Рекомендации учителя-дефектолога учителям младших классов
материал (1 класс) на тему

В рекомендациях представлены направления, по которым может работать педагог, учитывая  степень нарушения или несформированности какой-либо функции  у ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendatsii.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

 Рекомендации учителя-дефектолога

учителям младших классов

I. Информационно-содержательный компонент

Нарушенные или несформированные

функции

РЕКОМЕНДАЦИИ

СВЕДЕНИЯ РЕБЁНКА ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ НИЖЕ УСЛОВНО ВОЗРАСТНОЙ НОРМЫ

  • Формировать знания ученика об  имени, фамилии,
  • отчестве через различные виды  заданий и упражнений;
  • формировать полноценные, уточненные сведения о себе  и о своей семье;
  • закрепить представления ученика об основных членах семьи;  
  • расширять знания о составе семье и их обязанностях и родственных отношениях внутри неё.

НЕДОСТАТОЧНАЯ СФОРМИРОВАННОСТЬ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

  • Формировать знания о  домашнем  адресе, о проезде к дому, к школе;
  • систематизировать знания ученика о домашнем адресе через различные виды заданий и тренировочных упражнений;  
  • формировать умения ориентироваться в пространстве с  воспитанием навыка социально – коммуникативного поведения.

НАРУШЕНИЕ ПАМЯТИ

  • Знакомить учащихся с  доступными  им по теме стихотворениями, сказками, рассказами; рассматривание с ними  иллюстраций; беседы по прочитанному;
  • обучение  пересказу по вопросам, по готовому образцу, самостоятельно.
  • Разучивать короткие стихотворения или отрывки из них.
  • Формировать собственное отношение к действиям, поступкам героев.

НАРУШЕНИЕ ОПЕРАЦИЙ КЛАССИФИКАЦИИ, ОБОБЩЕНИЯ

  • Учить учащихся узнавать предметы по внешним признакам, правильно их называть, объединять предметы в группы, используя обобщающие слова;
  • выделять предметы из группы данных, из группы однородных, группировать предметы по основным признакам.
  • Учить грамматически правильно высказываться  о предметах ближайшего окружения.

НЕСФОРМИРОВАННОСТЬ ПОНЯТИЙ ЦВЕТА, ФОРМЫ, ВЕЛИЧИНЫ  

  • Использовать на занятиях предметы разных цветов, формы и величины;
  • учить различать предметы по цвету, форме, размерам, дифференцировать восприятие предметов по цвету, форме, величине.
  • Формировать умения  выполнения заданий  по образцу, по памяти, по словесной инструкции.
  • Учить выделять в предметах и их изображениях цвет, форму, величину, осуществляя выбор по образцу, по названию, по словесной инструкции.  
  • Уточнять  и развивать зрительное восприятие учащихся.

II. Операциональный компонент

Установление причинно-следственных связей

  • Учить видеть детали картинки, ориентироваться в сюжете, задавать вопросы, описывать картинку по памяти, добавлять недостающие детали, находить ошибки в картинках, придумывать сюжеты, подходящие по смыслу к данной картинке.
  • Учить составлять рассказы по серии картинок;
  • развивать способность устанавливать логические связи  и отношения, зависимости.

Умение  определять положение предметов в пространстве относительно себя, а также помещать предметы в указанное положение:

  • Формировать умения определять положение предметов в пространстве относительно себя и помещать предметы в указанное положение.
  • Учить помещать предмет в указанное положение через различные тренировочные упражнения  с направляющей помощью и самостоятельно.
  • Способствовать формированию  умения грамотно высказываться при определении положения предметов  в пространстве относительно себя.

Умение сравнивать  предметы в совокупностях «на глаз», путём установления взаимно однозначного соответствия, выделять лишнее, недостающее:

  • Учить оценивать и сравнивать предметы в совокупностях «на глаз»,
  • видеть в предметах разные их свойства,
  • выделять существенные признаки предмета через различные тренировочные упражнения с направляющей помощью и самостоятельно.
  • Способствовать  формированию умения грамотно высказываться при оценивании  и сравнении предметов в совокупностях.

Сформированность временных представлений  (части суток, порядок их следования; дни: вчера, сегодня, завтра):

  • Расширять понятия о единицах времени: сутки, неделя, название  порядка  дней недели, вчера, сегодня, завтра;
  • формировать умения ориентироваться во временном  пространстве.
  • Вести работу по  уточнению временных представлений.
  • Способствовать формированию грамотно высказываться  о временных понятиях.

