Открытый урок по окружающему миру в 4 классе («Воспитание на социокультурном опыте в рамках программы «ИСТОКИ»)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Дата проведения: 05.12.2009г.
ТЕМА: Защитники земли Русской.
ЦЕЛИ: 1) Раскрыть детям образ «богатыря, защитника, Родины».
2) Познакомить с защитниками земли Русской и вызвать желание брать с них пример; патриотическое воспитание защитника Отечества.
3) Развитие способности осуществляет выбор из противоположных качеств.
ПЛАН:
1. Организационный момент.
а) Музыкальная композиция «Россия».
б) Отрывок стихотворения «Задонщина»
За ясные зори, умытые росами,
За русое поле, с колосьями рослыми,
За реки разливные, в пламени синем,
Тебя по-славянски назвали - Россией!
Россия! Россия! Раздолья, равнины…
Босые берёзы, седые осины -
Всё памятно с детства,
Всё дорого с детства,
И всё же не можешь никак наглядеться!
Родину и мать не выбирают!
Родина моя - святая Русь!
Я тебя люблю и прославляю,
О тебе пою, тобой горжусь!
Слово учителя: Дорогие ребята! Сегодня мы с вами на нашем уроке ещё раз обобщим понятие «образ Родины» и поговорим о новом понятии «образ Защитника Отечества».
2. Работа в ресурсном круге.
- Давайте вспомним правила работы в ресурсном круге.
- Подумайте, пожалуйста, и скажите, что значит для вас слово «Родина». Начните свой ответ со слов: « Когда я говорю слово «Родина», я вижу… я слышу… я чувствую…»
- А помогут вам в этом ваши рисунки, которые вы нарисовали дома.
3. Рефлексия.
- Что значимое, важное для себя узнали?
- Чьи ответы запомнились, понравились?
4. Литературно-музыкальная композиция «Богатыри земли Русской».
Родина, Отечество - святые, дорогие слова для каждого человека. Защищать свою землю-долг народа. И всегда на Руси находились богатыри, которые готовы были отдать свои жизни за Родину.
Как узнать богатыря
Без кольчуги, без копья?
Богатырь всегда готов
Защитить нас от врагов!
(Звучит отрывок из песни « Богатырская сила»).
Учитель: Многие богатыри земли Русской за свои подвиги воспеты в былинах, наиболее почитаемы Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич. (Демонстрируется слайд с репродукцией картины Васнецова «Богатыри»)
- А сейчас мы с вами перенесёмся на много лет назад и вспомним подвиги наших героев. А поможет нам сказитель Баян - так в старину называли людей, которые ходили из города в город, из села к селу и, играя на гуслях, рассказывали героические былины.
(Звучат гусли. Выходит мальчик, одетый гусляром.)
Гусляр:
Ай, под славным городом под Киевом
Стояла застава богатырская.
На заставе атаман был Илья Муромец,
Податаманье был Добрыня Никитич,
Есаул- Алёша поповский сын.
Илья Муромец, про тебя сказ!
(Вызывает Муромца. Звучит торжественная музыка)
Илья Муромец: Из того ли-то города из Мурома,
Из того ли села Карачарова
Выезжал я, добрый молодец,
Во стольный Киев-град.
(Илья Муромец кланяется и отходит в сторону.)
Гусляр: Добрыня Никитич, твой черёд!
Добрыня Никитич: Нарекла меня Добрыней родна матушка.
Вот поехал я как-то к славной речке –
Вдруг не дождь дождит, не гром гремит,
Ай Змеинище да то Горынище,
Ай о трёх-то головах, о двенадцати хоботах летит.
Гусляр: Алёша Попович, выходи!
Алёша Попович: Прозываюсь я Алёша Попович-млад.
Рассказали мне про Тугарина Змеевича,
И что сам он трёх саженей росту,
Конь под ним, как лютый зверь,
Изо рта пламень пышет,
Из ушей – дым столбом – все боятся лютого.
