Конспект урока по окружающему миру "В царстве грибов"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Предмет: Окружающий мир
Класс: 3
Тема урока: В царстве грибов
Цель: создание условий для формирования у учащихся представлений о грибах как особом царстве живой природы
развитие умений
- различать съедобные и несъедобные грибы.
- воспитывать бережное отношение к природе в целом и к царству грибов в частности;
- способствовать воспитанию правильного поведения в природе.
УУД на уроке:
Познавательные:
-находить информацию в тексте;
- представлять информацию, используя ИКТ;
-сравнивать факты
- анализировать и обобщать
-устанавливать причину и ее следствие;
-осуществлять синтез, как составление целого из частей.
Регулятивные:
-определить цель (проблему)
-принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в -сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления.
Коммуникативные:
-выражать свои мысли и действия;
-создавать устные и письменные тексты;
- работать в паре.
работать в группе.
Предметные:
-уметь работать с учебником.
Личностные:
- оценивать ситуацию
Ход урока
Орг.момент:
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
Торопись скорее в класс,
Интересно здесь у нас!
- Мы начинаем урок окружающего мира. И я хочу, чтобы каждый из Вас в конце урока мог сказать:
«Сегодня я искал, творил,
И знанье новое открыл.
И то, что мне пришлось узнать,
Могу теперь всем рассказать»
I. Актуализация знаний.
-А вспомните, пожалуйста, что такое природа?
-Какая бывает природа? (живая и неживая)
-Что мы относим к живой природе? (животные, растения, грибы, микроорганизмы…)
-А что мы отнесем к неживой природе? (Вода, воздух, Солнце, …)
Назовите признаки жизни. (Питание, движение, дыхание, рост, и развитие, смерть).
-Давайте поиграем в игру «Живое –неживое».Я буду показывать картинки, если на ней изображена живая природа- вы хлопаете в ладоши, а если неживая –сидите тихо.
-Молодцы, а сейчас мы продолжим разговор о живой природе.
-Назовите известные нам уже царства. (царства растений и царство животных)
(дополняем схему на презентации)
-Представьте, что мы с вами оказались в лесу.
- Ребята, а что такое лес?
- Совершенно верно, это природное сообщество, где растут не только деревья и кустарники, но и травянистые растения, живут разнообразные животные.
- Какое значение имеет лес в природе?
- А для человека какое значение имеет лес?
II. Самоопределение к деятельности.
- Сегодня мы познакомимся с удивительным видом, который не относится ни к растениям, ни к животным. А какой это вид вы узнаете отгадав загадку.
Я под шапкою цветной на ноге стою одной,
У меня свои повадки, я всегда играю в прятки.
-Что это? (Это гриб)
-Назовите тему нашего урока.
(Тема нашего урока - грибы.)
- Как вы думаете, важна ли эта тема, может ли она пригодиться в жизни и в каких ситуациях? (Если заблудился в лесу и голоден, можно найти съедобные грибы, сварить их или пожарить. Знать грибы нужно для того, чтобы не отравиться несъедобными грибами.))
- Сформулируйте цели нашего урока. (Познакомиться с видами грибов, научиться различать грибы, узнаем о строении грибов, их разнообразии, значении в природе и жизни людей. Будем учится различать съедобные и несъедобные грибы, правильно собирать грибы.)
III. Работа по теме урока.
1. Просмотр презентации
1-2 сл.
Учёные долгое время не могли решить, что это вообще такое грибы? К группам животных и растений они не подходят. В старину многие думали, что они появляются от росы, от ударов молнии, от гниения веществ. Их выделили в отдельное царство.
Грибы – удивительнейшие из живых существ, населяющих нашу планету. Существует 120 тысяч разновидностей грибов. При этом для человека важны примерно 500 видов: более 300 опасны, а остальные используются в различных целях.
Грибы имеют большое значение для человека. Почти 150 представителей этого царства употребляются людьми в пищу. Грибы содержат витамины , белки и полезные вещества.
