Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мой город" для 1-2 классов.
рабочая программа (1 класс) на тему

Шилина Оксана Сергеевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мой город" для 1-2 классов содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование для 1и 2 классов. Пояснительная записка содержит:

-общую характеристику программу (цели, задачи);

-место программы в структуре ООП;

-описание ценностных ориентиров содержания предмета;

-результаты освоения программы по внеурочной деятельности;

-содержание программы ВД;

-актуальность и новизна программы;

-тематическое распределение часов по классам;

-описание разделов программы;

-описание материально-технического обеспечения образовательного процесса;

-список литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc102.5 КБ
Microsoft Office document icon moy_gorod_ktp_1_klass.doc133 КБ
Microsoft Office document icon moy_gorod_ktp_2_klass.doc137.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5»

 «Рассмотрено»                                          «Согласовано»                                                  «Утверждаю»

 Председатель ШМО                                Заместитель директора                               Директор МОУ СОШ №5

учителей начальных классов                  по УВР                                                           _____________С.В.Тузова   ________________________                   _____________  Т.В.Зудина                        Приказ №______          

Пр.№__от ___________ 20__             _________20___г                                   от _____________20__г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Мой город»

для 1-2  классов

на 2014-2015 учебный год

Учителя: Шилина Оксана Сергеевна

                Мещанинова Любовь Евгеньевна

г. Серпухов

2014г.

Программа внеурочной деятельности

«Мой город»

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом принципов и методических установок, содержащихся в пособии для учителя «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010г.,  в Примерных программах внеурочной деятельности начального и основного образования под редакцией В.А.Горского, М.: Просвещение, 2011г.

        Общая характеристика программы:

Цели:

- способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания обучающихся, пробуждению интереса и бережного отношения к  историческим и культурным ценностям города Серпухова, воспитанию любви к природе родной земли; активной жизненной позиции гражданина с детских лет, готовности к служению Отечеству.

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:

-формировать и развивать у обучающихся интерес и любовь к родному краю;

-сравнивать, сопоставлять события и факты;

-расширять и углублять знания, полученные на уроках чтения, музыки, ИЗО, окружающего мира;

         -формировать у обучающихся целостное восприятие истории, культуры города как части истории мира;

-научить  понимать свою связь с окружающим его микромиром, эффективно взаимодействовать с ним;

-учить осознавать значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России;

          -осваивать рациональные приемы  и способы самостоятельного поиска краеведческой информации.

Место программы в структуре ООП:

Данная программа реализует цели и задачи Основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) МОУ СОШ №5. Содержание программы соответствует направлению внеурочной деятельности: духовно-нравственное.

Рабочая программа рассчитана на 33ч.  (1 час в неделю, 33 учебные недели) в 1 классе, 35ч. (1 час в неделю, 35 учебных недель) во 2 классе, что соответствует учебному плану школы.

Описание ценностных ориентиров содержания предмета:

Одним из результатов обучения краеведению является осмысление и интериоризация (присвоение) обучающимися системы ценностей.

Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства, воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Результаты освоения программы по внеурочной деятельности:

Основываясь на вышеизложенном, можно выделить несколько групп умений, которые формируются в процессе реализации данной программы:

 а) исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);

б) социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной дея- тельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);

 в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятель- ности других);

 г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной ин- формации; выявлять, какой информации или каких умений не достаёт);

 д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);

 е) рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);

ж) менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

Личностными результатами изучения курса внеурочной деятельности «Мой город»  являются:

-приобретение детьми способности и готовности к саморазвитию;

-основ гражданской идентичности;

-ценностно-смысловых установок, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества.

Метапредметным результатом изучения программы внеурочной деятельности «Мой город» является сформированность у детей  не только универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), составляющих основу умения учиться, метапредметных понятий, но и  сформированность сознания о необходимости уметь работать с различной краеведческой информацией.

Регулятивные УУД:

-рассказывает о правилах действия в игре;

-осуществляет действия в новом материале под руководством учителя, по заданному образцу или заданному плану;

-различает разные способы выполнения действия;

-выполняет элементарные алгоритмы;

-видит ошибку и исправляет ее самостоятельно, сравнивает результат действия с образцом и исправляет найденную ошибку;

-сравнивает свои цели действий с другими;

-обсуждает под руководством  учителя успешность или неуспешность своих действий.

