Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мой город" для 1-2 классов.
рабочая программа (1 класс) на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мой город" для 1-2 классов содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование для 1и 2 классов. Пояснительная записка содержит:
-общую характеристику программу (цели, задачи);
-место программы в структуре ООП;
-описание ценностных ориентиров содержания предмета;
-результаты освоения программы по внеурочной деятельности;
-содержание программы ВД;
-актуальность и новизна программы;
-тематическое распределение часов по классам;
-описание разделов программы;
-описание материально-технического обеспечения образовательного процесса;
-список литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.doc | 102.5 КБ |
moy_gorod_ktp_1_klass.doc | 133 КБ |
moy_gorod_ktp_2_klass.doc | 137.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Председатель ШМО Заместитель директора Директор МОУ СОШ №5
учителей начальных классов по УВР _____________С.В.Тузова ________________________ _____________ Т.В.Зудина Приказ №______
Пр.№__от ___________ 20__ _________20___г от _____________20__г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Мой город»
для 1-2 классов
на 2014-2015 учебный год
Учителя: Шилина Оксана Сергеевна
Мещанинова Любовь Евгеньевна
г. Серпухов
2014г.
Программа внеурочной деятельности
«Мой город»
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом принципов и методических установок, содержащихся в пособии для учителя «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010г., в Примерных программах внеурочной деятельности начального и основного образования под редакцией В.А.Горского, М.: Просвещение, 2011г.
Общая характеристика программы:
Цели:
- способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания обучающихся, пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям города Серпухова, воспитанию любви к природе родной земли; активной жизненной позиции гражданина с детских лет, готовности к служению Отечеству.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
-формировать и развивать у обучающихся интерес и любовь к родному краю;
-сравнивать, сопоставлять события и факты;
-расширять и углублять знания, полученные на уроках чтения, музыки, ИЗО, окружающего мира;
-формировать у обучающихся целостное восприятие истории, культуры города как части истории мира;
-научить понимать свою связь с окружающим его микромиром, эффективно взаимодействовать с ним;
-учить осознавать значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России;
-осваивать рациональные приемы и способы самостоятельного поиска краеведческой информации.
Место программы в структуре ООП:
Данная программа реализует цели и задачи Основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) МОУ СОШ №5. Содержание программы соответствует направлению внеурочной деятельности: духовно-нравственное.
Рабочая программа рассчитана на 33ч. (1 час в неделю, 33 учебные недели) в 1 классе, 35ч. (1 час в неделю, 35 учебных недель) во 2 классе, что соответствует учебному плану школы.
Описание ценностных ориентиров содержания предмета:
Одним из результатов обучения краеведению является осмысление и интериоризация (присвоение) обучающимися системы ценностей.
Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства, воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Результаты освоения программы по внеурочной деятельности:
Основываясь на вышеизложенном, можно выделить несколько групп умений, которые формируются в процессе реализации данной программы:
а) исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);
б) социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной дея- тельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);
в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятель- ности других);
г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной ин- формации; выявлять, какой информации или каких умений не достаёт);
д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);
е) рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);
ж) менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).
Личностными результатами изучения курса внеурочной деятельности «Мой город» являются:
-приобретение детьми способности и готовности к саморазвитию;
-основ гражданской идентичности;
-ценностно-смысловых установок, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества.
Метапредметным результатом изучения программы внеурочной деятельности «Мой город» является сформированность у детей не только универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), составляющих основу умения учиться, метапредметных понятий, но и сформированность сознания о необходимости уметь работать с различной краеведческой информацией.
Регулятивные УУД:
-рассказывает о правилах действия в игре;
-осуществляет действия в новом материале под руководством учителя, по заданному образцу или заданному плану;
-различает разные способы выполнения действия;
-выполняет элементарные алгоритмы;
-видит ошибку и исправляет ее самостоятельно, сравнивает результат действия с образцом и исправляет найденную ошибку;
-сравнивает свои цели действий с другими;
-обсуждает под руководством учителя успешность или неуспешность своих действий.
Познавательные УУД:
-ориентироваться в различных источниках информации по краеведению;
-находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
-делать выводы в результате совместной работы детей и учителя;
Средством формирования познавательных УУД служат тексты краеведческих материалов, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
-оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
-слушать и понимать речь других; пользоваться приемами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
-учиться работать в паре, в группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.
