Рабочая программа "Игра, игротерапия" (4 класс VIII вид)
рабочая программа по логопедии (4 класс)
Программа «Игра, игротерапия» является модифицированной. Рабочая программа коррекционного курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ 2014 г. При разработке программы были использованы: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой. Цель программы «Игра, игротерапия»: преодоление речевых нарушений и предупреждение дисграфии у учащихся с речевой патологией путем развития, воспитания и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_igra_igroterapiya_4_klass_8_vidkopiya.docx | 33.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
Игра, игротерапия
для учащихся 4 класса (VIII вид)
Учитель-логопед Аверкина Г. Н.
2018- 2019 учебный год
Содержание программы
«Игра, игротерапия» для учащихся 4 класса (VIII вид)
- Пояснительная записка………………………………………………3
- Содержание программы………………………………………….......4
- Календарно-тематическое планирование…………………………...6
- Планируемые результаты ……………………………………………9
Список литературы……………………………………………………….....10
- Пояснительная записка
Программа «Игра, игротерапия» является модифицированной. Рабочая программа коррекционного курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ 2014 г. При разработке программы были использованы: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой. - М., 2006. - 192 с.
Цель программы «Игра, игротерапия»: преодоление речевых нарушений и предупреждение дисграфии у учащихся с речевой патологией через развитие и коррекцию двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Задачи:
- Развитие, воспитание и коррекция неречевых процессов (внимания, памяти, оптико-пространственных представлений, артикулярного праксиса, координации движений, чувства темпа и ритма);
- Развитие речи и коррекция речевых нарушений (формирование правильного речевого дыхания, коррекция нарушений голосообразования, коррекция интонационного оформления речи, развитие фонематического восприятия, коррекция речевых нарушений).
Актуальность
Игротерапия в настоящее время является составной частью комплекса методик по коррекции нарушений речи у детей и взрослых. Игры включают двигательные упражнения, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала под ритмическое или музыкальное сопровождение. Игротерапия обеспечивает нормализацию речевого дыхания, формирование правильного произношения, координированную работы дыхательной, голосовой и артикуляторной мускулатуры. В результате выполнения упражнений укрепляется костно-мышечный аппарат, развиваются моторные, сенсорные функции, чувство равновесия, правильная осанка. В процессе игротерапии осуществляется адаптация учащихся к внешней и внутренней среде, то есть - социализация.
- Содержание программы
Программа «Игра, игротерапия» опирается на ЗНУ, приобретенных обучающимся в начальной школе и взаимосвязана с содержанием Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой и рабочей программы «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 4 классов (VIII вид)», что позволяет скоординировать тематику и содержание работы.
Программа включает 34 часа, при проведении занятий 1 раза в неделю по 40 минут.
Программа состоит из трех этапов:
- Вводный этап.
Задачи:
- Познакомить детей с программой обучения: цели и задачи, перспективы. Познакомить с правилами поведения на занятии.
Длительность этапа - 1 час.
- Коррекционный этап.
Задачи:
- Развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, темпа, ритма речи
- Формирование умения двигаться в соответствии с текстом, ориентироваться в пространстве
- Развитие правильного дыхания, общей и мелкой моторики, зрительного, слухового, двигательного внимания и памяти
- Развитие музыкальных и творческих способностей
- Воспитание доброжелательного отношения к окружающим людям, бережного отношения к живой и неживой природе.
Занятие включает следующие виды упражнений:
- Артикуляционные упражнения: работа над уточнением правильной артикуляции для произношения звука, подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков.
- Чистоговорки – для выработки четкого произношения фонем, развития фонематического слуха и слухового внимания.
- Дыхательная гимнастика.
- Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса.
- Упражнение на развитие навыка ориентирования в пространстве.
- Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла, развивающие высоту, силу голоса и укрепляющие голосовой аппарат.
- Упражнения для развития внимания и памяти.
- Речевые и ритмические игры: игры со звуками, игры со звучащими жестами, игры-диалоги, мимические и пантомимические упражнения и др.
- Пальчиковые игры под ритмическое или музыкальное сопровождение.
- Лепка, оригами, выкладывание узоров мозаики под проговаривание игрового текста.
