Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о совести, как нравственной категории, а планируемые результаты - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о совести и нравственных нормах.
Конспект разработан на основе учебника Данилюк А.Я. Основы духовно- нравственной культуры народов России. О-75 основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы [текст] / Данилюк А.Я.: учеб. для общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2012.-63с.: ил.-ISBN 978-5-09-026774-8
используемые видеофрагменты не вмещаются в допустимые для публикации. Ссылки для их скачивания в сети интернет указаны в списке используемых материалов на последних слайдах презентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_kratko.rar | 2.93 МБ |
Предварительный просмотр:
Воробьева Вера Владимировна
учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия №44»
Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики)
4-й класс, 2-е полугодие, урок №23
Тема урока: Совесть
Тип урока: ОНЗ
Цель урока: формирование представления о совести, как нравственной категории.
Планируемые результаты (личностные)
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о совести и нравственных нормах;
-развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
-развитие навыков сотрудничества;
- Планируемые результаты (метапредметные)
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия, осуществлять информационный поиск;
-овладение навыками смыслового чтения, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
-овладение логическими действиями, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;
-совершенствование умений работать в группе, оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Планируемые результаты (предметные)
-понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
-развитие представлений младшего школьника о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей, о совести, как нравственной категории;
-готовность к нравственному самосовершенствованию и духовному развитию.
Основные понятия: стыд, вина, ответственность, совесть, внутреннее самосознание, самоконтроль, самооценка.
Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение, русский язык, математика.
Ресурсы: Данилюк А.Я. Основы духовно- нравственной культуры народов России. О-75 основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы [текст] / Данилюк А.Я.: учеб. для общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2012.-63с.: ил.-ISBN 978-5-09-026774-8; презентация урока;
мультимедиа (притча «Совесть», Youtube, 1минута; видеофрагменты: «Совесть», www.Kramola.info , 3минуты; «Пепел», «Книга» ,5 секунд)
Технические средства: компьютер, проектор, экран, магнитная доска.
Иллюстративный материал: оформление классной доски:
стыд вина совесть стыд перед самим собой Круги Эйлера- Венна Чувство, пришедшее с веданием Опора1гр. Опора2гр. Опора3гр. Опора4гр. Опора5 гр. | Опора «Инсайд» Опора «Вопрос-1» Опора «Вопрос-2» Опора « Я- смайлик» |
Опоры для работы в группах: 1.«Составь словечко» (желтая); 2.«Определение» (зеленая); 3.Составные части кластера «Как работает совесть» (розовые); эталон рассуждения, опоры: «Вопрос-1», «Вопрос-2», «Я- смайлик»; опоры для индивидуальной домашней работы на каждого ученика.
Сценарный план урока
Слайд№1 Учебник
1.Мотивация к учебной деятельности.
- Добрый день, мои друзья! Очень рада встречи я.
Мы продолжим изучать, удивляться и мечтать.
И сегодня, как обычно все получится отлично !
- Пожалуйста, присаживайтесь.
2.Актуализация знаний.
2.1. Создание проблемной ситуации в ходе проверки домашнего задания.
-Мы продолжаем исследовать социальную сферу общества, ее морально- этические, нравственные нормы и ценности, на основе которых в своей жизни каждый из нас сможем выстраивать гармоничные отношения в любой социальной группе.
Слайд№2 Фото
- Внимание на экран. Определите, что является общим (для этой информации фотографий) с позиции известных нам нравственных категорий? (чувство стыда, вины, муки совести).
У- Кто считает, что на фотографиях люди испытывают чувство стыда? Чувство вины? Угрызение совести? - Спасибо.
У. Выбор каждого из вас достаточно справедлив, объясните: на основании чего вы его сделали? (позы, жесты, мимика)
2.2 Определение нравственных категорий, понятий
У – Правильно ли я поняла: вы сделали свой выбор, опираясь на личный и общественный опыт. Предлагаю подключить (обосновать на основе) теоретические знания, вспомним определения этих нравственных понятий.
