Методическая разработка (ОРКСЭ, 4 класс по учебнику "Основы светской этики") по теме: Урок «Совесть, стыд, долг».
методическая разработка (4 класс) по теме
Предмет - основы светской этики Класс - 4класс «В»
Тема урока : «Совесть, стыд, долг»
Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний.
Вид урока: Урок – диалог.
_______________________________________________________________
Цели урока:
- создать условия для формирования этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развивать нравственные ценности учащихся.
Прогнозируемые результаты: раскрыть смысл таких понятий, как «совесть», « стыд» и «долг», через художественные произведения и изобразительное искусство. Найти отличи в этих понятиях
Метапредметные результаты:
-участвовать в работе группы, договариваться друг с другом, предвидеть последствия коллективных решений;
-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; построение логической цепи рассуждений;
-формировать готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов решения трудностей.
Личностные результаты:
- развивать умения анализировать собственные поступки и признавать собственные ошибки, уметь отличать их ложные проявления.
Учебные материалы:
-интерактивная доска, презентация, учебник Основы светской этики 4-5кл ,тексты произведений к уроку (А.Гайдар «Совесть», В.А. Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой», Ю.Г. Карпиченкова «Бабушка- медведица и внучка»)
Ход урока
1.Актуализация знаний
На прошлом уроке мы с вами познакомились с такими понятиями, как честь и достоинство. Давайте вспомним , что мы понимаем под этими качествами человека.
2.Мотивация учебной деятельности
Стихотворение Александра Яшина (слайд 1)
В несметном нашем богатстве
Слова драгоценные есть:
Отечество, Верность, Братство
И есть еще – Совесть и Честь.
Учитель. Для чего нам совесть?
Учитель. Можем ли мы назвать совесть нашим помощником?
Учитель. В чём она нам помогает?
На все эти вопросы мы с вами попытаемся найти ответы.
3. Работа по теме урока
-Ребятам даётся задание прочитать произведение А. Гайдара « Совесть»
(слайд 2)
Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу.
Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.
Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами.
А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить.
- Несчастный прогульщик! - строго сказала она. - И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?
- Нет! - удивленно ответил малыш. - Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.
Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.
А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.
Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.
Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.
После прочитанного учитель предлагает ребятам дискуссию по следующим вопросам:
-Что вы можете сказать о Нине?
-Почему очень тяжело было на её сердце?
Как вы понимаете выражение «беспощадная совесть»?
Учитель: предлагает ребятам обратиться к словарю В.и. Даля . Какое он даёт нам определение этому понятию?
Совесть - нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение ..Учитель: Первым , кто попытался понять, что такое совесть , был древнегреческий философ Демокрит. В то время ещё не было слова « совесть», и Демокрит писал, что это переживание связано со стыдом, но отличается от него. (слайд 3)
Понятие «Совесть» рассматривается в живописи.
Обратимся уже к знакомому нам художнику Н.Н.Ге.
Николай Николаевич Ге (1831 – 1894). «Иуда» («Совесть») (1891).(слайд 4)
Учитель: Внимательно рассмотрите картину .Какое настроение она вызывает, чувства? Какие цвета красок выбраны для изображения одиноко-стоящей фигуры? Какой фон?
Учитель: В картине «Совесть. Иуда» (1891) одинокая согбенная фигура стоит на ночной дороге, зябко кутаясь в одеяние, обреченно обтягивая его на себе, как саван. Уже никогда не согреться тому, кто предал своего Учителя и Бога. Уже брошены ненужные тридцать сребреников, осталось только пойти и повеситься, покончив с этой загубленной жизнью…
Сам Ге воспринимал библейские образы с нравственно-моральной, а не религиозной точки зрения, но от взглядов мастера не меняется суть его великой картины, как не меняются и чувства Иуды, так точно переданные художником. Чем бы ни руководствовался апостол – за его проступок заплачена самая высокая цена. Иуда потерял все, чем до этого жил: Учителя, единомышленников, идею, друзей, потомков, истину, веру, надежду, любовь и жизнь. Единственное, что у него осталось, совесть.
Впереди тусклый свет от удаляющейся процессии, уводящей Христа. Стихают шаги, голоса, и на ночной дороге остается одинокая фигура. Иуда не решается идти вслед за всеми, слишком тяжел груз предательства на его душе. Он стоит в нерешительности, осознавая весь ужас своего поступка, и уже не сможет простить и оправдать самого себя. Теперь перед ним тьма. Только луна мертвенно светит ему в спину. Очередной талантливо проявленный художником безвозвратный Рубикон с сожженными мостами.