Многие грибы «дружат» с определенными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними. Так, белый гриб мы чаще находим в ельниках, сосновых борах, в дубовых и березовых лесах. Рыжики – под соснами и елями. Подосиновики – под осиной. Такая «дружба» выгодна и грибу, и дереву. Грибница гриба оплетает корни деревьев и получает от них готовый сахар. Гриб же отдает дереву питательные вещества, которые он берет из почвы.
Грибы быстро заселяют пни, оставшиеся после вырубки. Эти грибы - санитары леса. Они перерабатывают мертвую древесину и очищают лес.
3 сл. Отличие грибов от растений.
Подумай: бывают ли грибы зеленого цвета? Нет, не бывают. Встречаются сыроежки зеленоватого оттенка, но про них не скажешь «зеленые». Грибы не имеют зеленой окраски – это первое отличие грибов от растений. Второе отличие: грибы не могут, как растения, создавать питательные вещества. Они, как животные, поглощают готовые питательные вещества.
4 сл. Какие бывают грибы?
Шляпочные, трубчатые, пластинчатые.
Шляпочные грибы имеют шляпку, их еще называют трубчатыми, потому что споры, с помощью которых они размножаются, находятся внутри мелких трубочек. У пластинчатых грибов на нижней стороне шляпки находятся пластинки, на которых образуются споры.
- Сейчас вы прочитаете первые два обзаца учебника на с.112. Вам нужно прочитать внимательно, чтобы ответить на следующие вопросы.
-Сколько видов грибов известно ученым? (100 тысяч)
- Из каких частей состоит гриб? ( Из шляпки, ножки, грибницы).
-Что такое грибница? (Подземная часть гриба).
-Для чего она служит? (Она всасывает из почвы воду с растворенными в ней питательными веществами.)
- Почему многие грибы тесно связаны с деревьями? ( Нити грибницы помогают корням деревьев всасывать из почвы воду и соли, а от растений получают питательные вещества.)
- Для чего грибы нужны лесу? (Грибами питаются многие лесные жители)
Чтение текста в учебнике на с. 112-113.
18 сл. Строение гриба.
- Из каких частей состоит гриб? ( Из шляпки, ножки, грибницы).
-Что такое грибница? (Подземная часть гриба).
-Для чего она служит? (Она всасывает из почвы воду с растворенными в ней питательными веществами.)
- Почему многие грибы тесно связаны с деревьями? ( Нити грибницы помогают корням деревьев всасывать из почвы воду и соли, а от растений получают питательные вещества.)
5-18 сл. Какие бывают грибы. Съедобные и несъедобные грибы. (Рассказ родителей).
- На какие группы можно разделить грибы? ( На съедобные и несъедобные).
-Назовите съедобные грибы.
-Назовите несъедобные грибы.
Как различить съедобные и несъедобные грибы?
Игра «Узнай гриб»
-Ребята, для чего нужна нам Красная книга?
-Правильно, грибы тоже оказались на страницах этой книги. Давайте посмотрим их.
сл. Грибы из Красной книги.
19 сл. Как размножаются грибы.
20 сл. Как собирать грибы.
Правила сбора грибов. (Работа в парах)
- Не бери неизвестные тебе грибы, не употребляй их в пищу и не пробуй на вкус в сыром виде.
- Если гриб тебе незнаком, спроси у взрослых, у более опытных грибников.
- Гриб надо срезать ножом.
- Придя домой, еще раз пересмотри все грибы: может, в лесу ты что-то не заметил.
-Не собирай и не ешь перезрелые, червивые, испорченные грибы. В них может быть опасный для человека яд.
- Нельзя собирать возле шоссейных дорог и промышленных предприятий, в городских скверах. В этих грибах накапливаются вредные вещества, которые выбрасывают в окружающую среду автомобили и предприятия.
- Если сомневаешься, съедобен ли этот гриб, - лучше его не брать.
-Сейчас я приглашаю Елену Ивановну, которая расскажет Вам о некоторых видах грибов.
Сообщение
Есть еще один плесневый гриб, это гриб – пеницилл. Его открыл доктор Алексей Герасимович Полотебнов в 70 годы прошлого столетия.
