными членами.
- Работа со словарем:
- слова с непроверяемыми написаниями (гореть, желтый, железо, песок, здесь легко);
- Энциклопедический Словарь.
Требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать: полезные ископаемые родного края (известняк, глина, песок, мел и т.д.), их использование человеком.
Учащиеся должны уметь: различать по внешнему виду полезные ископаемые (2-3) и составлять их характеристику с интонационно правильными оформленными однородными членами предложения.
Почвы. Плодородие почв области (черноземы). Teма и основная мысль текста при описании почвы родного края.
Практикум по речевому развитию:
- План текста. Заголовок текста. Основная мысль текста.
- Работа со словарем:
- слова с непроверяемыми написаниями (хозяйство, огород, земледелие, агроном, деревня, лопата, семена);
- Энциклопедический Словарь.
Творческая работа:
составление кроссвордов, ребусов, загадок на тему «Почва родного края».
Требования к знаниям и умениям.
Учащиеся должны знать: особенности почвенного покроя родного края.
Учащиеся должны уметь: проводить сравнение почв по плодородию с использованием плана.
Водные объекты: реки, озера, родники. Употребление имен существительных в описании водных объектов родного края.
Практикум по речевому развитию:
1. Имя существительное. Распознавание падежей имен существительных.
2. Работа со словарем:
• слова с непроверяемыми написаниями (берег, север, около, налево, направо, назад);
• Энциклопедический Словарь.
Тематика чтения: А.С. Пушкин «Дон», С. Узин «Река Красива! Меча», М.М. Пришвин «Родники Берендея», Л.Н. Толстой «Куда девается вода из моря?», И.А. Бунин «Бушует полая вода».
Творческая работа: составление текста-рассуждения «Родники Уральские».
Требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать: название рек области (6-7)
Учащиеся должны уметь: характеризовать водные объекты расположенные вблизи своего населенного пункта, с использованием имен существительных в различных падежах.
Растения нашего края: луговые, лесные, болотные. Грибы. Культурные растения. Употребление имен существительных при характеристике растительного покрова родного края.
Практикум по речевому развитию:
- Ударные и безударные окончания имен существительных.
Несклоняемые имена существительные. - Работа со словарем:
- слова с непроверяемыми написаниями (аллея, береза, земляника, капуста, картофель, малина, овес, огурец, пшеница, яблоко, ягода);
- Энциклопедический Словарь.
Тематика чтения: С. Есенин «Береза», «Черемуха», «Сыплет и черёмуха снегом»; «По-над Доном сад цветет...» (лирика А. Кольцова, И. Никитина, А. Буниной и т.д.).
Творческая работа: защита проекта «Путешествие в мир растений».
Требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать: отличительные особенности растительного покрова лугов, лесов, болот родного края, 5-6 названий культурных растений, выращиваемых на территории Липецкой области.
Учащиеся должны уметь: проводить сравнение растительного покрова луга, леса, болота, употребляя имена существительные с ударными и безударными окончаниями.
Животные нашего края: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие (звери). Дикие и домашние животные. Использование имен прилагательных в описании поведении животных области.
Практикум по речевому развитию:
- Имя прилагательное. Употребление имен прилагательных.
- Работа со словарем:
- с непроверяемыми написаниями (воробей, корова, лисица, заяц, интересный, прекрасный);
- Энциклопедический Словарь.
Тематика чтения: М.М. Пришвин «Ежи», «Жулька», И.В. Успенский «Поросенок».
Творческая работа: повествовательный текст с элементами описания «Мое любимое животное».
Требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать: по 5-6 названий диких и домашних обитающих на территории области, особенности ведения диких и домашних животных.
Учащиеся должны уметь: проводить сравнение поведения диких и домашних животных с использованием имен прилагательных.
Экскурсия «Богат и разнообразен мир природы нашего края».
Игра-викторина «Разнообразие мира природы родного края» (по итогам изучения темы).
Тема «Мир истории» (10 часов)
Территория края во времена Древней Руси. На просторах Дикого поля. Служилые люди, первые поселения крестьян. Куликовская битва. Употребление имен прилагательных в описании образа жизни характера людей, защищавших Русь от набегов монголо-татар.
Практикум по речевому развитию:
- Употребление в устной и письменной речи имен прилагательных. Наблюдение над безударными падежными окончании имен прилагательных.
- Работа со словарем:
- слова с непроверяемыми написаниями (жилище, медленно, народ, одежда, хозяйство);
- Энциклопедический Словарь,
Творческая работа: защита проекта «Так жили славяне».
Требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать: основные занятия славян на территории родного края во времена Древней Руси; о Куликовской бит как важном событии в русской истории.
Учащиеся должны уметь: составлять характеристику образа; жизни славян на территории родного края во времена Древней Pyси используя имена прилагательные.
Петр Великий в истории области. Азовские походы, и строительство военно-морского флота на Верхнем Дону. Употребление имен существительных, имен прилагательных и их согласование в составлении текста о периоде образования российской империи края.
Практикум по речевому развитию:
- Употребление имен существительных, имен прилагательных в речи.
- Работа со словарем:
- слова с непроверяемыми написаниями (завод, корабль, металл, хорошо, столица, север);
- Энциклопедический Словарь.
Тематика чтения: С. Сериков «река Воронеж», Славянские токи: «Морская слава Липецка», «Дедушка русского флота».
Творческая работа: сочинение-рассуждение «роль Петра Bеликого в истории области».
Требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать: роль Петра Великого в развитии родного края.
Учащиеся должны уметь: Проводить сравнение образа жизни население края в эпохи Древней Руси и Петра Великого, используя согласование прилагательных и существительных.
Страницы истории нашего края XIX века. Отечественная война 1812 г. Земляки - участники войны.. Употребление местоимений при погружении. в историческое прошлое (рассказ от лица автора события).
Практикум по речевому развитию:
- Употребление местоимений в речи.
Работа со словарем:
- слова с непроверяемыми написаниями (победа, впереди, солдат, праздник);
• Энциклопедический Словарь.
Творческая работа: рассказ от лица участника события войны 1812 года.
Требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать: примеры героических поступков земляков - участников Отечественной войны 1812 года.
Учащиеся должны уметь: составлять рассказ о родном крае в контексте исторических событий XIX века.
Наш край в XX веке. Великая война — великая победа. Все для фронт, все для победы! Жители родного края - фронту. Магнитогорск прифронтовой. Герои тыла. Бои на Уральской земле. Страницы истории края на рубеже XX-XXI вв. Употребление местоимений в диалоге поколений.
Практикум по речевому развитию:
- Употребление местоимений в речи.
- Работа со словарем:
- слова с непроверяемыми написаниями (аллея, самолет, командир, салют);
- Энциклопедический Словарь.
Творческая работа: сочинение-описание «Мой дедушка»; составление поздравительной открытки в честь победы.
Требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать: примеры героических поступков и отверженного труда жителей родного края - участников Великой Отечественной войны;
Учащиеся должны уметь: составлять описание о значимых исторических событиях родного края.
Экскурсия по местам боевой и исторической славы.
Творческая работа «Ожившие страницы прошлого» (по итогам изучения темы).
Раздел II. Сокровища земли родной в жизни человека (6 часов)
Тема «Охрана природы Челябинской области» (3 часа)
Охраняемые природные территории родного края. История создания. Люди, посвятившие свою жизнь изучению и сохранению природы родного края. Красная книга области Употребление в речи глаголов с безударными личными окончаниями при описании значения заповедных территорий в сохранении сокровищ родной земли.
Практикум по речевому развитию:
• Употребление в речи глаголов с безударными личными окончаниями.
• Работа со словарем:
слова с непроверяемыми написаниями (подбор существительных прилагательных, глаголов из орфографического словаря по данной тематике);
• Энциклопедический Словарь.
Творческая работа: составление текста с помощью разрешающих или запрещающих знаков-моделей.
Требования к знаниям и умениям
Учащиеся должыы знать: охраняемые природные территории родного края; правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь: оценивать простейшие экологические последствия воздействия человека на природу родного края, используя глаголы с безударными личными окончаниями.
Тема «Родной край в жизни человека» (3 часа)
Значение знаний о природе, истории родного края в жизни человека. Театры, музеи, библиотеки на территории родного края, роль. Употребление глаголов в неопределенной форме при сопоставлении изучаемых явлений со своим жизненным опытом.
Практикум по речевому развитию:
- Употребление в речи глаголов в неопределенной форме.
- Работа со словарем:
слова с непроверяемыми написаниями (библиотека, комната, одежда, портрет, экскурсия, фамилия);
• Энциклопедический Словарь.
Посещение театра, музея, библиотеки (по выбору учителя).
Творческая работа: сочинение по впечатлениям.
Требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать: правила поведения в общественных местах.