Умение увеличивать и уменьшать количество предметов в совокупности:

  • Формировать умения увеличивать и уменьшать количество предметов в совокупности.
  • Через тренировочные упражнения  учить увеличивать и уменьшать количество предметов самостоятельно.
  • Развивать способность высказываться при объяснении  действий увеличения и уменьшения предметов.

III. Формально-языковой компонент

 Недостаточность развития речи ученика в целом

  • Развивать фонематический слух,
  • совершенствовать слуховое и зрительное восприятие,
  • дифференцировать звуки речи,
  • совершенствовать произношение.
  • Уточнять и обогащать словарный запас на основе с расширения  непосредственных впечатлений и представлений  об окружающем мире;
  • развивать связную речь через формирование связных высказываний, точности и разнообразия употребляемых слов, правильности построения предложений, внятности и выразительности речи.

Умение правильно употреблять формы знакомых слов в разговорной речи

  • Формировать правильное употребление форм знакомых слов по готовому образцу, самостоятельно.
  • Использовать различные игры, задания, упражнения для обучения составлению предложений правильной конструкции.
  • Вести работу над лексическим, грамматическим, синтаксическим значением слова.
  • Активизировать правильное употребление форм знакомых слов  при построении отдельных  предложений и соединении их в связный текст.

Умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного текста  и по иллюстрациям к нему

  • Употреблять в речи учителя четко  и грамотно сформулированные вопросы.
  • Учить отвечать на вопросы по готовому образцу, самостоятельно.
  • Активизировать правильное употребление слов вопроса  при ответе.  
  • Формировать умение выявлять связь между содержанием  прослушанного рассказа и заданным вопросом.

Умение составлять предложения  по предметной  картинке

  • Формирование  у ученика  умения  правильно называть изображенный на картинке предмет;
  • учить  устанавливать связь между предметами, изображенными на картинках, определять необходимость использования   данного предмета;  
  • учить составлять простые предложения по картинке.
  • Развивать умение составлять  рассказ, опираясь на предложения, сконструированные  по предметным картинкам.

Умение устанавливать несложные связи, зависимости по содержанию прослушанного текста и делает  свои суждении и умозаключения

  • Включать различные задания и упражнения, направленные на коррекцию и развитие слухового восприятия.
  • На основе слухоречевой памяти формировать умения устанавливать несложные связи и зависимости.
  • Учить выбору и соотнесению иллюстрации с содержанием прочитанного.  
  • Формировать умение  анализировать сюжеты и на основе суждений делать выводы.

IV. Регулятивный компонент

Умение организовать  свою деятельность

  • Развивать возможность действий  в соответствии с инструкцией взрослого, самостоятельно;
  • учить речевому планированию предстоящей деятельности; совершенствовать навыки речевого планирования предстоящей деятельности.
  • Работать над выработкой умения мысленно представлять способ выполнения предложенной деятельности через создание игровых обучающих ситуаций, дидактических и развивающих игр.
  • Обучение планированию своей деятельности по времени, предварительная  организация ориентировки в задании.

Проявление инициативы в ходе собственной деятельности

  • Развивать инициативу через стимулирующую, направляющую помощь, формируя  стремление к активной деятельности.
  • Активизировать инициативные проявления, направленные  на создание общего благоприятного  микроклимата.
  • Учить использовать и самостоятельно составлять словесные памятки – алгоритмы.

Умение сопоставить результат своей деятельности с поставленной целью

  • Работать над выработкой умения представлять результат осуществляемой деятельности через развитие  самоконтроля, взаимоконтроля.
  • Формировать умение самостоятельно  прогнозировать ожидаемый результат.  Мотивировать и стимулировать  стремление  добиться результата, доводить начатое до конца.
  • Учить соотносить полученный результат с требуемым.
  • Развивать умения высказываться о последовательности  достижения результата.

Умение оценивать   результата своей деятельности

  • Учить  оценивать   результат своей  деятельности по предложенной инструкции;  самостоятельно находить ошибки после завершения выполнения задания;
  • формировать возможность давать дифференцированную оценку результата своей деятельности; учить давать оценку не только результату, но и процессу выполняемой деятельности.
  • Устранять навыки некритичной, неустойчивой, заниженной самооценки  через тренинговые  виды упражнений.

