Конспект урока по окружающему миру по теме "Грибы".
план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) на тему
Урок-ознакомление с понятием грибы. Выделение признаков растений и животных.Выделение в самостоятельное царство.Примеры и классификация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktika_no4_urok_griby.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Грибы
Цель урока: сформировать у школьников представление о грибах как особом царстве живой природы.
Задачи:
- Обобщить признаки растений и животных, сформулировать признаки грибов как отдельного царства природы, их значение в природе и жизни человека.
- Развивать внимание, память, мыслительные операции (анализ, синтез).
- Воспитывать бережное отношение к объектам окружающего мира, осознание ценности всех живых существ в природе
Оборудование: учебник , мультимедийный проектор
Раздаточный материал;
презентация «Грибы»;
Тип урока: «открытие» новых знаний.
Методы работы: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, словесные, наглядные, приемы ТКРМ (ИНСЕРТ, СИНКВЕЙН, КЛАСТЕР)
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация, раздаточный материал.
- Организационный момент.
Чтоб природе другом стать, тайны все её узнать, Слайд 1
Все загадки разгадать, вы учитесь наблюдать.
Будем вместе развивать в себе внимательность.
А поможет всё узнать наша любознательность.
-Все ли готовы к уроку? Садитесь. Начинаем урок окружающего мира.
2. Вызов.
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг.
Небо светло- голубое Слайд 2
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет, Слайд 3
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва, Слайд 4
Птицы, звери и леса,
Гром ,туманы и роса,
Человек и время года-
Это всё вокруг… ( природа) Слайд 5
- Что такое природа?
- Посмотрите на экран. Что вы видите? Слайд 6
( Это кластер, но грозди пустые).
- Используя ваши знания нужно заполнить грозди кластера.
- Какая бывает природа?
- Назовите признаки живой природы. Слайд 7
На доске появляется схема:
ПРИРОДА
ЖИВАЯ НЕЖИВАЯ
- Ученые-биологи делят все живое на большие группы – царства. Какие это царства?
На доске учитель дополняет схему
ПРИРОДА
ЖИВАЯ НЕЖИВАЯ
РАСТЕНИЯ ЖИВОТНЫЕ
- Для того, чтобы узнать о каком царстве сегодня будем говорить на уроке, отгадайте загадку, попробуйте догадаться о чем идет речь?
Землю пробуравил,
Корешок оставил.
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся.
(гриб)
-Правильно, ребята, а как вы догадались?
(У гриба есть шляпка. Он растёт из земли.)
Давайте вернёмся к нашей схеме. К какой природе отнесём?
( К живой природе )
Обратимся ко второй схеме. К какому царству живой природы относятся грибы?
(К царству растений, так как они растут на земле.)
- Эти живые существа любители поиграть в игру под названием «Угадай, кто я?». Дело даже не в том, что они разнообразны, что среди них много очень похожих друг на друга и что по этим причинам частенько трудно бывает определить, что ты нашёл. Главное в том, что ученые несколько веков не могли решить, что это вообще такое. Сначала они были отнесены к растениям, потом к животным, а вот почему возник этот вопрос мы должны с вами ответить в конце урока. Подскажу вам одно - наконец в 19 веке «Грибы» выделили их в отдельное царство.
- Какое это царство? (Царство Грибов)
- Значит, тема нашего урока «В царстве грибов». Слайд 8
- На какой вопрос мы будем искать ответ на уроке сегодня?
(Почему грибы выделили в отдельное царство?)
- Чтобы ответить на этот, давайте вспомним, что мы ЗНАЕМ о грибах? Слайд 9
-А что же нужно узнать о грибах, чтобы ответить на вопрос?
- Вспомните, что мы узнали о растениях и животных на прошлых уроках?
3. Осмысление.
- Перед вами лежат карточки с планом предыдущих исследованиий. Слайд 10
План исследования
- Внешний вид, типичные для представителей царства части тела.
- Могут ли передвигаться самостоятельно?
- Какие условия нужны для роста и развития?
- Могут ли самостоятельно вырабатывать питательные вещества?
- Чем питаются?
