Рекомендации учителя-дефектолога учителям младших классов
консультация по логопедии на тему

Нарушенные или несформированные

функции

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendatsii.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

 Рекомендации учителя-дефектолога

учителям младших классов

I. Информационно-содержательный компонент

Нарушенные или несформированные

функции

РЕКОМЕНДАЦИИ

СВЕДЕНИЯ РЕБЁНКА ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ НИЖЕ УСЛОВНО ВОЗРАСТНОЙ НОРМЫ

  • Формировать знания ученика об  имени, фамилии,
  • отчестве через различные виды  заданий и упражнений;
  • формировать полноценные, уточненные сведения о себе  и о своей семье;
  • закрепить представления ученика об основных членах семьи;  
  • расширять знания о составе семье и их обязанностях и родственных отношениях внутри неё.

НЕДОСТАТОЧНАЯ СФОРМИРОВАННОСТЬ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

  • Формировать знания о  домашнем  адресе, о проезде к дому, к школе;
  • систематизировать знания ученика о домашнем адресе через различные виды заданий и тренировочных упражнений;  
  • формировать умения ориентироваться в пространстве с  воспитанием навыка социально – коммуникативного поведения.

НАРУШЕНИЕ ПАМЯТИ

  • Знакомить учащихся с  доступными  им по теме стихотворениями, сказками, рассказами; рассматривание с ними  иллюстраций; беседы по прочитанному;
  • обучение  пересказу по вопросам, по готовому образцу, самостоятельно.
  • Разучивать короткие стихотворения или отрывки из них.
  • Формировать собственное отношение к действиям, поступкам героев.

НАРУШЕНИЕ ОПЕРАЦИЙ КЛАССИФИКАЦИИ, ОБОБЩЕНИЯ

  • Учить учащихся узнавать предметы по внешним признакам, правильно их называть, объединять предметы в группы, используя обобщающие слова;
  • выделять предметы из группы данных, из группы однородных, группировать предметы по основным признакам.
  • Учить грамматически правильно высказываться  о предметах ближайшего окружения.

НЕСФОРМИРОВАННОСТЬ ПОНЯТИЙ ЦВЕТА, ФОРМЫ, ВЕЛИЧИНЫ  

  • Использовать на занятиях предметы разных цветов, формы и величины;
  • учить различать предметы по цвету, форме, размерам, дифференцировать восприятие предметов по цвету, форме, величине.
  • Формировать умения  выполнения заданий  по образцу, по памяти, по словесной инструкции.
  • Учить выделять в предметах и их изображениях цвет, форму, величину, осуществляя выбор по образцу, по названию, по словесной инструкции.  
  • Уточнять  и развивать зрительное восприятие учащихся.

II. Операциональный компонент

Установление причинно-следственных связей

  • Учить видеть детали картинки, ориентироваться в сюжете, задавать вопросы, описывать картинку по памяти, добавлять недостающие детали, находить ошибки в картинках, придумывать сюжеты, подходящие по смыслу к данной картинке.
  • Учить составлять рассказы по серии картинок;
  • развивать способность устанавливать логические связи  и отношения, зависимости.

Умение  определять положение предметов в пространстве относительно себя, а также помещать предметы в указанное положение:

  • Формировать умения определять положение предметов в пространстве относительно себя и помещать предметы в указанное положение.
  • Учить помещать предмет в указанное положение через различные тренировочные упражнения  с направляющей помощью и самостоятельно.
  • Способствовать формированию  умения грамотно высказываться при определении положения предметов  в пространстве относительно себя.

Умение сравнивать  предметы в совокупностях «на глаз», путём установления взаимно однозначного соответствия, выделять лишнее, недостающее:

  • Учить оценивать и сравнивать предметы в совокупностях «на глаз»,
  • видеть в предметах разные их свойства,
  • выделять существенные признаки предмета через различные тренировочные упражнения с направляющей помощью и самостоятельно.
  • Способствовать  формированию умения грамотно высказываться при оценивании  и сравнении предметов в совокупностях.

Сформированность временных представлений  (части суток, порядок их следования; дни: вчера, сегодня, завтра):

  • Расширять понятия о единицах времени: сутки, неделя, название  порядка  дней недели, вчера, сегодня, завтра;
  • формировать умения ориентироваться во временном  пространстве.
  • Вести работу по  уточнению временных представлений.
  • Способствовать формированию грамотно высказываться  о временных понятиях.

