Рабочая программа "Логическте игры"
календарно-тематическое планирование (3 класс) по теме
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Программа «Логические игры» направлена на формирование у школьников мыслительной деятельности, культуры умственного труда; развитие качеств мышления, необходимых образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе. Особенностью курса является занимательность предлагаемого материала, более широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов соревнования на них. На занятиях кружка в процессе логических упражнений дети практически учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, предлагаемые логические упражнения заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства. Упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к мыслительной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_logicheskie_igry.docx | 38.8 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
Рассмотрена и согласована Утверждаю:
ШМО классных руководителей Директор МБОУ « СОШ № 4»
Протокол № 1 ___________ Т. Н. Бирюкова
от «___»______________ 2013 г Приказ № ____
Принята на педагогическом «____»_____________2013 г
совете
Протокол №1
от «____»____________ 2013 г.
Рабочая программа
объединения дополнительного образования
( внеурочной деятельности)
Направление естественно- научное
Класс 3 в
Составитель Шашурина З. А.
Квалификационная категория вторая
Учебный год 2013- 2014 г.
Пояснительная записка
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Программа «Логические игры» направлена на формирование у школьников мыслительной деятельности, культуры умственного труда; развитие качеств мышления, необходимых образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе. Особенностью курса является занимательность предлагаемого материала, более широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов соревнования на них. На занятиях кружка в процессе логических упражнений дети практически учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, предлагаемые логические упражнения заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства. Упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к мыслительной деятельности.
Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.
Задачи программы:
- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
- развитие краткости речи;
- умелое использование символики;
- правильное применение математической терминологии;
- умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных;
- умение делать доступные выводы и обобщения;
- обосновывать свои мысли.
Преобладающие формы занятий – групповая и индивидуальная.
Формы занятий младших школьников очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, экскурсии по сбору числового материала.
Мышление младших школьников в основном конкретное, образное, поэтому на занятиях кружка применение наглядности - обязательное условие. В зависимости от особенностей упражнений в качестве наглядности применяются рисунки, чертежи, краткие условия задач, записи терминов-понятий.
Участие детей в работе кружка способствует воспитанию их общественной активности, которая выражается в организации и проведении экскурсий, в организации и оформлении математической газеты или уголка в газете, участие в конкурсах, викторинах и олимпиадах. Работа кружка оказывает серьёзное влияние на повышение интереса к математике не только кружковцев, но и остальных учащихся класса.
При реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные детьми при изучении русского языка, изобразительного искусства, литературы, окружающего мира, труда и т.д.
В условиях партнёрского общения обучающихся и педагога открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлечённых общим делом.
Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и педагога, родителей. Принимая активное участие, школьник, тем самым, раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности.
Ценностными ориентирами содержания данного являются:
– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
– освоение эвристических приемов рассуждений;
– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
– формирование пространственных представлений и пространственного воображения; – привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Принципы программы:
Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Научность. Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
Курс ориентационный. Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми 9 – 10 лет в объёме 68 часов.
Учебно- тематический план.
