Образовательная программа "Азбука здоровья"
рабочая программа (1 класс) по теме
Образовательная программа "Азбука здоровья"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_programma_azbuka_zdorovya.doc | 152.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ»
Автор: Байчурина Людмила Павловна, учитель нач. классов
МОУ СОШ №4 г. Оленегорск
Возраст обучающихся: 6 - 7 лет
Срок реализации: 1 год
г. Оленегорск
2011 год
Пояснительная записка
В национальной Доктрине развития образования и в Федеральной программе развития образования в качестве ведущих выделяются задачи сохранения здоровья, оптимизации учебного процесса, разработки здоровьесберегающих технологий обучения и формирования ценности здоровья и здорового образа жизни. Влияние школы и учебной нагрузки столь велико потому, что оно действует длительно и непрерывно, систематично и комплексно. Кроме того, годы учёбы для каждого ребёнка – период интенсивного развития, формирования организма, период, когда любые неблагоприятные влияния оказывают наибольшее воздействие. Воспитание уважительного отношения к здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов–медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Почему это происходит? Взрослые ошибочно считают: для ребенка самое важное – это хорошо учиться. кроме того, у самих взрослых не сформирована культура здоровья и они не придают этому серьёзного значения в воспитании детей..
Вопросам, позволяющим понять значимость оздоровительных мероприятий, особенности их использования в личном оздоровлении и формировании осознанного отношения к своему здоровью, посвящён данный курс.
Занятия проводятся в форме эвристической беседы-диалога, деловой игры, урока-практикума. Обязательным этапом занятий является ресурсный круг /приветствие, дающее эмоциональный заряд/.
Цели данной программы:
формирование культуры здоровья и потребности у детей в здоровом образе жизни.
Задачи:
- формирование системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни;
- формирование нравственной культуры, самопознания, умений и навыков по физическому и нравственному самосовершенствованию и саморазвитию;
- заложить предпосылки для формирования основ здорового образа жизни;
- расширение коммуникативных способностей детей.
Необходимым звеном в организации воспитания здорового образа жизни в условиях школы является как урок, так и внеклассная работа, включающая мероприятия данной направленности.
Важным аспектом оздоравливания учебного процесса является использование в нём активных форм обучения организации игровой деятельности, спортивных праздников с привлечением родителей.
Программа составлена на основе следующих документов:
- Сборник нормативных документов. Начальная школа. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта. - М.: Дрофа, 2007;
- Сборник нормативных документов. Начальная школа. Примерные программы для начальной школы. – М.: Дрофа, 2008.
Программа является модифицированной и имеет общеразвивающую направленность.
Проанализировав программы по окружающему миру, (авторы: А. А.Плешаков, О. Т. Поглазова,В. Д. Шилин, Н. Ф. Виноградова, ), ОбЖ
( авторы: А. А. Усачёв, А. И. Березин), в которых закладываются знания в области здоровья, и разработан мной данный курс таким образом, чтобы он позволял дополнять их и расширять представления детей об окружающем мире с позиции здоровьесбережения.
Программа решает современные образовательные задачи с учетом запроса будущего. Основные принципы этой работы:
- принцип деятельности включает ребенка в учебно-познавательную деятельность;
- принцип целостного представления о мире тесно связан с дидактическим методом научности. Он предполагает личностное отношение обучающихся к полученным знаниям и умение применять их в своей практической деятельности;
- принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями обучения;
- принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса;
- принцип вариативности предполагает понимание возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов;
- принцип креативности предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности обучающегося, приобретения ими собственного опыта творческой деятельности.
Программа факультативного курса «Азбука здоровья» предназначена для обучающихся в возрасте 6-7 лет и рассчитана на 1 год (66 часов). Занятия проводятся всем составом 2 раза в неделю по 1 часу.
Программа данного курса ориентирована на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре через сотрудничество семьи и школы.
Программа ориентирует обучающихся на дополнительное образование, позволяет расширить кругозор, активно развивать познавательные психологические процессы, дает возможность построить работу с каждым ребенком, учитывая его индивидуальные способности.
