Рабочая программа "Игры разума" (математика и русский язык) для учащихся начальной школы 3-4класс
олимпиадные задания по математике (3 класс) на тему
Актуальность - необходимость развития интеллектуальных способностей обучающихся с учетом их индивидуальных психологических способностей.
Разработка программы обусловлена потребностью:
- более глубокой подготовки к участию обучающихся в интеллектуальных и
предметных конкурсах, олимпиадах;
- в творческих и интеллектуально развитых личностях;
- самосовершенствования личности школьника.
Программа кружка направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Программа дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.
Данный материал выходит за рамки традиционной программы и вносит элемент неожиданности в сочетании с различными нестандартными формулировками. Задания носят комплексный характер, и их решение предполагает использование материала нескольких тем. Задания подобраны так, чтобы максимально охватить основные разделы школьного курса, причём среди них обязательно есть такие, которые доступны для всех учащихся.
Данная программа реализует деятельностный метод обучения, включающий детей в самостоятельный поиск, помогающий обеспечить высокий уровень подготовки по предметам, сформировать общеучебные и общекультурные умения и способности, необходимые для успешного обучения в средней школе, а затем в жизни. Программа предполагает возможность индивидуального пути саморазвития ученика в собственном темпе за счёт выбора заданий, соответствующих уровню подготовки и познавательной мотивации детей.
На занятиях школьники обучаются технике быстрого вычисления, решают задачи повышенной сложности, в том числе олимпиадные задачи, работают с геометрическим и алгебраическим материалом, в который добавлен занимательный компонент. Головоломки, кроссворды, ребусы, задачи на смекалку – традиционный список задач, вызывающих интерес, желание решать и находить истину.
Занятия проходят в форме эвристических бесед, развивающих игр, викторин, мозговых штурмов для решения математических фокусов, софизмов, ребусов и т. д.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Бронницкая средняя общеобразовательная школа».
Рассмотрено на педагогическом совете Протокол № От «_____»____________2017года | Утверждено: Директор МАОУ «Броннцкая СОШ» _______С. М. Яковлева «_____»_____________2017год |
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по общеинтеллектуальному направлению.
Научное объединение учащихся «ИГРЫ РАЗУМА»
Возраст детей: 9-11 лет Срок реализации: 1 год. | Программу разработала учитель начальных классов , заместитель директора по УВР Ольга Николаевна Щеглова |
с. Бронница
2017год.
Пояснительная записка
Главным фактором успеха в обучении является интерес учеников к предмету. Умение заинтересовать – дело непростое. Многое зависит от того, как вовлечь всех учащихся в обсуждение сложившейся ситуации. Интерес школьника к учению надо рассматривать как один из самых мощных факторов обучения.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту нового поколения для общеобразовательных учреждений Российской Федерации обязательной является организация занятий по внеурочной деятельности. Одним из направлений внеурочной деятельности является научно - познавательное направление, которое предполагает ориентацию процесса обучения на максимальный учёт личностного опыта школьников, их склонностей, интересов и развитие способностей.
Актуальность - необходимость развития интеллектуальных способностей обучающихся с учетом их индивидуальных психологических способностей.
Разработка программы обусловлена потребностью:
- более глубокой подготовки к участию обучающихся в интеллектуальных и
предметных конкурсах, олимпиадах;
- в творческих и интеллектуально развитых личностях;
- самосовершенствования личности школьника.
Программа кружка направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Программа дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.
Данный материал выходит за рамки традиционной программы и вносит элемент неожиданности в сочетании с различными нестандартными формулировками. Задания носят комплексный характер, и их решение предполагает использование материала нескольких тем. Задания подобраны так, чтобы максимально охватить основные разделы школьного курса, причём среди них обязательно есть такие, которые доступны для всех учащихся.
Данная программа реализует деятельностный метод обучения, включающий детей в самостоятельный поиск, помогающий обеспечить высокий уровень подготовки по предметам, сформировать общеучебные и общекультурные умения и способности, необходимые для успешного обучения в средней школе, а затем в жизни. Программа предполагает возможность индивидуального пути саморазвития ученика в собственном темпе за счёт выбора заданий, соответствующих уровню подготовки и познавательной мотивации детей.
