Статья по музейной педагогике
статья по теме
Предварительный просмотр:
Формирование целостных художественных представлений
об искусстве – важнейшая задача уроков музейной педагогики
Все наиболее важное, чем обладает человечество – культура, искусство, технические достижения, основы всех высших человеческих ценностей – все это закладывается, за школьной партой, в процессе взаимного воспитания родителей и ребенка, учителя и учеников. Дети приходят в нашу жизнь, чтобы помочь миру стать еще прекраснее, мудрее и совершеннее. Искусство занимает особое место среди других эстетических ценностей и играет большую роль в жизни общества. Искусство представляет перед публикой в виде огромного количества художественных произведений, созданных живописцами, скульпторами, писателями, музыкантами всеми художниками в различные периоды исторического развития общества. Но если красота созданных человеком вещей, самих людей и явлений природы со временем исчезает, то искусство относительно устойчиво – художественные произведения охраняются обществом, а поэтому воспринимаются людьми, оказывают на них воздействие. Место искусства среди других эстетических ценностей определяется тем, что оно несет в себе отражение как существенных, так и давно исчезнувших вещей, явлений природы и людей, сохраняет их образы для нового обществ. Искусство охраняется людьми, потому, что оно оказывает на человека и общество всестороннего воздействия, является важным средством воспитания, формирования всесторонне развитой гармоничной личности.
Искусство несет в себе образы других эстетических ценностей, но и само является эстетической ценностью. Поэтому в процессе его восприятия оно порождает публику, способную понимать и наслаждаться художественными произведениями, формирует у человека эстетическое сознание. На этой основе у людей возникает оценочное отношение к прекрасному, возвышенному или безобразному, низменному. Эстетическое сознание пробуждает в человеке художника, порождает стремление, желание создавать новые эстетические ценности.
Д.Лихачев
Искусство делает жизнь человека интереснее, торжественнее, но и самая большая ценность, которой награждает человека искусство, - это ценность доброты. Ибо награжденный через искусство даром доброго понимания мира, окружающих людей, прошлого и далекого, человек легче дружит с другими людьми, культурами, национальностями. Ему легче жить.
Лев Толстой говорил об «объединяющем начале» искусства и придавал этому первостепенное значение. Благодаря своей образной форме искусство наилучшим способом приобщает человека к человечеству, заставляет с большим вниманием и пониманием относиться к чужой боли, к чужой радости.
Искусство в самом глубоком смысле этого слова человечно. Оно служит единению человеческих душ. Искусство – это сад, в котором достижимо взращивать такие свойства души как сочувствие, понимание, способность к сопереживанию.
Почему дети не хотят слушать классическую музыку? Наиболее частый ответ «Я ее не понимаю», «Она мне не нравится». Правильно слушать музыку, уметь ее слышать – этому надо учиться, последовательно и долго. Знакомство с нотами, азами сольфеджио для этого недостаточно. То же самое происходит и с искусством. Учащиеся не хотят ходить в музеи, им там не интересно, так как они не готовы воспринимать живопись, скульптуру, архитектуру. Понимать произведения искусства далеко не просто. Этому надо учиться долго, всю жизнь. Ибо остановки в расширении своего понимания искусства не может быть.
Как же научиться понимать искусство? Кто должен этому учить детей? Семья? Школа?
Дети воспитываются в разных семьях, не все родители понимают роль искусства в развитии личности ребенка, некоторые понимают, но не знают как за это взяться. А сколько детей растет вообще без семьи! Но все дети учатся в школах и если эстетическим воспитанием будет заниматься школа, то никто из ребят не останется обделенным. Приобщение к искусству нельзя ограничить задачей обучения рисованию. Изобразительное искусство многообразно – это и живопись, и скульптура, и графика – станковых и монументальных форм, взаимосвязанных с архитектурой, без которой не живет и изобразительное и декоративное искусство, т.е. это огромная часть художественной культуры насчитывающей тысячелетия. Культура – память человечества, универсальный язык общения между народами. Не следует доказывать, что в настоящее время общество испытывает дефицит культуры, может быть потому, что на уроках изобразительного искусства учились лишь грамотному изображению отдельных предметов, а не их эстетическому восприятию, пониманию красоты или безобразия, художественно – образному изображению мира.