(Музыка. Илья Муромец и Добрыня Никитич подходят к Алёше Поповичу и становятся в том же порядке, как на картине В.М.Васнецова.)
Учитель: Русь росла, крепла, но враги становились опаснее, сильнее. Но всегда на Руси находились смелые, умные полководцы. А одного из них благодарная Россия назвала «Солнцем Отечества».
Гусляр: Дружина Александра Невского!
(Звучит кантата С.Прокофьева «Александр Невский». На сцену торжественным строем выходят ратники .Демонстрируется слайд «Александр Невский»)
Великий благоверный князь Александр Невский.
1-ый ратник: В 15 лет участвовал в первом бою. В 16 принял присягу и стал князем Новгорода. Молодой князь строил оборону города, обучал дружину новым боевым приёмам, которые в Европе называли «русский лад».
2-ой ратник : Шведский король решил завоевать земли Александра. Александр пошёл в церковь св.Софии. Перед алтарём он произнёс молитву: «Боже славный, праведный! Ты повелел жить, не вступая в чужие пределы! Суди, Господь, обидящих меня и восстань на помощь мне!»
3-ий ратник :Потом он собрал войско и сказал: « Не в силе Бог, а в правде!» Неожиданно первым он напал на шведов и разгромил их на реке Неве. За эту победу был он прозван Невским.
Учитель: После смерти Александр Невский был причислен к лику святых Мощи его покоятся Санкт-Петербурге в Александро-Невской лавре.
1-ый ратник: Помните и детям своим завещайте: потому мы победили врага, что крепко, по-братски стояли друг за друга. Когда мы едины, любой враг нам не страшен.
2-ой ратник: И если кто с мечом к нам придёт –
3-ий ратник: - от меча и погибнет!
Все ратники: На том стоит и стоять будет земля русская!
(Все ратники уходят со сцены. Звучит музыка «Богатырские ворота» из цикла «Картинки с выставки» М.Мусоргского. Демонстрируется слайд с изображением Дмитрия Донского.)
Великий князь Московский Дмитрий Донской.
Гусляр: Ой, сойдёмся, братья русские,
Сыновья земли единой,
И поставим слово к слову,
Так, чтоб песня зазвучала
Возвеличивая славных,
Возвеличивая смелых.
Воздадим почёт и славу
Князю Дмитрию Донскому.
Воинам его бесстрашным
Память вечная в веках!
- Войско Дмитрия Донского!
Учитель: Это было время, когда Русь находилась под тяжким татаро-монгольским игом.
По разграбленным сёлам
Шла Орда на рысях,
Приторочивши к сёдлам
Русокосый ясак.
Как под тёмной водою
Молодая ветла,
Русь была под Ордою -
Русь почти не была…
Стонала земля наша Русская
От вражеских копий и стрел.
И жгли её толпы неверные
И каждый присвоить хотел.
Твердили: « Ты Богом забытая!
Тебе головы не сносить!»
И часто решали оружием,
Что быть тебе, Русь, иль не быть?
Терзали с востока и с запада
Не век, и не два, и не три,
Но славно всегда отбивались
Российские богатыри.
Учитель: Одним из первых Дмитрий Донской стал объединять удельные княжества в единое государство и отказался платить непомерную дань. Хан Мамай пошёл на него войной.
Доколь нам, други, пред тираном
Склонять покорную главу
И заодно с презренным ханом
Позорить сильную Москву?
Туда! За Дон! …настало время!
Надежда наша - Бог и меч!
Сразим монголов и, как бремя,
Ярмо Мамая сбросим с плеч!
1-ый воин: Князь Дмитрий разослал гонцов собирать войско. В течение нескольких дней поднялась вся Россия. Сергий Радонежский благословил князя, предсказал победу и дал в помощь двух монахов-богатырей.
2-ой воин: Это был праведный бой. Кровь лилась рекою. Много пало сыновей российских за свободу, за веру свою. И побежал Мамай! Началось великое освобождение нашей земли.
