РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Любимый город»
рабочая программа (2 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Любимый город» для 2 класса. Программа включает в себя следующие разделы: Пояснительная записка, цель, задачи, место в учебном процессе, УМК, планируемые результаты работы, содержание, календарно-тематическое планиравание, литература.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_lyubimyy_gorod_2_kl.docx | 35.09 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Любимый город»
направление: общекультурное
на 2019-20120 учебный год
Для «2 а» класса
Составитель: Мишина Ирина Валентиновна
учитель начальных классов
высшая категория
Санкт-Петербург
2019
Количество часов в год: 34 ч
Количество часов в неделю: 1 ч
Пояснительная записка
Нормативно-правовая база
Рабочая программа составлена на основе:
- Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»,
- ФГОС НОО (приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009г № 373)
- Концепции развития дополнительного образования детей утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р
- Инструктивно-методического письма «Об организации внеурочной деятельности при реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования в образовательных организациях Санкт-Петербурга КО СПб от 21.05.2015г
- Письма Минобрнауки «О направлении методических рекомендации №03-12-663/17-0-1 от 05.09.2017 г.
- Закона Санкт-Петербурга от 17 07.2013 приказ №461-83 «Об образовании в Санкт-Петербурге»
- СанПиНа 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (от29 декабря 2010г. №189 в редакции изменений №3, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 ноября 2015г. №81)
- Устава ГБОУ средней школы №143 Санкт-Петербурга
- Программы «Любимый город», разработанной на основе программы по школьному курсу "Истории и культуры Санкт-Петербурга», по учебному пособию Ермолаевой Л. К., Гавриловой Н. Г. «Чудесный город».
Цели изучения курса: способствовать эмоционально-ценностному восприятию ребенком города как «своего мира», представляющего значимость (ценность) для него при условии грамотного взаимодействия с объектами городской среды и людьми.
Задачи изучения курса:
1.Пробудить у детей познавательный интерес к изучению своего города, предоставив каждому ребенку возможность открыть «новое в знакомом» окружении.
2. Помочь учащимся получить представление о ценности (значимости) объектов городской среды для них и других жителей. Для этого необходимо обогатить повседневный опыт знаниями:
- о целесообразности составных частей города, их пользе для горожан при условии грамотного взаимодействия с ними (на примере ближайшего окружения);
- об уникальности, неповторимости природного и культурного наследия нашего города (на примере важнейших памятников природы, культуры – достопримечательностей Петербурга и района проживания);
о неповторимости ансамблей исторического центра (ядра) города, которые являются символами Петербурга; .
3.Способствовать формированию у учащихся элементарных умений, необходимых им в учебной и повседневной жизни.
- Умение ориентироваться в пространстве города:
- ориентироваться по карте-схеме;
- ориентироваться в реальном городе (по городским ориентирам: табличкам с названием улиц, номерами домов);
- выполнять правила поведения горожанина (в общественном месте, в отношении к природным и культурным объектам;- «использовать» культурный потенциал города в реальной жизни (посещение музея, театра, библиотеки, прогулки по городу и т.д.).
- Умение «добывать» информацию из разнообразных источников краеведческих знаний:
- из письменных источников, доступных возрасту детей (учебника, справочников, краеведческой литературы);
- из изобразительных источников;
- из реальных городских объектов (сооружений, монументальных памятников);
- от «носителей устной информации»
Содействовать выражению учащимися впечатления от памятников наследия и их создателей, проявлению ими собственного отношения к городу и его изучению.
Место курса в учебном плане: Реализация данной программы рассчитана на учащихся с 1 по 4 класс; занятия 1 раз в неделю. Количество часов в год -33 ч – 1 класс, 34 часа – 2-4 класс
УМК: « Перспектива» Рабочая программа «Любимый город» разработана на основе программы по школьному курсу "Истории и культуры Санкт-Петербурга», по учебному пособию Ермолаевой Л. К., Гавриловой Н. Г. «Чудесный город».