- Использование произведений устного народного творчества, рассказы и стихотворения русских и зарубежных писателей о природе, жизни животных, занятиях взрослых и детей в разные времена года, героизме народа.
Длительность этапа – 31 час.
- Этап повторения и закрепления.
Задачи:
- Повторение знаний и умений, приобретенных в период занятий и закрепление ЗУН в различных видах деятельности.
Длительность этапа – 2 часа.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Содержание работы | Кол-во часов | Дата/ месяц |
I. | Вводный этап | 1 | ||
1. | Вводное занятие. | Знакомство с учащимися. Знакомство с программой обучения: цели и задачи. Правила поведения на занятии для учащихся. | 1 | IX |
II. | Коррекционный этап | 31 | ||
1. | Осень. Изменения в растительном мире. | Речевые и неречевые звуки. Образование гласных и согласных звуков. Выделение гласных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте, под ударением, в начале слова, в конце слова, в безударной позиции. Роль гласных II ряда при смягчении согласных. Согласные звуки. Выделение согласных звуков из слогов, в начале, середине, конце слова. Дифференциация согласных и гласных звуков. Развитие звукового анализа и синтеза. Работа по развитию и обогащению словаря по темам: «День знаний»; «Осенние месяцы»; «Признаки осени». Разучивание считалок, пословиц, поговорок, скороговорок, частушек, музыкально – фольклорных игр, связанных с осенней тематикой. | 4 | IX-X |
2. | Осень. Изменения в жизни животных и птиц. | Знакомство учащихся с термином «слово». Знакомство со слогом. Составление слов из слогов. Понятия «открытый слог», «закрытый слог». Выделение ударной гласной, ударного слога в словах. Работа над ритмическим оформлением слова. Дифференциация согласных звуков, имеющих акустико-артикуляторное сходство: [в-ф], [в’-ф’]; [п-б], [п’-б’]; [д-т], [д’-т’] Работа по развитию и обогащению словаря по теме: «Детеныши животных» (с использованием суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением). Продолжение разучивания считалок, поговорок, скороговорок, частушек, музыкально – фольклорных игр, связанных с осенней тематикой. | 4 | X-XI |
3. | Зима. Изменения в жизни людей и животного и растительного мира. | Дифференциация согласных звуков, имеющих акустико-артикуляторное сходство: [с-з], [с’-з’]; [с-ш], [к-г], [к’-г’]. Работа по развитию и обогащению словаря по теме. Разучивание считалок, пословиц, поговорок, скороговорок, частушек, музыкально – фольклорных игр, связанных с зимней тематикой. Знакомство народными приметами, загадками о зиме. | 4 | XI- XII |
4. | Зима. Зимние праздники (традиции разных народов). | Дифференциация согласных звуков, имеющих акустико-артикуляторное сходство: [з-ж], [ш-ж], [с-ц]. Работа по развитию и обогащению словаря по теме: «Традиции празднования Нового года и Рождества у разных народов». Продолжение разучивания считалок, поговорок, скороговорок, частушек, музыкально – фольклорных игр, связанных с зимней тематикой. | 3 | XII |
5. | Этикет. Нормы поведения и традиции у различных народов. | Дифференциация согласных звуков, имеющих акустико-артикуляторное сходство: [ч’-т’], [ч’-щ’], [ч’-ц]. Дифференциация сонорных звуков:[л-р], [л’-р’] Работа по развитию и обогащению словаря по теме: «Культура взаимоотношений». | 3 | I |
6. | Предметы вокруг нас. | Знакомство с понятием «родственные слова». Подбор родственных слов. Работа по развитию и обогащению словаря по теме: «История создания предметов». | 4 | II |
7. | Весна. Изменения в жизни людей и животного и растительного мира. | Слова, обозначающие действие. Слова, обозначающие признак предмета. Умение подбирать слова-признаки к словам-предметам и наоборот. Выделение слов в составе предложения. Определение количества слов. Работа со схемами предложения. Работа по развитию и обогащению словаря по теме. Разучивание считалок, пословиц, скороговорок, музыкально – фольклорных игр, связанных с весной. Знакомство с народными приметами, загадками о весне. Правила поведения в лесу, на берегу реки, озера. | 4 | III-IV |
8. | Весна. Весенние праздники: 8 марта. 1 мая. День Победы. | Развитие умений и навыков построения предложения с помощью картинок и схем. Составление связного высказывания с опорой на картинки и вопросы. Работа по развитию и обогащению словаря по темам: «Мама», «Профессии», «Профессия – защитник Родины», «Былины: образ воина-победителя», «Невский пятачок». | 5 | IV-V |
III. | Этап повторения и закрепления. | 2 | ||
1. | Повторение и закрепление ЗУН | Повторение и закрепление полученных знаний, умений и навыков через выполнение игровых, тестовых заданий. | 2 | V |
Итого: | 34 |
- Планируемые результаты
К концу года обучения планируются следующие результаты:
- Улучшение подвижности артикуляционного аппарата, внимания и памяти.