По этому плану мы исследовали с вами признаки растений и животных. Сегодня по этому плану мы исследуем признаки грибов.
-Рассмотрите рисунок. Что вы можете сказать о внешнем строении гриба? Слайд 13
( Одна часть гриба находится над землёй, другая – под землёй.)
- Из чего состоит надземная часть? Слайд 11
( Из ножки и шляпки.)
- По ножке к шляпке продвигаются питательные вещества, которые гриб берёт из почвы. Ножка и шляпка – это плодовое тело. Такие грибы называются Шляпочные.
-Из чего состоит подземная часть?
( Из множества корешков, похожих на паутину.)
-Какое бы вы ей дали название?
( Паутинка, ажурная косынка.)
-Подземная часть гриба называется «грибница».
-Нити грибницы создают сложную подземную паутину, а на её сплетениях пробивается вверх новое плодовое тело.
- Почему же грибы часто растут группами?
( У них одна грибница.)
Вот грибница – это и есть сам гриб, а мы собираем его плодовое тело.
Физминутка : игра «Съедобный, несъедобный»
Если гриб съедобный, приседаем, если несъедобный хлопаем. Слайд 12,13
- И на какой вопрос нам осталось ответить? Чем питаются? Откуда берут питательные вещества?
Чтобы ответить на эти вопросы, мы откроем учебники на с.118. читаем и отмечаем карандашом то, что мы знаем, новое, с чем не согласны и хотим узнать подробно. (инсерт ) Слайд 14
- Прочитайте то, что узнали новое. Слайд 15-16
- Чем же питаются грибы?
( Всасывают из почвы воду с минеральными солями, как растения. Поглощают питательные вещества из мертвых останков растений и животных, как животные.)
- Однажды так случилось, что деревья обиделись на грибы и ушли от них. Через некоторое время деревья стали высыхать и грибов становилось все меньше и меньше. Что же случилось? Слайд 17-18
-Что же получают грибы от деревьев? Слайд 19
( Питательные вещества).
- А что получают деревья от грибов? Прочитайте. Такой взаимообмен в природе называется симбиоз.
Итак, теперь мы можем ответить на вопрос, который поставили в начале урока. Какой был вопрос? Почему грибы выделили в отдельное царство?
(У них есть признаки и растений и животных). Слайд 20
- мы с вами на уроке узнали все про грибы, а кто знает, как их собирать в природе?
- Как же поступить с теми грибами, которые могут навредить нашему здоровью? Не лучше ли растоптать, посшибать палками, уничтожить?
- А кто убирает в лесу все засохшие листья под деревьями? Ведь каждую весну, когда вы приходите в лес, вы не видите там сухих листьев. Кто же там наводит порядок?
+ Это грибница съедает лесной мусор. Прочитайте, что об этом говорится в учебнике.
- А сейчас я вам кое-что покажу. Что это?
+ Плесень.
- Если посмотреть под микроскопом, видно, что плесень имеет такое же строение как и шляпочный гриб. Этот вид грибов называется «плесневые».
5. Домашнее задание:
Подготовить эссе на темы:
А вы знаете, почему белые грибы называют белыми?
А вы знаете, какая польза, и какой вред от плесневых грибов?
Грибы, которые занесены в Красную книгу.
- Рефлексия.
Кто сможет завершить схему на доске с учетом знаний, полученный на сегодняшнем уроке?
ПРИРОДА
ЖИВАЯ НЕЖИВАЯ
РАСТЕНИЯ ЖИВОТНЫЕ ГРИБЫ
ШЛЯПОЧНЫЕ ПЛЕСНЕВЫЕ
Дальше на доске появляется надпись: микология, микос – гриб, логос – наука.
- Как можно перевести слово «микология» с латыни? (Наука о грибах.)
(Дети записывают определение слова «микология» в тетрадь: «Микология – наука о грибах.»)
А теперь зарисуйте гриб и отметьте основные части. Какие? (плодовое тело и грибницу).
Синквейн Слайд 21
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")
Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....
конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"
Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...
Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.
Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"
Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"
На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....
Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"
Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...
Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"
Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"...