Содержание программы ВД:
Предлагаемая программа называется « Мой город», рассчитана на два года обучения и предназначена для работы в 1-2 классах. Программа представляет собой интегрированный курс, имеющий целью ввести учащихся в мир истории и культуры наших предков.
В процессе обучения дети знакомятся с историческим прошлым города, с коренными жителями, их самобытной культурой, традициями, обычаями. Узнают, как шел процесс заселения города. Получат представление о труде, жилище и быте наших предков, о событиях прошлого и их месте в Отечественной истории вообще. Через приобщение к конкретным судьбам выдающихся земляков дети познакомятся со славными страницами родного города.
Программа предполагает сотрудничество детей и их родителей. Особое место отводится экскурсиям по историческим местам нашего города, встречам с ветеранами войны, труда, Почетными гражданами нашего города.
Содержание курса является многоплановым и охватывает вопросы истории, географии, экологии, культуры и др. дисциплин. В программе учтён возрастной принцип. Для соблюдения возрастного принципа использован линейно-концентрический подход к распределению учебного материала по годам обучения. Согласно возрастному принципу строятся методы и формы, а также отбор содержания. Дети имеют возможность сочетать различные направления деятельности и формы занятий с учетом их интересов и свободного времени. Программа предполагает использование следующих форм занятий: коллективные, индивидуальные, групповые. Сочетание разных видов деятельности (познавательный, творческий) вызывает активность и заинтересованность и даст определенные результаты.
Использование широкого спектра методических приемов создаст условия для самореализации учащихся:
- беседа, экскурсии;
- творческие работы;
- работа с картой России, Подмосковья, родного города Серпухова;
- сообщения уч-ся на различные темы;
- конкурсы, игры, праздники;
-встречи с интересными людьми;
-проекты;
-компьютерные презентации и др.
Ведущей идеей программы «Мой город» является формирование ценностных ориентиров учащихся, воспитание любви к своей Родине, уважение к нашим истокам, к родной земле, воспитание активной жизненной позиции гражданина с детских лет, готовности к служению Отечеству.
Актуальность и новизна программы
- формирование мировоззренческой, нравственной, социальной, общекультурной личности;
-воспитание патриотизма и гражданственности;
-содержательным стержнем предлагаемой программы является единство интересов личности и общества в воспитании гражданина России.
Отличительная черта программы «Мой город», ее новизна заключается в том, что она интегрированная, разнообразна по содержанию, составлена с учетом интересов и возрастных особенностей, организации целостного воспитательного пространства, организации совместной деятельности.
Тематическое распределение часов.
Мой город
№ | Тема | Кол-во часов 1класс | Кол-во часов |
2 класс | |||
1 | Моя школа | 5 | 5 |
2 | История города | 8 | 7 |
3 | Достопримечательности Серпухова | 12 | 15 |
4 | Природа Серпухова | 8 | 8 |
Всего | 33 | 35 |
Программа включает в себя четыре раздела:
Первый раздел – «Моя школа» (5ч. в 1 классе, 5ч. во 2 классе) знакомит нас:
- с внутренним строением школы (количество кабинетов, их назначение, местонахождение спортивного зала, библиотеки, компьютерных классов, актового зала и других помещений);
- с историей образования школы, реконструкцией здания, руководством школы, её учителями;
- с объектами, расположенными вокруг школы.
Этот раздел развивает умения школьников осуществлять поиск краеведческой информации с использованием ресурсов сайта школы.
Создавать самостоятельно знаковую систему. Фиксировать краеведческую информацию с помощью рисунков.
Второй раздел – «История города» (8ч. в 1 классе, 7ч. во 2 классе) знакомит нас:
- с историей образования нашего города;
- с населением и знатными людьми города;
- с историей развития улиц нашего любимого города;
- с историей построек фабрик и заводов.
Этот раздел развивает и воспитывает чувство гордости за нашу малую родину, умение фиксировать краеведческую информацию с помощью рисунков. Адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Третий раздел – «Достопримечательности Серпухова» (12ч. в 1 классе, 15ч. во 2 классе) знакомит нас:
-с городом, как средой обитания, взаимосвязью города и человека;
- с обогащением современного понятия «город» историко-культурным и историческим содержанием.
- с архитектурой современного города, памятниками культуры.
Этот раздел развивает у школьников умение задавать вопросы, умение работать по предложенному плану, умение в рамках совместной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения, вступать в беседу на занятии, в жизни.
