Рабочая программа по внеурочной деятельности. Кружок "Город мастеров"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Данная программа ориентирована на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества. Особое внимание в программе уделено проблеме общения и усвоения нравственных норм и правил поведения, что обусловлено проблемами вхождения ребенка в социальную среду, усвоения социального опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gorod_masterov.doc | 446.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10»
д. Березняки
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КРУЖКА «ГОРОД МАСТЕРОВ»
ДЛЯ 4 КЛАССА
УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
БИРЮКОВОЙ Л. А.
2014
Пояснительная записка
Наше общество переживает период переоценки ценностей: напряженные социально-экономические отношения, противоречивый информационный пресс, повышенные культурные требования к человеку, при понижении уровня общей культуры в обществе - все это ставит ребенка в трудное положение.
Сегодня наиболее оправданным является такой подход к организации воспитательной работы, при котором совокупность воспитательских средств направлена на выработку у каждого конкретного воспитанника собственного варианта жизни, достойного его как человека современного общества. Мало просто «воспитывать» традиционные ценностные отношения, воспитанник должен сам на их основе формировать свою жизненную позицию, быть способным на разумный выбор, выработку самостоятельных идей.
Данная программа ориентирована на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества. Особое внимание в программе уделено проблеме общения и усвоения нравственных норм и правил поведения, что обусловлено проблемами вхождения ребенка в социальную среду, усвоения социального опыта.
Педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере социально-личностного развития учащихся обусловлена необходимостью помочь ребенку раскрывать индивидуальные способности, творческие начала собственной личности, формирование устремлений ребенка в интеграции личностных позиций «Я - хочу» и «Я - могу» как основы взаимодействия ученика с другими детьми, учителем и другими взрослыми. Партнерские отношения, сопричастность взрослого к делам и поступкам детей (позиция «мы вместе», а не «над»), разработка занятий, развивающих потребность в приобретении умений и навыков - это и многое другое учитывается в программе «Город мастеров».
При разработке содержания программы, основных ее разделов руководствовались положениями личностно-ориентированной педагогики о связи между развитием и деятельностью. Учитывались возрастные интересы
В основу программы «Город мастеров» положены следующие принципы:
- принцип природосообразности, который ориентирует на воспитание личности с учетом имеющегося природного потенциала, на основе закономерностей внутреннего развития, поиска, обнаружения и укрепления внутренних сил, поддержке самоопределения ученика;
- принцип гуманистической ориентации воспитания, что требует рассмотрения ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность. Принцип требует уважительного отношения к каждому человеку, выделения в качестве приоритетных задач заботы о социальном и психическом здоровье ребенка;
- принцип социальной адекватности воспитания, что требует соответствия содержания и средств воспитания в социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания ориентированы на реальные социально-экономические условия и предполагают формирование у детей прогностической готовности к реализации разнообразных социальных задач;
- принцип индивидуализации воспитания учащихся предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его особенностям, включение детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, предоставление возможности каждому воспитаннику для самореализации и самораскрытия.
Программа рассчитана на 4 года обучения и предназначена для детей младшего школьного возраста (7-11 лет), занятия комбинированного типа, которые включают в себя теоретический аспект и практическую подготовку, осуществляются прямыми и косвенными путями: используются теоретические и практические ситуации.
Занятия проводятся 1 раз в неделю с 1 сентября по 25 мая. Содержание программы тесно связано с содержанием учебных предметов: ознакомление с окружающим миром, чтением, развитием речи, технологией. Длительность занятий 30 минут для учащихся 1 класса и 40 минут для учеников 2-4 классов. Для занятий в кружке «Город мастеров» принимаются все учащиеся класса каждого года обучения.
Год обучения | Количество часов |
1 год | 33 |
2 год | 34 |
3 год | 34 |
4 год | 34 |
Цель программы
Формирование личностных качеств как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом: в процессе социального становления через самопознание, общение, деятельность; развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.
Задачи
- Формировать у детей представления о биполярных качествах личности и нравственных нормах поведения.
- Знакомить учащихся с основными моделями коммуникативного поведения и правилами, регулирующими поведение в обществе с позиции индивидуальности.
- Развивать механизмы эмоционально-волевого регулирования поведения.
- Развивать внутреннюю убежденность в востребовании ученика обществом.
- Развивать основы личностной адекватной самооценки, ответственности за свои поступки.
- Воспитывать сочувствие, желание оказывать поддержку, принимать помощь других.
- Познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий;
- Формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии;
- Развивать интеллектуальные и творческие возможности детей.
Формы и методы работы
Формы воспитательной работы:
- познавательная беседа;
- этическая беседа;
- профилактическая беседа;
- игры: ролевые, ситуационные;
- занятия с использованием художественных средств выразительности;
- упражнения;
- тренинги;
- экскурсии;
- тестирование, что осуществляется в режиме коллективных (массовых), групповых, микро групповых и индивидуальных занятиях.
Методы воспитания:
- методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, диспут, метод примера);
- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);
- методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, эмоциональное воздействие, поощрение и др.);
- методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.
Отличительные особенности данной программы
Разработанная мною программа рассчитана на полный курс обучения детей в начальной школе и адаптирована для учащихся начальной школы. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала.
Во время занятий для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы я использую аудиокассеты с записями звуков живой природы и музыки. В результате этого, у детей происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений. Ведь всем известно, что музыка влияет на эмоциональное состояние и настроение человека.
Оригинальность программы в том, что решение воспитательных задач предполагается осуществлять в рамках единого комплексного интегрированного образовательно-воспитательного пространства по нескольким направлениям, объединенным общими целевыми установками, задачами и идеей.
При всей предлагаемой свободе творчества необходимо постоянно иметь в виду структурную целостность данной программы. На итоговых занятиях предоставляется возможность широко сопоставить разнообразные работы, объединенные общей темой, сравнить свои работы с творчеством своих товарищей, проявить “зрительское умение”, оценить художественный труд.
В программе поднята важнейшая проблема социального развития личности, воспитания мира чувств ребенка, его эмоциональной чуткости, активно-действенной отзывчивости на добро и зло.
Программа представлена пятью блоками:
- «ИСКУССТВО ОБЩЕНИЯ»
Младший школьный возраст - оптимальный период наиболее активного обучения социальному поведению, искусству общения, усвоения коммуникативных умений, способов разрешения социальных ситуаций
Общение в жизни детей играет важную роль. Именно в общении дети развивают систему нравственных принципов, типичных для общества и социальной среды. Особые трудности испытывают дети, которым не хватает родительского внимания и тепла. Социально-эмоциональные нарушения возникают вследствие длительного воздействия на ребенка травмирующих ситуаций, нарушение межличностных отношений со взрослыми и сверстниками. Для большинства детей, испытывающих трудности в обучении и поведении, характерны частые конфликты с окружающими и агрессивность. Такие дети не желают и не умеют признать свою вину, у них доминируют защитные формы поведения, они не способны конструктивно разрешать конфликты.
На занятиях проводится коррекция эмоционально-личностной сферы детей, развиваются навыки адекватного общения со сверстниками и взрослыми. Занятия с детьми призваны способствовать гармонизации отношений детей с окружающей средой, их социализации. На занятии дети не только получают знания о том, как общаться, но и упражняются в приемах различных способов поведения, овладевают навыками эффективного общения. Очень важно, чтобы дети осознавали, что культура поведения является неотъемлемой составляющей системы межличностного общения. В занятия включены приемы по выработке у детей элементарных правил вежливости. Через ролевое разыгрывание отрабатываются навыки культуры общения, усваиваются знания этикета.
