Игровые технологии в курсе ОРКСЭ в модуле "Основы светской этики" по теме "Нравственный поступок"
план-конспект урока (4 класс) по теме
Конспект поможет провести урок по ОРКСЭ в интересной игровой форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstennyy_postupok.doc | 101.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Нравственный поступок (формирование понятий «добро» и «зло»)
Цели:
- познакомить учащихся с понятиями «нравственность», «добро» и «зло»;
- совершенствовать навыки культуры общения через речевые упражнения, пословицы;
- воспитывать честность, справедливость, усвоить основные нравственные требования в поведении и общении с людьми, овладеть навыками культурного поведения.
Оборудование: ребусы, карточки, пазлы с изображением сказочных героев, листы цветной бумаги.
Ход урока
- Организационный момент
(Деление класса на 4 группы по 6 человек с помощью жетонов разного цвета)
- Объявление темы урока.
Работа над понятием «нравственность».
Тему нашего урока вы сможете назвать, разгадав ребус:
Цифра в кружочке означает букву алфавита под этим номером. Соберите эти буквы и составьте из них слово — название темы нашего урока.
- Работа по теме урока.
Учитель. Сегодня на уроке мы поговорим с вами о поступках людей, а поступки мы совершаем каждый день, выделим и разберемся, что же такое нравственный поступок? По каким поступкам люди судят о нас как о личности.
- Как вы понимаете слово поступок? (Дети читают в своих пособиях)
- Как вы думаете, какой поступок можно назвать нравственным? А безнравственным?
(Дети приводят свои конкретные примеры, обосновывая их)
Учитель. - Прочитайте высказывания великих людей, живших в разные века и в разных странах.
I группа. Древнеиндийское изречение
Делать ближним добро — это делать то, что желаешь себе.
II группа. Аристотель (древнегреческий философ)
Не для того мы рассуждаем, что такое добродетель (нравственность), а для того, чтобы быть хорошими людьми.
III группа. Английская пословица
«Лучше всех знает цену добру тот, кто испытал зло»
IV группа. Туркменская пословица
«На добро отвечать добром — дело каждого, а на зло добром — дело отважного».
(Учащиеся анализируют изречение, доказывают их актуальность сегодня)
Учитель. - А сейчас следующее задание.
Вспомните сказки, в которых рассказывается о добре и зле. А поможет вам в этом игра: «Собери сказочного героя».
(Ученики работают в группах, собирая пазлы: «Баба-Яга», «Золотая рыбка», «Красная шапочка», «Дюймовочка»)
Учитель. - Такие же персонажи есть в русских былинах, например, Добрыня Никитич — богатырь при князе Владимире. Он умен и храбр, ловок. Именно Добрыня выручает из беды княжескую племянницу.
Существует множество слов с корнем «добро».
Я предлагаю группам выполнить следующее задание: придумать с этим корнем:
I группа — слова — имена собственные, фамилии .
II группа — имена существительные.
III группа — имена прилагательные
IV группа — глаголы.
Учитель. - А теперь следующая игра: группам раздаются цветные листы бумаги — черные и красные. На доске написан список различных нравственных понятий: (нежность, зависть, забота, внимание, предательство, верность, дружба, радость, месть, жадность, любовь, ложь, эгоизм, сострадание, ненависть, трусость, жалость, ласка, лень). За отведенное время группы на обороте чёрного листа выписывают безнравственные поступки, на обороте красного — нравственные поступки.
(Подводятся итоги)
Учитель. - А теперь я предлагаю вам выбрать из списка определения и соотнести их с пожеланиями:
Пожелания | Определения | |
I группа | Добро пожаловать | |
II группа | Будьте добры | |
III группа | До добра не доведет | |
IV группа | В добрый час |
Определения: формула вежливой просьбы; приветствие гостю; пожелание благополучия при отправлении в путь или в каком-нибудь начинании; кто-либо (что-либо) не приводит к хорошему результату.
(Подведение итогов)
Учитель. - Сейчас мы проведем заключительный конкурс: «Собери пословицу»
1 Не одежда красит человека 2 Доброе дело 3 Доброта 4 Доброе слово человеку 5 Кто добро творит 6 Худо тому, | 3 лучше красоты 4 что дождь в засуху 5 того Бог благословит 2 само себя хвалит 6 кто добра не делает никому 1 а добрые дела |
Учитель. - Какими же качествами должен обладать человек, чтобы совершать нравственные поступки? (ответы детей)
- Достаточно ли для развития личности развития одного из этих качеств? (Нет)
- Можно ли назвать нравственный поступок «доброе дело»? (Да)
- Итог урока (рефлексия)
- Основное назначения человека — творить добро. И чтобы этот призыв не забывался, я хочу вручить вам три завета. Пусть они служат вам ориентиром в жизни и отношениях с людьми по пути добра.
«Не обижай людей — придет расплата.
Нам счастья не судит обида чья-то»
«Ты будешь ближними любим,
И радость доброты познаешь,
Не пожелав другим
Того, чего себе не пожелаешь»
«Без зла смотри на мирозданье,
А взглядом разума, добра, любви.
Жизнь — это море, из благих деяний.
Построй корабль и по волнам плыви»
(Стихотворение вручается каждому ученику
4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль"Основы светской этики" 4 класс
На этой странице вы найдёте рабочую программу,календарно-тематическое планирование по новому курсу ОРКСЭ модуль"Основы светской этики" 4 класс...
конспект урока для 4 класса по курсу ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" по теме "Дружба"
Данный конспект занятия подходит не только для урока по курсу ОРКСЭ, но прекрасно можно использовать и во внеклассной работе . Тема дружбы занимает большое значение в жизни каждого человека,не зависим...
Курс ОРКСЭ Модуль "Основы светской этики".
Тематическое планирование - 4 класс.Курс ОРКСЭМодуль "Основы светской этики"....
Урок по курсу ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики". 4 класс. Тема: "Дружба"
Цель урока по курсу ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики" на тему "Дружба": раскрытие сущности понятия "дружба", формирование представлений о качествах, которыми должен обладать настоящий друг. Формы ...
Конспект урока по курсу ОРКСЭ "Дружба". Модуль "Светская этика"
Разработка урока поможет развить представление у учащихся о дружбе, друге, добродетельности, понимания их значения в жизни общества....
Анализы текстов в рамках курса ОРКСЭ. Модуль: Основы светской этики.
Данный материал предлагается для работы с 4 классом по курсу ОРКСЭ, модуль Основы светской этики. Он поможет учащимся понять глубину нравственных поступков и предлагает вопросы для дискуссии по ...
Урок ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики) Нравственный поступок
Формировать у учащихся представления о том, что «нравственный поступок» и «мораль» - важнейшие морально-этические регуляторы поведения человека, создание у школьников пре...