Познавательные УУД:

           -ориентироваться в различных источниках информации по краеведению;

          -находить ответы на вопросы в иллюстрациях;

          -делать выводы в результате совместной работы детей и учителя;

        Средством формирования познавательных УУД служат тексты краеведческих материалов, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

        Коммуникативные УУД:

         -оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

          -слушать и понимать речь других; пользоваться приемами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

          -учиться работать в паре, в группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и  организация работы в парах и малых группах.

Содержание программы ВД:

        

Предлагаемая программа называется « Мой город», рассчитана на два года обучения и предназначена для работы в 1-2 классах. Программа представляет собой интегрированный курс, имеющий целью ввести учащихся в мир истории и культуры наших предков.

В процессе обучения дети знакомятся с историческим прошлым города, с коренными жителями, их самобытной  культурой, традициями, обычаями. Узнают, как шел процесс заселения города. Получат представление о труде, жилище и быте наших предков, о событиях прошлого и их месте в Отечественной истории вообще. Через приобщение к конкретным судьбам выдающихся земляков дети познакомятся со славными страницами родного города.

Программа предполагает сотрудничество детей и их родителей. Особое место отводится экскурсиям по историческим местам нашего города, встречам с ветеранами войны, труда, Почетными гражданами нашего города.

Содержание курса  является многоплановым и охватывает вопросы истории, географии, экологии, культуры и др. дисциплин. В программе учтён возрастной принцип. Для соблюдения возрастного принципа использован линейно-концентрический подход к распределению учебного материала по годам обучения. Согласно возрастному принципу  строятся методы и формы, а также отбор содержания. Дети имеют возможность сочетать различные направления деятельности и формы занятий с учетом их интересов и свободного времени. Программа предполагает использование следующих форм занятий: коллективные, индивидуальные, групповые. Сочетание разных видов деятельности (познавательный, творческий) вызывает активность и заинтересованность и даст определенные результаты.

                Использование широкого спектра методических приемов создаст условия для самореализации учащихся:

- беседа,  экскурсии;

- творческие  работы;

- работа с картой России, Подмосковья, родного города Серпухова;

- сообщения уч-ся на различные темы;

- конкурсы, игры, праздники;

-встречи с интересными людьми;

-проекты;

-компьютерные презентации и др.

         Ведущей идеей программы «Мой город» является формирование ценностных ориентиров учащихся, воспитание любви к своей Родине, уважение к нашим истокам, к родной земле, воспитание  активной  жизненной позиции гражданина с детских лет, готовности к служению Отечеству.

Актуальность и новизна программы

- формирование мировоззренческой, нравственной, социальной, общекультурной личности;

-воспитание патриотизма и гражданственности;

-содержательным стержнем предлагаемой программы является единство интересов личности и общества  в воспитании гражданина России.

 Отличительная черта программы «Мой город», ее новизна заключается в том, что она интегрированная, разнообразна по содержанию, составлена с учетом интересов и возрастных особенностей, организации целостного воспитательного пространства, организации совместной деятельности.

Тематическое распределение часов.

Мой город

Тема

Кол-во часов  1класс

Кол-во часов

2 класс

1

Моя школа

5

5

2

История города

8

7

3

Достопримечательности Серпухова

12

15

4

Природа Серпухова

8

8

Всего

33

35

Программа включает в себя четыре раздела:

Первый раздел – «Моя школа» (5ч. в 1 классе, 5ч. во 2 классе) знакомит нас:

- с внутренним строением школы (количество кабинетов, их назначение, местонахождение спортивного зала, библиотеки,  компьютерных классов, актового зала и других помещений);

- с историей образования школы, реконструкцией здания, руководством  школы, её учителями;

- с объектами, расположенными вокруг школы.

Этот раздел развивает умения школьников осуществлять поиск краеведческой информации с использованием ресурсов сайта школы.

Создавать самостоятельно  знаковую систему. Фиксировать краеведческую информацию  с помощью рисунков.

        

Второй раздел – «История города» (8ч. в 1 классе, 7ч. во 2 классе) знакомит нас:

        - с историей образования нашего города;

        - с населением и знатными людьми города;

        - с историей развития улиц нашего любимого города;

        - с историей построек фабрик и заводов.