- Улучшение способности правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать гласные, согласные, парные согласные звуки в слоговых рядах, словах, предложениях.
- Улучшение координации движений и способности ориентироваться в пространстве.
- Воспитание у детей нравственно-патриотических чувств, уважения к культуре и традициям России и других стран.
- Расширение словарного запаса и знаний по лексическим темам.
Список литературы
- Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика/ Г.А.Волкова. . – М.: Просвещение, 1985. – 205 с.
- Белобрыкина, О.А. Речь и общение/ О.А.Белобрыкина. - Ярославль, 1998. - 240 с.
- Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском творчестве/ Л.С. Выготский. – М.,1991. – 93 с.
- Гальцова, Е.А. Забавные истории обо всем на свете: театрализованные и игровые занятия с детьми/ Е.А.Гальцова. – Волгоград, 2008 – 120 с.
- Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с нарушениями речи. – М.: ГНОМ и Д, 2002.
- Куликовская, Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: ГНОМ и Д, 2005.
- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПБ.: ДЕТСТВО_ПРЕСС, 2001.
- Петрова, Т.И. Сергеева, Е.Л. Петрова, Е.С. Театрализованные игры в школе/ Т.И.Петрова, Е.Л.Сергеева// Воспитание школьников. -2000, № 12 .
- Давыдова, М.А., Агапова И.А. Праздник в школе/ М.А Давыдова, И.А. Агапова. – М.: 2000. – 247 с.
- Узорова, О.В. Пальчиковая гимнастика/ О.В.Узорова. – М.: Изд-во АСТ, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы 4 класс VIII вид
Рабочие программы по предметам для 4 класса специальных(коррекционных) школ VIII вида...
Рабочая программа 4 класс VIII вид
Рабочая программа по математике 4 класс VIII вид, составлена на основе примерной программы по математике для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вида), рекомендованной Г...
Адаптированные рабочие программы 2 класс (VIII вид). Домашнее обучение в общеобразовательной школе.
Адаптированная рабочая программа по письму и развитию речи (2 класс) для ребёнка с ОВЗ (VIII вид). Домашнее обучение - 2 часа в неделю, начало занятий - со 2 четверти.Адаптированная рабочая прог...
Календарно-тематическое планирование в соответствии с адаптированными рабочими программами 2 класс (VIII вид). Домашнее обучение в общеобразовательной школе.
КТП в соответствии с адаптированной рабочей программой по письму и развитию речи (2 класс) для ребёнка с ОВЗ (VIII вид). Домашнее обучение - 2 часа в неделю, начало занятий - со 2 четверти.КТП в...
Календарно-тематическое планирование по всем предметам в соответствии с адаптированными рабочими программами 3 класс (VIII вид). Домашнее обучение в общеобразовательной школе
КТП в соответствии с адаптированной рабочей программой по письму и развитию речи (3 класс) для ребёнка с ОВЗ (VIII вид). Домашнее обучение - 2 часа в неделю.КТП в соответствии с адаптированной р...
Рабочая программа "Игра, игротерапия" (3 класс VIII вид)
Программа «Игра, игротерапия» является модифицированной. Рабочая программа коррекционного курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного ...
Рабочая программа 3 класс психомоторика (игротерапия)
Рабочая программа по психомоторике (игротерапии) 3 класс (1вариант) УП для детей с нарушением интеллекта...