Этот гриб разводят специально, чтобы получить из него лекарство пенициллин. Пенициллин широко применяют при воспалении легких, ангине и других заболеваниях.
К плесневым грибам относят дрожжи. Дрожжи – это микроскопические грибы, с давних пор применяемые человеком. Живут они в жидкости богатой сахаром. Дрожжи добавляют в тесто, они делают его легким и пористым. Еще есть дрожжи, которые добавляют в молочные продукты, например сыр.
Березовый гриб (чага) растет на стволах берез и достигает крупных размеров. Это твердые наросты черного цвета. Внутренняя часть коричневая. Гриб проникает внутрь стволов и разрушает древесину, вызывает гниение. В народной медицине применяют настои из плодов тел как внутреннее средство при тяжелых желудочно – кишечных заболеваниях.
Чайный гриб. Считают, что чайный гриб был завезен в Россию из Японии, Сохраняется дома в банке с сахарным раствором с добавлением заварки. Гриб имеет вид толстой слизистой пленки грязно – белого цвета, напоминает медузу. Чайный гриб применяют при заболеваниях печени, желчного пузыря, при склерозе у пожилых людей, при простудных заболеваниях и ангине.
IV. Закрепление изученного материала.
Выполнение заданий в рабочей тетради.
№1 (с.54)
-Прочитай задание.
-Нарисуй схему строения гриба. Подпиши его части. Взаимопроверка.
№2. (с.55)
-Прочитай задание. Рассмотри рисунки. Назовите грибы, которые изображены.
-Почему они занесены в Красную книгу?
-Какие еще грибы занесены в Красную книгу?
№3 (с.55)
- Прочитайте задание. Запиши по три примера съедобных и несъедобных грибов. Проверка.
V. Рефлексия. Игра «Доскажи словечко»
-Сейчас я проверю хорошие ли вы грибники. Я загадываю загадки о грибах, вы отгадываете
Глубоко был спрятан он,
Раз, два, три – и вышел вон.
И стоит он на виду.
Белый, я тебя найду.
(Боровик.)
Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке.
Я в крепкой шапочке расту
Среди корней осиновых
Меня увидишь за версту,
Зовусь я...
(Подосиновик.)
Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке.
Не спорю – не белый,
Я братцы, по проще
Расту я обычно в березовой роще.
(Подберезовик.)
Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке.
Сорвал я красный гриб в лесу,
Любуюсь на его красу:
На белой он ножке,
На шляпке горошки.
(Мухомор.)
Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке.
У него невзрачный вид,
Воланчик на ножке
Его не украсит.
А называют бледной...
(Поганкой.)
VI.Подведение итогов.
-Что нового узнали на уроке?
-Из чего состоит гриб?
-Какие правила сбора грибов вы будите выполнять?
-Какой вывод мы с вами сделаем? Давайте проверим с выводом мудрой черепахи.
- Оцените свою работу.
-Мне очень приятно было работать сегодня с вами на уроке. Спасибо.
Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Окружающий мир 3 класс конспект урока с презентацией "В царстве грибов"
Урок объяснения нового материала 3 класс УМК "Школа России" А. Плешаков "В царстве грибов"....
Конспект урока по окружающему миру "Царства природы. Грибы"
Конспект урока по окружающему миру "Царства природы. Грибы" во 2 классе...
Конспект урока по окружающему миру "Царство грибов"
Данный материал содержит конспект урока 2 класса по теме "Царство грибов", где формируются универсальные учебные действия по УМК СОР Занкова Л.В. К данному уроку есть приложение с индивидуальным...
Конспект урока по окружающему миру "Царство грибов"
Конспект урока по окружающему миру "Царство грибов" для учащихся 3 класса с ЗПР...
Тема урока по окружающему миру"Царство Грибы"
Открытый урок по теме "Царство Грибы" .Грибы принимают активное участие в круговороте веществ, повышают плодородие почвы . Многие животные используют в качестве корма, но некоторые грибы мог...
Конспект урока по окружающему миру "Царство грибов" 3 класс
Конспект урока по окружающему миру "Царство грибов"...
Вводный анализ урока по окружающему миру: " Царство грибов", 3 класс
Вводный анализ...