Рабочая программа "Игра, игротерапия" (3 класс VIII вид)
рабочая программа по логопедии (3 класс)

Аверкина Галина Николаевна

Программа «Игра, игротерапия» является модифицированной. Рабочая программа коррекционного курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ 2014 г.  При разработке программы были использованы: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Цель программы «Игра, игротерапия»: преодоление речевых нарушений и предупреждение дисграфии у учащихся с речевой патологией путем развития, воспитания и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_logoritmike_3_klass_8_vid.docx31.72 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

Игра, игротерапия

для учащихся 3 класса (VIII вид)

Учитель-логопед        Аверкина Г. Н.

                                                     

2017- 2018 учебный год

Содержание  программы

«Игра, игротерапия»  для учащихся 3 класса (VIII вид)

  1. Пояснительная записка………………………………………………3
  2. Содержание программы………………………………………….......5
  3. Календарно-тематическое планирование…………………………...8
  4. Планируемые результаты ……………………………………………9

Список литературы……………………………………………………….....10

  1. Пояснительная записка

Программа «Игра, игротерапия» является модифицированной. Рабочая программа коррекционного курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ 2014 г.  При разработке программы были использованы: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой. - М., 2006. - 192 с.

Цель программы «Игра, игротерапия»: преодоление речевых нарушений и предупреждение дисграфии у учащихся с речевой патологией путем развития, воспитания и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Задачи:

  • Развитие, воспитание и коррекция неречевых процессов (внимания, памяти, оптико-пространственных представлений, артикулярного праксиса, координации движений, чувства темпа и ритма);
  • Развитие речи и коррекция речевых нарушений (формирование правильного речевого дыхания, коррекция нарушений голосообразования, коррекция интонационного оформления речи, развитие фонематического восприятия, коррекция речевых нарушений).

Актуальность

Игротерапия является составным звеном лечебной ритмики и в настоящее время является составной частью комплекса методик по коррекции нарушений речи не только детей, но и взрослых, используется в детских садах, школах, медицинских учреждениях.

Игры включают двигательные упражнения, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, направленной на преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптацию человека в условиях внешней и внутренней среды, что имеет социальную значимость.

Все упражнения обеспечивают нормализацию речевого дыхания, формирование умений произвольно изменять акустические характеристики голоса, формирование правильного произношения, координированную работы дыхательной, голосовой и артикуляторной мускулатуры. В результате выполнения упражнений укрепляется костно-мышечный аппарат, развивается дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия, правильная осанка.

  1. Содержание программы

Программа «Игра, игротерапия» опирается на ЗНУ, приобретенных обучающимся в начальной школе и взаимосвязана с содержанием программы «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 3 классов (VIII вид)», что позволяет скоординировать тематику и содержание работы.

Программа включает  34  часа, при проведении занятий 1 раза в неделю по 40 минут.

Программа состоит из трех этапов:

  1. Вводный этап.

Задачи:

  • Познакомить детей с программой обучения: цели и задачи, перспективы. Познакомить с правилами поведения на занятии.

Длительность этапа - 1 час.

  1. Коррекционный этап.

Задачи:

  • Закрепление артикуляции звуков в определенной последовательности
  • Формирование умения двигаться в соответствии с текстом, ориентироваться в пространстве
  • Формирование навыка правильно выполнять оздоровительные упражнения
  • Развитие музыкальных и творческих способностей
  • Развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, темпа, ритма речи
  • Развитие правильного дыхания,
  • Развитие общей и мелкой моторики
  • Развитие зрительного, слухового, двигательного внимания и памяти
  • Воспитание доброжелательного отношения к окружающим людям, бережного отношения к живой и неживой природе.

Занятие включает следующие виды упражнений:

  1. Упражнение на развитие навыка ориентирования в пространстве.
  2. Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса.
  3. Артикуляционные упражнения: работа над уточнением правильной артикуляции для произношения звука,  подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков.
  4. Дыхательная гимнастика: направлена на выработку диафрагмального дыхания, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
  5. Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла, которые развивают высоту, силу голоса, укрепляют голосовой аппарат. Также эти упражнения используются для профилактики простудных заболеваний.
  6. Упражнения для развития внимания и памяти.
  7. Чистоговорки: отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. Развивается фонематический слух и слуховое внимание.
  8. Речевые и ритмические игры подразумевают ритмодекламацию, игры со звуков, игры со звучащими жестами, игры-диалоги и др. Использование русских народных песенок, потешек, прибауток, считалок, дразнилок облегчает выполнение логоритмических задач и решает социокультурные задачи.
  9. Пение песен: развивает внимание, память, эмоциональную отзывчивость, укрепляет голосовой аппарат, способствует автоматизации гласных звуков, коррекции голоса, артикуляции и дыхания.
  10. Пальчиковые игры способствуют речевому развитию. Проводятся под ритмическое или музыкальное сопровождение.
  11. Лепка несложных фигур, оригами, выкладывание узоров мозаики под проговаривание игрового текста.
  12. Мимические и пантомимические упражнения, направленные на развитие мимической и артикуляционной моторики, творческую фантазию, воображение.