3-ий воин: За победу на поле Куликовом благодарный народ прозвал князя Дмитрия-Донским, а саму битву - «Мамаево побоище».
Гусляр: Гой вы, ребята удалые, гусляры молодые!
Красно начинали - красно и кончайте,
Каждому правдою и честью воздайте!
(Звучит торжественная музыка. Выходят все участники композиции.)
Гусляр: Ой вы гой еси, богатыри святорусские,
Ай седлали вы коней добрых
Да стояли за веру и Отечество,
И поклон вам от Руси во веки веков.
(Гусляр кланяется в пояс.)
Ратник: Богатырям нашим-
Все: (хором) Слава!
Ратник: Великому благоверному князю Александру Невскому –
Все: Слава!
Ратник: Великому князю Дмитрию Донскому –
Все: Слава!
Гусляр: И всему народу российскому –
Все: Слава! Слава! Слава!
(Звучит «Славься!» М.Глинки.)
- Вы все внимательно посмотрели композицию о защитниках земли Русской и, я думаю, теперь можете смело сказать каким должен быть защитник Родины.
(Каждой группе выдаются карточки, на которых написаны качества личности. Задание: необходимо выбрать одну из карточек, характеризующих защитника Родины и объяснить свой выбор.)
Слова: РАЗУМНЫЙ - ГЛУПЫЙ
СМЕЛЫЙ - ТРУСЛИВЫЙ
ДОБРЫЙ - ЗЛОЙ
СИЛЬНЫЙ - СЛАБЫЙ
МИЛОСЕРДНЫЙ - ЖЕСТОКИЙ
Делегирование. Каждая группа делегирует для ответа одного человека, который выражает мнение всей группы. Группы дополняют друг друга и приходят к единому мнению.
(На доске висит рисунок богатыря. Рядом с ним учитель по ходу объяснения детей прикрепляет таблички с выбранными детьми качествами защитника Отечества)
5. Рефлексия.
- Интересно было работать в группе?
- Чтобы стать защитником Отечества какие качества вы должны в себе воспитывать?
6. Создание странички «Моей первой Книги».
- Итак, запишите в свою книгу качества личности защитника Отечества. А домашним заданием вам будет записать пословицу о Родине, а ваши родители вам, конечно же, помогут.
7. Подведение итогов.
- Вам понравилось наше занятие? Мне тоже очень понравилось, как вы сегодня работали, давайте скажем друг другу «спасибо» .
- А я благодарю всех за работу и за внимание. До свидания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prez.ppt | 1.03 МБ |
kartochki.doc | 20 КБ |
karta.doc | 70 КБ |
samoanaliz.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Богатыри земли Русской Защитники Отечества
Чоткар патыр
Святой благоверный князь Александр Невский
Святой благоверный князь Александр Невский (1220-1263 гг.) 12 сентября (с.с. - 30 августа) Перенесение мощей блгв. кн. Александра Невского (1724 г.) 6 декабря (с.с. - 23 ноября) Преставление блгв. кн. Александра Невского, в схиме Алексия (1263 г.) « Александр» - защитник людей (греч.)
Рисунок Дюжина Ивана, ученика 4 «а» кл асса
Рисунок Клязьмина Павла, ученика 4 «а» класса
Рисунок Дюжина Ивана, ученика 4 «а» класса
Рисунок Черных Сергея, ученика 4«а» класса
Слава защитникам Отечества
Предварительный просмотр:
(Каждой группе выдаются карточки, на которых написаны качества личности. Задание: необходимо выбрать одну из карточек, характеризующих защитника Родины и объяснить свой выбор.)