№ п/п | Темы занятий | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2-3 | Всё о математике. Из истории предмета. Как люди научились считать. | 2 | 2 | |
4 | Весёлый счет. Игра « Решай, смекай, отгадывай!» | 1 | 1 | |
5 | Весёлый счёт. Историческая страничка. | 1 | 1 | |
6 | Развивающая геометрия. Из истории « О названиях геометрических фигур» | 1 | 1 | |
7 | Архимед – самый гениальный учёный древней Греции. Старинные задачи. | 1 | 1 | |
8 | Логическая игра « Так же, как». Занимательные рамки. | 1 | 1 | |
9 | Задачи в стихах. Лабиринт. | 1 | 1 | |
10 | Весёлый счёт Математический кроссворд. Составь круговые примеры | 1 | 1 | |
11 | Логическая игра- конкурс « День рождения Малыша» | 1 | 1 | |
12 | Логические игры Арифметические ребусы. Логическая игра «Меньше малого» | 1 | 1 | |
13 | Весёлый счет. Игра «Расшифруй слово» | 1 | 1 | |
14 | Задача на вычисление времени. Задача – шутка. Задача – смекалка. | 1 | 1 | |
15 | Весёлый счёт Лабиринт. Составь круговые примеры. | 1 | 1 | |
16 | Развивающая геометрия. Загадки о геометрических фигурах. | 1 | 1 | |
17 | Логическая игра «Первая – одинаковая» | 1 | 1 | |
18 | Логические игры Игра «Математический телефон». Весёлые цепочки | 1 | 1 | |
19 | Логические игры Ребусы. Логическая игра «Старше – моложе» | 1 | 1 | |
20 | Задачи в стихах Лабиринт. Задача – шутка. | 1 | 1 | |
21-22 | Логические игры Историческая страничка. Логические вопросы. | 2 | 1 | 1 |
23 | Задачи на вычисление времени. Игра «Волшебный циферблат». | 1 | 1 | |
24 | Весёлый счет. Игра «Удивительный квадрат» | 1 | 1 | |
25 | Весёлый счёт Весёлые цепочки примеров. Продолжи узор | 1 | 1 | |
26 | Логические игры Лабиринт. Математическая викторина. | 1 | 1 | |
27 | Логические игры Игра «Математический телефон». Занимательные рамки | 1 | 1 | |
28 | Развивающая геометрия. Построение симметрических фигур- узоров. | 1 | 1 | |
29 | Логические игры Арифметические ребусы. Загадки. | 1 | 1 | |
30 | Весёлый счёт Круговые примеры. Игра «Молчанка» | 1 | 1 | |
31 | Задачи в стихах. Математический лабиринт | 1 | 1 | |
32 | Логические игры Математический кроссворд. Сравни рисунки | 1 | 1 | |
33 | Задачи на вычисление времени. Игра «Телефон».
| 1 | 1 | |
34 | Логические игры Логические вопросы. Игра «Путешествие по городам» | 1 | 1 | |
35 | Логические игры Математические эстафеты | 1 | 1 | |
36 | Логические игры. Клуб весёлых математиков. | 1 | 1 | |
37 | Развивающая геометрия. Игра « Построения на местности». | 1 | 1 | |
38 | Логические игры Лабиринт. Логические вопросы. | 1 | 1 | |
39 | Логические игры Математическая викторина. | 1 | 1 | |
40 | Логические игры. Игра « Молодцы и хитрецы». | 1 | 1 | |
41 | Весёлый счёт. Игры с числами. | 1 | 1 | |
42 | Логические игры. Магические квадраты. | 1 | 1 | |
43 | Логические игры . Конкурс « Загадки Весёлого Карандаша». | 1 | 1 | |
44-45 | Решение олимпиадных задач. | 2 | 2 | |
46-47 | Решение задач повышенной трудности. | 2 | 2 | |
48 | Логические игры. Математические головоломки. | 1 | 1 | |
49-50 | Решение логических и нестандартных задач. | 2 | 2 | |
51 | Логические игры . Игра « Таблицу знаю». | 1 | 1 | |
52 | Логические игры. Учимся отгадывать ребусы. | 1 | 1 | |
53 | Весёлый счёт. Игра « Быстрый счёт». | 1 | 1 | |
54 | Логические игры. Конкурс « Умники и умницы». | 1 | 1 | |
55 | Развивающая геометрия. Игра « Не будь тороплив, а будь терпелив». | 1 | 1 | |
56-57 | Логические задачи. « Переправы и разъезды», «Переливание», « Взвешивание». | 2 | 2 | |
58 | Логические игры . Игра « Что? Где? Когда?» | 1 | 1 | |
59 | Весёлый счёт. Игры « Угадывание чисел», «Познавательные математические игры». | 1 | 1 | |
60 | Развивающая геометрия. Игры « Найди недостающую фигуру», « Чем отличаются?». | 1 | 1 | |
61 | Весёлый счёт. Игры « Хитрые кубики», «Познавательные математические цепочки». | 1 | 1 | |
62 | Логические игры. Игра « Веришь или нет». | 1 | 1 | |
63 | Задачи, допускающие несколько способов решения. | 1 | 1 | |
64 | Решение занимательных задач в стихах. | 1 | 1 | |
65 | Развивающая геометрия. Игра « Запутанные маршруты». | 1 | 1 | |
66 | Весёлый счёт. Числовые головоломки. Отгадывание ребусов. | 1 | 1 | |
67 | Конкурс смекалистых. | 1 | 1 | |
68 | Математическая викторина « Гость в волшебной панаме» | 1 | 1 | |
68 ч. | 7 ч. | 61 ч. |
Содержание курса.
