Урок по ОРКСЭ (модуль основы светской этики ) по теме "Совесть"
план-конспект урока (4 класс) по теме

Урок по ОРКСЭ (модуль основы светской этики) по теме "Совесть" УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_orkse_sovest.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Совесть

Цель: воспитание цельной, целомудренной личности, понимающей и принимающей свои обязанности; способной к правильному оцениванию жизни и себя, своих поступков с точки зрения норм духовно-нравственного поведения; познание себя, своих способностей, возможностей для духовно-нравственного саморазвития, самореализации и самосовершенствования

Задачи:

  • на основании формирования этического понятия совести стимулировать самооценку и их самоконтроль в повседневном поведении обучающихся
  • формировать у учащихся культуру общения (коммуникативные умения);
  • развивать умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы.

Формы организации познавательной деятельности:

  • коллективная;
  • фронтальная;
  • групповая;

Оборудование: м\медийная установка, экран, листочки, ручки, тетради, толковые словари, тексты.

Ожидаемые результаты:

• Дети смогут составить представление о таких понятиях как «совесть», «стыд».

• Научатся анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях, высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение; принимать чужое.

• Осознавать, для чего людям нужна совесть.

Ход урока

І. Орг. момент. Мотивация

-Добрый день, ребята! Начинаем урок курса ОРКСЭ.

На доске в виде веера расположены цветные полоски бумаги, на которых описаны ситуации. Группа выбирает ситуацию и предлагает решение. Тот, кто нашел другое решение озвучивает его.

Ситуации:

  1. Вы нашли потерянную вещь, которая вам очень понравилась......
  2. Вы заигрались с друзьями и не успели выполнить  поручение мамы навести порядок в комнате.
  3. Вы знаете, что ваш друг совершил нечестный поступок, а подозревают в этом другого человека.
  4. В магазине кассир  по ошибке дал лишние деньги.
  5. На ваших глазах ребята, которые учатся с вами в одном классе,  отбирают сотовый телефон у первоклассника. Ваши действия?

- Молодцы! Все группы выбрали правильное решение, в которых поступили бы честно. А что значит поступать честно? (Поступать по совести)

ІІ. Формулирование темы, цели, задач урока. Постановка проблемы

- Назовите тему урока. (Совесть).

- Какие вопросы вы поставите перед собой, что вы хотите узнать?

Работа с таблицей.

-Поставьте знаки «+» в  колонке «Знаю» внимательно прочитав вопросы, и что хотите узнать в колонке «Хочу знать».

Таблица

Вопрос

Знаю

Хочу узнать

Узнал

1. Что такое совесть?

2. Нужна ли человеку совесть?

3. Что значит поступать по совести?

4. Какая совесть бывает чиста?

(Что такое совесть?

Нужна ли она человеку?

Что значит поступать по совести?

Какая совесть бывает чиста?)

ІІІ. Поиск решения проблемы. «Открытие» новых знаний

  1. Работа с определениями

Что такое совесть? Смоделируем понятие «совесть»

А) Моделирование понятия “совесть”.

Перед вами афоризмы (на листочках), раскрывающие это понятие. Выберите тот афоризм, который лучше всего объясняет, что такое совесть.

Афоризмы:

 Совесть — лучшая нравоучительная книга из всех, которыми мы обладаем, в нее следует чаще всего заглядывать.

Паскаль Блез

Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону.

Кант И.

Совесть есть светило внутреннее, закрытое, которое освещает единственно самого человека и речет ему гласом тихим без звука; трогая нежно душу, приводит ее в чувство, и, следуя за человеком везде, не дает ему пощады ни в каком случае.

Суворов А. В.

Совесть — это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близких.

Гольбах П.

Совесть — когтистый зверь, скребущий сердце.

Пушкин А. С.

Вся сила нравственной совести заключается в осознании сделанного зла.                

Дени Дидро

Совесть – это, в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного.

Д. С. Лихачев

Совесть – это страх, в каждом отдельном человеке охраняющий правила, которые общество выработало для своей безопасности.

С. Моэм

Совесть – это внутренний голос, предупреждающий о том, что за нами кто-то следит.

