Рабочая программа "Игра, игротерапия" (4 класс VIII вид)
рабочая программа по логопедии (4 класс)

Аверкина Галина Николаевна

Программа «Игра, игротерапия» является модифицированной. Рабочая программа коррекционного курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ 2014 г.  При разработке программы были использованы: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой. Цель программы «Игра, игротерапия»: преодоление речевых нарушений и предупреждение дисграфии у учащихся с речевой патологией путем развития, воспитания и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа

Игра, игротерапия

для учащихся 4 класса (VIII вид)

Учитель-логопед        Аверкина Г. Н.

                                                     

2018- 2019 учебный год

Содержание  программы

«Игра, игротерапия»  для учащихся 4 класса (VIII вид)

  1. Пояснительная записка………………………………………………3
  2. Содержание программы………………………………………….......4
  3. Календарно-тематическое планирование…………………………...6
  4. Планируемые результаты ……………………………………………9

Список литературы……………………………………………………….....10

  1. Пояснительная записка

Программа «Игра, игротерапия» является модифицированной. Рабочая программа коррекционного курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ 2014 г.  При разработке программы были использованы: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой. - М., 2006. - 192 с.

Цель программы «Игра, игротерапия»: преодоление речевых нарушений и предупреждение дисграфии у учащихся с речевой патологией через развитие и коррекцию двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Задачи:

  • Развитие, воспитание и коррекция неречевых процессов (внимания, памяти, оптико-пространственных представлений, артикулярного праксиса, координации движений, чувства темпа и ритма);
  • Развитие речи и коррекция речевых нарушений (формирование правильного речевого дыхания, коррекция нарушений голосообразования, коррекция интонационного оформления речи, развитие фонематического восприятия, коррекция речевых нарушений).

Актуальность

Игротерапия в настоящее время является составной частью комплекса методик по коррекции нарушений речи у детей и взрослых. Игры включают двигательные упражнения, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала под ритмическое или музыкальное сопровождение. Игротерапия обеспечивает нормализацию речевого дыхания, формирование правильного произношения, координированную работы дыхательной, голосовой и артикуляторной мускулатуры. В результате выполнения упражнений укрепляется костно-мышечный аппарат, развиваются  моторные, сенсорные функции, чувство равновесия, правильная осанка. В процессе игротерапии осуществляется адаптация учащихся к внешней и внутренней среде, то есть - социализация.

  1. Содержание программы

Программа «Игра, игротерапия» опирается на ЗНУ, приобретенных обучающимся в начальной школе и взаимосвязана с содержанием Программы  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой и рабочей программы «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 4 классов (VIII вид)», что позволяет скоординировать тематику и содержание работы.

Программа включает  34  часа, при проведении занятий 1 раза в неделю по 40 минут.

Программа состоит из трех этапов:

  1. Вводный этап.

Задачи:

  • Познакомить детей с программой обучения: цели и задачи, перспективы. Познакомить с правилами поведения на занятии.

Длительность этапа - 1 час.

  1. Коррекционный этап.

Задачи:

  • Развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, темпа, ритма речи
  • Формирование умения двигаться в соответствии с текстом, ориентироваться в пространстве
  • Развитие правильного дыхания, общей и мелкой моторики, зрительного, слухового, двигательного внимания и памяти
  • Развитие музыкальных и творческих способностей
  • Воспитание доброжелательного отношения к окружающим людям, бережного отношения к живой и неживой природе.

Занятие включает следующие виды упражнений:

  1. Артикуляционные упражнения: работа над уточнением правильной артикуляции для произношения звука,  подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков.
  2. Чистоговорки – для выработки четкого произношения фонем, развития фонематического слуха и слухового внимания.
  3. Дыхательная гимнастика.
  4. Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса.
  5. Упражнение на развитие навыка ориентирования в пространстве.
  6. Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла, развивающие высоту, силу голоса и укрепляющие голосовой аппарат.
  7. Упражнения для развития внимания и памяти.
  8. Речевые и ритмические игры: игры со звуками, игры со звучащими жестами, игры-диалоги, мимические и пантомимические упражнения и др.
  9. Пальчиковые игры под ритмическое или музыкальное сопровождение.
  10. Лепка, оригами, выкладывание узоров мозаики под проговаривание игрового текста.
  11. Использование произведений устного народного творчества, рассказы и стихотворения русских и зарубежных писателей о природе, жизни животных, занятиях взрослых и детей в разные времена года, героизме народа.

