Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мой город - Армавир"
рабочая программа (3 класс)
Программа внеурочной деятельности (социальное направление) "Мой город - Армавир" для учащихся 3 класса.
Программа представляет собой интегрированный курс, имеющий целью ввести учащихся в мир истории и культуры Армавира.
Программа способствует ознакомлению с национальными ценностями и духовными традициями жителей, значимости усилий каждого для благополучия и процветания родного города.
Педагогическая целесообразность программы направлена на развивающее обучение и формирование творческой личности; получение и применение на практике знаний и умений, развитие у детей чувства причастности к решению проблем через включения их в различные виды деятельности по изучению истории родного города, традиций народов, проживающих в Армавире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа ВУД "Мой город - Армавир" | 69.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование город Армавир Краснодарского края
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тип программы: ____тематическая_________________________
Наименование программы:___«Мой город - Армавир»________
Срок реализации программы: _____один год_________________
Возраст обучающихся: _____8 – 9 лет_______________________
Количество часов ________34______________________________
Ф.И. О. учителя, составителя: Олифиренко Елена Александровна
Программа разработана на основе:
примерной программы внеурочной деятельности федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 г.) М.: «Просвещение», 2012
- Планируемые результаты
Программа представляет собой интегрированный курс, имеющий целью ввести учащихся в мир истории и культуры Армавира.
Программа способствует ознакомлению с национальными ценностями и духовными традициями жителей, значимости усилий каждого для благополучия и процветания родного города.
Программа разработана с учётом вопросов и заданий УМК «Школа России», является дополнением к УМК, так как использование метода проектов и исследовательской работы в рамках существующей классно-урочной системы связано с трудностями организационного характера и временными ограничениями, в то время как включение метода проектов и исследований в организацию воспитательной работы даёт много преимуществ и положительных результатов.
Педагогическая целесообразность программы направлена на развивающее обучение и формирование творческой личности; получение и применение на практике знаний и умений, развитие у детей чувства причастности к решению проблем через включения их в различные виды деятельности по изучению истории родного города, традиций народов, проживающих в Армавире.
В процессе обучения дети знакомятся с историческим прошлым города, с коренными жителями, их самобытной культурой, традициями, обычаями. Узнают, как шел процесс заселения города. Получат представление о труде, жилище и быте наших предков, о событиях прошлого и их месте в Отечественной истории вообще. Через приобщение к конкретным судьбам выдающихся земляков дети познакомятся со славными страницами родного города.
Программа предполагает сотрудничество детей и их родителей. Особое место отводится экскурсиям по историческим местам нашего города, встречам с ветеранами войны, труда, Почетными гражданами нашего города.
Личностное отношение к культурным ценностям помогает гармонизировать внутренний мир индивидуальности с социумом.
Формирование творческой личности, умеющей адаптироваться в постоянно меняющемся мире, опора на национальные традиции и ценности определили направление стратегического развития системы образования. Природа, родной дом, семья, родной город, памятники истории культуры, люди их создавшие, народные традиции жителей – влияют на ребенка, на проявление его отношения, на формирование собственной системы ценностей. Учебно-воспитательный процесс, основанный на сочетании традиционных форм и методов обучения и воспитания, привлечение возможностей интеграции школьного краеведения и музейной педагогики помогают дать системные знания, формируют избирательное ценностное отношение к миру, явлениям, людям, развивают познавательные способности, эмоциональную сферу личности, ее активность.
Полученные знания могут быть использованы на уроках окружающего мира,
кубановедения, технологии, изобразительного искусства.
Представленная программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у младших школьников умений анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно мыслить. На занятиях используются различные виды деятельности теоретического и практического характера: беседы, экологические викторины и сказки, интеллектуальные игры, работа с наглядными пособиями; экскурсии по городу, в краеведческий музей, на предприятия Армавира. На занятиях проводится демонстрация фотографий, мультимедийных презентаций; используется разнообразный раздаточный материал, справочная литература. Это позволяет учащимся увидеть красоту родного города.