Задача учителей, приобщающих детей к искусству – восстановит в обществе утраченную память о культуре ушедших поколений, обеспечить духовное развитие подрастающего поколения в процессе знакомства со всем многообразием пластических видов искусства. Учителя, художники, искусствоведы и психологи поняли необходимость формирования духовной личности, но шли к ней разными путями: учителя, наблюдая развитие учащихся, не помнящих своих ближайших предков, не знающих своей культуры; художники, наблюдая падение зрительной культуры, растущего безнравственного общества, которое все меньше нуждалось в высоких художественных ценностях.
Сегодня, когда пришло понимание этих проблем, воспитание искусством приобретает особую актуальность. Известно, что культура и образование составляют фундаментальное целое в развитии общества, следовательно, образовательно-воспитательная функция музея всегда играет ведущую роль. Учителя нашей школы постоянно посещают художественные, исторические, естественнонаучные музеи. Последние шесть лет, я , работая с классом, приобретаю абонементы на цикл лекций в Русский музей, Эрмитаж. Но даже плановое посещение музеев тяжело для восприятия учащихся: кому-то сложна речь экскурсовода, кто-то чувствует себя чужим среди экспонатов, некоторые учащиеся хотят запомнить все сразу, но теряются в объеме информации. Лишь немногие чувствуют себя в залах музея как дома. Чаще всего это те учащиеся, которые с детства с родителями посещают храмы культуры.
Музейный предмет представляет нашему восприятию как художественный образ. Для полноценного понимания содержания предмета надо уметь наблюдать, сравнивать, переживать увиденное, уметь анализировать, обобщать, делать выводы.
Практический опыт работы с детьми в залах музея показал, что не многие обладают перечисленными способностями и умеют применять их в ходе музейных занятий. Особую трудность испытывают при этом художественные музеи, где визуальный (зрительный) материал выступает в форме произведения искусства. Восприятие картины или скульптуры связано не только с умением наблюдать (хоть и это необходимо), но и с наличием целого комплекса визуальных способностей: различие цвета и тона, чувства ритма, фактуры, эмоциональная отзывчивость на содержание и художественную форму.
Первая встреча с подлинником далеко не всегда дает толчок развития этих качеств, лишь при условии их существования она может полностью состояться – стать яркой, волнующей, запоминающейся. Задача эта не из легких.
Многие педагоги стремятся воспитывать в своих питомцах чувство сопричастности к культуре своих предков, к искусству разных народов, но как показывает многолетний опыт, даже самому творческому педагогу важно иметь точку отсчета, ощущать перемену, видеть трудности связанные с ее решением на практике: решать же ее каждый волен по-своему, учитывая, как свои художественные педагогические замыслы, так и возможности детского коллектива.
Именно для меня такой точкой отсчета, стала музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!», разработанная Российским центром музейной педагогики и детского творчества русского музея. В ней воплотился многолетний опыт деятельности ГРМ и других, как отечественных, так и зарубежных музеев в области художественного воспитания и образования.
Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!», ориентирована на творческое взаимодействие педагога и музейного специалиста, дает школьному учителю навыки работы с произведениями искусства.
В начальных классах учащиеся постоянно работают с картиной, как на уроках изобразительного искусства, так и на других. Следовательно, учитель начальных классов как никто другой, должен знать методику работы с картиной, учить детей правильно ее воспринимать.
Что такое картина? Это художественное произведение. Следовательно, на каком бы уроке не анализировали картину: на истории, природоведении или уроке рисования, - основная эстетическая ценность ее остается та же и не должна нивелировать в профессиональной направленности учебного предмета.