На занятиях школьники обучаются технике быстрого вычисления, решают задачи повышенной сложности, в том числе олимпиадные задачи, работают с геометрическим и алгебраическим материалом, в который добавлен занимательный компонент. Головоломки, кроссворды, ребусы, задачи на смекалку – традиционный список задач, вызывающих интерес, желание решать и находить истину.
Занятия проходят в форме эвристических бесед, развивающих игр, викторин, мозговых штурмов для решения математических фокусов, софизмов, ребусов и т. д.
Ожидаемые конечные результаты программы:
- развитие смекалки и творчества обучающихся. совершенствование и повышение качества знаний и умений обучающихся по русскому языку и математике;
- развитие общей эрудиции детей,
- расширение кругозора учащихся;
- повышение культуры;
•развитие творческого и логического мышления учащихся, памяти
В последние годы всё более распространённой формой соревнований научно-познавательного направления являются олимпиады среди школьников по разным научным дисциплинам. Одним из направлений деятельности кружка является подготовка к участию обучающихся в предметных олимпиадах, международных конкурсах «Русский медвежонок», «Кенгуру», метапредметных мониторингах (ЭМУ-Эрудит и др.), мониторингах - полиатлонах и других конкурсах.
Программа кружка предусматривает командные игры и, следовательно, развивает у детей не только определенные знания, но и умение общаться, позволяет научиться диалогу работы в группе. Интеллектуальные игры формируют атмосферу сотрудничества, взаимного доверия и уважения.
Занятия кружка, рассчитанные на 64 часа (2 раза в неделю), дополняют базовую программу, способствуют развитию познавательной активности учащихся. Занятия посещают ученики 3-4 классов.
Цель программы: создание условий для интеллектуального развития школьников Задачи:
- способствовать развитию интереса к школьным предметам;
- ^ углубить знания, умения и навыки по русскому языку и математике в процессе знакомства с различными видами заданий на смекалку и логику;
- учить самостоятельно добывать информацию из дополнительных источников;
- воспитывать творческую и познавательную активность учащихся и способствовать развитию логического, образного и креативного мышления путем решения нестандартных заданий;
- оказать конкретную помощь учащимся в решении олимпиадных задач;
- выявлять одаренных учащихся из числа показавших высокие результаты путем анализа результативности учебного труда и стимулировать их творческую деятельность;
- развивать умения работать в группе и в команде;
- воспитывать настойчивость, терпение, способность к саморегуляции;
- развивать скорость мышления и эрудированность.
В процессе реализации программы используются следующие технологии:
•технологии проектного обучения;
•технологии проблемного обучения;
•развитие критического мышления;
- технологии личностно-ориентированного подхода
- •игровые технологии;
Направления деятельности:
•подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, городского, регионального, международного уровня;
•проведение внутри кружковых интеллектуальных игр;
- обобщение и систематизация материалов и результатов работы с детьми.
•организация и проведение, как групповых занятий, так и фронтальной работы с учащимися;
Виды работы
•исследовательская деятельность (подбор источников информации),
- поиск, отбор, анализ информации по сети Интернет и другим источникам, что позволит развить такие навыки, как способность самостоятельно мыслить, принимать решения;
•работа со справочными материалами, частично - поисковые задания (мини-исследования);
•выполнение практических заданий, направленных на разнообразные варианты работы с различными источниками информации;
•обсуждение промежуточных и итоговых результатов в группах, что способствует развитию таких навыков, как коммуникабельность, умение работать в коллективе, умение обосновывать свою точку зрения.
Занятия проводятся в форме игр, соревнований и непосредственного общения учащихся друг с другом и педагогом.
После изучения курса программы учащиеся должны уметь:
•воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами
обработки данной информации; •определять учебную задачу;
•ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать
свою точку зрения; •владеть своим вниманием;
•сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
•владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности •использовать основные приемы мыслительной деятельности; •самостоятельно мыслить и творчески работать; •владеть нормами нравственных и межличностных отношений.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения материала
- Самостоятельно определять и высказывать правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях делать выбор, какой поступок совершить.
