Предмет | ОРКСЭ (Основы светской этики) |
Тема | Моральный долг |
Цель: |
Углубление знаний о добродетели, повторение ранее изученных понятий. Расширение знаний о моральных принципах, применение полученных знаний в жизни. Развитие аналитико-синтетических процессов на примерах литературных произведений и чтения текста учебника, учить сравнению, выделению главного, развивать творческое воображение. Формировать чувство ответственности, осознания необходимости исполнения моральных обязанностей. Воспитывать неприятие плохих поступков, показать на примерах что, выполняя моральные правила, люди находятся в безопасности. |
|
Тип урока | Урок открытия нового знания |
Основные понятия | Усвоение понятий: моральный долг, моральные обязанности, моральные нормы, уважение, бескорыстная помощь, благодарность, благотворительность |
|
Методы обучения | - частично – поисковый, - наглядный, - практический, - проблемный. |
Использованные технологии | - личностно – ориентированного обучения - педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия) - проблемного обучения, ИКТ |
Средства ИКТ, используемые на уроке
|
Презентация, интернет - ресурсы
М. Минков – Ю. Энтин «Дорога добра» |
|
|
|
Планируемый результат
|
Предметные умения: Знание и понимание понятия мораль, моральный долг, значения долга в жизни каждого человека, формирование первоначальных представлений о видах долга, осознание следования существующим в обществе нормам и требованиям. | Метапредметные умения:
П. Объяснить смысл предложенных понятий и Учить приѐмам анализа и синтеза при чтении художественного текста. Р. Учить саморефлексии и самокоррекции. Уметь контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания. К. Формулировать собственное мнение и позицию. Уметь коллективно обсудить данную |
проблему. | - Личностные умения: Осознание ответственности человека за общее благополучие, самостоятельная и личная ответственность за свои поступки.
|
Технология проведения | Деятельность ученика | Деятельность учителя | УУД |
Этап 1. Рифмованное начало урока |
1.Мотивация. Самоопределение к деятельности
Цель: создать положительный эмоциональный фон, способствовать психологическому настрою учащихся на урок.
| Эмоциональный настрой на урок. Слушают отрывок из песни (музыка М. Минкова – слова Ю. Энтина « Дорога добра»
Спроси у жизни строгой какой идти дорогой, Куда по свету белому отправиться с утра. Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом. Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.
Варианты ответов детей: -каждый может выбирать свой путь -нелегко выбрать правильный путь -помнить, что ты не один, а вокруг есть ещё люди, чтобы им не навредить -свобода
| Приветствие. Добрый день дорогие ребята и уважаемые гости! Мне очень приятно с вами встретиться в субботний день. Сейчас на улице так мрачно и скучно, очень хочется, чтобы появилось яркое солнышко. Что мы чувствуем, когда светит солнце? (свет и тепло). Слайд 1 Посмотрите, как улыбается вам солнышко, оно радуется и надеется, что на уроке вы сможете показать, какие серьезные проблемы мы решаем . Прозвучала песня М. Минкова и Ю. Энтина «Дорога добра». О чем она? - Что вы можете сказать, прослушав эти строки? -Свяжите свой ответ с темой прошлого урока. -С какими понятиями мы познакомились? - А что для вас свобода? - Дома нужно было составить кластер на тему "Свобода". Проверка домашнего задания. - Кто за что отвечает в Вашей семье? Каким образом понятия свобода и ответственность связаны между собой. Приведите примеры безответственных поступков.
| Регулятивные: контролируют свои действия; осознают, что уже известно и что предстоит узнать. Познавательные: выполнение логических операций, анализируют, делают выводы. Коммуникативные: обмениваются мнениями, выражают свою точку зрения, при этом не создают конфликтных ситуаций. |
|
| Регулятивные: контролировать свои действия; осознавать , что уже известно и что предстоит узнать. Познавательные: выделять необходимую информацию, умение работать по плану, выполнять логические операции, анализировать , делать выводы. - умение строить речевое высказывание, - анализ объектов с целью выделения признаков, Личностные: проявлять интерес к предмету. сформированность потребности в самовыражении и самореализации, - сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств. Коммуникативные: - интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми, - умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации, - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. - уважать всех участников диалога, контролировать действия друг друга. |
Этап 2 "Кластер» |
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие.