Произведение изобразительного искусства несет в себе художественный потенциал, эстетическую нагрузку, которые необходимо реализовать, раскрыть. Основное назначение художественного произведения – пробудить в человеке прекрасное, заставить его сопереживать, задуматься. Идея, замысел художественного произведения воспринимается сердцем, через эмоции. И как доказывают психологи, убеждение, восприятие через эмоции, наиболее эффективно. А если ученик не имеет художественного видения? Можно ли его научить этому? Безусловно, да. И в этом состоит задача учителя – научить ученика видеть. Обратимся к возвратным особенностям ученика начальных классов. Он непосредственен, стремится к искренности, борется с неправдой, эмоционален. Обычно дети правильно реагируют на эстетическое содержание произведения изобразительного искусства. При восприятии пейзажа, они, например восторженно ахают: «как красиво!», а глядя на картину где изображен злодей или несправедливо обиженный герой, негодуют. Готовы защитить слабого и наказать обидчика. Вот здесь перед учителем и стоит задача – не убить в ученике его эмоционального восприятия своим сухим вопросом: «Что здесь нарисовано?».
Вы можете не согласиться и скажите: «Как это так?». Ведь ученик должен увидеть, что изображено на картине». Правильно, его надо этому учить, учить видеть. Но главное вначале раскрыть перед учеником художественное содержание, эстетическую информацию. Если ученик сам почувствует эстетическое содержание картины, то задача учителя не сбить его с интуитивно правильного восприятия. Например, перед глазами учеников репродукция с картины А.Дейнки «Оборона Севастополя», где передана героика боя, его динамика, а когда глаза у мальчишек загораются ненавистью к фашистам, Вы спокойно и методично спросите: «Что здесь изображено?». Глаза у ребят потухнут, эмоции борьбы за справедливость уйдут на второй план. Перед детьми поставлена конкретная задача – что здесь изображено. Этим вопросом учитель пытается активизировать аналитическое мышление детей. Художественное восприятие, эмоциональность ушли на второй план. Как же сохранить это чувство непосредственного восприятия? В каком соотношении следует развивать логическое и художественное мышление учащихся для более полноценного восприятия? Чтобы ответить на этот и другие вопросы уже третий год в моем 3 «А» классе проходят уроки музейной педагогики.
Программа «Здравствуй, музей!» включает начальный этап обучения, рассчитанный на четыре класса начальной школы. Его задачи:
- развитие визуальной культуры (I класс)
- приобщение к миру музейных ценностей (II класс)
- знакомство с видами и языками изобразительного искусства (III класс)
- формирование предоставления о работе над художественным замыслом (IV класс)
I класс – курс «Учись смотреть и видеть» является первоначальным этапом общей программы «Здравствуй, музей!» и направлен в первую очередь на формирование эстетического отношения к действительности как основы художественного восприятия. курс развивает визуальное мышление у младших школьников. Уроки построены на материале, включающем визуальные образы разного характера: фотографии, картины, рисунки, предметы. Кроме того в процессе занятий рекомендуется постоянное обращение к восприятию природы, наблюдение и переживание видимого. Главная цель урока – научить детей внимательно, вдумчиво смотреть, развивать зрительное восприятие на уровне сюжета, действия, формы, цвета, пространства. Ключевым моментом при этом является формирование потребности в проявлении личностного отношения к увиденному – «переживание своей сопричастности к миру», лежащей в основе эстетического отношения.
Темы уроков в I классе:
«Наблюдение действительности», «Действительность и фантазия», «Прекрасное в обычном» и другие не имеют искусствоведческой направленности, хотя и формируют базу для изучения искусства. Сложность заключается в том, чтобы умело организовать педагогический процесс, стимулируя активность и самостоятельность учащихся.
