Рабочая программа по внеурочной деятельности Наш город- Санкт-Петербург
рабочая программа (1 класс) на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 39.84 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Наш город - Санкт Петербург»
(духовно – нравственное, эстетическое направление)
1 класс
Составитель:
учитель начальных классов
Рассохина М.В.
2015-2016 учебный год
Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга
«Наш город - Санкт-Петербург»
1 класс
Пояснительная записка.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы состоит в том, что история Санкт-Петербурга богата и многогранна, имеет свой особенный стиль культуры, духовности, отличающийся от культуры других городов России и Европы. Успешное ознакомление детей детского центра с Петербургом во многом зависит от понимания ими его роли истории русской культуры, которая станет основой духовного развития личности воспитанников.
Петербург, как носитель культуры, обладает определенными психологическими и эстетическими качествами, которые отражаются в архитектуре, произведениях искусства и культурном уровне горожан, которые требуют целенаправленного постепенного изучения и возможности применения полученных знаний воспитанниками.
Город является особой формой социальной жизни, которая требует определенного уровня адаптации, социализации и навыков поведения различных возрастных групп. Одна из глобальных проблем современных жителей города - отсутствие интереса и стремления к познанию исторического прошлого и настоящего Петербурга, а также явное снижение уровня эстетического восприятия окружающей красоты.
Следствием вышесказанного является актуальность и необходимость приобщения юных петербуржцев к постижению своеобразия и уникальности Петербурга и одним из красивейших и величественнейших городов мира, и носителем особого типа культуры на протяжении последних трех столетий.
Представленная образовательная программа предназначена для работы с детьми школьного возраста с проблемами в интеллектуальном и психическом развитии и направлена на развитие культурологических основ юных петербуржцев с проблемами в интеллектуальном и психическом развитии. Система ознакомления детей с историей и культурой города создает основы для развития адаптационных основ детей и подростков в окружающем мире мегаполиса. Владение основами безопасного поведения в мегаполисе облегчит «выход в большой мир», будет способствовать развитию и совершенствованию навыков самостоятельной жизни.
Программа составлена с учетом возрастных и психологических особенностей развития воспитанников, их уровня знаний, умений и навыков. Материал расположен по принципу усложнения и увеличения объема информации.
Рабочая программа по истории Санкт-Петербурга для 1 класса разработана на основе программы по школьному курсу "История и культура Санкт-Петербурга" Е.В.Дмитриевой.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю
Цель программы-
Воспитание эстетического восприятия, расширение эмоционально - чувственной сферы учащихся, пробуждение интереса и стремления к дальнейшему изучению историко- художественных путей развития Санкт-Петербурга, чувства сопричастности тому, что в нём происходит.
Содержание программы предполагает решение следующих задач:
Образовательные:
- знакомство с историей создания "северной столицы" и её художественного наследия, воспитание патриотизма и любви к родному краю;
- формирование у детей устойчивого желания продолжить знакомство с предложенными темами самостоятельно;
- обучение практическим навыкам работы с предложенными материалами;
- выделение ключевых понятий, поиск нужных фактов и ответов на вопросы, поставленные учителем
- обучение практическим навыкам работы с предложенными материалами;
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к своей Родине.
- Воспитывать культуру общения.
Развивающие:
- Начать формирование потребности в саморазвитии и самореализации.
- Развивать деловые качества школьников: самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.
В курсе для 1 класса включены темы, дающие младшим школьникам начальные представления об основании Санкт- Петербурга, развившегося на островах в дельте реки Невы по воле Петра I; о его наиболее ярких, запоминающихся архитектурных памятниках и их создателях; о государственных символах; о музеях и театрах города, его прекрасных решётках и оградах и великолепном скульптурном убранстве. Об истории, культуре и развитии Калининского района.
Основная часть программы включает вопросы, которые будут рассматриваться на занятиях. Задания имеют разную степень трудности.
Вариативная часть предполагает свободу творчества учителя и учащихся. Это могут быть итоговые занятия, позволяющие закрепить пройденный материал, экскурсии, конкурсы стихов и рисунков и многое другое.
Формы организации.
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса по курсу «История и культура Санкт-Петербурга» является урок. В процессе изучения по данной программе широко используются такие формыкак:
- лекции;
- практические занятия
- экскурсии
- опыты, наблюдения
- исследовательская деятельность
- презентации, конкурсы
- самостоятельная работа (индивидуальная, в паре, групповая);
В каждом занятии прослеживаются три части:
- игровая;
- теоретическая;
- практическая.
При отборе и построении программы используются такие средства обучения как:
- наглядные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
- печатные (учебные пособия, рабочие тетради, книги для чтения, хрестоматии, раздаточный материал, справочники и т.д.);
- демонстрационные (макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
- аудиовизуальные (слайды, видеофильмы образовательные, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, BluRay, HDDVD и т.п.);
- электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.)
- информационно-коммуникативные технологии.
Рабочая программа «Наш город - Санкт-Петербург» предусматривает использование ИКТ для обеспечения высокого качества образования при сохранении его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личностного развития ребенка.