- Обмениваться друг с другом информацией и выражать личное мнение.
Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий. Учиться высказывать своё предположение (версию).
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Познавательные УУД
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
- Делать предварительный отбор источников информации.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию,
полученную в дополнительной литературе.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы, сравнивать и группировать предметы и их образы.
Коммуникативные УУД
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Выработать общее решение.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметными результатами является сформированность следующих умений:
- анализировать и решать задачи повышенной трудности;
- решать нестандартные логические задачи;
- решать ребусы и кроссворды.
Любая методика предполагает контроль над усвоением знаний, предметных умений и универсальных учебных действий.
Оценивание учащихся идет следующими двумя способами:
- Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение школьником продуктивных заданий.
Продуктивные задания требуют не столько найти готовый ответ, сколько применить полученные знания к конкретной ситуации для её объяснения.
- Оценкаусвоения знаний иумений осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил.
Преимущества такой проверки знаний и умений состоят в том, что учитель оказывается постоянно в курсе тех знаний, которыми обладают дети. В том случае, когда никто из учащихся не может дать ответ на вопрос, школьники под руководством учителя обращаются к дополнительной литературе. Это лишний раз учит работе с книгой и показывает, как поступать человеку, если он хочет что-либо узнать.
Школьники видят результаты своей работы постоянно, эту роль играет «Портфолио», в которое помещаются оригиналы или копии выполненных учеником заданий, работ, а также Свидетельства участников, Дипломы, Сертификаты, Грамоты и т.д.
Итоговые формы учёта и контроля:
- открытые занятия;
- мониторинг (промежуточный (январь) и итоговый (май)) уровня усвоения операций логического мышления. Формы подведения итогов:
- участие в игровых конкурсных соревнованиях среди участников кружка (КВМ, КВГ, конкурс знатоков, блиц - турнир);
•участие в проектной деятельности (выпуск газет, создание презентаций)
•участие в школьных олимпиадах;
•участие в конкурсах интеллектуалов: «Русский медвежонок», «Кенгуру», метапредметных мониторингах (ЭМУ-Эрудит и др.), мониторингах-полиатлонах. Составлена на основе учебного комплекта«1000 заданий для умников и умниц»,Автор: Т. Деревянко
Содержание курса
Разделы программы:
•Языкознание- 34 часов
•Математика - 34 часа
В рамках этих направлений осуществляется проектная и исследовательская деятельность - 9 часов.
Блок математика.
Математические игры со спичками. Танграм (2ч).
Решение топологических задач. (1ч)
Сетки. (1ч)
Игра «Морской бой».(1ч)
2.Математика-это интересно! (7ч)
Умные цепочки.(1ч)
Магические квадраты. (1ч)
Зашифрованные послания. (1ч)
Решение числовых ребусов.(1ч)
Что увидел Шерлок Холмс?(1ч)
«Поиск девятого».(1ч)
Математические головоломки.(1ч)
3. Решение нестандартных задач (9ч)
Решение задач повышенной трудности.(2ч)
Решение нестандартных комбинаторных задач. (1ч)
Решение олимпиадных задач.(2ч)
Блиц - турнир.(1ч)
Подготовка к международному конкурсу - игре «Кенгуру». (1ч)
Решение задач на движение.(1)
4.Путешествие в древность (5ч)
Зарождение календаря и пути его совершенствования.
Игра "Назад в будущее".
Старинные единицы измерения .
Исследовательская работа «Семь пядей во лбу».(2ч)
4. Считай, смекай, отгадывай! (3ч)
«Считай, смекай, отгадывай!» Конкурс знатоков математики
Решение задач с использование круговых и столбчатых диаграмм.
Знакомство с числовыми мозаиками. "Судоку".
«Газета «Любознательный математик»(2ч).
«Эти удивительные цифры и числа»(2ч)
1. Звуки и буквы (3ч)
Задачи по фонетике. (1ч)
Прогулка вдоль алфавита.(1ч)
Волшебник Ударение. Говорите правильно(1ч)
Слова-пришельцы.(1ч)
Как вас зовут? Где вы живёте?