Например, на уроке «Наблюдение действительности» учитель старается развивать наблюдательность, которая имеет большое значение в процессе формирования способности художественного восприятия. В связи с этим основным методом проведения урока является внимательное, вдумчивое рассматривание и совместное впечатление. При этом необходимо отгадать сюжет, выделить главных действующих лиц, найти объект вокруг которого развивается действие, определить реакцию окружающих. Во всех случаях желательно обратить внимание на среду в которой происходит событие, время и место действия, что особенно важно, понять внутренний смысл явления, т.е. ту основную идею, которая выражает наше отношение к воспринимаемому, т.к. это последнее играет ключевую роль в формировании художественного восприятия. В ходе урока учащимся задаются следующие вопросы:
- Чем интересно для Вас это изображение?
- Расскажите о событии на картине?
- Как Вы относитесь к происходящему?
- Как бы Вы поступили, ели бы оказались на месте происходящего?
Постепенно от урока к уроку меняются цели и задачи, формируются новые вопросы. Урок «Прекрасное в обычном» имеет следующие задачи:
1. Формирование способности видеть красоту реальной действительности, путем наблюдения природы.
2. Развитие способности наблюдать при отсутствии действия, сюжета, задерживать внимание на деталях, находить в них красоту, смысл, любоваться ими.
Рассматривая слайды, необходимо обратить внимание на красоту фактуры Ствола дерева, Рисунка ветвей, структуру коры. Для активизации внимания детей можно задать следующие вопросы:
- Интересе ли был тебе этот пейзаж?
- Представь себе, что ты трогаешь кору дерева, какие ощущения ты испытываешь?
Постепенно сложность материала возрастает.
На уроках музейной педагогики «правильных» ответов нет, искусство многомерно в своем содержании, а поэтому нужно быть терпимым к чужому мнению. не следует подсказывать и выносить суждение по поводу ответов учеников. Нужно дать им полную свободу для выражения и отстаивания своих мыслей и впечатлений. На первых занятиях учащиеся замкнутся, ответы их односложны, но постепенно от урока к уроку дети раскрепощаются, становятся словоохотливыми, концентрируется их внимание и наблюдательность.
Курс «введение в музей» для II класса следует за курсом «Учись смотреть и видеть», он подготавливает к восприятию завершающего и более сложного по материалу курса «Виды изобразительного искусства» (III класс).
Цель курса III класс – формирование активного эмоционально-личностного отношения ребенка к ценностям культуры посредством знакомства с музеями различных типов, что соответствует общему направлению художественно-эстетического воспитания в школе, но имеет свою специфику, суть которой в постижении мира культуры через подлинник – исторический документ, этнографический предмет, картину, скульптуру – все, что определяется понятием – музейный экспонат.
Курс «Введение в музей» призван содействовать формированию:
- активного познавательного интереса к ценному потенциалу музея любого типа;
- бережного отношения к музейному предмету, как к части материальной и духовной культуры;
- внутренней духовной потребности в постоянном посещении музеев;
- визуальной культуры;
- музейной этики;
- свободной ориентации в музеях различных типов;
- сравнивать, выявлять уникальность коллекций, способов коллекционирования;
- непосредственного общения с подлинником в музеях разного типа.
Уроки музейной педагогики второго класса должны дать знания:
- о музее, как об особом источнике культурно-исторического опыта человечества;
- о богатстве городского музейного фонда и его разнообразии;
- о коллекции как способе постижения мира и основы любого музея.
Рассматривая музей как своеобразную уникальную среду, где каждый экспонат представляет собой органическое единство духовной и материальной культуры, особое внимание в практической реализации содержания курса уделяется подлиннику, что способствует более яркому восприятию бытования памятника во времени, его роли в истории, воспитывает бережное отношение к музейному экспонату, музею в целом.
Напряженная зрительная познавательная, творческая активность, характерная для 8-летнего ребенка позволяет проводить занятия в форме живой беседы, диалога с использование элементов самостоятельной творческой деятельности и дидактических игр, опираясь при этом на освоенный в I классе курс визуальной грамотности. наиболее запоминающимися уроками данного курса стали те уроки, где дети сами подбирали материал, заранее готовили коллекции, рисунки, писали приглашения, этикетки, разучивали роли.