Цель программы – введение учащихся в мир истории и культуры Армавира, формирование целостного представления об окружающем мире на основе информационной грамотности в области знаний культурно-исторического и экологического характера, обоснованных на материале о родном городе Армавире.
Главные задачи:
Формирование знаний:
– познакомить с историческими и культурными традициями малой родины;
– создать представление о главных вехах в истории города;
– познакомить с наиболее известными героями трудовой и военной славы;
– расширить знания о народной культуре тех, кто живет рядом с нами;
– раскрыть значение сохранения памятников истории и культуры города, формировать уважение к культуре предков.
Формирование нравственно-эстетических норм:
– воспитание патриотизма, бережного отношения к прошлому;
– воспитание восприятия красоты сохранившихся памятников;
– развитие желания познать и сохранить семейные, родовые традиции;
– соблюдение правил поведения в городе (на улице, в школе).
Формирование учебных умений:
– развитие наблюдательности, самостоятельности и инициативности;
– умение работать с краеведческими источниками;
– овладение навыками социальных опросов.
Формирование воспитанности:
– содействие гармоничному развитию личности школьника;
– совершенствование духовных и физических потребностей;
– воспитание таких личностных качеств, как доброта, честность, взаимопомощь;
– воспитание культуры труда и этики общения;
– формирование жизненной самостоятельности и деловых качеств;
– воспитание патриотизма, любви к родному городу, краю, Родине;
– создание условий для социальной адаптации.
Универсальные компетенции, формирующиеся в процессе освоения содержания программы «Мой город - Армавир»:
– умение организовывать собственную жизнедеятельность для достижения состояния полного благополучия (физического или соматического, психологического и социального);
– умение активно включаться в совместную деятельность, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
– умение доносить информацию по выбранной тематике в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Особенностью программы является следующее:
– реализация педагогической идеи самостоятельно добывать и систематизировать знания;
– развитие духовной нравственности воспитанников на основе организации интегрированного обучения, в основе которого положены календарные праздники, памятные даты, традиции и обычаи жителей города;
– непрерывность дополнительного образования;
– развитие индивидуальности ребенка в системе воспитательного процесса;
– развитие социокультурной способности, творческой ассоциации и одаренности детей.
Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая свой творческий исследовательский проект, школьник тем самым раскрывает свои способности, то есть самореализуется в общественно-полезных и личностно-значимых формах деятельности.
Содержание курса является многоплановым и охватывает вопросы истории, географии, экологии, культуры и др. дисциплин. В программе учтён возрастной принцип. Согласно возрастному принципу строятся методы и формы, а также отбор содержания. Дети имеют возможность сочетать различные направления деятельности и формы занятий с учетом их интересов и свободного времени. Программа предполагает использование следующих форм занятий: коллективные, индивидуальные, групповые. Сочетание разных видов деятельности (познавательный, творческий) вызывает активность и заинтересованность и даст определенные результаты.
Использование широкого спектра методических приемов создаст условия для самореализации учащихся:
- беседа, экскурсии;
- творческие работы;
- работа с картой России, Краснодарского края, родного города Армавира;
- сообщения на различные темы;
- конкурсы, игры, праздники;
-встречи с интересными людьми;
-проекты;
-компьютерные презентации и др.
Новизна программы заключается:
– в объединении краеведческого, культурно-исторического, литературно-художественного подхода к изучению природы, истории и культуры нашего города;
– в развитии духовной нравственности воспитанников, их личностных качеств, гражданской позиции на основе организации взаимодействия внутреннего и внешнего социума через организацию занятий, содержание которых объединяет области знаний различных направлений.
Ведущей идеей программы «Мой город - Армавир» является формирование ценностных ориентиров учащихся, воспитание любви к своей Родине, уважение к нашим истокам, к родной земле, воспитание активной жизненной позиции гражданина с детских лет, готовности к служению Отечеству.