Планируемые результаты изучения учебного курса
Личностные результаты: учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;
учиться выражать свои мысли, аргументировать;
овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД:
овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;
соблюдать нормы этики и этикета.
Коммуникативные УУД:
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);
развивать доброжелательность и отзывчивость;
развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.
Предметные результаты: знать некоторые музеи и площади Петербурга;
знать реки, каналы, мосты;
знать мифических героев и животных, используемых в архитектуре и скульптуре города;
знать основные петербургские храмы;
уметь на карте изучаемый объект;
уметь найти дополнительный материал по теме.
Содержание программы учебного курса
№ п/п | Содержание | Кол-во часов | Деятельность учащихся | ||
теория | практика | всего | |||
1 | Тема№1 Город «живой» | 2 | 5 | 7 | |
1«Санкт-Петербург – чудесный город». | 1 | Учащиеся вспоминают места, в которых они бывали. Просматривают презентацию, беседуют после просмотра. | |||
2 Что такое город? | 1 | Высказывают своё мнение по теме, слушают педагога, читают текст в книге, обсуждают. | |||
3 Главная "клеточка" города – дом | 1 | Рисуют «клеточку»города. | |||
4 Главная "клеточка" города – дом. | 1 | Рисуют городские дома. | |||
5"Руки" и "ноги" города. | 1 | Читают текст, обсуждают. Разгадывают кроссворд. | |||
6«Сосуды» и «легкие» города | 1 | Разгадывают ребусы. Рисуют «лёгкие» города. | |||
7 Наш квартал | 1 | Рисуют квартал школы. | |||
2 | Тема№2 Город и горожане | 1 | 1 | 2 | |
1Горожане – создатели города, горожане – разрушители города | 1 | Беседуют о том, какую роль играют горожане в жизни своего города. Читают текст, обсуждают его. | |||
2 Горожане-соседи | 1 | Беседуют с педагогом. Рисуют на данную тему. | |||
3 | Визитная карточка города | 1 | 1 | 2 | |
1Имя и день рождения города | 1 | Беседуют с педагогом, смотрят презентацию, обсуждают. | |||
2Опознавательный знак Санкт-Петербурга. | 1 | Читают текст. Рисуют герб Санкт-Петербурга. | |||
4 | Природные особенности Санкт-Петербурга | 1 | 3 | 4 | |
1 Местоположение нашего города | 1 | ||||
2 Нева – главная река нашего города. | 1 | Решают ребус. Читают познавательный текст, беседуют. | |||
3 Петербург – город рек и каналов | 1 | Работают в парах. Разгадывают ребус. Работают со справочником « Почему так названы». | |||
4 Санкт-Петербург – город на островах | 1 | Разгадывают кроссворд. | |||
5 | Сказочный наряд Петербурга | 1 | 3 | 4 | |
1 Санкт-Петербург – «музей мостов» | 1 | Читают текст, обсуждают. | |||
2 Сказочный наряд петербургских рек и каналов | 1 | Рассматривают и сравнивают решётки мостов. Рисуют одну решётку. | |||
3 Сказочный наряд улиц Петербурга | 1 | Рисуют фонари. | |||
4«Сказочный зверинец» в нашем городе | 1 | Работают по группам. Разгадывают кроссворд. | |||
6 | Богатый и щедрый Санкт-Петербург | 1 | 1 | 2 | |
1"Город – труженик…" | 1 | Просматривают презентацию, читают текст, обсуждают. | |||
2"Не хлебом единым…" | 1 | Составляют памятку «Куда сходить в каникулы и выходные дни». | |||
7 | Главное богатство Петербурга – настоящие петербуржцы | 3 | 1 | 4 | |
1 Главное богатство Петербурга – настоящие петербуржцы | 1 | Беседуют с педагогом. Читают тексты, обсуждают. | |||
2 Тяжелое испытание нашего города и горожан | 1 | Беседуют, просматривают презентацию, обсуждают. | |||