Устаревшие слова.(1ч)
Слова-неологизмы.(1ч)
Слова-друзья и слова- противоположности. (1ч)
Слова-близнецы (2ч)
Слово - одно, а значений несколько.(1ч)
Секреты названий. (1ч)
Лесные загадки. (1)
Олимпиада «Грамматический бой». (1ч)
Турнир знатоков русского языка.(1ч)
3.Чудесные превращения слов (7ч)
Игры со словами (1ч).
Чудесные квадраты. (1ч)
Анаграммы. (1ч)
Секреты разгадывания ребусов. (1ч)
Загадки-шарады. (1ч)
Загадки-метаграммы(1ч).
Загадки-логогрифы.(1ч)
Вводное занятие. Для чего нужно знать грамматику. (1ч)
Слова-родственники. (1ч)
Как делаются слова.(1ч)
Без чего в речи не обойдешься. (1ч)
Большая работа маленьких слов.(1ч)
Красна речь пословицей. Мудрое слово.(1ч)
Пословицы и поговорки. (1ч)
Мир фразеологизмов. (1ч)
Крылатые слова. (1ч)
Игровая программа «А ну-ка, объясни!».(1ч)
6. Проектная деятельность (3ч)
«Газета любознательных грамотеев» (2ч)
Итоговое занятие Круглый стол «Подведём итоги»
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ Литература
- Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 - 4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008.
- Винокурова Н.К. Развиваем способности детей.4 класс. Рабочая тетрадь. - М.:РОСМЭН.-2004.
- Винокурова Н.К. Развиваем способности детей.3 класс. Рабочая тетрадь. - М.:Р0СМЭН.-2004.
- Гейдман Б.П., Мишарина И.Э. Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа.2-4 классы-М. : Айрис-пресс,2008.
- Григорьев Д.В. Методический конструктор. Внеурочная деятельность школьников. - М.: Просвещение, 2010.- с. 12 - 13, 116 - 117.
- Дробышев Ю.А. Олимпиады по математике:1-4 классы - М.: Первое сентября,2006Федеральный Государственный Образовательный Стандарт.
- Кенгуру-2006. Задачи, решения, итоги. - СП6.-2006.
- Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике: 1-4 классы. - М.:ВАК0,-2008.
- Левитас Г.Г. Нестандартные задачи на уроках математики в 4 классе. - М.:Илекса,-2005.
- Левитас Г.Г. Нестандартные задачи на уроках математики в 3 классе. - М.:Илекса,-2005.
- Пупышева О.Н. Олимпиадные задания по математике, русскому языку и курсу "Окружающий мир". - М.:ВАК0,-2008.
- "1000 заданий для умников и умниц". - М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, -2005.
- Сухин И.Г. Занимательные материалы: Начальная школа. - М.: ВАКО,2005.
- Учебный комплект «1000 заданий для умников и умниц»,Автор: Т. Деревянко.- М.:ВАК0,-2008.
- Языканова Е.В. «Учись учиться». Развивающие занятия для младших школьников. -М.: Чистые пруды, 2006. - 32 с.: ил. - ( Библиотечка «Первое сентября», серия «Начальная школа».Вып. 4)
- Всероссийский полиатлон-мониторинг http://www.polytoring.ru
- Журнал «Начальная школа» http://nsс. 1sерtember.ru/urok
- «Кенгуру» математика для всехhttp://mathkang.ru
- РусскийМедвежонокhttp://www.rm.kirov.ru
- Центр Развития Молодёжи httр://cerm.rи
- Медиа-ресурсы
7.CD Математические загадки (развивающие упражнения). Авторы: Горностаева А. М. / Ларина Э. С. Издательство: Учитель, 2013
8.CD Математика. 1-4 классы. Развивающие задания и упражнения
Авторы-составители: Лободина Н. В. / Плешакова Е. П. Издательство: Учитель, 2013
9.CD Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия
10.CD Олимпиадные задания. 2-4 классы. Авторы-составители:
Дьячкова Г. Т. / Каркошкина Т. Н. / Чаус Е. А. и др. Издательство: Учитель, 2013
Календарно-тематический план
№ п/п | дата | Тема занятий | Деятельность обучающихся | Метапредметные результаты | Личностные результаты | ||
1 | Вводное занятие Для чего нужно знать грамматику | Чтение высказываний писателей о русском языке, знакомство с историей возникновения грамматики, составление осмысленных фраз из отдельных слов | Регулятивные | познавательные | коммуникативные | Развитие познавательных интересов, учебной мотивации; интереса к изучению языка | |
Определять цели деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера, работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом, поиск наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; | информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет. Участие в подготовке проекта, его оформлении. | Высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; | |||||
2 | Игры со словами | Игры на замену одной буквы другой, на добавление буквы или отсоединение, на подбор слов с пропущенной буквой Игра «Слово в слове», «Эхо» | рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации | организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); предвидеть (прогнозировать) | |||