V. Мотивационный компонент

Отношение  к учебной деятельности

Для преодоления учебного негативизма и безразличия обоснованно использовать  арсенал дидактических средств:

  • творческие, проблемные, посильные задания для ученика;
  • натуральная иллюстративная наглядность;
  • вариативность и точность инструкций учителя;
  • создание мотивационных, стимулирующих ситуаций и т.д.
  • Регулировать и совершенствовать устойчивую положительную мотивацию к учебной деятельности.

Адекватность реакции на оценку

  • Формировать дифференцированное отношение ученика к значимости оценки. Корректировать и контролировать отрицательные реакции на замечания и вырабатывать адекватную поведенческую  реакцию.
  • Формировать правильное отношение к плохой отметке для совершенствования своей учебной деятельности.  
  • Воспитывать позитивное отношение  к неуспешности, порицанию, замечанию.

Умение сформулировать свою позицию по отношению к учебной деятельности

  • Вырабатывать умение целенаправленно анализировать своё отношение к учебной  деятельности.
  • Развивать способность формулировать свою позицию через совершенствование грамматического строя речи.
  • Регулировать и совершенствовать устойчивую положительную мотивацию к учебной деятельности.
  • Поддерживать и стимулировать  интерес к учебе.

Преобладание игровой деятельности (мотивационная незрелость)

  • Контролировать  возникновение признаков мотивационной незрелости (игровых мотивов).
  • Корригировать и моделировать  игровые мотивы ученика в учебные
  • Поддерживать и стимулировать  интерес к учебной деятельности

VI. Энергетический компонент

Утомляемость на уроке

  • Выявлять доминирующих факторов утомления.
  • Соблюдать  щадящего педагогического режима  и применение здоровьесберегающих технологий: чередование режима труда и отдыха, четкость  и последовательность предъявляемых требований, дозирование  заданий, с применением  динамических пауз, психогимнастики, физминуток.  
  • Укреплять здоровья ученика, обучение   приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.  

Продуктивность деятельности

  • Выявлять доминирующих факторов низкой или  неравномерной продуктивности деятельности ученика.  
  • Для повышения продуктивности деятельности на уроке использовать коррекционные, традиционные и современные педагогические технологии индивидуально и дифференцированно.

Сформированность устойчивости внимания при восприятии учебной  информации

  • Выявлять факторов, оказывающих влияние на устойчивость внимания (усложненная деятельность, активность – пассивность личности, эмоциональное состояние,  отношение к деятельности, темп деятельности).
  • Поддерживать устойчивость внимания через развитие слухового восприятия, через правильное, неискаженное  восприятие информации.
  • Совершенствовать восприятие слуховой информации.

Сформированность графомоторных навыков

  • Проводить специальные упражнения: для укрепления и развития мелкой моторики руки; для подготовки руки к письму;
  • упражнять  в  написании букв, элементов букв.
  • Развивать умения ориентироваться на листе бумаги;
  • формировать  графические навыки через различные упражнения.

Работоспособность в течение урока

  • Выявлять доминирующих  факторов низкой работоспособности на уроке.
  • Повышать работоспособность  с помощью тренировочных упражнений и заданий с учетом здоровьесберегающих технологий.  
  • В процессе совершенствования  и развития  работоспособности повышать качество выполнения учебного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельность учителя младших классов по сбережению здоровья школьников

Доклад- презентация для выступления на педсовете...

Методический сборник рекомендаций для родителей учащихся младших классов с целью реализации развивающих идей ФГОС.

В данном методическом сборнике для родителей учащихся начальной школы помещены  советы, рекомендации, памятки в помощь воспитанию. Они будут полезны  для изучения материалов как молодыми род...

Система работы учителя младших классов по проблемам детско-родительских отношений

Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Родительская любовь обеспечивает чувство безопасности у ребенка, поддерживает благоприятное эмоциональное состояние, учит любви, нравственному повед...

Рекомендации учителя-дефектолога учителям младших классов

Нарушенные или несформированныефункции...

Доклад на м/о учителей младших классов " Самоконтроль младших школьников"

Проблема самоконтроля в младшем звене обучения - наиболее уязвимое место, т.к. учащиеся в начальных классах затрудняются в проведении самоконтроля. Начинать развитие навыков самоконтроля целесообразно...

Рекомендации логопеда для учителей начальных классов по формированию умений навыков письма

Данный материал полезен учителям начальных классов по формированию навыков письма у детей с различными нарушениями устной речи и навыков письма. Материал дан в форме таблицы, где выделены затруднения ...