- «ПОЗНАЙ СЕБЯ»
Приобретение детьми социальных способов поведения на основе усвоения этических норм морали становится наиболее актуальным в период реформирования общества, смены ценностных ориентиров, резкой дифференциацией доходов, высокой занятостью или безработицей.
Именно в период младшего школьного возраста формируются личностные качества будущего гражданина, его нравственное сознание. У детей в этом возрасте развивается децентрация, благодаря чему они становятся способными понимать точку зрения другого. Все это позволяет целенаправленно формировать представление о таких значимых личностных качествах, как доброжелательность, справедливость, щедрость, трудолюбие и др.
В этом возрасте дети усваивают основные нормы морали, регулирующие отношения человека к окружающим его людям и самому себе. У них появляется возможность использовать эти нормы в качестве средств самостоятельной регуляции поведения и взаимоотношений между людьми. Дети учатся соотносить нравственные представления с конкретным поведением, поступать в соответствии с теми требованиями, которые предъявляют к ним взрослые.
Однако у наших детей это получается не всегда, и порой наблюдается разрыв в сознании и поведении ребенка: он знает, как надо поступать, но не поступает в соответствии со своими знаниями, поэтому появляются негативные нравственные образования.
Занятия позволяют научить ребенка откликаться на проблему другого человека, осознать значение труда для будущей самостоятельно жизни.
В содержание занятий включен теоретический материал и перечень практических заданий, направленных на закрепление предлагаемого компонента знаний, формирование значимых поведенческих умений и навыков. При проведении занятий в рамках данного блока предусматривается использовать такие методы и приемы, как:
- беседы на нравственную тему;
- чтение художественных произведений с последующим анализом;
- анализ смыслового содержания пословиц, поговорок;
- продолжение тематического рассказа;
- учебно-игровые упражнения (творческого и подражательного характера);
- разыгрывание и анализ ситуации;
- игры;
- мини-конкурсы;
- совместная разработка правил поведения.
Методика работы с детьми строится с позиции личностно-ориентированного взаимодействия, при проведении практикумов акцент делается на самостоятельность, поисковую и творческую активность.
Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей, в сочетании практическими заданиями, необходимыми для формирования нравственных привычек.
3. «НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ»
В содержание программы представлена работа с различными материалами и видами трудовой деятельности и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы .
Первый год обучения определяет содержание и характер совместной работы учителя и учащихся по осознанию предстоящей практической деятельности: это анализработы, анализ технологии ее изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами, название используемых материалов и ряда их свойств.
При обсуждении технологии изготовления изделия под руководством учителя составляют словесный план, различая понятия материал и инструмент.
- Учит детей различным приемам работы с тканью.
- Развивает у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.
- Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе, учит следовать устным инструкциям.
- Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы вышить, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы вышивания.
- Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.
- Развивает пространственное воображение.
- Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.
- Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.
- Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
- «ВСЕ ПРОФЕССИИ ВАЖНЫ»
Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников.
Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.
Курс занятий построен таким образом, что представляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей .
В данном курсе игровая мотивация превалирует, перерастает в учебную. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей.
Занятия, проводятся в активной форме: игры, дискуссии, конкурсы, викторины, с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся.
- «ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА»
Общественно – полезная деятельность.
Личность утверждает себя в собственных глазах и глазах других прежде всего в плодотворном , приносящем ей удовлетворение и успех труде. Базовыми личностными качествами , формирующимися в младшем школьном возрасте , является трудолюбие и самостоятельность. В процессе трудовой деятельности происходит преобразование предметов и объектов мира, с которыми ребенок вступает в активное взаимодействие.
- знание о важной роли в современной жизни разных профессий, науки, знаний и образования;
- понимание особой роли творчества в жизни людей;
- отрицательная оценка лени и небрежности.
- уважение в действии к результатам труда других людей;
- стремление и умение делать что-то полезное (вещи, услуги) своими руками;
- умение работать в коллективе, в т.ч. над проектами;
- стремление найти истину в решении учебных и жизненных задач;
- стремление к творческому, нестандартному выполнению работы;
- выражение своей личности в разных видах творчества, полезной другим людям деятельности;
- проявление настойчивости в работе – доведение начатого дела до конца (в т.ч. в выполнении учебных заданий);
- соблюдение порядка на рабочем месте.
Учебно-тематическое планирование.
1 год обучения
№ п/п | Наименование блоков | Количество часов теории | Количество часов практики | Всего часов |
1 | Искусство общения | 1 | 4 | 5 |
2 | Познай себя | 1 | 7 | 8 |
3 | Наши руки не для скуки | 1 | 6 | 7 |
4 | Все профессии важны | 1 | 5 | 6 |
5 | Жизнь дана на добрые дела | - | 7 | 7 |
6 | Итого | 4 | 29 | 33 |
2 год обучения
№ п/п | Наименование блоков | Количество часов теории | Количество часов практики | Всего часов |
1 | Искусство общения | 1 | 8 | 9 |
2 | Познай себя | 1 | 4 | 5 |
3 | Наши руки не для скуки | - | 7 | 7 |
4 | Все профессии важны | 1 | 5 | 6 |
5 | Жизнь дана на добрые дела | - | 7 | 7 |
6 | Итого | 3 | 31 | 34 |
3 год обучения
№ п/п | Наименование блоков | Количество часов теории | Количество часов практики | Всего часов |
1 | Искусство общения | 2 | 5 | 7 |
2 | Познай себя | 1 | 4 | 5 |
3 | Наши руки не для скуки | - | 8 | 8 |
4 | Все профессии важны | 1 | 6 | 7 |
5 | Жизнь дана на добрые дела | - | 7 | 7 |
6 | Итого | 4 | 30 | 34 |
4 год обучения
№ п/п | Наименование блоков | Количество часов теории | Количество часов практики | Всего часов |
1 | Искусство общения | 1 | 4 | 5 |
2 | Познай себя | 1 | 2 | 3 |
3 | Наши руки не для скуки | 1 | 11 | 12 |
4 | Все профессии важны | 1 | 6 | 7 |
5 | Жизнь дана на добрые дела | - | 7 | 7 |
6 | Итого | 4 | 30 | 34 |
Содержание программы
1 год обучения
№ п/п | Содержание деятельности |
Искусство общения (5 ч.) | |
1.1 | Давайте познакомимся, друг другу улыбнувшись! Ввести детей в мир общения, познакомить с правилами речевого этикета. Для чего мы знакомимся? Разыгрывание ситуации «Знакомство». Правила знакомства. Ролевые ситуации. Разыгрывание ритуала вставания при знакомстве. Вежливые слова при знакомстве. |
