Деятельность учителя
1.Мотивация.
Если б только мы умели Понимать язык зверей, То услышали б, наверно, Что щебечет воробей.
- Давайте немного поиграем и вспомним, как человек может относиться к себе, к людям, к природе. (Каждый ряд должен подобрать слова , выражающие это отношение) - Как вы думаете, какое отношение к окружающему нас, мы в себе должны воспитывать? Как нужно относиться к природе?
2. Актуализация опорных знаний. -Озвучьте схему «Царства живой природы». Cл1
Царства живой природы
Бактерии Ратения
Грибы Животные
- А как вы думаете, всё ли о царствах живой природы мы знаем?
3.Сообщение темы урока - В мире живой природы оказывается есть ещё одно царство. -Отгадайте название царства, в которое мы сегодня отправимся. и н е б р о г - 5 7 4 2 6 1
- Сегодняшний урок - это урок приобретения новых знаний. Мы разделимся на 3 команды (по рядам) и совершим небольшое путешествие в лес.
3. Постановка цели и задач урока. - А что интересного может нас ждать в этом царстве? - Cегодня мы вспомним все, что нам известно о грибах, и узнаем о них много нового. -Я вижу, что вы вполне готовы к работе.
4 .Изучение нового материала. - Почему грибы - это живая природа?
-А к какому миру живой природы можно отнести грибы? У меня есть 3 варианта ответа Ваша задача – доказать истинность или ложность высказывания, используя уже имеющиеся у вас знания.
Вопрос | 1 команда | 2 команда | 3 команда | К какому миру живой природы можно отнести грибы? | Гриб-это животное. | Гриб-это что-то другое | Гриб-это растение |
В процессе обсуждения в группах учащиеся приходят к выводу, что грибы нужно отнести к растениям, т. к. они растут на земле. В данной ситуации возможно возникновение следующих вопросов: -Какие части растений вам известны? -Что можно сказать о грибах?
- В таком случае можно ли с уверенностью отнести грибы к миру растений? -А к миру животных?
-Так что же это такое - грибы? - Совершенно верно. Грибы - это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных. - Что бы вы хотели узнать об этих удивительных творениях природы?
5.- Как назвать то, что я держу в руках?(муляж гриба) - Вы в этом уверены? Так считают многие, потому что не знают, что сам гриб спрятан в почве. Сл2 -Можно ли уточнить наши предположения? А где мы можем оттискать такую информацию? -Откройте учебники на странице 23, прочитайте текст. Что нового вы узнали? (Ответы детей). Сл Рассмотрите рисунок на с. 25, что вы можете сказать о внешнем строении гриба? (Одна часть грибов находится над землей, другая - под землей.)
-Как их можно назвать? - Из чего состоит надземная часть? А подземная? -Что образуется в нижней части шляпки ?
-По ножке же к шляпке продвигаются питательные вещества, которые гриб берет из почвы. А как называются вместе ножка и шляпка? Сл3 - А теперь давайте посмотрим на подземную часть гриба. Из чего она состоит? На что похожа? - Какое бы вы ей дали название? (Ответы детей). - На самом деле подземная часть гриба называется “грибница”. Посмотрите на названия частей гриба и скажите: как, по-вашему, какая из них играет более важную роль в жизни гриба? Почему?
- Верно. Нити грибницы образуют сложную подземную паутину, а на ее сплетениях пробиваются вверх плодовые тела. -Все грибы, которые вы знаете имеют шляпку. Какое название вы бы им дали?,. Почему? Сл4 Давайте рассмотрим рисунки ядовитых грибов
6.Физминутка
7. Закрепление изученного. - А теперь я вас приглашаю на прогулку в лес. Сл 5 -Войдя в лес, мы пойдем по лесной тропинке, а по дороге сделаем несколько привалов. О чем бы в хотели напомнить друзьям?
- А какими грибами ещё можно отравиться? -Где мы можем найти ответ? - Прочитаем правило на стр27. - Если ядовитые грибы так опасны, может быть их лучше все выкопать, затоптать, удалить с лица Земли? Как вы думаете?Сл,6
- Ребята, смотрите «грибное царство» нам открывает свои двери. Сделаем первый привал и узнаем, как люди научились пользоваться грибами.
. На Руси была своя грибная столица – Судиславль недалеко от Москвы. С давних времен грибы считают продуктом питания, врачевания. Поэтому рассказ о грибах будет не совсем полным, если мы не узнаем, чем же полезны грибы для нашего здоровья?
-Теперь мы понимаем почему нельзя уничтожать незнакомые грибы? Давайте составим памятку грибнику, как правильно собирать грибы. Посоветуйтесь и предложите как это нужно делать. -А теперь сравните эту памятку с предложенной . Сл7
Памятка грибнику - Если сомневаетесь в съедобности гриба – лучше такой гриб не брать.
- Старые плодовые тела не брать, могут быть ядовитыми.
- Нельзя собирать возле дороги.
- Срезать ножом.
- Постоянно пополняй знания о грибах – тогда сомнений будет меньше.
