Рабочая программа "Игра, игротерапия" (3 класс VIII вид)
рабочая программа по логопедии (3 класс)
Программа «Игра, игротерапия» является модифицированной. Рабочая программа коррекционного курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ 2014 г. При разработке программы были использованы: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Цель программы «Игра, игротерапия»: преодоление речевых нарушений и предупреждение дисграфии у учащихся с речевой патологией путем развития, воспитания и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_logoritmike_3_klass_8_vid.docx | 31.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
Игра, игротерапия
для учащихся 3 класса (VIII вид)
Учитель-логопед Аверкина Г. Н.
2017- 2018 учебный год
Содержание программы
«Игра, игротерапия» для учащихся 3 класса (VIII вид)
- Пояснительная записка………………………………………………3
- Содержание программы………………………………………….......5
- Календарно-тематическое планирование…………………………...8
- Планируемые результаты ……………………………………………9
Список литературы……………………………………………………….....10
- Пояснительная записка
Программа «Игра, игротерапия» является модифицированной. Рабочая программа коррекционного курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ 2014 г. При разработке программы были использованы: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой. - М., 2006. - 192 с.
Цель программы «Игра, игротерапия»: преодоление речевых нарушений и предупреждение дисграфии у учащихся с речевой патологией путем развития, воспитания и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Задачи:
- Развитие, воспитание и коррекция неречевых процессов (внимания, памяти, оптико-пространственных представлений, артикулярного праксиса, координации движений, чувства темпа и ритма);
- Развитие речи и коррекция речевых нарушений (формирование правильного речевого дыхания, коррекция нарушений голосообразования, коррекция интонационного оформления речи, развитие фонематического восприятия, коррекция речевых нарушений).
Актуальность
Игротерапия является составным звеном лечебной ритмики и в настоящее время является составной частью комплекса методик по коррекции нарушений речи не только детей, но и взрослых, используется в детских садах, школах, медицинских учреждениях.
Игры включают двигательные упражнения, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, направленной на преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптацию человека в условиях внешней и внутренней среды, что имеет социальную значимость.
Все упражнения обеспечивают нормализацию речевого дыхания, формирование умений произвольно изменять акустические характеристики голоса, формирование правильного произношения, координированную работы дыхательной, голосовой и артикуляторной мускулатуры. В результате выполнения упражнений укрепляется костно-мышечный аппарат, развивается дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия, правильная осанка.
- Содержание программы
Программа «Игра, игротерапия» опирается на ЗНУ, приобретенных обучающимся в начальной школе и взаимосвязана с содержанием программы «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 3 классов (VIII вид)», что позволяет скоординировать тематику и содержание работы.
Программа включает 34 часа, при проведении занятий 1 раза в неделю по 40 минут.
Программа состоит из трех этапов:
- Вводный этап.
Задачи:
- Познакомить детей с программой обучения: цели и задачи, перспективы. Познакомить с правилами поведения на занятии.
Длительность этапа - 1 час.
- Коррекционный этап.
Задачи:
- Закрепление артикуляции звуков в определенной последовательности
- Формирование умения двигаться в соответствии с текстом, ориентироваться в пространстве
- Формирование навыка правильно выполнять оздоровительные упражнения
- Развитие музыкальных и творческих способностей
- Развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, темпа, ритма речи
- Развитие правильного дыхания,
- Развитие общей и мелкой моторики
- Развитие зрительного, слухового, двигательного внимания и памяти
- Воспитание доброжелательного отношения к окружающим людям, бережного отношения к живой и неживой природе.
Занятие включает следующие виды упражнений:
- Упражнение на развитие навыка ориентирования в пространстве.
- Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса.
- Артикуляционные упражнения: работа над уточнением правильной артикуляции для произношения звука, подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков.
- Дыхательная гимнастика: направлена на выработку диафрагмального дыхания, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
- Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла, которые развивают высоту, силу голоса, укрепляют голосовой аппарат. Также эти упражнения используются для профилактики простудных заболеваний.
- Упражнения для развития внимания и памяти.
- Чистоговорки: отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. Развивается фонематический слух и слуховое внимание.
- Речевые и ритмические игры подразумевают ритмодекламацию, игры со звуков, игры со звучащими жестами, игры-диалоги и др. Использование русских народных песенок, потешек, прибауток, считалок, дразнилок облегчает выполнение логоритмических задач и решает социокультурные задачи.
- Пение песен: развивает внимание, память, эмоциональную отзывчивость, укрепляет голосовой аппарат, способствует автоматизации гласных звуков, коррекции голоса, артикуляции и дыхания.
