Конспект урока по окружающему миру "В царстве грибов"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
На этом уроке ребята, познакомятся с царством грибов, узнают о многообразии грибов, их строении. А также познакомятся с правилами сбора грибов. На уроке используются разные формы организации: работа в паре, индивидуальная работа, групповая.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru_v_tsarstve_gribov.docx | 26.27 КБ |
moya_prezentatsiya.pptx | 2.92 МБ |
pravila_sbora_gribov.docx | 10.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «В царстве грибов
Цели:
- формировать представления о многообразии грибов, выявить их характерные признаки, по которым определить принадлежность к конкретной группе;
- познакомить с особенностями строения гриба.
Универсальные учебные действия (УУД):
Личностные УУД мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения; оценивать свои и чужие поступки.
Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей); проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов.
Коммуникативные УУД: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Оборудование: мультимедийный проектор, муляжи грибов, карточки, тесты, памятки, лист самооценки, предметные картинки, корзинки, банка с грибами, печенье грибы, атлас – определитель, звукозапись «Голоса леса», таблетки, корочка с плесенью.
Ход урока
1. Организационный момент.
Звенит звонок. Ребята входят в класс, становятся возле доски.
Долгожданный дан звонок -
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На уроках, и в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
- А для того, чтобы у нас на уроке было хорошее настроение и доверительное отношение, давайте возьмемся за руки и друг другу передадим частичку тепла и доброты движение руки. Я передаю сигнал соседу справа, а он, как только его примет, передаст пожатие рукой соседу. И таким образом сигнал, пройдя по кругу через каждого из вас, снова дойдет до меня. Стали в круг. Приготовились. (Сигналы пожатия руки пошли от одного к другому).
- До меня сигнал дошел,
Начинаем разговор.
Дети садятся за парты.
2. Актуализация опорных знаний.
1 слайд (лес, музыка)
- Хочу пригласить вас сегодня в лес.
В добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес.
Если внимательны будете, дети,
Чудные тайны откроете эти.
- Ребята, а что же такое лес?
- Какое значение имеет лес в природе?
- А для нас (человека) какое значение имеет лес?
- Итак, мы отправляемся в лес на природу (фонограмма « Голоса птиц»).
- Кстати, почему я вам не предлагаю спеть песню или включить магнитофон, чтобы было веселее идти?
- Какие еще правила друзей природы вы знаете?
- А пока мы с вами весело шагам, давайте вспомним, что такое природа?
- Какая бывает природа?
2 слайд (живая и неживая)
- Чем отличается живая природа от неживой?
- А на какие два мира можно разделить живую природу?
3 слайд (растения и животные)
3. Формулирование темы, постановка цели
- Ребята, я вам предлагаю поиграть в игру « Кто внимательный ?» ( работа в парах)
- У вас на столах конверты, в которых находятся картинки. Распределите картинки на группы (растения, животные).
- В какую группу вы поместили шампиньон?
- Можно его отнести к миру растений? Почему?
- А какие части растений нам известны?
- Есть ли они у грибов?
- Можем ли мы с уверенностью отнести грибы к миру растений?
- А к миру животных?
- Значит, какая у нас сегодня будет задача на уроке? (Познакомиться с грибами, узнать о них побольше и разместить картинку в нужную группу).
Какова же тема урока?
4 слайд (В царстве грибов)
- Если это царство грибов и нам нужно много узнать о них, то для этого давайте представим, что мы с вами грибочки в лесу. ( В корзиночках лежат шапочки грибочков, дети надевают их).
4. Изучение нового материала
- Ребята, существует даже целая наука, которая занимается изучением грибов. Она называется «микология».
5 слайд (микология: « микос» - гриб, «логос» - наука).
- Как можно перевести «микология» с латыни?
- Я вам предлагаю план изучения темы урока, у вас на парте лежит таблица с этим планом. Давайте посмотрим, с чего необходимо начать.
План
1. Строение гриба
2. Как питается гриб. Особенности питания грибов.
3. Значение грибов в природе.
4. Какие бывают грибы.
- Итак, рассмотрим строение гриба. Для этого поработаем в парах. У вас на парте лежит картинка, на которой изображен гриб. Подпишите части гриба, которые вы знаете.
- Какие части гриба подписали?
- Шляпка и ножка находятся над землей. Поэтому называют надземная часть. А еще есть подземная часть. Что же это? Давайте обратимся к учебнику на с. 112.
- На что похожа грибница? Действительно, она состоит из тонких бесцветных ниточек, раскинувшихся под землей на десятки метров.
- Посмотрите на название частей гриба и скажите: как по – вашему, какая часть из них играет более важную роль в жизни гриба? Почему?
