Умения учителя-дефектолога.
статья по теме
умения учителя-дефектолога применимы, как для дошкольников, так и для учащихся школ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umeniya_uchitelya-defektologa.docx | 16.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Умения учителя-дефектолога
- г н о с т и ч е с к и е;
- п р о е к т и р о в о ч н ы е;
- к о н с т р у к т и в н ы е;
- о р г а н и з а ц и о н н ы е;
- к о м м у н и к а т и в н ы е.
Гностические умения –
- изучение учебных возможностей дошкольников педагогическими средствами (анализ работ и устных ответов детей, определение уровней их обученности, отношения к различным видам деятельности, видам работы на занятии), выявление степени проявления эмоций, воли, рефлексии, самооценки в учебно-воспитательном процессе отдельными детьми и группой в целом);
- изучение программных и учебно-методических материалов (определение ведущих идей, концепций, научных подходов, глобальных целей и задач изучения конкретного раздела, темы; умение находить критерии оценки результатов изучения раздела программы, определять основные элементы знаний (понятия, факты и др.) и предметные умения в рамках раздела, темы, определять основные формы учебной информации (тексты, иллюстрации, вопросы, задания, образцы выполнения); анализ образовательных технологий и определение их реального использования в конкретных условиях);
- анализ и критическое осмысливание наблюдаемого учебно-воспитательного процесса в целях усвоения передового педагогического опыта;
- изучение и оценивание собственных педагогических способностей (использование диагностических тестов, рефлексирование, определение положительных и негативных сторон своей педагогической деятельности – коммуникативных и организаторских способностей, способности к фасилитации, адекватной самооценке);
- анализ занятия, проведение самоанализа и анализа занятий своих коллег, использование разных видов анализа;
- обоснование своего выбора учебной информации, методов и форм обучения, коррекции;
- оценка ход и результатов учебной деятельности (умение проанализировать или прокомментировать ответ дошкольника, определить ошибки и недочеты в учебных действиях и их результатах, применить критерии оценки).
Проектировочные умения –
- умения определять и формулировать коррекционно-образовательные, коррекционно-развивающие и коррекционно-воспитательные цели и задачи предстоящей деятельности по отношению к занятию и по отношению к отдельным этапам и аспектам занятия;
- умения определять логику и последовательность работы над новым учебным материалом;
- умения связывать способы работы с учебным материалом и типичные затруднения дошкольников;
- умения продумать возможные варианты вопросов к дошкольникам для включения их в самостоятельную учебно-познавательную деятельность на занятии;
- умения продумать методическую структуру занятия, разные ее варианты;
- умения предусмотреть контрольные микроэтапы в занятии.
Конструктивные умения –
- умения выбрать оптимальное сочетание методов, приемов, форм и специальных средств обучения на занятиях с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- умения находить наиболее рациональные и эффективные приемы коррекционного воздействия;
- умения подбирать готовую учебную информацию (тексты, иллюстрации, схемы, таблицы, вопросы и задания к учебному материалу);
- умения создавать свои варианты учебной информации;
- умения разрабатывать, создавать наглядные и дидактические пособия;
- умение разработать и оформить конспект занятия;
- умения разработать разноуровневые контрольные тесты (сформулировать вопросы, задания, задачи, примеры, упражнения и т.д.);
- умение составлять опорные конспекты.
Организационные умения –
- умения предъявлять дошкольникам дисциплинарные требования;
- умения объявлять детям цели предстоящей работы, создавать целевые установки, ставить учебные задачи;
- умения создавать стимулирующие дошкольников ситуации;
- умения обеспечить и поддерживать внимание детей;
- умения выбрать и применить приемы мнемонической деятельности детей;
- умения обеспечить условия для успешной учебно-познавательной деятельности дошкольников: Инструментарий, разнообразная по содержанию, форме и объему помощь, чистота и порядок в кабинете, групповой комнате;
- умения организовать групповую работу на занятии;
- умения оценить ответы детей (дать качественную словесную оценку, прокомментировать ответ и т.д.);
- умения стимулировать дошкольников к постановке ими вопросов, дополнениям, исправлениям, замечаниям;
- умения организовать взаимопомощь среди детей, взаимоконтроль выполненной работы;
- умения объединить детей в группы для выполнения заданий;
- умения своевременно внести коррективы в намеченный план занятия в зависимости от сложившейся ситуации;
- умения организовать и провести учебную экскурсию;
- умения привлечь родителей для оказания помощи своим детям в выполнении учебных заданий.
Коммуникативные умения –
- умения сообщить информацию;
- умения выслушать ответ ребенка;
- владение приемами аттракции;
- предупреждение конфликтов;
- умения разрешить конфликтную ситуацию;
- умения определить настроение ребенка, изменить (улучшить) его;
- умения обеспечить фасилитацию (выразить собственную позицию, уверенность в возможностях ребенка);
- умения позитивно взаимодействовать с родителями;
- умения устанавливать деловые контакты с коллегами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа учителя – дефектолога с семьёй Работа учителя – дефектолога с семьёй
Представляю систему работы учителя – дефектолога с семьёй по развитию коммуникативных умений...
Cохранение и укрепление здоровья младших школьников через внедрение здоровьесберегающих технологий на уроках учителя-логопеда и учителя-дефектолога
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе – неотъемлемая часть педагогического процесса, а особенно коррекционной работы. Каков психологический портрет ученика, имеющего недостатки устной или п...
Методическое пособие для учителей-дефектологов, учителей и воспитателей специальных коррекционных школ 2-го вида. Тема "Система работы по формированию навыков диалогической речи детей с особыми образовательными потребностями".
Представленные в данном пособии методические рекомендации отражают систему работы по формированию и развитию навыков диалогической речи у обучающихся с недостатками слуха....
Рекомендации учителя-дефектолога учителям младших классов
В рекомендациях представлены направления, по которым может работать педагог, учитывая степень нарушения или несформированности какой-либо функции у ребёнка....
Рекомендации учителя-дефектолога учителям младших классов
Нарушенные или несформированныефункции...
Игровые технологии в логопедической работе с детьми после кохлеарной имплантации (семинар для учителей – логопедов и учителей – дефектологов)
В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения относятся игровые технологи...
Взаимосвязь в работе учителя, воспитателя, социального педагога, учителя-логопеда и учителя-дефектолога в условиях школы-интерната
Выступление на педсовете: «Взаимосвязь в работе учителя, воспитателя, социального педагога, учителя-логопеда и учителя-дефектолога в условиях школы-интерната»....