3 Знаменитые петербуржцы. | 1 | Просматривают презентацию, обсуждают. | |||
4 Повторение и обобщение по разделу «Удивительный и блистательный Санкт-Петербург». | 1 | Работают в парах. Участвуют в викторине. | |||
8 | «Зимний дворец – дворец славы российской | 1 | 1 | 2 | |
1"Здесь жили когда-то цари и царицы…" | 1 | Читают текст, обсуждают . Просматривают презентацию. | |||
2 Вокруг Зимнего дворца | 1 | Просматривают презентацию. Работают по группам. Разгадывают кроссворд. | |||
9 | Петропавловская крепость — крепость-музей | 1 | 1 | 2 | |
1Петропавловская крепость | 1 | Просматривают презентацию, беседуют с педагогом. | |||
2Петропавловский собор | 1 | Разгадывают ребус. Работают в парах. Читают текст. Отвечают на вопросы, раскрашивают собор. | |||
10 | Адмиралтейство — владыка морей | 1 | 1 | 2 | |
1 Адмиралтейство | 1 | Просматривают презентацию. Беседуют с педагогом. | |||
2 Адмиралтейство — символ рождения военно-морского флота России, | 1 | Разгадывают ребус. Работают по группам. Читают текст. Составляют вопросы для другой группы. | |||
11 | Особенности района, в котором я живу | 0 | 1 | 1 | |
1Что особенного есть в твоем районе? | 1 | Просматривают презентацию, обсуждают. | |||
12 | Повторение и обобщение | 2 | 0 | 2 | |
1 Обобщающий урок «Чудесный город – Санкт-Петербург» | 1 | Выходят на экскурсию. | |||
2 Обобщающий урок «Чудесный город – Санкт-Петербург» | 1 | Выходят на экскурсию. | |||
Итого: | 15 | 19 | 34 |
Календарно-тематический план
№ за- нятия | Дата план | Дата факт | Тема | Кол-во часов | Форма проведения занятия |
1 | .09 | «Санкт-Петербург – чудесный город». | 1 | беседа | |
2 | .09 | Что такое город? | 1 | беседа | |
3 | .09 | Главная "клеточка" города – дом. | 1 | общественно-полезные практики | |
4 | .09 | Главная "клеточка" города – дом. | 1 | общественно-полезные практики | |
5 | .10 | "Руки" и "ноги" города. | 1 | общественно-полезные практики | |
6 | .10 | «Сосуды» и «легкие» города. | 1 | общественно-полезные практики | |
7 | .10 | Наш квартал. | 1 | общественно-полезные практики | |
8 | .10 | Горожане – создатели города, горожане – разрушители города. | 1 | беседа | |
9 | .11 | Горожане-соседи. | 1 | общественно-полезные практики | |
10 | .11 | Имя и день рождения города. | 1 | беседа | |
11 | .11 | Опознавательный знак Санкт-Петербурга. | 1 | общественно-полезные практики | |
12 | .11 | Местоположение нашего города. | 1 | беседа | |
13 | .12 | Нева – главная река нашего города. | 1 | общественно-полезные практики | |
14 | .12 | Петербург – город рек и каналов. | 1 | общественно-полезные практики | |
15 | .12 | Санкт-Петербург – город на островах. | 1 | общественно-полезные практики | |
16 | .12 | Санкт-Петербург – «музей мостов». | 1 | беседа | |
17 | .01 | Сказочный наряд петербургских рек и каналов. | 1 | общественно-полезные практики | |
18 | .01 | Сказочный наряд улиц Петербурга. | 1 | общественно-полезные практики | |
19 | .01 | «Сказочный зверинец» в нашем городе. | 1 | общественно-полезные практики | |
20 | .02 | "Город – труженик…" | 1 | беседа | |
21 | .02 | "Не хлебом единым…" | 1 | общественно-полезные практики | |
22 | .02 | Главное богатство Петербурга – настоящие петербуржцы. | 1 | беседа | |
23 | .02 | Тяжелое испытание нашего города и горожан. | 1 | беседа | |
24 | .03 | Знаменитые петербуржцы. | 1 | беседа | |