Грибы всегда живут по соседству с деревьями. Но однажды деревья обвинили грибы в грабеже. " - Вы воруете у нас питательные вещества. Срастаетесь с нашими корнями и живёте за наш счёт. Мы уходим от вас. "Грибы ответили: "Не уходите, мы же наводим порядок, разрушаем остатки растений и животных, образуем перегной. Но как, ни старались упросить их грибы, ничего не помогло. Все деревья ушли подальше от царства грибов. Прошло время - грибов становилось всё меньше и меньше - им действительно не хватало пищи, взять они её могли только у деревьев. Но и деревьям было не сладко. Они стали хуже расти, чахнуть, а ещё каждый год засыпала их осенняя листва и горы листьев добрались до макушек деревьев. Деревья никак не могли понять, почему их самочувствие ухудшается, и почему не исчезают опавшие листья с земли, а заваливают их до самой макушки. Поняли деревья, что совершили ошибку и попросили прощение у грибов. Грибы их простили, и всё стало по-прежнему. Грибы стали, лучше расти, ведь теперь им хватало питания, и деревья стали, быстрее расти и засохшие листья куда- то исчезли. Но секрета своей важности для деревьев грибы так и не открыли. А деревья до сих пор мучаются в догадках, почему же им стало так плохо без грибов.
- Прочитайте второй пункт плана. Так как же питается гриб?
- А сейчас обратите внимание на рисунок 2 на с. 112. Предположите, что здесь изображено?
- Посмотрите на доску.
6 слайд (дубовик, подберезовик, подосиновик)
- О чем говорят названия этих грибов?
- Почему так происходит? (Дети предполагают свои версии)
Проверьте себя по тексту учебника. Прочитайте еще раз второй пункт изучения темы. Можете ответить на вопрос?
- Что – то приуныли грибочки. Вот закапал дождик, тянутся, растут грибочки (дети встают из - за парт).
Физкультминутка ( под запись «Голоса леса»)
Вот мы в лес пришли, (маршируют)
Белый гриб нашли, (руки на поясе, показать важность гриба)
Выросли маслята - (присели и слегка привстали)
Дружные ребята.
А опята - плясуны (выставление пятки, размах руками)
На поляне пляшут.
Шапочками машут, (машут правой рукой)
Раз грибок, еще грибок (наклоны вперед)
Положили в кузовок. (кладут в корзину)
5 Продолжение изучения материала
- Отдохнули? Хорошо. Сели ребята.
- Прочитайте следующий пункт плана.
- А для этого мы с вами отправимся на «тихую охоту». Кто знает, что означает «тихая охота»? (Это собирание грибов. Так назвал Сергей Аксаков – писатель и знаток русской природы) – вывешивается портрет.
- Грибы – это настоящее чудо. На нашей планете растет около 100 тысяч видов грибов. Есть даже такие грибы, которые занесены в Красную книгу, они нуждаются в особой охране.
7 слайд ( грибы из Красной книги)
- К вам на урок я пришла не с пустыми руками. Я пришла с грибами (банка с маринованными грибами).
- Как вы думаете, где и когда я их собирала?
- Все ли грибы можно использовать в пищу? Значит, грибы делятся на съедобные и несъедобные. Как иначе называются несъедобные, подберите синоним (ядовитые)
Работа с атласом – определителем в тетради на с. 67
- Прежде, чем нам отправиться за грибами, давайте проверим себя при помощи теста, правильно ли мы собираем грибы? Возьмите тест. Вы должны в группе обсудить утверждения. Если вы с ним согласны, то слева в пустой клетке поставьте «+», если нет – то ставьте « - ».
Работа в группах по тесту (запись «Голоса леса»).
- Выполнили? Молодцы. А теперь проверьте свою работу по ключу.
( На доске вывешивается ключ к тесту. Проверка работы группы).
- Поднимите руки те, кто задание выполнил правильно? Молодцы! Если вы допустили ошибку, исправьте ее и еще раз дома повторите правила сбора грибов в учебнике. Значит, нам с вами есть еще чему учится.
Игра «Съедобное – несъедобное» (Работа с муляжами).
- А сейчас я предлагаю вам поиграть в игу «Съедобное – несъедобное». Для этой игры вам понадобятся ваши знания. Каждая группа набирает съедобные грибы (муляжи).
- Какие же вы оставили грибы. Назовите их еще раз. Это опасные грибы, с ними надо быть осторожными.
- Как же поступить с теми грибами, которые могут навредить нашему здоровью? Не лучше ли их растоптать, посшибать палками, уничтожить?
- Ну, а если все же случилась беда. Вы отравились грибами.
8 слайд (первые признаки отравления: тошнота, рвота, боли в животе проявляются через 2 – 4 часа после употребления грибов).