Четвертый раздел – «Природа Серпухова» (8ч. в 1 классе, 8ч. во 2 классе) знакомит нас:
- с природой нашего города, а именно с флорой и фауной.
Развивает у школьников умение работать с текстом разных жанров. Воспитывает бережное отношение к природе.
Безусловно, преподавание этого курса основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений.
Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса:
Технические средства обучения:
- DVD-плеер, (видеомагнитофон);
- цифровой фотоаппарат, цифровая камера (видеокамера);
- компьютеры (желательно, с выходом в Интернет) и т.д.
Использование современных технических средств повышает мотивацию изучения, вызывает интерес у учащихся, во многих случаях экономит учебное время, так как даёт возможность наглядно представить самые разные примеры взаимодействия, создать атмосферу вовлеченности в процесс обучения.
Кроме того, эти средства позволяют разнообразить
– виды деятельности учеников на уроке;
– процесс выполнения задач на реализацию типов текстов, речевых жанров и т.д.
Примеры работ при использовании компьютера:
- анализ положительного или негативного примера речевого жанра;
- редактирование (взаиморедактирование);
- создание текста, его коллективное обсуждение;
- создание мультимедийных презентаций (текстов с рисунками, фотографиями и т.д.);
- создание речевых жанров с использованием многомерного представления информации: текста, графики, голоса (звука).
При использовании компьютера ученики применяют полученные на уроках информатики инструментальные знания (например, умения работать с текстовыми, графическими редакторами и т.д.), тем самым у школьников формируется готовность и привычка к практическому применению новых информационных технологий.
Безусловно, записи высказываний младших школьников, созданные учителем с помощью DVD (видеотехники), могут с успехом применяться для того, чтобы анализировать удачи и промахи при создании устных высказываний, что способствует развитию умений оценки и самооценки учеников.
Список литературы.
1.Разумовский Ф.В. Художественное наследие Серпуховской земли.- М: Искусство, 1992.
2.Садков В.А., Москалева Л.Г. Серпуховский историко-художественный музей. Русская и западноевропейская живопись.- Тула: Власта, 2005.
3.Гарин Г.Ф., Савоскул С.С., Шилов В.В. Серпухов.- М: Московский рабочий, 1989.
4.Серпухов. Московская область. План города.- Гео Медиа - Принт, 2004.
5.Города Подмосковья. Кн.3.- М: Московский рабочий, 1981.
6.Гафурова Л. История города Серпухова и Серпуховского края 14-16 вв. Изд: ОАО ИПО «Лев Толстой», 2010.
При написании пояснительной записки использовались материалы интернет ресурсов.
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | № урока в разделе | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Дата (план) | Дата (факт) | Примечание |
Моя школа (5 часов) | ||||||
1 | 1 | Экскурсия по школе. Выбор безопасного пути в школу. | Вести наблюдения под руководством учителя. Знать безопасный путь в школу. | |||
2 | 2 | Родная школа (история). | Узнать историю школы из объяснения учителя. | |||
3 | 3 | Экскурсия в школьный краеведческий музей. | Знакомство с экспонатами школьного краеведческого музея. | |||
4 | 4 | Экскурсия в микрорайоне. | Рассказывать о своем микрорайоне, о его объектах. | |||
5 | 5 | Конкурс рисунков «Моя школа» | Участвовать в выставке рисунков «Моя школа». Презентовать работы. | |||
История города (8 часов) | ||||||
6 | 1 | Введение. Серпухов - мой город. | Рассказывать о своем городе, о его истории, о достопримечательностях, об окружающих людях. | |||
7 | 2 | С днём рождения, любимый город! | Участвовать в праздничных мероприятиях. | |||
8 | 3 | Мой любимый уголок. | Узнавать и называть достопримечательности города Серпухова. | |||
9 | 4 | Символика нашего города. | Описывать флаг, герб. Знать гимн Серпухова. | |||
10 | 5 | Символика нашего города. Конкурс рисунков. | Участвовать в выставке рисунков «Символика нашего города». Презентовать работы. | |||
11 | 6 | Население города. | Получить информацию об основных группах населения и их положении. | |||
12 | 7 | Промышленность нашего города. | Узнать о развитии промышленности нашего города. | |||
13 | 8 | Автобусная экскурсия по городу. | Вести наблюдения под руководством экскурсовода. | |||
Достопримечательности Серпухова (12 часов) | ||||||
14 | 1 | Знаменитые улицы нашего города. | Узнавать и называть улицы города Серпухова. | |||