Длительность этапа –  31  час.

  1. Этап повторения и закрепления.

Задачи:

  • Повторение знаний и умений, приобретенных в период занятий и закрепление ЗУН в различных видах деятельности.

Длительность этапа – 2 часа.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Содержание работы

Кол-во часов

Дата/

месяц

I.

Вводный этап

1

1.

Вводное занятие.

Знакомство с учащимися. Знакомство с программой обучения: цели и задачи. Правила поведения на занятии для учащихся.

1

IX

II.

Коррекционный этап

31

1.

Осень.

Изменения в растительном мире.

Речевые и неречевые звуки. Образование гласных и согласных звуков. Выделение гласных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте, под ударением, в начале слова, в конце слова, в безударной позиции.

Роль гласных II ряда при смягчении согласных.

Согласные звуки. Выделение согласных звуков из слогов, в начале, середине, конце слова.

Дифференциация согласных и гласных звуков. Развитие звукового анализа и синтеза.

Работа по развитию и обогащению словаря по темам: «День знаний»; «Осенние месяцы»; «Признаки осени».

 Разучивание считалок, пословиц, поговорок, скороговорок, частушек, музыкально – фольклорных игр, связанных с осенней тематикой.

4

IX-X

2.

Осень.

Изменения в жизни животных и птиц.

Знакомство учащихся с термином «слово». Знакомство со слогом. Составление слов из слогов. Понятия «открытый слог», «закрытый слог». Выделение ударной гласной, ударного слога в словах. Работа над ритмическим оформлением слова.

Дифференциация согласных звуков, имеющих акустико-артикуляторное сходство: [в-ф], [в’-ф’]; [п-б], [п’-б’]; [д-т], [д’-т’]

Работа по развитию и обогащению словаря по теме: «Детеныши животных» (с использованием суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением).

Продолжение разучивания считалок, поговорок, скороговорок, частушек, музыкально – фольклорных игр, связанных с осенней тематикой.

4

X-XI

3.

Зима.

Изменения в жизни людей и животного и растительного мира.

Дифференциация согласных звуков, имеющих акустико-артикуляторное сходство: [с-з], [с’-з’]; [с-ш], [к-г], [к’-г’].

Работа по развитию и обогащению словаря по теме. Разучивание считалок, пословиц, поговорок, скороговорок, частушек, музыкально – фольклорных игр, связанных с зимней тематикой. Знакомство народными приметами, загадками о зиме.

4

XI- XII

4.

Зима.

Зимние праздники (традиции разных народов).

Дифференциация согласных звуков, имеющих акустико-артикуляторное сходство: [з-ж], [ш-ж], [с-ц].

Работа по развитию и обогащению словаря по теме: «Традиции празднования Нового года и Рождества у разных народов».

Продолжение разучивания считалок, поговорок, скороговорок, частушек, музыкально – фольклорных игр, связанных с зимней тематикой.

3

XII

5.

Этикет.

Нормы поведения и традиции у различных народов.

Дифференциация согласных звуков, имеющих акустико-артикуляторное сходство: [ч’-т’], [ч’-щ’], [ч’-ц].

Дифференциация сонорных звуков:[л-р], [л’-р’]

Работа по развитию и обогащению словаря по теме: «Культура взаимоотношений».

3

I

6.

Предметы вокруг нас.

Знакомство с понятием «родственные слова». Подбор родственных слов.

Работа по развитию и обогащению словаря по теме: «История создания предметов».

4

II

7.

Весна.

Изменения в жизни людей и животного и растительного мира.

Слова, обозначающие действие.

Слова, обозначающие признак предмета. Умение подбирать слова-признаки к словам-предметам и наоборот.

Выделение слов в составе предложения. Определение количества слов. Работа со схемами предложения.

Работа по развитию и обогащению словаря по теме. Разучивание считалок, пословиц, скороговорок, музыкально – фольклорных игр, связанных с весной. Знакомство с народными приметами, загадками о весне. Правила поведения в лесу, на берегу реки, озера.

