Конспект урока по окружающему миру "Съедобные и несъедобные грибы"
методическая разработка по теме
Познакомить с царством грибов; со строением гриба для правильного сбора; выделить группы съедобных и несъедобных грибов; воспитывать бережное отношение к природе;тренировать способности к умению учиться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_cheremnykh.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: окружающий мир (автор учебника О.Т. Поглазова)
Класс: 1
Тип урока: ОНЗ (открытие нового знания)
Тема урока: Съедобные и несъедобные грибы.
Автор: Н.В.Черемных; МБОУ «СОШ №1» г. Горнозаводска
Основные цели:
- Познакомить с царством грибов; со строением гриба для правильного сбора;
- Выделить группы съедобных и несъедобных грибов;
- Воспитывать бережное отношение к природе;
- Тренировать способности к умению учиться.
Демонстрационный материал:
- презентация к уроку или картинки;
Раздаточный материал:
- тетради, учебники;
- муляжи грибов;
- карточки «Правила поведения в природе;
- магниты «смайлики» для этапа рефлексии.
Ход урока.
- Мотивация.
Вот звонок нам дал сигнал
Поработать час настал
Так что время не теряем
И работать начинаем.
- На каком уроке вы присутствуете?
- Какую тему повторяли на прошлом уроке?
- Кто вам сообщил новые знания? (открыли самостоятельно)
- Как вы думаете всему ли вы научились по этой теме?
- Что вы предлагаете?
- Как вы будете открывать новые знания?
2. Актуализация.
Сегодня у нас необычный урок. Давайте мы попутешествуем по зелёному дому, который может угостить и земляничкой, и орешком, и сыроежкой. Что же это за зелёный дом? (лес)
А чтобы мы в пути не заблудились, нас будет сопровождать старичок-Лесовичок. Он хозяин леса, в лесу он всё знает. Ему очень жаль, что зимой люди мало ходят в лес. Поэтому он приглашает нас сегодня в летний лес. Но помни, что ты в лесу гость. А в гостях нужно вести себя вежливо, чтобы не обидеть хозяев, чтобы им было приятно, когда к ним приходишь.
- Лесовичок спрашивает, знаете ли вы правила поведения в лесу? (презентация)
3. Выявление места и причины затруднения.
- Отгадайте загадку. Сформулируйте тему урока.
В лесу на одной ножке
Выросла лепёшка.( гриб)
- Определите цель урока.
- Что же такое грибы?
- Что бы вы хотели о них узнать?
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- А нужны ли грибы в лесу?
В старину грибы называли губы. По строению грибы отличаются и от растений и от животных. Они выделены в особое царство.
- Давайте рассмотрим как устроен гриб.
5. Реализация построенного проекта.
- Откройте учебники.
- Рассмотрите строение гриба. Назовите его части.(работа в паре)
- Дети называют части гриба и прикрепляют карточки.
« Будет дождик, будут и грибки, а будут грибки, будет и кузовок»
- Лесовичок хочет узнать,какие грибы вам приходилось собирать?
« Не поклоняясь до земли, и грибка не подымешь»
- А как правильно собирать грибы?(срезать ножом)
- На территории нашего Горнозаводского района находится заповедник Басеги. В заповеднике растёт около двухсот видов грибов. Там они оберегаются и охраняются.(показ заповедника и книги)
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
- А на нашей полянке грибы подружились с деревьями и поселились под ними.
Ай да гриб богатырь
Вот ведь как раздался вширь
С белоснежной крепкой ножкой
Еле-еле влез в лукошко. (белый гриб)
Белый гриб называют царём грибов. (прикрепляем корону)
Боровик-это второе название гриба. Это самый лучший гриб наших лесов. Белыми их называют из-за цвета шляпки, потому что на срезе они не темнеют, мякоть их остаётся белой.
Этот гриб один из лучших,
Он с берёзкой неразлучный.
Поднялся на пёстрой ножке
Тоже просится в лукошко
Никаких сомнений нет
С ним вкусней любой обед! ( подберёзовик)
В народе этот гриб называется абабок. На ножке сидит круглая шляпка бурого цвета.
Подберёзовик растёт быстрее всех грибов, по 4-5см в сутки.
Под осинкой огоньком
Шляпка заалела
Полюбуемся грибком
И срываем смело
Украшает он собой грибников корзины
Вот подарок нам какой от простой осины. ( подосиновик)
Этот гриб встречается в тех местах, где растёт осина, за что и получил своё название.
- А почему гриб выбрал место именно под осиной?