15 | 2 | Серпуховский историко – художественный музей. | Знакомство с важнейшими достижениями культуры и системой ценностей, сформировавшихся в ходе исторического развития. | |||
16 | 3 | Прикоснуться к вечности (храмы и монастыри Серпухова) | Участие в виртуальном историческом путешествии по храмам и монастырям Серпухова. | |||
17 | 4 | История Спасской церкви. | Знакомство с историей Спасской церкви. | |||
18 | 5 | Ансамбль Соборной горы. | Знакомство с историческим архитектурным памятником. | |||
19 | 6 | Музей павлина. | Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала с учетом просмотра фрагментов видеофильма. | |||
20 | 7 | Памятник воину-освободителю. | Знакомство с памятником воинской славы. | |||
21 | 8 | Памятник Владимиру Храброму. | Знакомство с историческим памятником. | |||
22 | 9 | Парки города Серпухова. | Узнавать и называть достопримечательности городского парка. | |||
23 | 10 | Город – воин, город - труженик. | Получить информацию о городе в военное и мирное время. | |||
24 | 11 | Встреча с ветеранами ВОВ. | Перерабатывать полученную информацию, делать выводы. | |||
25 | 12 | Конкурс рисунков на тему: «Моя Россия, мой город» | Участвовать в выставке рисунков на тему: «Моя Россия, мой город». Презентовать работы. | |||
Природа Серпухова (8 часов) | ||||||
26 | 1 | Лесная школа. Растения. | Узнавать о флоре родного города. | |||
27 | 2 | Лесная школа. Животные. | Узнавать о фауне родного города. | |||
28 | 3 | Лесная школа. Лекарственные растения. | Узнавать лекарственные растения. Оценивать роль лекарственных растений для физического и психического здоровья человека. | |||
29 | 4 | Лесная школа. Охрана леса. | Анализировать факты, угрожающие живой природе, знакомиться с правилами друзей природы и экологическими знаками, договариваться о соблюдении этих правил и предлагать свои правила. | |||
30 | 5 | Сосновый бор – жемчужина города. | Вести наблюдения за флорой и фауной городского бора, бережно относиться к природе. | |||
31 | 6 | Экскурсия в бор «Знакомая поляна». | Вести наблюдения под руководством учителя. | |||
32 | 7 | Викторина «Растения бора». | Узнавать и называть растения бора. | |||
33 | 8 | Экскурсия в Приокско – Террасный заповедник. | Вести наблюдения под руководством экскурсовода. |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | № урока в разделе | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Дата (план) | Дата (факт) | Примечание |
Наша школа (5 часов) | ||||||
1 | 1 | Выбор безопасного пути в школу. Составление маршрутного листа. | Обсуждать предложенные ситуации, которые являются потенциально опасными. Моделировать свои действия в ходе ролевой игры. Выполнять тесты о правильном (неправильном) поведении на улице и в транспорте. Составлять маршрутный лист безопасного пути. | . | ||
2 | 2 | Экскурсия в городскую библиотеку. | Выполнять задания, проверять свои знания. | |||
3 | 3 | Школьные праздники и традиции. | Узнавать о школьных праздниках и традициях из объяснения учителя, делать выводы. | |||
4 | 4 | Знакомство с Уставом школы. | Использовать приобретенные знания в практической и повседневной жизни. | |||
5 | 5 | Азбука культуры поведения. | Обсуждать, какие правила вежливости имеются в русском языке и как они применяются в различных ситуациях общения. Формировать правила поведения, моделировать ситуации общения в различных ситуациях. | |||
История города (7 часов)) | ||||||
6 | 1 | Серпухов. Как он появился и развивался. | Выступать с подготовленными сообщениями под руководством учителя. | |||
7 | 2 | Народные ремесла. | Участие в мастер – классах. | |||
8 | 3 | Серпухов - купеческий. Фабриканты Коншины. | Перерабатывать полученную информацию, делать выводы. | |||
9 | 4 | Пущино - на Наре. | Получить информацию о живописном уголке нашего города. | |||
10 | 5 | Серпухов – прифронтовой. | Узнавать о жизни родного города в годы ВОВ, о его вкладе в победу над врагом. | |||
11 | 6 | Герои живут рядом. Встреча с ветеранами ВОВ. | Получить информацию о событиях ВОВ, ее участниках. Участвовать в обсуждении. Высказывать свои собственные мнения. | |||
12 | 7 | Почетные граждане г.Серпухова (М.В.Агеева). | Узнавать о жизни почетных людей Серпухова из объяснения учителя, делать выводы. | |||
Достопримечательности Серпухова (15 часов) | ||||||
13 | 1 | Дом – музей Мараевой. Путешествие по залам музея. | Узнавать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития. | |||