Применение ИКТ позволяет решать следующие задачи:
- построение наглядного и красочного урока в сочетании с большей информативностью и интерактивностью;
- приближение материала урока к мировосприятию ребенка, который лучше воспринимает видео и аудиоинформацию;
- возможность применять личностно-ориентированный подход к процессу обучения;
- возможность дифференциации работы с различными категориями обучающихся;
- активизация познавательной деятельности;
- поддержка устойчивого интереса к обучению;
- формирование информационной грамотности и компетенции у обучающихся;
- развитие навыков, необходимых для дальнейшей групповой, исследовательской и проектной деятельности;
- создание ситуации успеха.
Применение ИКТ на уроках по изучению истории и культуры Санкт-Петербурга позволяет проводить уроки различных типов:
- демонстрационные уроки, на которых используются готовые материалы из открытых коллекций ЦОР и ЭОР или материалы созданные учителем самостоятельно. Таким образом, становится возможной демонстрация большого количества фото, видео и аудио информации;
- уроки с компьютерным тестированием, на которых становится возможным в короткое время объективно оценить большое количество обучающихся, укрепляется обратная связь в системе «учитель-ученик».
- уроки тренинга или моделирования, на которых у ребят появляется возможность проявить свои индивидуальные способности, ЗУН, склонности и интересы в предметной области.
Средства ИКТ применяются на различных этапах урока. При изучении нового материала ИКТ помогают эмоционально и образно преподать материал, аккумулированный из различных источников, упростить восприятие учениками сложных тем, содержащих большой объём материала, задействовать различные виды памяти. На этапе закрепления и контроля база электронных тестовых заданий позволяет более объективно оценить знания самими учащимися и учителем.
При разработке уроков с использованием ИКТ учитываются возрастные особенности учащихся. Занятия включают в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий, а так же строгое дозирование времени работы с техническими средствами в соответствии с нормами СанПиН-2.4.2.2821-10.
Планируемые результаты
В результате обучения по данной программе, в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, у младших школьников будут сформированы:
Личностные
Обучающиеся научатся и приобретут:
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
- эстетические и ценностно-смысловые ориентации, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении.
Обучающиеся получат возможности для формирования:
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности личности в поступках и деятельности;
- основ гражданской идентичности путем знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан;
- эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев.
Метапредметные
Обучающиеся научатся:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
- выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
- проявлять инициативу действия в межличностном сотрудничестве;
- использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности;
- выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме.
Обучающиеся получат возможность:
- уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
- повысить творческую активность и самостоятельность;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные
Обучающиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии.
Обучающиеся получат возможность:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнёра;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающиеся получат возможность:
- владеть монологической и диалогической формами речи;
- формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
- аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Предметные
В ходе реализации программы у учащихся сформируется:
- расширение знаний о городе в работе с дополнительными источниками информации, в посещении музеев, театров, библиотек, учебных прогулках/экскурсиях, в исследовательской деятельности, в интервьюировании, в проведении социологических опросов;
- Приобщение к культурному наследию города других горожан, одноклассников, родителей;
- Интерес к знакомым городским названиям, праздникам, объектам (знакам, символам), желания «делать открытия» в привычной городской среде;
- Понимание уникальности, неповторимости Санкт-Петербурга – северного, одновременно морского и речного города;
- Уважение к согражданам (блокадникам), знаменитым петербуржцам.
Учащиеся научатся:
- Находить информацию о городе, памятниках наследия, петербургских традициях, а также о различных учреждениях, необходимых для удовлетворения жизненных потребностей горожан, для самореализации (поликлиниках, магазинах, центрах развлечений, железнодорожных вокзалах, кассах, учебных заведениях, службе психологической поддержки, музеях, библиотеках, театрах, концертных залах и выставках, учебных заведениях и бирже труда) в справочниках, научно-популярной литературе, интернете, на карте, в периодической печати;
- Работать с картой, проводить ассоциации, обобщать, ориентироваться по карте-схеме Петербурга;
- Решать бытовые проблемы (вызов врача, водопроводчика, сантехника, распределение семейного бюджета, организация досуга в выходной день и т.д.);
- Извлекать информацию из городской среды, памятника наследия, музейной экспозиции при непосредственном общении с ними, а также из семейных архивов, из общения с родственниками, знакомыми и незнакомыми петербуржцами;
- Ориентироваться по карте города и в городском пространстве;
- Объяснять понятия «мой город», «мой край», «Малая Родина», «культура», «городская среда», «город – феномен культуры», «облик города», «образ города» и использовать эти понятия.