Цель: активизировать познавательную деятельность учащихся, создать условия для дальнейшего целеполагания. .
|
Слушают стихотворение. Ответы учащихся. 2 пути: 1) для себя; 2) для общества, т.е. для людей
Проверка д/з. Кластер слова СВОБОДА Работа с кластером. Называют и дополняют. Вывод: так что же такое свобода? Свобода – это обязанность, ответственность | Мы с вами тоже отправимся по дороге знаний, где нас будет сопровождать солнышко, оно нас будет согревать и освещать путь. И мне очень хочется, чтобы ее настроение передалось вам.
Урок хочу начать со стих . Сергея Острового
В жизни по-разному можно жить – Можно в беде, а можно в радости. Вовремя есть, вовремя пить, Вовремя делать гадости. А можно так: На рассвете встать – И, помышляя о чуде, Рукой, обожженною солнце достать И подарить его людям. Что вы можете сказать, прослушав эти строки? Как думаете , какой путь эффективнее? Почему? (Человек живет в обществе, среди людей и поэтому должен считаться с другими людьми и их мнением). Но в то же время на прошлом уроке мы говорили, что человек свободный. Мне бы хотелось, чтобы вы уточнили это понятие. Проверка д/з. Что вы подготовили к уроку? (Кластер Свобода) - Дома нужно было составить кластер на тему "Свобода". - А что для вас свобода? Самопроверка по эталону. СЛАЙД 2 Итоги д/з. Молодцы! |
Регулятивные: дают оценку собственным знаниям, осуществляют контроль за своей деятельностью.
Познавательные: выделяют необходимую информацию, анализируют, делают выводы.
Коммуникативные: четко и полно выражают свои мысли, при этом прислушиваются к мнению остальных участников диалога.
|
Этап 3 « Расшифруй!"
|
3. Выявление места и причины затруднений. Цель: подготовить учащихся к актуализации знаний, выявить уровень первоначальных представлений учащихся по теме урока. | Работа в парах. Отгадай ключевое слово! Отгадай слова и запиши их на строчках. Выпиши первые буквы каждого слова и прочитай по вертикали ключевое слово. 1. Качество, противоположное злу. 2. Качество, необходимое для выполнения любого поручения. 3. Глубокое эмоциональное сильное сердечное чувство. 4. Отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке. 1.доброта 2. ответственность 3. любовь 4. героизм | На уроках мы часто встречаемся с чертами характера человека и качествами. Задание на листе. Отгадай ключевое слово. Я предлагаю вам выполнить задание № 1. Работать будем в парах дружно, спокойно обсуждая варианты ответов. Прочитайте задание. Всем ли понятно, что надо сделать? Кто может сказать план ваших действий? Ключевое слово кроссворда долг, составленное из 4 слов.
Кто справился с заданием? Назовите слово. ДОЛГ Слайд 3 | Познавательные: выделяют необходимую информацию, умеют работать по плану, анализируют, делают выводы. Коммуникативные: уважают всех участников диалога, контролируют действия друг друга. Регулятивные: контролируют собственную деятельность, при необходимости внося коррективы; способны к саморегуляции.
Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося, развиваются навыки сотрудничества |
|
|
Этап 4 "Работа над понятием" |
4.Построение проекта выхода из затруднения. Цель: подготовить учащихся к сознательному применению знаний. |
Называют тему урока. Постановка цели и задач урока. Называют понятия , которые объясняют тему урока.
Моральный долг Моральные нормы |
Знакомо ли вам это слово? Попробуйте объяснить его значение? О каком долге пойдет речь на нашем уроке? Моральном долге. Назовите тему урока. СЛАЙД 4 А какие цели и задачи мы поставим перед собой на уроке? С чем должны познакомиться? Слайд 5 Как думаете, с какими понятиями встретимся на уроке? СЛАЙД 6 Где можно прочитать точное толкование слов? ( в словаре, учебнике. |
|
Физкультминутка
|
Этап 5 "Облака мыслей" |
5. Реализация построенного проекта.