Формы и методы обучения
В учебно-воспитательном процессе используются различные формы занятий: традиционные, индивидуальные, комбинированные и практические занятия; работа в парах; лекции, игры, праздники, экскурсии, выпуск стенгазет и бюллетеней, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
• репродуктивный - обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
• частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский - самостоятельная творческая работа обучающихся.
Ожидаемые результаты:
- В результате обучения по данной программе у обучающиеся
к концу 1-го класса у учащихся
должны быть сформированы следующие представления:
- что человек часть природы и, охраняя природу, он охраняет своё здоровье;
знать
- части своего тела и их функции;
- правила поведения в природе;
- что человек узнаёт мир с помощью органов чувств,
- что такое общение и какова его роль в жизни человека;
- знать правила хорошего тона;
- способы выражения приветствия, прощания, благодарности;
- правила для слушающего;
- правила для собеседников;
- гигиенические требования к организации сна;
- культуру питания;
- правила гигиены полости рта;
- сформировать полезные привычки;
- знать коллективные игры .
- Учащиеся должны уметь:
- составить свой режим дня;
- использовать в своей речи вежливые слова;
- соблюдать правила поведения в школе;
- слушать и слышать;
- принимать участие в организации подвижных игр;
- выполнять под контролем учителя гимнастику для глаз;
- выполнять правила поведения за столом во время еды;
- обладать навыками самоконтроля.
Контроль над освоением программы осуществляется в ходе опроса, дидактических игр, тестирования, выполнения творческих, исследовательских и практических работ.
Методическое обеспечение:
- специальная и учебная литература;
- учебные презентации.
Материально-техническое обеспечение:
- учебный класс;
- цветные бумага и картон, клей, ножницы, краски, ватман;
- мультимедийное оборудование;
- компьютер.
Учебно-тематический план
№п/п | Название темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Вводное занятие. Цели и задачи курса. План работы на год. Техника безопасности на занятиях. | 1 | 1 | - | |
1. | Уроки Мойдодыра | 21 | 10 | 11 |
2. | Уроки Айболита | 21 | 7 | 14 |
3. | Уроки Знайки | 22 | 4 | 18 |
Заключительное занятие | 1 | - | 1 | |
Итого: | 66 | 22 | 44 |
Содержание программы
№ п/п | Название темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Вводное занятие. Цели и задачи курса. План работы на год. Техника безопасности на занятиях | 1 | 1 | - | |
1. | Уроки Мойдодыра | 21 | 10 | 11 |
1.1 | Путешествие начинается. Чистота-залог здоровья. | 1 | 1 | - |
1.2 | Умывание и купание. | 1 | - | 1 |
1.3 | Уход за руками и ногами. | 1 | - | 1 |
1.4 | Забота о коже. | 1 | 1 | - |
1.5 | Слух. Гигиена слуха. | 1 | 1 | - |
1.6 | Гигиена зрения. Гимнастика для глаз. | 1 | - | 1 |
1.7 | Правила просмотра телепередач и работы на компьютере. | 1 | 1 | - |
1.8 | Обоняние. Гигиена носа. | 1 | 1 | - |
1.9 | Красивая осанка-основа здоровья. | 1 | 1 | - |
1.10 | Для чего нужны зубы? Уход за зубами. | 1 | - | 1 |
1.11 | Смена молочных зубов. Жевательная резинка. | 1 | 1 | - |
1.12 | Экскурсия в школьный стоматологический кабинет. Диагностика полости рта. | 1 | - | 1 |
1.13 | Как следует питаться. Вредные продукты. | 1 | 1 | - |
1.14 | Витамины и их значение в жизни человека. | 1 | 1 | - |
1.15 | Практическое занятие в столовой. Культура приёма пищи. | 1 | - | 1 |
1.16 | Сон. Его польза. | 1 | 1 | - |