Опора Стыд
(Стыд- Продолжим…тяжелое, подавленное душевное состояние, которое появляется после осуждения поведения человека окружающими. Как определяли понятие стыда с позиции ответственности? (ответственность человека за поступок перед другими людьми)
У- Вся ли информация из определения прочитывается на фотографиях (отсутствует)? (когда появилось это состояние: после осуждения поведения окружающими).На основе определения подтвердить или опровергнуть ваш выбор полностью не можем.
У –Проверим другую категорию- вина- …продолжите определение.
Опора Вина
(Вина- переживание человека по поводу своего несоответствия нормам, невыполнения долга перед самим собой. А с позиции ответственности?(Ответственность человека перед самим собой.)
У- Какая информация из определения отсутствует на фотографиях?(Информации о том, перед кем несоответствие нормам, невыполнение долга отсутствует) Подтвердить или опровергнуть ваш выбор на основе теории не можем.
У- Попробуем соотнести фотографии с определением совести.
Д- Этого определения мы пока не знаем.
У. Тема нашего урока?
Д- Совесть.
Опора: Совесть.
У – Дети, ясно, что каждый из вас имеет определенные представления об этой нравственной категории, сегодня на уроке наша цель: значительно расширить ваши представления: раскрыть секреты и особенности. Кто считает для себя эту информацию необходимой? Тогда…
У- Включайте воображение! Прогнозируем содержание притчи.
3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.
3.1.Интерпретация проблемной ситуации посредством прогнозирования содержания притчи «Осколки».
- Один молодой человек, уезжая из родного города на новое место работы, прощался со своей малой родиной.
Стоял прекрасный весенний денек. Человек долго гулял по знакомым паркам, красивым площадям, уютным улочкам. И вот на одной из них он встретил слепого нищего, перед которым стояла жестяная банка. Проходя мимо него, наш молодой человек бросил в эту жестяную банку: прогнозируйте…
… Выбор каждого из вас имеет место быть. Сравним с первоисточником?
То ли потому, что у молодого человека было грустное настроение, то ли просто так, он бросил в эту жестяную банку осколки битого стекла и прошел мимо, а вскоре уехал из города детства. Прошло ровно тридцать лет и три года. Кто хочет продолжить?
- Сравним с первоисточником:
-Все в жизни человека сложилось удачно: большая дружная семья, замечательные верные друзья, успешная профессиональная карьера, уважение, почет, благополучие . Но все эти долгие тридцать три года, теперь уже пожилого человека, ни на секунду не покидал пронзительный звон из родного города - мучительный звон осколков, брошенных им в жестяную банку слепому .
3.2. мониторинг личностных достижений.
-Прежде чем продолжить прогноз, необходимо выясним - Можно ли утверждать, что эти тридцать три года человек был удовлетворен своей жизнью, был счастливым?
-«Ночь!»* ( Дети закрывают глаза и сигнализируют)- «День!»* ( Дети открывают глаза)– Всем спасибо! Проверим ваши ответы по первоисточнику:
Человек вернулся в город своего детства, нашел ставшее для него роковым место, на котором, как и в молодости, все так же сидел тот же, слепой нищий, а перед ним все так же стояла все та же жестяная банка.
Наш человек подошел к нему, честно признался, повинился, искренне раскаялся и от всего сердца попросил прощения: «Тридцать три года назад я просто так бросил в эту банку осколки битого стекла, прости меня, пожалуйста».
Слепой поднял на него свои незрячие глаза и ответил: «Те осколки в тот же день я выбросил, а ты их в своем сердце носил все эти годы».
3.3 Работа по содержанию притчи. Коллизия.
У –Дети, кто догадался, какие осколки всю жизнь носил в своем сердце человек? (осколки своего злого поступка, стыд (перед кем?), угрызение совести, осколки использованы в переносном значении)- Что испытывал? Какая мысль преследовала?
- Может, не нужно было признаваться, ведь никто не видел его поступок? (совесть, он сам)
Давайте разбираться (доказывать).
Слайд№3
3.4 Работа по иллюстрации
У -Внимание, рисунок на стр. 48 учебника! Может ли он послужить иллюстрацией к притче?
В притче про сон ничего не говорилось. Аргументируйте. Правильно ли я поняла, эти рисунки иллюстрируют внутреннее состояние человека? Распределите их относительно поступка: до и после.(Слова- действия совести, которые заставили попросить прощение: грызла, мучила, заговорила, кричала, терзала, не давала покоя, томила.)