14 | 2 | Серпуховский драматический театр. | Знакомство с историей театра, получение информации о людях, стоявших у истока. | |||
15 | 3 | Выставочный зал г. Серпухова. | Знакомство с экспонатами выставочного зала. | |||
16 | 5 | Мемориальный дом – музей Н.П.Андреева. | Оценивать достижения культуры. | |||
17 | 6 | Здание вокзала. | Составлять рассказ, используя понятия: вокзал, пассажиры, перрон, билет, багаж, вагон. | |||
18 | 7 | Здание гостиного двора. | Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала с учетом просмотра фрагментов видеофильма. | |||
19 | 8 | Архитектура Серпухова: дома второй половины 18-19 веков. | Оценивать достижения культуры. | |||
20 | 9 | Викторина «Где эта улица, где этот дом?» | Выполнять задания, проверять свои знания. | |||
21 | 9 | Серпухов православный. | Знакомство с православными памятниками города Серпухова. | |||
22 | 10 | Монастыри Серпухова. Введенский Владычный монастырь. | Узнавать о жизни Введенского Владычного монастыря из объяснения учителя, делать выводы. | |||
23 | 11 | Серпуховский Высоцкий монастырь. | Узнавать о жизни Высоцкого монастыря из объяснения учителя, делать выводы. | |||
24 | 12 | Церковь Ильи Пророка (1748г.) | Знакомство с историей церкви Ильи Пророка. | |||
25 | 13 | Кафедральный Собор Николы Белого. | Знакомство с историей возрождения главного собора города. | |||
26 | 14 | Чехов в нашем городе. Памятник Чехову. | Получить информацию о пребывании Чехова в нашем городе, о памятнике великого писателя. | |||
27 | 15 | Памятник «Черный тюльпан» | Узнавать о трагических событиях в истории России, участие серпуховичей в локальных войнах. | |||
Природа Серпухова (8 часов) | ||||||
28 | 1 | Реки и водоемы нашего края. | Рассказывать о значении реки для растений, животных и человека. Описывать эстетическое воздействие на человека. | |||
29 | 2 | Живописные окрестности Серпухова. | Использовать электронные ресурсы для виртуального исторического путешествия. | |||
30 | 3 | Экскурсия в бор «Экологическая тропа». | Вести наблюдения под руководством учителя. | |||
31 | 4 | Участие в работе школьного научного общества «Боровичок». | Анализировать факты, угрожающие живой природе, знакомиться с правилами друзей природы и экологическими знаками, договариваться о соблюдении этих правил и предлагать свои правила. | |||
32 | 5 | Участие в акции «Чистый город». | Рассказывать о бережном отношении к природе родного города. Вести наблюдения. Моделировать изучаемые взаимосвязи, выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей. | |||
33 | 6 | Урок – проект «Парк будущего». | Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. Обсуждать выступления учащихся. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся. | |||
34 | 7 | «Цвети, город!» | Выращивать рассаду цветочных растений, вести наблюдения. Устанавливать различия между группами растений, классифицировать растения и делать самопроверку. | |||
35 | 8 | Конкурс рисунков на асфальте «Как прекрасен этот мир!» | Участвовать в конкурсе рисунков на асфальте «Как прекрасен этот мир!». Презентовать работы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь" 2 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности «я – исследователь» (2 класс) составлена на основе авторской программы курса А. И. Савенкова «Я – исследователь» - Программы внеурочной деятельности....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир профессий" 2 класс
Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст м...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный исследователь" 2 класс
Программа по внеурочной деятельности «Юный исследователь» рассчитана на 1 год и включает в себя 34 учебных часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю....
Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика" 1 класс
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о пробл...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика", 1 класс
Рабочая программа кружка "Занимательная математика" соответствует ФГОС...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный клубок" 1 класс
Рабочая программа создана для организации внеурочной деятельности младших школьников первого года обучения и рассчитана на 34 часа в год...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Риторика" для 1 класс
Пояснительная записка и тематическое планирование по внеурочной деятельности . Курс "Риторика"...