Статья "Формирование метапредметных компетенций у младших школьников средствами музейной педагогики"
статья

Минченкова Ольга Викторовна

В статье рассматривается история появления термина "музейная педагогика", особенности подходов в нашей стране и других странах, современная трактовка. А также автор рассказывает о своей работе по созданию "музеев одного дня", которая помогает формированию у обучающихся метапредметных компетенций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_statya.docx19.87 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование метапредметных компетенций у младших школьников средствами музейной педагогики

Понятие «музейная педагогика» зародилось в XIX- начале XX вв., оно по-разному трактовалось исследователями и трансформировалось под воздействием представлений о роли музея в процессе обучения и воспитания.

Большое значение для формирования музейной педагогики имел опыт образовательной деятельности музеев Англии и США, где были впервые разработаны программы для разных категорий посетителей музеев.

Но именно в Германии были заложены основы музейной педагогики.

Термин «музейная педагогика», который, как установила Е.Б. Медведева, впервые употребил в своей книге «Музей – образование – школа» (1931) Г. Фройденталь, занимавшийся проблемами взаимодействия музея и школы. Он разработал специальную методику работы со школьниками, которая

включала подготовку детей к посещению музея и последующее закрепление почерпнутых там знаний и впечатлений на уроке.

Центральное место в этой методике, естественно, отводилось школьному

учителю, который стал рассматриваться как участник музейно-педагогического процесса.

Термин появился впервые в связи с обсуждением проблем взаимодействия

музея и школы. В этом контексте он употребляется и А. Рейхвейном, руководителем отдела «Музей и школа» Берлинского музея немецкой

этнографии. Здесь в 1930–1940-е гг. впервые возникла и была проведена в жизнь идея создания специализированных экспозиций для детей,

построенных по принципу музеев-мастерских, где ребенок получал возможность самостоятельной творческой работы.

Создание специализированных детских экспозиций станет впоследствии одним из важнейших направлений музейной педагогики.

Таким образом, еще в довоенной Германии были разработаны и внедрены в практику важнейшие музейно-педагогические идеи, а затем появился

и сам термин, обозначавший первоначально особое направление

деятельности музея: участие в учебно-воспитательном процессе школы,

создание образовательных программ для детей.

В России в первой половине ХХ в., теоретическими вопросами просветительской деятельности отечественных музеев занимались А. В. Луначарский, П. А. Флоренский, Ф. Шмидт, Н. И. Романов, Н. Ф. Федоров,
А.В.Бакушинский. 
Особый вклад в музейную педагогику внес А. Бакушинский. Рассматривая работу в музее как педагогический процесс, А. Бакушинский исходил
из строгого соблюдения возрастной специфики зрителя, в котором 
видел не «объект воздействия», а прежде всего партнера.

Заслуга Бакушинского состоит в том, что он первым в России осмыслил концептуальный подход к художественному развитию ребенка средствами музейной и школьной среды, сделав попытку объединить профессиональное искусствоведение и педагогическую практику.

На данный момент, музейная педагогика рассматривается также как интегративная и качественно новая сфера образовательной деятельности и как инновационная педагогическая технология.

Музейно-педагогические технологии - это искусство воздействия

на личность посетителя экспонатом, музейной средой, музейной

информацией, талантом научного сотрудника.

Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.

К сожалению, учитель не всегда имеет возможность привести детей в музей и провести «музейный урок», поэтому можно создать атмосферу музея в классном кабинете.

Мы с обучающимися создаем «музеи одного дня». Сначала определяется тема будущего музея. В рамках урочной и внеурочной деятельности ведется большая подготовительная работа. Обучающиеся распределяют между собой роли: директор музея, заместитель директора, экскурсоводы, художники – оформители, рекламщики, контролеры, охранники. Класс делится на зоны – музейные залы, им даются названия. Проводится предварительное анкетирование по данной теме. Собираются экспонаты для музея, для каждого экспоната делается этикетка. Художники-оформители рисуют вывески с названиями залов, эскиз входного билета, который потом распечатывается достаточным тиражом. Также художники создают афишу – приглашение в музей. Рекламщики заранее распространяют билеты по классам. Экскурсоводы составляют текст экскурсии по своему залу. Руководят работой директор музея и его заместитель. Накануне открытия музея экспонаты занимают свои места на полках, партах и стеллажах.