Предполагаемые результаты реализации программы внеурочной деятельности «Мой город - Армавир»
Личностные результаты изучения программы «Мой город - Армавир»:
- ощущение чувства гордости за свой народ, свой город, свою Родину, сопереживание им в радостях и бедах, проявление этих чувств;
- осуществление добрых дел, полезных другим людям, своему городу, своей стране, в том числе отказ ради них от каких-то своих желаний;
- активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками, педагогами на принципах равноправного сотрудничества;
- проявление позитивных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях;
- проявление дисциплинированности и упорства в достижении своей цели;
- оказание бескорыстной помощи своим сверстникам и окружающим людям в ходе решения проектных задач;
- осознание себя ценной частью многоликого изменяющегося мира и понимание, что связывает тебя с природой;
- понимание важности образования, здорового образа жизни, красоты природы и творчества.
Метапредметные результаты изучения программы «Мой город - Армавир»:
- определение цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельный поиск средств её осуществления;
- решение проблем творческого и поискового характера, выполнение проекта совместно с учителем;
- использование, наряду с основными, дополнительных средств (справочная литература, средства ИКТ);
- планирование и организация самостоятельной деятельности (учебной и досуговой);
- анализ и объективная оценка результатов собственной деятельности.
Умения и навыки проектной деятельности, которые нужно формировать в процессе работы над проектом.
Постановка вопроса; умение спрашивать (делать запрос учителю в ситуации «дефицита» информации или способов действия); сбор и изучение информации с помощью учителя; организация рабочего места; подбор необходимого оборудования; построение устного сообщения о проделанной работе.
Формулирование проблемы после рассмотрения какой-либо ситуации; рассмотрение проблемы под разными углами зрения; умение выяснять другие точки зрения; взаимодействие внутри группы; планирование поэтапного достижения цели; прием и передача информации; анализ результата по практической важности; проведение собственного эксперимента; выбор способов и форм презентации конечного продукта.
Выделение главной проблемы из нескольких, формулирование проблемы с определенной позиции; нахождение компромисса с членами группы; умение управлять голосом; формирование задачи и предполагаемые результаты для каждого этапа деятельности; структурирование информации, выделение главного, самостоятельный поиск информации; анализ результата, изготовление предметов наглядности для презентации.
Методы работы:
– словесные методы: рассказ, беседа, сообщения; способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации;
– наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций; дают возможность для более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
– практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы; позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умений детей.
Формы контроля и подведения итогов реализации программы:
творческие задания, викторины, конкурсы, выставки творческих работ, тесты.
Предлагаемая программа называется «Мой город – Армавир», рассчитана на один год обучения и предназначена для работы в 3 классе.
Возраст обучающихся: 8–9 лет.
Срок реализации программы: один год.
Распределение часов по годам обучения:
Класс | Количество часов |
3 | 34 |
ИТОГО: | 34 |
2.Содержание программы.
Тема I. Край ты мой, родимый край! (4 часа)
Родной край - малая родина (1 ч.). Родина — место, где родился человек, где живут его родные люди (1 ч.). История основания города Армавира (1 ч.). Карты России, Краснодарского края, города Армавира. Проект «Города, станицы, моря, реки нашего края». (1 ч.).
(Посещение краеведческого музея, экскурсии).
Тема II. Как хорошо, что есть семья (5 часов).
Разговор о маме и папе, бабушках и дедушках, о сестрах и братьях (1 ч.). Мама и папа идут на работу (1 ч.). Праздники в семье (1 ч.). Родительский дом - основа всей жизни, начало понимания любви, гармонии и красоты. Проект «Моя семья» (2 ч.).
Тема III. Маленькие открытия родного города (8 часов).
Родные пейзажи, природа окрестностей города Армавира (1 ч.) Разнообразие растительного мира (2 ч.) Разнообразие животного мира (2 ч.). Времена года (1 ч.). Погода на территории родного города (1 ч.). Народные приметы о погоде (1 ч.).
(Экскурсии, беседы)
Творческая работа: выставка рисунков «Цветы родного края».
Тема IV. Армавир в годы Великой Отечественной войны (3 часа).