Учащиеся должны уметь: соотносить явления окружающей местности со своим жизненным опытом, используя глаголы в неопределённой форме.
Повторение и обобщение (2 часа)
Викторина «Люби и знай свой край родной».
Письмо потомкам «Сохраним сокровища родного края».
Проект «Парк будущего».
Литература для учителя
- Извекова Н.А., Латов Н.В. Праздник в семье. - М.: Педагогика, 1986.
- Их имена на карте Родины /сост. Р.Н. Литвинов. - Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 1971.
- Липецкая энциклопедия: в Зт. / ред.-сост. Б.М. Шальнев, В.В. Шахов. Липецк, 1999.
- Липецкая игрушка // Основы художественного ремесла: в 2ч. Ч 2. / под. ред. В.А. Барадулина. - М.: Просвещение, 19877. - С. 136 - 137.
- Лузанов В. М. Образ времени. Время, жизнь, творчество. – Липецк: ООО «Электрома», 1998.
- Познаем мир природы. Хрестоматия по экологическому образованию воспитанию в начальной школе для взрослых и детей / сост. Л.С. Буданцева, Т.Д. Стрельникова. - Липецк, 1997.
- В. Соболев: живопись, графика. Каталог персональной выставки. В.Я. Соболева. – Липецк, 1999.
Литература для учащихся
- Из русской поэзии, XIX век: стихотворения. Хрестоматия школьник сост. Н. Сидорина. - М: Астрель, 2004.
- Стихи и рассказы о маме. Хрестоматия школьника. / колл. художнике! - М.: Астрель: ACT: Люкс, 2005.
Предварительный просмотр:
Приложение №1.
Методика оценки творческой и исполнительской активности
учащихся в процессе освоения местного краеведческого материала.
Методика оценки творческой и исполнительной активности учащихся по освоению краеведческого материала состоит из пяти тестов: ребусы; кроссворды; загадки, стихи, сочинение; зарисовки на экскурсиях и в походах, викторина «Юный краевед».
Тест «Ребусы». Учащимися составляются ребусы на темы животного и растительного мира в количестве пяти. Оценивается простота, эстетичность оформления ребусов.
Тест «Кроссворды». Учащийся составляет кроссворд, беря за основу название животного, растения, птицы, рыбы региона. Учитывается наибольшее количество слов в кроссворде на заданную тему. Составление нескольких кроссвордов поощряется дополнительными баллами.
Тест « Загадки, стихи, сочинение». Учащийся готовит не менее семи загадок на темы животного и растительного мира Приморского края, сочиняет стихи или четверостишье, пишет сочинение.
Тест «Зарисовки на экскурсиях и в походе». Учащиеся делают зарисовки пейзажей, представителей растительного и животного мира, других наблюдений на экскурсиях и в походе. Оценивается замысел и красота увиденного окружающего мира.
Тест викторина «Юный краевед». Каждому учащемуся дается задание составить викторину на тему: «Мой родной город». Оцениваются количество вопросов, отражающих краеведение родного города (географические особенности, символика, история улиц и достопримечательностей, растительный и животный мир, традиции и культура, народы и этнические группы, нормы и правила бережного отношения к природе).
Информационная карта
оценки творческой и исполнительной активности учащихся по краеведению
№п\п | Ф.И. ребенка | Ребусы | Кроссворд | Загадки, стихи | Сочинение | Зарисовки | Викторина «Юный краевед» | итог |
Итог |
Шкала оценки: 3 балла – высокий уровень (задание выполнено самостоятельно); 2 балла - средний уровень (задание выполнено с использованием дополнительной литературы; 1 балл – низкий уровень (задание выполнено с помощью других).
Педагог: _____________
Предварительный просмотр:
Приложение 2.
Проектная деятельность.
В представленной таблице раскрыты цели и задачи каждого этапа проекта, содержание деятельности педагога, учащихся и родителей.