1.2 | Моё любимое имя Знакомство детей с историей возникновения имён и фамилий, их значение. Упражнения на умение строить диалог. Упражнения на развитие навыков координации совместных действий в группе. Логические упражнения, схемы описательных рассказов. Разыгрывание ситуаций. Экран настроения, «волшебная» палочка. Использование предметных картинок. |
1.3 | Вежливая азбука. (Зачем нужна вежливость?) Знакомство детей с правилами речевого общения, побуждать к употреблению в речи форм приветствия, благодарности и других слов-помощников в общении между людьми. Разыгрывание ролевой ситуации. Художественное слово. Искусство спора и диалога (мини-диалоги, речевые формулы общения). |
1.4 | Внимательный ли ты слушатель? Упражнения на развитие диалогической и монологической речи. Дать понятие, что слушатель должен быть внимательным, вежливым. Игра «Внимательный ли ты слушатель?». Задание «Расшифруй пословицу». Игровая ситуация. Зашифрованная пословица, схемы для обозначения частей сказки, иллюстрации к стихотворению «Овощи». |
1.5 | Наш весёлый дружный класс - много разных в нём ребят. Дать понятие, каждый ученик – это личность, индивидуальность. Что такое дружба? Дидактическая игра «Мы разные», упражнение: «Что не так». Дать понятие культуры общения между девочками и мальчиками. Правила социального поведения. |
Познай себя (8 ч.) | |
2.1 | Я – неповторимый человек Рассматривание разных предметов. Работа в группах по 4 человека: разложить предметы по какому-либо признаку (по величине). Показать, что даже похожие предметы различаются. Упражнение « Горка». Задание « Кленовые листочки» (сравнение). Рисование «Какой я привлекательный?». Задание «Сравни рисунок линий на ладошках». |
2.2 | Оцени других и себя Задания: дай характеристику поведения сказочных героев с учетом нравственных оценок, продолжи предложение, как вы понимаете смысл пословиц? Игра « Скажи наоборот», упражнение «Как ты поступишь в этой ситуации?», « На кого бы вы хотели быть похожими». Тестовое задание «А что сказали бы вы?» (ситуация и три варианта ответов). |
2.3 | Мальчики и девочки. Дружить или ссориться? Игра « Найди сходства и различия». Упражнение «Найди свой круг», упражнение «Волшебное ожерелье», «Он и она». Сказка «Серебрины и Серебрята». |
2.4 | Посеешь характер - пожнешь судьбу Дать определение характера, что такое характер? Кто сидит внутри меня? Черты и свойства характера. Общительность как черта характера. Все ли имеют одинаковый характер? Упражнение «У меня есть характер!» Правило: избавляться от вредных качеств и развивать лучшие. Упражнение « Каким я себе нравлюсь» |
2.5 | Как стать прилежным и старательным Знакомство с новыми понятиями «прилежный», « старательный» через русские пословицы. Какими вы представляете прилежного, старательного человека. Опишите. Что значит «старайся»? Чтение рассказа В.Осеевой «Сыновья». Чтение и анализ стихотворения С.Баруздин «О человеке и его часах» |
2.6 | Жадность и жадины Чтение и анализ басни Л.Н.Толстого «Собака и кость». Обсуждение понятия «Жадность». Как выглядит жадный человек? К чему он может проявлять жадность? Анализ русских народных пословиц. Чтение сказок «Жадный Вартан», «Два жадных медвежонка». Я.Аким «Жадина». Практическая работа (рисование как дети представляют себе «жадность». Выставка рисунков. |
2.7 | Моя внимательность и внимание Что такое внимание? Что такое Внимательность? Значение внимания и внимательности в жизни человека, влияние на успехи в учебе. Игровые – задания: «Найди одинаковые предметы», « Найди игрушку», «Что это?», « Что появилось?», «Найди отличия», « Что потерялось?». |
2.8 | Зависть Чтение и анализ рассказа «Молния и солнце». Знакомство с понятием «зависть» на примере «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, «Белка и волк» Л. Анализ и чтение пословиц о зависти. |
Наши руки не для скуки (7 ч.) | |
3.1 | Изонить. Знакомство с историей промысла, с техникой безопасности при работе с иглой, ножницами. Базовая форма – угол. |
3.2 | Изонить. Базовая форма – угол. |
3.3 | Изонить. Базовая форма – круг. |
3.4 | Изонить. Базовая форма – круг. |
3.5 | Изонить. Составление простейших узоров из базовых форм. «Домик», «Рыбка», «Морковка» (по выбору). |
3.6 | Изонить. Составление простейших узоров из базовых форм. «Домик», «Рыбка», «Морковка» (по выбору). Продолжение работы. |
3.7 | Изонить. Составление простейших узоров из базовых форм. «Домик», «Рыбка», «Морковка» (по выбору). Завершение работы. Выставка работ. |
Все профессии важны (6 ч). | |
4.1 | Зачем человек трудится? Беседа: зачем человек трудится? Понятия: «труд», «профессия». Игра «Собери пословицу о труде» |
4.2 | Какие профессии ты знаешь? Беседа: какие профессии ты знаешь? Мини-рассказ учащихся о некоторых профессиях. Игра «Угадай профессию!» |
4.3 | Мир интересных профессий. Рассказ учителя о необычных профессиях: дегустатор, дрессировщик, спасатель. |
4.4 | Чем пахнут ремесла? Чтение учителем произведения Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?» Дискуссия: почему бездельник не пахнет никак? |
4.5 | Кем я хочу стать? Чтение учителем отрывка из произведения В. Маяковского «Кем быть?». Галерея рисунков «Кем я хочу стать?» |
4.6 | Кем работают мои родители? Защита мини-проектов «Профессия моих родителей» |
Жизнь дана на добрые дела (7 ч). | |
5.1 | Доброе дело для моего класса. Организация дежурства. Обязанности дежурного. Уборка классной комнаты. Уход за комнатными растениями. |
5.2 | Книжкина больница. Посещение библиотеки. Мелкий ремонт книг. |
5.3 | Книжкина больница. Посещение библиотеки. Мелкий ремонт книг. |
5.4 | Цветы для школьного двора. Многообразие цветов для клумб. Выращивание рассады. |
5.5 | Цветы для школьного двора. Подготовка почвы для посадки цветочной рассады. Высадка цветочной рассады на клумбу. Уход за школьной клумбой. |
5.6 | Участие в благоустройстве школьной территории. Сбор мусора на школьной территории. |
5.7 | Участие в благоустройстве школьной территории. Сбор мусора на школьной территории. |
2 год обучения.
№ п/п | Содержание деятельности |
Искусство общения (9 ч.) | |
1.1 | Вежливость - основа воспитанности Доброе слово и кошке приятно. Кого бы ты назвал вежливым и почему? Какие вежливые слова вы знаете? Способы приветствия и прощания. Как можно обратиться к другому человеку с просьбой? Как можно поздороваться? |
1.2 | Умеет ли разговаривать природа Правила поведения, общения с природой. Упражнения на развитие воображения, пантомимических навыков. Упражнение на произнесение фраз с определённой интонацией и с разной силой голоса. Дать понятие о том, что слово человека могущественно, словом можно развеселить, приободрить, поддержать в трудную минуту, словом можно пожалеть, обидеть, огорчить. Разыгрывание ролевой ситуации, художественное слово. Разыгрывание ситуаций. Инсценировка стихотворения, игра-пантомима. |
1.3 | Всё начинается со слова «Здравствуйте» Понятие о форме вежливого приветствия. Значение вежливых слов и правильное употребление слов в речи. Выразительно произносить фразы, несущие различную эмоциональную окраску. Разыгрывание ролевой ситуации. Художественное слово. Словесные игры |
