Методическая разработка (ОРКСЭ, 4 класс по учебнику "Основы светской этики") по теме: Урок «Совесть, стыд, долг».
методическая разработка (4 класс) по теме

Константинова Ирина Владимировна

 

Предмет -  основы светской этики     Класс -  4класс «В»

Тема урока : «Совесть, стыд, долг»

 Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Вид урока: Урок – диалог.

_______________________________________________________________

Цели урока:

- создать условия для формирования этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развивать нравственные ценности учащихся.

Прогнозируемые результаты:   раскрыть смысл таких понятий, как «совесть», « стыд» и «долг», через художественные произведения и изобразительное искусство. Найти отличи в этих понятиях

 Метапредметные результаты:

-участвовать в работе группы, договариваться друг с другом, предвидеть последствия коллективных решений;

-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; построение логической цепи рассуждений;

-формировать готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов решения трудностей.

Личностные результаты:

- развивать умения анализировать собственные поступки и признавать собственные ошибки, уметь отличать их ложные проявления.

Учебные материалы:

-интерактивная доска, презентация, учебник    Основы светской этики 4-5кл ,тексты произведений к уроку (А.Гайдар «Совесть», В.А. Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой»,  Ю.Г. Карпиченкова «Бабушка- медведица и внучка»)

 

 

 

Ход урока

1.Актуализация знаний

На прошлом уроке мы с вами познакомились с такими понятиями, как честь и достоинство. Давайте вспомним , что мы понимаем под этими качествами человека.

2.Мотивация учебной деятельности

Стихотворение Александра Яшина (слайд 1)

 

В несметном нашем богатстве
Слова драгоценные есть:
Отечество, Верность, Братство
И есть еще – Совесть и Честь.

Учитель. Для чего нам совесть?

Учитель. Можем ли мы назвать совесть нашим помощником?

Учитель. В чём она нам помогает?

На все эти вопросы мы с вами попытаемся найти ответы.

3. Работа по теме урока

-Ребятам  даётся задание прочитать произведение А. Гайдара « Совесть»

(слайд 2)

 

   Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу.

   Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.

   Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами.

   А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить.

   - Несчастный прогульщик! - строго сказала она. - И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?

   - Нет! - удивленно ответил малыш. - Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.

   Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.

   А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.

   Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.

   Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.

 

После прочитанного  учитель предлагает ребятам дискуссию  по следующим вопросам:

-Что вы можете сказать о Нине?

-Почему очень тяжело было на её сердце?

Как вы понимаете выражение «беспощадная совесть»?

Учитель: предлагает ребятам обратиться к словарю В.и. Даля . Какое он даёт нам определение этому понятию?

Совесть -  нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение ..Учитель: Первым , кто попытался понять, что такое совесть , был древнегреческий философ Демокрит. В то время ещё не было слова « совесть», и  Демокрит писал, что это переживание связано со стыдом, но отличается от него. (слайд 3)

 

Понятие «Совесть» рассматривается в живописи.

Обратимся уже к знакомому нам художнику Н.Н.Ге.

Николай Николаевич Ге (1831 – 1894). «Иуда» («Совесть») (1891).(слайд 4)

 

Учитель: Внимательно рассмотрите картину .Какое настроение она вызывает, чувства? Какие цвета красок выбраны для изображения одиноко-стоящей фигуры? Какой фон?

Учитель: В картине «Совесть. Иуда» (1891) одинокая согбенная фигура стоит на ночной дороге, зябко кутаясь в одеяние, обреченно обтягивая его на себе, как саван. Уже никогда не согреться тому, кто предал своего Учителя и Бога. Уже брошены ненужные тридцать сребреников, осталось только пойти и повеситься, покончив с этой загубленной жизнью…

Сам Ге воспринимал библейские образы с нравственно-моральной, а не религиозной точки зрения, но от взглядов мастера не меняется суть его великой картины, как не меняются и чувства Иуды, так точно переданные художником. Чем бы ни руководствовался апостол – за его проступок заплачена самая высокая цена. Иуда потерял все, чем до этого жил: Учителя, единомышленников, идею, друзей, потомков, истину, веру, надежду, любовь и жизнь. Единственное, что у него осталось,  совесть.

Впереди тусклый свет от удаляющейся процессии, уводящей Христа. Стихают шаги, голоса, и на ночной дороге остается одинокая фигура. Иуда не решается идти вслед за всеми, слишком тяжел груз предательства на его душе. Он стоит в нерешительности, осознавая весь ужас своего поступка, и уже не сможет простить и оправдать самого себя. Теперь перед ним тьма. Только луна мертвенно светит ему в спину. Очередной талантливо проявленный художником безвозвратный Рубикон с сожженными мостами.