Слова:
РАЗУМНЫЙ - ГЛУПЫЙ
СМЕЛЫЙ - ТРУСЛИВЫЙ
ДОБРЫЙ - ЗЛОЙ
СИЛЬНЫЙ - СЛАБЫЙ
МИЛОСЕРДНЫЙ - ЖЕСТОКИЙ
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И РЕСУРСОВ ИНТЕРНЕТ
Предмет, класс | Окружающий мир, 4 класс | ||
Тема урока, № урока по теме | «Богатыри земли Русской» Урок №3 по теме « Моя Родина – Россия» | ||
Актуальность использования средств ИКТ | Возможность представления уникальных материалов (картин, рисунков); формирование навыков и умений информационно-поисковой деятельности | ||
Цель урока | Познакомить детей с историческим прошлым нашей Родины | ||
Задачи урока | обучающие | развивающие | воспитательные |
Раскрыть детям образ «богатыря, защитника Родины»; вызвать желание брать пример с героев. | Развивать способности осуществлять выбор из противоположных качеств личности; развивать речь и мышление детей. | Воспитывать патриотов, будущих защитников Отечества | |
Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет) | Презентация «Богатыри Земли Русской»; карточки (Word, 20кб) | ||
Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства) | Компьютер, проектор, магнитофон | ||
Образовательные ресурсы Интернет | |||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | |||
ЭТАП 1 | Организационный | ||
Цель | Организовать внимание учащихся, эмоционально настроить их на работу | ||
Длительность этапа | 3 минуты | ||
Основной вид деятельности со средствами ИКТ | |||
Форма организации деятельности учащихся | Фронтальная | ||
Функции преподавателя на данном этапе | Организационная | ||
Основные виды деятельности преподавателя | Чтение стихотворения, прослушивание аудиозаписи | ||
Промежуточный контроль | Учащиеся отвечают на вопросы | ||
ЭТАП 2 | Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала | ||
Цель | Подготовить учащихся к активной работе на последующих этапах урока; восстановить в памяти те понятия, которые пригодятся при изучении нового материала. | ||
Длительность этапа | 6 минут | ||
Основной вид деятельности со средствами ИКТ | |||
Форма организации деятельности учащихся | Фронтальная, работа в ресурсном круге | ||
Функции преподавателя на данном этапе | Направляющая, коррекционная, обобщающая | ||
Основные виды деятельности преподавателя | Начать работу в ресурсном круге, обобщить понятие «Родина» | ||
Промежуточный контроль | Проверка д/з: анализ работ (рисунки) учащихся | ||
ЭТАП 3 | Усвоение новых знаний | ||
Цель | Дать детям понятие «Защитник Отечества»; познакомить с богатырями Земли Русской; учить анализировать поступки героев | ||
Длительность этапа | 15 минут | ||
Основной вид деятельности со средствами ИКТ | Просмотр слайдов | ||
Форма организации деятельности учащихся | Фронтальная, индивидуальная | ||
Функции преподавателя на данном этапе | Информационная, корректирующая, демонстрирующая | ||
Основные виды деятельности преподавателя | Демонстрация слайдов, беседа по ходу просмотра | ||
Промежуточный контроль | |||
ЭТАП 4 | Закрепление новых знаний | ||
Цель | Закрепить новые понятия, обогащать словарный запас, учить делать выбор из предложенных противоположных качеств | ||
Длительность этапа | 15 минут | ||
Основной вид деятельности со средствами ИКТ | Карточки с противоположными понятиями, созданные в программе Word | ||
Форма организации деятельности учащихся | групповая | ||
Функции преподавателя на данном этапе | Корректирующая, демонстрирующая, контролирующая | ||
Основные виды деятельности преподавателя | Корректирует устные ответы учащихся, контролирует выполнение заданий учащимися, оценивает | ||
Промежуточный контроль | Отчёт групп о сделанном выборе | ||
ЭТАП 5 | Информация учащихся о домашнем задании, рефлексия | ||
Цель | Донести до каждого ученика объём домашнего задания, способы и формы его выполнения, подвести итоги урока | ||
Длительность этапа | 6 минут | ||
Основной вид деятельности со средствами ИКТ | |||
Форма организации деятельности учащихся | Фронтальная | ||
Функции преподавателя на данном этапе | Информационная, обобщающая | ||