Для подготовки урока «Что ты коллекционируешь?» ребятам предлагались вопросы, которые они заранее получили в форме опросных листов:
- Коллекционируешь ли ты что-нибудь?
- Какие предметы есть в твоей коллекции?
- расскажи о первом предмете своей коллекции?
- Когда, при каких обстоятельствах, почему ты приобрел его?
- Что побуждает тебя к собиранию?
- Есть ли у тебя желание показать кому-либо свою коллекцию и рассказать о ней?
Основываясь на ответах учащихся, учитель выбирает ученика или семью ученика желающих показать и рассказать о домашней коллекции. Если желающих окажется несколько, то важно каждому желающему дать возможность рассказать о своей коллекции на уроке, создавая доброжелательный, эмоционально-положительный фон урока, поощряя стремление детей к собиранию, хранению и изучению своих коллекций и коллекций своих друзей.
Урок «Играем в музей» запомнится детям надолго, так как сюжетно-ролевая игра близка ребенку данного возраста. Проведение такого занятия в форме игры требует подготовительного этапа, где участием всех детей определяется отбор работ, созданных ребятами в течение всего года, а также:
- создание этикеток, входных билетов;
- развеска детских рисунков в классе;
- определение названия выставки, дата открытия выставки;
- распределение ролей: кассира, экскурсовода, художника, участника выставки.
Через личный опыт ребенка, его практическую деятельность легче закрепить знания о музее, полученные в течение года.
В III классе проводится курс «Виды искусства». Специфика данного курса заключается в том. что большинство уроков проходят на материале подлинника, в залах художественного музея. что позволяет с наибольшей эффективностью осуществлять главную педагогическую цель – развитие художественного восприятия.
Для полного освоения данного курса уроки музейной педагогики проводятся как в классе, учителем, так и залах Русского музея экскурсоводом (абонемент на год).
Задачи конкретных уроков непосредственно связанных с содержанием и целью всего курса. это:
- развитие эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию;
- развитие художественно-образного мышления и воображения;
- развитие сенсорных способностей – цветового и пространственного видения, чувства ритма, фактуры, пластической формы;
- формирование способности к активному, творческому восприятию, к самостоятельному суждению о произведении искусства, а также навыков общения по поводу искусства;
- воспитание бережного отношения к памятнику искусства, формирование навыков музейного поведения;
- формирование познавательного интереса.
Курс «Виды искусства» серьезен и сложен, например, на занятии «Что такое изобразительное искусство?» дается представление о различных видах изобразительного искусства – живописи, скульптуре, графике. На уроке выявляется общее – зрительный образ, изображение, а также отличие – в способах изображения (живопись – плоскостная, скульптура – объемная). В связи с этим, в зрительный ряд включают произведения близких по жанру, по мотиву изображения, т.к. в данном случае отличия и сходство будут наиболее ощутимы.
В IV классе проводится курс «В мире художественных образов». На данных уроках формируется представление о работе над художественным замыслом и воплощение этого замысла в произведения изобразительного искусства.
На уроке «Как рождается образ» важно показать сложность и индивидуальность рождения творческого замысла в каждом отдельном случае: у Брюлова – яркое, сильное впечатление от раскопок Помпеи, у Шишкина – наблюдение, изучение природы.
Уроки в музейном классе закрепляются на экспозиции. Дети начинают «видеть» картину, понимать ее сюжет. И картина вдруг открывается им и начинает говорить с ними. Чего греха таить, ведь многие взрослые, а не только дети, ходят по залам художественного музея, не понимая, что они видят перед собой, не зная, о чем та или иная картина. Для многих это яркое полотно, и все. А сколько радости в глазах детей, когда после очередного урока музейной педагогики, они видят на экспозиции знакомые картины, скульптуры, знают их сюжет и создателя.