Планирование
№ занятия | Тема | Количество часов |
1 | Введение. Что изучает краеведение? Что мы будем изучать? Техника безопасности на занятиях. | 1 |
2 | Родная школа (экскурсия по школе и около школы). | 1 |
3 | Мой дом. Мой двор, моя улица. За что люблю, что бы изменил. | 1 |
4 | Мой район. Почему так назван? Заочное путешествие по Калининскому району. | 1 |
5 | Наш город- Санкт Петербург (заочное путешествие по городу). | 1 |
6 | Город на берегах Невы. Петр Первый - основатель Санкт- Петербурга. Покровитель города. | 1 |
7 | Экскурсия «Петровский Петербург» | 1 |
8 | Удивительный Санкт- Петербург. Имя города. Возраст города. Символы Санкт- Петербурга: герб, флаг, гимн. | 1 |
9 | Санкт-Петербург - город рек и каналов. Река Нева. | 1 |
10 | Закладка крепости па Заячьем острове. | 1 |
11 | Неприступная твердыня. Заячий остров. Петропавловская крепость. | 1 |
12 | Первые городские постройки. Домик Петра Первого. | 1 |
13 | Первые городские постройки. Троицкая площадь. | 1 |
14 | Петропавловский собор. Новое название крепости. | 1 |
15 | Ангел на шпиле колокольни. | 1 |
16 | Вопросы и задания (итоговое занятие). | 1 |
17 | Адмиралтейская верфь. Устройство верфи, происхождение её названия. | 1 |
18 | Здание адмиралтейства. | 1 |
19 | Летний сад. Постройки Летнего сада. | 1 |
20 | Летний дворец и его история. | 1 |
21 | Дворцовая площадь – главная площадь города. | 1 |
22 | Зимний дворец. | 1 |
23 | Эрмитаж – музей в Зимнем дворце. | 1 |
24 | Экскурсия. | 1 |
25 | Вариативная часть(викторины, конкурсы, экскурсии). | 1 |
26 | Арка Главного штаба. Александровская колонна. | 1 |
27 | Васильевский остров. Стрелка Васильевского острова. | 1 |
28 | Стрелка Васильевского острова. | 1 |
29 | Площадь Декабристов. | 1 |
30 | Медный всадник. | 1 |
31 | Исаакиевская площадь. | 1 |
32 | Исаакиевский собор. | 1 |
33 | Синий мост. Водомерный столб у Синего моста. | 1 |
34 | Гостиница «Астория». | 1 |
35 | Главная улица - Невский проспект. | 1 |
36 | Казанский собор. | 1 |
37 | Памятники героям-полководцам возле Казанского собора. | 1 |
38 | Экскурсия. | 1 |
39 | Вариативная часть(викторины, конкурсы, экскурсии). | 1 |
40 | Храм Воскресения Христова. | 1 |
41 | Торговля в Санкт-Петербурге. Гостиный двор. | 1 |
42 | Городская дума. | 1 |
43 | Аничков дворец. | 1 |
44 | Аничков мост. | 1 |
45 | Санкт-Петербург - город рек и каналов. Река Мойка. | 1 |
46 | Санкт-Петербург - город рек и каналов. Канал Грибоедова. | 1 |
47 | Санкт-Петербург - город рек и каналов. Река Фонтанка. | 1 |
48 | Санкт-Петербург- город рек и каналов. | 1 |
49 | Экскурсия. | 1 |
50 | Вариативная часть (викторины, конкурсы, экскурсии). | 1 |
51 | Петербуржские набережные. | 1 |
52 | Украшение фасадов старинных домов. | 1 |
53 | Заводы. Фабрики. Порты. Вокзалы. | 1 |
54 | Учебные и научные заведения. | 1 |
55 | Дворцы. | 1 |
56 | Дворцы. | 1 |
57 | Музеи. | 1 |
58 | Экскурсия. | 1 |
59 | Музеи. | 1 |
60 | Театры. | 1 |
61 | Посещение театра. | 1 |
62 | Мужество и героизм горожан в годы блокады Ленинграда. | 1 |
63 | Природные особенности Санкт-Петербурга. Экскурсия. | 1 |
64 | Знаешь ли ты свой город? | 1 |
65 | Храмы различных вероисповеданий. | 1 |
66 | Вариативная часть(викторины, конкурсы, экскурсии). | 1 |
67 | Экскурсия | 1 |
68 | Вопросы и задания (итоговое занятие). | 1 |
ИТОГО: | 68 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Прогулки по Санкт-Петербургу.
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Прогулки по Санкт-Петербургу....
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности "Мой город Санкт-Петербург"
В планировании указаны уроки и экскурсии внеурочной деятельности "Мой город Санкт-Петербург" 2 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Наш город - Санкт - Петербург"
Прграмма рассчитана на 4 года (1-4)....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Наш город - Санкт - Петербург"
Прграмма рассчитана на 4 года (1-4)....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курса внеурочной деятельности по истории Санкт-Петербурга и малой родины «Страницы истории жизни нашего края и города Санкт-Петербурга» (общекультурное направление)
Разработка курса занятий «Страницы истории жизни нашего края и города Санкт-Петербурга» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на по...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мой город Санкт - Петербург" 4 класс"
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской...
рабочая программа по внеурочной деятельности "Прогулки по Санкт-Петербургу и окрестностям"
Интерес к изучению истории родного края, изучение своей малой Родины, краеведческая работа имеет особую значимость в Санкт-Петербурге, в городе - центре мировой и отечественной культуры. И...