3 | Задачи по фонетике | Знакомство со звукописью, заучивание скороговорок, решение задач и вопросов по фонетике | |||||
4 | Чудесные квадраты . Анаграммы | Знакомство с различными видами квадратов недостающими буквами, правилами их заполнения Решение анаграмм. | |||||
5 | Секреты разгадывания ребусов | Знакомство с правилами разгадывания ребусов, разгадывание ребусов | |||||
6 | Проектная деятельность «Газета любознательных граматеев» Сбор материала) | Сбор информации (ребусы, загадки, игры со словами и т.д.) для газеты | |||||
7 | Проектная деятельность «Газета любознательных граматеев»Защита проектов | Выпуск математической газеты | |||||
8 | Магические квадраты | Разгадывать и составлять простые магические квадраты. | Формировать умение учиться и способность к организации своей деятельности. Умение находить в чужой и собственной работе ошибки, объяснять причину. | Учить выводить общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи (обобщения), выделять существенные признаки и их синтезировать (подведение под понятие), | Учить понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой- либо предмет или вопрос. Уметь обосновывать и доказывать собственное мнение. | Формирование основных моральных норм взаимопомощи, ответственности. Развитие познавательных интересов, учебной мотивации. | |
9. | Умные цепочки | Находить закономерности, составлять закономерности по заданному правилу. Учиться составлению нахождения «лишнего» | |||||
10. | Зашифрованные послания | Учиться составлению и разгадыванию зашифрованных посланий. | устанавливать аналогии. | ||||
11. | Решение топологических задач | Составлять топологический план местности | Моделировать изученные арифметические зависимости. | ||||
12. | Решение нестандартных комбинаторных задач | Решать задачи на сообразительность, задачи-смекалки, комбинаторные задачи. | Исследовать, сравнивать данные, выделять тождества (различия), определять общие признаки, устанавливать закономерности. | ||||
13. | КВМ «Царица наук» | Участие в конкурсной групповой программе | |||||
14. | Загадки-шарады | Знакомство с правилами разгадывания шарад. Разгадывание шарад | |||||
15 | Загадки-метаграммы. Загадки-логогрифы | Знакомство с новыми видами загадок, разгадывание загадок-метаграмм и загадок-логогрифов | Извлекать информацию, представленную в разных формах | ||||
16 | Как вас зовут? | Знакомство с наукой ономастика, с происхождением имен, фамилий, географических названий | Умение сохранить учебную цель, заданную учителем в ходе выполнения учебной задачи. | Умение осуществлять логическое действия «анализ» с выделением существенных признаков, «сравнение» по заданным выбранным критериям. «обобщение». Владение поисковыми и творческими способами решения учебных и практических проблем. | |||
17 | Прогулка вдоль алфавита | Участие в игровой программе - подбор трехбуквенных слов, расположение слов по алфавиту, выстраивание лесенок из слов | Умение определять наиболее эффективные способы достижения результата в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения. Умение осознавать способы действий, приведших к успеху или неуспеху. | Умение формулировать точку зрения и аргументировать свою точку зрения, ориентироваться на точку зрения других людей, отличную от своей собственной. Планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, взаимно контролировать действия других и уметь договориться . | |||
18. | КВГ «Грамматический бой» | Участие в конкурсной групповой программе | |||||
19. | Математические игры со спичками | Решать нестандартные задачи со спичками | Умения оценивать Свои возможности решения ,находить допущенные ошибки; умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности. | Осуществлять для решения учебной задачи операций сравнения, классификации, устанавливать причинно- следственные связи. | |||
20. | Что увидел Шерлок Холмс? | Обучать поиску закономерностей и восстановлению логических связей. | Включаться в групповую работу, согласовывать усилия по достижению общей цели. | Развитие Толерантности во взаимоотношениях. | |||
21. | Решение числовых ребусов | Решать задачи, на сообразительность, задачи-шутки, разгадывать ребусы; составлять собственные задачи- ребусы | Осуществлять Взаимоконтроль и Взаимопомощь по ходу выполнения задания | Развитие учебно- познавательного интереса к материалу и способам решения задач |