1.17 | Закаливание. Простейшие правила. | 1 | - | 1 |
1.18 | Режим дня. Как всё успевать? | 1 | - | 1 |
1.19 | Занятие-праздник «Режиму дня – мы друзья» | 1 | - | 1 |
1.20 | Игра по группам «Чистота вокруг нас» | 1 | - | 1 |
1.21 | Занятие-игра «В гостях у Мойдодыра» | 1 | - | 1 |
2. | Уроки Айболита | 21 | 7 | 14 |
2.1 | Что такое здоровье? Что значит быть здоровым? | 1 | 1 | - |
2.2 | Я и моё здоровье. Двигательная активность. | 1 | - | 1 |
2.3 | Психическое( душевное ) здоровье. Улыбка. Эмоции человека и его здоровье. | 1 | - | 1 |
2.4 | Что такое болезнь? Почему мы болеем? | 1 | - | 1 |
2.5 | Кто нас лечит. Встреча с врачами узких специальностей. | 1 | 1 | - |
2.6 | Экскурсия в школьный медкабинет. Встреча со школьным медицинским работником. | 1 | 1 | - |
2.7 | Всё о лекарствах. Экскурсия в аптеку. | 1 | - | 1 |
2.8 | Болезни грязных рук. | 1 | - | 1 |
2.9 | Прививки и болезни. Выпуск стенгазеты. | 1 | - | 1 |
2.10 | Грипп .Как не заболеть. | 1 | - | 1 |
2.11 | Занятие –игра «Безопасность при любой погоде.» | 1 | - | 1 |
2.12 | Отравления и как их избежать. | 1 | 1 | - |
2.13 | Правила обращения с огнём. Экскурсия в пожарную часть. | 1 | - | 1 |
2.14 | Предостережения при обращении с животными. Знакомство с профессией ветеринара. | 1 | 1 | - |
2.15 | Правила поведения в школе на переменах. Подвижные игры. | 1 | - | 1 |
2.16 | Утренняя зарядка. Разучивание комплексов. | 1 | - | 1 |
2.17 | Школьная обувь. Правильный выбор. | 1 | 1 | - |
2.18 | Школьный ранец. Каким он должен быть. | 1 | - | 1 |
2.19 | Чистота помещений. Организация дежурства в классе. | 1 | - | 1 |
2.20 | Твоя семья.. Взаимопомощь в семье. Обязанности членов семьи. | 1 | 1 | - |
2.21 | Коммуникативные навыки и умения. Правила хорошего тона. | 1 | - | 1 |
3. | Уроки Знайки | 22 | 4 | 18 |
3.1 | Человек- часть природы Моё место в природе. | 1 | - | 1 |
3.2 | Экскурсия в природу. Игра « Пантомима » (изображение животных) | 1 | - | 1 |
3.3 | Взаимодействие человека с природой. | 1 | 1 | - |
3.4 | Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека. | 1 | 1 | - |
3.5 | Как устроен человек. Основные части тела. Рисуем себя. | 1 | - | 1 |
3.6 | Двигательная система человека. | 1 | - | 1 |
3.7 | Растяжения, вывихи, ушибы и первая помощь. | 1 | - | 1 |
3.8 | Занятие-игра «Полезные и вредные привычки» | 1 | - | 1 |
3.9 | Дыхательная система. Чихание и икота. | 1 | - | 1 |
3.10 | Аллергия. Виды и лечение. | 1 | 1 | - |
3.11 | Кровеносная система. Как работает сердце. Первая помощь при кровотечении. | 1 | - | 1 |
3.12 | Мозг и нервы. Самомассаж. | 1 | - | 1 |
3.13 | Иммунитет. Как его повысить. | 1 | 1 | - |
3.14 | Влияние занятий спортом и физкультурой на здоровье. «Весёлые старты» | 1 | - | 1 |
3.15 | Необходимость отдыха и развлечений для здоровья. Конкурс фотографий «Отдыхаем всей семьёй» | 1 | - | 1 |
3.16 | Презентация проекта: « Папа, мама и я – спортивная семья». | 1 | - | 1 |
3.17 | Занятие-путешествие «В стране невыученных уроков» | 1 | - | 1 |
3.18 | Занятие-КВН «Я здоровье берегу - сам себе я помогу» | 1 | - | 1 |
3.19 | Занятие-игра «От утренней зарядки до спортивных побед» | 1 | - | 1 |
3.20 | Занятие-ролевая игра «В гостях у Знайки»» | 1 | - | 1 |
3.21 | Занятие-игра «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» | 1 | - | 1 |
3.22 | Праздник «Я выбираю здоровье» | 1 | - | 1 |
Заключительное занятие | 1 | - | 1 |
Список литературы для педагога:
- Абдрахимова А. Мы здоровьем дорожим – соблюдаем свой режим // Прил. к газ. Перв. Сент., Нач. шк., №20, 2003.
