статья «Музейная педагогика как основа включения обучающихся начальной школы в предметно-образное поликультурное пространство Донского края»
статья (4 класс) на тему
Музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея, становится всё более привычной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе. Она даёт человеку возможность практически освоить духовный опыт предшествующих поколений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Щербакова Ольга Владимировна
учитель начальных классов, МБОУ СОШ №77, п. Казачьи Лагери, Ростовская
«Музейная педагогика как основа включения обучающихся начальной школы в предметно-образное поликультурное пространство Донского края»
Одна из наиболее ярких черт российского национального характера - патриотизм. Прежде всего, это высокая гуманистическая направленность российской патриотической идеи, веротерпимость, соборность и законопослушание, общность как устойчивая склонность и потребность россиян к коллективной жизни, особая любовь к родной природе. Как же в современных условиях в нашей стране можно воспитывать высоко нравственных, духовно богатых, достойных граждан и патриотов?
Основной путь - это образовательно-воспитательный процесс в школе, где ребенок находится значительную часть времени.
Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям. Все родители хотят, чтобы их ребенок был добрым, умным, порядочным и благовоспитанным.
Мир, окружающий ребёнка, постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребёнка (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде.
Одним из принципов обновленного содержания образования является его регионализация – опора на национальные, исторические, культурные, хозяйственные традиции региона, особенности его развития в настоящее время, учёт наиболее значимых социальных ситуаций. Влияние искусства на человека не может быть заменено ничем другим, поскольку оно обладает только ему присущими свойствами.
Музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея, становится всё более привычной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе. Она дает человеку возможность практически освоить духовный опыт предшествующих поколений, вырабатывает мировоззрение, воспитывает гуманность, развивает эмоциональную сферу личности, воображение, мышление.
Стремление к гуманитарному обновлению образования, ориентированному на сотрудничество музея и школы, на создание любительских тематических музеев – суть новой образовательной парадигмы XXI века. Музей обладает большим образовательным потенциалом, производя отбор событий, фактов, людских судеб через функцию документирования, выступая в качестве источника информации о людях и событиях, способен воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности, так как роль исследователей истории выполняют не только взрослые, но и дети под руководством взрослых.
В воспитании россиянина — гражданина и патриота — особо важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Ценности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и иных коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха. Для того чтобы достичь поставленных результатов воспитания школьников, согласно концепции духовно-нравственного развития, в нашей школе МБОУ СОШ №77 вот уже на протяжении нескольких лет успешно организован и работает школьный музей «Боевой славы». В честь доблестного воина школа с гордостью носит имя героя России Петрушко С.И.
В своей работе использую коммуникативные, исследовательские и игровые технологии. На внеурочных занятиях через игру, анализ ситуаций, взятых из жизни, через проявление творческих способностей помогаю учащимся познать себя и окружающий мир, через посещения музеев Донского края. Учу детей ценить и уважать труд людей, свободу свою и чужую, любить всё живое, терпимо относиться к окружающим.
Музей истории донского казачества, расположенный в столице Донского казачества г.Новочеркасске - первый музей на Дону и Юге России. Он воплотил в себе результат многолетних усилий прогрессивной общественности края, стремившейся к изучению и увековечиванию истории Отечества, стал фактором выражения высокого национального самосознания донских казаков и основным направлением в работе по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию учащихся.
Мемориальный дом-музей художника-баталиста
Митрофана Борисовича Грекова
В нашем городе сохранилась добрая память о выдающемся художнике. Это событие, связанное с увековечиванием памяти Грекова состоялось 65 лет назад. Создан музей на улице Песчаной в г.Новочеркасске.
В 35 км от Ростова-на-Дону вверх по реке Дон, на правом берегу находится станица Старочеркасская, бывшая столица донских казаков – город Черкасск. Хранителем казачьей старины, ее памятников и истории является Старочеркасский музей-заповедник, который был образован по инициативе писателя М.А. Шолохова Постановлением Совета министров РСФСР от 30 декабря 1970 года.
Войсковой Атаманский дом в Новочеркасске, называемый также Атаманским дворцом - это памятник гражданской архитектуры XIX века и, вместе с тем, уникальное по своей роли в истории Войска Донского место. На протяжении более чем полувека в его стенах решались все важнейшие вопросы войсковой жизни. Именно здесь останавливались в дни своего пребывания на Дону Высочайшие Особы, среди них Государи Императоры Александр II, Александр III, Николай II. Исключительная роль принадлежит Атаманскому дворцу в событиях гражданской войны на Юге России как месту нахождения боевого штаба руководителей контрреволюции. В советское время дворец был местом нахождения городских властей. Наконец, в марте 2001 года, это историческое здание было передано Музею истории донского казачества.
Вдумчивое отношение к прошлому всегда делает нас более справедливыми по отношению к настоящему, к нашей современности, и, чтобы по достоинству оценить это настоящее, необходимо знать историю своего края, народа, о событиях седой старины, о жизни наших далеких предков, всё то, что продолжает жить в сознании народа и входит в сокровищницу нашего искусства. Музеи Донского края – это наше наследие.
Литература
1.Гайдина Л.И. Патриотическое воспитание. – М.:ВАКО, 2009 год.
2.Данилюк А.Я. и др. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. /Вестник образования.-2009. - №17.
4.О воспитательном компоненте ФГОС второго поколения /Воспитание школьников. 2009. - №8 – 10 -16с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья с методическими рекомендациями по педагогике "Формирование экологической культуры учащихся начальной школы"
Острота современных экологических проблем выдвинула перед школой задачу воспитания молодого поколения в...
статья "Музейная педагогика"
В статье говорится, что целью создания и деятельности современного школьного музея является содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы, поддержке творческих спос...
Статья " Музейная педагогика в действии"
О влиянии музейной педагогики на воспитание подрастающего поколения.Какие цели и задачи ставит перед собой учитель, проводя нетрадиционные уроки и внеклассные мероприятия в школьном музее....
Форум "Духовно-нравственное развитие мл. школьников в поликультурном пространстве Донского края"
15 марта 2017 года РИПКиППРО проводил форум в стенах школы №77 г.Ростова -на-Дону.Куда были приглашены учителя из всех районов нашей области.в конференцзале была представлена программа форума,с ...
Статья "Роль групп продлённого дня для обучающихся начальной школы с ТНР"
В современных условиях работы группы продленного дня для школьников с тяжелыми нарушениями речи является одним из инструментов воспитания:-личности каждого ребенка,как сознательного, здорового ч...
Статья "Музейная педагогика в школе".
Материал о возможностях музейной педагогики в образовательном процессе....