Армавир в 1941 году. Формирование 50-ой особой кавалерийской дивизии (1 ч.). Оккупация города Армавира фашистскими захватчиками в 1942 году (1 ч.). Освобождение Армавира от немецко-фашистских захватчиков 24 января 1943 года (1 ч.).
Встреча с ветеранами, работниками тыла.
Тема V. Народное творчество в родном городе (4 часа).
Поэты, писатели Армавира (1 ч.). Армавирский театр драмы и комедии (1 ч.). Художники города Армавира (1 ч.). Дети и творчество (1 ч.).
(Посещение дома – музея С. Дангулова, театра драмы и комедии, художественных выставок, ДДЮТ).
Тема VI. Памятники и памятные места Армавира (4 часа).
Памятники прошлого (остатки крепости Прочный Окоп на восточной окраине посёлка Фортштадт). Памятники архитектуры (армяно-григорианский храм, здание дореволюционной постройки на углу улиц Кирова и Р. Люксембург, крыльцо дома по ул. Свердлова. 64) (1 ч.). Памятники выдающимся людям (памятник В.И. Ленину работы скульптора В.В. Козлова, памятник С.М. Кирову, памятник А.М. Горькому, памятник А.С. Пушкину) (1 ч.). Памятники, посвящённые событиям гражданской и Великой Отечественной войн (обелиск и Вечный огонь на братской могиле в сквере по улице Кирова, памятник погибшим в Великой Отечественной войне в парке 30-летия Победы, памятник погибшим воинам при защите Армавира по улице Первомайской в Старой Станице, обелиск у моста через Кубань) (1 ч.).
Памятники и мемориалы последних лет (памятник «Героям – Чернобыльцам», духовно – патриотический комплекс «Мемориал Фортштадт», монумент «Ангел – хранитель», монумент «Голубь Мира», памятник В.Высоцкому, памятник маршалу Г.К. Жукову, памятник генералу Зассу Г.Х.) (1 ч.).
Тема VII. Добрые дела жителей родного края (5 часов).
Труженики родного города (1 ч.). Предприятия тяжёлой промышленности города Армавира и их труженики (1 ч.). Предприятия лёгкой промышленности города Армавира и их труженики (1 ч.). Культура и образование в городе Армавире (1 ч.). Аллея Славы (1 ч.)
(Экскурсии на предприятия и в учреждения, встречи с интересными людьми)
Тема VIII. Итоговое занятие. (1 час).
Игра «Знатоки родного города» (1 час).
3.Тематическое планирование
3 класс
№ | Раздел программы / тема | Кол-во часов | Характеристика деятельности обучающихся | |||
всего | аудиторные | внеаудиторные | ||||
Тема I. Край ты мой, родимый край! | 4 | |||||
1 | Родной край - малая родина. Экскурсия по Армавиру. | 1 | 1 | перечислять названия населённых пунктов Краснодарского края; рассказывать о столице Кубани; составлять презентацию о своём родном месте; рассказывать о родном городе; разучивать наизусть стихи об Армавире, сочинять свои стихи; формулировать правила поведения на экскурсиях в природу и по городу; фотографировать наиболее значимые достопримечательности своей малой родины; находить в семейном фотоархиве соответствующий материал; интервьюировать членов своей семьи об истории и достопримечательностях своей малой родины; составлять устный рассказ; выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды); оценивать результаты собственного труда и труда товарищей; рассказывать о профессиях своих родителей; продолжать по образцу предложение; составлять из слов пословицу о труде; рассматривать картины, определять профессии людей; определять времена года; определять и называть представителей растительного мира окрестностей родного города; определять и называть представителей животного мира окрестностей родного города; рассказывать об Армавире в годы Великой Отечественной войны; уметь задавать вопросы на определённые темы; читать и обсуждать литературные произведения местных авторов; знать и применять правила поведения в театре, музее, на выставке и других общественных местах. | ||
2 | Родина — место, где родился человек, где живут его родные люди. | 1 | 1 | |||