Основные виды деятельности преподавателя | Рассказ преподавателя о том, что нужно выполнить дома и как это сделать; обобщение материала урока | ||
Домашнее задание | Создать страничку «Моей первой книги», записать туда пословицу о Родине |
Предварительный просмотр:
Информационные технологии в деятельности учителя-предметника
Использование цифровых ресурсов в педагогической деятельности
Самоанализ урока с использованием ИКТ
Основные части урока | Методы деятельности | Используемые ИКТ
| |
учителя | ученика | ||
Организационный | Организационная | Фронтальная |
|
Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала | Проводит ресурсный круг, обобщает ответы учащихся, направляет, корректирует | Фронтальная |
|
Усвоение новых знаний | Информационная, корректирующая, демонстрирующая | Фронтальная, индивидуальная | Просмотр слайдов |
Закрепление новых знаний | Корректирующая, демонстрирующая, контролирующая | Групповая | Карточки с противоположными понятиями, созданные в программе Word |
Информация учащихся о домашнем задании | Информационная, обобщающая | Фронтальная |
|
Критерий | Описание | Выбор |
Методика использования информационных технологий на этапах урока | – использовались существующие образовательные ресурсы сети | |
– применялась адаптированная методика использования средств ИКТ | + | |
– применялась авторская методика использования средств ИКТ | ||
Методы использования средств ИКТ | - выбранные методы использования средств ИКТ не способствуют решению дидактических задач урока | |
- выбранные методы использования средств ИКТ способствуют решению не всех задач урока (или обучающих, или развивающих, или воспитывающих) | + | |
– выбранные методы использования средств ИКТ способствуют решению всех задач урока (обучающих, развивающих и воспитывающих) | ||
Организация учащихся при работе с использованием информационных технологий | – использование средств ИКТ снижает эффективность учебной деятельности учащихся | |
– эффективность учебной деятельности учащихся соответствует традиционному уроку | ||
– повышается эффективность учебной деятельности учащихся | + | |
Соблюдение санитарно – гигиенических требований | – нарушены санитарно-гигиенические требования к проведению урока в компьютерном классе | |
– не нарушены санитарно-гигиенические требования к проведению урока в компьютерном классе | + | |
Влияние информационных технологий на результативность | – нецелесообразное применение на уроке средств ИКТ | |
– незначительно влияющее на достижение дидактических целей урока использование средств ИКТ | ||
– использование средств ИКТ интегрировано в содержание урока | + |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по окружающему миру 1 класс УМК 2100
Открытый урок по окружающему миру 1 класс УМК 2100Тема: Ты и твои друзья...
открытый урок по окружающему миру.4 класс. по уч. А.А.Вахрушев
открытый урок на тему: "Права обязанности человека в обществе"....
Открытый урок по окружающему миру 1 класс
Тема: «Когда мы станем взрослым?»Цель темыФормирование представления о том, что каждый человек уникален и несёт ответственность за общее благополучие. Основное содержание темы, термины и понятия...
Открытый урок по окружающему миру 1 класс
Данный урок знакомит учащихся с разнообразием животного и растительного мира, воспитывает бережное отношение к окружающему миру....
Открытый урок по окружающему миру 2 класс.Тема урока : «В царстве грибов».
Тема: В царстве грибовТип урока: «Открытие» новых знаний.Новое знание: Строение гриба....
Открытый урок по окружающему миру по теме: «Поговорим о доброте» в рамках муниципального семинара заместителей директоров по учебно – воспитательной работе по теме « Развитие профессиональных компетенций современного учителя: проектирование процесса урок
Тема урока: «Поговорим о доброте». Цель урока: показать обучающимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты. Планируемые результаты: Предметные: научиться различать добрые и злые...
Открытый урок по окружающему миру 1 класс тема урока "Когда наступит лето?"
Открытый урок по окружающему миру 1 класс тема урока "Когда наступит лето?"...