Урок- истоки по теме "Милосердие"для учащихся 2 классов
методическая разработка (2 класс) по теме

Создание благоприятных условий для конкретизации и глубокого осознания, и прочувствования духовно-нравственного качества - милосердия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoki_miloserdie.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Милосердие»

Цель урока: - создать благоприятные условия для конкретизации и

                        глубокого осознания и прочувствования духовно-

                        нравственного качества – милосердия;

        - активизировать жизненный опыт детей в применении

                        щедрости, милости, сострадания;

        - развивать учебные и познавательные навыки.

                                       Ход урока

I. Минута вхождения в урок

- Улыбнёмся друг другу, подарим друг другу минуты приятного настроения. Скажите друг другу добрые слова, пожелайте успехов в работе.

II. Постановка темы и целей урока

- Сегодня на уроке мы будем говорить об одном из важных человеческих качеств – милосердии. (Вывешиваю на доску карточку с этим словом)

- А как вы понимаете слово «милосердие»?

- От каких слов оно образовалось? (Милосердие - милое сердце)

- Вы видите, что в этом слове слились воедино два: милость и сердце. Милость – это добровольный дар, щедрость. Милосерден тот, у кого этот дар идёт от сердца.

III. Изучение нового материала

1) Беседа

- Как вы думаете, в чём проявляется милосердие? (В слове и в деле)

- Вы уже знаете, как порой бывает необходимо услышать искреннее и доброе слово утешения.

- Расскажу одну грустную историю

       Это было больше ста лет назад. Шла война. Русская армия совершала далёкий поход. После боя было много раненых. Одним перевязывали раны, другим делали операции, а вот третьих старались не беспокоить – это были смертельно раненые. Доктора понимали, что жить им оставалось совсем немного и не хотели их тревожить. Таких раненых относили в сторону, в небольшой шалаш из хвороста. Почти все были без сознания. И вдруг послышался слабый голос:

- Где я? Все ушли… Все бросили… Подойдите же кто-нибудь.

       Это на короткое время пришёл в сознание один из умирающих. К нему бросилась молодая русоволосая девушка.

- Сестра… голубушка… родимая…

       На его измученном лице были ужас и страх.

- Ну что ты? Кто же тебя бросил? Видят, что тебе легче и пошли к другим, что потяжелее. А тебя скоро домой отправят, дома выздоровеешь.

- Дома-то хорошо. У нас семья дружная, большая.

      Умирающий не отрывал от сестры взгляда.

- Сестра… голубушка… ангел-хранитель…

      Усталая рука сестры оставалась на его горячем лбу, а она долго-долго говорила ему о родной стороне, о далёкой семье, которая ждёт его.

      Слушая эти сердечные слова, солдат снова впал в забытье. Дыхание его становилось слабее и слабее. На его лице был покой и улыбка. Сестра закрыла умирающему глаза и перекрестила его.

       Эта история не выдумана. Она напоминает нам о медицинских сестрах, которых в войну называли сестрами милосердия. Если врач оказывал больному физическую помощь, то сёстры лечили больных своим сердцем – добрым, заботливым, чутким.

        Сёстры милосердия хорошо знали мудрое наставление:

«Приди к скорбящему со словом утешения»

- Как понимаете смысл этих слов?

- Полезно и нам с вами помнить это мудрое наставление.

         Милосердие – это не слабость, а сила человека, любовь к людям. Свойственно оно людям, способным прийти на помощь.

- А когда надо приходить на помощь людям? – спросите вы.

- Обращайте внимание на позу людей, мимику, жесты. Они порой больше говорят о внутреннем состоянии человека, чем слова. Чаще смотрите в глаза людей, ведь глаза – это зеркало души. Они могут многое рассказать о состоянии человека: в них может быть выражена радость, печаль, мольба о помощи, боль, отчаяние.

     Во все времена есть люди сострадательные. Они своим примером показывают милосердие в деле. Обратимся к опыту нашей истории. В этом нам поможет учебник.

2) Работа по учебнику «Истоки» стр. 79

- Благодаря каким добрым делам вошли богатые сострадательные люди в историю? (Строили на свои деньги больницы, бесплатные столовые, создавали дома для одиноких престарелых людей – богадельни.)

- Вдумайтесь в смысл слова «богадельни».

- Как поступали сострадательные люди, если у них не было большого богатства? (Старались помочь ближнему небольшой суммой – милостыней, накормить, помочь делом.)

- Где были созданы I богадельни? (В православных монастырях)

- Имена и дела милосердных людей с благодарностью помнят в каждом городе, в каждом посёлке.

- Расспросите своих дедушек, бабушек, мам и пап о милосердных людях и их делах и на следующем уроке поделитесь с нами своими сообщениями.

- Как именовались добрые дела? (Благом)

- Как ещё было принято на Руси называть милосердие? (Благотворительность.)

- Как называют людей, которые занимаются благотворительностью? (Благотворителями)

- Наша страна большая и сильная, но многие люди в стране нуждаются в помощи. Есть дети – сироты, которые нуждаются в помощи. Созданы фонды милосердия, и каждый желающий может перечислить на их счёт деньги. И многие отдают последнее, чтобы другим лучше жилось.

    Есть у нас и дома престарелых, где живут старенькие, немощные люди, у которых не осталось близких людей. За ними некому ухаживать.

    А ведь бывает и так: взрослые дети отдают в дом престарелых своих стареньких родителей. Они забыли свой долг перед родителями, они совершили самое тяжёлое предательство в жизни. Время идёт очень быстро. Скоро вы тоже станете взрослыми и сильными, а ваши родители- слабыми и старенькими. Не совершайте предательства по отношению к своим родителям. Уважайте их старость!