22. | Решение задач повышенной трудности | Решать задания Повышенной трудности | |||||
23. | Проектная Деятельность «Газета любознательных математиков» (Сбор материалоа | Сбор информации (ребусы загадки, головоломки и т.д.) для математической газеты | |||||
24. | Проектная деятельность « Газета любознательных математиков» (Защита проекта) | Выпуск математической газеты, защита проектов. | |||||
25. | Слова-пришельцы | Знакомство с заимствованными словами, выполнение заданий в процессе беседы с учителем | Делать предварительноный отбор источников информации. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную в дополнительной литературе. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы | ||||
26. | Устаревшие слова | Знакомство с историзмами и Архаизмами, Выполнение заданий В процессе беседы с учителем | Учиться высказывать свое предположение (версию). | . | Учить понимать Возможности Различных позиций и Точек зрения на какой-либо предмет или вопрос. | Умение чувствовать Красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи | |
27. | Слова-неологизмы | Знакомство с неологизмами, Выполнение заданий в процессе беседы с учителем | Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. | Формирование основных моральных взаимопомощи, ответственности. | |||
28. | Слова-друзья и слова- противоположности | Работа со словарями синонимов и антонимов. .Поиск синонимов и антонимов в текстах. Развивающие задания. Работа с пословицами. | Перерабатывать Полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы. участие в подготовке проекта, его оформлении. | Уметь обосновывать и доказывать собственное мнение. Договариваться о правилах выполнения совместной работы и следовать им | |||
29. | Проектная деятельность «Слова-иностранцы»,«Устаревшие слова»(выпуск газет) | Создание газет-Стендов. Защита проектов | |||||
30. | « Поиск девятого» | Учиться поиску и установлению закономерностей, Развивать внимание | |||||
31. | Танграм | Конструировать модели геометрических фигур, преобразовывать модели. | Планировать (в сотрудничестве с учителем)необходимые действия, операции. | ||||
32. | Танграм | Конструировать фигуры на плоскости. | Умение Прогнозировать результат вычисления | Анализировать объекты с целью выделения признаков. | Сравнивать свои Достижения вчера и сегодня, вырабатывать дифференцированную самооценку | Проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам. Развитие познавательных интересов, учебной мотивации | |
33. | Решение олимпиадных задач | Решать нестандартные математические задания | |||||
34. | Блиц-турнир по решению задач | Решать задачи разных видов, решение задач с буквенными данными | |||||
35. | Слова-близнецы | Уточнить понятие Омонимы. Решение задач на омонимы. | |||||
36. | Слова-близнецы | Уточнить понятия омофоны, омоформы. Выполнение упражнений на поиск омофонов в предложениях, на уточнение различий слов-омоформ. | Работать по плану, сверяя свои действия с целью; учитывать правило в планировании и способе решения Поставленной задачи; Осуществлять пошаговый и итоговый контроль. | Умения сопоставлять явления и факты; выделять главное; проводить сравнение, классификацию по заданным критериям. Осуществлять подведение под понятие, строить рассуждения. | Развитие интереса к изучению языка, умения. Чувствовать красоту и выразительность речи стремления к совершенствованиюсобственной речи ,потребности в чтении; Воспитание любви и уважения к Отечеству, его языку, культуре. | ||
37. | Слово - одно, а значений несколько | Наблюдать над многозначными словами, переносным и прямым значением слов | Понимать причины возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации. Понимать причины возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации. | Высказывать и обосновывать свою точку зрения, учитывать разные мнения, быть готовым корректировать свою точку зрения, слушать и слышать других; задавать вопросы. | |||
38. | Слова-родственники | Расширять представления о Семьях слов. Дальние родственники. | Оформлять свои мысли в устной форме; строить монологическую речь | ||||
39 | Как делаются слова | Игры на словообразование: образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне доступные слова | |||||
40 | Турнир знатоков русского языка | Выполнение развивающих заданий «Четвертый лишний», «Найди пару», «Допиши цепочку» и др. |
