Статья "Интегрированные уроки в процессе обучения младших школьников. Музейная педагогика и музыка."
статья по музыке (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Голубева Елена Александровна

Данная статья посвящена значению интегрированных уроков для учащихся начальных классов. В ней приведен личный опыт работы учителя.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Интегрированные уроки в процессе обучения младших школьников. Музейная педагогика и музыка»

Голубева Елена Александровна. ГБОУ лицей №64 Приморского района Санкт-Петербурга. Учитель музыки

Данная статья посвящена значению интегрированных уроков для учащихся начальных классов. В ней приведен личный опыт работы учителя.

Общество постоянно нуждается в людях высокообразованных, творческих, инициативных, способных мыслить по-новому, умеющих принять самостоятельные нестандартные решения. И школа, воспитывая, обучая должна отвечать требованиям времени.

Сегодня перед общеобразовательной школой поставлена серьезная задача улучшения качества обучения и воспитания учащихся, и решающее значение в развитии ребенка принадлежит занятиям, способствующим обучению, усвоению знаний, формированию умений и навыков, предусмотренных программой обучения в начальной школе.

В повышении результативности обучения в начальных классах, воспитательной значимости предметов наряду с другими методическими вопросами большое значение имеет использование меж предметных связей.

Понятие "межпредметные связи" в литературе характеризуется по-разному. В "Педагогической энциклопедии" оно определяется как взаимная согласованность учебных программ по различным предметам. Межпредметные связи взаимно учитывают общее между предметами, как в содержании, так и в учебно-воспитательном процессе. При их систематическом и целенаправленном осуществлении перестраивается весь процесс обучения, то есть они выступают как современные принципы, которые ведут к интеграции (объединению, слиянию в известных пределах в одном учебном предмете обобщенных знаний той или иной области). Под интеграцией понимается сближение и связи наук, составление отдельных систем в единое целое.

Проблема интеграции по-прежнему остается актуальной в наше время в процессе обучения. Системный подход является основой интеграции знаний. Понятия "система" и "интеграция" близки.

Интеграция – объединение в целое каких-либо элементов. Применительно к системе обучения интеграция предполагает создание у школьника целостного представления об окружающем мире.

Идея интеграции образования все настойчивее заявляет о себе и заставляет педагогов искать эффективные пути ее реализации. На сегодня обозначился ряд различных подходов и направлений в данной области: интеграция через поиск межпредметных связей; тематическое планирование по принципу одновременного прохождения сходных тем в разных учебных дисциплинах; разработка новых учебных курсов, соединяющих в себе информацию из разных предметов. Все это свидетельствует о необычной актуальности самой проблемы интеграции.

 При организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением разных знаний: литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления. Методика интегрированного урока обеспечивает деятельность учителя и ученика на уровне субъектных отношений, в результате которых возникают возможности для совместного творчества и саморазвития участников образовательного процесса.

Таким образом, актуальность проблемы интеграции социально обусловлена и вызывает необходимость изменений в обучении подрастающего поколения, повышения качества знаний, практических умений, уровня воспитанности, познавательной потребности.

Интегрированные уроки должны отвечать следующим требованиям: во-первых, урок должен дать ребёнку самые различные знания, во-вторых, учитель должен повысить познавательный интерес школьников, в-третьих, урок должен активизировать мыслительную деятельность учащихся, и, наконец, дети должны проявлять творческие способности, ум.

Можно выделить следующие положительные моменты в проведении интегрированных уроков:

а) эти уроки позволяют преподнести учебный материал глубже, показав его с различных сторон (литературы, музыки, изобразительного искусства).

б) такие уроки способствуют прочному овладению знаний, повышению интеллекта детей.

в) дают возможность более эффективно провести закрепление, обобщение знаний.

г) широко решают цели и задачи учебно-воспитательного процесса.

Создавать интегрированные уроки трудно, но очень интересно. Надо творить, стремиться делать учение посильным и интересным, постоянно повышать уровень профессионального мастерства.

Интеграция – большая возможность расширения средств развития воспитывающей и развивающей стороны обучения.

Воспользовавшись мудрыми строчками С. Я. Маршака, можно сказать, что школа должна так воспитывать своих учеников, чтобы «добрым был ум у них, а сердце было умным». Поясню, что в процессе своей работы с учащимися я пришла к выводу, что развитая эмоциональная сфера учащихся стимулирует и умственную деятельность. Большой эмоциональный заряд даёт общение с искусством.

Искусство - необходимая часть жизни человека. Искусство - это его душа. «Проблема духовности стоит очень остро в нашем обществе» - повторяем мы постоянно и ищем пути решения этой проблемы в правильном воспитании Человека уже в самом начале его пути. В детстве. Входя в нашу жизнь, прежде всего через воспитание и обучение в семье и школе, через самоопределение личность, искусство формирует культуру чувств, а это - богатство и разнообразие переживаний, умений владеть собой и находить выход в нестандартной ситуации, способность понимать другого и сопереживать ему. Следовательно, общение с искусством, а точнее, его восприятие является непременным условием здорового развития души ребёнка.

Поэтому меня заинтересовала разработанная ГРМ программа «Здравствуй, музей!»