Одинокая фигура Иуды на пустой дороге – как олицетворение совести.

Учитель: ребята, перед вами произведение В.А. Сухомлинского , прочитайте и подумайте. Как можно его озаглавить? (ребята предлагают варианты).Вы правы В.А. Сухомлинский назвал своё произведение «Стыдно перед соловушкой (слайд 5)

 

"Стыдно перед соловушкой" В.А. Сухомлинский

Оля и Лида пошли в лес. Они устали и сели на траву отдохнуть и пообедать.

Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки поели, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.

Соловей перестал петь. Лида собрала остатки своей еды и хлебные крошки и положила в сумку.

- Зачем ты берёшь с собой этот мусор? - сказала Оля. - Брось в кусты. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.

- Стыдно... перед соловушкой, - тихо ответила Лида.

Учитель:- Объясните, почему Лиде стало стыдно перед соловушкой?

Учитель подводит ребят к выводу:. Стыд- это тяжёлое переживание позора перед другими людьми за свои поступки, поведение, а  совесть- это стыд перед самим собой.

Учитель: По мнению древнегреческого философа Демокрита, надо стыдиться не только плохих поступков, но даже дурных мыслей и речей.

Учитель: Анализируя поступки девочек из двух произведений, можно ли сказать, что переживания  в результате которых, человек испытывает  совесть и стыд, являются движущей силой в процессе самовоспитания человека.? (дети рассуждают, доказывая  свои ответы )

Учитель: Да, совесть –это наш внутренний судья.

 -Подумайте , почему совесть действует  иногда сильнее на человека, чем написанные законы?

Учитель : Я хочу предложить вам прочитать ещё одно произведение(сказку) Ю.Г. Карпиченковой

«Бабушка- медведица и внучка»

Учитель: Почему стало стыдно юной медведице, ведь она единственная поступила правильно?

(дети размышляют на эту тему)

Учитель: подводит ребят к выводу, что стыдно бывает не только за свои поступки, но и поступки своих близких.

Учитель : Как должны были поступить близкие медведицы?

-Подумайте в чём ещё заключается ваш долг по отношению к близким?

Эту проблему рассматривал основоположник русской исторической живописи Антон Павлович Лосенко (1737 – 1773).  Перед нами картина"Прощание Гектора с Андромахой      (слайд 6)

 

 То, что изобразил художник, происходило три тысячи лет назад в Древней Греции. Но картина Лосенко была близка русским зрителям. Она учила их тому, что важно во все времена: любить родину больше всего на свете. , написанная в год смерти художника и оставшаяся несколько незаконченной,— «Прощание Гектора с Андромахой».

У древних греков был великий поэт Гомер. В его поэме "Илиада" рассказывается о событиях давнего времени. Полчища врагов подступили к стенам города Трои. Вождь троянцев Гектор собирается начать бой. У городских ворот он прощается со своей женой, Андромахой. Она держит на руках маленького сына и умоляет мужа остаться дома. Но для Гектора свобода родного города дороже собственного счастья и собственной жизни. Он бросается на врагов и погибает.

Cюжет ее взят из VI книги «Илиады». Гектор, вождь и защитник осажденного ахейцами города Трои, отправляется на битву и прощается с женой и маленьким сыном.

...Гектор стремительно из дому вышел...
Он приближался уже, протекая обширную Трою,
К Скейским воротам (чрез них был выход из города в поле);
Там Андромаха супруга, бегущая, в встречу предстала...
Там предстала супруга, за нею одна из прислужниц
Сына у персей держала, бессловного вовсе, младенца,
Плод их единый, прелестный, подобный звезде лучезарной.
Тихо отец улыбнулся, безмолвно взирая на сына.
Подле него Андромаха стояла, лиющая слезы;
Руку пожала ему и такие слова говорила:
«Муж удивительный, губит тебя твоя храбрость! Ни сына
Ты не жалеешь, младенца, ни бедной матери; скоро
Буду вдовой я, несчастная? скоро тебя аргивяне,
Вместе напавши, убьют! а тобою покинутой, Гектор,
Лучше мне в землю сойти: никакой мне не будет отрады,
Если, постигнутый роком, меня ты оставишь». . .
Ей отвечал знаменитый, шеломом сверкающий Гектор:
«Все и меня то, супруга, не меньше тревожит; но страшный
Стыд мне пред каждым троянцем и длиноодеждной троянкой.
Если, как робкий, останусь я здесь, удаляясь от боя.
Сердце мне то запретит; научился быть я бесстрашным,
Храбро всегда, меж троянами первыми, биться на битвах.
Доброй славы отцу и себе самому добывая!
Но, да погибну и буду засыпан я перстью земною
Прежде, чем плен твой увижу и жалобный вопль твой услышу!»