Выполнение развивающих заданий «Четвертый лишний», «Найди пару», «Допиши цепочку» и др. | |||||||
41 | Математические головоломки | Решать задачи, на сообразительность, задачи-шутки, разгадывать головоломки; составлять собственные задачи- головоломки. Решать нестандартные математические задания . | Учебное сотрудничество учителя с учеником на основе признания индивидуальности каждого ребенка. Умение прогнозировать результат вычисления. | Осуществлять для решения учебной задачи операций сравнения, классификации, устанавливать причинно- следственные связи. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). | Уметь обосновывать и доказывать собственное мнение. Организовывать общение, включающее умение слушать собеседника | Формирование основных моральных норм взаимопомощи, ответственности. | |
42. | Подготовка к международному конкурсу - игре «Кенгуру» | Решать нестандартные математические задания . | |||||
43. | Волшебный круг. Решение задач с использование круговых и столбчатых диаграмм | Читать и анализировать информацию, записанную с помощью круговых и столбчатых диаграмм. |
| . | |||
44. | Храбрый путешественник. Решение задач на движение. | Решать задачи на движение | |||||
45. | Конкурс знатоков математики «Считай, смекай, отгадывай!» | Конкурс знатоков математики «Считай,смекай, отгадывай!» | |||||
46. | Красна речь пословицей | Работа над пословицами и поговорками: конструирование пословиц из слов и частей, разъяснение смысла. | Определять цель деятельности, составлять план действий по достижению результата творческого характера | знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную в дополнительной литературе | Умение выражать свое мнение и аргументировать его, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. | Осознание роли языка и речи в жизни людей. Развитие интереса к изучению языка, умения чувствовать красоту и выразительность речи, стремления к совершенствованию собственной речи. | |
47. | Мудрое слово. Пословицы и поговорки | Работа над пословицами и поговорками: |
|
| |||
47. | Мир фразеологизмов | Работа над фразеологизмами: подбор синонимов к фразеологическим сочетаниям, нахождение фразеологизмов в тексте | в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями, вносить коррективы в действие после его завершения | Овладевать поисковыми и творческими способами решения учебных и практических проблем. | Умение составлять связное устное высказывание; умение соблюдать орфоэпические и грамматические нормы | ||
48. | Крылатые слова | ||||||
49. | Большая работа маленьких слов | Большая работа маленьких слов | |||||
50. | Игровая программа «А ну-ка, объясни!» | Участие в словесных и грамматических играх | |||||
51. | Сетки. | Определять координаты точек, отмеченных на координатной плоскости, знакомство с игрой. | Планировать(в сотрудничестве с учителем) необходимые действия, операции. | Учиться в диалоге понимать вопросы учителя, собеседника и отвечать в соответствии с правилами речевого этикета | Осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. | Развитие толерантности во взаимоотношениях | |
52. | Игра «Морской бой» | Осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. | Развитие толерантности во взаимоотношениях | ||||
53. | Знакомство с числовыми мозаиками. "Судоку". | Решать числовые мозаики | Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и | Высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | Развитие познавательных интересов, учебной мотивации. | ||
54. | Зарождение календаря и пути его совершенствования. Игра "Путешествие во времени". | Решать задачи с единицами времени, знакомство с календарями. | усвоено, и того, что еще неизвестно. | Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметических действий. | |||
55. | Старинные единицы измерения массы. | Решать задачи с величинами. Выражать длину в разных единицах. | |||||
56. | Исследовательская работа «Семь пядей во лбу». (Сбор материала) | Работа с энциклопедиями и справочной литературой, поиск материалов о старинных мерах длины (пословицы и поговорки, в которых упоминаются различные меры длины)в дополнительной литературе, в сети Интернет. | |||||
57. | Исследовательская работа «Семь пядей во лбу» (Защита работы) | Выступление с использованием самостоятельно составленных презентаций. | |||||