- Пальчиковые игры способствуют речевому развитию. Проводятся под ритмическое или музыкальное сопровождение.
- Лепка несложных фигур, оригами, выкладывание узоров мозаики под проговаривание игрового текста.
- Мимические и пантомимические упражнения, направленные на развитие мимической и артикуляционной моторики, творческую фантазию, воображение.
Длительность этапа – 31 час.
- Этап повторения и закрепления.
Задачи:
- Повторение знаний и умений, приобретенных в период занятий и закрепление ЗУН в различных видах деятельности.
Длительность этапа – 2 часа.
Календарно-тематическое планирование
Игра, игротерапия для учащихся 3 классов (VIII вид) на 2017-2018 уч.год
№ п/п | Тема занятия | Содержание работы | Кол-во часов | дата |
I. | Вводный этап | 1 | ||
1. | Вводное занятие. | Знакомство с учащимися. Знакомство с программой обучения: цели и задачи. Правила поведения на занятии для учащихся. | 1 | |
II. | Коррекционный этап | 31 | ||
1. | Осень. Осенние месяцы. | Знакомство с речевыми звуками. Образование гласных и согласных звуков. Народные обычаи и обряды: Сентябрь (встреча осени, Осенины, праздник урожая), Октябрь («свадебник», «Покров» - покровские ярмарки), Ноябрь (посиделки). | 2 | |
2. | Овощи и фрукты. | Выделение гласных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Роль гласных II ряда при смягчении согласных. Знакомство с устным народным творчеством. Разучивание осенних закличек, считалок, пословиц, поговорок, скороговорок, частушек. Музыкально – фольклорные игры: «Яша», «Щеточка», «Яблочные посиделки» | 2 | |
3. | Растительный мир. | Выделение гласных звуков из слогов и слов: под ударением, в начале слова, в конце слова, в безударной позиции Согласные звуки. Выделение согласных звуков из слогов, в начале, середине, конце слова. Дифференциация согласных и гласных звуков. Работа по развитию и обогащению словаря по теме «Детеныши» (с использованием суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением) Развитие звукового анализа и синтеза. Определение места изучаемых букв и звуков в слове. | 4 | |
4. | Животный мир. Домашние животные и птицы. | Знакомство учащихся с термином «слово», слова состоят из частей. Знакомство со слогом. Составление слов из слогов. Понятия «открытый слог», «закрытый слог». Выделение определенного слога в ряду слов. Выделение ударной гласной, ударного слога в словах. Работа над ритмическим оформлением слова. | 2 | |
5. | Животный мир. Дикие животные и птицы. | Дифференциация согласных звуков, имеющих акустико-артикуляторное сходство: [в-ф], [в’-ф’]; [п-б], [п’-б’]; [д-т], [д’-т’] | 2 | |
6. | Зимние забавы. | Дифференциация согласных звуков, имеющих акустико-артикуляторное сходство: [с-з], [с’-з’]; [с-ш] Знакомство с устным народным творчеством: пословицами, поговорками, народными приметами, загадками о зиме. | 2 | |
7. | Новый год. | Дифференциация согласных звуков, имеющих акустико-артикуляторное сходство:[к-г], [к’-г’]. Традиции празднования нового года. | 2 | |
8. | Части суток. Часы. | Дифференциация согласных звуков, имеющих акустико-артикуляторное сходство: [з-ж], [ш-ж], [с-ц]. | 2 | |
9. | Мой дом. | Дифференциация согласных звуков, имеющих акустико-артикуляторное сходство: [ч’-т’], [ч’-щ’], [ч’-ц]. Дифференциация сонорных звуков:[л-р], [л’-р’] Обязанности в семье. Культура взаимоотношений. | 3 | |
10. | Профессии. | Знакомство со строением слова. Знакомство с понятием «родственные слова». Подбор родственных слов. Работа по развитию и обогащению словаря по теме «Профессии». Слова, обозначающие действие. | 3 | |
11. | Весна. | Слова, обозначающие признак предмета. Умение подбирать слова-признаки к словам-предметам и наоборот. Выделение слов в составе предложения. Определение количества слов. Работа со схемами предложения. Народный календарь, обычаи и обряды: Март-Протальник; Апрель-Снегогон; Май-Травень. Знакомство с устным народным творчеством. Правила поведения в лесу, на берегу реки, озера. | 3 | |
12. | День Победы. | Работа с былинами. Образ воина-победителя в былинах. Развитие умений и навыков построения предложения с помощью картинок и схем. Составление связного высказывания с опорой на картинки и вопросы. | 6 | |
III. | Этап повторения и закрепления. | 2 | ||
1. | Повторение и закрепление ЗУН | Повторение и закрепление полученных знаний, умений и навыков через выполнение игровых, тестовых заданий. | 2 | |
Итого: | 34 |
- Планируемые результаты
К концу года обучения планируются следующие результаты:
- Расширение словарного запаса и знаний по лексическим темам.