Умение увеличивать и уменьшать количество предметов в совокупности:

  • Формировать умения увеличивать и уменьшать количество предметов в совокупности.
  • Через тренировочные упражнения  учить увеличивать и уменьшать количество предметов самостоятельно.
  • Развивать способность высказываться при объяснении  действий увеличения и уменьшения предметов.

III. Формально-языковой компонент

 Недостаточность развития речи ученика в целом

  • Развивать фонематический слух,
  • совершенствовать слуховое и зрительное восприятие,
  • дифференцировать звуки речи,
  • совершенствовать произношение.
  • Уточнять и обогащать словарный запас на основе с расширения  непосредственных впечатлений и представлений  об окружающем мире;
  • развивать связную речь через формирование связных высказываний, точности и разнообразия употребляемых слов, правильности построения предложений, внятности и выразительности речи.

Умение правильно употреблять формы знакомых слов в разговорной речи

  • Формировать правильное употребление форм знакомых слов по готовому образцу, самостоятельно.
  • Использовать различные игры, задания, упражнения для обучения составлению предложений правильной конструкции.
  • Вести работу над лексическим, грамматическим, синтаксическим значением слова.
  • Активизировать правильное употребление форм знакомых слов  при построении отдельных  предложений и соединении их в связный текст.

Умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного текста  и по иллюстрациям к нему

  • Употреблять в речи учителя четко  и грамотно сформулированные вопросы.
  • Учить отвечать на вопросы по готовому образцу, самостоятельно.
  • Активизировать правильное употребление слов вопроса  при ответе.  
  • Формировать умение выявлять связь между содержанием  прослушанного рассказа и заданным вопросом.

Умение составлять предложения  по предметной  картинке

  • Формирование  у ученика  умения  правильно называть изображенный на картинке предмет;
  • учить  устанавливать связь между предметами, изображенными на картинках, определять необходимость использования   данного предмета;  
  • учить составлять простые предложения по картинке.
  • Развивать умение составлять  рассказ, опираясь на предложения, сконструированные  по предметным картинкам.

Умение устанавливать несложные связи, зависимости по содержанию прослушанного текста и делает  свои суждении и умозаключения

  • Включать различные задания и упражнения, направленные на коррекцию и развитие слухового восприятия.
  • На основе слухоречевой памяти формировать умения устанавливать несложные связи и зависимости.
  • Учить выбору и соотнесению иллюстрации с содержанием прочитанного.  
  • Формировать умение  анализировать сюжеты и на основе суждений делать выводы.

IV. Регулятивный компонент

Умение организовать  свою деятельность

  • Развивать возможность действий  в соответствии с инструкцией взрослого, самостоятельно;
  • учить речевому планированию предстоящей деятельности; совершенствовать навыки речевого планирования предстоящей деятельности.
  • Работать над выработкой умения мысленно представлять способ выполнения предложенной деятельности через создание игровых обучающих ситуаций, дидактических и развивающих игр.
  • Обучение планированию своей деятельности по времени, предварительная  организация ориентировки в задании.

Проявление инициативы в ходе собственной деятельности

  • Развивать инициативу через стимулирующую, направляющую помощь, формируя  стремление к активной деятельности.
  • Активизировать инициативные проявления, направленные  на создание общего благоприятного  микроклимата.
  • Учить использовать и самостоятельно составлять словесные памятки – алгоритмы.

Умение сопоставить результат своей деятельности с поставленной целью

  • Работать над выработкой умения представлять результат осуществляемой деятельности через развитие  самоконтроля, взаимоконтроля.
  • Формировать умение самостоятельно  прогнозировать ожидаемый результат.  Мотивировать и стимулировать  стремление  добиться результата, доводить начатое до конца.
  • Учить соотносить полученный результат с требуемым.
  • Развивать умения высказываться о последовательности  достижения результата.

Умение оценивать   результата своей деятельности

  • Учить  оценивать   результат своей  деятельности по предложенной инструкции;  самостоятельно находить ошибки после завершения выполнения задания;
  • формировать возможность давать дифференцированную оценку результата своей деятельности; учить давать оценку не только результату, но и процессу выполняемой деятельности.
  • Устранять навыки некритичной, неустойчивой, заниженной самооценки  через тренинговые  виды упражнений.

V. Мотивационный компонент

Отношение  к учебной деятельности

Для преодоления учебного негативизма и безразличия обоснованно использовать  арсенал дидактических средств:

  • творческие, проблемные, посильные задания для ученика;
  • натуральная иллюстративная наглядность;
  • вариативность и точность инструкций учителя;
  • создание мотивационных, стимулирующих ситуаций и т.д.
  • Регулировать и совершенствовать устойчивую положительную мотивацию к учебной деятельности.