1.4 | Это слово говорят, если вас благодарят Как употреблять слова благодарности в зависимости от ситуации. Художественное слово. Разыгрывание ролевой ситуации. |
1.5 | Как обратится с просьбой к вам? (к тебе?) Как вежливо обращаться с просьбой к собеседнику? Разыгрывание ролевой ситуации. Художественное слово. |
1.6 | Когда без извинения не обойтись? Знакомство с правилами общения, которые используются при извинении. Как находить выход из конфликтных ситуаций, используя речевые формулы извинения. Словесная игра, обыгрывание ролевой ситуации. Пиктограммы «Злость», «Извинение», «Радость». |
1.7 | У меня зазвонил телефон (поговорим по телефону) Дать понятие, что телефон это важное средство короткого общения. Правила общения по телефону. Разыгрывание ролевой ситуации, словесная игра «Испорченный телефон». |
1.8 | В магазин за покупками (диалог продавца и покупателя) Игра «Опиши предмет» Моделирование ситуации «Покупатель - продавец». Словесная игра «Назови одним словом», художественное слово. |
1.9 | К нам гости пришли! Знакомство с правилами гостевого этикета. Разыгрывание ролевой ситуации, художественное слово. Атрибуты для приёма гостей. |
Познай себя (5 ч.) | |
2.1 | Правда и ложь Обсуждение понятий «правда» и « ложь». Как вы понимаете слово « ложь»? Какие близкие по значению слова можно подобрать? Когда человек прибегает ко лжи? Зачем? Обсуждение и анализ пословиц. Чтение и анализ басни Л.Н. Толстого « Лгун», рассказа Л.Н. Толстого «Правда всего дороже», стихотворения «Эх!». |
2.2 | Добро и зло Что такое добро? Решение проблемных ситуаций. Упражнение-тренинг «Надуй воздушный шарик злостью». Какие поступки нравятся – добрые или злые? Почему? Чтение и обсуждение стихотворения Л. Николаенко «Доброта» Эмоциональная игра «Интервью». Практическое задание «Хорошо – плохо». |
2.3 | О лени и лентяях Путешествие в страну Лентяйдия. Чтение и анализ сказки « Сказка про лентяя Ваню». Выставка рисунков по теме. Чтение стихотворение и коллективное обсуждение С.Я.Маршак «Кот и лодыри». Чтение памятки как выполнять домашнее задание. |
2.4 | «Терпенье и труд все перетрут» Чтение стихотворения В.Брюсова « Единое счастье - работа…». Знакомство с пословицами о труде, их анализ. Чтение и анализ текстов из литературных произведений: Л.Н.Толстой «Хотела галка пить…», притча о строительстве Шартрского собора во Франции, И. Токмакова «Букваринск». |
2.5 | Я и мое настроение Как справиться с раздражением, плохим настроением. Наши чувства, настроения, желания: когда они помогают, когда мешают нам. Как они соотносятся между собой. Умение выражать свои чувства и умение управлять ими. Рисование « Я- веселый, я- хмурый» Всегда ли у вас бывает хорошее настроение? Рассматривание фотографий, чем они отличаются? Почему бывает так грустно? Если тебе грустно, плохо, как ты себя ведешь? Если у твоего друга, воспитателя плохое настроение, как ты это заметишь? Каким бывает лицо у этого человека? Как ты можешь поднять настроение? Как можно спросить о причине плохого настроения? Как ты узнаешь, что у человека хорошее настроение? От чего оно бывает? |
Наши руки не для скуки (7 ч.) | |
3.1 | Бумажная мозаика. Метод обрывания. Сказочный лес. Что такое мозаика. Прием обрывания. Декоративная аппликация. |
3.2 | Аппликация из нитяной крошки. Цыпленок. Разновидность мозаики. Заготовка материала. Способы фиксации. |
3.3 | Полуобъемная аппликация из нитяных шариков. Снеговик. Знакомство с приспособлением для получения нитяных шариков. Заготовка шариков. |
3.4 | Полуобъемная аппликация из нитяных шариков. Снеговик. Сборка изделия. |
3.5 | Пластилиновая аппликация. Витражи . Понятие «витраж». Соблюдение техники безопасности при работе со стеклом. Выбор образца изделия. Использование туши для создания выразительности и четкости. |
3.6 | Аппликация из яичной скорлупы. Разновидность мозаики. Особенности природного материала – хрупкость. Роспись изделия. |
3.7 | Лоскутная аппликация из ткани. Разновидность мозаики. Коллаж. |
Все профессии важны (6 ч.) | |
4.1 | Профессии в школе. Профессия – учитель. Беседа: «Кто такой учитель? Каким должен быть учитель?». Сценка «На уроке». Конкурс загадок на тему «Школа». |
4.2 | Профессия –библиотекарь. Экскурсия в школьную библиотеку. |
4.3 | Профессия – продавец. Заочное путешествие в магазин. Сюжетно-ролевая игра «В магазине». |
4.4 | Профессия – почтальон. Знакомство с профессией почтальона. Экскурсия на почту. |
4.5 | Профессия – врач. Знакомство с профессией врача. Пресс-конференция со школьной медсестрой. Сюжетно-ролевая игра «В больнице». |
4.6 | Кем я хочу стать? Чтение учителем отрывка из произведения В. Маяковского «Кем быть?». Галерея рисунков «Кем я хочу стать?» |
Жизнь дана на добрые дела (7 ч.) | |
5.1 | Доброе дело для моего класса. Организация дежурства. Обязанности дежурного. Уборка классной комнаты. Уход за комнатными растениями. |
5.2 | Книжкина больница. Посещение библиотеки. Мелкий ремонт книг. |
5.3 | Книжкина больница. Посещение библиотеки. Мелкий ремонт книг. |
5.4 | Цветы для школьного двора. Многообразие цветов для клумб. Выращивание рассады. |
5.5 | Цветы для школьного двора. Подготовка почвы для посадки цветочной рассады. Высадка цветочной рассады на клумбу. Уход за школьной клумбой. |
5.6 | Участие в благоустройстве школьной территории. Сбор мусора на школьной территории. |
5.7 | Участие в благоустройстве школьной территории. Сбор мусора на школьной территории. |
3 год обучения.
№ п/п | Содержание деятельности |
Искусство общения (7 ч.) | |
1.1 | Азбука общения Определение понятия общения. Для чего нужно общение? Этапы умения хорошо слушать: услышать, понять и повторить. Признаки плохого умения слушать. Изображение (невербально), как слушаешь: приятеля, воспитателя, учителя. Упражнения «Телефон». Сказка- притча «Голова и хвост змеи». |
1.2 | Гостям всегда рады Мы идем в гости. Кого бы вы пригласили к себе в гости? Знаете ли вы, как приглашать и принимать гостей? Чтение и анализ художественных произведений. Импровизация «Игра в гостей». Анализ ситуации « Ко мне пришли гости». Правила приема гостей в доме и правила поведения для гостей. Практикум «К нам гости пришли» |
1.3 | Если с другом вышел в путь Что означает слово «дружба?» Игра на внимание «Это я, это я, это все мои друзья». Стихотворение «Дружный класс». Сюрпризный момент «Пожелания другу». Обсуждение ситуаций на мультимедийном проекторе Релаксационное упражнение «Давайте жить дружно». Разыгрывание и обсуждение ситуаций. Выработка правил крепкой дружбы. Что ты знаешь о своем друге? Кого можно называть своим другом? Почему мы называем друзьями только некоторых людей? Каким бы ты хотел видеть своего друга? Как ты выбираешь друзей? Что тебя привлекает в них больше всего? Ты хорошо знаешь своих друзей? Ситуация « Перед днем рождения ты поссорился со своим другом. Пригласишь ли ты друга?», « У тебя сеть сладости. Поделишься ли ты с другом?», «Твой друг заболел. Что ты будешь делать?» |
