статья "Музейная педагогика"
статья на тему

Манаенкова Любовь Александровна

В статье говорится, что целью создания и деятельности современного школьного музея является содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы, поддержке творческих способностей учащихся, формированию у них интереса к отечественной истории и культуре. Современный музей — это не только учебный кабинет в школе, это один из воспитательных центров открытого образовательного пространства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В современном образовании актуальной является проблема поиска и развития технологий, интегрирующих как общеобразовательный, так и региональный компонент. На наш взгляд, к ним относится музейная педагогика, под которой мы понимаем междисциплинарную область научного знания, изучающую содержание, принципы, цели, задачи, методы и формы реализации образовательной деятельности музеев, ориентированную на передачу культурного опыта новому поколению и способствующую развитию гармоничной, целостной личности. Среди деятелей конца XIX — начала XX в., создавших теоретический фундамент для осмысления образовательной деятельности музея, хотелось бы отметить работы основоположников русской экскурсионной школы (Н.А. Гейнике, И.М. Гревса), сторонников использования в образовании   деятельность музеев (М.В. Новорусского, Н.Д. Бартрама, А.У. Зеленко), создателя системы эстетического воспитания в художественных музеях (А.В. Бакушинского). В то время как формы деятельности  современных музеев традиционны: экскурсии, дидактические и творческие выставки, музейные кружки и клубы, — сегодня в школах активно используются и способы организации образовательного процесса, связанные с музейной педагогикой: занятия на экспозиции, классно-аудиторные и практические занятия.  Для этого педагоги реализуют следующие музейно-педагогические программы для учащихся:  музейные уроки и игры, а также применяют интерактивные экспонаты. Современная музейная педагогика направлена на приобщение подрастающего поколения к музею и его культуре с раннего возраста, что способствует активизацию творческих способностей личности. В результате создается многоступенчатая                    система музейного образования. Г.В. Вишина в своем исследовании рассматривает музейную педагогику как направление развития системы дополнительного образования, раскрывая новые функции музейного педагога в функциональной совокупности школа — музей — вуз. Реформирование в области школьного образования во второй половине XIX в. в России способствовало появлению нового вида учебного музея — школьного. Первые такие музеи создавались для обеспечения школ наглядными пособиями (картами, чучелами, муляжами и т.д.). Фактически они были своеобразной иллюстрацией к учебникам. Сейчас же целью создания и деятельности современного школьного музея является содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы, поддержке творческих способностей учащихся, формированию у них интереса к отечественной истории и культуре. Современный             музей — это не только учебный кабинет в школе, но один из воспитательных центров открытого образовательного пространства. Школьный музей является своеобразным учреждением, поскольку он собирает экспонаты собственными силами, они появляются в результате целенаправленно поисково-исследовательской работы актива учащихся. Деятельность музея во многом зависит от того, насколько актив школьников способен системно вести поисковую, фондовую, экспозиционную и просветительскую работу. Организация музея является одной из форм проявления и инициативы обучающихся.   Одна из важнейших целей музейной деятельности — формирование у учащихся чувства ответственности за со хранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за свое Отечество, школу, семью. Важно отметить, что функции сельского школьного музея гораздо шире, чем, например, в городе. Своеобразны и формы работы музейных руководителей с детьми: акции, проекты, экспедиции, временные выставки, конкурсы. Принципы работы школьного музея основаны на связи с учебно-воспитательным процессом школы, на использовании школьного музея в качестве базы для проведения научно-исследовательской работы, постоянной работе с фондами (учет, хранение, экспонирование собранных материалов), широких связях с общественностью, краеведами, ветеранами войны и труда, педагогами школы. Важна организация постоянного взаимодействия с государственными краеведческими музеями, архивами.   Его образовательно-воспитательная деятельность обладает определенной спецификой: если в государственных музеях ее осуществляют штатные сотрудники, то в школьном — педагог и учащиеся. Работа в музее позволяет ученикам приобрести практические навыки поисковой фондовой деятельности (описывать и классифицировать исторические источники, сопоставлять исторические факты), способствует выработке ораторского искусства, формирует культуру речи (когда учащиеся выступают в роли экскурсоводов), позволяет им примерить разные социальные роли (хранителя, посетителя и т.д.), а участие в Совете школьного музея прививает навыки управленческой деятельности. В результате формируется важное для сов ременного молодого человека качество — коммуникабельность. Особенность школьных музеев — их краеведческий характер, связь с историей и природой, культурой конкретного населенного пункта. К школьным музеям         исторического профиля могут быть отнесены как музеи, изучающие историю города, села,            деревни, а также школы. Школьный музей может изучать жизнь и творчество писателей, родившихся и живших в данной местности, но малоизвестных или незаслуженно забытых.   Музеи школ можно условно разделить на несколько групп: этнографические; музеи «имени героя»; музеи, открытые в честь какого-либо события; музеи боевой славы; музеи истории школы, населенного пункта. В  Мучкапском  районе Тамбовской области практически в каждой школе есть музейные уголки, комнаты или музеи. Школьные музеи являются общественными и не финансируются государством. Их экспонаты связаны с изучением природы, истории и культуры населения района. Обязательное условие для функционирования школьного музея — постоянный актив учащихся (Совет музея), способный вести под руководством педагогов систематическую поисково-исследовательскую работу, участвовать в комплектовании, учете, хранении фондов и экспонировании собранных материалов. Музей должен иметь свое помещение и инвентарь, а в его деятельности должны прослеживаться элементы социального партнерства. Так, интересно проходят экскурсии по деревне или селу, которые проводят  сами учащиеся. Школьные музеи рассказывают об их жизни. Музей  нашей школы в своих экспозициях отражает этапы развития образовательного учреждения, которые тесно связаны с историей нашей страны. Современная история школы начинается с 1938 г., когда семилетняя школа была преобразована в среднюю. Через  три года началась Великая Отечественная война. Первые выпуски учеников , а также педагоги ушли на фронт. Большинство погибли. Эту часть школьной истории  по крупицам  собирали учителя и ученики. Была собрана информация об ушедших на фронт односельчанах — учителях и выпускниках  Шапкинской  школы. Проводились встречи с ветеранами и их родственниками, велась переписка с активистами школьных музеев, расположенных в тех областях России, где сражались или были похоронены односельчане. Традиционно посещение музея истории школы сопровождалось экскурсией. В последнее время интерес к этой форме работы снизился и возникла необходимость в проведении интерактивных экскурсий, в ходе которых ученики сами добывают новые знания. Разработка и реализация проектов по материалам музея помогает современным учащимся в формировании социально-культурной позиции. Они пробуют себя в роли следопытов, экскурсоводов, артистов, носителей информации. Новые интерактивные формы деятельности музея легли в основу разработки программы «Наследие».  В основе программы — акции, которые проходят в школе: «Я — гражданин России», «Во славу Отечества» и др. Во время их проведения в школе организуются конкурсы и экскурсии, в частности интерактивные, в ходе которых учащиеся становятся активными участниками событий, проживают их.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