        Этот раздел развивает и воспитывает чувство гордости за нашу малую родину, умение фиксировать краеведческую информацию  с помощью рисунков. Адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Третий раздел – «Достопримечательности Серпухова» (12ч. в 1 классе, 15ч. во 2 классе) знакомит нас:

         -с городом, как средой обитания, взаимосвязью города и человека;

- с обогащением современного понятия «город» историко-культурным и историческим содержанием.  

- с архитектурой современного города, памятниками культуры.

        Этот раздел развивает у  школьников умение задавать вопросы, умение работать по предложенному плану, умение в рамках совместной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения, вступать в беседу на занятии, в жизни.

Четвертый раздел – «Природа Серпухова» (8ч. в 1 классе, 8ч. во 2 классе) знакомит нас:

        - с природой нашего города, а именно с флорой и фауной.

Развивает у школьников умение работать  с текстом разных жанров. Воспитывает бережное отношение к природе.

Безусловно, преподавание этого курса основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений.

Описание материально-технического обеспечения

образовательного процесса:

Технические средства обучения:

  • DVD-плеер, (видеомагнитофон);
  • цифровой фотоаппарат, цифровая камера (видеокамера);
  • компьютеры (желательно, с выходом в Интернет) и т.д.

Использование современных технических средств повышает мотивацию изучения, вызывает интерес у учащихся, во многих случаях экономит учебное время, так как даёт возможность наглядно представить самые разные примеры взаимодействия, создать атмосферу вовлеченности в процесс обучения.

Кроме того, эти средства позволяют разнообразить

– виды деятельности учеников на уроке;

– процесс выполнения задач на реализацию типов текстов, речевых жанров и т.д.

Примеры работ при использовании компьютера:

  • анализ положительного или негативного примера речевого жанра;
  • редактирование (взаиморедактирование);
  • создание текста, его коллективное обсуждение;
  • создание мультимедийных презентаций (текстов с рисунками, фотографиями и т.д.);
  • создание речевых жанров с использованием многомерного представления информации: текста, графики, голоса (звука).

При использовании компьютера ученики применяют полученные на уроках информатики инструментальные знания (например, умения работать с текстовыми, графическими редакторами и т.д.), тем самым у школьников формируется готовность и привычка к практическому применению новых информационных технологий.

Безусловно, записи высказываний младших школьников, созданные учителем с помощью DVD (видеотехники), могут с успехом применяться для того, чтобы анализировать удачи и промахи при создании устных высказываний, что способствует развитию умений оценки и самооценки учеников.

Список литературы.

1.Разумовский Ф.В. Художественное наследие Серпуховской земли.- М: Искусство, 1992.

2.Садков В.А., Москалева Л.Г. Серпуховский историко-художественный музей. Русская и западноевропейская живопись.- Тула: Власта, 2005.

3.Гарин Г.Ф., Савоскул С.С., Шилов В.В. Серпухов.- М: Московский рабочий, 1989.

4.Серпухов. Московская область. План города.- Гео Медиа - Принт, 2004.

5.Города Подмосковья. Кн.3.- М: Московский рабочий, 1981.

6.Гафурова Л. История города Серпухова и Серпуховского края 14-16 вв. Изд: ОАО ИПО «Лев Толстой», 2010.

При написании пояснительной записки использовались материалы интернет ресурсов.



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

п/п

№ урока в разделе

Тема урока

Характеристика основных видов

 деятельности  учащихся

Дата (план)

Дата (факт)

Примечание

Моя школа (5 часов)

1

1

Экскурсия по школе. Выбор безопасного пути в школу.

Вести наблюдения под руководством учителя. Знать безопасный путь в школу.

2

2

Родная школа (история).

Узнать историю школы из объяснения учителя.

3

3

Экскурсия в школьный краеведческий музей.

Знакомство с экспонатами  школьного краеведческого музея.

4

4

Экскурсия в микрорайоне.

Рассказывать о своем микрорайоне, о его объектах.

5

5

Конкурс рисунков «Моя школа»

Участвовать в выставке рисунков «Моя школа». Презентовать работы.

История города (8 часов)

6

1

Введение. Серпухов - мой город.

Рассказывать о своем городе, о его  истории,  о достопримечательностях, об окружающих людях.

7

2

С днём рождения, любимый город!

Участвовать в праздничных мероприятиях.

8

3

Мой любимый уголок.

Узнавать и называть достопримечательности города Серпухова.

