Конспект урока по окружающему миру по теме "Грибы".
план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) на тему

Урок-ознакомление с понятием грибы. Выделение признаков растений и животных.Выделение в самостоятельное царство.Примеры и классификация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon praktika_no4_urok_griby.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Грибы

Цель урока: сформировать у школьников представление о грибах как  особом царстве живой природы.

Задачи:

  1. Обобщить признаки растений и животных, сформулировать признаки грибов как отдельного царства природы, их значение в природе и жизни человека.
  2. Развивать внимание, память, мыслительные операции (анализ, синтез).
  3. Воспитывать бережное отношение к объектам окружающего мира, осознание ценности всех живых существ в природе

Оборудование: учебник , мультимедийный проектор

                           Раздаточный материал;

                           презентация «Грибы»;

Тип урока: «открытие» новых знаний.

Методы работы: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, словесные, наглядные, приемы ТКРМ (ИНСЕРТ, СИНКВЕЙН, КЛАСТЕР)

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование:  компьютер, мультимедийная презентация, раздаточный материал.

  1. Организационный момент.

Чтоб природе другом стать, тайны все её узнать, Слайд 1

 Все загадки разгадать, вы учитесь наблюдать.

 Будем вместе развивать в себе внимательность.

 А поможет всё узнать наша любознательность.

-Все ли готовы к уроку? Садитесь. Начинаем урок окружающего мира.

2. Вызов.

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг.

Небо светло- голубое    Слайд 2

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,  Слайд 3

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва, Слайд 4

Птицы, звери и леса,

Гром ,туманы и роса,

Человек и время года-

Это всё вокруг…     ( природа) Слайд 5

- Что такое природа?

- Посмотрите на экран. Что вы видите?  Слайд 6

( Это кластер, но грозди пустые).

- Используя ваши знания нужно заполнить грозди кластера.

- Какая бывает природа?

- Назовите признаки живой природы. Слайд 7

На доске появляется схема:

                                  ПРИРОДА

         ЖИВАЯ                                   НЕЖИВАЯ

- Ученые-биологи делят все живое на большие группы – царства. Какие это царства?

На доске учитель дополняет схему

                                  ПРИРОДА

         ЖИВАЯ                                   НЕЖИВАЯ

РАСТЕНИЯ      ЖИВОТНЫЕ

- Для того, чтобы узнать о каком царстве сегодня будем говорить на уроке, отгадайте загадку, попробуйте догадаться о чем идет речь?

Землю пробуравил,

Корешок оставил.

Сам на свет явился,

Шапочкой прикрылся.

                             (гриб)

-Правильно, ребята, а как вы догадались?

(У гриба есть шляпка. Он растёт из земли.)

Давайте вернёмся к нашей схеме. К какой природе отнесём?

( К живой природе )

Обратимся ко второй схеме. К какому царству живой природы относятся грибы?

(К царству растений, так как они растут на земле.)

- Эти живые существа любители поиграть в игру под названием «Угадай, кто я?». Дело даже не в том, что они разнообразны, что среди них много очень похожих друг на друга и что по этим причинам частенько трудно бывает определить, что ты нашёл. Главное в том, что ученые несколько веков не могли решить, что это вообще такое. Сначала они были отнесены к растениям, потом к животным, а вот почему возник этот вопрос мы должны с вами ответить в конце урока. Подскажу вам одно - наконец в 19 веке «Грибы» выделили их в отдельное царство.

- Какое это царство? (Царство Грибов)

- Значит, тема нашего урока «В царстве грибов». Слайд 8

- На какой вопрос мы будем искать ответ на уроке сегодня?

(Почему грибы выделили в отдельное царство?)

- Чтобы ответить на этот, давайте вспомним, что мы ЗНАЕМ о грибах? Слайд 9

-А что же  нужно узнать о грибах, чтобы ответить на вопрос?

- Вспомните, что мы узнали о растениях и животных на прошлых уроках?

3. Осмысление.

- Перед вами лежат карточки с планом предыдущих исследованиий. Слайд 10

План исследования

  1. Внешний вид, типичные для представителей царства части тела.
  2. Могут ли передвигаться самостоятельно?
  3. Какие условия нужны для роста и развития?
  4. Могут ли самостоятельно вырабатывать питательные вещества?
  5. Чем питаются?