25 | .03 | Повторение и обобщение по разделу «Удивительный и блистательный Санкт-Петербург». | 1 | общественно-полезные практики | |
26 | .03 | "Здесь жили когда-то цари и царицы…" | 1 | беседа | |
27 | .03 | Вокруг Зимнего дворца. | 1 | общественно-полезные практики | |
28 | .04 | Петропавловская крепость. | 1 | беседа | |
29 | .04 | Петропавловский собор | 1 | общественно-полезные практики | |
30 | .04 | Адмиралтейство. | 1 | беседа | |
31 | .04 | Адмиралтейство — символ рождения военно-морского флота России. | 1 | общественно-полезные практики | |
32 | .05 | Что особенного есть в твоем районе? | 1 | общественно-полезные практики | |
33 | .05 | Обобщающий урок «Чудесный город – Санкт-Петербург». | 1 | беседа | |
34 | .05 | Обобщающий урок «Чудесный город – Санкт-Петербург». | 1 | беседа |
Список литературы
- Ермолаева Л. К., Гаврилова Н. Г. Чудесный город. Петербургская тетрадь. Ч. 1, 2. — СПб., СМИО Пресс, Люб. изд.
- Ермолаева Л. К., Лебедева И. М. Фонохрестоматия: Список муз. произведений и метод, рекомендации по их использованию /Ин-т Петербурга. - СПб., 1995.
- Ермолаева Л. К., Лебедева И. М. Чудесный город: Слайд-путешествие и учебное пособие / Ин-т Петербурга. — СПб., 1995.
- Ермолаева Л. К., Гаврилова Н. Г. «Чудесный город» — видеофильм. СПб., 1998.
- «Угадай-ка». Петербургская тетрадь / Сост. Н. Г. Гаврилова, Н. Л. Григорьева, Н. Е. Абакумова. — СПб., «Химера», 1997.
- Упражнения по развитию речи и русскому языку. Петербургская тетрадь / Сост. Т. Н. Сокольницкая, Н. В. Завьялова, Ж. И. Иванова и др. - СПб., «Химера», 1997.
- Упражнения по развитию речи и русскому языку. Петербургская тетрадь. Для учащихся 3 классов /Сост. Т. Н. Сокольницкая, Л. И. Бочкарева и др. — СПб., «Химера», 1997.
- Григорян Н. В. Задачник для петербургских школьников. — СПб., 1997.
Справочники для учителей и родителей
- Горбачевич К. С, Хабло Е. П. Почему так названы? Любое издание.
- Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энцикл. Справочник / Гл. ред. Б. Б. Пиотровский. — М., 1992.
Литература для детей
- Шиф Л. И. Путешествие по Петербургу с Аликом и Гусариком. Ч. 1-2. - СПб., 1994-1995.
2.Стихи о городе М. Басиной, М. Борисовой, С. Ботвинника, А. Кушнера, С. Маршака, Н. Поляковой, С. Скаченкова, В. Суслова, О. Тарутина, К. Чуковского
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программапо русскомуязыку УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа" включает в себя предметн...
Рабочая программапо окружаещему миру 4 класс.УМК"Школа России"
УМК "Школа России".Рабочая программа ,календарно-тематическое планирование....
Рабочая программапо обучению грамоте (чтение)
Рабочая программа по курсу "Обучение граммоте" разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учётом авторской программы Н.В.Нечаевой. Программа охватывает добукварный и букварный пери...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Любимые книжки" 1 класс
Программа реализуется во внеурочной деятельности, направление развития личности – духовно-нравственное.Книги окружают человека с раннего детства. Вначале это &ndash...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мой город Санкт - Петербург" 4 класс"
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской...
Внеурочная деятельность. Любимый город
Подборка информации о Санкт-Петербурге со слайдами...
Внеурочная деятельность. Любимый город
27 янваоя-полное освобождение Ленинграда от блокады...