3 | История основания города Армавира. Посещение краеведческого музея. | 1 | 1 | |||
4 | Карты России, Краснодарского края, города Армавира. Проект «Города, станицы, моря, реки нашего края». | 1 | 1 | |||
Тема II. Как хорошо, что есть семья. | 5 | |||||
5 | Разговор о маме и папе, бабушках и дедушках, о сестрах и братьях (1 ч.). | 1 | 1 | |||
6 | Мама и папа идут на работу. | 1 | 1 | |||
7 | Праздники в семье. | 1 | 1 | |||
8 | Родительский дом - основа всей жизни, начало понимания любви, гармонии и красоты. | 1 | 1 | |||
9 | Проект «Моя семья». | 1 | 1 | |||
Тема III. Маленькие открытия родного города. | 8 | |||||
10 | Родные пейзажи, природа окрестностей города Армавира. (Экскурсия). | 1 | 1 | |||
11-12 | Разнообразие растительного мира. Творческая работа: выставка рисунков «Цветы родного края». | 2 | 1 | 1 | ||
13-14 | Разнообразие животного мира. | 2 | 1 | 1 | ||
15 | Времена года. | 1 | 1 | |||
16 | Погода на территории родного города. | 1 | 1 | |||
17 | Народные приметы о погоде. | 1 | 1 | |||
Тема IV. Армавир в годы Великой Отечественной войны. | 3 | |||||
18 | Армавир в 1941 году. Формирование 50-ой особой кавалерийской дивизии. | 1 | 1 | |||
19 | Оккупация города Армавира фашистскими захватчиками в 1942 г. Встреча с ветеранами, работниками тыла. | 1 | 1 | |||
20 | Освобождение Армавира от немецко-фашистских захватчиков 24 января 1943 года. Экскурсия в краеведческий музей. | 1 | 1 | |||
Тема V. Народное творчество в родном городе. | 4 | |||||
21 | Поэты, писатели Армавира. Посещение дома – музея С. Дангулова. | 1 | 1 | |||
22 | Армавирский театр драмы и комедии. | 1 | 1 | |||
23 | Художники города Армавира. Посещение выставки. | 1 | 1 | |||
24 | Дети и творчество (1 ч.). (Посещение ДДЮТ). | 1 | 1 | |||
Тема VI. Памятники и памятные места Армавира. | 4 | |||||
25 | Памятники прошлого. Памятники архитектуры. | 1 | 1 | |||
26 | Памятники выдающимся людям. | 1 | 1 | |||
27 | Памятники, посвящённые событиям гражданской и Великой Отечественной войн. | 1 | 1 | |||
28 | Памятники и мемориалы последних лет. | 1 | 1 | |||
Тема VII. Добрые дела жителей родного края. | 5 | |||||
29 | Труженики родного города. (Встреча с интересными людьми). | 1 | 1 | |||
30 | Предприятия тяжёлой промышленности города Армавира и их труженики. | 1 | 1 | |||
31 | Предприятия лёгкой промышленности города Армавира и их труженики. (Экскурсия). | 1 | 1 | |||
32 | Культура и образование в городе Армавире. (Экскурсия). | 1 | 1 | |||
33 | Аллея Славы. (Экскурсия). | 1 | 1 | |||
Тема VIII. Итоговое занятие. | 1 | |||||
34 | Игра «Знатоки родного города». | 1 | 1 | |||
ИТОГО: | 34 | 16 | 18 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город мастеров".1-4 класс.
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город мастеров".1-4 класс....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Город мастеров» для учащихся 4 класса
Рабочая программа курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного начального образования с учетом программы в...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город мастеров" (1 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город мастеров" предназначена для учителей 1 классов...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Город, в котором я живу…» направление «социальное» для учащихся 1-4 класса
Данная программа разработана с целью формирования основ петербургской идентичности и развитию культурного самосознания юного петербуржца посредством обращения к историко-культурному наследию города...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город мастеров". 1 класс. 2020
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Город мастеров» для обучающихся 1 классов составлена на основе авторской программы «Город мастеров» Рагозиной Т.М....