9

4

Символика нашего города.

Описывать флаг, герб. Знать гимн Серпухова.

10

5

Символика нашего города. Конкурс рисунков.

Участвовать в выставке рисунков «Символика нашего города». Презентовать работы.

11

6

Население города.

Получить информацию об  основных  группах  населения и их положении.

12

7

Промышленность нашего города.

Узнать о развитии промышленности нашего города.

13

8

Автобусная экскурсия по городу.

Вести наблюдения под руководством экскурсовода.

Достопримечательности Серпухова (12 часов)

14

1

Знаменитые улицы нашего города.

Узнавать и называть улицы города Серпухова.

15

2

Серпуховский историко – художественный музей.

Знакомство с важнейшими достижениями  культуры и системой ценностей, сформировавшихся в ходе исторического развития.

16

3

Прикоснуться к вечности (храмы и монастыри Серпухова)

Участие в виртуальном  историческом  путешествии по храмам и монастырям Серпухова.

17

4

История Спасской церкви.

Знакомство с историей Спасской церкви.

18

5

Ансамбль Соборной горы.

Знакомство с историческим  архитектурным памятником.

19

6

Музей павлина.

Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала с учетом просмотра фрагментов видеофильма.

20

7

Памятник воину-освободителю.

Знакомство с памятником воинской славы.

21

8

Памятник Владимиру Храброму.

Знакомство с историческим памятником.

22

9

Парки города Серпухова.

Узнавать и называть достопримечательности городского парка.

23

10

Город – воин, город - труженик.

Получить  информацию о городе в военное и мирное время.

24

11

Встреча с ветеранами ВОВ.

Перерабатывать полученную информацию, делать выводы.

25

12

Конкурс рисунков на тему: «Моя Россия, мой город»

Участвовать в выставке рисунков  на тему: «Моя Россия, мой город». Презентовать работы.

Природа Серпухова (8 часов)

26

1

Лесная школа. Растения.

Узнавать о флоре родного города.

27

2

Лесная школа. Животные.

Узнавать о фауне родного города.

28

3

Лесная школа. Лекарственные растения.

Узнавать лекарственные растения. Оценивать роль  лекарственных растений для физического и психического здоровья человека.

29

4

Лесная школа. Охрана леса.

Анализировать факты, угрожающие живой природе, знакомиться с правилами друзей природы и экологическими знаками, договариваться о соблюдении этих правил и предлагать свои правила.

30

5

Сосновый бор – жемчужина города.

Вести наблюдения за флорой и фауной городского бора, бережно относиться к природе.

31

6

Экскурсия в бор «Знакомая поляна».

Вести наблюдения под руководством учителя.

32

7

Викторина «Растения бора».

Узнавать и называть растения бора.

33

8

Экскурсия в Приокско – Террасный заповедник.

 Вести наблюдения под руководством экскурсовода.




Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

п/п

№ урока в разделе

Тема урока

Характеристика основных видов

 деятельности      учащихся

Дата (план)

Дата (факт)

Примечание

Наша школа (5 часов)

1

1

Выбор безопасного пути в школу. Составление маршрутного листа.

 Обсуждать предложенные ситуации, которые являются потенциально опасными. Моделировать свои действия в ходе ролевой игры. Выполнять тесты о правильном (неправильном) поведении на улице и в транспорте. Составлять маршрутный лист безопасного пути.

.

2

2

Экскурсия в городскую библиотеку.

Выполнять задания, проверять свои знания.

3

3

Школьные праздники и традиции.

Узнавать о школьных праздниках и традициях из объяснения учителя, делать выводы.

4

4

Знакомство с Уставом школы.

Использовать приобретенные знания в практической и повседневной жизни.

5

5

Азбука культуры поведения.

Обсуждать, какие правила вежливости имеются в русском языке и как они применяются в различных ситуациях общения. Формировать правила поведения, моделировать ситуации общения в различных ситуациях.

История города (7 часов))

6

1

Серпухов. Как он появился и развивался.

Выступать с подготовленными сообщениями под руководством учителя.

7

2

Народные ремесла.

Участие в мастер – классах.

8

3

Серпухов - купеческий. Фабриканты Коншины.

Перерабатывать полученную информацию, делать выводы.

  9

4

Пущино - на Наре.

Получить информацию о живописном уголке нашего города.