Звонит мобильный телефон.
- Ой, ребята, извините, пожалуйста.
- Алло, доктор Пилюлькин?
- Как Вы вовремя позвонили. А мы с ребятами на лесной поляне говорим об отравлениях грибами. Не смогли бы Вы подъехать к нам, ведь лучше врача нам никто об этом не расскажет.
- Спасибо большое, доктор Пилюлькин! До встречи!
Входит доктор Пилюлькин
- Здравствуйте, ребята! Итак, вас интересует первая помощь при отравлениях грибами?! Тогда слушайте внимательно и запоминайте:
1) При всяком грибном отравлении, даже легком, необходимо немедленно вызвать скорую помощь по телефону… 03
2) До прибытия врача оказать пострадавшему первую помощь:
а) нужно давать пить маленькими глотками соленую воду в большом количестве до появления рвоты;
б) дать холодный чай или кофе;
в) уложить в постель на живот, положить грелку в ноги.
3) Остатки грибов, вызвавших отравление, сохранить до прихода врача для исследования в лаборатории.
- И вообще! (грозит пальцем) Детям до 10 лет есть грибы не рекомендуется. Запомнили?!
- Ну, мне пора! Рад был вам помочь! До свидания, ребята!
Доктор Пилюлькин уходит.
- Ребята, посмотрите доктор Пилюлькин что – то забыл. Что это? (таблетки). Вы слышали такое слово «антибиотики», «пенициллин»?
9 слайд (антибиотики, пенициллин).
Демонстрирую хлеб с плесенью.
- Оказывается, плесень – это тоже грибы, только очень маленькие. И из них делают лекарства, которыми мы лечимся. И таких грибков – карликов много. Например, с помощью дрожжевых грибков делают тесто для хлеба и ароматных булочек, благодаря кефирному грибку, молоко превращается во вкусный кефир.
6 Рефлексия
- Наше путешествие в царство грибов подходит к концу. Я очень довольна вашей работой на уроке. Прощаясь с вами, я хотела бы раздать памятки о съедобных и несъедобных грибах. Внимательно изучите их, познакомьте с ними своих родителей, родственников. И всегда помните, что грибы могут быть не только вкусными, но и опасными для здоровья.
- Оцените свою работу на уроке ( лист самооценки)
Поработали на «5»,
А теперь всем отдыхать!
- Встаньте, пожалуйста, поднимите свои ладошки. Мысленно положите на правую ладошку знания, с которыми пришли на урок, а на левую те, которые открыли на уроке. Объедините их. Давайте похлопаем друг другу. Молодцы! Вы замечательно поработали. Посмотрите, ваш лесной трофей превратился в настоящую корзину съедобных грибов, которыми я вас угощаю. ( Детей угощаю съедобными грибами – печеньем).
- Спасибо за урок!
10 слайд – домашнее задание
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
С.112-117 , Р.Т с.66-68 , Сообщение о грибах.
Предварительный просмотр:
Правила сбора грибов
1 Когда ищешь грибы, не разрывай и не раскидывай в стороны листву, мох. Грибница, оказавшись под лучами солнца, может высохнуть и погибнуть.
2 Чтобы не повредить грибницу, лучше всего срезать грибы ножом.
3 Когда срежешь гриб, попробуй его на вкус.
4 Лучше собирай старые перезрелые грибы.
5 Не знаешь гриб – не бери его!
6 Собирай грибы возле дорог и промышленных предприятий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Окружающий мир 3 класс конспект урока с презентацией "В царстве грибов"
Урок объяснения нового материала 3 класс УМК "Школа России" А. Плешаков "В царстве грибов"....
Конспект урока по окружающему миру "Царства природы. Грибы"
Конспект урока по окружающему миру "Царства природы. Грибы" во 2 классе...
Конспект урока по окружающему миру "Царство грибов"
Данный материал содержит конспект урока 2 класса по теме "Царство грибов", где формируются универсальные учебные действия по УМК СОР Занкова Л.В. К данному уроку есть приложение с индивидуальным...
Конспект урока по окружающему миру "Царство грибов"
Конспект урока по окружающему миру "Царство грибов" для учащихся 3 класса с ЗПР...
Тема урока по окружающему миру"Царство Грибы"
Открытый урок по теме "Царство Грибы" .Грибы принимают активное участие в круговороте веществ, повышают плодородие почвы . Многие животные используют в качестве корма, но некоторые грибы мог...
Конспект урока по окружающему миру "Царство грибов" 3 класс
Конспект урока по окружающему миру "Царство грибов"...
Вводный анализ урока по окружающему миру: " Царство грибов", 3 класс
Вводный анализ...