Генри Луис Менкен

Ребята работают в паре. Выполняют задание, на доске возникает следующая схема:

Б) Работа со словарем.

1.Обратимся к словарю (по словарю читает Яна) на слайде

Словарь В.И.Даля: «Совесть - внутреннее сознание добра и зла, тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка, чувство, побуждающее к истине и добру».  

  1. Заглянем в историю слова «совесть». Это слово состоит из двух частей: приставки со - что значит - вместе, корня - весть, что значит, знать, ведать. Совесть - это совместное знание человека со своим внутренним миром.
  2. Подберите однокоренные слова (записать на доске) (Совестливый, добросовестный)

Совестливый – поступающий по совести;

добросовестный – честный, правдивый, высоконравственный.

4. Просушивание аудиозаписи рассказа А.П.Гайдара «Совесть»

Вопросы группам:

1 группа: Как вы думаете, почему девочка услышала голос своей совести только после того, как проводила мальчика?

2 группа: Почему А.П.Гайдар назвал рассказ «Совесть», а не «Как Нина Карнаухова прогуляла уроки» или «История с Ниной Карнауховой»?

3 группа: Надо ли человеку слушать голос своей совести? Может ли совесть замолчать, и ты ее никогда не услышишь?

4 группа: Как по-вашему автор относиться к своей героине:

а) неисправима;

б) надеется, что девочка исправится;

в) он верит, что голос совести поможет Нине в жизни.

5 группа: Каким человеком, по-вашему мнению, станет Нина? Кто помог ей измениться?

2. Работа со статьей учебника «ОСЭ» с.48

А) Прочитайте первый абзац статьи. Кто первым, кто задумался, что такое совесть ? (Демокрит).                                                                          

Что он писал о совести? (По словам Демокрита, совесть – это «стыд перед самим собой»).

С каким чувством философ Демокрит связывал совесть? (Со стыдом).

(на слайде)

Должно стыдиться самого себя столько же, как и других людей, и одинаково не делать дурного, останется ли оно никому неизвестным или о нем узнают все. Но наиболее должно стыдиться самого себя...

Демокрит

Б) Работа с толковым словарем Даля (читает Лэйсан)

Стыд - это тяжёлое, подавленное чувство человека, реакция на осуждение. Чувство сильного смущения от сознания предосудительности проступка.

Какие слова можно подобрать к слову стыд? (позор, сопереживание)

Подберите однокоренные слова. (стыдливый, постыдный, стыдливость) – запись на доске        

В) Составление таблицы. Работа в паре.

- Как вы думаете, слова «стыд» и «совесть» близкие по своему значению?

- А есть ли в их значении какое-то различие?

Совесть

Стыд

 

(Стыд – тяжёлое переживание позора перед людьми за свое поведение, а совесть – это стыд перед самим собой, даже если люди тебя не осудили).

Проверка по эталону. (слайд)

Д) Беседа. Работа с притчей.

- Я хочу предложить вашему вниманию притчу о Совести без муки.

Что такое притча? (притча - небольшой нравоучительный рассказ в иносказательной форме)

Совесть без муки (притча для детей и взрослых)

Нашел совестливый человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему в бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило!

Автор притчи: Монах Варнава (Евгений Санин). Из книги: Маленькие притчи для детей и взрослых.

  • В чем заключается смысл притчи?
  • В чем мораль?
  • Какими мыслями и чувствами вам захотелось поделиться? ( Чему она вас научила?)

Е) Обобщение

- Ребята, нужна ли человеку совесть?

(Ответы детей).

Ж) Работа текстом учебника с. 49

Прочитайте 1 абзац. О чем вы узнали?

(Совесть – заставляет размышлять о своих поступках,

критически оценивать свои поступки,

напоминает о своих обязанностях, долге, ответственности,

игнорирует хитрые оправдания,

заставляет говорить о себе правду.)

- Что значит поступать по совести?