1.4 | Почему люди ссорятся? Сообщение о понятии «ссора» и «конфликт». Рассказать между кем могут происходить конфликты (дети и родители, мужчина, женщина, сверстниками, внутри себя) Обсуждение: С кем вы конфликтуете чаще всего? Что является причиной конфликта? Какие возможные пути решения конфликтов существуют? Нужны ли конфликты? Можно ли избежать конфликтов? Чтение притчи «Трудно угодить всем» или « Сюжет», Упражнение «Слова», «Лебедь рак и щука», «Порядок», «Наоборот», «Трио», «Отгадай» (на выбор ) с.149 Притчи |
1.5 | Правила поведения в столовой Анализ поведения за столом героев сказки А.Толстого «Золотой ключик». Формулирование правил поведения за столом. Зачем нам нужны правила поведения за столом? Игра «Мозговой штурм» (Выбери верный вариант ответа). Анализ поведения за столом героев сказки А. Милна «Вини- Пух и все-все». Экскурсия в столовую. |
1.6 | Правила поведения в библиотеке Расставьте книги так, чтобы можно было прочитать пословицу. Объясните смысл пословицы? Где живут книги? Когда мы посещаем библиотеку? Рассказ о библиотеке. Правила поведения в библиотеке. Игра « Доскажи словечко» или «Угадай героев книг». Конкурс «Лучший читатель года». Стихотворение « Как мы жили бы без книг?» Экскурсия в библиотеку. |
1.7
| Как дарить подарки? Нравится ли вам получать подарки? Как выбрать подарок? Как дарить подарок? Правила этикета при получении подарка. Поздравление и пожелание. Упражнение « Подарок» ( поздравление бабушке с приездом мартышки и попугая) |
Познай себя (5 ч.) | |
2.1 | Добрые дела. «Доброе дело два века живет» Чтение и анализ ситуаций из жизни ребят. Чтение рассказа или иллюстрации «Плохо» В.Осеева. Анализ качеств человека. «Как Маша стала Большой», «Старик и яблоня» Л.Толстой. Частушки. Добро и зло в человеке. Что значит добрый человек? Почему люди бывают злыми? Чтение и обсуждение сказки «Бобовое зернышко» русская народная игра «Птицы летают», хоровод «Воробышек». Чтение пословиц и поговорок о добре. Упражнение» Я могу победить зло». |
2.2 | Быть скромным - это хорошо или плохо? Пояснить понятия «скромность», «хвастовство», «зазнайство». Почему люди ценят скромные поступки? Игра « К нам гости пришли» (ситуации). Чтение и анализ художественных произведений. Практическое задание «Хочу быть тоже красивым». Что значит быть скромным? Чтение и анализ художественных произведений и пословиц. Разыгрывание и анализ ситуаций. Что нужно помнить, чтобы не стать хвастуном? (правила скромности). |
2.3 | Это просто хвастунишки Пояснение чем хвастовство отличается от шутки - преувеличения. Конкурс клоунов-хвастунов. Этюд «Веселый клоун» Анализ ситуаций. Чтение и анализ рассказа «Хвастливый кубик». Упражнение «Поступки хвастунов» (продолжи рассказ). Обсуждение рассказов. |
2.4 | Быть честным – хорошо или плохо? Что значит быть честным? Говорить правду это хорошо или плохо? Почему люди обманывают? Что такое ложь? Чем отличается фантазия от лжи? Чтение и анализ художественных произведений и пословиц. Игра « Доверие и поддержка». Практическое Задание « Забытый зонтик». Конкурс «Фантазеров « Кто больше сочинит небылиц». Проигрывание ситуаций «Поступки лжецов». Умеете ли вы говорить правду? Анализ и чтение художественных произведений и пословиц. Практическое задание: «Кто взял карандаш?», «Плохие деньги» (ситуации). Что необходимо сделать, чтобы избежать лжи» |
2.5 | Учитесь быть щедрыми Что такое щедрые поступки? Чтение и анализ художественных произведений и пословиц. Разыгрывание и анализ ситуаций. Упражнение « Мне не жалко». Практическое задание « Глупая мышь» (проигрывание ситуации) Что необходимо делать, чтобы не быть жадным? (правила). Пояснить понятия (щедрость, жадность, бережливость). Что значит быть щедрым? Кого называют щедрым? Примеры собственного щедрого поступка или поступка сверстников. Игра « К нам в гости пришли…»(ситуации). Чтение и анализ художественных произведений и пословиц. Практическое задание «Как быть большому зайцу?». |
Наши руки не для скуки (8 ч.) | |
3.1 | Аппликация из пуха «Пуховая фантазия». (Лебединое озеро). Особенности природного материала. Крепление к основе. |
3.2 | Аппликация из пуха «Пуховая фантазия». (Лебединое озеро). Завершение и оформление работы. |
3.3 | Поделки из бросовых материалов «Забавный щенок». Понятие «бросовый материал». Окантовка основы. Заготовка деталей. |
3.4 | Поделки из бросовых материалов «Забавный щенок». |
3.5 | Поделки из бросовых материалов «Ваза с цветами». Вырезание вазы из пластиковой бутылки. Получение цветков из киндер-сюрпризов. Сборка изделия. |
3.6 | Попье-маше. Посуда. Назначение посуды. Материалы, из которых делают посуду. Знакомство с техникой попье-маше. |
3.7 | Попье-маше. Посуда. Грунтовка изделия. |
3.8 | Попье-маше. Посуда. Роспись изделия. Сервировка стола. |
Все профессии важны (7 ч.) | |
4.1 | Профессия повар. Знакомство с профессией повара. Интервьюирование школьного повара. |
4.2 | Царство маленьких поварят. Приготовление простейших блюд: фруктовый салат. Техника безопасности при пользовании режущими предметами (ножами). |
4.3 | Правила сервировки чайного стола. Гостеприимство. Правила хорошего тона. Ролевая игра «Семья принимает гостей». |
4.4 | Профессия – водитель. Знакомство с профессией водителя. Необходимость соблюдения правил дорожного движения. Игра «Водители – пешеходы». |
4.5 | Профессия – парикмахер. Знакомство с профессией парикмахера. Экскурсия в парикмахерскую. Конкурс на лучшую прическу, выполненную дома. |
4.6 | Профессия – художник. Знакомство с профессией художника. Викторина «Какие предметы нужны художнику?» Конкурс рисунков «Я - художник». |
4.7 | Кем я хочу стать? Чтение учителем отрывка из произведения В. Маяковского «Кем быть?». Галерея рисунков «Кем я хочу стать?» |
Жизнь дана на добрые дела (7 ч.) | |
5.1 | Доброе дело для моего класса. Организация дежурства. Обязанности дежурного. Уборка классной комнаты. Уход за комнатными растениями. |
5.2 | Книжкина больница. Посещение библиотеки. Мелкий ремонт книг. |
5.3 | Книжкина больница. Посещение библиотеки. Мелкий ремонт книг. |
5.4 | Цветы для школьного двора. Многообразие цветов для клумб. Выращивание рассады. |
5.5 | Цветы для школьного двора. Подготовка почвы для посадки цветочной рассады. Высадка цветочной рассады на клумбу. Уход за школьной клумбой. |
5.6 | Участие в благоустройстве школьной территории. Сбор мусора на школьной территории. |
5.7 | Участие в благоустройстве школьной территории. Сбор мусора на школьной территории. |
4 год обучения
№ п/п | Содержание деятельности |
Искусство общения (5 ч.) | |
1.1 | Волшебные слова Знакомство с волшебными словами. Чтение стихотворений. Игра «Подскажи волшебное словечко». Игра «Выполни просьбу, если услышишь волшебное слово». Просмотр и обсуждение ситуаций (презентация). От чего зависит сила волшебных слов? Что значит вежливость? Игра « Волшебные слова». Отгадать рассказ – загадку. Разыгрывание ситуаций. Анализ ситуаций. Игра на внимание «Не ошибись!» Повторим все волшебные слова в игре « Вставь слово». Разучивание пословиц. Стихотворение С.Я. Маршака «Ежели вы вежливы». Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой. Для того чтобы стать вежливым, мы должны пользоваться «волшебными» словами, от которых становится теплее, радостнее. |