Одинокая фигура Иуды на пустой дороге – как олицетворение совести.
Учитель: ребята, перед вами произведение В.А. Сухомлинского , прочитайте и подумайте. Как можно его озаглавить? (ребята предлагают варианты).Вы правы В.А. Сухомлинский назвал своё произведение «Стыдно перед соловушкой (слайд 5)
"Стыдно перед соловушкой" В.А. Сухомлинский
Оля и Лида пошли в лес. Они устали и сели на траву отдохнуть и пообедать.
Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки поели, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.
Соловей перестал петь. Лида собрала остатки своей еды и хлебные крошки и положила в сумку.
- Зачем ты берёшь с собой этот мусор? - сказала Оля. - Брось в кусты. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.
- Стыдно... перед соловушкой, - тихо ответила Лида.
Учитель:- Объясните, почему Лиде стало стыдно перед соловушкой?
Учитель подводит ребят к выводу:. Стыд- это тяжёлое переживание позора перед другими людьми за свои поступки, поведение, а совесть- это стыд перед самим собой.
Учитель: По мнению древнегреческого философа Демокрита, надо стыдиться не только плохих поступков, но даже дурных мыслей и речей.
Учитель: Анализируя поступки девочек из двух произведений, можно ли сказать, что переживания в результате которых, человек испытывает совесть и стыд, являются движущей силой в процессе самовоспитания человека.? (дети рассуждают, доказывая свои ответы )
Учитель: Да, совесть –это наш внутренний судья.
-Подумайте , почему совесть действует иногда сильнее на человека, чем написанные законы?
Учитель : Я хочу предложить вам прочитать ещё одно произведение(сказку) Ю.Г. Карпиченковой
«Бабушка- медведица и внучка»
Учитель: Почему стало стыдно юной медведице, ведь она единственная поступила правильно?
(дети размышляют на эту тему)
Учитель: подводит ребят к выводу, что стыдно бывает не только за свои поступки, но и поступки своих близких.
Учитель : Как должны были поступить близкие медведицы?
-Подумайте в чём ещё заключается ваш долг по отношению к близким?
Эту проблему рассматривал основоположник русской исторической живописи Антон Павлович Лосенко (1737 – 1773). Перед нами картина"Прощание Гектора с Андромахой (слайд 6)
То, что изобразил художник, происходило три тысячи лет назад в Древней Греции. Но картина Лосенко была близка русским зрителям. Она учила их тому, что важно во все времена: любить родину больше всего на свете. , написанная в год смерти художника и оставшаяся несколько незаконченной,— «Прощание Гектора с Андромахой».
У древних греков был великий поэт Гомер. В его поэме "Илиада" рассказывается о событиях давнего времени. Полчища врагов подступили к стенам города Трои. Вождь троянцев Гектор собирается начать бой. У городских ворот он прощается со своей женой, Андромахой. Она держит на руках маленького сына и умоляет мужа остаться дома. Но для Гектора свобода родного города дороже собственного счастья и собственной жизни. Он бросается на врагов и погибает.
Cюжет ее взят из VI книги «Илиады». Гектор, вождь и защитник осажденного ахейцами города Трои, отправляется на битву и прощается с женой и маленьким сыном.
...Гектор стремительно из дому вышел...
Он приближался уже, протекая обширную Трою,
К Скейским воротам (чрез них был выход из города в поле);
Там Андромаха супруга, бегущая, в встречу предстала...
Там предстала супруга, за нею одна из прислужниц
Сына у персей держала, бессловного вовсе, младенца,
Плод их единый, прелестный, подобный звезде лучезарной.
Тихо отец улыбнулся, безмолвно взирая на сына.
Подле него Андромаха стояла, лиющая слезы;
Руку пожала ему и такие слова говорила:
«Муж удивительный, губит тебя твоя храбрость! Ни сына
Ты не жалеешь, младенца, ни бедной матери; скоро
Буду вдовой я, несчастная? скоро тебя аргивяне,
Вместе напавши, убьют! а тобою покинутой, Гектор,
Лучше мне в землю сойти: никакой мне не будет отрады,
Если, постигнутый роком, меня ты оставишь». . .