З) Игра «Найди пару». Работа в группах

-        Ребята, я даю вам предложение, а вы постарайтесь найти вариант словосочетания или предложения, как  им можно его заменить

  1. Поступать вопреки своим убеждениям. (Поступать против совести).
  2. Жить честно, справедливо. (Жить по совести).
  3. Делать что-либо хорошо, добросовестно. (Делать на совесть).
  4. Жить спокойно, не испытывая угрызения совести. (Жить со спокойной
    совестью.) Ведь не случайно говорят: «Счастлив тот, у кого совесть
    спокойна».
  5. Поступать без стыда, без стеснения. (Поступать без зазрения совести).

Проверка по слайду

и) Работа с кроссвордом в группах

Для кроссворда у нас один вопрос:

-.Какими качествами обладает совесть?

1

с

п

р

а

в

е

д

л

и

в

о

с

т

ь

2

д

о

б

р

о

3

н

р

а

в

с

т

в

е

н

н

о

с

т

ь

4

ч

е

с

т

н

о

с

т

ь

п

о

р

я

д

о

ч

н

о

с

т

ь

6

д

о

с

т

о

и

н

с

т

в

о

7

м

о

р

а

л

ь

V. Творческое применение знаний

- С.48 дочитайте до конца. Чтение вслух.

-Каково мнение философов о рождении совести? А что утверждает современная наука этика? А  вы с кем больше согласны, с философами или современной наукой этикой?

VІ. Рефлексия

1. Наедине с собой. Звучит спокойная музыка Э. Григ «Утро»

-Закройте глаза. Положите руку к сердцу и послушайте, как оно бьется. Прислушайтесь. Помолчите и подумайте: «В моем сердце живет честность, искренность, любовь. Только человек с добрым, открытым сердцем может быть отзывчивым, чутким».  Откройте глаза.

2. - Вернемся к таблице «Знаю – хочу узнать – узнал». Заполните 3-ю колонку каждый для себя. У кого из вас остались незаполненные клеточки? Ребята поможем. Проверка по слайду.

- У кого заполнены все строчки? Я рада тему вы усвоили и в жизни будете поступать по –совести.

3. Закончи предложение

Мне захотелось…

VІІ. Итог урока

На совестливых людях держится мир и порядок. И в  заключение урока послушаем стихотворение Яны Кузовлевой «Совесть» (читают Нонна и Арина)

Совесть
Словно ненаписанная повесть.                                                                                  

 Всех поступков, помыслов сердец,
Нас порою обличает совесть.
Это кара или дар Небес? 

Для кого-то этот голос громок:
Слышит он души упрек немой,
Совершив проступок или промах -
Сразу же теряет свой покой. 

А другой - уже тот глас не слышит
(Он любое зло себе прощал):
Что бы ни случилось, ровно дышит
Человек, что совесть потерял. 

Знаем, что она - бывает чистой;
А еще способна укорять;
И в делах раскаяться и в мыслях
(даже тайных) может заставлять. 

Как маяк дана нам Духом Божьим
Совесть, чтоб могли свой видеть путь:
Можно - жить по совести, а можно -
Навсегда дать совести уснуть.

VІІІ. Домашнее задание (на слайде – дифференцированное)

-Первое задание обязательно для всех, а второе и третье выбирайте сами.

  • С.14 з.1
  • С.15 з.4
  • Составить синквейн



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок 15. (ОРКСЭ, модуль -Основы светской этики. Тема урока "Что значит быть моральным"

Урок 15. (Орксэ, модуль "Основы светской этики") Тема урока: "Что значит быть моральным"...

Конспект урока по ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики) по теме: «Дружба» в 4 классе ОБОШИ «Лицей-интернат №1» г. Курска Учитель начальных классов: Конева Л.Н.

Конспект урока по ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики)   Тема: «Дружба» 4 классНа уроке идёт формирование представлений о настоящей дружбе, друзьях, добродетельности в  дружеских отнош...

Урок по ОРКСЭ (модуль основы светской этики) по теме "Семья"

Урок по ОРКСЭ (модуль основы светской этики) по теме "Семья" (автор учебника М.Т.Студеникин)...

Урок по ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики») в 4 классе по теме: «Этикет»

Открытый урок по ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики»)  в 4 классе с использованием ИКТ...

УРОК по ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики»)

Урок по ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики") в 4 классе по теме "Терпение и труд" (учебник Студеникина М.Т. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. )Учитель стави...