Глубокое понимание прекрасного ведет к сознанию не только понятий: «красиво» и «некрасиво», но и понятий «плохое» и «хорошее», «доброе» и «злое», что способствует формированию моральных и эстетических убеждений ребенка, формированию вкуса.
- Что такое, собственно говоря, вкус?
Это умение отличить красивое от пошлого, это умение делать осознанный выбор, что и характеризует утверждение личности. И этим уже затрагиваются более широкие жизненные сферы. Личность никогда не попадет под чье-то дурное влияние, не будет искать утешение от одиночества в наркотиках, будет свободно ориентироваться в беспринципном море рынка.
И разве можно себе представить, что пережив только что духовное озарение в картинной галерее или консерватории, подросток пойдет поджигать кнопки лифта или бить стекла в подъезде. Скорее всего, нет. Но открывать дверь в мир прекрасного надо с раннего возраста: с детского сада, с начальной школы. Уроки музейной педагогики ключи от этой двери.
Заявка на публикацию в журнале «Педагогическая Нива»
Блудова Галина Георгиевна
Я, ____________________________________________________________________________
передаю в Редакцию журнала «Педагогическая Нива» свою работу:__Статью в разделе «После школы» - «Формирование целостных художественных представлений об искусстве – важнейшая задача уроков музейной педагогики»__________________
______________________________________________________________________________
и прошу опубликовать ее в ближайшем выпуске журнала.
Подтверждаю, что статья ранее не была где-либо опубликована и беру на себя ответственность за возможные нарушения авторских прав третьих лиц.
Я даю согласие на изменение названия и объема представленного материала и включение статьи в план публикаций на договорных условиях (в случае необходимости доработки).
О себе сообщаю следующие сведения:
Ф.И.О. автора_____БЛУДОВА ГАЛИНА ГЕОРГИЕВНА________________________________________________________
Город ____САНКТ-ПЕТЕРБУРГ________________________
Место работы __ГБОУ № 53- ПРИМОРСКИЙ РАЙОН__________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Должность, регалии__УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ; ПОЧЁТНЫЙ РАБОТНИК ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ; ВЕТЕРАН ТРУДА____________________________________________________
_________________________________________________________________________
Ученая степень_ - НЕТ-__________________________________________________________
Ученое звание____-НЕТ-_______________________________________________________
Телефон рабочий_4304184____________________Телефон домашний_4308021 ________________
Телефон мобильной связи ____8 921 3616856______________________________
E-mail:___ШКОЛЫ – school53@spb.edu.ru__________________________
Почтовые реквизиты для получения авторского экземпляра(ов) журнала:
«_____»____________________20____г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья «Музейная педагогика как основа включения обучающихся начальной школы в предметно-образное поликультурное пространство Донского края»
Музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея, становится всё более привычной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личност...
Статья "Интегрированные уроки в процессе обучения младших школьников. Музейная педагогика и музыка."
Данная статья посвящена значению интегрированных уроков для учащихся начальных классов. В ней приведен личный опыт работы учителя....
статья "Музейная педагогика"
В статье говорится, что целью создания и деятельности современного школьного музея является содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы, поддержке творческих спос...
Статья "Формирование метапредметных компетенций у младших школьников средствами музейной педагогики"
В статье рассматривается история появления термина "музейная педагогика", особенности подходов в нашей стране и других странах, современная трактовка. А также автор рассказывает о своей рабо...
Статья " Музейная педагогика в действии"
О влиянии музейной педагогики на воспитание подрастающего поколения.Какие цели и задачи ставит перед собой учитель, проводя нетрадиционные уроки и внеклассные мероприятия в школьном музее....
статья на тему Музейная педагогика в начальной школе в соответствии с ФГОС .
Музейная педагогика – это использование культурного, исторического и научного наследия в процессе воспитания и обучения детей.Основными задачами такой работы являются:Развитие познавательно...
М.К. Приятелева.Формирование гражданской идентичности субъектов образовательных отношений средствами музейной педагогики(статья,с.40).
Отмечается роль школьного музея в воспитании подрастающего поколения....