Ей отвечал знаменитый, шеломом сверкающий Гектор:
«Все и меня то, супруга, не меньше тревожит; но страшный
Стыд мне пред каждым троянцем и длиноодеждной троянкой.
Если, как робкий, останусь я здесь, удаляясь от боя.
Сердце мне то запретит; научился быть я бесстрашным,
Храбро всегда, меж троянами первыми, биться на битвах.
Доброй славы отцу и себе самому добывая!
Но, да погибну и буду засыпан я перстью земною
Прежде, чем плен твой увижу и жалобный вопль твой услышу!»
Цитата намеренно приведена в отрывках — Лосенко не иллюстрировал Гомера, а лишь воспользовался отдельными мотивами великой поэмы, вложив в них совсем не то содержание, которое раскрывается в древнегреческом эпосе.
В основе замысла Лосенко лежит идея долга перед родиной и героического самопожертвования во имя отечества. Этой идее подчинено все решение картины.
Учитель: Ребята, как вы считаете, связаны ли понятия «совесть» , «долг»и стыд.
-Приходилось ли вам испытывать муки совести и было ли стыдно за свои поступки перед друзьями , близкими
4.Рефлексия учебной деятельности (слайд7)
Мы с вами сегодня много говорили о таких понятиях, как «совесть», «долг», «стыд». Что нового вы узнали? Какие цели мы ставили в начале урока ? Какие достигли? Учитель даёт задания для самостоятельной работы.
1. Соедини части так, чтобы получилась пословица.
-Как ни мудри, а совести не перемудришь.
-Совесть без зубов , а от совести нет.
-От человека утаишь, грызет.
2 .Игра «Найди пару».
– Ребята, я даю вам предложение, а вы должны найти вариант как можно его заменить .
-Поступать вопреки своим убеждениям. (Поступать против совести).
-Жить честно, справедливо. (Жить по совести).
-Делать что-либо хорошо, добросовестно. (Делать на совесть).
3..Составление пословицы.
Глаза – …, душа – …, совесть – ... . ( порука мера вера)
(Глаза – мера, душа – вера, совесть – порука (ответственность).
Коллективная проверка
Учитель заканчивает урок стихотворением С.Михалкова
КЛАД
Однажды деревянный дом
Сносили в тихом переулке,
И дети, в старом доме том,
Нашли сокровище в шкатулке.
Открылся взору клад монет,
Что тусклым золотом светился
И неизвестно сколько лет
В своем хранилище таился.
От глаз людских, от глаз чужих
Кто в этом доме прятал злато?
Кто, не забрав монет своих,
Потом навек исчез куда-то?
— Ну, что ж, друзья!— сказал Вадим.
Нам нарушать закон не надо!
Зато, когда мы клад сдадим,
Нам всем положена награда!
Был обнаружен звонкий клад
В монетах золотой чеканки,
И в тот же день, из рук ребят,
Он принят был в районном банке.
— Ну, вот и все!— сказал Вадим,
Всех увлекая за собою,
И все, за вожаком своим,
Пошли веселою гурьбою.
Был у Вадима лучший друг
И даже тот не знал, шагая,
Что у дружка, в кармане брюк,
Лежит монета дорогая...
Понятия такие есть,
Как Стыд и Совесть, Долг и Честь!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
religiya.docx | 2.23 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые технологии в курсе ОРКСЭ в модуле "Основы светской этики" по теме "Нравственный поступок"
Конспект поможет провести урок по ОРКСЭ в интересной игровой форме....
Урок по ОРКСЭ (модуль основы светской этики ) по теме "Совесть"
Урок по ОРКСЭ (модуль основы светской этики) по теме "Совесть" УМК "Школа России"...
Урок с презентацией по ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики") по теме "Совесть"
Урок построен в соответствии с современными требованиями: работа в группах, актуализация знаний, использование методов развития критического мышления. Работа на уроке сопровождается презентацией.Учени...
Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Светская этика") по теме "Дружба", 4 класс, + презентация к уроку
Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Светская этика") по теме "Дружба", 4 класс, + презентация к уроку...
Методическая разработка урока ОРКСЭ (основы светской этики) по теме "Совесть" 4й класс
Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о совести, как нр...
Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть
Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о совести, как нр...
ОРКСЭ (Основы светской этики). Технологическая карта урока по теме "Моральный долг"
Углубление знаний о добродетели, повторение ранее изученных понятий. Расширение знаний о моральных принципах, применение полученных знаний в жизни. Развитие аналитико-синтетических процессов на пример...