Цитата намеренно приведена в отрывках — Лосенко не иллюстрировал Гомера, а лишь воспользовался отдельными мотивами великой поэмы, вложив в них совсем не то содержание, которое раскрывается в древнегреческом эпосе.

В основе замысла Лосенко лежит идея долга перед родиной и героического самопожертвования во имя отечества. Этой идее подчинено все решение картины.

Учитель: Ребята, как вы считаете, связаны ли понятия «совесть» , «долг»и стыд.

-Приходилось  ли вам испытывать муки совести  и было ли стыдно за свои поступки перед друзьями , близкими

4.Рефлексия учебной деятельности (слайд7)

Мы с вами сегодня много говорили о таких понятиях, как «совесть», «долг», «стыд». Что нового вы узнали? Какие цели мы ставили в начале урока ? Какие достигли? Учитель даёт задания для самостоятельной работы.

1. Соедини части так, чтобы получилась пословица.

-Как ни мудри,                                      а совести не перемудришь.

-Совесть без зубов ,                                          а от совести нет.

-От человека утаишь,                                    грызет.

2 .Игра «Найди пару».

– Ребята, я даю вам предложение, а вы должны найти вариант как можно его заменить .

-Поступать вопреки своим убеждениям. (Поступать против совести).

-Жить честно, справедливо. (Жить по совести).

-Делать что-либо хорошо, добросовестно. (Делать на совесть).

3..Составление пословицы.

Глаза – …, душа – …, совесть – ... . ( порука мера вера)
(Глаза – мера, душа – вера, совесть – порука (ответственность).

Коллективная проверка

Учитель заканчивает урок стихотворением С.Михалкова

КЛАД

Однажды деревянный дом

Сносили в тихом переулке,

И дети, в старом доме том,

Нашли сокровище в шкатулке.

 

Открылся взору клад монет,

Что тусклым золотом светился

И неизвестно сколько лет

В своем хранилище таился.

 

От глаз людских, от глаз чужих

Кто в этом доме прятал злато?

Кто, не забрав монет своих,

Потом навек исчез куда-то?

 

—  Ну, что ж, друзья!— сказал Вадим.

Нам нарушать закон не надо!

Зато, когда мы клад сдадим,

Нам всем положена награда!

 

Был обнаружен звонкий клад

В монетах золотой чеканки,

И в тот же день, из рук ребят,

Он принят был в районном банке.

 

—  Ну, вот и все!— сказал Вадим,

Всех увлекая за собою,

И все, за вожаком своим,

Пошли веселою гурьбою.

 

Был у Вадима лучший друг

И даже тот не знал, шагая,

Что у дружка, в кармане брюк,

Лежит монета дорогая...

 

Понятия такие есть,

Как Стыд и Совесть, Долг и Честь!

 

          

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл religiya.docx2.23 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии в курсе ОРКСЭ в модуле "Основы светской этики" по теме "Нравственный поступок"

Конспект поможет провести урок по ОРКСЭ в интересной игровой форме....

Урок по ОРКСЭ (модуль основы светской этики ) по теме "Совесть"

Урок по ОРКСЭ (модуль основы светской этики) по теме "Совесть" УМК "Школа России"...

Урок с презентацией по ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики") по теме "Совесть"

Урок построен в соответствии с современными требованиями: работа в группах, актуализация знаний, использование методов развития критического мышления. Работа на уроке сопровождается презентацией.Учени...

Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Светская этика") по теме "Дружба", 4 класс, + презентация к уроку

Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Светская этика") по теме "Дружба", 4 класс, + презентация к уроку...

Методическая разработка урока ОРКСЭ (основы светской этики) по теме "Совесть" 4й класс

Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о  совести, как нр...

Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть

Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о  совести, как нр...

ОРКСЭ (Основы светской этики). Технологическая карта урока по теме "Моральный долг"

Углубление знаний о добродетели, повторение ранее изученных понятий. Расширение знаний о моральных принципах, применение полученных знаний в жизни. Развитие аналитико-синтетических процессов на пример...