У- Рассуждаем: когда человека было такое внутреннее состояние? (1-й фрагмент- до совершения поступка, после принесения извинения; 2-й фрагмент - после совершения поступка.
Молодцы! Меня радует, что вы используете народную мудрость. Это всегда помогает ярко объяснить любое понятие.
Слайд№4 Демокрит
У- Первым кто объяснил понятие совести, был древнегреческий философ Демокрит. Интересно, что в его время самого слова совесть еще не было, поэтому он писал об этой категории, как о переживании, связанном со стыдом (позором), но о переживании в значительной степени отличном от него.
4. Первичное закрепление во внешней речи.
4.1. Работа по учебнику. Инсайд. Кодирование информации.
У- Найдите краткую информацию о связи между этими категориями, используя «инсайд» в тексте учебника на странице 48 .Действует право открытия.(Ученик, первым нашедший верную информацию получает право открыть опору на доске: Совесть-стыд перед самим собой.)
У- Какое из этих понятий шире? (понятие совести значительно шире понятия стыда, кроме этого оно шире и понятия вина.) Стыд и Вина формируют Совесть. Попробуйте это предложение перевести на язык математики, в математическое выражение, закодируйте. Используйте переменные. (Учитель между опорами мелом пишет знаки: +; =: с+в=С)
-Прекрасно сработали. Позвольте уточнить, насколько глубоко вы осознали эту информацию?
Опора Круги Эйлера- Венна.–Каким цветом изображено понятие совести?
4.2. Работа в группах «Составь словечко» (Опора в группе. Совесть.)
Дальнейшее исследование нравственной категории совесть мы продолжим в группах. Приготовьте, пожалуйста, желтую опору. Всмотритесь и вслушайтесь в слово. Внутри него живут другие слова. Попробуй те их отыскать. (Составьте из букв слова совесть новые слова) Запишите их. Время 30 секунд.
У -Стоп игра! Какие слова отыскали? Круговая проверка: Каждая группа по очереди называет одно слово; группы, которые отыскали то же самое слово – хлопают. Побеждает группа, назвавшая слово последней. Начинает первая группа.
Молодцы! Очень интересные слова.
-Как связаны эти слова со словом совесть?
Слайд№5
совесть - это | совет | внутри нас |
весть | то, что подает нам весточку: правильно мы поступаем | |
сеть | - то, что ловит все наши поступки | |
есть | то, что есть у всех | |
свет | внутри нас | |
вес | то, что имеет вес (значимость) | |
сос | - то, что подает сигнал бедствия | |
вето | то, что накладывает запрет на плохие поступки | |
ось | стержень внутри нас |
- Вы практически раскрыли секрет слова совесть. Такого полного понимания этого слова, какое существует в русском языке, нет ни у одного другого народа мира.
Внимание на экран! Постарайтесь запомнить еще несколько слов, раскрывающие секрет совести, я уверена, вам пригодится.
Слайд№6
4.3. Просмотр видеофрагмента «СОВЕСТЬ»
4.4.Беседа по содержанию видеофрагмента «СОВЕСТЬ»
У - Дети, какие слова запомнились? ( Невежество, вежество, ведает- знает, бессовестный не ведает, что творит, все беды от невежества. Ведает результат своих действий, осознает, худого не сделает.)
Какое определение совести прозвучало в видеофрагменте? Действует право открытия.
Опора Чувство, пришедшее с веданием.
-С чем приходит совесть?( с осознанием)
- С осознанием чего? (что такое хорошо, что такое плохо)
-Дети, кто знает, что может послужить поводом для угрызения совести, встаньте?
Слайд№7
4.5. Физкультминутка. Игра «Хлопай- топай»
Проведем физкультминутку в форме нашей традиционной игры «Хлопай- топай».
Кто догадался о правилах игры, продолжите мою фразу: если слышу повод для угрызения совести …- то топаю.