4

III-IV

8.

Весна.

Весенние праздники: 8 марта. 1 мая. День Победы.

Развитие умений и навыков построения предложения с помощью картинок и схем. Составление связного высказывания с опорой на картинки и вопросы.

Работа по развитию и обогащению словаря по темам: «Мама», «Профессии», «Профессия – защитник Родины», «Былины: образ воина-победителя», «Невский пятачок».

5

IV-V

III.

Этап повторения и закрепления.

2

1.

Повторение и закрепление ЗУН

Повторение и закрепление полученных знаний, умений и навыков через выполнение игровых, тестовых заданий.

2

V

Итого:

34

  1. Планируемые результаты

К концу года обучения планируются следующие результаты:

  1. Улучшение подвижности артикуляционного аппарата, внимания и памяти.
  2. Улучшение способности правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать гласные, согласные, парные согласные звуки в слоговых рядах, словах, предложениях.
  3. Улучшение координации движений и способности ориентироваться в пространстве.
  4. Воспитание у детей нравственно-патриотических чувств, уважения к культуре и традициям России и других стран.
  5. Расширение словарного запаса и знаний по лексическим темам.

Список литературы

  1. Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика/ Г.А.Волкова. . – М.: Просвещение, 1985. – 205 с.
  2. Белобрыкина, О.А. Речь и общение/ О.А.Белобрыкина. - Ярославль, 1998. - 240 с.
  3. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском творчестве/ Л.С. Выготский. – М.,1991. – 93 с.
  4. Гальцова, Е.А. Забавные истории обо всем на свете: театрализованные и игровые занятия с детьми/ Е.А.Гальцова. – Волгоград, 2008 – 120 с.
  5. Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с нарушениями речи. – М.: ГНОМ и Д, 2002.
  6. Куликовская, Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: ГНОМ и Д, 2005.
  7. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПБ.: ДЕТСТВО_ПРЕСС, 2001.
  8. Петрова, Т.И.  Сергеева,  Е.Л.  Петрова,  Е.С. Театрализованные игры в школе/ Т.И.Петрова, Е.Л.Сергеева// Воспитание школьников. -2000, № 12 .
  9. Давыдова, М.А., Агапова И.А. Праздник в школе/ М.А Давыдова, И.А. Агапова. – М.: 2000. – 247 с.
  10. Узорова, О.В. Пальчиковая гимнастика/ О.В.Узорова. – М.: Изд-во АСТ, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 4 класс VIII вид

Рабочие программы по предметам для 4 класса специальных(коррекционных) школ VIII вида...

Рабочая программа 4 класс VIII вид

Рабочая программа по математике 4 класс VIII вид, составлена на основе примерной программы по математике  для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вида), рекомендованной Г...

Адаптированные рабочие программы 2 класс (VIII вид). Домашнее обучение в общеобразовательной школе.

Адаптированная рабочая программа по письму и развитию речи (2 класс)  для ребёнка с ОВЗ (VIII вид). Домашнее обучение - 2 часа в неделю, начало занятий - со 2 четверти.Адаптированная рабочая прог...

Календарно-тематическое планирование в соответствии с адаптированными рабочими программами 2 класс (VIII вид). Домашнее обучение в общеобразовательной школе.

КТП в соответствии с адаптированной рабочей программой по письму и развитию речи (2 класс)  для ребёнка с ОВЗ (VIII вид). Домашнее обучение - 2 часа в неделю, начало занятий - со 2 четверти.КТП в...

Календарно-тематическое планирование по всем предметам в соответствии с адаптированными рабочими программами 3 класс (VIII вид). Домашнее обучение в общеобразовательной школе

КТП в соответствии с адаптированной рабочей программой по письму и развитию речи (3 класс)  для ребёнка с ОВЗ (VIII вид). Домашнее обучение - 2 часа в неделю.КТП в соответствии с адаптированной р...

Рабочая программа "Игра, игротерапия" (3 класс VIII вид)

Программа «Игра, игротерапия» является модифицированной. Рабочая программа коррекционного курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного ...

Рабочая программа 3 класс психомоторика (игротерапия)

Рабочая программа по психомоторике (игротерапии) 3 класс (1вариант) УП для детей с нарушением интеллекта...