Всё о математике. (4 ч).
Из истории предмета.
Как люди научились считать.
Архимед- самый гениальный учёный древней Греции.
Старинные задачи.
Логические игры (38ч).
Логическая игра «Так же, как». Занимательные рамки.
Арифметические ребусы. Логическая игра «Меньше малого»
Логическая игра «Первая – одинаковая»
Игра «Математический телефон». Весёлые цепочки
Ребусы. Логическая игра «Старше – моложе»
Логические вопросы. Игра «Путешествие по городам»
Математический кроссворд. Сравни рисунки
Арифметические ребусы. Загадки.
Математические эстафеты
Математическая викторина
Клуб весёлых математиков
Игры « Молодцы и хитрецы», « Знаю таблицу», « Переправы и разъезды», « Переливание», « Взвешивание», « Что? Где? Когда?», « Веришь или нет».
Магические квадраты.
Конкурсы «Загадки Весёлого карандаша», « Умницы и умники», конкурс смекалистых.
Математическая викторина « Гость в волшебной стране».
Решение олимпиадных задач.
Решение задач повышенной трудности.
Решение логических и нестандартных задач.
Решение занимательных задач в стихах.
Весёлый счёт (13 ч.)
Историческая страничка. Игра « решай, смекай, отгадывай».
Математический кроссворд. Составь круговые примеры
Игра «Расшифруй слово»
Лабиринт. Составь круговые примеры.
Весёлые цепочки примеров. Продолжи узор
Круговые примеры. Игра «Молчанка»
Игра « Удивительный квадрат»
Игры с числами.
Игры « Быстрый счёт», « Угадывание чисел», « Познавательные математические игры», « Хитрые кубики».
Числовые головоломки.
Развивающая геометрия (7 ч.)
Игры « Построения на местности», « Не будь тороплив, а будь терпелив», « Запутанные маршруты», «Найди недостающую фигуру», « Чем отличается».
Из истории « О названиях геометрических фигур».
Загадки о геометрических фигурах.
Построение симметрических фигур- узоров.
Задачи в стихах (3 ч.)
Лабиринт. Задача в стихах.
Лабиринт. Задача – шутка.
Задача на вычисление времени. (3 ч.)
Задача – шутка. Задача – смекалка.
Игры « Волшебный циферблат», « Телефон».
Ресурсное обеспечение реализации программы.
1.Мультимедийная установка.
2. Компьютер.
3. Презентации занятий.
4. Карандаши простые, восковые мелки, цветная бумага, фломастеры, цветные карандаши.
Ожидаемые результаты.
Метапредметные результаты:
Сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного
задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Анализировать правила игры.
Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Предметные результаты:
Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
Умения выполнять устно строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Личностные результаты:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Рекомендуемая литература.
1. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
2. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
3. Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
4. Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
5. Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
6. Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
7. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
8. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2007г 9. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
10. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
11 Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006.
12. «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Игры народов России" - спортивно - массового направления, составлена в соответствии с ФГОС НОО (с 1 по 4 класс).
Рабочая программа "Игры народов России" составлена на основе авторской программы О.В. Бартецкой "Подвижные игры народов России"...
Рабочая программа "Игры нашего двора" 2 класс
Программа по внеклассной деятельности «Игры нашего двора» для 2 класса разработана в соответствии:- с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего обра...
Рабочая программа "Игры разума" (математика и русский язык) для учащихся начальной школы 3-4класс
Актуальность - необходимость развития интеллектуальных способностей обучающихся с учетом их индивидуальных психологических способностей.Разработка программы обусловлена потребностью:- боле...
Рабочая программа «Играя, учимся вместе!»
Внеурочная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно -урочной системы, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной, общеобразовательной программыначального ...
Рабочая программа "Игра, игротерапия" (4 класс VIII вид)
Программа «Игра, игротерапия» является модифицированной. Рабочая программа коррекционного курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного ...
Рабочая программа "Игра, игротерапия" (3 класс VIII вид)
Программа «Игра, игротерапия» является модифицированной. Рабочая программа коррекционного курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного ...
рабочая программа Игры народов Мира
Программа рассчитана на 3 года по 1 часу в неделю....