10

5

Серпухов – прифронтовой.

Узнавать о жизни родного города в годы ВОВ, о его вкладе в победу над врагом.

11

6

Герои живут рядом. Встреча с ветеранами ВОВ.

Получить информацию о событиях ВОВ, ее участниках. Участвовать в обсуждении. Высказывать свои собственные мнения.

12

7

Почетные граждане г.Серпухова (М.В.Агеева).

Узнавать о жизни почетных людей Серпухова из объяснения учителя, делать выводы.

Достопримечательности Серпухова (15 часов)

13

1

Дом – музей Мараевой. Путешествие по залам музея.

Узнавать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития.

14

2

Серпуховский драматический театр.

Знакомство с историей театра, получение информации о людях, стоявших у истока.

15

3

Выставочный зал г. Серпухова.

Знакомство с экспонатами выставочного зала.

16

5

Мемориальный дом – музей Н.П.Андреева.

Оценивать достижения культуры.

17

6

Здание вокзала.

Составлять рассказ, используя понятия: вокзал, пассажиры, перрон, билет, багаж, вагон.

18

7

Здание гостиного двора.

Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала с учетом просмотра фрагментов видеофильма.

19

8

Архитектура Серпухова: дома второй половины 18-19 веков.

Оценивать достижения культуры.

20

9

Викторина «Где эта улица, где этот дом?»

Выполнять задания, проверять свои знания.

21

9

Серпухов православный.

Знакомство с православными памятниками города Серпухова.

22

10

Монастыри Серпухова. Введенский Владычный  монастырь.

Узнавать о жизни  Введенского Владычного монастыря из объяснения учителя, делать выводы.

23

11

Серпуховский Высоцкий монастырь.

Узнавать о жизни  Высоцкого монастыря из объяснения учителя, делать выводы.

24

12

Церковь Ильи Пророка (1748г.)

Знакомство с историей церкви Ильи Пророка.

25

13

Кафедральный Собор Николы Белого.

Знакомство с историей возрождения главного собора города.

26

14

Чехов в нашем городе. Памятник Чехову.

Получить информацию о пребывании Чехова в нашем городе, о памятнике великого писателя.

27

15

Памятник «Черный тюльпан»

Узнавать о трагических событиях в истории России, участие серпуховичей в локальных войнах.

Природа Серпухова (8 часов)

28

1

Реки и водоемы нашего края.

Рассказывать о значении реки для растений, животных и человека. Описывать эстетическое воздействие на человека.

29

2

Живописные окрестности Серпухова.

Использовать электронные ресурсы для виртуального исторического путешествия.

30

3

Экскурсия в бор «Экологическая тропа».

Вести наблюдения под руководством учителя.

31

4

Участие в работе школьного научного общества «Боровичок».

Анализировать факты, угрожающие живой природе, знакомиться с правилами друзей природы и экологическими знаками, договариваться о соблюдении этих правил и предлагать свои правила.

32

5

Участие в акции «Чистый город».

Рассказывать о бережном отношении к природе родного города. Вести наблюдения. Моделировать изучаемые взаимосвязи, выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей.

33

6

Урок – проект «Парк будущего».

Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. Обсуждать выступления учащихся. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

34

7

«Цвети, город!»

Выращивать рассаду цветочных растений, вести наблюдения. Устанавливать различия между группами растений, классифицировать растения и делать самопроверку.

35

8

Конкурс рисунков на асфальте «Как прекрасен этот мир!»

Участвовать в конкурсе рисунков на асфальте «Как прекрасен этот мир!». Презентовать работы.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь" 2 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности «я – исследователь» (2 класс) составлена на основе авторской программы курса А. И. Савенкова «Я – исследователь» -  Программы внеурочной деятельности....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир профессий" 2 класс

Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст м...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный исследователь" 2 класс

Программа по внеурочной деятельности «Юный исследователь» рассчитана на 1 год и включает в себя 34 учебных часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю....

Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика" 1 класс

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о пробл...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика", 1 класс

Рабочая программа кружка "Занимательная математика" соответствует ФГОС...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный клубок" 1 класс

Рабочая программа создана для организации внеурочной деятельности младших школьников первого года обучения и рассчитана на 34 часа в год...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Риторика" для 1 класс

Пояснительная записка и тематическое планирование по внеурочной деятельности . Курс "Риторика"...