Адекватность реакции на оценку

  • Формировать дифференцированное отношение ученика к значимости оценки. Корректировать и контролировать отрицательные реакции на замечания и вырабатывать адекватную поведенческую  реакцию.
  • Формировать правильное отношение к плохой отметке для совершенствования своей учебной деятельности.  
  • Воспитывать позитивное отношение  к неуспешности, порицанию, замечанию.

Умение сформулировать свою позицию по отношению к учебной деятельности

  • Вырабатывать умение целенаправленно анализировать своё отношение к учебной  деятельности.
  • Развивать способность формулировать свою позицию через совершенствование грамматического строя речи.
  • Регулировать и совершенствовать устойчивую положительную мотивацию к учебной деятельности.
  • Поддерживать и стимулировать  интерес к учебе.

Преобладание игровой деятельности (мотивационная незрелость)

  • Контролировать  возникновение признаков мотивационной незрелости (игровых мотивов).
  • Корригировать и моделировать  игровые мотивы ученика в учебные
  • Поддерживать и стимулировать  интерес к учебной деятельности

VI. Энергетический компонент

Утомляемость на уроке

  • Выявлять доминирующих факторов утомления.
  • Соблюдать  щадящего педагогического режима  и применение здоровьесберегающих технологий: чередование режима труда и отдыха, четкость  и последовательность предъявляемых требований, дозирование  заданий, с применением  динамических пауз, психогимнастики, физминуток.  
  • Укреплять здоровья ученика, обучение   приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.  

Продуктивность деятельности

  • Выявлять доминирующих факторов низкой или  неравномерной продуктивности деятельности ученика.  
  • Для повышения продуктивности деятельности на уроке использовать коррекционные, традиционные и современные педагогические технологии индивидуально и дифференцированно.

Сформированность устойчивости внимания при восприятии учебной  информации

  • Выявлять факторов, оказывающих влияние на устойчивость внимания (усложненная деятельность, активность – пассивность личности, эмоциональное состояние,  отношение к деятельности, темп деятельности).
  • Поддерживать устойчивость внимания через развитие слухового восприятия, через правильное, неискаженное  восприятие информации.
  • Совершенствовать восприятие слуховой информации.

Сформированность графомоторных навыков

  • Проводить специальные упражнения: для укрепления и развития мелкой моторики руки; для подготовки руки к письму;
  • упражнять  в  написании букв, элементов букв.
  • Развивать умения ориентироваться на листе бумаги;
  • формировать  графические навыки через различные упражнения.

Работоспособность в течение урока

  • Выявлять доминирующих  факторов низкой работоспособности на уроке.
  • Повышать работоспособность  с помощью тренировочных упражнений и заданий с учетом здоровьесберегающих технологий.  
  • В процессе совершенствования  и развития  работоспособности повышать качество выполнения учебного материала.

Учитель-дефектолог: Юзлиева Л. Д.

МБОУ СОШ №10 сУИФ и ТД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические рекомендации по обучению младших школьников анлийскому языку

В этом возрасте обучение иностранному языку должно вносить конкретный вклад в формирование всесторонне развитой, гармоничной личности...

Методический сборник рекомендаций для родителей учащихся младших классов с целью реализации развивающих идей ФГОС.

В данном методическом сборнике для родителей учащихся начальной школы помещены  советы, рекомендации, памятки в помощь воспитанию. Они будут полезны  для изучения материалов как молодыми род...

Рекомендации учителя-дефектолога учителям младших классов

В рекомендациях представлены направления, по которым может работать педагог, учитывая  степень нарушения или несформированности какой-либо функции  у ребёнка....

Коррекционная работа по развитию речи учащихся младших классов (методические рекомендации)

Коррекционная работа по развитию речи учащихся младших классов     Выступление на форумеКоррекционная работа по развитию речи учащихся младших классов(методические рекомендации)...

Методические рекомендации по коррекции нарушений письменной речи обучающихся младших классов.

Процесс письма представляет собой сложную многоуровневую деятельность, в структуре которой можно выделить определённые звенья, операции. У детей, страдающих нарушением письма, обнаруживается различный...

Методические рекомендации для учителей начальных классов по формированию экологической культуры младшего школьника

Данное пособие предназначено для учителей начальных классов и содержит в себе методические рекомендации по формированию экологической культуры младшего школьника средствами внеурочной деятельности. В ...

Рекомендации педагога-психолога к проведению физкультурных минуток и динамических пауз на уроках в младших классах

Рекомендации педагога-психолога к проведению физкультурных минуток и динамических пауз на уроках в младших классах...