Невежество, необразованность, безграмотность - Т; Непрестижная работа родителей -Х, Вульгарная внешность-Т; Грубое, бездушное отношение к живой и не живой природе - Т, Отсутствие современных гаджетов - Х; сквернословие и вранье -Т; жестокость и издевательство над живыми существами—Т; Физические недостатки -Х, Некрасивые поступки - Т, Поношенная, но аккуратная одежда - Х, Немодная, небрэндовая одежда - Х, наглость и нахальство - Т; Напрасно о ком- либо подумал плохо - Т, Дурные мысли - Т.
-Дети, я еще раз убедилась, что в нашем классе невежество отсутствует, вы все отлично знаете морально-этические, нравственные нормы и ценности, а значит, в вашем классе не будет и беды. Присаживайтесь, пожалуйста.
5. Самостоятельная работа с самопроверкой.
5.1. Знакомство с определением совести в различных источниках. Работа в группах.
- Продолжаем исследование в группах. Познакомьтесь с информацией на зеленых опорах. Подчеркните ключевые слова. Время 30 секунд.
1 группа Словарь Ушакова:
Совесть — внутренняя оценка, сознание моральности своих поступков, чувство нравственной ответственности за своё поведение.
2 группа. Толковый словарь Владимира Даля:
Совесть — нравственное сознание, чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда.
3 группа Словарь по общественным наукам:
Совесть — моральное осознание того, что является добром и злом.
4 группа БСЭ. Совесть, категория этики, характеризующая способность осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности.
5 группа Ожегов С.И. (толковый словарь русского языка).
«Совесть - чувство ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом».
5.2.Проверка работы в группах.
У – Стоп - игра. К доске приглашаются по 2 представителя от группы: 1-й зачитывает всю информацию, 2-й - ключевые слова; после чего помещаете опору на доску.
(Опоры: нравственное самосознание личности; ответственность за свое поведение; внутреннее осознание добра и зла, самоконтроль, самооценка.)
-Что интересного заметили? Кто готов сделать вывод?
Вывод (Эталон рассуждения) Мы познакомились с определением совести в разных источниках. В каждом из них это понятие формулируется по-разному, но общим во всех определениях является то, что совесть-это способность различать добро и зло, выбирая добро.
У- Молодцы, вывод сделан верно.
6. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Слайд № 8
6.1. Просмотр видеоролика «Как работает совесть».
У-Кто хочет увидеть, как работает совесть?
-Внимание на экран! После просмотра видеоролика мы создадим кластер «Как работает совесть»
6.2 Работа по содержанию видеоролика. Первичное восприятие.
- Кто запомнил 2 дела совести? ( перед выбором - подсказывает; после выбора -бьет тревогу)
-Кто может назвать особенность совести? (душевные раны сами по себе не зарастают, остаются шрамы)
6.3. Создание кластера «Как работает совесть». Работа в группах.
У- Из деталей розового цвета попробуйте создать кластер. Время 1 минута. О готовности сообщите.
6.4. Проверка работы в группах на экране.
У – Стоп - игра. Круговая проверка: группы цепочкой читают одну фразу, выражают согласие хлопком. Проверяем логику содержания… Я заметила, что форма кластера у каждой группы различна: у одних – все фразы расположены на одном уровне, у других - на разных, какая форма удачнее? ( пирамидки, треугольника) Какие ассоциации возникли? (Подъем на вершину успеха. Личностный рост. Самосовершенствование.).
Слайд № 9
мир
с самим собой
ты исправляешь
ты понимаешь - надо исправиться
эта мысль бесконечно преследует тебя
ты размышляешь над поступком, который совершил
Слайд № 10
-Кто хотел бы уточнить, подкорректировать какой- либо уровень? (4- просишь прощение)
У - На какой главный вопрос отвечает кластер? (Зачем нужна совесть для чего? Как быть в ладу с самим собой?) А известно ли вам, что ученые в лобной части мозга человека выявили участок, отвечающий за чувство совести?
У - Кто назовет, качество человека, которое помогает слышать голос совести? ( И совесть, и волевые качества, как умственные, физические необходимо тренировать)
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
7.1. Ассоциации.