8. Контроль усвоения. - Какое значение имеют грибы в природе? Cл8
-Итак, наше путешествие по грибному царству заканчивается. Но прежде, чем выйти из него, давайте проверим, все ли хорошо мы усвоили. Сейчас проведем письменный экспресс опрос. - Грибы – это растения.
- Главной частью гриба является плодовое тело.
- Шляпка и пенек образуют плодовое тело.
- Может ли гриб вырасти на дереве?
Животные едят несъедобные грибы. - Шампиньон - это ядовитый гриб.
- Бледная поганка - это съедобный гриб.
- Размножаются грибы спорами. (-,-,+,+,+,-,-,+) Сл 10
- Проверьте свою работу и на листочке определите своё место на пьедестале знаний. 9. Рефлексия. - Ребята, понравилось ли вам сегодняшнее путешествие .Что нового вы для себя открыли? - В чём вы затруднялись? -Оцените свою работу и определите своё место на пьедестале успеха. 10. Домашнее задание. - Наша лесная прогулка подходит к концу. Надеюсь, она не прошла для вас даром. Во время нее вы узнали много нового, а чтобы стать почти настоящими микологами, прочитайте дома материал по учебнику и нарисуйте гриб (плодовое тело и грибницу). Желающие могут собрать информацию о грибах и подготовить мини-доклад.
|
Деятельность учащихся
-Бережно, внимательно, быть чутким, уметь помогать слабым...
-Природа бывает живая и неживая. Живую природу учёные условно разделили на царства, о которых мы уже знаем. (Царство животных , растений.)
-Наверное, нет.
- Грибное.
- Почему это отдельное царство и кто живёт в нем? Какие грибы бывают?
-Грибы появляются (рождаются), растут, умирают .
- Корень, стебель, ветки, листья, плод.
- У грибов нет листьев, стебля, веток. Мы знаем, что растения сами создают нужные для своего роста вещества. Это органические вещества. А грибы так “не умеют”.
- Нет.
- Тоже нет.
- Наверное, это особенный мир природы: ни растения, ни животные.
-Как растут грибы и какую пользу, а может быть вред они приносят окружающим? Научиться распознавать грибы...
-Гриб.
- Да. Нам может помочь учебник.
Чтение текста.
Рассматривают строение гриба на слайде и уточняют названия.
-Надземная и подземная.
-Из ножки и шляпки.
- В шляпке созревают грибные споры, которые разносятся ветром, попадают на землю и прорастают, образуя новые грибы.
-Плодовое тело.
-Состоит из нитей, похожа на паутину.
-Грибница важнее, чем плодовое тело. Грибы растут группами, семейками, их можно собрать несколько в одном месте. Если повредить грибницу, то грибы не вырастут. Это как у растений.
- У них есть шляпки, значит они шляпочные.
-О правилах поведения в лесу. - Не все грибы можно собирать.
Внимательно рассмотрите рисунок в учебнике на стр27. Итак, готовы? Начнем. Бледная поганка – сыроежка, шампиньон; ложные опята – опята; желчный гриб – белый гриб, подберезовик; ложная лисичка – лисичка.
- В учебнике.
-Нельзя. Ими лечатся животные
Сообщения учеников.( работа в группах.)
I Учёные долгое время не могли решить, что это вообще такое грибы? Грибы не имеют зелёной окраски. Грибы не могут, как растения, создавать питательные вещества. К группам животных и растений они не подходят. В старину многие думали, что они появляются от росы, от ударов молнии, от гниения веществ. Грибы - удивительнейшие из живых существ, населяющих нашу планету. Существует 120 тысяч разновидностей грибов. В нашей стране произрастает 200 видов грибов. Грибники собирают 15 видов, а заядлые берут до 25.И в 19 веке их выделили в отдельное царство. Возникла наука о грибах микология. Сл 9 II. С глубокой древности эти дары природы привлекали людей своими вкусовыми качествами. Конечно, не обходилось и без отравления, но любовь к вкусным блюдам заставила научиться отличать съедобные грибы от ядовитых. Грибы содержат большое количество витаминов. С наступлением грибного сезона целые деревни уходили на сборы грибов, а затем огромный караван, груженный свежими, солеными, сушеными грибами направлялся в города III. Японские и американские учёные нашли в белых грибах вещества, противодействующие раку. Смертельную ядовитую поганку используют в малых дозах для лечения холеры. Издавна водную настойку мухоморов использовали для лечения ревматизма, и радикулита . IV. Грибом чагой лечат язву желудка и некоторые опухоли. Во время Великой Отечественной войны медсёстры собирали трутовики и заменяли им вату, когда им не хватало перевязочного материала.
Работают в парах. Выделяют несказанное.
-Служат кормом для животных . Кроме того, некоторые грибы являются лекарством для животных и человека).
Работают самостоятельно . Самооценка. |
УУД
Коммуникативные Личностные
Регулятивные
Коммуникативные
Регулятивные
Коммуникативные Регулятивные
Коммуникативные
Познавательные
Познавательные
Личностные
Познавательные
Познавательные
|