1.2 | Вежливый отказ Какие вежливые слова вы употребляете, когда обращаетесь к кому-либо с просьбой? Чтение и анализ стихотворений « Не выучил» А.Шибаев, «Подарите крокодила» Э.Мошковская. Знакомство с речевыми ответами: вежливыми отказами. Разыгрывание ситуаций. |
1.3 | Как вести себя в гостях Разыгрывание сценки прихода гостей на день рождения с подарками. Правила приема гостей. Просмотр и обсуждение слайдов на тему «Хорошо-плохо». «Игровая» передача по телевизору (дети обыгрывают слова «диктора») Рисование по теме беседы для выставки детских работ. Стихотворение А. Хайт «В квартире нашей все блестит…». Инсценировка отрывка из сказки С.Маршака « Кошкин дом». Правила поведения в гостях. |
1.4 | Правила поведения на уроке и на перемене Чтение стихотворения по теме Я. Аким «Идут гурьбою школьники…»,М.Танич. «Урок поведения». Поочередное чтение стихотворений С.Я.Маршака о правилах поведения в школе, Б. Заходер «Перемена». Анализ фотовыставки « Наш класс на перемене». |
1.5 | Беседа по телефону Загадка о телефоне. История возникновения телефона. Инсценировка отрывка К.Чуковского «Телефон». Демонстрация детьми импровизированных разговоров по телефону. Чтение и анализ стихотворений «Звенящий в доме телефон…» Н.Песков, «Говори короче» А. Шибаев. Инсценировка отрывка Н.Носова « Телефон» |
Познай себя (3 ч.) | |
2.1 | Быть трудолюбивым - это хорошо или плохо? Что значит быть трудолюбивым? Быть трудолюбивым – это хорошо лил плохо? Что такое лень? Упражнение «Что делать, если я ничего не хочу делать». Игра « К нам гости пришли…»(ситуации). Упражнение « Трудолюбивый - ленивый стульчик». Практическое задание: « Покупка молока» (ситуация). Чтение и анализ художественных произведений. Чтение и анализ рассказа «Блестящие ботинки». Чтение и анализ стихотворения с.Я.Маршака «Считалка». Чтение и анализ пословиц и поговорок. Практическое задание: «Любишь – не любишь». Что необходимо делать, чтобы не быть ленивым? Разыгрывание и анализ ситуаций. Упражнение «Мне не трудно…». |
2.2 | Поговорим о воровстве Что значит воровать? Какого человека называют вором? Брать чужие вещи - это хорошо или плохо? Чтение и анализ художественных произведений и пословиц. Практическое задание « Кто взял деньги». Рассказы « Поступки детей». Что необходимо сделать, чтобы избежать воровства? |
2.3 | Вредные привычки Знакомство с понятием «вредные привычки». Игра «Достоинства и недостатки». Слушание сказки «Привычки». Какие вы знаете пословицы о привычках? Разыгрывание ситуаций из жизни детей. Какое поведение считается культурным? Над какими вредными привычками вы решили поработать, чтобы избавиться от них? |
Наши руки не для скуки (12 ч.) | |
3.1 | Бисероплетение. История возникновения промысла. Приспособления. Материал. Основные приемы плетения. |
3.2 | Бисероплетение. Цветок счастья. Плетение листика. |
3.3 | Бисероплетение. Цветок счастья. Плетение цветка. |
3.4 | Бисероплетение. Цветок счастья. Сборка изделия. |
3.5 | Бисероплетение. Плетение фенечки. Назначение – оберег. |
3.6 | Вязание крючком. Техника безопасности при работе с крючком. Воздушная петля. |
3.7 | Вязание крючком. Столбик без накида. |
3.8 | Вязание крючком. Карандашница-собачка. Назначение. Отработка техники вязания столбик без накида. Определение размера карандашницы. Вязание основания карандашницы. |
3.9 | Вязание крючком. Карандашница-собачка. Отработка техники вязания столбик без накида. Основание карандашницы. |
3.10 | Вязание крючком. Карандашница-собачка. Отработка техники вязания столбик без накида. Основание карандашницы. |
3.11 | Вязание крючком. Карандашница-собачка. Отработка техники вязания столбик без накида. Вязание деталей карандашницы. |
3.12 | Вязание крючком. Карандашница-собачка. Сборка изделия. |
Все профессии важны (7 ч.) | |
4.1 | Кем я хочу стать? Чтение учителем отрывка из произведения В. Маяковского «Кем быть?». Галерея рисунков «Кем я хочу стать?» Анализ всех работ за 4 года по этой теме. Почему менялось решение? |
4.2 | Профессия – летчик. Знакомство с профессией летчика. Их ролью, значением, ответственностью, опасностью. |
4.3 | Профессия – моряк. Знакомство с профессиями моряков. Их ролью, значением, ответственностью, опасностью. |
4.4 | Профессия – мир защищать! Знакомство с профессиями военных. Их ролью, значением, ответственностью, опасностью. |
4.5 | Труженик сельского хозяйства. Кто он? Знакомство с профессиями сельского хозяйства. Их ролью, значением, ответственностью. |
4.6 | Откуда на стол хлеб пришел? Знакомство с профессиями, которые связаны с производством хлеба. |
4.7 | Откуда на стол хлеб пришел? Путь хлеба на стол в прошлом и в настоящем. |
Жизнь дана на добрые дела (7 ч.) | |
5.1 | Доброе дело для моего класса. Организация дежурства. Обязанности дежурного. Уборка классной комнаты. Уход за комнатными растениями. |
5.2 | Книжкина больница. Посещение библиотеки. Мелкий ремонт книг. |
5.3 | Книжкина больница. Посещение библиотеки. Мелкий ремонт книг. |
5.4 | Цветы для школьного двора. Многообразие цветов для клумб. Выращивание рассады. |
5.5 | Цветы для школьного двора. Подготовка почвы для посадки цветочной рассады. Высадка цветочной рассады на клумбу. Уход за школьной клумбой. |
5.6 | Участие в благоустройстве школьной территории. Сбор мусора на школьной территории. |
5.7 | Участие в благоустройстве школьной территории. Сбор мусора на школьной территории. |
Календарно-тематическое планирование.
1 год обучения (33 ч.)
№ п/п | Дата (по плану) | Дата (по факту) | Тема занятия |
Искусство общения (5 ч.) | |||
1 | Давайте познакомимся, друг другу улыбнувшись! | ||
2 | Моё любимое имя | ||
3 | Вежливая азбука. (Зачем нужна вежливость?) | ||
4 | Внимательный ли ты слушатель? | ||
5 | Наш весёлый дружный класс - много разных в нём ребят. | ||
Познай себя (8 ч.) | |||
6 | Я – неповторимый человек | ||
7 | Оцени других и себя | ||
8 | Мальчики и девочки. Дружить или ссориться? | ||
9 | Посеешь характер - пожнешь судьбу | ||
10 | Как стать прилежным и старательным | ||
11 | Жадность и жадины | ||
12 | Моя внимательность и внимание | ||
13 | Зависть | ||
Наши руки не для скуки (7 ч.) | |||
14 | Изонить. Историей промысла. Техника безопасности при работе с иглой, ножницами. Базовая форма – угол. | ||
15 | Изонить. Базовая форма – угол. | ||
16 | Изонить. Базовая форма – круг. | ||
17 | Изонить. Базовая форма – круг. | ||
18 | Изонить. Составление простейших узоров из базовых форм. «Домик», «Рыбка», «Морковка» (по выбору). | ||
19 | Изонить. «Домик», «Рыбка», «Морковка». | ||
20 | Изонить. «Домик», «Рыбка», «Морковка». Выставка работ. | ||
Все профессии важны (6 ч). | |||
21 | Зачем человек трудится? | ||
22 | Какие профессии ты знаешь? | ||
23 | Мир интересных профессий | ||
24 | Чем пахнут ремесла? | ||
25 | Кем я хочу стать? | ||
26 | Мини-проект. «Кем работают мои родители?» | ||
Жизнь дана на добрые дела (7 ч). | |||
27 | Доброе дело для моего класса. | ||
28 | Книжкина больница. | ||
29 | Книжкина больница. | ||
30 | Цветы для школьного двора. | ||
31 | Цветы для школьного двора. | ||
32 | Участие в благоустройстве школьной территории. | ||
33 | Участие в благоустройстве школьной территории. |
2 год обучения (34 ч.)