3) Чтение стихотворения.

                                       Берегите старых людей.

                                                               Л. Татьяничева  

Для весёлых весенних ветвей

Корни более чем родня…

Берегите старых людей

От обид,

Холодов,

Огня.

За спиной у них - гул атак,

Годы тяжких трудов

И бить…

Но у старости

Силы не те

Дней прожитых

Мал запас…

Берегите старых людей,

Без которых не было б нас!

- Почему мы должны беречь пожилых и старых людей?

4) решение нравственных задач

- А как вы думаете, милосердие нужно проявлять только по отношению к хорошим людям или не только к хорошим? (Дети высказывают свои мнения)

- 1945год. Под окнами 6-ти этажного дома огромная куча угля, бледные лица пленных немцев, сбрасывающих уголь в подвал. Я вышла в кухню и остолбенела: за столом с ломтями хлеба перед тарелками со щами сидят немцы. Они ели, потом, низко кланяясь, благодарили тётю русским «спасибо», а мне тогда 8 лет было. Как? Ты всё забыла? Ты кормишь их? Забыла, как нас расстреливали из пулемёта, как бомбили?..

      А тетя просто и спокойно сказала: «Ведь они же голодные»…

- Это был первый урок милосердия в моей жизни.

- Вы на чьей стороне: тёти или девочки?

     Быть злым легко. Легко ответить на хамство хамством. Злому не страшны жестокость, бездушие, хамство, потому что он сам такой людям, надо попытаться понять, что сделало их такими. Жалко злых людей, их никто не любит, весь мир им, кажется враждебным и холодным. Они, как больные, требуют неотложного лечения.

- А чем же их лечить? (Добротой, задушевностью, сердечностью)

- Решите ещё одну нравственную задачу.

        Людям очень нужны… (Понимание, доброта, сострадание, милосердие, сердечность)

        Людям очень мешают… (Грубость, хамство, зло, дерзость, оскорбления)

5) Работа в тетради. Активное занятие «Милосердие»

1. Сейчас я предлагаю вам остаться наедине со своими мыслями

- Откройте тетрадь на с. 7 и поработайте самостоятельно.

- Определите, в чём проявляется милосердие?

2. Индивидуальная работа (2-3 минуты.)

3. Работа в четвёрках.

- Хочется ли вам поделиться своими выводами с товарищами?

- Образуйте рабочие четвёрки, сообщите друг другу своё решение и придите к общему мнению (3-5 минут)

4. Обсуждение в классе и экспертная оценка

а) выступление лидера (1-2 мин.) группы

б) экспертная оценка

5. Рефлексия.

- Какие мысли возникли у вас в ходе данного тренинга?

- Может быть, вы открыли для себя что-то новое или посмотрели на знакомое, обычное новым взглядом?

- Что вам захотелось сделать в отношении тех, кто нуждается в вашем милосердном отношении?

IV. Подведение итогов урока.

- Подведём итог всему услышанному и сказанному на уроке.

- О чём вы узнали нового для себя?

- Какие слова на уроке были ключевыми?

- сердечность

- милость

-щедрость (На доске на карточках)

- Какими словами расскажете о милосердном человеке?

- Послушайте стихотворение Я. Полонского

                                       Над этим полезно подумать.

Умей жалеть, но пусть желанья

Все будут чисты, как кристалл;

Умей прощать, и состраданье

Пусть будет вечный идеал.

Себя суди ты только строго,

Других ошибки забывай,

Всегда иди прямой дорогой

И никогда не унывай.

     Помните! Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи. Услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни, умей наслаждаться красотой. Красота – это гамма добрых чувств, человеческих, сердечных отношений.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок "Истоки" 2 класс тема "Город"

Использование краеведческого материала вызывает у детей большой интерес,часто удивляет. А то,что удивляет,поражает, всегда запоминается надолго,зарождает интерес к познанию,развивает память и мышление...

Открытый урок по окружающему миру в 4 классе («Воспитание на социокультурном опыте в рамках программы «ИСТОКИ»)

Дата проведения: 05.12.2009г.ТЕМА:  Защитники земли Русской.ЦЕЛИ: 1) Раскрыть детям образ «богатыря, защитника, Родины».             2)...

Урок- истоки по теме "Лес"для учащихся 2 классов

Приобщение к целостному взгляду на образ леса, развитие ориентации на видение живой красоты леса как частицы живой природы, воспитание потребности заботиться об окружающей природе...

Урок- истоки по теме "Сев и жатва"для учащихся 2 классов

Присоединение к социокультурным ценностям категории "сев и жатва", развитие целостного восприятия, общение на едином аналоговом уровне, воспитание уважения к людям разных профессий...

«Живая нить». Материал к уроку истоки «Ткачихи- рукодельницы» 2 класс

Льняная нить проходит через всю жизнь человека: от младенчества до последнего земного облачения. Лен издавна служил идеальным материалом для создания полотна....

Выступление на городском семинаре по теме «Активные формы обучения (АФО) в реализации программы «Социокультурные истоки» во внеурочной деятельности учащихся начальной школы»

В этой статье тезисно говорится об активных формах обучения (АФО), используемых при воспитании и обучении учащихся начальной школы во внеурочной работе на кружке "Социокультурные истоки". Даётся теоре...

Конспект урока по теме "Река" для учащихся 2 класса, предмет "Истоки"

Урок формирует представление о реке, ее частях, раскрывает многостороннее значение рек в природе и жизни человека, воспитывает бережное отношение к природе...