- Алфёрова В. П. Как вырастить здорового ребёнка. Л., 1991.
- Андреев В. И. Тест - анкета для изучения ориентации на здоровый образ жизни. Пакет диагностических методик на оценку резервных возможностей качества образования, эдоровьесберегающего обучения. Казань 2000.
- Беринич И., Белоусова О.Е. «Вредным привычкам – нет!» – Биол. В школе, 2004, № 7
- Братусь Б. С. Аномалии личности .М.1988
- Верхлина Г., Верхлин В., Работа над осанкой // Здоровье детей, №8 / 2006.
- Верхлина Г., Верхлин В. Работа над осанкой // Здоровье детей, №9 / 2006.
- Голубева Т. Жизнь в гармонии с природой и собой // Здоровье детей, №8 / 2006.
- Зайцев Г. К., Зайцев А. Г. Твое здоровье: укрепление организма.- СПб., 1998.
- Зяблова Е.В. Курить или не курить? – Хим. В школе, 2002, №7
- Иванушкина Л. Авторская программа Культура здоровья // Здоровье детей, №1 / 2006.
- Кокаева И. Ю. Растить ученика здоровым // Нач. шк., №7, 2003.
- Коростелев Н. Б. Воспитание здорового школьника: Пособие для учителя / Под ред. В. Н. Кардашенко. – М.: Просвещение, 1986.
- Латохина Л. И. Творим здоровье для души и тела. – СПб., 1997.
- « Мониторинг здоровья и здорового образа жизни детей». Методические разработки ОЦДЮТ 200-2001
- Новолодская Е. Г. Уроки здоровья // Нач. шк., №5, 2001.
- Сетко Н. П., Абзалилова Н. Н.. Влияние факторов антропогенного загрязнения окружающей среды на детский организм / Международный медицинский конгресс «Экология и здоровье населения» Сочи 1998
- Соловьев А.Л. Навыки жизни. М., 2000
- Феофанов В. Н. Мотивация детей на здоровый образ жизни./Медико- педагогические аспекты сохранения и укрепления здоровья школьников) Оренбург, 2001.
- Щелчкова Л. А. Наша программа здоровья // Нач. шк., №10, 200
- Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде курения, алкоголя. М. П., 1986
Программу составила: Байчурина Л.П. учитель нач. классов МОУ СОШ №4 г. Оленегорск
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Здоровый образ жизни"
Цель программы: cохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому образу жизни Основные задачи программы.Обучающие:Обогащение словарного запаса ребенка терминами из области анат...
Дополнительная образовательная программа «Здоровье - образ жизни»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ЗДОРОВЬЕ – ОБРАЗ ЖИЗНИ». Для обучающихся 9-10 лет. Срок реализации - 1 год....
Дополнительная образовательная программа "Педагогика здоровья" (Направление - здоровьесбережение в образовательном процессе)
Дополнительная программа для общеобразовательных учреждений, составлена на основе авторской программы "Педагогика здоровья" под редакцией В.Н.Касаткина.- М.: Линка - Пресс, 2007 год, рекомендова...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в образовательной области "Здоровье". Тема: "Познай себя".
Цель: Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.Задачи: Продолжение знакомства детей с частями тела и органами чувств человека, представление о функциональном назначении...
Образовательная программа."Здоровье". Авторская разработка.
Образовательная программа «Здоровье» составлена заместителем директора по здоровью.Одна из основных потребностей современного общества заключается в новой организации образовательного про...
«Формирование познавательных навыков у учащихся посредством инновационного образовательного проекта «Здоровое питание – основа процветания» в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»
Тема питания детей всегда была актуальной: известно, что фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, а, следовательно, здоровые интересы и привычки, ценностное отношение к здоровью ц...
КОНСПЕКТ Формирование правильного дыхания и меры по предупреждению заболеваний органов дыхания (образовательная область Здоровье)
Задачи: дать представление о том, что человек дышит постоянно: вдыхает и выдыхает воздух. Легкие хорошо работают, если грудная клетка «развернута» и воздух свежий.Выделять роль комна...