 1. Вишина Г.В. Музейная педагогика как направление развития системы дополнительного образования: Дис. канд. пед. наук. Липецк, 1999.

2. Зеленко А.У. Школьные музеи // Сборник для народного учителя. № 20. М., 1908.

 3. Казанцева О.А. Школьный музей как потенциал развития краеведения Воткинского района Удмуртской Республики // Историческое краеведение и музееведение в дополнительном образовании учащихся: Сб. ст. Ижевск, 2011.

 4. Корепанова М.Г. Роль музейной педагогики в процессе повышения социальной активнос ти подростков // Научноисследовательские публикации. 2015. № 5 (25).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные идеи гуманно-личностной педагогики.

Методические приёмы, применяемые в практике....

Режиссура урока: приёмы социоигровой педагогики в начальной школе.

В настоящее время в школах идет реализация образовательного процесса в начальной школе, соответствующего стандартам общего образования второго поколения. Общие тенденции развития образования – это зна...

Воспитание младших школьников на традициях народной педагогики

В данной статье раскрываются формы и методы  воспитания нравственных качеств младших школьников на примерах краеведческого и культурно-патриотического напрвлений патриотического воспитания...

Подвижная игра с дидактической направленностью как средство педагогики оздоровления

Подвижная игра с дидактической направленностью  как средство педагогики оздоровления ...

Экологическая тропа-интерактивно-методическая форма экологической педагогики.

В условиях дефицита социально-ориентированных наглядных пособий и экскурсионных маршрутов по экологическому образованию идет  разработка новых интерактивных художественно-психологических методиче...

Интегрированный урок по музейной педагогике и изобразительному искусству для учащихся 3 класса: " В мастерской художника - живописца. Краски".

Конспект урока разработан в системе  интегрированного курса занятий музейно-педагогической программы "Здравствуй, музей!" и изобразительного искусства. Материалы урока могут быть испол...

статья "Родной язык — сильнейший фактор народной педагогики"

Проблема развития калмыцко – русского двуязычья чрезвычайно важна не только для многонациональной России, она не менее актуальна и для образовательных систем современного мира....