Цель: совершенствовать навык самостоятельной работы .
|
Работа с учебником стр. 26
- Прочитайте 2 абзац учебника, о какой обязанности говорится? (перед самим собой) . Читают и выбирают необходимый материал - перед кем мы в долгу?
| Работа с учебником стр. 26
Моральный долг – осознание человеком необходимости исполнения моральных норм. Моральные нормы – носят обязательный характер, определяют поведение людей в разных ситуациях. Человек долга выполняет существующие нормы не по принуждению, а на основе своих убеждений.
- По отношению к кому или к чему мы выполняем свой долг Г. Гегель (нем. философ) определяет 4 вида обязанностей человека: 1. обязанности перед самим собой; 2. перед семьѐй; 3. перед государством; 4. перед другими людьми вообще.
- Прочитайте 2 абзац учебника, о какой обязанности говорится? (перед самим собой)
СЛАЙД 7 | Личностные: - формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: -развития познавательных интересов , учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и «незнания». Коммуникативные: - формулирование собственного мнения (позиции), - использование речи для регуляции своего действия, - построение монологического высказывания. Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи, - учёт правила в планировании и контроле способа решения, различение способа и результата действия. Познавательные: - использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач, - поиск разнообразных способов решения задач, Установление причинно-следственных связей. |
Этап 6 «Учимся сообща» |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи . Цель: создать условия для применения учащимися полученных знаний. | Чтение с . 27 Задание 3. Анализируют результат своей работы, соотносят результат с заданием, осуществляют самооценку.
Вывод:
- Назовите одним словом вид долга:
1. Моральный долг – забота о детях (родительский), а потом забота о родителях. 2. Долг, который выражается в защите своей Родины (патриотический). 3. Долг, который связан с выполнением обязанностей по работе (профессиональный). 4. Помощь другим людям, забота о них без личной выгоды (бескорыстие).
|
Давайте ещё раз перечислим моральные обязанности, которые мы рассмотрели на уроке Долг – говорить правду. 3 абзац – уважать других людей и считаться с их мнением. С. 27 Дочитайте до конца. - бескорыстная помощь другим людям. Что это значит? Давайте систематизируем. О каких видах морального долга узнали? Может кто-то еще назовет? Патриотический –защищать Родину, профессиональный, родительский, благотворительность. Долг бывает разный: родительский, патриотический, профессиональный, сыновний. - Патриотический долг связан с защитой своего Отечества. Испокон веку воины защищали свою родную землю от нашествия врагов. -
-Важно ли для вас то, о чём шла речь на уроке? -Какой моральный долг вы выполняете ежедневно? -Что самое главное в исполнении морального долга?
| Личностные: - формирование мотивов достижения целей, Формирование границ «знания» и «незнания». Коммуникативные: - понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, - ориентировка на позицию партнёра, - стремление к координации различных позиций в сотрудничестве, - умение договариваться, приходить к общему решению, - контроль действий партнёра, - построение понятных для партнёра высказываний, учитывающих, что он знает, а что нет, - использование речи для регуляции своего действия. Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи, - учёт правила в планировании и контроле способа решения, - различение способа и результата действия. Познавательные: - структурирование знаний, - построение речевого высказывания в устной и письменной форме, - установление причинно-следственных связей, - доказательство. |
Этап 7 « Кластер»
|
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. |
Слайд 8
Самостоятельная работа. Самопроверка по эталону. | Кластер Моральный долг.
Слайд 9
| Личностные: - развитие самооценки личности, - формирование адекватной позитивной самооценки, - формирование границ собственного «знания» и «незнания». Регулятивные: - планирование своих действий в соответствии с задачей, - учёт правил в контроле способа решения, - осуществление итогового и пошагового контроля по результату. - оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, - внесение необходимых корректив действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок. |
Этап 8 "Приведи примеры" |
8.Включение в систему знаний и повторения. | Учащиеся рассказывают о мероприятиях , проводимых благотворительными фондами или простыми гражданами тем, кто в этом нуждается. Какое участие в этих мероприятиях принимает их семья?