Длительность этапа –  31  час.

  1. Этап повторения и закрепления.

Задачи:

  • Повторение знаний и умений, приобретенных в период занятий и закрепление ЗУН в различных видах деятельности.

Длительность этапа – 2 часа.

Календарно-тематическое планирование

Игра, игротерапия для учащихся 3 классов (VIII вид) на 2017-2018 уч.год

№ п/п

Тема занятия

Содержание работы

Кол-во часов

дата

I.

Вводный этап

1

1.

Вводное занятие.

Знакомство с учащимися. Знакомство с программой обучения: цели и задачи. Правила поведения на занятии для учащихся.

1

II.

Коррекционный этап

31

1.

Осень. Осенние месяцы.

Знакомство с речевыми звуками. Образование гласных и согласных звуков.

Народные обычаи и обряды: Сентябрь (встреча осени, Осенины, праздник урожая), Октябрь («свадебник», «Покров» - покровские ярмарки), Ноябрь (посиделки).

2

2.

Овощи и фрукты.

Выделение гласных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Роль гласных II ряда при смягчении согласных.

Знакомство с устным народным творчеством. Разучивание осенних закличек, считалок, пословиц, поговорок, скороговорок, частушек. Музыкально – фольклорные игры:  «Яша», «Щеточка», «Яблочные посиделки»

2

3.

Растительный мир.

Выделение гласных звуков из слогов и слов: под ударением, в начале слова, в конце слова, в безударной позиции

Согласные звуки. Выделение согласных звуков из слогов, в начале, середине, конце слова.

Дифференциация согласных и гласных звуков. Работа по развитию и обогащению словаря по теме «Детеныши» (с использованием суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением)

Развитие звукового анализа и синтеза. Определение места изучаемых букв и звуков в слове.

4

4.

Животный мир. Домашние животные и птицы.

Знакомство учащихся с термином «слово», слова состоят из частей. Знакомство со слогом. Составление слов из слогов. Понятия «открытый слог», «закрытый слог». Выделение определенного слога в ряду слов. Выделение ударной гласной, ударного слога в словах. Работа над ритмическим оформлением слова.

2

5.

Животный мир. Дикие животные и птицы.

Дифференциация согласных звуков, имеющих акустико-артикуляторное сходство: [в-ф], [в’-ф’]; [п-б], [п’-б’]; [д-т], [д’-т’]

2

6.

Зимние забавы.

Дифференциация согласных звуков, имеющих акустико-артикуляторное сходство: [с-з], [с’-з’]; [с-ш]

Знакомство с устным народным творчеством: пословицами, поговорками, народными приметами, загадками о зиме.

2

7.

Новый год.

Дифференциация согласных звуков, имеющих акустико-артикуляторное сходство:[к-г], [к’-г’].

Традиции празднования нового года.

2

8.

Части суток. Часы.

Дифференциация согласных звуков, имеющих акустико-артикуляторное сходство: [з-ж], [ш-ж], [с-ц].

2

9.

Мой дом.

Дифференциация согласных звуков, имеющих акустико-артикуляторное сходство: [ч’-т’], [ч’-щ’], [ч’-ц].

Дифференциация сонорных звуков:[л-р], [л’-р’]

Обязанности в семье. Культура взаимоотношений.

3

10.

Профессии.

Знакомство со строением слова. Знакомство с понятием «родственные слова». Подбор родственных слов. Работа по развитию и обогащению словаря по теме «Профессии».

Слова, обозначающие действие.

3

11.

Весна.

Слова, обозначающие признак предмета. Умение подбирать слова-признаки к словам-предметам и наоборот.

Выделение слов в составе предложения. Определение количества слов. Работа со схемами предложения.

Народный календарь, обычаи и обряды: Март-Протальник; Апрель-Снегогон; Май-Травень. Знакомство с устным народным творчеством.

Правила поведения в лесу, на берегу реки, озера.

3

12.

День Победы.

Работа с былинами. Образ воина-победителя в былинах. Развитие умений и навыков построения предложения с помощью картинок и схем. Составление связного высказывания с опорой на картинки и вопросы.