58. | Секреты названий | Наблюдения над происхождением названий растений, птиц, насекомых, рыб. Разгадывание загадок | Учиться высказывать своё предположение (версию). | ||||
59. | Лестные загадки | Учиться работать по предложенному учителем плану. | Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный | ориентироваться на точку зрения других людей, отличную от своей собственной, в учебной коммуникации | Развитие толерантности во взаимоотношениях | ||
60- 61 | Волшебник Ударение. Говорите правильно Без чего в речи не обойдешься (Грамматическая сказка) | Подвижные игры со словами Наблюдения над ролью ударения. Знакомство с междометиями. | слово», «На одну букву» Разучивание правил игр «Кто грамотнее и быстрее», «Телефонисты». Проигрывание игр Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. | Умение договариваться о распределении функций и ролей в различных видах совместной деятельности, адекватно оценить поведение окружающих в ходе решения совместной учебной задачи и собственное поведение. | Умение составлять связное устное высказывание; умение соблюдать орфоэпические и грамматические нормы познавательных интересов, учебной мотивации. | ||
62 | Игры со словами | Игра в шарады, метаграммы, анаграммы, «Часть и слово» |
| ||||
63 64 | Разучивание правил игр «Кто грамотнее и быстрее», «Телефонисты». Проигрывание игр. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. | ||||||
65 66 | Решение задач повышенной трудности | Проектная деятельность «Эти удивительные цифры и числа» (Сбор материала о том, как появились цифры и числа; об арабских и римских цифрах. Решать задачи повышенной трудности | Работа с энциклопедиями и справочной литературой, поиск Оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности. Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход выполнения. Договариваться о совместной деятельности. Выдвигать предположения, находить основания для выбора арифметических действий и числах древней Руси в дополнительной литературе, в сети Интернет. | Работать в группе, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничая. Развитие познавательных интересов, учебной мотивации. | |||
67 68 | Проектная деятельность «Эти удивительные цифры и числа» (Защита проекта) Круглый стол «Подведём итоги» | Выступление с использованием самостоятельно составленных презентаций. | Оценивать достигнутый результат. | Учиться в диалоге понимать вопросы учителя, собеседника и отвечать в соответствии с правилами речевого этикета. | Высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. Организовывать общение, включающее умение слушать собеседника | Формирование основных моральных норм взаимопомощи, ответственности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
работа над ошибками по русскому языку для учащихся начальной школы
Работу над ошибками учащиеся выполняют по памятке. Памятка составлена для учащихся 4-го класса. Можно её использовать начиная с первого года обучения....
Памятка по русскому языку для учащихся начальной школы по теме " Склонение существительных и прилагательных"
Данная публикация представляет собой памятку по русскому языку для учащихся начальной школы по теме " Склонение существительных и прилагательных"....
Памятка работы над ошибками по русскому языку для учащихся начальной школы.
В памятке подробно описан алгоритм выполнения работы над ошибками по русскому языку для учащихся начальной школы....
Работа над ошибками по русскому языку для учащихся начальной школы (памятка)
Данная памятка поможет ученикам правильно выполнить работу над ошибками....
Подсказки по русскому языку для учащихся начальной школы
В презентации собраны подсказки-памятки по русскому языку. Цель помочь учащимся и родителям повторить и запомнить орфограммы по русскому языку....
Тетрадь-справочник по русскому языку для учащихся начальной школы (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова)
Тетрадь-справочник предназначен для учителей и учащихся 1-4 классов и их родителей, изучающих русский язык по программе развивающего обучения (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова) по учебникам русс...
Сборник заданий и упражнений по русскому языку для учащихся начальной школы
Сборник упражнений содержит занимательные задания, использование которых поможет формированию регулятивных, предметных и коммуникативных УУД. Выполняя под руководством учителя задания, ученик пополняе...