1 четверть (9 ч.) | |||
Искусство общения (9 ч.) | |||
1 | Вежливость - основа воспитанности | ||
2 | Умеет ли разговаривать природа | ||
3 | Всё начинается со слова «Здравствуйте» | ||
4 | Это слово говорят, если вас благодарят | ||
5 | Как обратится с просьбой к вам? (к тебе?) | ||
6 | Когда без извинения не обойтись? | ||
7 | У меня зазвонил телефон (Поговорим по телефону) | ||
8 | В магазин за покупками (диалог продавца и покупателя) | ||
9 | К нам гости пришли! | ||
2 четверть (7 ч.) | |||
Познай себя (5 ч.) | |||
10 | Правда и ложь | ||
11 | Добро и зло | ||
12 | О лени и лентяях | ||
13 | Терпенье и труд все перетрут | ||
14 | Я и мое настроение | ||
Наши руки не для скуки (7 ч.) | |||
15 | Бумажная мозаика. Метод обрывания. Сказочный лес. | ||
16 | Аппликация из нитяной крошки. Цыпленок. | ||
3 четверть (9 ч.) | |||
17 | Полуобъемная аппликация из нитяных шариков. Снеговик. | ||
18 | Полуобъемная аппликация из нитяных шариков. Снеговик. | ||
19 | Пластилиновая аппликация. Витражи . | ||
20 | Аппликация из яичной скорлупы. | ||
21 | Лоскутная аппликация из ткани. | ||
Все профессии важны (6 ч.) | |||
22 | Профессии в школе. Профессия – учитель. | ||
23 | Профессия –библиотекарь. | ||
24 | Профессия – продавец. | ||
25 | Профессия – почтальон. | ||
4 четверть | |||
26 | Профессия – врач. | ||
27 | Профессия – художник. | ||
Жизнь дана на добрые дела (7 ч.) | |||
28 | Доброе дело для моего класса. | ||
29 | Книжкина больница. | ||
30 | Книжкина больница. | ||
31 | Цветы для школьного двора. | ||
32 | Цветы для школьного двора. | ||
33 | Участие в благоустройстве школьной территории. | ||
34 | Участие в благоустройстве школьной территории. |
3 год обучения (34 ч.)
1 четверть (9 ч.) | |||
Искусство общения (7 ч.) | |||
1 | Азбука общения | ||
2 | Гостям всегда рады | ||
3 | Если с другом вышел в путь | ||
4 | Почему люди ссорятся? | ||
5 | Правила поведения в столовой | ||
6 | Правила поведения в библиотеке | ||
7 | Как дарить подарки? | ||
Познай себя (5 ч.) | |||
8 | Добрые дела. «Доброе дело два века живет» | ||
9 | Быть скромным - это хорошо или плохо | ||
2 четверть (7 ч.) | |||
10 | Это просто хвастунишки | ||
11 | Быть честным – хорошо или плохо? | ||
12 | Учитесь быть щедрыми | ||
Наши руки не для скуки (8 ч.) | |||
13 | Аппликация из пуха «Пуховая фантазия». (Лебединое озеро). | ||
14 | Аппликация из пуха «Пуховая фантазия». (Лебединое озеро). | ||
15 | Поделки из бросовых материалов «Забавный щенок». | ||
16 | Поделки из бросовых материалов «Забавный щенок». | ||
3 четверть (10 ч.) | |||
17 | Поделки из бросовых материалов «Ваза с цветами». | ||
18 | Попье-маше. Посуда. | ||
19 | Попье-маше. Посуда. | ||
20 | Попье-маше. Посуда. | ||
Все профессии важны (7 ч.) | |||
21 | Профессия повар. | ||
22 | Царство маленьких поварят. | ||
23 | Правила сервировки чайного стола. | ||
24 | Профессия – водитель. | ||
25 | Профессия – парикмахер. | ||
26 | Профессия – художник. | ||
4 четверть (9 ч.) | |||
27 | Кем я хочу стать? | ||
Жизнь дана на добрые дела (7 ч.) | |||
28 | Доброе дело для моего класса. | ||
29 | Книжкина больница. | ||
30 | Книжкина больница. | ||
31 | Цветы для школьного двора. | ||
32 | Цветы для школьного двора. | ||
33 | Участие в благоустройстве школьной территории. | ||
34 | Участие в благоустройстве школьной территории. |
4 год обучения (34 ч.)
Искусство общения (5 ч.) | |||
1 | Волшебные слова | ||
2 | Вежливый отказ | ||
3 | Как вести себя в гостях | ||
4 | Правила поведения на уроке и на перемене | ||
5 | Беседа по телефону | ||
Познай себя (3 ч.) | |||
6 | Быть трудолюбивым - это хорошо или плохо? | ||
7 | Поговорим о воровстве | ||
8 | Вредные привычки | ||
Наши руки не для скуки (12 ч.) | |||
9 | Бисероплетение. | ||
10 | Бисероплетение. Цветок счастья. | ||
11 | Бисероплетение. Цветок счастья. | ||
12 | Бисероплетение. Цветок счастья. | ||
13 | Бисероплетение. Фенечка. | ||
14 | Вязание крючком. Техника безопасности при работе с крючком. Воздушная петля. | ||
15 | Вязание крючком. Столбик без накида. | ||
16 | Вязание крючком. Карандашница-собачка. | ||
17 | Вязание крючком. Карандашница-собачка. | ||
18 | Вязание крючком. Карандашница-собачка. | ||
19 | Вязание крючком. Карандашница-собачка. | ||
20 | Вязание крючком. Карандашница-собачка. | ||
Все профессии важны (7 ч.) | |||
21 | Кем я хочу стать? | ||
22 | Профессия – летчик. | ||
23 | Профессия – моряк. | ||
24 | Профессия – мир защищать! | ||
25 | Труженик сельского хозяйства. Кто он? | ||
26 | Откуда на стол хлеб пришел? | ||
27 | Откуда на стол хлеб пришел? Настоящее и прошлое. | ||
Жизнь дана на добрые дела (7 ч.) | |||
28 | Доброе дело для моего класса. | ||
29 | Книжкина больница. | ||
30 | Книжкина больница. | ||
31 | Цветы для школьного двора. | ||
32 | Цветы для школьного двора. | ||
33 | Участие в благоустройстве школьной территории. | ||
34 | Участие в благоустройстве школьной территории. |
Критерии оценки успешности развития
социально-личностных качеств воспитанников
Критерии | 5 баллов | 4 балла | 3 балла | 2 балла |
Усвоение представлений о себе, качествах личности и нравственных нормах поведения | Способен оценить «кем я был» и «кем я стал»; мотив «я должен» преобладает над «я хочу». Умеет анализировать поступки свои и других детей. выполнение поручений, происходящие события. Осознает свою половую принадлежность. Соблюдает личную неприкосновенность других. Соблюдает правила поведения в обществе. | Знания не систематизированы. Не всегда может отстоять собственную позицию. Обладает чувством собственного достоинства. Развиты такие черты характера как трудолюбие, аккуратность, добросовестность, вежливость. Замечает, когда кто-то нуждается в помощи и оказывает ее. | «Я хочу» над «я должен». Знания часто доминирует элементарны. Объем знаний о правилах социального поведения не затрудняет общение и взаимодействие с другими людьми. Большая часть практических действий выполняется самостоятельно, но только эпизодически. Социальная адаптация затруднена. | Знания фрагментарны, на элементарном уровне, не соответствуют возрасту. Объем знаний недостаточен для общения и взаимодействия с другими людьми. Большая часть практических действий выполняется только со значимым взрослым. Социальная адаптация затруднена. |
Усвоение коммуникативных умений, способов разрешения социальных ситуаций | Владеет вербальными средствами общения. Понимает и адекватно отвечает на просьбы, приветствия, замечания, возражения. Владеет коммуникативными моделями поведения (в гостях, транспорте, в цирке.) | Понимает обращенную к нему речь. Вызывает затруднение начать беседу, продолжить и закончить ее. Владеет невербальными средствами общения: мимикой, жестами. | Затрудняется выразить свои мысли в связи с недостаточным владением вербальными и невербальными средствами общения. Недостаточно владеет нормами поведения в обществе. | В связи с недостаточным словарным запасом плохо владеет речевым выражением своих мыслей, знаний, желаний. Не владеет моделями общения и взаимодействия с людьми в разных жизненных ситуациях. |
По данным критериям систематически осуществляется мониторинг, позволяющий отслеживать результаты успешности развития младших школьников. Данные мониторинга заносятся в карту.