6

III.

Этап повторения и закрепления.

2

1.

Повторение и закрепление ЗУН

Повторение и закрепление полученных знаний, умений и навыков через выполнение игровых, тестовых заданий.

2

Итого:

34

  1. Планируемые результаты

К концу года обучения планируются следующие результаты:

  • Расширение словарного запаса и знаний по лексическим темам.
  • Улучшение подвижности артикуляционного аппарата, внимания и памяти.
  • Улучшение способности правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать гласные, согласные, парные согласные звуки в слоговых рядах, словах, предложениях.
  • Способность выполнять оздоровительные упражнения для горла, дыхания, осанки, общей и мелкой моторики.
  • Улучшение способности ориентироваться в пространстве.
  • Улучшение координации движений: умение ритмично выполнять движения в соответствии со словами.
  • Воспитание у детей нравственно-патриотических чувств, уважения к культуре и традициям России.

Список литературы

  1. Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика/ Г.А.Волкова. . – М.: Просвещение, 1985. – 205 с.
  2. Галанов, А.С. Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников/ А.С.Галанов. – СПБ: .: Речь, 2007. – 180 с.
  3. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей / А.Н.Корнев.-СПб.:Речь,1997. -  286с.
  4. Белобрыкина, О.А. Речь и общение/ О.А.Белобрыкина. - Ярославль, 1998. - 240 с.
  5. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском творчестве/ Л.С. Выготский. – М.,1991. – 93 с.
  6. Гальцова, Е.А. Забавные истории обо всем на свете: театрализованные и игровые занятия с детьми/ Е.А.Гальцова. – Волгоград, 2008 – 120 с.
  7. Доронова, Т.Н. Играем в театр/ Т.Н. Доронова. –М.,2004.
  8. Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с нарушениями речи. – М.: ГНОМ и Д, 2002.
  9. Куликовская, Т.А.Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: ГНОМ и Д, 2005.
  10. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПБ.: ДЕТСТВО_ПРЕСС, 2001.
  11. Петрушинский. А.В. Игры, обучение, тренинг/А.В. Петрушинский. – М.: Новая школа,2003. – 168 с.
  12. Петрова, Т.И.  Сергеева,  Е.Л.  Петрова,  Е.С. Театрализованные игры в школе/ Т.И.Петрова, Е.Л.Сергеева// Воспитание школьников. -2000, № 12 .
  13. Давыдова, М.А., Агапова И.А. Праздник в школе/ М.А Давыдова, И.А. Агапова. – М.: 2000. – 247 с.
  14. Побединская, Л.А. Жили-были сказки/ Л.А.Побединская. - М.: Сфера, 2001. – 64 с.
  15. Узорова, О.В. Пальчиковая гимнастика/ О.В.Узорова. – М.: Изд-во АСТ, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 4 класс VIII вид

Рабочие программы по предметам для 4 класса специальных(коррекционных) школ VIII вида...

Рабочая программа 4 класс VIII вид

Рабочая программа по математике 4 класс VIII вид, составлена на основе примерной программы по математике  для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вида), рекомендованной Г...

Адаптированные рабочие программы 2 класс (VIII вид). Домашнее обучение в общеобразовательной школе.

Адаптированная рабочая программа по письму и развитию речи (2 класс)  для ребёнка с ОВЗ (VIII вид). Домашнее обучение - 2 часа в неделю, начало занятий - со 2 четверти.Адаптированная рабочая прог...

Календарно-тематическое планирование в соответствии с адаптированными рабочими программами 2 класс (VIII вид). Домашнее обучение в общеобразовательной школе.

КТП в соответствии с адаптированной рабочей программой по письму и развитию речи (2 класс)  для ребёнка с ОВЗ (VIII вид). Домашнее обучение - 2 часа в неделю, начало занятий - со 2 четверти.КТП в...

Календарно-тематическое планирование по всем предметам в соответствии с адаптированными рабочими программами 3 класс (VIII вид). Домашнее обучение в общеобразовательной школе

КТП в соответствии с адаптированной рабочей программой по письму и развитию речи (3 класс)  для ребёнка с ОВЗ (VIII вид). Домашнее обучение - 2 часа в неделю.КТП в соответствии с адаптированной р...

Рабочая программа "Игра, игротерапия" (4 класс VIII вид)

Программа «Игра, игротерапия» является модифицированной. Рабочая программа коррекционного курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного ...

Рабочая программа 3 класс психомоторика (игротерапия)

Рабочая программа по психомоторике (игротерапии) 3 класс (1вариант) УП для детей с нарушением интеллекта...