- Улучшение подвижности артикуляционного аппарата, внимания и памяти.
- Улучшение способности правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать гласные, согласные, парные согласные звуки в слоговых рядах, словах, предложениях.
- Способность выполнять оздоровительные упражнения для горла, дыхания, осанки, общей и мелкой моторики.
- Улучшение способности ориентироваться в пространстве.
- Улучшение координации движений: умение ритмично выполнять движения в соответствии со словами.
- Воспитание у детей нравственно-патриотических чувств, уважения к культуре и традициям России.
Список литературы
- Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика/ Г.А.Волкова. . – М.: Просвещение, 1985. – 205 с.
- Галанов, А.С. Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников/ А.С.Галанов. – СПБ: .: Речь, 2007. – 180 с.
- Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей / А.Н.Корнев.-СПб.:Речь,1997. - 286с.
- Белобрыкина, О.А. Речь и общение/ О.А.Белобрыкина. - Ярославль, 1998. - 240 с.
- Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском творчестве/ Л.С. Выготский. – М.,1991. – 93 с.
- Гальцова, Е.А. Забавные истории обо всем на свете: театрализованные и игровые занятия с детьми/ Е.А.Гальцова. – Волгоград, 2008 – 120 с.
- Доронова, Т.Н. Играем в театр/ Т.Н. Доронова. –М.,2004.
- Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с нарушениями речи. – М.: ГНОМ и Д, 2002.
- Куликовская, Т.А.Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: ГНОМ и Д, 2005.
- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПБ.: ДЕТСТВО_ПРЕСС, 2001.
- Петрушинский. А.В. Игры, обучение, тренинг/А.В. Петрушинский. – М.: Новая школа,2003. – 168 с.
- Петрова, Т.И. Сергеева, Е.Л. Петрова, Е.С. Театрализованные игры в школе/ Т.И.Петрова, Е.Л.Сергеева// Воспитание школьников. -2000, № 12 .
- Давыдова, М.А., Агапова И.А. Праздник в школе/ М.А Давыдова, И.А. Агапова. – М.: 2000. – 247 с.
- Побединская, Л.А. Жили-были сказки/ Л.А.Побединская. - М.: Сфера, 2001. – 64 с.
- Узорова, О.В. Пальчиковая гимнастика/ О.В.Узорова. – М.: Изд-во АСТ, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы 4 класс VIII вид
Рабочие программы по предметам для 4 класса специальных(коррекционных) школ VIII вида...
Рабочая программа 4 класс VIII вид
Рабочая программа по математике 4 класс VIII вид, составлена на основе примерной программы по математике для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вида), рекомендованной Г...
Адаптированные рабочие программы 2 класс (VIII вид). Домашнее обучение в общеобразовательной школе.
Адаптированная рабочая программа по письму и развитию речи (2 класс) для ребёнка с ОВЗ (VIII вид). Домашнее обучение - 2 часа в неделю, начало занятий - со 2 четверти.Адаптированная рабочая прог...
Календарно-тематическое планирование в соответствии с адаптированными рабочими программами 2 класс (VIII вид). Домашнее обучение в общеобразовательной школе.
КТП в соответствии с адаптированной рабочей программой по письму и развитию речи (2 класс) для ребёнка с ОВЗ (VIII вид). Домашнее обучение - 2 часа в неделю, начало занятий - со 2 четверти.КТП в...
Календарно-тематическое планирование по всем предметам в соответствии с адаптированными рабочими программами 3 класс (VIII вид). Домашнее обучение в общеобразовательной школе
КТП в соответствии с адаптированной рабочей программой по письму и развитию речи (3 класс) для ребёнка с ОВЗ (VIII вид). Домашнее обучение - 2 часа в неделю.КТП в соответствии с адаптированной р...
Рабочая программа "Игра, игротерапия" (4 класс VIII вид)
Программа «Игра, игротерапия» является модифицированной. Рабочая программа коррекционного курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного ...
Рабочая программа 3 класс психомоторика (игротерапия)
Рабочая программа по психомоторике (игротерапии) 3 класс (1вариант) УП для детей с нарушением интеллекта...