- Тренируем! Задание дифференцированное: необходимо назвать мальчикам – профессии, девочкам - предметы, с которыми ассоциируется понятие совесть? (врач, учитель, пожарный, судья, полицейский, сторож, прокурор); (маяк, компас, тайник, фонарик, магнит, колокольчик, сеть, магнитофон, детектор)
Слайд № 11
Внимание на экран! - Вы повторили исследование Л. Н.Толстого, который работу совести сравнил с механизмом действия компаса: Зрячую, духовную часть человека называют совестью. Эта духовная часть человека, совесть, действует так же, как стрелка компаса. Стрелка компаса двигается с места только тогда, когда тот, кто несёт её, сходит с того пути, который она показывает. То же и с совестью: она молчит, пока человек делает то, что должно. Но стоит человеку сойти с настоящего пути, и совесть показывает человеку, куда и насколько он сбился.
У- Я желаю, чтобы каждый из вас всегда в своей жизни следовал стрелки компаса, прислушиваясь к голосу совести.
7.2 Домашнее задание
Слайд№12 (по инструкции)
1. Прочитать п. 23 по «инсайду»
2. Вспомнить произведения о совести
задание по выбору:
3. Описать механизм действия совести относительно любого предмета или профессии .
4.Нарисовать словесный портрет человека с чистой совестью.
5. Составить «Акротекст».
7.3.Тестирование. «Акротекст»
У- Какое нравственное понятие мы исследовали? Внимание на экран!( появляется слово совесть- вертикальное расположение, по клику мыши остальной текст) Какие фразы не являются характеристикой совести? Сколько фраз не относится к ней? Покажите жестом. Я довольна результатом всего класса. Действительно, все фразы этого акротекста могут служить характеристикой совести.
Слайд№13
Судья своим мыслям и поступкам
Осознание своих обязанностей
Внутренний голос
Ежеминутный самоконтроль
Самооценка
Тонкий чувствительный прибор
Ьлучшее украшение человека
7.4 Тренинг «Минута раскаяния», « Я – смайлик!».
У- Ночь! Давайте вспомним свои поступки, которые могли обидеть кого-нибудь. Поступки, за которые вам сегодня стыдно и в которых вы глубоко раскаиваетесь. Вспомните не саму ситуацию, а свои ощущения, которые испытывали тогда и сейчас. Кому это удалось: « День!»
Слайд№14 (2) - «Минута нашего раскаяния» - позади. Мы исправили свой поступок, и успокоили свою совесть. Если кто- то еще не сделал этого – спешите, потому, что каждый день каждый из нас пишет одну страницу в своей Книге Жизни. И только от нас зависит, какая получится история.
Слайд№15 Пепел А если, человек не в ладу с самим собой, он вспыхивает от гнева. И от его страницы остается лишь малюсенькая горстка пепла.
Слайд№16 Книга Желаю вам, чтобы на ваших страницах всегда оставались только добрые дела, а это значит - доброе имя, добрая память.
« Я –смайлик!». Улыбнитесь те, кто уходит с урока с новыми знаниями, здоровыми эмоциями, отличным настроением и чистой совестью.
Не угасают пусть улыбки.
Не допускайте в жизнь ошибки.
Идите радостно вперед.
Мир удивительный вас ждет!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предмет «Основы религиозных культур и светской этики». МОДУЛЬ «Основы светской этики» Тема урока: Дружба 4 класс
Современная школа осуществляет решительный поворот к личности школьника, он становится действительно субъектом своего развития, а не средством, с помощью которого педагоги реализуют отчуждённые от дан...
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») для 4 класса уровень базовый
Рабочая программапо основам религиозных культур и светской этики(модуль «Основы светской этики»)для 4 классауровень базовый...
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы светской этики) в 4 классе
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы светской этики») для 4 класса разработана на основе Рабочей программы к учебнику «Основы светской э...
Рабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль « Основы светской этики») для 4 класса на 2016 -2017 учебный год Учитель: Резук Татьяна Ивановна
Для учителя 4-5 классов по Основам светской этики...
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») для 4 классов .
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») для 4 классов...
Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы светской этики». «Добрым жить на свете веселей», 1 урок
Урок в 4 классе по теме «Добрым жить на свете веселей» соответствует программе, учебник Шемшуриной А.И. Это комбинированный урок, с использованием технологии системно-деятельностного подхо...
Рабочая программа к учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» для 4 класса
Рабочая программа и КТП к учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» для 4 класса...