По этому плану мы исследовали с вами признаки растений и животных. Сегодня по этому плану мы исследуем признаки грибов.

-Рассмотрите рисунок. Что вы можете сказать о внешнем строении гриба? Слайд 13

( Одна часть гриба находится над землёй, другая – под землёй.)

- Из чего состоит надземная часть? Слайд 11

( Из ножки и шляпки.)

- По ножке к шляпке продвигаются питательные вещества, которые гриб берёт из почвы. Ножка и шляпка – это плодовое тело. Такие грибы называются Шляпочные.

-Из чего состоит подземная часть?

( Из множества корешков, похожих на паутину.)

-Какое бы вы ей дали название?

( Паутинка, ажурная косынка.)

-Подземная часть гриба называется «грибница».

-Нити грибницы создают сложную подземную паутину, а на её сплетениях пробивается вверх новое плодовое тело.

- Почему же грибы часто растут группами?

( У них одна грибница.)

Вот грибница – это и есть сам гриб, а мы собираем его плодовое тело.

Физминутка : игра «Съедобный, несъедобный»

Если гриб съедобный, приседаем, если несъедобный хлопаем. Слайд 12,13

- И на какой вопрос нам осталось ответить? Чем питаются? Откуда берут питательные вещества?

Чтобы ответить на эти вопросы, мы откроем учебники на с.118. читаем и отмечаем карандашом то, что мы знаем, новое, с чем не согласны и хотим узнать подробно. (инсерт ) Слайд 14 

- Прочитайте то, что узнали новое. Слайд 15-16

- Чем же питаются грибы?

( Всасывают из почвы воду с минеральными солями, как растения. Поглощают питательные вещества из мертвых останков растений и животных, как животные.) 

- Однажды так случилось, что деревья обиделись на грибы и ушли от них. Через некоторое время деревья стали высыхать и грибов становилось все меньше и меньше. Что же случилось? Слайд 17-18

-Что же получают грибы от деревьев? Слайд 19

( Питательные вещества).

- А что получают деревья от грибов? Прочитайте. Такой взаимообмен в природе называется симбиоз.

Итак, теперь мы можем ответить на вопрос, который поставили в начале урока. Какой был вопрос? Почему грибы выделили в отдельное царство?

(У них есть признаки и растений и животных). Слайд 20

- мы с вами на уроке узнали все про грибы, а кто знает, как их собирать в природе?

- Как же поступить с теми грибами, которые могут навредить нашему здоровью? Не лучше ли растоптать, посшибать палками, уничтожить?

- А кто убирает в лесу все засохшие листья под деревьями? Ведь каждую весну, когда вы приходите в лес, вы не видите там сухих листьев. Кто же там наводит порядок?

+ Это грибница съедает лесной мусор. Прочитайте, что об этом говорится в учебнике.

- А сейчас я вам кое-что покажу. Что это?

+ Плесень.

- Если посмотреть под микроскопом, видно, что плесень имеет такое же строение как и шляпочный гриб. Этот вид грибов называется «плесневые».

5. Домашнее задание:

Подготовить эссе на темы:

А вы знаете, почему белые грибы называют белыми?

А вы знаете, какая польза, и какой вред от плесневых грибов?

Грибы, которые занесены в Красную книгу.

  1. Рефлексия.    

Кто сможет завершить схему на доске с учетом знаний, полученный на сегодняшнем уроке?

                                      ПРИРОДА

         ЖИВАЯ                                   НЕЖИВАЯ

РАСТЕНИЯ      ЖИВОТНЫЕ           ГРИБЫ      

                                         ШЛЯПОЧНЫЕ  ПЛЕСНЕВЫЕ 

Дальше на доске появляется надпись: микология, микос – гриб, логос – наука.

- Как можно перевести слово «микология» с латыни? (Наука о грибах.)

(Дети записывают определение слова «микология» в тетрадь: «Микология – наука о грибах.»)

А теперь зарисуйте гриб и отметьте основные части. Какие? (плодовое тело и грибницу).

Синквейн Слайд 21

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.

Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"...