Когда я прослушала курсы в Гуманитарном центре Русского музея, у меня появилась идея создать в нашем физико-математическом лицее, где та и другая сферы должны быть развиты, кружок «Здравствуй, музей!» (в сетку занятий школа не имеет возможности поставить этот курс). Но внеклассной работой я не ограничиваюсь, так как элементы, эпизоды, некоторые находки из занятий кружка я ввожу в уроки музыки.

С учащимися мы рассматриваем не только данные программой по музыке картины художников, но и рассматриваем мной предложенные художественные образы. Даю краткую информацию о художниках. Стараюсь найти интересные факты из их жизни. При разборе картины находим с детьми много связей между живописью и музыкой. Дети начинают понимать, что создание того или иного вида искусства - это долгий, интересный, кропотливый процесс. От занятия к занятию, замечаешь, как дети развиваются, расширяют словарный запас, учатся грамотно формулировать мысли, выстраивать фразы, свободно говорить, участвовать в обсуждении различных тем, высказывать интересные суждения, иногда весьма неординарные. Кому-то это может показаться незначительным достижением, но ведь надо учитывать, что сегодняшним детям, выросшим на рекламе, видеоклипах и компьютерных играх, становится трудно связно мыслить и рассуждать, им не хватает для этого ни запаса знаний, ни навыков.

Понять замысел художника, услышать музыку картины помогают пластические игры. Вот некоторые из тех игр, которые ребята выполняют.

К картине Репина И. Е. «Садко» я провожу игру «Танец морской травы». Под музыку, не сходя с места, дети произвольно двигаются, отражая характер музыки. Дети изображают водоросли, морских коньков, маленьких рыбок, осьминогов, крабов и других обитателей подводного мира.

К картине Врубеля М. А. «Тридцать три богатыря» провожу игру - упражнение «Тридцать три богатыря». Дети маршируют на месте, затем под музыку, ударяя в ладоши, отбивают ритмический рисунок.

К картине Кустодиева Б. «Масленица» провожу игру «Живая картина». Дети стараются воспроизвести композицию картины и по очереди показывают свои «композиции». Предлагают исполнить музыку, которую они слышат в этой картине.

Ребята ведут тетрадь по музыке и в ней выполняют творческие работы, например, рисуют образы музыкальных или художественных произведений.

Взаимосвязь музыки и музейной педагогики позволяет детям расширять их кругозор, развивает познавательную деятельность, дает возможность свободно самовыражаться.

 Учащимся 4-х классов предлагается в течение года подключиться к проекту «Музыкальная страничка». Это самостоятельная работа учащихся. По размеру работа должна быть не больше страницы А-4. Рассказать можно об одном выбранном композиторе или об одном музыкальном произведении (опере, балете, симфонии), а так же можно рассказать интересный факт или историю из жизни музыканта. Рассказ может быть об одном музыкальном инструменте или  музыкальном оркестре. Дополнительно, к работе можно представить фотографии, картины или рисунки).

Таким образом, интеграция в обучении способствует реализации поставленных перед образованием целей и задач, направленных, в свою очередь, на развитие творческой, гармоничной личности ребенка.

Список литературы:

1Бахарева Л. Н. «Интеграция учебных занятий в начальной школе» (Начальная школа-1991-№8)

2 Боярчук В. Ф. «Межпредметные связи в процессе обучения» (Волгоград, 1988)

3 Грищенко Н. В. «Интегрированные уроки - одно из средств привития интереса к учебным предметам» (Начальная школа, 1995-№11)

4 Куденко Н. И. «Интегрированный урок чтения и музыки» (Нач шкю-1995г.)

5 Лялина В. Н. «Интегрированные уроки- одно из средств развития интереса к учебным предметам» (Начальная школа- 1995г)

6 Лысюк В. Г., Ефимов П. Г. «Художественный образ и его пластическое воплощение» (Санкт- Петербург, 2001г)

7 Столяров        Б. А. «Музыка в музее» (Санкт- Петербург, 2008г.)

8 Соколова Н. Д., Столяров Б. А., Бельфор Н.Н. «Мир музея» (Санкт- Петербург СпецЛит, 2000г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности использования ИКТ в процессе обучения младших школьников.

Статья "Возможности использования ИКТ в процессе обучения младших школьников"...

Использование информационных технологий в процессе обучения младших школьников по программе УМК "Перспективная начальная школа".

УМК «Перспективная начальная школа» предусматривает активное использование ИКТ не только учителем, но и самими учащимися. Применение ИКТ на уроках позволяет учитывать менталитет современного шко...

Компьютерные технологии в процессе обучения младших школьников.

Выступление на ШМО о необходимости применения в работе педагога компьютерных технологий....

Универсальные учебные действия и способы их формирования в процессе обучения младших школьников

Универсальные учебные действия и способы их формирования в процессе обучения младших школьников...

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ, МУЗЫКИ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 3 КЛАССЕ

В статье раскрываются преимущества интегрированных уроков. Такие уроки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогают формированию навыков грамотной устной и пи...

Использование дифференцированных заданий в процессе обучения младших школьников решению текстовых задач на уроках математики

Тре­бованиями сегодняшнего дня являются дифференциация и индивидуализация образовательного процесса. Принцип работы над развитием всех учащихся, как сильных, так и слабых, подтверждает высокую гум...

« Создание ситуации успеха на уроках, как необходимое условие процесса обучения младших школьников»

Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия «успех» и «ситуация успеха». Ситуация &ndash...