СЛАЙД 10, 11, 12, 13, 14
| Приведите примеры из художественных произведений и из нашей жизни. ( Наводнение, землетрясение, Донбасс…..) Концерты, звонки по телефону, сбор предметов и вещей, школьных принадлежностей..) На 5 канале по четвергам проводится передача благотворительного фонда по сбору денег больным детям. На груди у ведущих значки - цветик-семицветик. Почему такой значок? В каких произведениях встречали благотворительность или оказание помощь. «Цветик-семицветик» , «Старый дед и внучек». «Тимур и его команда». Секрет прост: только помогая другим, сострадая другим человек может обрести настоящий смысл жизни, прожить ее не зря. В противном случае он будет замкнут на своих проблемах. Не стой в стороне равнодушно, Когда у кого-то беда. Рвануться на выручку нужно В любую минуту, всегда. И если кому-то поможет Твоя доброта, улыбка твоя, Ты счастлив, что день не напрасно был прожит Что годы живёшь ты не зря.
| Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи, - различение способа и результата действия, - оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, - выполнение учебных действий в материализованной громкоречевой и умственной форме. Познавательные: - структурирование знаний, - построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, - доказательство. |
9. Рефлексия учебной деятельности Цель: подвести итог проделанной работе на уроке, соотнести цель урока с его результатом.
| Я чувствовал себя на уроке …
Материал мне был понятен…
Я усвоил основные понятия…
Я выполнял задания…
Мне захотелось поступать согласно моральным нормам…
Хочу поделиться знаниями с друзьями
|
- Что запомнилось из урока? - Над чем хочется задуматься? Подведение итогов в форме рефлексии по пунктам. Выбери и оцени себя сам.
Посмотрите на доску и отгадайте героя.
Крошка Енот СЛАЙД 15
Подумайте , какое отношение он имеет к сегодняшнему уроку. (мама попросила набрать вкусной осоки) Он сначала был злой в отражении и сам себя испугался. | Коммуникативные: полно и грамотно выражают свои мысли, правильно строят речевое высказывание. Регулятивные: осознают важность полученных знаний. |
Какой совет дала мама?
|
Коммуникативные: полно и грамотно выражают свои мысли, правильно строят речевое высказывание. Регулятивные: - восприятие оценки учителя, - адекватная самооценка. - установление причинно-следственных связей - осознают важность полученных знаний.
Познавательные: осваивают начальные формы рефлексии. Личностные: осознают важность полученных знаний. Личностные: - формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия, - формирование границ собственного «знания « и «незнания». |
10 .Домашнее задание. Цель: способствовать становлению внутренней установки личности проявлять моральный долг. | Слушают задание на дом, задают вопросы.
| Подведение итогов Н.Островский СЛАЙД 16 Есть прекраснейшее существо , у которого мы всегда в долгу, - это мама. 29 ноября Всемирный день Матери. Я приготовила вам картинку очень скромного цветка. Но он является символом любви, семьи, верности. Это будет подарок маме. Что нужно написать на всех лепестках, чтобы передать свою любовь маме? Напишите, какая у вас мама и сделайте ей приятное. Цветок подарите на праздник. И закончить урок тоже хочу стихами. Марина Станиславовна Галиниченко
Быть человеком - что это значит? Просто жалеть если рядом плачут Быть справедливым во всех деяньях, Ближнего разделять страдания. Быть человеком с понятием ДОЛГ, Значит, другому - товарищ, не волк. Труд человека всегда возвышает, Честно трудиться ничто не мешает. Совесть твоя, чтоб всегда говорила, Перед другими, чтоб не кривила. Маленький ты или с чинами Все перед Богом равны мы с вами. Быть человеком - что это значит? Нужно задуматься не иначе…
- Всем спасибо за урок, мне было приятно с вами работать, и я надеюсь, что вы осознанно и добровольно будете выполнять свой моральный долг и моральные обязанности. Помните, что высшим проявлением морального долга является процесс преодоления своих внутренних конфликтов и разладов, и выбор в пользу морали и совести. Тогда человек смело и уверенно идет к своей цели.
|
Коммуникативные: полно и грамотно выражают свои мысли, правильно строят речевое высказывание.
Регулятивные: осознают важность полученных знаний .
|
Познавательные: осваивают начальные формы рефлексии.
Личностные: осознают важность полученных знаний. |