Этапы работы над проектом | Цели и задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Деятельность родителей |
1. Погружение в проект | Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности. Задачи: определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся; создание группы (групп) учащихся для работы над проектом. | Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся. Побуждает у учащихся интерес к теме проекта. Помогает сформулировать: проблему проекта; сюжетную ситуацию; цель и задачи. Мотивирует учащихся к обсуждению, созданию проекта. Организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта. Помогает в анализе и синтезе, наблюдает, контролирует. Консультирует учащихся при постановке цели и задач, при необходимости корректирует их формулировку. Формирует необходимые специфические умения и навыки | Осуществляют вживание в ситуацию. Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем. Получают дополнительную информацию. Определяют свои потребности. Принимают в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор. Осуществляют: анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта; личностное присвоение проблемы. Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта. | Помогают в выборе тематического поля, темы; в формулировке проблемы, цели и задач проекта. Мотивируют детей |
2.Планирова ние деятельности | Цель – пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных. Задачи: определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации; установление процедур и критериев оценки результатов и процесса; распределение задач (обязанностей) между членами группы. | Направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов). Предлагает учащимся: различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации; организовать группы; распределить роли в группах; спланировать деятельность по решению задач проекта; продумать возможные формы презентации результатов проекта; продумать критерии оценки результатов и процесса. Формирует необходимые специфические умения и навыки. Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов. | Осуществляют: поиск, сбор, систематизацию и анализ информации; разбивку на группы; распределение ролей в группе; планирование работы; выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов; принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса. Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной деятельности на данном этапе. Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы. | Консультируют в процессе поиска информации. Оказывают помощь в выборе способов хранения и систематизации собранной информации, в составлении плана предстоящей деятельности. |
3.Осуществление деятельности по решению проблемы | Цель – разработка проекта. Задачи: самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта. промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время). | Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся. Контролирует соблюдение правил техники безопасности. Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности. | Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме. При необходимости консультируются с учителем (экспертом). Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах. | Наблюдают. Контролируют соблюдение правил техники безопасности. Следят за соблюдением временных рамок этапов деятельности. Оказывают помощь в сборе информации, оформлении материалов и портфолио проектной деятельности. |
4.Оформление результатов | Цель: структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков. Задачи: анализ и синтез данных; формулирование выводов. | Наблюдает, советует, направляет процесс анализа. Помогает в обеспечении проекта. Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого. | Оформляют проект, изготавливают продукт. Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач. Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы. | Наблюдает, советует. Помогает в обеспечении проекта. Мотивирует учащихся, создает чувство успеха. |
5.Презентация результатов | Цель – демонстрация материалов, представление результатов. Задачи: – подготовка презентационных материалов; – подготовка публичного выступления; – презентация проекта. | Организует презентацию. Продумывает и реализует взаимодействие с родителями. При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации и оформления портфолио. Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности. Выступает в качестве эксперта. Принимает отчет: обобщает и резюмирует полученные результаты; подводит итоги обучения; оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.; акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др. | Выбирают (предлагают) форму презентации. Готовят презентацию. Продолжают оформлять портфолио. При необходимости консультируются с учителем (экспертом). Осуществляют защиту проекта. Отвечают на вопросы слушателей. Демонстрируют: понимание проблемы, цели и задач; умение планировать и осуществлять работу; найденный способ решения проблемы; рефлексию деятельности и результата. Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов. | Консультируют в выборе формы презентации. Оказывают помощь в подготовке презентации. Выступают в качестве эксперта. |
Результаты и эффекты:
Проектная деятельность младших школьников, будучи основной структурной единицей процесса обучения, способствует:
- обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;
- развитию творческих способностей и активности учащихся;
- формированию проектного мировоззрения и мышления;
- адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;
- формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.
- Учащиеся видят реальное применение своих знаний, понимают, как много, оказывается, они еще не знают и им предстоит узнать, у них появляется чувство ответственности перед товарищами, так как, если кто-то из них не выполнит часть своей работы, то пострадают все, и необходимый результат не будет достигнут. Кроме того, они видят, что жизненные проблемы не имеют только однозначного решения, вариантов может быть несколько, и в этом случае проявляются творческие способности ребят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мой город" для 1-2 классов.
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мой город" для 1-2 классов содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование для 1и 2 классов. Пояснительная записка содержит:-общую ха...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Наш город - Санкт - Петербург"
Прграмма рассчитана на 4 года (1-4)....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Наш город - Санкт - Петербург"
Прграмма рассчитана на 4 года (1-4)....
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Кружок "Город мастеров"
Данная программа ориентирована на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества. Особое внимание в программе уделено п...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мой город - Армавир"
Программа внеурочной деятельности (социальное направление) "Мой город - Армавир" для учащихся 3 класса.Программа представляет собой интегрированный курс, имеющий целью ввести учащихся ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности Наш город- Санкт-Петербург
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Любимый город»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Любимый город» для 2 класса. Программа включает в себя следующие разделы: Пояснительная записка, цель, задачи, место в учебн...