В день работы музея приходят все желающие – с классами и отдельно. Контролеры проверяют билеты, охранники следят за порядком. Экскурсоводы проводят экскурсии, не забывая познакомить посетителей с правилами поведения в музее. Кроме обычных залов, дважды мы создавали виртуальный зал. Был опыт проведения викторины в одном из залов, результаты которой обрабатывались, а на следующий день победителям вручались грамоты, сделанные своими руками. Вот названия «музеев одного дня», которые мы создавали: «Морской мир», «Лягушки», «Наши домашние питомцы».

Считаю, что в результате такой работы у обучающихся формируются метапредметные компетенции, поскольку происходит включение каждого обучающегося в разные виды деятельности, создаются условия для их личностного роста. Осуществляя совместную познавательную и творческую деятельность, обучающиеся имеют возможность реализовать свой творческий потенциал, формируется коммуникативная компетенция.

Каждая из задач в музейно-педагогическом процессе имеет две составляющие: познавательную и эмоциональную. У обучающихся формируется представление о музее, кроме этого они получают предметные знания по теме музея. Проходя все этапы создания «музея одного дня», дети получают новые впечатления и опыт общения с разными людьми. У обучающихся формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее, таким образом формируется информационная компетенция.

Совместная творческая деятельность создает благоприятные условия для формирования ключевых компетенций: коммуникативных,

информационных и личностных.


Литература:

  1. Юхневич, М.Ю. Я поведу тебя в музей / М. Ю. Юнхевич - М.: Рос. ин-т культурологии, 2001- 223с.
  2. Артемов Е.Г. Музейно-педагогические технологии. Пособие-

справочник. Изд. 2-е, доп. ФГУК ГМПИР. СПб., 2006 - 32 с.

  1. Казанцева В. В. Музейная педагогика как технология в школьном историческом образовании [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 193-196.
  2. Пляскина С. А. Формирование метапредметных компетенций у младших школьников // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 937-939. — URL https://moluch.ru/archive/132/36984/

Интернет ресурсы:

  1. https://infourok.ru/muzeynaya-pedagogika-kak-innovacionnaya-pedagogicheskaya-tehnologiya-666929.html
  2. http://kladraz.ru/blogs/larisa-vladimirovna-krasheninikova/muzeinaja-pedagogika-kak-inovacionaja-pedagogicheskaja-tehnologija.html
  3. https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2013/11/19/muzeynaya-pedagogika-kak-innovatsionnaya-pedagogicheskaya
  4. https://www.o-detstve.ru/forteachers/kindergarten/methodology/19645-tehnologii-muzejnoj-pedagogiki-v-usloviyah-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  5. https://roskoshnaya-ds27-schel.edumsko.ru/articles/tehnologiya_muzejnoj_pedagogiki
  6. https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8455/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: Воспитание личности младших школьников средствами театральной педагогики.

Воспитание личности младших школьников средствами театральной педагогики. «Для того, чтобы воспитатьв ребенке личность, нужночтобы он прикоснулся кроли творца». Каждый педагог должен стремит...

«Формирование метапредметных (личностных) результатов младших школьников средствами учебного предмета «Физическая культура» в условиях введения ФГОС»

Данная разработка представляет собой опыт формирования личностных результатов младших школьников на уроке "Физическая культура". В ней представлены интересные методики, формы работы на учебных занятия...

Формирование основ патриотизма у младших школьников средствами музейной педагогики.

Хочу   рассказать, как  на различных уроках через предметы старины, фотографии, рассказы очевидцев, книги, газеты помогаю детям приобщиться к истории, культуре, музейным ценностям. Каки...

Формирование основ патриотизма у младших школьников средствами музейной педагогики.

Хочу   рассказать, как  на различных уроках через предметы старины, фотографии, рассказы очевидцев, книги, газеты помогаю детям приобщиться к истории, культуре, музейным ценностям. Каки...

Развитие проектных умений младших школьников средствами театральной педагогики

Развитие проектных умений младших школьников средствами театральной педагогики...

Формирование метапредметных компетенций у младших школьников средствами музейной педагогики

Возникновение понятия "музейная педагогика", создание атмосмферы музея в классе в рамках проектов "Музей одного дня"....