Карта результатов мониторинга успешности развития
социально-личностных качеств учеников
Фамилия , имя обучающегося | Периоды качеств оценивания Периоды качеств оценивания | Компоненты достижений | |||||||||||
Усвоение коммуникативных умений, способов разрешения социальных ситуаций | Усвоение представлений о себе, качествах личности и нравственных нормах поведения | ||||||||||||
Умение внимательно и активно слушать | Способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, | Использование мимики и жестов для более эффективного выражения своих мыслей | Владеет коммуникативными моделями поведения, общения и взаимодействия с людьми в разных жизненных ситуациях | Понимает и адекватно отвечает на просьбы, чувства приветствия ,замечания, возражения, отвержения | Осознание особенностей себя и других людей и учет их в ходе общения | Соблюдает личностную неприкосновенность и достоинства других | Адекватно понимает качества личности | Обладает чувством собственного достоинства, может отстоять собственную позицию | Соблюдает нравственные нормы поведения | Умеет анализировать поступки свои и других людей | Развиты черты характера: трудолюбие, аккуратность, добросовестность, отзывчивость и т.п. | ||
Исходное состояние | |||||||||||||
Через год | |||||||||||||
Через 2 года | |||||||||||||
Через 3 года | |||||||||||||
Через 4 года |
Диагностический инструментарий оценки успешности реализации программы.
Критерии | Диагностический инструментарий |
Характер межличностных отношений | Тестирование, наблюдения |
Развитие коммуникативных способностей | Анкетирование, наблюдения |
Сформированность нравственных качеств | Анкетирование, тестирование, наблюдения |
Самосознание и самооценка черт характера | Тестирование, анкетирование |
Соблюдение нравственных норм поведения | Анкетирование, тестирование, наблюдения |
Предполагаемые результаты реализации программы:
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.
На I уровне ученик имеет представление:
- о биполярных качествах личности и нравственных нормах поведения;
- о своих желаниях, потребностях, чертах своего характера, о своих достоинствах и недостатках;
- о конфликтах и способах их разрешения;
- об основных моделях коммуникативного поведения;
- о правилах поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине, на улице, в транспорте и др.;
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
На II уровне
- соблюдает личностную неприкосновенность и достоинства других, нравственные нормы поведения;
- умеет анализировать поступки свои и других людей ;
- способен вступать в контакт и вести разговор с собеседником;
- владеет коммуникативными моделями поведения, общения и взаимодействия с людьми в разных жизненных ситуациях;
- адекватно отвечает на просьбы, чувства, приветствия замечания, возражения, отвержения и т.д.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Только в самостоятельном социальном действии, «действии для людей и на людях», которые вовсе не обязательно положительно настроены к действующему, ученик действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) общественным деятелем, гражданином, свободным человеком.
На III уровне имеет опыт:
- использования норм и правил поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине, на улице, в транспорте и др.;
- адекватно откликаться на просьбы, чувства, приветствия, замечания, возражения, отвержения и принимать помощь других и т.д.;
- адекватной самооценки, ответственности за свои поступки;
- взаимодействия с взрослыми и сверстниками в различных ситуациях;
самообслуживания, самоорганизации и организации совместной
деятельности с другими детьми.
Учебно-методическая литература.
- Богуславская, Н.И. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка) / Н.И. Богуславская, Н.А. Купина. – Екатеринбург : «АРД ЛТД», 1998. – 192 с.
- Звездина, Г.П. Классные часы в начальной школе (Программа факультатива « Я и Мир») / Г.П Звездина, Т.П. Щербакова. – М : ТЦ Сфера, 2004.
- Классные часы в 1-4 классах / авт.-сост. И.В. Персидская и др. –Волгоград : Учитель, 2007. – 204 с.
- Кащенко, В.В. Школа оптимизма : Внеклассные мероприятия, классные часы: 1-4 классы / В.В Кащенко. - М. : ВАКО, 2008. – 160 с.
- Курочкина, И.Н. Как научить поступать нравственно / И.Н. Курочкина. -3-е изд. - М. : Флинта, 2003. -128 с.
- Клюева, Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. – Ярославль : Академия развития,1997. – 240 с.
- Классные часы: внеклассная работа: 1-4 классы /сост. Козлова М.А.- М. : Издательство «Экзамен», 2009. - 317 с.
- Николаева, С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками: Литературный и музыкально-игровой материал: Учеб.- метод. пособие / С.О. Николаева. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2003. – 80 с.
9. Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка. — М., 2009
10. М.А.Давыдова, И.А.Агапова Как организовать внеклассную работу в современной школе.- М.Просвещение 2000
11. Мазурик Т. А. «От ремесла к искусству». СПб.: «Паритет», 2006г.
12. Горбачёва Т. А. Единство учебной, внеурочной и внешкольной работы – основа реализации права каждого ребенка на творческое развитие. // “Классный руководитель” № 6, 2002.
13. Гусарова Н. Н. Техника изонить для дошкольников. Методическое пособие. – СПб.: “Детство – Пресс”, 2000.
14. Н.Н. Писларь. Изонить: маленькие «шедевры». НМЖ «Школа и производство»№2. – М./ «Школа-Пресс»,2008.
- Барто, А. Медвежонок-невежа / А. Барто. – Ленинград : Детская литература 1984 . – 5 с.
- Пушкин, А. Сказка о рыбаке и рыбке / А. Пушкин – Москва : Детская литература 1998 г. – 23 с.
- Маршак, С.Я. Сказки, песни, загадки / С.Я. Маршак. - М. : Детская литература 1987 г.
- Носов Н. Фантазеры. Рассказы / Н. Носов – М: Детская литература, 1977.- 221 с. с ил.
- Осеева, В. Волшебное слово: рассказы / В. Осеева – М.: Детская литература, 1988. – 70 с.
- Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011.
- Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Город мастеров" 2 класс УМК ПНШ
Рабочая программавнеурочной деятельности «Город мастеров»для 2 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Город мастеров» на 2019-2020 учебный год
Программа разработана для учащихся 3 класса расчитана на 2 часа .Программа разработана дя работы с бумаой в разных техниках : квиллинг , аппликация, бумагопластика, кусудами, создание праз...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Город мастеров"
Рабочая программа "Город мастеров" рассчитана на 4 года начальной школы....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СТРАНА МАСТЕРОВ » 2 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СТРАНА МАСТЕРОВ » НАПРАВЛЕНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ : ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ2 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Город мастеров"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Город мастеров"...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Город мастеров" 3 класс.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Город мастеров" 3 класс....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Лего-мастер"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Лего-мастер" по годам обучения...