Нас не зря зовут лисички
Мы лукавые систрички
Старой жёлтою листвой
Мы укрылись с головой. (лисички)
Название этих грибов схоже с названием лесного зверя. Они растут только компаниями.
Ах, какие мы заметные
Грибники для нас- гроза!
Шляпки наши разноцветные
Всем бросаются в глаза. ( сыроежки)
Сыроежки составляет почти половину массы всех грибов, встречаются в наших лесах.
- Почти все съедобные грибы содержит витамины. А чтобы не ошибиться в грибах, можно почитать книги.( показ)
Мальчик в учебнике тоже держит книгу. Он хочет нам что-то рассказать.
- « Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузов кладут»
- А почему не всякий кузов кладут? ( есть ещё и ядовитые грибы)
Ядовитые грибы очень похожи на съедобные. Их надо уметь отличать. Почти у всех ядовитых грибов есть юбочка. Самый ядовитый гриб- это бледная поганка. Если хоть немножко съешь этот гриб, который похож на боровик. Это сатанинский гриб. На срезе этого гриба мякоть краснеет. В нашей местности этот гриб не растёт.
Очень гриб хорош собой
Только нас не проведёшь
Потому что он по слухам,
Вреден всем, не только мухам! ( мухомор)
Эти грибы являются украшением леса. Они служат лекарствами для лосей. Люди научились делать из них лечебные препараты.
- Не надо собирать и старые грибы, в них тоже есть опасный для человека яд.
- Ребята, Лесовичок вас предупреждает, что в лес за грибами нужно ходить только с родителями и собирать только те грибы, которые вы знаете.
Физминутка:
Ваня шёл, шёл,шёл,
И грибок нашёл,
Раз грибок, два грибок, три грибок
Положил их в кузовок.
А смотрите Ваня корзинку на полянке оставил. Давайте проверим, какие Ваня грибы набрал?
Съедобные грибы с собой домой заберём, а что будем делать с несъедобными? Лесовичок предлагает оставить их в лесу животным.
- Смотрите, пока мы с вами грибы собирали, к нам птица прилетела, как её зовут? Как вы думайте, что ей надо на нашей полянке? (эта птица называется глухарь, она живёт в лесу и тоже питается грибами). А она нам что-то в клюве принесла, знак какой-то. Что он обозначает? (нельзя пинать грибы, даже несъедобные)
- А видел кто-то из вас в лесу наросты на деревьях?
- Лесовичок говорит, что это тоже грибы. Называются они трутовики. Они могут съесть дерево, питаясь его соком, дерево засыхает. (показ)
- А ещё есть гриб, который называется чага. Он тоже паразит, но ещё является и лекарственным.
7. Включение в систему знаний и повторение.
- Что-то уже вечереет. Нам пора возвращаться домой. Лесовичок согласился нас проводить, но хочет проверить, что вы узнали сегодня о грибах. Он хочет загадать вам загадки.
1. Самый ядовитый гриб?
2. Этими грибами лечатся лоси?
3. Какой гриб называют царём грибов?
4. Название этих грибов схоже с названием лесного зверя?
5. Какие птицы едят грибы?
6. Какой из грибов растёт быстрее всех?
7. Может ли гриб дерево съесть?
8. У этих грибов шляпки бывают и красными, и жёлтыми, и бурыми?
-Молодцы, ребята! Лесовичок очень рад за вас.
8. Рефлексия учебной деятельности.
- Какова была цель урока?
- Достигли мы её?
- Как это доказать?
- Как вы открывали новое знание?
- Оцените свою деятельность на уроке.
(с помощью весёлых и грустных смайликов)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру по теме "Грибы".
Урок-ознакомление с понятием грибы. Выделение признаков растений и животных.Выделение в самостоятельное царство.Примеры и классификация....
Конспект урока по окружающему миру "Царства природы. Грибы"
Конспект урока по окружающему миру "Царства природы. Грибы" во 2 классе...
Конспект урока по окружающему миру по теме: «Грибы» 2 класс
Урок составлен с учётом требований ФГОС начального общего образования, по технологии системно-деятельностного обучения и обеспечивает реализацию учебной программы по предметной линии учебников УМК "Пе...
Конспект урока по окружающему миру"В царстве грибов"
Урок с использованием технологии критического мышления...
Конспект урока по окружающему миру "В царстве грибов" 3 класс
Конспект урока по окружающему миру...
Конспект урока по окружающему миру "В царстве грибов"
На этом уроке ребята, познакомятся с царством грибов, узнают о многообразии грибов, их строении. А также познакомятся с правилами сбора грибов. На уроке используются разные формы организации: ра...